ПРОБЛЕМЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО И ФИНАНСОВОГО ПРАВА
PROBLEMS OF ADMINISTRATIVE AND FINANCIAL LAW
Научная статья
УДК/UDC 347.73
DOI: 10.21779/2224-0241-2023-47-3-43-46
Проблемы систематизации инвестиционного законодательства A3. Арсланбекова', Н.В. Казбекова2
1 Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Российская Федерация
2 АО «Корпорация развития Дагестана», г. Махачкала, Российская Федерация
2 adelveis.n@mail. ru
Аннотация. В статье проведён анализ нормативных правовых актов, регулирующих инвестиционные отношения, которые позволили выделить актуальные проблемы инвестиционного законодательства, требующие своего скорейшего разрешения. Статья была написана с использованием следующих методов исследования: логический, системный анализ, метод обобщения и др. В заключении сделан вывод, что в связи с существенными изменениями, происходящими в отечественной экономике за последние годы, необходимо систематизировать нормативные акты, регулирующие инвестиционную деятельность в Российской Федерации.
Ключевые слова: инвестиции, инвестиционная деятельность, инвестиционный климат, инвестиционное законодательство
Для цитирования: Арсланбекова A3., Казбекова Н.В. Проблемы систематизации инвестиционного законодательства // Юридический вестник ДГУ. 2023. Т. 47, № 3(67). С. 43-46. DOI: 10.21779/2224-0241-202347-3-43-46
Original article
Problems of systematization of investment legislation
Aminat Z. Arslanbekova1, Natalie V. Kazbekova2
1 Dagestan State University, Makhachkala, Russian Federation
2 Dagestan Development Corporation JSC, Makhachkala, Russian Federation
2 adelveis.n@mail. ru
Abstract. The article analyzes the normative legal acts regulating investment relations, which made it possible to highlight the urgent problems of investment legislation that require their prompt resolution. The article was written using the following research methods: logical, system analysis, generalization method, etc. In conclusion, it was concluded that in connection with the significant changes taking place in the domestic economy in recent years, it is necessary to systematize the regulations governing investment activities in the Russian Federation.
Keywords: investments, investment activity, investment climate, investment legislation
For citation: Arslanbekova A.Z., Kazbekova N.V. Problems of systematization of investment legislation.
Yuridicheskii vestnik DGU = Law Herald of DSU, 2023, vol. 47, no. 3(67), pp. 43-46. DOI: 10.21779/2224-02412023-47-3-43-46. (In Russ.).
Существенные изменения, происходящие в экономике Российской Федерации за последние годы и необходимость регулирования вопросов,
связанных с защитой экономических интересов государства и частных инвесторов в инвестиционных отношениях, требуют анализа норм действу-
ющих нормативных правовых актов об инвестиционной деятельности. Следует заметить, что инвестиционное законодательство состоит из многочисленных нормативно-^^овых актов, анализ которых позволил выделить следующие актуальные проблемы, требующие своего скорейшего разрешения.
Первая проблема связана с тем, что инвестиционное законодательство не закрепляет общий правовой режим защиты инвестиций, предоставляя выборочную поддержку отдельным инвестиционным проектам. Государственное регулирование инвестиционной деятельности должно быть направлено на создание общего благоприятного климата для привлечения частных инвестиций в экономику РФ посредством предоставления различных гарантий от реквизиции, конфискации, национализации и др. [1]
В настоящее время государство уделяет внимание реализации крупных инвестиционных проектов, что вызывает необходимость разработки новых форм и методов их финансирования. При этом государство заинтересовано в развитии механизмов привлечения средств самих инвесторов, что позволяет направить средства государственных бюджетов на другие цели. Как отмечают многие исследователи [2], действующее инвестиционное законодательство не закрепляет систему единых и обеспеченных контролем гарантий защиты инвестиций.
