Корякин В. М.
ЧТО ЖДЕТ РОССИЙСКОЕ ВОЕННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В БЛИЖАЙШЕЙ ПЕРСПЕКТИВЕ?
Современной юридической наукой право как система общеобязательных, формально определенных, выражающих государственную волю, исходящих от государства и охраняемых от нарушения возможностью государственного принуждения норм и правил поведения рассматривается в качестве могучего государственного регулятора общественных отношений, важного средства реализации государственной политики, направленной на развитие российского общества, укрепление экономической и оборонной мощи страны, на всемерное развитие личности, реализацию прав граждан, полное воплощение в жизнь принципов демократического, правового, социального государства. Право закрепляет, регулирует и стимулирует развитие таких общественных отношений, которые выражают согласованную волю и интересы народа, способствуют укреплению законности и правопорядка в обществе, обеспечению безопасности личности, общества и государства.
Необходимость детального правового регулирования различных сторон общественной жизни присутствует всегда, но особенно она ощутима в условиях, когда меняются реалии жизни, появляются новые области отношений, требующие упорядоченности, либо ускоряется динамика общественных процессов. Людям в любом обществе привычнее и комфортнее жить не по обстоятельствам, а под надежным, разумным началом закона, что подтверждается многолетней историей человечества.
В полной мере это относится и к такой важнейшей сфере общественной жизни, как оборона и военная безопасность государства, функционирование которой регулируется военным правом. Одно из центральных мест в системе отечественного военного права занимают его относительно самостоятельные подотрасли, регулирующие военную службу как вид государственной службы Российской Федерации и социальные гарантии, предоставляемые гражданам в связи с военной службой.
Основными актами военного законодательства, регулирующими данную область общественных отношений, являются в настоящее время федеральный
закон от 28 марта 1998 г. № 52-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и изданные в соответствии с ними и в их развитие многочисленные подзаконные нормативные правовые акты - указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, акты федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба.
За более чем десятилетнюю историю своего существования в указанные федеральные законы внесены многочисленные изменения и дополнения: в федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» - 58 законами, в федеральный закон «О статусе военнослужащих» - 47 законами. Содержание некоторых статей указанных законов изменялось неоднократно. Необходимость внесения столь многочисленных корректировок в военное законодательство вызвана, с одной стороны, потребностью в приведении его норм в соответствие с постоянно меняющимися общественными отношениями в стране и в военной организации государства, а также со вновь принятыми иными законодательными актами в сфере обороны и безопасности государства, а с другой стороны, выявившимся в ходе правоприменительной деятельности несовершенством отдельных норм указанных законов, наличием в них ряда пробелов и противоречий.
Федеральным законом от 27 мая 2003 г. № 56-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (ст. 6) определено, что «военная служба - вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях или не на воинских должностях в случаях и на условиях, предусмотренных федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства. Таким гражданам присваиваются воинские звания». При этом в ст. 19 указанного федерального закона сказано, что данное официальное определение военной службы как вида федеральной государственной службы будет применяться со дня вступления в силу федерального закона о военной службе. Таким образом, на законодательном уровне была поставлена задача о разработке специального закона о военной службе.
Эта работа продолжалась несколько лет и, наконец, в 2009 г. в Минобороны России с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти были разработаны и внесены в Правительство Российской Федерации два законопроекта: «О военной службе Российской Федерации» и «О воинской обязанности граждан Российской Федерации». С их принятием структура военного законодательства Российской Федерации претерпит кардинальные изменения. Круг общественных отношений, которые сегодня регулируются федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе», будет поделен на две относительно самостоятельные части: все, что связано с военной службой в добровольном порядке (по контракту), будет регулировать федеральный закон «О военной службе Российской Федерации», а все, что касается реализации гражданами России воинской обязанности (военная служба по призыву, воинский учет, обязательная подготовка граждан к военной службе, пребывание в запасе, прохождение военных сборов и т.п.), станет предметом правового регулирования второго законопроекта - «О воинской обязанности граждан Российской Федерации».
Такая структура законодательства представляется вполне обоснованной и логичной.
Существенные изменения претерпит и законодательство о статусе военнослужащих и об их социальных гарантиях. Правоотношения, связанные с социальной защитой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, будут регулироваться федеральным законом «О военной службе Российской Федерации». Нормы действующего сегодня в данной сфере федерального закона «О статусе военнослужащих» практически в полном объеме войдут в федеральный закон «О военной службе Российской Федерации», а сам закон «О статусе военнослужащих» так же, как и федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе», будет признан утратившим силу.
Помимо изменения структуры военного законодательства рассматриваемыми законопроектами предусматривается внесение ряда существенных новаций в законодательство о военной службе и социальной защите военнослужащих.
