УДК 347.254
ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ГРАЖДАН, ЗАНЯТЫХ НА РАБОТАХ С ХИМИЧЕСКИМ ОРУЖИЕМ,
В ОТНОШЕНИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
PROBLEMS OF REALIZATION OF THE LEGISLATION ON SOCIAL SECURITY OF THE CITIZENS OCCUPIED ON WORKS WITH THE CHEMICAL WEAPON,
CONCERNING MILITARY MEN
Н.В. АНТИПЬЕВА (N.V. ANTIPEVA)
Рассматриваются некоторые аспекты социальной защиты военнослужащих, занятых на работах с химическим оружием. Проведено сравнение социальной защиты таких военнослужащих и социальной защиты лиц, работающих с химическим оружием по трудовому договору.
Ключевые слова: военная служба, дифференциация правового регулирования, работы с химическим оружием, социальная защита.
In article some aspects of social security of the military men occupied on works with the chemical weapon are considered. The author spends comparison of social security of such military men and social protection of the persons working with the chemical weapon under the labour contract.
Key words: military service, differentiation of legal regulation, works with the chemical weapon, social security.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 27 мая 1998 г. «О статусе военнослужащих» (далее - Закон о статусе военнослужащих) [1] для военнослужащих устанавливается единая система правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, в том числе и в льготном исчислении, выполняемых задач, условий и порядка прохождения ими военной службы.
Сущность понятия «условия прохождения военной службы» в тексте Закона о статусе военнослужащих не раскрывается. Не определяет данную категорию и Федеральный закон от 28 марта 1998 г. «О воинской обязанности и военной службе» [2]. Вместе с тем условия военной службы можно рассматривать как объективные обстоятельства, в которых осуществляется исполнение обязанностей военнослужащих (воинских подразделений) и реализация стоящих перед ними задач, а также природно-климатические, экологические и иные особенности ме-
© Антипьева Н.В., 2010
стности, в которой гражданин проходит военную службу.
Дифференциация правового регулирования отношений по социальному обеспечению военнослужащих на основании условий прохождения военной службы является весьма распространенной. Примером тому могут служить положения Федерального закона от 7 ноября 2000 г. «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием» (далее - Закон о социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием) [3], который устанавливает правовые основы социальной защиты лиц, работающих с химическим оружием по трудовому договору, военнослужащих Вооруженных сил РФ и сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, занятых на работах с химическим оружием (далее также - военнослужащие и приравненные к ним лица), а также граждан, получивших профессиональные заболевания в результате проведения указанных работ. Выполнение работ с химическим оружием можно отнести к числу объективных обстоятельств,
в которых осуществляется исполнение обязанностей военнослужащих, что предопределяет дифференцированный подход к социальной защите этих лиц.
С учетом выполняемых работ Закон о социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием, дифференцирует названных лиц на две группы (в зависимости от степени опасности выполняемых ими работ).
К первой группе работ с химическим оружием относятся: 1) научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, при выполнении которых используются токсичные химикаты, относящиеся к химическому оружию; 2) работы по расснаряжению и детоксикации химических боеприпасов, емкостей и устройств, детоксикации токсичных химикатов в производственных зонах опытных, опытно-промышленных и промышленных объектов по уничтожению химического оружия; 3) работы по техническому обслуживанию и обследованию химического оружия, связанные с отбором проб токсичных химикатов, относящихся к химическому оружию, а также работы по уничтожению отдельных химических боеприпасов, емкостей и устройств, находящихся в аварийном состоянии; 4) работы по ликвидации объектов по производству химического оружия.
