УДК 796.078
ПРОБЛЕМЫ РЕСУРСНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СПОРТА ДЛЯ ВСЕХ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
М.В Дутчак, Ю.П. Мичуда
Национальный университет физического воспитания и спорта Украины, Киев, Украина Для связи с авторами: e-mail: [email protected], [email protected]
Аннотация:
В статье определены и охарактеризованы тенденции ресурсного обеспечения спорта для всех в различных странах в начале ХХ1 века. В качестве материала для исследований привлечена информация, которая содержится в официальных изданиях Европейского Союза, а также монографических и периодических изданиях по проблемам развития спорта для всех. Определены главные тенденции финансирования спорта для всех, охарактеризована структура источников финансирования массового спорта в странах Европы в начале ХХ1 века. Обоснованы основные направления и главные задачи дальнейших научных исследований экономических особенностей формирования и функционирования системы спорта для всех в Украине.
Ключевые слова: спорт для всех, финансовые ресурсы, материально-технические ресурсы, трудовые ресурсы, научно-информационные ресурсы.
PROBLEMS OF RESOURCE ENSURING SPORTS FOR ALL IN MODERN CONDITIONS M.V. Dutchak, Y.P. Michuda
National University of Physical Education and Sport of Ukraine, Kiev, Ukraine Abstract:
In article tendencies of resource ensuring sports for all in the various countries at the beginning of ХХ1 century are defined and characterized. As a material for researches information which contains in official publications of the European Union, and also monographic and periodicals on problems of development of sports for all is attracted. The main tendencies of financing of mass sports are defined, the structure of sources of financing mass in the countries of Europe at the beginning of ХХ1 century is characterized. The main directions and the main tasks of further scientific researches of economic features of formation and functioning of system of sports for all in Ukraine are proved.
Key words: sport for all; financial resources, material resources, manpower, scientific and information resources.
ВВЕДЕНИЕ
Спорт для всех, зародившийся в 1960-х годах как спортивное движение, благодаря высокой значимости для современного общества трансформировался в социальное явление системного характера с соответствующими свойствами и признаками. Система спорта для всех является совокупностью взаимосвязанных и взаимодействующих между собой компонентов (субъектов) для достижения поставленной цели и реализации соответствующих функций. Главная ее цель — вовлечение людей в двигательную активность во время досуга для укрепления здоровья. Основу иерархии целей системы спорта для всех составляют формирование интереса человека к двигательной активности и наличие возмож-
ностей для поддержания и удовлетворения этого интереса. [2].
Сегодня актуальной проблемой и необходимым условием развития спорта для всех является его ресурсное обеспечение. Этой проблеме в течение длительного времени уделяется большое внимание как со стороны разных социальных институтов, так и со стороны представителей спортивной науки. В Европе, например, активные действия относительно обеспечения массового спорта экономическими ресурсами были осуществлены в 1990-е годы. В Европейской спортивной хартии, принятой в 1992 году на конференции министров по спорту государств Европы, было указано на необходимость сделать доступными средства из государственных
бюджетов с целью решения проблем развития спорта (статья 12). Новые шаги относительно улучшения финансового обеспечения развития спорта, в том числе массового, были задекларированы в еще одном документе Европейского Союза — Декларации участников Европейской конференции «Спорт и местное управление» (1996 г.). Ее авторы сформулировали главные подходы к финансированию спорта и управлению этим процессом. Они, в частности, указывают на необходимость развития разных источников финансирования спорта на основе сочетания частных фондов и взносов общественного сектора. При этом подчеркивается, что местная власть должна выступать главным партнером в финансировании спорта по месту жительства. Она должна обеспечить как развитие спорта вообще, так и спорта для всех и создать условия для их финансирования по текущим расходам и капиталовложениям. Между государственными и частными источниками финансирования необходимо поддерживать равновесие. Частным источником можно также считать сам сектор спорта. Дополнительными источниками финансирования признаются шефская помощь предприятий и спортивный маркетинг. Местная власть должна распределять средства таким образом, чтобы обеспечить малоимущим условия для здорового образа жизни.
Практика применения приведенных принципиальных положений на рубеже веков активно освещалась в многочисленных трудах специалистов разных стран [1, 7, 8, 9]. Были проанализированы количественные и качественные характеристики процесса развития массового спорта в Европе, определена динамика привлечения населения разных стран к занятиям спортом, отражены подходы к управлению массовым спортом, акцентировано внимание на роли государства и местной власти в ресурсном обеспечении развития спорта для всех.
