УДК 338.24: 656.07
ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ОТРАСЛЕВОЙ СИСТЕМЫ ПРОЕКТА МОДЕРНИЗАЦИИ
БАЙКАЛО-АМУРСКОЙ МАГИСТРАЛИ
Рубан В.А., д.э.н., доцент, профессор кафедры «Государственное и муниципальное управление», ФГБОУВО «Сибирский государственный университет путей сообщения», e-mail: [email protected]
Метелева М.А., соискатель кафедры «Государственное и муниципальное управление», ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет путей сообщения», e-mail: [email protected]
Важная роль проекта модернизации Байкало-Амурской магистрали ОАО «РЖД» в реализации стратегии нового роста экономики страны требует поиска новых подходов к повышению эффективности управления его реализацией. Для решения задачи совершенствования механизма управления проектом необходимооценить условия среды реализации проекта. Авторами статьи проведен анализ социально-экономического положения регионов, прилегающих к Байкало-Амурской магистрали и определены отрицательные тенденции развития территориально - отраслевых систем. Сделан вывод о том, что для повышения эффективности управления проектом в механизм управления необходимо внедрить инструмент постоянного мониторинга качества внешних условий.
Ключевые слова: территориально-отраслевая система, условия реализации проекта, качество управления.
PROBLEMS OF SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REGIONS OF THE TERRITORIAL AND BRANCH SYSTEM OF THE PROJECT FOR THE MODERNIZATION OF THE BAIKAL-AMUR MAINLINE
Ruban V., Doctor of Economics, assistant professor, State and Municipal Administration chair, FSEIHE «Siberian Transport University»,
e-mail:[email protected]
Meteleva M., the applicant, State and Municipal Administration chair, FSEI HE «Siberian Transport University»,
e-mail:[email protected]
The important role of the modernization project of the Baikal-Amur railway «Russian Railways» LTD in the implementation of the strategy of the new growth of the economy requires new approaches to improve the efficiency of implementation management. To solve the problem of improving the mechanism of management it is necessary to estimate the environmental conditions of the project. The authors conducted an analysis of the socioeconomic situation in the regions adjacent to the Baikal-Amur railway and identified negative trends in the development of territorial - industrial systems. It is concluded that to improve the effectiveness of project management control mechanism it is necessary to introduce a tool for continuous quality monitoring of external conditions.
Keywords: territorial-industrial system, project conditions, quality of management.
В новой модели экономического роста, представленной социально - экономической стратегией России на период до2020, важноеместо занимает задача укрепления международной позиции России, предполагающее развитие сотрудничества со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, приоритетным партнером среди которых является Китай [1].
Ключевым в реализации поставленной задачи является мегапро-ект, заявленный Президентом РФ на Петербургском экономическом форуме в 2013 году - проект модернизации Байкало-Амурской (далее БАМ) и Транссибирской (далее Транссиб) магистралей. Целью проекта является развитие инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей как необходимого условия раскрытия потенциала восточных территорий Российской Федерации, освоения новых месторождений полезных ископаемых, обновления промышленной базы регионов Сибири и Дальнего Востока, расширения внешнеэкономических связей и укрепления статуса России как ключевого звена континентальной транспортной системы [2].
В июле 2014 года на международной конференции «Байкало-Амурская магистраль: геоэкономика железнодорожного транспорта и роль в развитии Сибири и Дальнего Востока» министр по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов отметил, что одной из задач правительства является расширение рамок проекта модернизации БАМа и Транссиба, его синхронизация с социальными проектамипереселения людей из ветхого жилья, развития инфраструктуры, создания новых рабочих мест в регионах присутствия, а также экономическими программами развития северных территорий РФ и выхода к новым месторождениям природных ресурсов [3].
Плановое финансирование проекта составляет: 302 млрд. рублей за счет средств ОАО «РЖД», 150 млрд. рублей за счет средств Фонда национального благосостояния, 110 млрд. рублей за счет средств федерального бюджета РФ [4]. Реализация крупномасштабного межрегионального проекта несомненно увеличивает социально-экономический потенциал регионов присутствия. Вместе с тем, важной задачей для системы управления проектом является обеспечение эффективности его реализации, которая заключается в максимальномдостижении
поставленных целей, экономном целевом расходовании ресурсов, соблюдении установленных сроков реализации мероприятий, обеспечении синергии деятельности всех участников.
