Наука. Теория. Практика
проблемы регламентации безопасного обращения сотрудников полиции с огнестрельным оружием
problem of regulation of safe handling of firearms by police officers
УДК 351.74
Л.Ю. ПОДОЙМА
(Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина) e-mail: [email protected]
L.Y. PODOYMA
(Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia)
С.в. ЦВЕТОВ
(Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина) тел. (4722) 54-54-36
s.v. TSVETOV
(Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia)
Аннотация: в статье рассматриваются особенности обращения с огнестрельным оружием сотрудников органов внутренних дел при несении службы. Анализируются проблемы нормативного регулирования порядка обращения с оружием в повседневной деятельности.
Ключевые слова: полиция, огнестрельное оружие, тактика, безопасность.
Abstract: the article considers the peculiarities of firearms by police officers while on duty. Analyzes the problems of the regulatory procedure for handling a weapon in their daily activities.
Keywords: Police, firearms, tactics, safety.
Огнестрельное оружие в деятельности полиции было и в обозримом будущем будет предметом повседневного пользования.
Растет число правонарушений, пресечение которых требует применения табельного оружия сотрудниками. Полицейским все чаще оказывается ожесточенное, агрессивное сопротивление, что также вызывает необходимость применения огнестрельного оружия в качестве аргумента при охране правопорядка [1].
Опасность для сотрудников, осуществляющих задержание или проверку документов,
представляют не только лица, совершившие особо тяжкие преступления, следовательно, упреждающие меры, связанные с обнажением оружия и приведением его в готовность, допустимы в гораздо большем числе случаев, чем те, которые предусмотрены статьей 23 ФЗ «О полиции» [2].
Безусловно, необходима целенаправленная работа по выработке у сотрудников устойчивых навыков безопасного обращения с оружием в любой обстановке. Тактика повседневного обращения с огнестрельным оружием является важнейшим направле-
Проблемы правоохранительной деятельности 3’15
59
Наука. Теория. Практика
нием при подготовке сотрудников органов внутренних дел. Такая подготовка в полной мере осуществляется в Белгородском юридическом институте МВД России имени И.Д. Путилина [1] и других образовательных организациях МВД России, ее необходимо продолжать и в подразделениях органов внутренних дел.
Несмотря на сказанное, существующими нормативными правовыми актами МВД России практически не затронут ряд вопросов, регулирующих порядок обращения с оружием в повседневной деятельности. Вместе с тем имеющейся в наличии правовой базой лишь частично охвачены требования к мерам безопасности при обращении с оружием, правила его ношения, дополнительной комплектации, транспортировки и временного хранения и ухода в условиях несения службы и служебных командировок.
В практике большинства подразделений ОВД, несущих службу с оружием, неоднократно наблюдались случаи разночтения, субъективной трактовки имеющихся нормативных правовых актов и возникновения вопросов по полноте и правильности квалификации того или иного нарушения требований техники безопасности при обращении с оружием. Это приводит к применению нормативных актов по аналогии, что зачастую ставит под вопрос объективность и грамотность действий должностного лица, осуществляющего контролирующие функции.
Так, в рассматриваемом контексте Наставление по огневой подготовке в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденное Приказом МВД России от 13.11.2012 г. № 1030дсп, определяет меры безопасности при обращении с огнестрельным оружием и боеприпасами только при проведении учебных стрельб (глава V Наставления).
Устав патрульно-постовой службы полиции, утвержденный Приказом МВД России от 29.01.2008 г. № 80, тоже содержит ряд предписаний, по сути относящихся к правилам и технике безопасности при обращении с оружием (п.п. 80.1., 85, 263 Устава ППСП), однако явно не охватывает их в полном объеме и допускает их расширительное толкование.
В Наставлении по организации деятельности строевых подразделений вневедомственной охраны полиции, утвержденном приказом МВД России от 03.03.2015 г. № 300, достаточно внимания уделено порядку получения, заряжания огнестрельного оружия, несения службы сотрудниками с огнестрельным оружием, сдаче его по оконча-
нии службы, однако и здесь единой системы безопасного обращения с огнестрельным оружием не выходит.
Инструкция о порядке выдачи табельного боевого ручного стрелкового оружия, боеприпасов и специальных средств сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации на постоянное хранение и ношение, утвержденная Приказом МВД России от 17.11.1999 г. № 938, дает некоторые разъяснения касательно ряда вопросов ношения и хранения табельного боевого ручного стрелкового оружия, однако данные положения, по тексту Инструкции, распространяются лишь на случаи его выдачи сотрудникам полиции только на постоянное хранение и ношение (п. 1 Инструкции).
Инструкция по организации снабжения, хранения, учета, выдачи (приема) и обеспечения сохранности вооружения и боеприпасов в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденная приказом МВД России от 12.01.2010 г. № 13, предусматривает лишь контроль за личным составом в части, касающейся выполнения обязанностей по заряжению и разряжению оружия, его чистке и смазке (п. 236.6 Инструкции). Указанное положение не содержит конкретных требований к личному составу, и фактически подразумевает произвольное определение этих обязанностей непосредственно на местах.