Конец первого десятилетия нового века ознаменовался новыми явлениями в экономической жизни стран Европы, вызванными мировым кризисом. Одним из них стало обострение проблемы ресурсного обеспечения
деятельности субъектов спорта для всех. Возникла необходимость поиска новых подходов к решению этой проблемы, что обусловливает актуальность данного исследования.
Цель исследования — определить ресурсные аспекты развития системы спорта для всех и на этой основе создать предпосылки для дальнейших исследований закономерностей развития данного социального явления. Методы исследования. В исследовании использован метод анализа научной литературы, документов и электронных ресурсов, передового отечественного и зарубежного опыта, а также метод системного анализа, метод сравнения и сопоставления.
Результаты исследования и их обсуждение. С экономической точки зрения спорт для всех можно охарактеризовать как вид физкультурноспортивной деятельности по оказанию соответствующих услуг для удовлетворения потребностей людей в двигательной активности, укреплении здоровья, ведении здорового образа жизни.
Важным аспектом анализа функционирования и развития спорта для всех является характеристика его ресурсного обеспечения. На основании анализа значительного массива научных знаний, нормативных документов и передовой практики определяющими для современного развития спорта для всех следует признать, по нашему мнению, следующие группы ресурсов: финансовые, материально-технические, трудовые и научно-информационные.
Формирование финансовых ресурсов спорта для всех осуществляется за счет различных источников. Данные официальной статистики свидетельствуют о том, что в течение первого десятилетия нового века стала заметной тенденция диверсификации источников финансирования массового спорта в Европе. Так, по состоянию на 2008 год объем финансовых потоков, которые специально направлялись на развитие массового спорта в 27 странах-членах ЕС, оценивался в 71,7 млрд. евро, что составило 46,6% финансовых средств, которые инвестировались в систему европейского спорта в целом. С учетом взноса волонтерской деятельности общий бюджет массового
спорта оценивается в эквиваленте 97,2 млрд. евро. При этом средства в сферу массового спорта поступали из шести источников, среди которых:
- собственные средства лиц, занимающихся спортом — 40,3 млрд. евро;
- поступления из местных бюджетов — 23,3 млрд. евро;
- поступления из государственного бюджета
- 5,2 млрд. евро;
- спонсорство, патронаж и дотации — 1,5 млрд. евро;
- часть доходов от проведения государственных лотерей, азартных игр и спортивного тотализатора, которые предоставляются спортивным организациям через государственные и местные бюджеты — 1,0 млрд. евро;
- доходы от продажи медийных прав организаторам спортивных мероприятий, часть которых направляется клубам сферы массового спорта — 0,4 млрд. евро
Ведущая роль в финансировании массового спорта принадлежит населению европейских стран, охваченному занятиями массовым спортом, удельный вес средств которого в общих поступлениях финансовых средств составляет 56,3%, а также местным органам власти (32,5%). В то же время следует отметить крайне низкий уровень заинтересованности представителей бизнеса в развитии массового спорта (рис. 1).
Рис. 1. Структура финансирования массового спорта в 27 странах Европы:
I I - собственные средства лиц, которые занимаются спортом;
| | - поступления из местных бюджетов;
Ц - поступление из государственного бюджета;
Ш - спонсорство, патронаж и дотации;
- доходы от проведения лотерей, азартных игр и тотализаторов;
| | - доходы от продажи медийных прав
В Российской Федерации создана организационно-правовая база для использования игорного бизнеса вообще и лотерей, в частности, как дополнительного источника внебюджетного финансирования сферы физической культуры и спорта. Однако в силу разных причин она пока не позволяет привлечь существенные ресурсы в соответственную отрасль национальной экономики [6].