К числу наиболее важных из них относятся следующие:
1. В законодательстве о военной службе:
а) официально закрепляется классификация воинских должностей, согласно которой все воинские должности подразделяются на 4 категории:
командиры (начальники); помощники (советники); специалисты;
обеспечивающие специалисты (исполнители).
В свою очередь воинские должности внутри категорий подразделяются на группы: воинские должности высших офицеров; воинские должности старших офицеров; воинские должности младших офицеров; воинские должности прапорщиков, мичманов; воинские должности сержантов, старшин; воинские должности солдат, матросов;
б) более четко и детально, чем сегодня, изложены нормы, определяющие такие элементы статуса военнослужащих, как их права, обязанности и ответственность, ограничения, связанные с поступлением на военную службу, запреты, связанные с прохождением военной службы, требования к служебному поведению военнослужащих;
в) закрепляются новые институты военной службы: урегулирование конфликта интересов на военной службе; разрешение индивидуальных служебных споров; кадровый резерв; периодическое представление отдельными категориями военнослужащих сведений о доходах, об имуществе и об обязательствах имущественного характера;
г) изменяется порядок присвоения очередного воинского звания военнослужащему. Достижение военнослужащим установленной выслуги в воинском звании не будет влечь автоматического возникновения у него права на присвоение очередного звания, как это имеет место сейчас. В частности устанавливается, что очередное воинское звание военнослужащему не присваивается в следующих случаях: возбуждение в отношении него уголовного дела; проведение разбирательства в связи с совершенным грубым дисциплинарным проступком; наличие неснятого дисциплинарного взыскания за совершение грубого дисциплинарного проступка; наличие дисциплинарного взыскания «предупреждение о неполном служебном соответствии».
2) в законодательстве о социальных гарантиях, связанных с военной службой:
а) вводится понятие «ненормированное служебное время». Право определения воинских должностей, при замещении которых военнослужащим устанавливается ненормированное служебное время, предоставлено министру обороны Российской Федерации. В качестве компенсации указанным военнослужащим будет предоставляться дополнительный отпуск продолжительностью не менее трех суток;
б) расширяются основания предоставления военнослужащему отпуска по личным обстоятельствам. В дополнение к действующим сегодня основаниям добавляются такие основания, как вся необходимость совершения юридических действий по оформлению и государственной регистрации ипотеки при предоставлении государственного целевого жилищного займа и необходимость оформления и государственной регистрации права собственности на жилые помещения, в том числе приобретаемые с использованием государственных жилищных сертификатов;
в) более подробно и внятно прописаны нормы, касающиеся реализации жилищных прав военнослужащих, в том числе:
- уточняется состав семьи военнослужащего, учитываемый при реализации жилищных прав. К ним относятся совместно проживающие с военнослужащим супруг (супруга); дети (независимо от возраста); лица, находящиеся на иждивении военнослужащего;
- закрепляется конкретный перечень категорий военнослужащих, имеющих право на получение жилых помещений по договорам социального найма, в собственность бесплатно, служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях;
- Правительству Российской Федерации и Министерству обороны Российской Федерации предписано определить порядок ведения учета военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей в качестве нуждающихся в служебных жилых помещениях и в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма;
- признается утратившей силу действующая сегодня гарантия жилищного обеспечения военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы: отсутствие жилого помещения у увольняемого военнослужащего не будет являться препятствием для его увольнения с военной службы. Такие граждане будут обеспечиваться жильем в порядке очередности после увольнения с военной службы;
- Правительство Российской Федерации наделяется полномочиями по
установлению размеров и порядка выплаты военнослужащим денежной компенсации на санаторно-курортное лечение. Сегодня размеры данной выплаты приведены непосредственно в ст. 16 федерального закона «О статусе
военнослужащих» и составляют мизерные суммы: 600 руб. на самого
военнослужащего и по 300 руб. на каждого члена его семьи.
Принятие рассматриваемых федеральных законов «О военной службе Российской Федерации» и «О воинской обязанности граждан Российской Федерации» потребует внесения существенных изменений и дополнений в другие акты военного законодательства (см. таблицу).
Количественная характеристика правовых актов, подлежащих принятию, изменению и признанию утратившими силу в связи с вступлением в силу федеральных законов «О военной службе Российской Федерации» и «О воинской обязанности граждан
Российской Федерации»
Виды правовых актов Количество правовых актов, нуждающихся:
в принятии в изменении и дополнении в признании утратившими силу
Законы - 75 46
Акты Президента Российской Федерации 10 18 20
Акты Правительства России 19 61 11
Акты Министерства обороны РФ 14 8 5
Как следует из указанной таблицы, вступление в силу федеральных законов «О военной службе Российской Федерации» и «О воинской обязанности граждан Российской Федерации» в той или иной степени затронет около двух сотен правовых актов различного уровня, что свидетельствует о масштабности тех перемен, которые будут происходить в ближайшей перспективе в военном законодательстве Российской Федерации.