Список литературы
1. Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В. Н. Ярцева. М.: Сов. энциклопедия, 1990. С. 197.
2. Брызгунова Е. А. Звуки и интонация русской речи. М.: Русский язык, 1977.
3. Гарцов А. Д. Новые информационные технологии в высшей школе. Информационные технологии в методике преподавания языков: новые приоритеты. М.: Изд-во РУДН, 2004. С. 103.
ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНАЛЬНОГО МОНИТОРИНГА
Карпец К.М., к.геогр.н.
Национальный университет гражданской защиты Украины, г. Харьков
Термин "Мониторинг" появился перед проведением Стокгольмской конференции ООН по окружающей среде (5-6 июня 1972) в противовес (или в дополнение) к термину "контроль". Кроме наблюдения и получения информации мониторинг содержит и элементы активных действий, т.е. управления. Но это мнение очень спорное. Вообще "мониторинг" происходит от английского "monitoring", и от латинского "monitor" -напоминающий, надзирающий.
Под мониторингом понимается вид научной и научно-практической деятельности, направленной на получение данных о современном состоянии окружающей среды с целью, прежде всего контроля, за ее антропогенным (промышленным и бытовым) загрязнением.
Для практической деятельности важно знать основы и особенности организации именно регионального мониторинга. Основная проблема состоит в том, что в существующих системах отсутствует общая обязательная комплексная экологическая программа наблюдений, а ведомства, которые ведут наблюдения, преследуют свои цели, особенно на региональном уровне.
Отсутствует общая структура, единые методики наблюдений и анализа, периодичность сроков наблюдений, а также единая сеть пространственных наблюдений. Все это исключает возможность получения комплексной информации о загрязнении территории. В результате - получаемая информация мало пригодна для экологических обобщений с целью разработки экологического прогноза в регионе.
Региональный экологический мониторинг является комплексной подсистемой мониторинга биосферы, а, следовательно, включает наблюдения, оценку и прогноз антропогенных изменений состояния абиотической составляющей биосферы (в т.ч. изменений уровней загрязнения природной среды).
К сложным вопросам пространственной организации регионального мониторинга относятся: определение критериев границ региональной системы; место этой территории в общей национальной системе; внутренняя
структура региональной системы; особенности организации пространственной сети пунктов наблюдений. Что касается определения границ региональной системы, некоторые исследователи предлагают учитывать ботанико-географическое районирование или принцип пространственно-временной изменчивости увлажнения территории. Мы считаем, что в основу решения этой проблемы следует положить принцип водосборного бассейна. Основанием для этого служит то, что направленность вещественно-энергетических потоков связана с характером поверхностного стока на водосборном бассейне.
В процессе регионального мониторинга в пределах речного бассейна необходимо контролировать приземный слой атмосферы, растительный покров, почвы, животный мир, литологический состав, поверхностные и подземные воды.
Хозяйственная деятельность в значительной мере также подчинена бассейновому принципу. Достаточно привести пример по Харьковскому региону - в Змиевском районе основная масса предприятий, которые принимают активное участие в формировании качества вод района (72%), расположены вдоль берегов рек.
Естественно, что поверхность суши также имеет бассейновую организацию. Совокупность бассейнов имеет иерархическую организованность - от масштаба земного шара (бассейна Мирового океана) до локального масштаба (бассейны малых рек).
Эти особенности и должны служить методической основой для обоснования пространственной организации экологического мониторинга загрязнений.
Таким образом, водосборный бассейн реки - основная пространственная единица региональной системы мониторинга.
На сегодняшний день отсутствует единый подход к пространственной организации системы экологического мониторинга. Это тормозит практическую работу по созданию национальной системы и, соответственно, региональных сетей.
Существующие в Украине системы наблюдений не способны обеспечить достоверность данных, единства информационных потоков, согласование наблюдений, целостность территориальной организации сети.
Миграция химических элементов тесно связана с вещественно-энергетическими потоками водосборного бассейна реки. Например, особенности миграции в условиях лесостепной зоны определяется системой: водораздел - склон - пойма - река. Ландшафтная структура первых трех составляющих является определяющей в формировании характера химического загрязнения территории.
Бассейновый подход обеспечивает:
- достоверность данных;
- целостность территориальной организации - благодаря использованию природно-хозяйственного принципа определения границ региональной и локальной систем;
- уменьшение расходов на содержание - благодаря представительности и комплексности сети наблюдений.
Необходимо разрабатывать проблему районирования Украины на бассейновой (природно-хозяйственной) основе.
Список литературы
2. Образцов П. И. Дидактика высшей военной школы: Учебное пособие. / П.И. Образцов, В.М. Косухин - Орел: Академия Спецсвязи России, 2004. -317 с.
3. Сластенин, В. А. Педагогика. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В. А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.
4. Дидактика средней школы: некоторые проблемы современной дидактики / Под. ред. М. Н. Скаткина. - М. : Просвещение, 1982. - 319 с.
5. Карташова Т.В. Формирование исследовательских умений у курсантов при выполнении лабораторного практикума по химии / Т.В. Карташова, Ю.Н. Сорокина // Вестник Воронежского института МЧС России, № 1, 2012. С. 3639.
6. Якимова Любовь Геннадьевна Применение интерактивной модели виртуальной лаборатории в учебном процессе вузов МЧС России / Автореферат дисс. ... кандидата пед. наук. Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, Санкт-Петербург. - 2011.
КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОТБОРА ПЕРСОНАЛА В СИЛОВЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ УКРАИНЫ
Колесниченко А.С., к.псих.н., О. В. Радько Национальный университет гражданской защиты Украины,
г. Харьков
Требования к профессиональной подготовке специалистов силовых структур Украины традиционно выдвигаются позиций воздействия на кандидатов внешних факторов, требующих от них ответственности за выбор решений при выполнении задач в чрезвычайных ситуациях, сознательного отношения и служебного долга.
Приказы, регламентирующие деятельность психологической службы, и в том числе профессиональный психологический отбор (ППО) в силовых подразделениях, говорят о необходимости отбора кандидатов, готовых за своими личными и деловыми качествами, физической подготовке и состоянию здоровья выполнять возложенные обязанности. Важным является тот факт, что отказ в приеме на службу или учебу по результатам этого отбора защитит самого кандидата от непосильной по психоэмоциональных и психофизических параметрах деятельности, снизит риск возникновения психосоматических заболеваний, как и общество, защитит от негативных последствий его профессиональной несостоятельности.