В конце 1990-х годов в Украине прекратились поступления для развития физической культуры и спорта от лотерейного бизнеса. В настоящее время на законодательном уровне этот вопрос не решен, хотя соответствующие предложения часто инициируются на различных уровнях. Более того, в новой редакции Закона Украины «О физической культуре и спорте» (2009) [3] предусмотрено, что к полномочиям центрального органа исполнительной власти в сфере физической культуры и спорта отнесена организация в установленном порядке проведения государственной спортивной лотереи. Важными источниками дополнительного ресурса для системы спорта для всех являются технологии привлечения средств от бизнеса и частных лиц, а именно инвестирование, спонсорство, фандрейзинг, «механизм солидарных поступлений от элитного спорта». Поиск и привлечение инвестиций как долгосрочных вложений ресурсов с целью получения доходов для отечественной отрасли физической культуры и спорта является перспективным направлением финансирования. Однако в силу кажущейся для инвесторов низкой коммерческой привлекательности указанной сферы, а также отсутствия необходимых законодательных преференций инвестирование не получило еще должного распространения в ресурсном обеспечении формирования и функционирования системы спорта для всех. В настоящее время большую привлекательность для спонсоров имеет спорт высших достижений (прежде всего крупные международные соревнования). Главными объектами спонсорства являются конкретные виды спорта и их субъекты (федерации и клубы). Приоритетом в списке спонсируемых видов спорта пользуются футбол, теннис, автомобильный спорт, велосипедный спорт, баскет-
бол, легкая атлетика, лыжный спорт, парусный спорт, конный спорт и др. Представители спортивной индустрии спонсируют 37 видов спорта, из них 22 олимпийских (13 летних и 9 зимних) и 15 неолимпийских [6]. В Европейском Союзе вклад спонсоров в финансирование спорта исчисляется ежегодно в 8-10 млрд. евро, из которых приблизительно 10% направляется на поддержку спорта для всех [15]. Спонсорская деятельность в системе спорта для всех заслуживает проведения специальных научных исследований для выявления всего спектра возможных направлений взаимодействия бизнеса и спорта для всех, изучения путей повышения мотивации спонсоров и разработки соответствующих маркетинговых предложений, а также оптимизации подготовки будущих менеджерских кадров. Следует учитывать, что мероприятия и организации спорта для всех имеют в основном местное значение, а следовательно, в привлечении спонсоров следует ориентироваться на средний и малый бизнес, коммерческие организации местного значения. Хотя и крупный бизнес, понимая высокую социальную значимость спорта для всех, также может успешно принимать участие в спонсорстве общенациональных и международных мероприятий, направленных на массовое вовлечение населения в двигательную активность оздоровительной направленности во время досуга.
В последнее время в финансировании спорта для всех возрастает роль так называемого «механизма солидарных поступлений от элитного спорта». В частности, Федерация футбола Нидерландов ежегодно выделяет один миллион евро на поддержку спорта для всех, Международная федерация тенниса для обеспечения общедоступности занятий теннисом направляет на места 25 млн. евро из прибыли от проведения турнира «Roland Garros», во Франции 5% от продажи телевизионных прав организации профессионального спорта передают спорту для всех [15]. Международный олимпийский комитет через Олимпийскую солидарность поддерживает национальные олимпийские комитеты в реализации совместных программ, среди которых достойное место занимает спорт для всех.
В период 2009-2012 гг. Олимпийская солидарность выделила 311 млн. долларов США для финансирования соответствующих программ [14]. Следует отметить, что последние пять лет Национальный олимпийский комитет Украины ежегодно за счет как Олимпийской солидарности, так и собственных средств организовывает и проводит ряд всеукраинских мероприятий в рамках программы «Спорт для всех», а именно: Олимпийский день, Олимпийский урок, Олимпийскую неделю, Олимпийское лето, детские соревнования «Игры чемпионов» и др.
О фандрейзинге существует неоднозначное представление: его трактуют как весь спектр механизмов привлечения и аккумулирования средств из различных источников [5], как вид маркетинговой деятельности и как искусство и науку привлечения благотворительных ресурсов [4]. Мы придерживаемся точки зрения, изложенной в последней позиции, поскольку она отображает конкретный источник привлечения средств и не захватывает иных механизмов (инвестирования, спонсорства и др.). Философия фандрейзинга основывается на филантропии (от греч. рШаШЬороз — человеколюбие) — благотворительность как форма проявления гуманизма; совокупность моральных представлений и действий, направленных на добровольное распределение частных ресурсов их обладателями в целях содействия нуждающимся людям и организациям, решения общественных проблем, а также усовершенствования условий общественной жизни. Источниками пожертвований могут быть структуры бизнеса, неправительственные и общественные фонды (получение грантов), частные средства. Благотворитель демонстрирует акт свободной воли, оказывая поддержку. Поэтому и оформляется благотворительность обычно актом дарения, специальными договорами, в которых указывается безвозмездный характер оказываемой поддержки, не предполагая каких-то финансовых и прочих обязательств со стороны получающих поддержку. С другой стороны, фандрейзинг
— это эффективный механизм улучшения имиджа донора (его участие в решении важных социальных вопросов), мощный канал
коммуникации, который может иметь колоссальное влияние на его развитие, завязывание полезных контактов. Бенефициар не предоставляет донору коммерческих услуг (в т.ч. рекламных), но может распространять на него целый ряд своих «корпоративных» привилегий и преимуществ.
