3.8. ПРОБЛЕМЫ СНИЖЕНИЯ
БРАЧНОГО ВОЗРАСТА В СООТНОШЕНИИ УСЛОВИЙ И ПОРЯДКА ЗАКЛЮЧЕНИЯ БРАКА, УСТАНОВЛЕННЫХ СЕМЕЙНЫМ КОДЕКСОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЗАКОНАМИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Надин Иван Николаевич, студент. Место учебы: Российский государственный социальный университет. Подразделение: юридический факультет. E-mail: avt-j@yandex.ru
Аннотация: В статье проанализирована проблематика снижения брачного возраста в соотношении условий и порядка заключения брака, установленных Семейным кодексом РФ и законами субъектов РФ. Автором предложены некоторые пути решения указанной проблемы, в том числе путем внесения поправок в действующие нормативно-правовые акты.
Ключевые слова: брак, брачный возраст, несовершеннолетний, законодательство субъектов Российской Федерации.
THE PROBLEM OF REDUCING THE AGE OF MARRIAGE IN THE RELATION BETWEEN CONDITIONS AND ORDER OF MARRIAGE ESTABLISHED IN THE FAMILY CODE OF THE RUSSIAN FEDERATION AND LAWS OF SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION
Nadin Ivan Nikolaevich, student. Place of study: Russian State Social University. Department: Law Faculty. Email: avt-j@yandex.ru
Annotation: The article analyzes the issue of lowering the marriageable age in the ratio of conditions and order of marriage established in the Family code of the Russian Federation and laws of subjects of the Russian Federation. The author proposed some solutions to this problem, including by amending the existing normative-legal acts. Keywords: marriage, age of marriage of minors, the legislation of subjects of the Russian Federation.
По данным Росстата за 2015 год, число мужчин заключивших брак до 18 лет составляет 835 человек, а женщин - 8462 человек. Если сравнивать общее число браков, то указанные данные практически растворятся в общей массе. Но браки с несовершеннолетними стоит особо выделить, так как субъекту, вступающему в семейные отношения, требуется тщательная охрана со стороны государства в связи с его особым статусом. Рассматриваемая проблематика является последствием децентрализованного урегулирования вопросов, связанных с семейными отношениями, посредством установления их в совместном ведении Российской Федерации и субъектов, а также чрезмерно свободных трактовок положений Семейного кодекса РФ субъектами РФ. Статья 13 СК РФ, не устанавливает порядок и условия вступления в брак лиц, не достигших возраста 16 лет, а также особые обстоятельства, которые могли бы послужить причиной столь раннего вступления в брак несовершеннолетними. Тем самым законодатель дает полный простор для реализации законотворческих фантазий депутатов законодательных органов субъектов.
На сегодняшний день, в России брачный возраст устанавливается 18 лет, но при особых обстоятельствах в соответствии с разрешением органов местного самоуправления возможно его снижение. Ряд ученых, в частности О.Г. Кириленко, предлагает закрепить на федеральном уровне возможность снижения брачного возраста до 14 лет в виде исключения по решению органов местного самоуправления. Принятие данной поправки, по мнению данного автора, позволит повысить правовую защиту прав несовершеннолетних лиц и обеспечит единый подход в решении вопроса о снижении брачного возраста на территории России [2, с. 13]. Данная позиция противоречива, ведь мы говорим о четырнадцатилетнем ребенке, которой обучается всего лишь в 8-9 классе. Общеизвестно, что человек в столь раннем возрасте, как правило, еще не обладает достаточной умственной и физической зрелостью, он не способен осознавать в силу своего возраста весь комплекс прав и обязанностей при вступлении в брак, не говоря уже о материальном положении, которое фактически ляжет на плечи родителей [8, с. 3-7].
Согласно ст. 38 Конституции РФ: забота о детях, и их воспитание - равное право и обязанность родителей. Конечно, можно апеллировать к нормам Гражданского кодекса РФ о получении несовершеннолетним полной дееспособности, но это всего лишь правовая фикция, так как на практике несовершеннолетние, вступившие в брак, нуждаются в материальной поддержке, поэтому представляется, что в таких исключительных случаях государство должно оказывать определенную поддержку таким молодым новобрачным в виде целевого социального пособия до достижения обоими супругами 18 лет.