Издание приказов МВД, регламентирующих деятельность тех или других подразделений ОВД, внутренних приказов на уровне территориальных органов МВД об обращении с оружием в повседневной деятельности сотрудников полиции может привести (и приводит!) к казусам и разночтениям не только внутри подразделения, но и при взаимодействии с органами внутренних дел иных субъектов Российской Федерации.
Так, пункт 25.1 уже упоминаемого Наставления по организации деятельности строевых подразделений вневедомственной охраны полиции запрещает «...обнажение огнестрельного оружия и приведение его в готовность, если нет оснований его применения» и входит в противоречие не только со статьей 24 Федерального закона «О полиции», гарантирующей безопасность вооруженного сотрудника полиции, но и со статьей 96 этого же Наставления: «.по прибытии ГЗ к охраняемому объекту по сигналу «тревога» группа задержания осуществляет скрытный подход к охраняемому объекту рассредоточенно, соблюдая меры личной безопасности, взаимной страховки с обнаженным огнестрельным ору-
60
Проблемы правоохранительной деятельности 3’15
Наука. Теория. Практика
жием (если в создавшейся обстановке могут возникнуть основания для его применения), готовым к возможному применению».
В системе МВД России необходим нормативный правовой акт, регламентирующий порядок обращения с боевым огнестрельным оружием и предусматривающий меры безопасности при обращении с таким оружием в ходе повседневной деятельности, при несении службы в составе следственно-оперативных групп, нарядов ППСП, совместных специализированных групп и т.д.
По сути, нужен такой нормативный правовой акт, который бы четко регламентировал сам процесс манипуляций с оружием и его ношения (тоже вопрос немаловажный - взять хоть «оперативки», тактические и другие нештатные кобуры - чем они регламентированы?) в дежурные сутки и т.п., то есть урегулировал бы все вопросы, не охваченные приказами № 1030дсп и № 938. А такого нормативного правового акта в настоящее время просто нет.
В указанный нормативный правовой акт предлагается включить следующие разделы: •меры и техника безопасности при обращении с боевым ручным стрелковым оружием при его получении и сдаче в рамках суточных дежурств (включая снаряжение магазинов боеприпасами и их разряжение), а также во время несения службы и после случаев его применения и использования;
•разрешенные (рекомендованные) типы кобур для различных служб и подразделений МВД (включая строевые и оперативные подразделения) [1];
•разрешенные (рекомендованные) способы открытого (крепления на форме) и скрытного ношения табельного оружия для различных служб и подразделений МВД (включая строевые и оперативные подразделения);
•порядок установки на оружие дополнительного оборудования (ЛЦУ, прицелы, фонари, рукоятки переноса огня и т.п.), порядок хранения данного оборудования в КХО;
• порядок действий, меры и техника безопасности при обращении с оружием нарядами сопровождения пассажирских поездов дальнего следования;
• порядок перевозки оружия к месту командировки сотрудников полиции различными видами транспорта - автомобильным (грузовым, легковым, автобусами), железнодорожным, морским (речным), каким количеством, каким способом, в какой укупорке и т.д.;
•периодичность чистки ручного стрелкового оружия, критерии оценки чистоты оружия.
Примером регламентации порядка обращения с боевым огнестрельным оружием можно привести утвержденную приказом МВД Украины от 21 февраля 1996 г. № 115 Инструкцию о мерах безопасности при о бра ще н и и с о г не с т р е л ь н ым о р у-жием, в которой детально определены обязанности сотрудников при обращении с оружием при получении, зарядке (разрядке), во время несения сотрудником службы, во время проведения учебнотренировочных и спортивных стрельб, четко перечислены действия с оружием, которые допускать запрещено.
Боевое огнестрельное оружие, обладая высокой поражающей способностью, является предметом повышенной опасности и требует внимательного с ним обращения. Знание и точное выполнение мер безопасного обращения с оружием, строгое соблюдение служебной дисциплины, систематическое повышение боевой и служебной подготовки сотрудников полиции составляют гарантии правомерного и умелого применения и использования ими огнестрельного оружия.
Создание на уровне МВД России единого нормативного правового акта, содержащего детальную регламентацию вышеизложенных положений, благотворно отразится на служебной деятельности ОВД на местах и позволит наиболее полно и результативно осуществлять ее регулирование.
Литература —
1. Войнов П.Н., Кутергин Н.Б., Пойдунов А.А. Тактическая подготовка сотрудников ОВД к действиям в экстремальных ситуациях: проблемы и пути совершенствования // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015 . № 3-2. С. 75-77.
2. Корецкий ДА. Криминальная армалогия - М.: Издательство “АСТ, Астрель”, 2010.
References
1. Voynov P.N., Kutergin N.B., Poydunov A.A. Tactical training of police officers to act in extreme situations: problems and ways of improvement / Actual problems of humanities and natural sciences. - Moscow, 2015 . № 3-2. P. 75-77.
2. Koretsky D.A. Criminal armalogiya. - М.: АSТ, Astrel. 2010.
(Статья сдана в редакцию 27.07.2015)
Проблемы правоохранительной деятельности 3’15
61