Фандрейзинг является технологической процедурой и имеет достаточно высокий потенциал для использования в рамках современного спортивного менеджмента. Однако как система работы по привлечению пожертвований для развития спорта для всех фандрей-зинг пока еще не используется в практике или носит спонтанный и беспорядочный характер, что актуализирует проведение соответствующих научных исследований.
Важную роль в формировании финансового компонента ресурсного обеспечения спорта для всех играет волонтерство, которое основывается на добровольном, не требующим оплаты труде. Использование труда волонтеров позволяет спортивным организациям не тратить значительные финансовые ресурсы на заработную плату штатным сотрудникам.
В 2003 г. 48,8% взрослого населения США, согласно заключенным договорам, посвящали различным видам безвозмездного общественного труда в среднем 4,2 часа в неделю, помимо основной работы. Причем почти третья часть волонтерского сектора принадлежит спорту. Важно отметить, что работа волонтером учитывается при определении трудового стажа в США так же, как и оплачиваемый труд. В Канаде в 2005 г. более 18% взрослого населения — волонтеры в сфере спорта. В странах северной Европы, а также в Германии и Нидерландах в 2009 г. более 6 граждан из 100 являются волонтерами в спорте для всех, работа каждого из которых оценивается более чем в 100 евро. Во Франции 4,3%, а в южной Европе 2% населения — волонтеры в организациях, обеспечивающих вовлечение людей в двигательную активность во время досуга. В восточной Европе (страны Европейского Союза) меньше одного процента граждан принимают участие в спортивных мероприятиях в качестве волонтеров. Экономический эффект от общеевропейского волонтерского
движения в спорте для всех ежегодно исчисляется миллиардами евро [15].
Согласно оценке исследователей, вклад волонтеров в поддержку спорта для всех в Англии составил в 2003 г. 14,1 млрд. фунтов стерлингов.
В Украине пока имеют место лишь отдельные фрагменты деятельности волонтеров в системе спорта для всех, следовательно, затруднительно оценить и экономическую эффективность их работы. В связи с этим актуальным представляется проведение специальных исследований, предусматривающих определение особенностей отбора и подготовки волонтеров спорта для всех в Украине, а также изучение направлений, видов, организации и учета их работы, в т.ч. экономической составляющей. Среди различных источников финансирования спорта для всех следует отметить собственные доходы. Различные субъекты спорта для всех самостоятельно зарабатывают средства, осуществляя хозяйственную деятельность как с коммерческой (получение прибили), так и некоммерческой целями. В ходе такой деятельности производятся, главным образом, основные, дополнительные и сопутствующие услуги спорта для всех. Кроме хозяйственной деятельности, для общественных спортивных структур одним из важных источников самофинансирования являются членские взносы.