В настоящее время гарантии защиты инвестиций закреплены Законом РСФСР «Об инвестиционной деятельности в РСФСР»1 и ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»2. Однако многие положения этих актов не учитывают современных реалий и носят декларативный характер. Принятие ФЗ «О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации»3 (далее - Закон о защите капиталовложений) не решило эту проблему, так как он сильно ограничивает круг инвесторов, которые смогут претендовать на государственную поддержку, ориентируясь на крупных игроков рынка в силу завышенного «порога» доступа, так и за возможность ухода публичного партнера от соблюдения уже заключенных соглашений [3]. Таким образом, законодатель придерживается выборочного подхода при предоставлении государственной поддержки инвестициям.
1 Об инвестиционной деятельности в РСФСР: Закон РСФСР от 26.06.1991 № 1488-1 // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. № 29, ст. 1005.
2 Об иностранных инвестициях в Российской Федерации: Федеральный закон от 09.07.1999 № 160-ФЗ // Российская газета. 14.07.1999. № 134.
3 О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации: Федеральный закон от 01.04.2020 № 69-ФЗ // Российская газета. 03.04.2020. № 72.
Вторая проблема инвестиционного законодательства связана с тем, что отсутствует взаимосвязь между положениями нормативных актов, регулирующих инвестиционную деятельность, и положениями нормативных актов гражданского, банковского и другого законодательства. Так, законодатель не уделяет должного внимания регулированию вопросов участия финансово-^едитных организаций, которые занимаются финансированием инвесторов, так как инвестиционная деятельность осуществляется посредством привлечения в том числе, заемных и привлеченных средств, поэтому следует отдельно выделить финансово-кредитные организации как самостоятельных субъектов инвестиционной деятельности. Закрепление их статуса позволит применять нормы гражданского законодательства о синдицированном кредитовании, позволяющем распределять риски кредиторов и снижать издержки на предоставление кредита.
Инвестиционное законодательство также необходимо связать с ФЗ «О рынке ценных бу-
4
маг» , в соответствии с которым специализированные общества также могут участвовать в инвестировании в форме государственно-частного партнерства, заключения концессионных соглашений и др.
Таким образом, разобщенность нормативных правовых актов различных отраслей законодательства не позволяет в должной мере использовать различные инвестиционные инструменты, которые только повысят эффективность системы инвестирования.
Третья проблема инвестиционного законодательства сазана с ее несогласованностью с бюджетным законодательством, которая заключается в следующем. Бюджетный процесс охватывает только три года, что не соответствует долгосрочным инвестиционным отношениям, так как реализация публично-частных инвестиционных проектов может быть рассчитана на десятилетия, что отражается на предоставляемых частному инвестору гарантиях и преференциях, предоставлении бюджетного софинансирования [4]. Чтобы решить эту проблему ст. 170.1 Бюджетного кодекса РФ (дмее -БК РФ) предусмотрен механизм долгосрочного бюджетного планирования. Однако этот механизм может не решить проблему несоотнесения более короткого срока прогнозирования по сравнению со сроками действия соглашений в области публично-частного сотрудничества.
Согласно БК РФ государственные инвестиции могут осуществляться за счет бюджета в соответствии с принципом общего покрытия расходов бюджета (ст. 35 БК РФ) и за счет средств бюджет-
4 О рынке ценных бумаг: Федеральный закон от 22.04.1996 № 39-ФЗ // Российская газета. 25.04.1996. № 79.
А.З. АРСЛАНБЕКОВА, Н.В. КАЗБЕКОВА
ных фондов. Так, БК РФ предусматривает возможность формирования инвестиционного фонда, т.е. обособление части средств бюджета, подлежащей использованию в целях реализации инвестиционных проектов, осуществляемых на принципах государственно-частного партнерства (ст. 179.2 БК РФ). Но в настоящее время государство практически отказалось от формирования таких фондов, применяя другие формы выделения бюджетных средств1.