Ко второй группе работ с химическим оружием относятся: 1) работы по техническому обслуживанию химического оружия, не связанные с отбором проб токсичных химикатов, относящихся к химическому оружию; 2) перевозка химического оружия к местам его уничтожения; 3) работы по обеспечению безопасности хранения и содержания технологического оборудования, использовавшегося для производства химического оружия; 4) научное и техническое обеспечение работ по расснаряжению и детоксикации химических боеприпасов, емкостей и устройств, детоксикации токсичных химикатов в производственных зонах опытных, опытнопромышленных и промышленных объектов по уничтожению химического оружия, а также осуществление надзора и контроля при проведении указанных работ; 5) научное и техническое обеспечение работ по ликвидации объектов по производству химического оружия, а также осуществление надзора и
контроля при проведении указанных работ; 6) медико-санитарное обеспечение работ по хранению и уничтожению химического оружия, ликвидации объектов по производству химического оружия; 7) обеспечение пожарной безопасности при проведении работ по хранению и уничтожению химического оружия, ликвидации объектов по производству химического оружия.
Постановлением Правительства РФ от
29 марта 2002 г. утвержден Список профессий и должностей на производствах с вредными условиями труда, работа по которым дает право гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на меры социальной поддержки [4], где названы должности командира войсковой части, командира батальона, командира взвода и др. Данным постановлением утвержден также Список производств с вредными условиями труда, работа на которых дает право гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на меры социальной поддержки.
К числу элементов системы социальной защиты лиц, занятых на работах с химическим оружием, можно отнести: 1) сокращенную продолжительность рабочего времени и более продолжительный ежегодный оплачиваемый отпуск; 2) гарантии медицинского обслуживания и лекарственного обеспечения; 3) санаторно-курортное лечение; 4) предоставление служебного жилья. Помимо этого законодательством предусмотрена повышенная оплата их труда.
Для лиц, занятых на работах первой группы, законодательство предусматривает более развернутую систему социальных предоставлений. Отдельно регламентированы гарантии социальной защиты граждан, получивших профессиональные заболевания на работах с химическим оружием (ст. 11 Закона о социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием).
Анализ нормативных правовых актов, обеспечивающих реализацию мероприятий, предусмотренных Законом о социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием, указывает на то, что в отношении военнослужащих предусмотрены, как правило, отсылочные нормы. Данный тезис необходимо проиллюстрировать примерами. Их можно привести несколько.
Как сказано в ст. 6 Закона о социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием, данная категория лиц обеспечивается амбулаторным и стационарным медицинским обслуживанием, обследованием и лечением в специализированных лечебных учреждениях с компенсацией стоимости проезда до места обследования или лечения (туда и обратно) по территории Российской Федерации в размере и порядке, устанавливаемых Правительством РФ. Гражданам, выполняющим работы, отнесенные к первой группе работ с химическим оружием, компенсируются стоимость путевки в санаторно-курортные организации и стоимость проезда до места лечения (туда и обратно) по территории Российской Федерации в размере и порядке, устанавливаемых Правительством РФ (ст. 8 Закона о социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием).
Правила медицинского обслуживания граждан, занятых на работах с химическим оружием, утверждены Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2004 г. [5]. Данный правовой акт закрепляет, что лица, занятые на работах с химическим оружием, бесплатно обеспечиваются амбулаторным и стационарным медицинским обслуживанием, обследованием, включая проведение экспертизы для установления связи заболевания с профессиональной деятельностью, и лечением в специализированных медицинских учреждениях, подведомственных Федеральному медико-биологическому агентству. Порядок медицинского обслуживания таких граждан устанавливается Федеральным медикобиологическим агентством по согласованию с Министерством промышленности и торговли РФ (п. 3, 4).
Необходимый акт Федеральным медико-биологическим агентством не принят, причем не вполне понятно, насколько обоснованно Правительством РФ установило такой порядок регламентации отношений по медицинскому обслуживанию граждан, если в соответствии с законодательными нормами правила оказания таких услуг Правительство РФ должно определять самостоятельно.
Несмотря на это, из содержания Правил медицинского обслуживания граждан, занятых на работах с химическим оружием, со
всей очевидностью следует, что лечение соответствующих категорий работников осуществляется в специализированных учреждениях здравоохранения.