Более обоснованной выглядит позиция И.В. Афанасьева и Ш.Х. Заман. По их мнению, самым приемлемым возрастом для вступления в брак явилось бы достижение лицом 21 года, поскольку, именно к этому времени человек в основном успевает овладевать какой-либо профессией либо получить среднее, среднее специальное или высшее образование, приобрести определенный опыт практической работы, создать определенные материальные накопления и нравственный задел и соответственно быть вполне адаптированным к самостоятельной жизни в обществе [1, с. 118].
Исследуя законы субъектов о порядке и условиях вступления в брак лиц, не достигших возраста 16 лет, можно найти различные вариации исключительных обстоятельств. Самые распространенные - это беременность c указанием сроков (12 или 22 недели) и рождение ребенка (Тверская, Московская, Вологодская, Тамбовская, Челябинская область и другие), а также такие обстоятельства, которые указаны как иные или чрезвычайные, признанные особыми (Нижегородская) [14; 15].
При этом формулировка особых обстоятельств, как иных или чрезвычайных, усматривает слишком широкое толкование в пользу правоприменителя. Уполномоченные органы имеют необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из правил. Данные положения могут содержать в себе коррупциогенный фактор, поэтому указанные обстоятельства следует подвергнуть проверке в рамках антикоррупционной экспертизы, так как положение слишком неточно, и дает право злоупотреблять уполномоченным органам своими полномочиями, в целях получения выгоды [13].
Также встречаются такие обстоятельства, как призыв на военную службу (Новгородская область), непосредственная угроза жизни одной из сторон (Самарская) или если беременная несовершеннолетняя находится в неблагоприятных условиях, т.е. сиротство, неполная семья или неблагоприятная семейная обстановка (Карачаево-Черкесская Республика); если вступление в брак улучшает условия жизни несовершеннолетней и ее ребенка (Кабардино-Балкарская Республики, Мурманская область).
Законодательство субъектов РФ устанавливает различный минимальный возраст, в Орловской области -14 лет, а в Челябинской 15 лет, Республика Башкортостан вообще не установила нижнего возрастного предела. Представляется, что следует унифицировать исключительные обстоятельства для снижения брачного возраста. Требуется установить лишь два основания - беременность и рождение ребенка.
Приведенные выше особые основания очень лаконично изложены Британским ученым Р. Флетчером -«Для многих людей настоящая брачная жизнь начинается не с формальной регистрации брака, а с того момента, когда появляется ребенок или признаки беременности». Думается, что данные два основания, являются исключительными и достаточными обстоятельствами для снижения брачного возраста.
Теперь непосредственно перейдем к порядку заключения брака, установленного специальными законами субъектов. К сожалению, в рассматриваемом вопросе больше противоречий, чем разумного начала. Представляется, что субъекты ошибочно истолковали предусмотренный порядок, и как следствие отклонились от положений СК РФ. Все же рассматриваемое полномочие должно исключительно принадлежать органам местного самоуправления, а не другим юрисдикцион-ным органам.
В законодательстве субъектов в выдаче разрешения на вступление в брак участвуют различные государственные органы, которые не уполномочены выдавать такое разрешение. Одним из оснований для признания брака недействительным является не достижение лицами, вступающими в брак, установленного возраста, при условии, что он не был снижен в порядке, предусмотренном органами местного самоуправления.
Само по себе вступление в брак лицами или одним из них, не достигшего брачного возраста, не является основанием для признания брака недействительным, ключевым является несоблюдение установленного порядка снижения брачного возраста, т.е. отсутствие решения органа местного самоуправления. В законодательстве субъектов складывается коллизионная ситуация, когда в практике выдачи разрешения участвует орган исполнительной власти, вместо органа местного самоуправления, как указано в СК РФ. Одним из таких регионов является Рязанская область, где специальным законом установлено, что выдача разрешения на вступления в брак, лицам, не достигшим возраста 16 лет - прерогатива губернатора. Согласно п.4 ст. 5 закона Рязанской области, решение о разрешении на вступление в брак лицу, не достигшему возраста шестнадцати лет, принимается Губернатором Рязанской области на основании заключения уполномоченного органа и оформляется его распоряжением.