БК РФ предусматривает различные формы осуществления инвестиционной деятельности пуб-лично-прмовыми образованиями за счет бюджетных средств. Согласно п. 5 ст. 79 БК РФ бюджетные инвестиции могут быть выделены в форме капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности в целях реализации концессионных проектов. Другой формой бюджетного финансирования инвестиционных проектов с участием частного инвестора являются субсидии (п. 6 ст. 78 БК РФ), которые выделяются для софинансирования концессий, а также в рамках проектов государственно-частного (муниципально-частного) партнерства. При этом согласно п. 9 ст. 78 БК РФ субсидии предоставляются и в рамках специального инвестиционного контракта. При этом может возникнуть проблема соотношения соглашений о государственно-частном партнерстве, концессионных контрактов и других соглашений с соглашениями о предоставлении бюджетных инвестиций и бюджетных субсидий, предусматриваемых актами Правительства РФ и Министерства финансов РФ [4].
Согласно нормам специальных законов все условия вложения бюджетных средств должны быть определены в договоре с инвестором. При этом могут возникнуть вопросы конкуренции этих условий с заключаемыми в дальнейшем договорами о предоставлении бюджетных средств, что может вызвать проблемы, связанные с обеспечением защиты интересов частного инвестора о предоставлении ему финансовой поддержки на условиях, которые были с ним ранее обговорены. Такие нестыковки действующего законодательства могут привести к определенным рискам обеспечения интересов частных инвесторов. Таким образом, необходимо решить проблему соотношения норм гражданского и бюджетного законодательства.
Четвертая проблема заключается в отсутствии систематизированного инвестиционного законодательства. Следует заметить, что в юридической науке отсутствуют комплексные исследования, посвященные проблемам систематизации отечественного инвестиционного права, несмотря на то, что инвестиционное законодательство состоит
1 См.: О федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов: Федеральный закон от 05.12.2022 № 466-ФЗ // Российская газета.
08.12.2022. № 278.
из многочисленных нормативно-правовых актов, требующих своего исследования. Необходимость регулирования вопросов, связанных с защитой экономических интересов государства и частных инвесторов в инвестиционных отношениях, требуют определенной систематизации действующих нормативных правовых актов об инвестиционной деятельности как одного из ключевого направления развития российского законодательства.
Следует также заметить, что развитие правовой основы регулирования инвестиционной деятельности в России осуществляется непоследовательно и не имеет общей концепции. Стихийный характер правового регулирования инвестиционных отношений не создает для инвесторов прозрачных правил ведения инвестиционной деятельности и не способствует формированию для них благоприятного и стабильного инвестиционного климата. Поэтому выходом из сложившейся ситуации многие специалисты видят в принятии кодифицированного акта, который бы закрепил единые цели, задачи, базовые принципы, формы и методы регулирования инвестиционных отношений, единую терминологию, общий режим защиты инвестиций в Российской Федерации, порядок участия публично-^мового образования в инвестиционных проектах, решить вопросы финансово-правового регулирования инвестиционных отношений, проблемы соотношения положений инвестиционных законов с иными нормами действующего законодательства и др. [5; 6; 7]. Принятие такого кодекса также позволит объединить в одном акте разрозненные нормы об инвестиционной деятельности, содержащиеся в многочисленных нормативных правовых актах.
Попытки кодификации инвестиционного права были предприняты законодателем. Так, в Государственную Думу РФ был внесен проект Федерального закона № 828237-7 «О защите и поощрении капиталовложений и развитии инвестиционной деятельности в Российской Федерации»2. Однако данный законопроект был существенно переработан и принят в форме ФЗ «О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации», который представляет собой специальный закон, регулирующий отдельный вид отношений между государством и частными инвесторами.
Таким образом, проблема кодификации инвестиционного законодательства остается не решенной по настоящее время. Однако такая работа должна быть проведена с целью создания эффективной системы финансирования инвестиционных проектов, способной обеспечить качественно новый уровень их реализации.
2 О защите и поощрении капиталовложений и развитии инвестиционной деятельности в Российской Федерации: Проект Федерального закона № 828237-7. Доступ из СПС «КонсутатантПлюс».
Список источников
1. Белицкая А. В. Правовое обеспечение государственной инвестиционной политики: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2018. 618 с.
