10. Постановление Правительства РФ от 23.06.2011 № 498 «О некоторых вопросах осуществления частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности» (вместе с «Положением о лицензировании частной детективной (сыскной) деятельности», «Положением о лицензировании частной охранной деятельности», «Правилами ведения реестра лицензий на осуществление частной охранной деятельности и предоставления сведений из него», «Правилами уведомления частной охранной организацией органов внутренних дел о начале и об окончании оказания охранных услуг, изменении состава учредителей (участников)») // Собрание законодательства РФ. - 2011. - № 26. - Ст. 3820.
© Галикеева Л. А.
>
<ч а а и и
УДК 351 74 В. А. КЛЫЗБАЕВА, преподаватель кафед-
ры огневой и тактико-специальной подготовки Уфимского юридического института МВД России (г. Уфа)
V. A. KLYZBAEVA, the Lecturer of the Department of Fire and Special Tactics (Ufa)
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРОК СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ПРИГОДНОСТЬ К ДЕЙСТВИЯМ В УСЛОВИЯХ, СВЯЗАННЫХ С ПРИМЕНЕНИЕМ ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ
THE ORGANIZATION OF CARRYING OUT CHECKS OF POLICE OFFICERS ON PROFESSIONAL SUITABILITY TO ACTIONS IN THE CONDITIONS CONNECTED WITH APPLICATION OF FIREARMS
«
a
о
^
0 «
u
¥ a -с a
1
о
^
0 «
1 £
a «
s
w
Аннотация. В статье рассматривается порядок проведения сотрудников полиции на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия.
Ключевые слова: инспектирование, контрольная проверка, уровень профессиональной подготовленности сотрудников полиции.
Annotation. In article the order of carrying out police officers on professional suitability to actions in the conditions connected with application of firearms is considered.
Keywords: inspection, control check, level of professional readiness of police officers.
На современном этапе Россия подверглась множеству изменений, которые коснулись в том числе и системы правоохранительных органов. Наряду с самой системой изменилась регулирующая ее правовая основа. 1 марта 2011 г. вступил в законную силу Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. №-3 ФЗ «О полиции» (ред. от 28.06.2013), заменив ранее действующий Закон РФ от 18 апреля 1991 г. №1026-1 «О милиции» (ред. от 27.07.2010).
Особое внимание законодателем было уделено на права и обязанности сотрудников полиции. Принимая во внимание тот факт, что сотрудникам полиции необходимо обеспечить безопасность граждан, общества и государства, ФЗ «О полиции» гл. 5 наделяет полицейского правом применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия - самая жесткая и крайняя мера административного принуждения применяемая полицией.
Она применяется довольно часто, так как в последнее время в России возрастает степень общественной опасности преступных посягательств, усиливается агрессивность и жестокость преступлений, активизируется противодействие сотрудникам органов внутренних дел. От решения этой проблемы в немалой степени зависит характер будущего российского государства и темпы его интеграции в мировое демократическое сообщество [1].
В целях выполнения полицией возложенных на нее обязанностей сотрудник полиции на территории Российской Федерации независимо от занимаемой должности, местонахождения и времени имеет право применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие лично или в составе подразделения (группы) в случаях и порядке, предусмотренных Федеральным законом «О полиции».
Оценка организации и состояния подготовки кадров в органах, организациях и подразделениях МВД России осуществляется кадровыми подразделениями во время инспектирования, контрольных и целевых проверок деятельности органов, организаций и подразделений МВД России в ходе проверки кадрового обеспечения.
Под инспектированием понимается специальная функция уполномоченных представителей ведомственного контроля в целях изучения, проверки, оценки состояния и результатов деятельности образовательных учреждений, включающих в себя комплекс мер для установления фактического положения дел и выработки мер по повышению эффективности их работы.
Контрольная проверка представляет собой форму ведомственного контроля, направленного на изучение состояния работы по устранению недостатков, выявленных в ходе инспектирования [2].
При контрольной (комплексной) проверке органов (подразделений, уч-
реждений) внутренних дел профессиональная подготовка сотрудников проверяется по мере необходимости.