Авторы считают, что согласно определению экономической системы, как совокупности механизмов и институтов для принятия и реализации решений относительно производства, распределения, обмена и потребления материальных и нематериальных благ в рамках определенной географической территории [5], долгосрочные инвестиционные проекты, целесообразно рассматривать в качестве элементов региональной экономической системы, внутренние условия которой влияют на эффективность реализации проекта. Региональные социально-экономические процессы и процессы, связанные с реализацией проекта, рассматривается авторами как единая территориально-отраслевая экономическая система (далее ТОЭС). В связи с этим, действенным методом повышения эффективности программы является совершенствование механизма управления региональными экономическими системами, прилегающими к ареалу реализации инвестиционного проекта модернизации железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей.
Модернизация Байкало-Амурской магистрали создает перспективный потенциал для освоения территорий Дальнего Востока и освоения новых месторождений полезных ископаемых. В связи с этим, данная часть проекта имеет особую важность для развития экономической системы страны и требует повышенного внимания к организации процессов управления.
На первом этапе совершенствования механизма управления ТОЭС необходимо определить состояние внешней среды проекта, которая представляет собой совокупность социально-экономических условий регионов зоны БАМа.
Ареал прохождения Байкало-Амурской магистрали расположен на территориях шести регионов: Амурской области, Забайкальского края, Иркутской области, Республики Бурятия, Республики Саха (Якутия), Хабаровского края. Программа является отраслевым проектом ОАО «РЖД».
Таблица 1 - Динамика показателя СЭП - рейтинга субъектов зоны БАМа в 2011 - 2015 гг.*
Субъект РФ Интегральный показатель рейтинга социально - экономического положения, %
2011 2012 2013 2014 2015
Амурская область 37,58 36,97 37,99 34,27 39,51
Забайкальский край 33,04 33,55 32,95 29,55 29,39
Иркутская область 50,23 51,52 48,94 50,13 50,72
Республика Бурятия 34,26 33,53 35,83 33,54 35,10
Республика Саха (Якутия) 51,58 49,61 48,96 52,29 53,10
Хабаровский край 47,15 45,05 44,94 43,46 46,96
* составлено авторами по [6]
Сравнительное положение регионов зоны БАМа по уровню социально-экономического развития демонстрирует рейтинг социально-экономического положения субъектов РФ (далее СЭП) агентства «РИА Рейтинг». Динамика интегрального показателя социально-экономического положения регионов зоны БАМа за период 2011-2015 годов представлена в таблице 1.
Для сравнения - интегральный показатель региона - лидера рейтинга СЭП составляет в среднем 82%. Вместе с тем, необходимо учитывать разницу географического положения регионов, объективные экономические условия, не зависящие от деятельности системы регионального управления. Условия развития рассматриваемых нами регионов сопоставимы.
На основании данных(табл.1)авторы заключили, что к 2015 году наиболее высокий уровень социально-экономического развития достигнут в Республике Саха (Якутия) и Иркутской области (53,10% и 50,72%). По региону с наименьшим показателем уровня социально-экономического развития - Забайкальскому краю (29,39%), необходимо осуществить более глубокий анализ процессов.Уровень развития экономики Забайкальского края и Хабаровского края снизился лишь в период 2014-2015 годов, что свидетельствует о наличии потенциала, который необходимо определить и реализовать.
Далее определим особенности и проблемы развития отраслей, которые оказывают существенное влияние на реализацию проекта.
К таким авторы относят ведущие отрасли экономики регионов, а также отрасли социальной инфраструктуры.
Индексы социально-экономических показателейразвития регионов реализации проекта модернизации БАМа в 2015по сравнению с предыдущим годом, которые рассматриваются авторами в качестве показателей качества управления внешними условиями проекта, представлены в таблице 2.