При этом, как сказано в п. 6 Правил медицинского обслуживания граждан, занятых на работах с химическим оружием, медицинское обслуживание военнослужащих и приравненных к ним лиц, занятых на работах с химическим оружием, осуществляется медицинскими службами соответствующих федеральных органов исполнительной власти в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для этих категорий граждан.
Аналогичная норма содержится в п. 7 Правил санаторно-курортного лечения граждан, занятых на работах с химическим оружием, также утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2004 г. «О порядке медицинского обслуживания и санаторно-курортного лечения граждан, занятых на работах с химическим оружием».
Граждане, занятые на работах с химическим оружием первой группы, при амбулаторном лечении обеспечиваются лекарственными средствами по рецептам врачей в размере и порядке, устанавливаемых Правительством РФ.
На основании п. 3 Правил бесплатного обеспечения лекарственными средствами граждан, занятых на работах с химическим оружием, и граждан, получивших профессиональные заболевания в результате проведения работ с химическим оружием [6], бесплатный отпуск лекарственных средств осуществляется аптечными организациями независимо от их организационно-правовой формы по рецептам, выписанным врачами медико-санитарных частей Федерального управления медико-биологических и экстремальных проблем при Министерстве здравоохранения РФ [7], обеспечивающими медицинское сопровождение работ на объектах по уничтожению химического оружия и объектах по производству химического оружия, подлежащих ликвидации, а также врачами лечебно-профилактических учреждений по месту расположения этих объектов или другому месту прикрепления указанных граждан для амбулаторного медицинского обслуживания.
Бесплатное обеспечение лекарственными средствами военнослужащих и приравненных к ним лиц, занятых на работах с химическим оружием, производится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для этих категорий граждан (п. 2).
Предоставление военнослужащим медицинской помощи осуществляется на основании положений ст. 16 Закона о статусе военнослужащих, где сказано, что военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, имеют право на бесплатную медицинскую помощь, бесплатное обеспечение лекарствами, изделиями медицинского назначения по рецептам врачей в медицинских, военно-медицинских подразделениях, частях и учреждениях федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Порядок лекарственного обеспечения военнослужащих частично урегулирован в Уставе внутренней службы Вооруженных сил РФ [8]. В ст. 359 УВС ВС РФ сказано, что больные, которым назначено амбулаторное лечение, для приема лекарств направляются в медицинский пункт полка в дни и часы, указанные врачом (фельдшером) в книге записи больных. Особенности лекарственного обеспечения военнослужащих, находящихся на стационарном лечении в военно-медицинских учреждениях, при этом не раскрываются.
В законодательстве о статусе военнослужащих также нет каких-либо специальных положений, закрепляющих особенности медицинского и лекарственного обеспечения различных категорий военнослужащих с учетом условий прохождения военной службы.
Как было отмечено, Законом о социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием, рассматриваемым лицам гарантируется предоставление служебных жилых помещений в пределах норм, установленных законодательством Российской Федерации, на период их работы с химическим оружием без права приватизации этих помещений (ст. 10). Необходимые положения закреплены в Порядке предоставления служебных жилых помещений гражданам, занятым на работах с химическим оружием [9].
Применительно к военнослужащим и приравненным к ним лицам, занятым на работах с химическим оружием, в этом правовом акте сказано, что служебные жилые помещения предоставляются им в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для этих категорий граждан (п. 3).
Обратившись к п. 1 ст. 15 Закона о статусе военнослужащих, можно констатировать, что предоставление служебного жилья является общей формой жилищного обеспечения военнослужащих, которая распространяется на многих контрактников. Так, воен-нослужащим-гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.
Военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г. (за исключением курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования), и совместно проживающим с ними членам их семей на первые пять лет военной службы предоставляются служебные жилые помещения или общежития. При продолжении военной службы свыше указанных сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях.