Для определения уровня профессиональной подготовленности сотрудников создаются комиссии. В состав комиссии включаются лица из числа руководителей (начальников) и наиболее подготовленных сотрудников кадровых, правовых (юридических) и иных подразделений по направлениям оперативно-служебной деятельности. ^
Уровень профессиональной под- > готовленности сотрудников проверяется: s
- при обучении сотрудников на ^ учебных занятиях в течение учебного Оц года, в ходе их опроса (тестирования) на ¡^ тренажах и инструктажах перед заступ- ^ лением на службу; |
- при инспектировании, кон- g1 трольных и целевых проверках деятель- | ности органов, организаций и подразде- « лений МВД России в ходе проверки их © кадрового обучения; §
- при проведении итоговых заня- ^ тий по определению уровня профессио-
а
нальной подготовленности сотрудников ^ по окончании учебного года. 0
го
При инспектировании, кон- § трольных и целевых проверках деятель- ¡s ности органов, организаций и подразделений МВД России в ходе проверки их ^ кадрового обеспечения в обязательном | порядке проверяется состояние профес- § сиональной служебной и физической oq подготовки сотрудников. Правовая и служебная подготовки оцениваются представителями подразделений органов, организаций и подразделений МВД России по соответствующим направлениям оперативно-служебной деятельности.
Проверка уровня профессиональной подготовленности сотрудников при инспектировании, контрольных и целевых проверках, проведении итоговых занятий является проверкой на их профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с приме-
нением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.
При инспектировании (контрольной проверке) по правовой и служебной подготовкам в образовательных учреждениях МВД России, центрах профессиональной подготовки проверяется не менее 50 % сотрудников из числа лиц постоянного состава, а также не менее 50 % курсантов (слушателей) образовательного учреждения высшего ^ профессионального образования МВД ^ России с 3-5 курсы, не менее 50 % слу-^ шателей учебных групп (взводов), за-^ вершающих обучение в центре профес-ц сиональной подготовки по программам ^ первоначальной подготовки. В иных ^ органах, организациях и подразделени-^ ях МВД России тестированию подлежит | не менее 30 % списочного состава со-Ь трудников. Процент привлечения со-
^ "Л.
ц трудников к проверке по огневой и фио зической подготовкам определяется на® ставлениями по организации огневой и ф физической подготовок в органах внут-^ ренних дел.
а При контрольной проверке про-
•з фессиональная служебная и физическая 2 подготовка сотрудников проверяется в ^ органах, организациях и подразделени-о ях МВД России, получивших при ин->!8 спектировании неудовлетворительные ^ оценки по профессиональной служебной и физической подготовке в целом Ц либо по отдельным видам. ^ Целевые проверки организации
профессиональной служебной и физической подготовки, оказание практической и методической помощи проводятся в течение учебного года согласно плана работы органов, организаций и подразделений МВД России, а также по мере необходимости.
Учебный год заканчивается проведением итоговых занятий по определению уровня профессиональной подготовленности сотрудников с обязательной проверкой профессиональных знаний, умений и навыков по видам
профессиональной служебной и физической подготовки.
Итоговые занятия проводятся в четвертом квартале каждого года (в образовательных учреждениях МВД России - по окончании учебного года) комиссиями органов, организаций и подразделений МВД России и являются обязательными. Проверке в ходе итоговых занятий подлежит 100 процентов сотрудников, прошедших первоначальную подготовку.
Профессиональная служебная и физическая подготовка осуществляется по месту службы сотрудников в целях совершенствования их профессиональных знаний и навыков, необходимых для выполнения служебных обязанностей, в том числе в условиях, связанных с возможным применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, и включает в себя следующие виды:
- правовую подготовку,
- служебную,
- огневую,
- физическую.
Уровень профессиональных знаний, умений и навыков по видам профессиональной служебной и физической подготовки для каждой категории сотрудников определяется:
- по правовой подготовке - по контрольным тестам (не менее двадцати вопросов), включающим положения Конституции Российской Федерации, законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере внутренних дел, нормативных правовых актов МВД России, регламентирующих их оперативно-служебную деятельность, практическое решение правовых ситуаций (задач);
- по служебной подготовке - по контрольным тестам (не менее двадцати вопросов), определяющим уровень знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения сотрудниками служебных обязанностей, включающих решение двух-трех вводных задач. С учетом
специфики оперативно-служебной деятельности сотрудников вводные задачи включают в том числе вопросы практической направленности по состоянию (заполнению) формализованных бланков, алгоритму действий на месте происшествия, использованию специальной и криминалистической техники при раскрытии и расследовании преступлений;
- по огневой подготовке - по контрольным тестам (не менее двадцати вопросов), включающим правовые основы применения оружия и обеспечения личной безопасности вооруженного сотрудника, правила стрельбы, материальную часть и тактико-технические характеристики огнестрельного оружия, боеприпасов (ручных осколочных гранат), меры безопасности при обращении с ними, задержки при стрельбе и способы их устранения, а также практическому выполнению одного из нормативов по огневой подготовке и контрольных упражнений;
- по физической подготовке - по уровню владения боевыми приемами борьбы, а также результатам выполнения контрольных нормативов.