Предпринимательство приносит значительный финансовый ресурс спорта для всех. Однако здесь следует подчеркнуть следующий аспект. В силу высокой капиталоемкости спортивных услуг учреждение коммерческой организации в данной отрасли требует высокого первоначального капитала. Поэтому без поддержки государственных и местных органов управления ресурсы предпринимательства будут ориентированы на обеспечение потребностей в занятиях спортом высокодоходных слоев населения, тогда как такие социальные группы, как дети, средний класс, пенсионеры и т.д. не будут иметь возможности заниматься двигательной активностью. За счет прямого или косвенного государственного участия в деятельности спортивных коммерческих организаций за рубежом данная проблема нивели-
рована, однако в станах с переходными экономическими системами, к примеру в России, не сделаны попытки ее решения [1]. Аналогичная ситуация наблюдается и в Украине. Значительные финансовые ресурсы в сферу спорта направляются из семейных бюджетов. В Европейском Союзе из указанного источника в течении года привлекается в среднем 90-110 млрд. евро, которые расходуются на приобретение спортивной одежды, обуви, инвентаря (40%), оплату членства в спортивных клубах, услуг фитнес-центров и других спортивных субъектов (8-12%), покупку билетов на спортивные мероприятия, приобретение спортивных газет, журналов, книг, пользование платными спортивными телеканалами (50%). В Великобритании семейные расходы на спорт составляют в среднем на одного жителя 400 евро в год, включая 50 евро непосредственно на обеспечение двигательной активности оздоровительной направленности во время досуга. Во Франции в 2009 г. семьи выделяли на спорт по 240 евро на человека, скандинавские страны, Германия и Нидерланды — соответственно, по 200 евро, а в восточных странах Европейского Союза — меньше чем по 10 евро [15]. В рамках проведенного Research & Branding Group всеукраинского опроса населения об уровне вовлеченности в занятия спортом для всех (по разработанной нами технологии) было установлено, что в 2008 г. только каждый третий из граждан Украины старше 16 лет покупал спортивную одежду и обувь, потратив на это 468,3 гривен, каждый десятый — спортивный инвентарь и оборудование (590,9 гривен). Физкультурно-спортивные услуги оплачивало 7,4% респондентов, потратив 507,2 гривны. Материально-технические ресурсы спорта для всех характеризуются совокупностью разнообразных спортивных сооружений, оборудования, инвентаря, экипировки. В Украине актуальными представляются исследования, предусматривающие определение нормативов обеспеченности населения спортивными сооружениями, в основе этих нормативов должны быть научно обоснованные для различных групп населения объемы двигательной активности оздоровительной направленности, а
также преобладающие интересы граждан к той или другой форме занятий и виду двигательной активности. Кроме указанных спортивных сооружений (залы, бассейны и площадки), целесообразно учитывать и необходимые территории по месту жительства и в местах массового отдыха населения, приспособленные для самостоятельных и семейных занятий, занятий в неформальных группах. Нормативы обеспеченности населениями местами для занятий спортом для всех очень важны для проведения мониторинга и планирования перспективного развития регионов.
Важнейшая задача дальнейших научных исследований материально-технических ресурсов спорта для всех видится в обосновании технологий, обеспечивающих повышение эффективности эксплуатации спортивных сооружений и других мест, приспособленных для занятий.
Ресурсный анализ системы спорта для всех предполагает рассмотрение особенностей формирования и использования трудовых ресурсов. В сфере физической культуры и спорта в Украине (по состоянию на 01.01.2010 г.) было задействовано 76 447 штатных сотрудников, среди которых: 39676 (или 51,9%) - работники физической культуры учебных заведений; 4557 (6,0%) - методисты, инструкторы-методисты, инструкторы физической культуры; 18291 (23,9%) - тренеры-методисты, тренеры-
преподаватели, тренеры по спорту; 4298 (5,6%) - работники спортивных школ всех типов, за исключением тренеров по спорту; 1550 (2,0%) - работники структурных подразделений по физической культуре и спорту органов исполнительной власти (местного самоуправления); 1350 (1,8%) -работники физкультурно-спортивных обществ и учреждений; 583 (0,8%) - работники центров физического здоровья населения «Спорт для всех»; 818 (1,1%) - работники центров по физической культуре и спорту инвалидов «Инваспорт»; 2644 (3,5%) - работники спортивных сооружений; 514 (0,7%)
- врачи спортивной медицины; 2166 (2,7%)
- другие работники физической культуры и спорта. В указанных административных
данных, к сожалению, нет четкой градации трудовых ресурсов спорта для всех, спорта высших достижений и других направлений физической культуры и спорта. Анализируя приведенные показатели, можно предположить, что в системе спорта для всех в Украине работает приблизительно 9 тыс. специалистов (или 12% от их общего количества). Однако в статистической отчетности на уровне государства отсутствует ряд профессиональных названий работ, которые в последнее время нашли распространение в спорте для всех (фитнес-индустрия и физическая рекреация). Кроме этого, здесь имеет место методологическая некорректность: объем кадрового обеспечения определяется одновременно как по профессиональному признаку, так и по месту работы сотрудников (органы исполнительной власти, спортивные школы, центры «Спорт для всех», «Инваспорт» и т.д.). Очевидно, что эти категории целесообразно учитывать отдельно для получения объективной информации относительно количественных характеристик задействованных лиц определенных профессий в сфере физической культуры и спорта, а также места их работы. Такой подход позволил бы готовить показатели соответствующего кадрового обеспечения, которые в дальнейшем можно было бы сравнивать и сопоставлять для анализа реального рынка труда сферы физической культуры и спорта. Научно-информационные ресурсы спорта для всех объединяют соответствующие научные структуры, научную периодику, Интернет-ресурсы, средства массовой информации, различные информационные технологии. Анализ передового международного опыта свидетельствует, что наиболее
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Вапнярская, О.И., Зарубежный опыт управления массовым спортом [Электронный ресурс] / М.И. Золотов // Менеджмент в России и за рубежом. - 2003. - № 3. -Ш?1- : http://www.mevriz.rU/articles/2003/3/1119.html.