На весь срок военной службы служебными жилыми помещениями обеспечиваются: 1) военнослужащие, назначенные на воинские должности после окончания военного образовательного учреждения профессионального образования и получения в связи с этим офицерского воинского звания (начиная с 1998 г.), и совместно проживающие с ними члены их семей; 2) офицеры, призванные на военную службу в соответствии с указом
Президента РФ, а также офицеры, заключившие первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 г., и совместно проживающие с ними члены их семей; 3) прапорщики и мичманы, сержанты и старшины, солдаты и матросы, являющиеся гражданами, поступившие на военную службу по контракту после 1 января 1998 г., и совместно проживающие с ними члены их семей.
В рассмотренных выше случаях имеет место обособление военнослужащих и сотрудников федеральных органов исполнительной власти, названных в законе, от иных лиц, занятых на работах с химическим оружием и выполняющих такие работы в связи с заключением трудового договора. Военнослужащим перечисленные меры социальной поддержки предоставляются в соответствии с общими положениями законодательства о статусе военнослужащих, так как специальных норм в нем не содержится. В применявшейся ранее Инструкции о порядке санаторно-курортного обеспечения в Вооруженных силах РФ [10] военнослужащие и лица гражданского персонала Вооруженных сил РФ, занятые выполнением работ по хранению, техническому обслуживанию и транспортировке химического оружия и ирритантов были названы среди лиц, пользующихся правом ежегодного обеспечения путевками в санаторно-курортные учреждения Министерства обороны РФ. Действующий Порядок санаторно-курортного обеспечения в Вооруженных силах РФ [11] данную категорию военнослужащих в отдельную группу не выделяет. Кроме того, п. 4 ст. 16 Закона о статусе военнослужащих предусматривает, что санаторно-курортное лечение военнослужащих осуществляется ежегодно во время отпуска с оплатой 25 % стоимости путевки. При этом Правила санаторно-курортного лечения граждан, занятых на работах с химическим оружием, предусматривают обеспечение один раз в два года компенсацией стоимости санаторно-курортной путевки в размере фактической стоимости путевки, но не свыше 23 000 рублей, и компенсацией стоимости проезда к месту лечения (туда и обратно) в размере, не превышающем стоимость проезда в плацкартном вагоне.
В то же время нельзя не отметить, что для некоторых норм, закрепленных Законом
о социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием, предусмотрен механизм реализации и в отношении военнослужащих.
Так, согласно ст. 4 Закона о социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием, указанным лицам гарантируются повышенная оплата труда, выплата надбавки к месячному заработку, размер которой возрастает с увеличением стажа непрерывной работы с химическим оружием, и ежегодное вознаграждение за выслугу лет. Размеры должностных окладов и тарифных ставок, а также надбавки и ежегодного вознаграждения за выслугу лет определяются в порядке, устанавливаемом Правительством РФ, и условиями соответствующих трудовых договоров.
На основании Постановления Правительства РФ от 29 марта 2002 г. «Об оплате труда граждан, занятых на работах с химическим оружием» [12] определены коэффициенты повышения тарифных ставок, должностных окладов (окладов по воинской, штатной должности), а также размеры надбавок к месячному заработку (денежному довольствию) за стаж непрерывной работы и ежегодного вознаграждения за выслугу лет. Следовательно, в данном нормативном акте в отношении военнослужащих установлены необходимые гарантии.
Существует ещё одна проблема, на которую следует обратить внимание. В ст. 5 Закона о социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием, предусмотрено установление сокращенной 24-часовой рабочей недели и ежегодного оплачиваемого отпуска продолжительностью 56 календарных дней лицам, выполняющим работы с химическим оружием первой группы. Гражданам, занятым на работах с химическим оружием второй группы, устанавливаются сокращенная 36-часовая рабочая неделя и ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 49 календарных дней. Особый порядок для реализации данных положений не разработан. Применительно к лицам, работающим по трудовому договору, в этом нет необходимости. Однако в отношении военнослужащих возможность непосредственной реализации этой нормы вызывает сомнения.