Процедура выдачи разрешения - двухступенчатая, но решения принимает губернатор. Данное положение можно посчитать не соответствующим Семейному кодексу, а именно статье 13 СК РФ, где разрешение дает орган местного самоуправления лицам, достигшим
возраста 16 лет. Из части второй указанной статьи непонятно, кто дает разрешение лицам моложе 16 лет. Все-таки, исходя из смысла и легального толкования в связи с практикой применения данной нормы, полномочие на выдачу разрешения вступления в брак - это вопрос местного значения, который принадлежат органам местного самоуправления, так как это будет удобно самим лицам желающим вступить в брак, потому что заявления подается по месту жительства, и орган местного самоуправления, сможет подробно изучить обстоятельства лиц, вступающих в брак и принять соответствующее решение.
Исходя из данной трактовки, согласие, выданное губернатором, не соответствует статьи 13 СК РФ, так как, в соответствии с ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» - высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ), т.е. в Рязанской области это губернатор, относится к исполнительной власти. Согласие дается органами местного самоуправления, а в соответствии с ФЗ «Об Общих принципах организации местного самоуправления в РФ», органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Следовательно, можно признать брак недействительным, в соответствии со ст. 27 СК РФ, так как снижение брачного возраста не было произведено органом местного самоуправления в установленном порядке. Похожая ситуация в Московской области, когда решение принимается членом Правительства Московской области, уполномоченным Губернатором Московской области, и оформляется его распоряжением. В Сахалинской области решение о разрешении или об отказе принимается губернатором, с согласия органов опеки и попечительства (вместе с тем вопросы снижения брачного возраста вступающих в брак не относятся по действующему законодательству к компетенции органов опеки и попечительства), которое оформляется распоряжением местной администрации.
Наиболее противоречащий, на наш взгляд СК РФ, является закон Республики Адыгея. Согласно специальному закону, глава Республики Адыгея решает вопрос о разрешении на вступление в брак, по представлению руководителя исполнительного органа записи актов гражданского состояния, согласованному с органом исполнительной власти Республики Адыгея в области образования и науки. По нашему мнению, данное решение относится к вопросам местного значения, который должен решаться либо Советом Депутатов, либо единолично главой муниципального образования.
Следует отметить, что у большинства субъектов нет специального закона, поэтому для них действуют положение Семейного кодекса РФ о минимальном брачном возрасте. Например, по данным статистики управления записи актов гражданского состояния г. Москвы за 2014 год, число лиц заключивших брак до 18 лет, у мужчин составляет - 23 человека, у женщин -172. Указанные данные никак не должны ущемлять интересы несовершеннолетних. В Москве очень тщательно подходят к процедуре снижения брачного возраста. Так, в каждом муниципальном округе утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешения вступления в брак лицам, достигшим возраста шестнадцати лет». Выдача разрешения - муниципальная услуга, которая,
в соответствии с ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», осуществляется безвозмездно. Основанием начала выполнения административной процедуры является получение зарегистрированного запроса. Например, в соответствии с регламентом муниципального округа Перово (г. Москва), данная процедура выполняется не более пяти рабочих дней со дня регистрации запроса. Информация о предоставлении муниципальной услуги, как правило, размещается на официальном сайте органов местного самоуправления муниципального округа либо на портале государственных и муниципальных услуг города Москвы [6; 7].
Решение о снижении брачного возраста дается Советом Муниципальных Депутатов и оформляется постановлением аппарата Совета депутатов о предоставлении муниципальной услуги.
Довольно необычная ситуация сложилась и в уголовном праве, а именно с практикой применения примечания к ч.1 ст.134 УК РФ, которая устанавливает ответственность за половое сношение с лицом не достигшим возраста шестнадцати лет, совершенное лицом достигшим восемнадцатилетнего возраста. Примечание к данной статье устанавливает возможность освобождения судом от уголовного наказания, в связи с вступлением в брак с потерпевшей или потерпевшим.. Как справедливо отвечает А.И. Рарог, в субъектах федерации, в которых закон не предусматривает порядок и условия вступления в брак до достижения 16 лет, примечание к ст.134 УК РФ не может быть реализовано на практике [3].