Рассматривая эти вопросы более детально на занятиях по огневой подготовке формируются и отрабатываются практические навыки обращения с огнестрельным оружием (извлечение оружия из кобуры, приведение его в боевую готовность, производство выстрела, устранение задержек при стрельбе и др.), приемы стрельбы с прицеливанием по неподвижным и движущимся целям в условиях ограничения времени на стрельбу; приемы стрельбы без прицеливания, в том числе и по нескольким целям; тактика применения оружия в ходе осуществления оперативно-служебной деятельности (принятие решения на открытие огня, выбор цели для поражения, стрельба в различных условиях и др.); изучаются меры безопасности при обращении с оружием, его материальная часть; условия выполне-
ния упражнений; вопросы профилактики случаев гибели или ранений сотрудников, связанных с неумелым обращением с огнестрельным оружием; нормативы и другие вопросы огневой подготовки, возникающие в процессе оперативно-служебной деятельности; проводятся стрельбы из ручного стрелкового оружия.
Сотрудники, получившие неудовлетворительные оценки по разделам служебно-боевой подготовки, в ^ двухнедельный срок повторно подлежат ^ соответствующей проверке. В указан- 3 ный срок не засчитываются периоды а освобождения сотрудников от исполне- ^ ния служебных обязанностей по уважи- о^ тельным причинам (болезнь, отпуск, ¡^ учеба и др.). В случае повторного полу- ^ чения неудовлетворительной оценки в | отношении указанных сотрудников в Ц1 установленном порядке рассматривает- | ся вопрос о дальнейшем прохождении ^ ими службы на занимаемых ^ должностях [3]. |
Кроме того, в отношении со- | трудников, пропустивших итоговую „Л проверку по неуважительной причине Ц или получивших неудовлетворительную | оценку по двум и более разделам слу- | жебно-боевой подготовке, проводится ^ служебная проверка, по результатам которой решается вопрос о применении к ^ сотрудникам мер дисциплинарного (ма- а териального) воздействия. |
Заседание аттестационной ко- ^ миссии проводится не позднее 5 дней с момента окончания проверки сотрудников подразделения полиции.
Порядок организации и проведения контрольной проверки определяется должностным лицом, возглавляющим соответствующую комиссию. Сроки выезда определяются с учетом сведений о деятельности образовательного учреждения, но не ранее чем через девять месяцев после инспектирования. По результатам контрольной проверки составляется докладная записка на имя назначившего ее руководителя.
>
<4
а а
и и
8'
а §
и «
а
о
^
0 «
и
¥ а -с а
1
0 «
и
1 «
а «
I
Руководители (начальники) органов, организаций и подразделений МВД России организуют и обеспечивают подготовку сотрудников органов внутренних дел на уровне, необходимом для выполнения служебных обязанностей, принимают непосредственное участие в проведении занятий с сотрудниками, осуществляют контроль и несут персональную ответственность за организацию и состояние подготовки кадров.
Индивидуальная оценка сотруднику по правовой и служебной подготовкам определяется:
«Удовлетворительно» - не менее 80 % положительных ответов;
«Неудовлетворительно» - менее 80 % положительных ответов [4].
Индивидуальная оценка сотруднику по профессиональной служебной и физической подготовке (вывод о пригодности сотрудника к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия) определяется на основании оценок за правовую, служебную, огневую и физическую подготовки:
«Удовлетворительно» - (профессионально пригоден к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия) - если все четыре индивидуальные оценки «удовлетворительно».
«Неудовлетворительно» - (профессионально непригоден к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия) - в остальных случаях.
Индивидуальные оценки по правовой, служебной, огневой и физической подготовкам заносятся в оценочный лист, который подписывается членами комиссии, принимавшими участие в проверке. Результаты проверки, согласно оценочному листу, и выводы по ним заносятся в протокол, который подписывается председателем и всеми членами комиссии. Решение о результатах проверки объявляется сотруднику под расписку. Сотрудник вправе обжаловать результаты проверки в соответствии с законодательством РФ и иными нормативными правовыми актами [5].
ЛИТЕРАТУРА
1. О полиции [Текст] : федеральный закон от 07 февраля 2011 г. № З-ФЗ, гл. 5.
2. О мерах по повышению эффективности инспектирования и контрольных проверок деятельности государственных образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования Министерства внутренних дел Российской Федерации [Текст] : приказ МВД России от 23 января 2004 г. № 43 // Российская газета. - 2005. - 7 июня. - С. 10.
3. О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации [Текст] : федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342.
4. Об утверждении Наставления по организации огневой подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации [Текст] : приказ МВД России от 13 ноября 2012 г. № 1030дсп.
5. Об утверждении порядка организации подготовки кадров для замещения подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации [Текст] : приказ МВД России от 3 июля 2012 г. № 663.
© Клызбаева В. А.
:: :: ::