Согласно Закону о статусе военнослужащих длительность основного отпуска у военнослужащих-контрактников зависит от продолжительности службы и составляет от
30 до 45 суток. Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, а также на воинских должностях, исполнение обязанностей военной службы на которых связано с повышенной опасностью для жизни и здоровья, продолжительность основного отпуска увеличивается на срок до 15 суток или предоставляются дополнительные сутки отдыха в соответствии с нормами, устанавливаемыми Положением о порядке прохождения военной службы [13]. При этом общая продолжительность основного отпуска с учетом дополнительных суток отдыха не может превышать 60 суток, не считая времени, необходимого для проезда к месту использования отпуска и обратно.
В Положении о порядке прохождения военной службы (ч. 4 ст. 29) сказано, что военнослужащим, находящимся на воинских должностях, исполнение обязанностей военной службы на которых связано с повышенной опасностью для жизни и здоровья, основной отпуск увеличивается на 15 суток. Перечни указанных воинских должностей определяются руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба. Министерством обороны РФ такой перечень на сегодняшний день не установлен. Перечень воинских должностей военнослужащих внутренних войск МВД России, исполнение обязанностей военной службы на которых связано с повышенной опасностью для жизни и здоровья, утвержден приказом Министерства внутренних дел РФ от 27 октября 2008 г. [14]. В этом нормативном правовом акте предусмотрено лишь две группы соответствующих воинских должностей: воинские
должности летного состава при выполнении полетов в составе экипажа воздушного судна и воинские должности в специальном центре выживания (выживания и реабилитации) летного состава, поисково-спасательных и парашютно-десантных службах, парашют-
ных группах и парашютных складах при выполнении прыжков с парашютом.
Таким образом, в Законе о статусе военнослужащих и Положении о порядке прохождения военной службы предусмотрен специальный механизм реализации права на дополнительный отдых лицами, проходящими военную службу. Как соотносятся положения указанных правовых актов с нормами Закона о социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием, остается неясным. Вместе с тем этот вопрос нуждается в разрешении в целях защиты интересов военнослужащих, занятых на работах химическим оружием. В отношении них также требуется определить количество суток отдыха, предоставляемых дополнительно к основному отпуску.
По мнению А.А. Кирилловых «существуют особенности в порядке исчисления такого отпуска для военнослужащих и гражданского персонала Вооруженных сил РФ, занятых выполнением и обеспечением работ по хранению, техническому обслуживанию и транспортированию химического оружия и ирритантов» [15]. В подтверждение этого автор ссылается на п. 3 Постановления Правительства РФ от 19 апреля 1993 г. «О льготах для военнослужащих и гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации занятых выполнением и обеспечением работ по хранению, техническому обслуживанию и транспортированию химического оружия и ирритантов» [16], где сказано о предоставлении ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 6 суток военнослужащим и 6 рабочих дней лицам из числа гражданского персонала, непосредственно занятым выполнением работ по хранению, техническому обслуживанию и транспортированию химического оружия и ирритантов [17].
Однако такая позиция представляется спорной. Во-первых, данный нормативный правовой акт принимался задолго до вступления в силу Закона о социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием, и в соответствие с ним не приводился. Во-вторых, закрепленные в Постановлении Правительства РФ от 19 апреля 1993 г. «О льготах для военнослужащих и гражданского персонала Вооруженных Сил Россий-
ской Федерации занятых выполнением и обеспечением работ по хранению, техническому обслуживанию и транспортированию химического оружия и ирритантов» гарантии предоставления дополнительного оплачиваемого отпуска ниже тех, что установлены законом. Нормы постановления Правительства РФ не дифференцируют между собой на какие-либо группы работы по хранению, техническому обслуживанию и транспортированию химического оружия и ирритантов. Как видно, такой подход не согласуется с современным регулированием, определенным на законодательном уровне. В-третьих, лица из числа гражданского персонала осуществляют свою деятельность на основании трудового договора, поэтому на них распространяется трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права (ст. 349 Трудового кодекса РФ). Следовательно, к гражданскому персоналу Вооруженных сил РФ применимы положения Закона о социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием, предназначенные для регламентации труда граждан, работающих с химическим оружием по трудовому договору.
