№ 2 - 2008 г. 13.00.00 педагогические науки УДК 374(005)
ПРОБЛЕМЫ САМООБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ (ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КЛЮЧЕВЫХ ПОНЯТИЙ)
О. А. Гришина
НФ Российский государственный торгово-экономический университет (г.
Новосибирск)
В статье рассматривается проблема воспитания потребности самообразования студентов как определенного вида самостоятельность обучающихся. В самообразовательной деятельности кроется неиссякаемый запас для любого человека. Для студентов осознание необходимости самообразования особенно важно, ведь именно в молодости формируется потребность постоянного самосовершенствования.
Ключевые слова: самообразование, самопознание
Проблема воспитания потребности самообразования как определенного вида самостоятельности обучающихся всегда считалась для педагогики и других наук <узловой>. Общество стремительно меняется. В этой обстановке студенчество формируется и самоидентифицируется. Одними из итогов Болонского процесса стали уточненные приоритеты современного образования, в которых важное место уделяется самопознанию и самообразованию.
В самообразовательной деятельности кроется неиссякаемый запас для любого человека. Тем важнее осознание студентом необходимости самообразования, ведь именно в молодости формируется потребность постоянного самосовершенствования.
Сама природа человека, его статус самоосознающей единицы бытия предопределяют его намерения по изучению своей сущности. Человек, осознающий содержание своей самости, существующий в атмосфере целостности мышления, чувств и деятельности, не может ограничиваться абстрактной рефлексией. Характер познания не может не соотноситься с особенностями индивидуальности самого познающего себя субъекта. В то же время значимость тех или иных форм познания определяется периодом и характером развития общества, особенностями культурного наследия и экологическим состоянием среды, в которой живет человек [4].
Говоря о современном обществе, чаще всего произносят термин <постмодернистское общество>. Этот термин отражает специфику новых явлений и процессов, происходящих, прежде всего, в наиболее развитых странах в конце XX и начале XXI века. Постмодернистская культурная модель вырастает на почве модернистского общества, сосуществует с ним, имея обычно тенденции к более или менее быстрому дальнейшему распространению. В разных регионах мира, в том числе и России, обнаруживается мозаичность сочетания традиционной, модернистской и постмодернистской культур [3].
Постсовременный мир эпизодичен, непостоянен, условен. То, что кажется безусловно <правильным> сегодня, завтра может оказаться <неправильным>. Постмодернистская культура содержит в себе онтологическую неуверенность, исчезают <указатели> правильности различных положений, мнений, способов поведения, принятия решений. Сами декламируемые кем-то истины, правила, положения, регламенты оказываются неполными, незаконченными, двойственными. Эти правила изменяются уже во время их возникновения и тем более в момент применения в реальной жизни [Там же].
Люди в таком состоянии испытывают на сознательном и бессознательном уровнях желания почувствовать себя хотя бы в какой-то степени внутренне защищенными, интегрированными, целостными [Там же].
Исходя из этого, мы можем предположить, что самообразование - это один из тех моментов, благодаря которым человек может с достоинством воспринимать быстроизменяющийся мир. Самообразование не панацея, но один из факторов, способных помочь современному человеку в совершенствования себя. Хочется отметить, что самообразовательный потенциал студентов не всегда осознается ими в полной мере.
Говоря об этом, мы не можем не затронуть методологию понятий <самостей>, тем более что в современном обществе необходимы уточнения некоторых терминов в силу их понимания и объяснений с разных позиций.
Понятие <самость> ввел в аналитической психологии К. Юнг, говоря об архетипе, являющем собой центр суммативной целостности сознательного и бессознательного психического бытия.
В различных энциклопедиях существует ряд трактовок следующих понятий: <самоактуализация>, <самовоспитание>, <самозанятость>, <самоконтроль>, <самоменеджмент> (самоуправление), <самонаблюдение>, <самообладание>, <самообразование>, <самоопределение>, <самооценка>, <самопознание>, <саморазвитие>, <саморегуляция>, <самосознание>, <самостоятельность>, <самовнушение>, <самолюбие>, <самореализация>, <самообслуживание>, <самоорганизация>, <самоприказ>, <самоуверенность>, <самоутверждение>, <самоучка>, <самочувствие> и т. д. (см. табл.).