2. Предпринимательское право России: итоги, тенденции и пути развития: монография / отв. ред. Е. П. Губин. М., 2019. 664 с.
3. Орлов М. Что не так с инвестиционным кодексом? URL: https://www. vedomos-ti.ru/opinion/articles/2019/12/08/ 818162-investitsionnim-kodeksom (дата обращения: 20.07.2023).
4. Омелёхина Н. В. Бюджетный кодекс РФ как правовая основа формирования инвестиционного климата в публично-правовых образованиях // Финансовое право. 2019. № 1. С. 3-9.
5. Серебрякова Т. А. Проблемы современного финансово-прадового нормативного регулирования инвестиционной деятельности // Правовая мысль. 2020. № 1 (1). С. 28-32.
6. Акопян О. А. Проблемы кодификации инвестиционного законодательства: финансово-пршовой аспект // Журнал российского права. 2021. Т. 25. № 3. С. 117-125.
7. Кропотов Л. Г. Коммерческие инвестиции в объекты капитального строительства: правовое регулирование. М., 2012. 208 с.
References
1. Belitskaya A. V. Pravovoye obespecheniye gosudarstvennoy investitsionnoy politiki [Legal support of the state investment policy]: Dr. Law sci. dis. Moscow, 2018, 618 p. (In Russ.).
2. Predprinimatel'skoye pravo Rossii: itogi, tendentsii i puti razvitiya [Entrepreneurial law in Russia: results, trends and ways of development]: monograph, ed. E. P. Gubin. Moscow, 2019, 664 p. (In Russ.).
3. Orlov M. Chto ne tak s investitsionnym kodeksom? [What is wrong with the investment code?]. (In Russ.). Available at: https://www. vedomosti.ru/opinion/articles/2019/12/08/ 818162-investitsionnim-kodeksom (accessed 20.07.2023).
4. Omelokhina N. V. Byudzhetnyy kodeks RF kak pravovaya osnova formirovaniya investitsionnogo klimata v publichno-pravovykh obrazovaniyakh [The Budget Code of the Russian Federation as a legal basis for the formation of the investment climate in public law entities], Finansovoye pravo [Financial Law], 2019, no. 1, pp. 3-9. (In Russ.).
5. Serebryakova T. A. [Problems of modern financial and legal regulatory regulation of investment activity], Pravovaya mysl'[Legal Thought], 2020, no. 1, pp. 28-32. (In Russ.).
6. Akopyan O. A. [Problems of codification of investment legislation: financial and legal aspect], Zhurnal rossiyskogoprava [Journal of Russian law], 2021, vol. 25, no. 3, pp. 117-125. (In Russ.).
7. Kropotov L. G. Kommercheskiye investitsii v ob"yekty kapital'nogo stroitel'stva: pravovoye reguliro-vaniye [Commercial investments in capital construction projects: legal regulation]. Moscow, 2012, 208 p. (In Russ.).
Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Authors' contribution: All authors have made an equivalent contribution to the preparation of the publication. The authors declare that there is no conflict of interest.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Арсланбекова Аминат Зайдуллаевна. заведующая кафедрой административного, финансового и таможенного права юридического института Дагестанского государственного университета, доктор юридических наук, профессор, г. Махачкала, Российская Федерация. E-mail: [email protected] Казбекова Натали Валерьевна, первый заместитель генерального директора АО «Корпорация развития Дагестана», г. Махачкала, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
Поступила в редакцию 21.07.2023 г.; одобрена после рецензирования 27.08.2023 г. ; принята к публикации 04.09.2023 г.
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS
Arslanbekova Aminat Zaidullayevna, Head of the Department of Administrative, Financial and Customs Law of Law Institute at Dagestan State University, Doctor of Law, Professor, Makhachkala, Russian Federation. E-mail: [email protected]
Kazbekova Natalie Valeryevna, First Deputy General Director of Dagestan Development Corporation JSC, Makhachkala, Russian Federation. E-mail: edelveis. n @mail. ru
Received 21.07.2023; approved after reviewing 27.08.2023; accepted for publication 04.09.2023