2. Дутчак, М.В. Спорт для всіх у світовому контексті / М. В. Дутчак. - К. : Олімпійська література, 2007. - 111 с.
3. Закон України від 17 листопада 2009 р. № 1724-УІ “Про внесення змін до Закону України “Про фізичну культуру і спорт" та інших законодавчих актів України" [Электронный ресурс]. ІІІ?І- : ЬіИр:/Дакоп1. rada.gov.ua/cgi-bin/laws/main.cgi?nreg=1724-17.
успешно формирование и удовлетворение интереса населения к двигательной активности как составной части здорового образа жизни происходит во время общенациональных спортивно-оздоровительных компаний, требующих широкомасштабной информационной поддержки.
ВЫВОДЫ
Важным экономическим аспектом спорта для всех является характеристика его ресурсов (финансовых, материально-технических, трудовых и научно-информационных).
Источниками финансирования спорта для всех определены: государственный и местные бюджеты; лотереи и другие виды игорного бизнеса; инвестиции, спонсорство, фандрей-зинг и «механизм солидарных поступлений от элитного спорта»; волонтерство; собственный доход субъектов спорта для всех; налоговые и иные льготы; фонды социального страхования (прежде всего медицинского страхования); работодатели; семья. Материально-технические ресурсы спорта для всех представляются как совокупность разнообразных спортивных сооружений и мест, приспособленных для занятий, спортивного оборудования, инвентаря и экипировки. Основными регуляторами качества трудовых ресурсов спорта для всех призваны служить стандарты подготовки кадров, а также квалификационные требования к претендентам на соответствующую должность. Научно-информационные ресурсы спорта для всех объединяют соответствующие научные структуры, научную периодику, Интернет-ресурсы, средства массовой информации, различные информационные технологии.
4. Поляков, О. Пионер украинского фандрейзин-га [Электронный ресурс]. URL : http:// http://www. dobrota.donetsk.ua/articles/art008.php.
5. Учебно-методический комплекс модуля «Технологии современного фандрейзинга в социальной сфере» / Под ред. НА Пашкус. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2008. 181 с.
6. Экономика физической культуры и спорта : учеб. пособие / под ред. Е. В. Кузьмичевой. - М. : Физическая культура, 2008. - 480 с.
7. Arnaut, J.L. Independent European Sport Review 2006. Brussels: EU, 2006, 175 p.
8. Beretti-Liverneaux E. Le poids Mconomique du sport en 2002. Bulletin de statistiques et d'Mtudes. Paris: Ministure de la Jeunesse, des Sports, et de la Vie Associative, 2004, 4 p.
9. Camy, J., Clijsen, L., Madella, A. Improving employment in the field of sport in Europe throgh vocational training. 2004. Vocasport [Electronic source]. URL: http: europa.eu.int.
10. Contributions of Sport Canada [Electronic source]. URL: http://www.pch.gc.ca/pc-ch/sujets-subjects/sport/ index_e.cfm.
11. Expert Group "Sustainable Financing of Sport”. Report from the 2nd meeting (22 May 2012). EU Work Plan for Sport. 2011-2014. EU, 2012, 9 p.
12. European Sports Charter [Electronic source]. URL: http: wcd.coe.int.
13. The Financing and Management of sport. Final Declaration of the European Conference on Sport
and Local Authorities (Gud^.lo, 1-3 February 1996) [Electronic source]. URL: https: wcd.coe.int.
