Социальная сфера
ОПЛАТА ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ В 2014-2017 гг.*
Александра БУРДЯК
Старший научный сотрудник РАНХиГС при Президенте Российской Федерации. E-mail: [email protected]
Число получателей адресной поддержки в виде жилищных субсидий в 2017 г. снизилось по сравнению с 2013 г. Удельный вес граждан, пользующихся социальной поддержкой (льготами), также сократился. Счета за жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) за четыре года увеличились в два раза больше, чем доходы; средний размер субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг рос медленнее тарифов.
Ключевые слова: жилищно-коммунальные услуги, жилищные субсидии, социальная поддержка населения.
Реальные располагаемые доходы населения сокращаются четыре года подряд. В ходе опросов респонденты упоминают оплату за проживание и коммунальные услуги в числе наиболее чувствительных для них расходов. Действительно, увеличение тарифов на ЖКУ опережало рост цен на другие товары и услуги, особенно во втором полугодии 2017 г., когда инфляция в целом стала рекордно низкой1. Для смягчения нагрузки на бюджеты домашних хозяйств, связанной с ростом тарифов, действует адресная программа жилищных субсидий. При значительной доле расходов на оплату жилья и коммунальных услуг в доходах (пороговое значение по федеральному стандарту - 22%, в некоторых регионах порог ниже) домашнее хозяйство может обратиться за денежной компенсацией, амортизирующая роль которой может проявиться, если доходы домохозяйства снизятся, например, при рождении ребенка.
Помимо субсидий значительная часть населения получает социальную поддержку по оплате ЖКУ. В середине 2000-х годов это
были льготы, которые получали определенные категории населения в виде 50-100%-ных скидок на коммунальные услуги, - например, ветераны труда или репрессированные граждане. Сегодня меры социальной поддержки предоставляются гражданам в денежной форме, однако категории граждан, которым назначаются эти скидки, по-прежнему не зависят от их доходов или расходов на ЖКУ.
Согласно обследованию Росстата «Выборочное наблюдение доходов населения и участия в социальных программах 2017 г. (ВНДН-2017)»2 российские домашние хозяйства по возрастной структуре можно условно разделить на четыре группы:
• 30% домохозяйств состоят только из людей трудоспособного возраста (в этой группе 4,4% семей - малоимущие);
• у 30% семей есть дети в возрасте до 15 лет (здесь бедность составляет 21%),
• в том числе в 7% семей есть и дети, и люди пенсионного возраста (здесь бедность составляет 18%);
* — Статья из Мониторинга экономической ситуации в России «Тенденции и вызовы социально-экономического развития» № 9 (70) (май 2018 г.), размещенного на сайте Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара (название статьи в МЭС — «Оплата жилищно-коммунальных услуг в 2014—2017 гг.: тарифы выше, социальной поддержки меньше»).
1 Российская экономика в 2017 году. Тенденции и перспективы / [В. Мау и др.; под ред. д-ра экон. наук Синельникова-Мурылева С.Г. (гл. ред.), д-р а экон. наук Радыгина А.Д.]; Ин-т экон. политики им. Е.Т. Гайдара. — М.: Изд-во Института Гайдара, 2018.
С. 326-333.
2 В январе-феврале 2017 г. методом личного интервью было опрошено 160 тыс. домашних хозяйств / Росстат.
ОПЛАТА ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ В 2014-2017 гг.
• у 40% домашних хозяйств хотя бы один член семьи - в пенсионном возрасте (в этой группе 2% семей - малоимущие). При этом среди получателей социальной поддержки 84% - это домохозяйства с пенсионерами, в том числе 10% домохозяйств, в которых есть и пенсионеры, и дети в возрасте до 15 лет. Семьи с детьми составляют 18% получателей социальной поддержки (с детьми и без пенсионеров - 8%), и домохозяйства, состоящие из лиц трудоспособного возраста, -8%.
Жилищные субсидии3 распределяются в большем соответствии с рисками бедности: 30% получателей -это семьи с детьми, 74% -семьи с пенсионерами и 6% - домохозяйства, состоящие из граждан трудоспособного возраста.
Таким образом, меры социальной поддержки и субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг продолжают фокусироваться на домохозяйствах пенсионеров, а не на самой уязвимой по материальному положению группе - семьях с детьми4.
