6. Набизаде М.К. Прямые иностранные инвестиции в экономике РФ: состояние и проблемы привлечения. URL: https://elibrary.ru/download/ elibrary_ 28358670_ 23787515.pdf (дата обращения 23.12.2018).
7. Инвестиционная активность в России // ИКСИ. URL: https://icss.ru/vokrug-statistiki/investiczionnaya-aktivnost-v-rossii (дата обращения 23.12.2018).
8. Распределение организаций по оценке факторов, ограничивающих инвестиционную деятельность // Росстат. URL: http://www.gks.ru/ free_doc/new_site/ busi-ness/invest/Graf-iap.htm (дата обращения 23.12.2018).
9. Инвестиции в России 2017 // Росстат. URL: http://www.gks.ru/free_doc/ doc_2017/ invest.pdf (дата обращения 23.12.2018).
Valiyev Artur Evgenievich, undergraduate
(e-mail: [email protected])
Southwest state University, Kursk, Russia
Mashkina Natalia Alekseevna, PhD, associate Professor
(e-mail: [email protected])
Southwest state University, Kursk, Russia
DYNAMICS AND PROSPECTS OF FOREIGN DIRECT INVESTMENT IN THE RUSSIAN ECONOMY
The article deals with the main theoretical aspects of the development of investment activity in the Russian economy by attracting foreign direct investment. The ways of increasing the level of investment attractiveness of the Russian economy are proposed.
Keywords: investment; foreign direct investment; FDI; Russian economy; investment attractiveness; investment activity; investment climate.
УДК 339.13
ПРОБЛЕМЫ РОСТА ТАРИФОВ НА КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ
ДЛЯ ДОМОХОЗЯЙСТВ КАК ПРЕПЯТСТВИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ Воронцов Тимофей Александрович, студент (e-mail:[email protected]) Тропникова Татьяна Александровна, ст. преподаватель, (e-mail: [email protected])
Новосибирский государственный университет экономики и управления,
г. Новосибирск, Россия
В данной статье раскрываются вопросы роста тарифов на коммунальные платежи на примере Новосибирской области в монопольной структуре жилищно-коммунального хозяйства. Выявлены проблемы роста тарифов для домохозяйства. Сделан вывод значительной доли нагрузки коммунальных тарифов в домохозяйствах, что оказывает существенное влияние на платежеспособный спрос и является препятствием роста уровня жизни, эффективности труда и экономического роста.
Ключевые слова: тарифы, услуги, домохозяйство, коммунальные расходы.
Коммунальные услуги являются одним из столпов образа жизни современного человека. По жизненной значимости и доле в расходах домохо-зяйств их превосходит, пожалуй, лишь питание. Именно поэтому в периоды экономических трудностей важно обратить внимание на экономическую нагрузку, которую они накладывают на население.
Важное отличие рынка коммунальных услуг - его монополизация и, исходя из этого, возможность государственного регулирования. К тому же он сильно привязан территориально. Если вопрос ценовой доступности еды решается во многом свободной конкуренцией, а также межрегиональной и международной торговлей, то в случае коммунальных услуг все в руках регулятора.
Тарифы растут постоянно, однако сам по себе такой рост ни о чем не говорит - некоторый уровень инфляции является здоровым для современных экономик. Однако, рассмотрев реальный рост тарифов, а, затем, сопоставив его с некоторыми другими экономическими показателями, можно сделать некоторые выводы.
30% 25% 20%
15% 10% 5% 0% -5% -10% -15% -20%
^^ «Хол. Вод. — — — Водоотв. Гор. Вод. ^^ «Отопл. ^^ «Электр.
Рисунок 1 - Изменение тарифов на примере НСО с 2012 г.
по 2018 г., в % [1]
На графике видна общая тенденция по снижению реального уровня тарифов начиная с 2014 года - это совпадает с началом валютного кризиса, что достаточно закономерно. Однако начиная с 2017 года устанавливаться обратный тренд - на рост. Также нельзя не обратить внимание на аномальный рост тарифа на отопление в 2017 году, который закономерно пришлось отыгрывать обратно, однако общий тренд на рост сохранился и 2018 году.