14. Fonteneau, M. Financing of grassroots sports: the views of the Olympic and Sports Movement [Electronic source]. URL: http://ec.europa.eu/internal_market/top_ layer/sport_en.htm.
15. Montel, J., Waelbroeck-Rocha. The different funding
models for grassroot sports in the EU [Electronic source]. URL: http://ec.europa.eu/internal_market/
top_layer/sport_en.htm.
16. Overview of Canadian Participation: Strengthening
Canada The Socio-economic Benefits of Sport Participation in Canada [Electronic source]. Report August 2005. URL: http://www.pch.gc.ca/progs/sc/
pubs/socio-eco/2_e.cfm#1.
17. The Wold health report: 2002 : Reducing risks, promoting healthy life. Geneva: Wold Health Oranization, 2002. 238 p.
BIBLIOGRAPHY
1. Vapniarskaya, O.I., Zolotov MI (2003) Foreign experience of management by mass sports [Электронный ресурс] // Менеджмент в России и за рубежом. 2003. № 3. URL: http://www.mevriz.ru/articles/2003/3/1119.html (in Russian).
2. Dutchak, M.V. (2007) Sport is for all in a world context. Olympijska literature, Kiev (in Ukraine).
3. Law of Ukraine (2010) About making alteration in Law of Ukraine About a physical culture and sport” and other legislative acts of Ukraine. 1724 - VI. Vidomosti Verhovnoji Rady Ukrainy. 7:50 (in Ukraine).
4. Poliakov, О. (2008). Pioneer of the Ukrainian fandreyzing [Electronic source]. URL: http://www.dobrota.donetsk. ua/articles/art008.php (in Russian).
5. Pashkus, N.A. ed. (2008) Educational and methodical complex of the "Technologies of a Modern Fandreyzing in the Social Sphere” module. RGPU Publ,
St.-Petersburg (in Russian).
6. Kuzmichova, E.V. ed. (2008) Economy of physical culture and sport. Fizicheskaya kultura, Moskow (in Russian).
7. Arnaut, J.L. (2006) Independent European Sport Review 2006. Brussels: EU
(in English).
8. Beretti-Liverneaux, E. (2004) Le poids йconomique du sport en 2002. Bulletin de statistiques et d'faudes. Ministwe de la Jeunesse, des Sports, et de la Vie Associative, Paris (in France).
9. Camy, J., Clijsen, L., Madella, А. (2004) Improving employment in the field of sport in Europe throgh
vocational training. Vocasport [Electronic source]. URL: http:// www.europa.eu.int (in English).
10. Contributions of Sport Canada [Electronic source].
URL: http://www.pch.gc.ca/pc-ch/sujets-subjects/
sport/index_e.cfm (in English).
11. Expert Group "Sustainable Financing of Sport”. Report from the 2nd meeting (22 May 2012). EU Work Plan for Sport. 2011-2014. EU (in English).
12. European Sports Charter [Electronic source]. URL: http: wcd.coe.int (in English).
13. The Financing and Management of sport. Final Declaration of the European Conference on Sport and Local Authorities (G^^.lo, 1-3 February 1996) [Electronic source]. URL: https: wcd.coe.int (in English).
14. Fonteneau, M. Financing of grassroots sports: the views
of the Olympic and Sports Movement / M. Fonteneau [Electronic source] URL: http:// www.ec.europa.eu/
internal_market/top_layer/sport_en.htm (in English).
15. Montel, J. The different funding models for grassroot sports in the EU / J. Montel, A. E. Waelbroeck-Rocha [Electronic source] URL: http:/ www.ec.europa.eu/ internal_market/top_layer/sport_en.htm (in English).
16. Overview of Canadian Participation: Strengthening Canada The Socio-economic Benefits of Sport Participation in Canada - Report August 2005 [Electronic source] URL: http://www.pch.gc.ca/progs/ sc/pubs/socio-eco/2_e.cfm#1 (in English).
17. The Wold health report: 2002 (2002) Reducing risks, promoting healthy life. Wold Health Organization, Geneva (in English).
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Дутчак Мирослав Васильевич - доктор наук по физическому воспитанию и спорту, профессор, первый проректор Национального университета физического воспитания и спорта Украины
Мичуда Юрий Петрович - доктор наук по физическому воспитанию и спорту, профессор, заведующий кафедрой менеджмента и экономики, Национального университета физического воспитания и спорта Украины