Вместе с тем, по ряду уголовных дел факты совершения преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 134 УК РФ, выявлялись в связи с наступившей беременностью несовершеннолетней, которой предшествовал период времени, в течение которого взрослый неоднократно вступал в интимные отношения с несовершеннолетней, не достигшей 16-ти лет. Верховный суд республики Карелия указал на подобный случай: «13 ноября 2011 года Н., 19 лет, в ходе ссоры нанес побои К, 17 лет, с которой проживает в фактически брачных отношениях, на глазах их совместной годовалой дочери, которая громко плакала в момент конфликта. Из показаний потерпевшей следует, что ссоры с Н. часты. Из показаний матери потерпевшей следует, что она не возражала против совместного проживания дочери с Н., считая ее самостоятельной». По результатам судебного рассмотрения уголовное дело прекращено за примирением сторон (судебный участок № 2 г. Сорта-вала). Н. не отрицал, что начал сожительствовать с К., когда той было 15 лет (т.е. фактически в 2010 году в отношении этой же потерпевшей им уже было совершено преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 134 УК РФ, за которое он не понес уголовной ответственности).
Подобные факты не единичны. С. избил свою несовершеннолетнюю жену, 17 лет, на почве ревности -девушка не захотела больше жить с ним и ушла от него с годовалой дочерью (Беломорский район). Представляется, что с учетом несовершеннолетия матерей и наличия у них малолетних детей, ситуация в подобных семьях не должна оставаться без внимания органов профилактики [9, 11]. В данном документе указывается также, что по первому делу виновный освобожден от наказания в соответствии с примечанием к ст.134. Однако определение Конституционного суда указывает: «Положение ст.13 СК РФ во взаимосвязи с положениями ст.134 УК РФ исключают противоправ-
ность полового сношения лица, достигшего восемнадцатилетнего возраста, с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста, только после регистрации их брака, а, следовательно, и официального признания их семейных отношений». Заключение брака означает, что совершенное преступление перестает быть общественно опасным.
Подводя итог, хочется отметить, что совместная компетенция и расширительное толкование вообще в праве, и в частности в семейном праве - недопустимы.
Вряд ли будут изменены конституционные положение, касающиеся совместной компетенции в области семейных отношений, которые совершенно не отвечают интересам несовершеннолетних и создают спорные ситуации, что является явным недостатком системы российского семейного права, таящим в себе угрозу нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних.
Однако Комитету Государственной Думы Федерального Собрания РФ по государственному строительству и законодательству стоит дать разъяснение рассмотренным выше субъектам РФ, о приведении в соответствии региональных законов в области снижения брачного возраста общепринятому федеральному порядку. Комитету следует указать на невозможность выдачи разрешения на снижение брачного возраста другими юрисдикционными органами, кроме органов местного самоуправления, в тоже время, учитывая национальные особенности субъектов установить, что беременность и рождения ребенка, являются исчерпывающими основаниями для вступления брак лиц, не достигших 16 лет.
К сожалению, современная молодежь не готова ответственно подойти к заключению брака. На сегодняшний день множество таких браков заканчиваются разводами, которые откладывают негативный отпечаток как на молодых людей, так и на детей, рожденных в этом браке. На наш взгляд, следует законодательно закрепить процедуру проверки имущественного благополучия семьи, где супруги - несовершеннолетние, которая должна будет производиться не реже одного раза в год комиссиями по делам несовершеннолетних совместно с органами опеки и попечительства до достижения обоими супругами 18 лет в целях определения необходимости оказания материальной и социальной помощи данной семье.
Несовершеннолетние относятся к субъектам, требующим особую защиту со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления, орган, выдающий разрешение должен тщательно проработать свое решение, дальновидно учесть все основания ущемляющие права и интересы несовершеннолетнего супруга, а также материальное положение брачующихся. Без минимальной материальной базы вновь созданная молодая семья будет не способна принимать самостоятельные решения и создавать необходимые бытовые условия.
Отдельно хотелось бы отметить роль образовательных организаций в психологической подготовке будущих родителей. Особо важным нововведением могли бы послужить уроки по основам семейной жизни, которые содержали бы в себе не только информационное наполнение [4; 5], но и развивали бы у школьников практические навыки разрешения конфликтов в семье [12], достижения консенсуса [10], ухода за детьми. Соблюдение данных положений позволит подготовить молодых людей к совместной жизни и создать им бла-
гоприятные условия для дальнейшего строительства благополучной семьи.
Список литературы:
1. Афанасьева И.В., Заман Ш.Х. Роль и значение правового регулирования в решении проблем брачно-семейных отношений // Семейное право. 2004. № 2. С.118.