На первый взгляд, можно предположить, что тренд на реальный рост тарифов связанно с восстановлением докризисного состояния, но при сопоставлении роста реальных доходов россиян, за соответствующий период, мы увидим, что это пик кризиса, сопровождающийся падением этих доходов, а значит, период наибольшей уязвимости населения, чему совсем не помогает реальный рост тарифов. Уровень расходов на коммунальные ус-
луги сильно зависит от отопления. Таким образом, в зимний период размер расходов на коммунальные услуги возрастает многократно (в 3-4 раза) [7].
6% 4% 2% 0% -2% -4% -6% -8%
2 2 2 2 т т т т 4 4 4 4 т т т т 6 6 6 6
гЧ гЧ гЧ гЧ гЧ гЧ гЧ гЧ гЧ гЧ гЧ гЧ гЧ гЧ гЧ гЧ гЧ гЧ гЧ гЧ гЧ гЧ гЧ
СО ь т н СО ь СО ь т Н СО
I к С а 2 и о I к С а 2 и о I К С а 2 и о I к С а 2 и о I к С а 2 и о I К С а 2 и
Прирост доходов за год
Рисунок 2 - Прирост реальных доходов населения [5]
Вместе с остальными приоритетными расходами, такими как еда, связь и прочие, зачастую расходуется более половины всего бюджета домохозяйства, что особенно проявляется в зимний период. Это неизбежно вызывает торможение развития экономики страны за счет «проседания» потребительского сегмента экономики, пониженной маржинальности и эффективности труда [7].
Тем не менее, государство обращает на данную проблему и использует методы разрешения помимо регулирования тарифов. Одной из таких значимых программ является субсидирование оплаты коммунальных ус-луг.Рассмотрим условия получение субсидии на общих условиях в Новосибирской области [4].
Субсидия предоставляется, если доля расходов на коммунальные услуги в совокупном доходе семьи превышает:
а. 16%, если среднедушевой доход меньше 2 прожиточных минимумов;
б. иначе 22%.
Субсидия вычисляется по принципу [Субсидия = Стоимость коммунальных услуг-Доход х Процентный предел]. Таким образом, субсидия обеспечивает не превышение доли расходов домохозяйств 22% (или 16%). Это приводит к нецелесообразности получения субсидии, если речь идет о не большом превышения предела.
Для оформления субсидии требуется предоставить следующие документы: - заявление на предоставление субсидии; - копии документов, подтверждающих правовые основания отнесения к членам семьи лиц, проживающих совместно с заявителем по месту постоянного жительства; - копии документов, подтверждающих правовые основания владения или пользования заявителем жилым помещением, в котором он зарегистрирован по месту постоянного жительства; - документы, содержащие сведения о лицах, зарегистрированных совместно с заявителем по месту постоянного жительства; - документы, подтверждающие доходы заявителя и членов его
семьи; - документы, содержащие сведения о платежах за коммунальные услуги, начисленных за месяц до подачи документов, и о наличии/отсутствии задолженности; - копии документов, подтверждающих право заявителя и/или членов его семьи на льготы, меры социальной поддержки, компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг; - копии документов, удостоверяющих принадлежность заявителя и членов его семьи к гражданству Российской Федерации и/или государства, с которым Российской Федерацией заключен международный договор, в соответствии с которым предусмотрено предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг [1; 4].
Хотя такие меры реально могут помочь малообеспеченным домохозяй-ствам сводить концы с концами, установленные критерии достаточно высоки, к тому же далеко не все россияне находят в себе силы и желание связываться с бюрократическими процедурами оформления субсидии. Консультации и помощь с оформлением субсидии являются распространенными юридическими услугами, указывая на сложность процедуры.
Субсидия выделяется сроком на 6 месяцев, после чего ее необходимо оформлять снова. Это вызывает дополнительные сложности, поскольку как уже было установлено, уровень расходов на коммунальные услуги сильно сезонен и если зимой домохозяйство может соответствовать критериям на получение субсидии, летом это может кардинально перемениться.
В целом по России в 2017 году сумма начисленных субсидий составила 70,32 миллиарда рублей. Среднемесячный размер субсидий составил 1456 рублей на домохозяйство. Доля же домохозяйств от общего числа, что пользовались субсидиями, составила лишь 5,7% [3]. В НСО на 2018 год на выплату субсидий запланировано 682 миллиона рублей, а среднемесячный размер субсидий составит 1722 рублей. Доля домохозяйств, претендующих на субсидию, составляет 4,3% [6].