На основании анализа показателей развития регионов, прилегающих к Байкало-Амурской магистрали (табл.2) авторами сделаны следующие выводы.
По отраслям материального производства: - особое внимание необходимо уделить ситуации в отраслях «Добыча полезных ископаемых» и «Обрабатывающие производства», так как проект модернизации БАМа разработан с учетом целей программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года», направленной на обеспечение своевременного и надежного вывоза товаров, произведенных на территории Дальнего Востока [8]. По данным за 2015 год объемы добычи полезных ископаемых снизились в Амурской области и Республике Бурятия (на 12,4 и 7,1% соответственно), снижение объемов обрабатывающих производств наблюдается в Забайкальском крае на 5,8, Республике Саха (Якутия) на 9,3 и вХа-баровском крае на 0,4%;
Таблица 2- Показателикачества управлениясоциально-экономическими процессами в регионах реализации проекта модернизации БАМа, %
Амурская область Забайкальский край Иркутская область Республика Бурятия Республика Саха (Якутия) Хабаровский край
Индекс показателя «Добыча полезных ископаемых» 87,6 101,3 113,6 92,9 105,0 105,6
Индекс показателя «Обрабатывающие производства» 112,7 94,2 101,6 103,5 90,7 99,6
Индекс показателя «Производство и распределение э/э, газа и воды» 87,9 99,0 95,5 106,0 102,2 105,9
Индекс показателя «Сельское хозяйство» 102,1 94,9 93,9 90,5 97,9 90,2
Индекс показателя «Объем ввода жилых домов на 1000 человек населения» 76,2 67,0 110,4 101,0 114,9 101,8
Индекс показателя «Объем перевозок грузов железнодорожным транспортом» 128,6 92,2 94,4 95,5 99,0 101,4
Индекс показателя «Объем перевозок грузов автомобильным транспортом» 110,9 84,3 47,1 121,0 113,8 93,1
Индекс показателя «Объем услуг связи, оказанных населению» 95,4 97,1 91,0 100,1 99,5 96,5
Индекс показателя «Численность студентов по программам подготовки квалифицированных рабочих и служащих на 10 000 человек населения» 98,5 88,4 95,7 91,3 93,7 96,8
Индекс показателя «Численность врачей всех специальностей на 10 000 человек населения» 94,2 93,5 92,9 102,9 97,0 94,9
Индекс показателя «Выпуск газет на 1000 человек населения» 118,6 100,7 97,8 104,0 78,5 69,8
Индекс показателя «Уровень занятости населения» 98,9 100,7 103,4 100,3 100,3 99,4
*составлено и рассчитано авторами по [7]
- проект модернизации БАМа сопряжен с инвестиционными программами строительства энергетической инфраструктуры Федеральной сетевой компании Единой Энергетической Системы, поэтому для оценки условий, в которых реализуется проект, необходимо иметь информацию о положении дел в данной отрасли. В 2015 году показатели объемов производства и распределения электроэнергии, газа и воды в половине анализируемых регионов демонстрируют тенденцию к снижению, что является поводом к формированию более подробной информации для принятия управленческих решений;
- среди отраслей материального производства наиболее проблемной является отрасль сельского хозяйства, в которой наблюдается снижение объемов производства в пяти регионах из шести.