Таблица
Характеристики обозначенный понятий
Самоактуализация В одной из трактовок этот термин имеет в виду осовременивание индивидом своих возможностей, знаний, умений без посторонней помощи, т. е. через самообразование
Самовоспитание Сознательное и целенаправленное освоение человеком многообразного социального опыта
Самозанятость Разновидность нетрадиционной, нестандартной занятости, в основе которой лежит самоорганизация
Самоконтроль Осознание и оценка человеком собственной деятельности и поведения, своих действий, поступков, движений с точки зрения их соответствия предварительным намерениям, поставленным целям или требованиям
Самоменеджмент (самоуправление) Это менеджмент в полном объеме, однако развернутый не вовне, а на субъекта управления-менеджера
Самонаблюдение Умение смотреть на самого себя, на свои отношения к окружающей действительности как бы со стороны
Самообладание Особенности волевого поведения человека в устойчивых формах - волевая черта характера, заключающаяся в умении владеть своими чувствами
Самообразование 1. Образование, приобретаемое путем самостоятельной работы 2. Целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью
Самоопределение Центральный механизм становления личностной зрелости, состоящий в осознанном выборе человеком своего места в системе социальных отношений
Самооценка Элемент самосознания, характеризующийся эмоционально насыщенными оценками самого себя как личности, собственных способностей, нравственных качеств и поступков
Самопознание Необходимое условие и средство успешной организации любой деятельности и своих взаимоотношений с окружающим миром, самовоспитания
Саморазвитие Объективный процесс, присущий всему живому, способ адекватного приспособления к среде, постоянное улучшение саморегуляции путем совершенствования всех систем организма
Саморегуляция Целесообразное функционирование живых систем разных уровней организации и сложности
Самосознание Относительно устойчивая, в той или иной мере осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений Ч. о самом себе, на основе которой он строит взаимодействие с людьми
Самостоятельность Одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении поставить определенную цель, настойчиво добиваться ее выполнения собственными силами, ответственно относиться к своей деятельности, действовать при этом сознательно и инициативно не только в знакомой обстановке, но и в новых условиях
Самовнушение Процесс внушения, адресованный самому себе, один из приемов самоуправления личности
Самолюбие Моральное чувство, в котором выражается уважение человека к самому себе как личности
Самореализация Одна из целей педагогического процесса, заключающаяся в помощи личности осуществить свои позитивные возможности, раскрыть задатки и способности
Самообслуживание Система знаний, умений и навыков, позволяющих субъекту самостоятельно поддерживать себя и личные вещи в состоянии,
соответствующем принятым санитарно-гигиеническим нормам
Самоорганизация Деятельность и способность личности, связанные с умением организовать себя, которые проявляются в целеустремленности, активности и т. д.
Самоприказ Приказ самому себе является действенным методом для выработки воли и характера, самообладания и умения управлять собой даже в экстремальных ситуациях
Самоуверенность Черта личности и одновременно особенность поведения, характеризующиеся приданием своему <Я>, своей личности чрезмерной значимости в системе межличностных отношений или в конкретной деятельности
Самоутверждение Стремление человека к высокой оценке и самооценке своей личности и вызванное этим стремлением поведение
Самочувствие Субъективное ощущение физиологической и психологической комфортности внутреннего состояния
Рассматривая данные формулировки, можно предположить, что в процессе изучения самого себя человек будет только расширять понятийный ряд терминов, так как самообразование актуально в любом эволюционном отрезке жизни человечества.
Все развитие гуманистической мысли и в целом развитие общества подготовило человека к осознанию того, что основой решения его проблем, будь то социальные или экономические, управленческие или технологические, должно стать его собственное развитие.
Список литературы
1. Батышев С. Я. Энциклопедия профессионального образования / С. Я. Батышев. - М., 1999.
- Т. 3.
2. Бим-Бад Б. М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002.
3. Короленко Ц. П. Постмодернистская культура и образовательные проблемы в России / Ц. П. Короленко // Материалы IV международной конференции. - Новосибирск, 2008.
4. Никитин В. Н. Саморегуляция: трансгрессивный переход в сознании / В. Н. Никитин // Преподаватель. - 2006. - N 1.
5. Рапацевич Е. С. Педагогика. Большая современная энциклопедия / Е. С. Рапацевич. -Минск, 2005.
6. Давыдов В. В. Российская педагогическая энциклопедия / В. В. Давыдов. - М., 1999. - Т. 2.