Это объясняется инерционностью системы -от выполнения социальных обязательств перед «льготными» категориями населения невозможно полностью отказаться. Правда, размер выплат постепенно ограничивается, например, применением норматива потребления коммунальных услуг, а переход к адресности предоставления социальной помощи будет приоритетом в ближайшее время5. Кроме того, регионы, возможности бюджетов которых ограничены, были вынуждены в кризис оптимизировать расходы6.
Рис. 1. Размеры социальной поддержки, субсидий, тарифов на ЖКУ для населения и среднедушевые денежные доходы
4000
3000
5 928
31477 ♦
40 000
)000
ю
>. 2000
1000
18 958 ♦
20780 ♦
ill ill Ii
2010
2011
2012
2013
2014
2015
2016
2017
Годы
Среднемесячный размер социальной поддержки на одного пользователя, руб. Среднемесячный размер субсидий на семью, руб.
Возмещаемая населением величина затрат по предоставлению ЖКУ в месяц на человека, руб. ♦ Денежные доходы (в среднем на душу населения), руб. в месяц
Источник: Краткосрочные экономические показатели. Март 2018 г. / Росстат: [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/ bgd/regl/b18_02/Main.htm ; Основные показатели хода реформы жилищно-коммунального хозяйства.
3 На вопрос о субсидиях в ВНДН-2017 отвечали только жители многоквартирных домов; о получении социальной поддержки на оплату ЖКУ известно для всех респондентов.
4 Гришина Е.Е. Различные аспекты бедности семей с детьми // ЭКО. 2018. № 3 (525). С. 7-26; Гришина Е.Е. Депривационный подход к оценке бедности семей с детьми в России и странах Европы / Научно-исследовательский финансовый институт // Финансовый журнал. 2017. № 4 (38). С. 47-55.
5 Послание В.В. Путина к Федеральному Собранию. 01.03.2018 / Государственная Дума Российской Федерации: [Электронный ресурс]. URL: http://www.duma.gov.ru/news/26525/
6 Зубаревич Н., Хасанова Р., Мкртчян Н. Российские регионы в 2017 г.: социальные и демографические процессы (по результатам регулярного Мониторинга ИНСАП РАНХиГС) // Экономическое развитие России. 2017. № 12. С. 85-98.
RUSSIAN ECONOMIC DEVELOPMENT • VOLUME 25 • № 6 • JUNE-JULY 2018 71
Привели ли сокращение реальных доходов населения и увеличение тарифов на ЖКУ к росту числа получателей адресной поддержки в виде жилищных субсидий? Согласно данным Росстата денежные доходы населения в 2017 г. по сравнению с 2013 г. повысились на 21% в номинальном выражении (с 25 928,2 до 31 477,4 руб. 7). За этот же период счета, приходящие населению за ЖКУ, в расчете на одного человека увеличились на 39,5% (с 1598 до 2229 руб.). Размер социальной поддержки на одного пользователя вырос на 16%, размер субсидии на одну семью - на 33%. (См. рис. 1.)
Тарифы на жилищно-коммунальные услуги (как возмещаемая населением величина соответствующих затрат) в течение четырех лет росли вдвое быстрее доходов. При этом поддержка населения должна была бы повышаться, однако размер субсидии в расчете на одну семью-получателя рос медленнее тарифов.
Увеличилось ли число получателей субсидий?
Как следует из данных Росстата, в 2009-2014 гг. доля населения - получателей мер социальной поддержки по оплате ЖКУ составляла 26%, однако в последние годы она начала медленно снижаться - до 25% в 2015 г. и до 24% в 2017 г. (См. рис. 2.) Стоит обратить внимание на то, что динамика последних лет связана с естественным уходом старшего поколения (носителей льгот) и более скромной, чем ранее, системой назначения льгот. В кризис 2009-2010 гг. охват населения мерами социальной поддержки не менялся, а доля семей, получающих жилищные субсидии, напротив, возросла, смягчив шок от снижения доходов. В последние годы такого эффекта в целом по РФ не наблюдается: несмотря на снижение реальных доходов и рост тарифов, доля семей, получающих жилищные субсидии, постепенно сократилась с 6,4% в 2013 г. до 5,7% семей в 2017 г.