Вопрос о возможности установления для военнослужащих сокращенного служебного времени без закрепления в законодательстве дополнительных норм, также нельзя решить однозначно. На основании ст. 11 Трудового кодекса РФ трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы. В Законе о статусе военнослужащих также закреплено, что общая продолжительность еженедельного служебного времени лиц, проходящих военную службу по контракту, не должна превышать нормальную продолжительность еженедельного рабочего времени, установленную федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 1 ст. 11). Исключение составляют нормы п. 3 ст. 11 Закона о статусе военнослужащих, предусматривающие, что боевое дежурство (боевая служба), учения, походы кораблей и другие мероприятия, перечень которых определяется министром обороны РФ (руководителем иного феде-
рального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени. Сокращенного служебного времени для военнослужащих не предусмотрено.
Следовательно, буквальное толкование приведенных норм не позволяет установить военнослужащим, занятым на работах с химическим оружием, сокращенное служебное время с учетом Закона о социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием.
Резюмируя сказанное, следует подчеркнуть необходимость устранения существующих в законодательстве пробелов, препятствующих реализации ряда норм Закона о социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием, в отношении военнослужащих. Для этого нужно принять специальный подзаконный правовой акт, либо дополнить действующее законодательство о военной службе и статусе военнослужащих соответствующими нормами.
1. СЗ РФ. - 1998. - № 22. - Ст. 2331. В связи с наличием неоднократных изменений в нормативных правовых актах указывается первый источник их опубликования в целях оптимизации изложения материала.
2. СЗ РФ. - 1998. - № 13. - Ст. 1475. В науке на
это обращает внимание А.А. Ивашин, указывая, что «понятия благоприятных и безопасных условий военной службы военное законодательство не содержит». См.: Ива-
шин А. А. Право военнослужащих на охрану здоровья (организационно-правовые вопросы). - М., 2001. - С. 55. Цит. по: Электронное периодическое издание «Военное право». -
2006. - Вып. 5.
3. СЗ РФ. - 2000. - № 46. - Ст. 4538.
4. СЗ РФ. - 2002. - № 14. - Ст. 1297.
5. СЗ РФ. - 2005. - № 2. - Ст. 157.
6. Утв. Постановлением Правительства РФ от
28 января 2002 г. // СЗ РФ. - 2002. - № 5. -
Ст. 532.
7. В настоящее время в систему Министерства
здравоохранения и социального развития РФ такая структура не входит. См.: Структура Министерства здравоохранения и социального развития РФ // Официальный сайт Министерства здравоохранения и социального развития РФ. - URL: http://www.minzdravsoc.ru/ ministry/structure (дата обращения
14.02.2010 г.).
8. Утв. Указом Президента РФ от 10 ноября 2007 г. «Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил РФ» // СЗ РФ. -2007. - № 47 (ч. I). - Ст. 5749.
9. Утв. Постановлением Правительства РФ от 23 ноября 2001 г. // СЗ РФ. - 2001. - № 49. -Ст. 4624.
10. Утв. Приказом Министра обороны РФ от
29 марта 1995 г. - Доступ из справочноправовой системы «КонсультантПлюс».
11. Утв. Приказом Министра обороны РФ от 23 октября 2007 г. // Российская газета. -
2007. - 19 декабря.
12. СЗ РФ. - 2002. - № 14. - Ст. 1296.
13. Утв. Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г. // СЗ РФ. - 1999. - № 38. - Ст. 4534.
14. Российская газета. - 2008. - 9 декабря.
15. Кирилловых А. А. Комментарий к Федеральному закону от 7 ноября 2000 г. № 136-ФЗ «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием» (постатейный). - М. : Юстицинформ, 2009. - С. 67.
16. Собрание актов Президента и Правительства РФ. - 1993. - № 17. - Ст. 1463.
17. См.: Кирилловых А. А. Указ. соч. - С. 67.