Оценка эффективности этой программы осложнена тем, что большую часть официальной статистики рассчитывается на единицу населения. Согласно официальной статистики Росстата, доля бедных в 2017 году составляла
13,2% [5]. Однако, метод расчёта основывается на прожиточном минимуме, что не позволяет отразить реальную картину, особенно в такой большой и неоднородной стране. Согласно анализу данных, представленному РАНХ и ГС, в зоне бедности располагается 22% россиян [2]. «Бедные домохозяйства тратят большую долю денег на питание, на дешевую одежду, коммунальные расходы и транспорт» [8, С.19]. Например, в Новосибирской области, в домохозяйствах осуществляется традиционный формат расчётов по оплате коммунальных платежей, с месячным интервалом, средние доходы домохозяйств имеют незначительную разницу между доходом на 1 члена семьи и существующим прожиточным минимумом, значительная доля бедных не получает субсидий, что означает отсутствие необходимой социальной поддержки [9, С95].
Вывод: государству необходимо придерживаться политики сдерживания роста тарифов. В стране с таким высоким уровнем бедности доля нагрузки коммунальных тарифов на доходы домохозяйств является препятствием экономического развития, оказывает существенное влияние на платежеспособный спрос, без которого нельзя ожидать оживления внутренней экономической деятельности, роста уровня жизни и эффективности труда, общего экономического роста.
Список литературы
1. Приказы Департамента по тарифам НСО №634-В, №526, №490-ЭЭ, №655-ЭЭ, №725-В, №759-В, №729-ЭЭ, №811-Е, №344-В, №369-В, №338-ЭЭ, №464-ЭЭ, №427-В, №437-В, №414-ЭЭ, №500-Э, №383-В, №411-В, №400-ЭЭ, №463-ЭЭ, №000-В, №000-ЭЭ, №671-ЭЭ, №624-ТЭ, №630-В.
2. Ежемесячный мониторинг социально-экономического положения и самочувствия населения: 2015 - ноябрь 2018гг.: РАНХиГС. URL: https://www.ranepa.ru/ images/News/ 2018-11/ 20-11-2018-monitoring.pdf (Дата обращения 28.01.19)
3. Жилищные условия: Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/ connect/rosstat_main/ rosstat/ru/statistics/ population/housing (Дата обращения 28.01.19)
4. Меры социальной поддержки и субсидии на оплату жилищных помещений, коммунальных услуг: Правительство Новосибирской области. URL: https://www.nso.ru/ page/ 2596 (Дата обращения 28.01.19)
5. Уровень жизни: Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/ wps/wcm/connect/ rosstat_main/rosstat/ ru/statistics/population/level (Дата обращения 28.01.19)
6. Бюджет для граждан (на основе Закона «Об областном бюджете Новосибирской области на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов»): Министерство финансов и налоговой политики Новосибирской области. URL: http://mfnso.nso.ru/page/458 (Дата обращения 28.01.19)
7. Воронцов, Т. А. Коммунальные платежи: проблемы для домохозяйств (на примере Новосибирской области) / Т. А. Воронцов // Международная научная конференция «Наука. Исследования. Практика». Материалы конференций ГНИИ «НАЦРАЗВИТИЕ». Июнь 2018: Сборник избранных статей. - 2018. - С. 75-80.
8. Фадеев В. Неравенство и бедность / Эксперт. - № 4 (1104). - 21-27 января 2019. -С.18-22.
9. Ерлина, К.А. Бюджетирование как основа инвестиционной составляющей домохозяйства/ К. А. Ерлина, М.В. Чвора, Т. А. Тропникова // В сборнике: Материалы конференций ГНИИ «НАЦРАЗВИТИЕ». Июнь 2018. Сборник избранных статей. - 2018. -С.93-96.
Vorontsov Timofey Aleksandrovich, student Tropnikova Tatyana Aleksandrovna Senior Lecture
Novosibirsk State University of Economics andManagement,Novosibirsk, Russia PROBLEMS OF UTILITY TARIFFS INCREASE FOR HOUSHOLDS AS AN OBSTACLE TO ECONOMIC DEVELOPMENT
Abstract: This article reveals issues connected to utilities tariffs increase on example of monopoly structured utilities sector present in the Novosibirsk region. Households' problems caused by the increase of utilities tariffs are identified. The conclusion is made about substantial burden of utilities expenses in households, which has a significant impact on the households and is an obstacle to living standard and workforce productivity increase and to economic growth. Keywords: utility tariffs, services, household, utility expenses.