10.6
19.0
4.8
7.9
■—
15.6
18.7
Рис. 2. Объем социальной поддержки и субсидий населению и доля бенефициаров этих мер
30
4.6
4.0
7.2
6.4
6.1
2.9
14.5
2.9
2.8
2006
2007
2008
2009
2010
2013
2014
2015
2016
2017
2011 2012 Годы
Объем субсидии при оплате ЖКУ, в % от объема начисленных населению платежей Объем соцподдержки при оплате ЖКУ, в % от начисленных платежей — Суммарный объем субсидий и соцподдержки при оплате ЖКУ, в % от объема начисленных населению платежей ♦ Удельный вес граждан, пользующихся социальной поддержкой, в общей численности населения, в % —■—Удельный вес семей, пользующихся субсидиями, в общем числе семей, в % Источник расчеты автора на основе электронных сборников «Жилищные условия населения» / Росстат: [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.rU/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/housing/#; Основные показатели хода реформы жилищно-коммунального хозяйства / ЕМИСС: [Электронный ресурс]. URL: https://fedstat.ru/organizations/ ?expandId=1292875#fpsr1292875
7 С учетом единовременной выплаты 5 тыс. руб. в январе 2017 г.
Рис. 3. Изменение размера тарифов на ЖКУ для населения и количества семей, получающих субсидии, по регионам за 2013-2017 гг.
Ш Росттарифов-2017г. в % к2013 г. О Число семей-получателей субсидий —2017 г. в % к 2013 г. -100%
Источник: Основные показатели хода реформы жилищно-коммунального хозяйства / ЕМИСС: [Электронный ресурс]. URL: https://fedstat.ru/organizations/ ?expandld=1292875#fpsr1292875; расчеты автора.
О Ее
>s -Q ^ « — jj
-л ^ пз й га
V lO и StUUJ
d u x а5
у - ГО D-ro О gj U 1_ EJ (O uLJ-ШОО о О
О й< m о.
0 к г1 r-^s и к
А ^
О^шш g-tu П Е
б I
5 SXLQ JlIcS Ш и И Ir- QJQ. и
a,ss||-
«ииоюР
1 u
О cioO =1 d =IO
T У 3 m 1
u™ из
сыск; i
о jU ■
s и VD QJ
О ^ О О t ^ *
^ ^.«c к ^ ■—
-а пз'^ го rori1^'^ со !
T и *ии^УУ " О п: и i и u к
B2.I2L
e
Q_
~ OOOOuO oooooo oooooo
в; п; а; к О ко;-----------
-П га го го ro'S га га X У У У У У и и и и . • и и схтУх'-зсо го си о 0 о
öS
«где*
Сопоставление объема предоставленных субсидий и мер социальной поддержки с объемом начисленных населению платежей за жилье и коммунальные услуги еще отчетливее показывает снижение роли данных программ. Выплаты через жилищные субсидии за 20132017 гг. сократились с 3,3 до 2,8% совокупных начисленных населению платежей; роль социальной поддержки снизилась за тот же период с 14,9 до 11,7%. Суммарно эти две меры в 2017 г. возместили 14,5% платежей, тогда как накануне кризиса в 2013 г. они составляли 18,2% от объема начисленных населению платежей за ЖКУ.
В большинстве регионов, как и в России в целом, получателей субсидий в 2017 г. стало меньше, чем в докризисном 2013 г. Однако в
20 субъектах Федерации число семей, получающих субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг, за последние четыре года возросло. Среди них Смоленская, Тамбовская, Калужская, Рязанская и Челябинская области (рост на 20% и более), г. Москва, Тюменская область без автономных округов и Республика Северная Осетия-Алания (+17-19%), Костромская область, Республика Тыва и Ямало-Ненецкий автономный округ (+11-12%). (См. рис. 3.) Увеличение числа предоставленных субсидий в ответ на снижение реальных доходов населения и рост тарифов на ЖКУ демонстрируют адекватность функционирования системы адресной поддержки домашних хозяйств - по крайней мере, в части ре-гионов8. ■
8 Малева Т.М., Гришина Е.Е., Цацура Е.А. Региональные системы социальной защиты: как и зачем вводится адресность // Регион: экономика и социология. 2016. № 4 (92). С. 153-175.