2. Куриленко. О. Г. Регулирование брачного правоотношения по законодательству Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд.юр.наук. М., 2003.С.13.
3. Уголовное право России. Части общая и Особенная: учебник для бакалавров / отв. ред. А.И. Рарог. -Москва: Проспект, 2015. - 496с.
4. Ситдикова Л.Б. Гражданско-правовой режим информации // Юридический мир. 2007. № 5. С. 66-72;
5. Ситдикова Л.Б. Информация как нематериальное благо // Юрист. 2007. № 8. С. 62-64.
6. Ситдикова Л.Б. Публично-правовые образования в договоре возмездного оказания услуг // Российская юстиция. 2009. № 2. С. 31-34;
7. Ситдикова Л.Б. Проблемы защиты прав потребителей в сфере оказания публичных услуг // Российская юстиция. 2015. № 2. С. 14-17.
8. Ситдикова Л.Б., Шиловская А.Л. К вопросу об обязанностях несовершеннолетних // Семейное и жилищное право. 2014. № 4. С. 3-7.
9. Ситдикова Л.Б., Шиловская А.Л. К вопросу о совершенствовании принудительных мер воспитательного воздействия, применяемых к несовершеннолетним // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. 2015. Т. 9. № 4. С. 682-690.
10. Ситдикова Л.Б., Шиловская А.Л., Надин И.Н. Демократизация гражданско-процессуального законодательства, путем активизации примирительных процедур // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2016. № 3. С. 84-87.
11. Шиловская А.Л. Оптимизация санкция в отношении несовершеннолетних, совершивших преступления. // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2011. № 3. С. 20-22.
12. Шиловская А.Л. Медиация как способ внесудебного разрешения семейных споров. // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 2: Юридические науки. 2013 № 2(3). С. 41-45.
13. Федеральный закон «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» // Собрание законодательства РФ", 20.07.2009, № 29, ст. 3609.
14. Закон Тверской области от 26.09.199 № 38 «О порядке и условиях вступления в брак на территории Тверской области лиц, не достигших возраста шестнадцати лет» (принят Постановлением Законодательного Собрания Тверской области от 26.09.1996. № 413), (ред. от 30.04.2002) //СПС Консультант Плюс.
15. Закон Московской области от 30.04.2008 № 61/2008-ОЗ «О порядке и условиях вступления в брак на территории Московской области лиц, не достигших возраста шестнадцати лет» (принят постановлением Мособлдумы от 24.04.2008 № 9/41-П) //СПС Консультант Плюс.
Рецензия:
На научную статью Надина И.Н. «Проблемы снижения брачного возраста в соотношении условий и порядка заключения брака, установленных Семейным кодексом РФ и законами субъектов РФ»
Избранная автором статьи проблематика является весьма актуальной на сегодняшний день, поскольку тема защиты прав несовершеннолетних и совершенствования механизмов адресной поддержки молодых семей неоднократно озвучивалась в Посланиях Президента России.
Целью данной статьи является анализ соотношения федерального и регионального законодательства в области снижения брачного возраста, а также исследование различных порядков и условий вступления в брак несовершеннолетних, установленных особыми законами субъектов РФ.
В предлагаемой статье автор указывает на противоречие в процедуре выдачи разрешения на снижение брачного возраста лицам моложе 16 лет, которое специальными законами передано в ведение исполнительной власти субъектов либо иных юрисдикционных органов, однако, снижение брачного возраста относится к вопросам местного значения.
Безусловно, некоторые выводы и предложения автора не бесспорны, при этом заслуживают внимания и представляют определенный научный интерес.
При написании статьи автор показал умение анализировать юридические источники, делать обоснованные выводы и предложения. Статья характеризуется логичностью и четкой структурой. Комплексный подход, используемый при написании данной статьи, а также широкий спектр приводимых им оценок, несомненно вызовет интерес, а также дискуссию со стороны сообщества ученых-юристов.
Таким образом, представляется, что статья Надина И.Н. «Проблемы снижения брачного возраста в соотношении условий и порядка заключения брака, установленных Семейным кодексом РФ и законами субъектов РФ» соответствует всем стандартно предъявляемым требованиям и рекомендуется к публикации.
Статья не публиковалась ранее и может быть опубликована в журналах из перечня ВАК.
Рецензент:
канд. юрид. наук, доцент, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин РГСУ Шиловская А.Л.