Относительно ситуации в отраслях социальной инфраструктуры регионов зоны БАМа авторами сделаны следующие выводы:
- снижение внимания органов региональной власти к вопросам обеспеченности населения жильем наблюдается в Амурской области и Забайкальском крае, следовательно, в этих регионах перед руководством проекта может встать проблема обеспечения жильем специалистов проекта;
- показатели объема перевозок грузов железнодорожным и автомобильным транспортом в регионах присутствия проекта демонстрируют неоднородные тенденции. Так, в Иркутской области показатель перевозок грузов автомобильным транспортом снизился почти вдвое - на 53%, при одновременном снижении объемов перевозок грузов железнодорожным транспортом на 5,6%. В Забайкальском крае наблюдается снижение данных показателей на 15,7 и 7,8% соответственно. Для повышения эффективности реализации проекта необходимо выявить причины таких тенденций, согласовать управляющие воздействия с руководством сопряженных отраслей;
- показатели объемов услуг связи демонстрируют стремление к снижению во всех регионах, что является негативной тенденцией для программных целей освоения новых месторождений и расширения внешнеэкономических связей;
- в качестве показателя состояния образовательной инфраструктуры в регионах авторами определен показатель «Численность студентов по программам подготовки квалифицированных рабочих и служащих на 10 000 человек населения», так как именно данная категория трудовых ресурсов наиболее востребована для проектов инженерного строительства. Ситуация с кадрами необходимой квалификации требует повышенного внимания со стороны системы управления, так как показатель демонстрирует снижение во всех регионах присутствия проекта;
- показатель, характеризующий состояние здравоохранения «Численность врачей всех специальностей на 10 000 человек населения» демонстрирует наличие рисков для проекта в этой сфере, а именно, рискнедостаточности медицинских кадров в регионах;
- показатель, характеризующий степень внимания органов региональной власти территорий, прилегающих к БАМу к сфере культуры и отдыха «Выпуск газет на 1000 человек населения»,демонстрирует тенденцию к значительному снижению в Республике Саха(Якутия) и Хабаровском крае ( соответственно на 21,5 и 30,2%), что не отвечает потребностям проекта в развитии коммуникаций и презентации потенциала регионов;
- показатель «Уровень занятости населения» снижается в Амур-
ской области и Хабаровском крае и незначительно растет в других областях. Следовательно, в регионах имеется потенциал незанятой рабочей силы для работ по проекту.
Анализ социально-экономического развития регионов, прилегающих к ареалу проекта модернизации Байкало-Амурской магистрали показал неоднородность развития отраслей материального производства и социальной инфраструктуры территорий. Такая ситуация требует особого внимания со стороны управляющей системы проекта, так как внешние условия оказывают существенное влияние на эффективность его реализации.
Решение данной задачи авторы видят в организации процесса постоянного мониторинга изменений социально-экономического положения территорий присутствия и принятии управленческих решений на основании полученной оперативной информации. Также необходимо организовать процесс эффективного взаимодействия между управляющей системой проекта, региональными органами власти, управляющими системами сопряженных проектов. Определение путей совершенствования механизма управления территориально-отраслевыми системами, в ареале которых реализуется инвестиционный проект модернизации Байкало-Амурской магистрали ОАО «РЖД» является задачей дальнейшего исследования.
Литература:
1. Стратегия-2020: Новая модель роста - новая социальная политика. Итоговый доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 года. Книга 2; под научн. ред. В.А. Мау, Я.И. Кузь-минова. - М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2013. - 408 с.
2. О проекте. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:Ийр:// ar2014.rzd.ru/ru/investment/project-of-reconstruction-BAM-TSR/ (дата обращения 19.06.2017).
3. Экспертному совету поручено сопровождать модернизацию БАМа и Транссиба. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// open.gov.ru/events/5510362/ (дата обращения 19.06.2017).
4. Источники финансирования проекта. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://ar2014.rzd.ru/ru/investment/project-of-reconstruction-BAM-TSR/ / (дата обращения 19.06.2017).
5. Основы теории управления экономическими системами: краткий курс лекций / Сост. И. П. Глебов // Саратов: ФГБОУ ВПО «Саратовский ГАУ», 2014. [Электронный ресурс]. -Режим доступа:http://www.sgau.ru/files/pages/14691/143279681814.pdf (дата обращения 20.06.2017).
6. Рейтинг социально - экономического положения субъектов РФ. Итоги 2011-2015 годов / РИА Рейтинг. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.riarating.ru/ / (дата обращения 19.01.2016).
7. Регионы России. Социально - экономические показатели. 2016. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/ wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/ doc_1138623506156/ (дата обращения 04.04.2017).
8. Об утверждении Федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года». Постановление Правительства РФ от 15.04. 1996 г. № 480 (в ред. от 28.12.2016 № 1519). Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».