Научная статья на тему 'Проблемы реализации территориального маркетинга в условиях современного российского общества'

Проблемы реализации территориального маркетинга в условиях современного российского общества Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
199
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УРБАНИЗАЦИЯ / URBANIZATION / ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ МАРКЕТИНГ / TERRITORIAL MARKETING / КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ / COMMERCIALIZATION / ГОРОДСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / URBAN SPACE / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / CIVIL SOCIETY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ямилов Эдуард Рудикови

В статье анализируются основные проблемы, связанные с организацией маркетинга территорий и развития городских пространств в условиях современного российского общества, на основе имеющихся статистических данных и существующих исследований общественного мнения по вопросам городского управления. Рассмотрена специфика термина «территориальный маркетинг» и определены проблемные аспекты реализации территориального маркетинга в условиях современного российского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы реализации территориального маркетинга в условиях современного российского общества»

В целом, организационная культура является ключом к реализации стратегии, хотя и трудно поддается изменениям. Низкий уровень и совсем отсутствие такой культуры могут стать основной причиной провала стратегии организации. Формирование и использование корпоративной культуры, поддерживающей лояльность работников, увеличивающей адаптивность предприятия и его конкурентоспособность, является итогом продуманных и направленный усилий на развитие духа фирмы.

«Исследования показывают, что большинство успешных компаний имеют сильные организационные культуры. Сильная организационная культура представляет для нее большую ценность, когда она соответствует стратегии компании» [1].

Литература

1. Карташова Л. В., Никонова Т. В., Соломанидина Т. О. Поведение в организации: Учебник. М.: ИНФРА-М, 1999. С. 185-206.

Problems of territorial marketing in conditions of modern Russian society

Yamilov E.

Проблемы реализации территориального маркетинга в условиях современного

российского общества Ямилов Э. Р.

Ямилов Эдуард Рудикович / Yamilov Eduard — студент, кафедра общей и этнической социологии, Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань

Аннотация: в статье анализируются основные проблемы, связанные с организацией маркетинга территорий и развития городских пространств в условиях современного российского общества, на основе имеющихся статистических данных и существующих исследований общественного мнения по вопросам городского управления. Рассмотрена специфика термина «территориальный маркетинг» и определены проблемные аспекты реализации территориального маркетинга в условиях современного российского общества.

Abstract: the article analyzes the main problems associated with the organization of the marketing areas and the development of urban spaces in the modern Russian society on the basis of available statistical data and existing public opinion research on issues of urban management. The specificity of the term "territorial marketing" and identify problematic aspects of the implementation of territorial marketing in the modern Russian society.

Ключевые слова: урбанизация, территориальный маркетинг, коммерциализация, городское пространство, гражданское общество.

Keywords: urbanization, territorial marketing, commercialization, urban space, civil society.

Урбанизация - глобальный процесс, в который втягиваются практически все страны. Данный процесс коснулся и нашей страны. В XX веке урбанизация в России была и остается по сей день одним из важнейших факторов модернизации общества. На рис. 1 представлена динамика изменения численности городского и сельского населения по данным переписей. Оценка на 2015 год с учетом по Республике Крым и г. Севастополю [1].

Городское управление в современных городах - сложный процесс, требующий глубокого изучения. С окончанием социализма появились новые тенденции в развитии российских городов.

100

S0

60

40

20

О

1917 1926 1939 1959 1970 i960 1990 2001 2010 2015

Рис. 1. Динамика изменения численности городского и сельского населения России, млн. человек

Как мы можем видеть, к концу 1930 года городское население составляло всего 33% от всей численности жителей, в то время как на 2015 год в городских поселениях проживает уже 74% и многие исследователи прогнозируют дальнейший рост городского населения.

Формирование городского пространства - продолжающийся процесс, который отличается противоречивым характером. Современный этап развития муниципальных образований характеризуется отсутствием централизованного планирования и финансирования [2]. С момента перестройки в нашей стране появились новые способы использования городских пространств, что привело к изменению в восприятии города и положения в нем различных социальных групп. В крупных российских городах слом советской системы и переход к рыночной экономике повлек за собой перераспределение капиталов между основными социальными агентами (крупным бизнесом и местной властью), принимающими решения относительно будущего городского развития.

Одним из важнейших факторов, формирующих современное городское пространство, является ориентированность на городское развитие, что позволяет городам конкурировать между собой за привлечение инвестиций. Глобализация, переход к рыночной экономике, конкуренция городов, международный туризм - новые тренды, которые диктуют условия развития городского пространства. Стоит отметить, что перечисленные тенденции характерны далеко не для всех городов. Как правило, они присущи только экономически благополучным городам. А в других городах можно наблюдать увеличивающийся упадок городского пространства. Скудость собственных бюджетов и внешних инвестиций приводит к тому, что денег нет даже на поддержание сложившейся инфраструктуры и городской среды [3, с. 28]. В контексте рыночных отношений городская территория выступает продуктом и маркетинговая деятельность повышает ее стоимость и продвигает данную территорию с целью увеличения инвестиций [4, с. 8].

С целью привлечения инвестиций, управляющие все больше прибегают к территориальному маркетингу, что зачастую приводит к проблеме: представления городских властей и бизнеса, связанных с более эффективным использованием и продвижением городского пространства, игнорируют ценности и интересы рядовых горожан, для которых городское пространство выступает местом их жительства и работы.

Одной из главных идей в XIX в нашей стране, согласно нормативным документам, является повышение конкурентоспособности российской экономики.

За 22 года, со времени принятия Конституции Российской Федерации, в которой отделилась местная власть от государственной, в городах накопился значительный опыт самостоятельного развития. Принятый в 1995 г. закон о местном самоуправлении установил общие принципы деятельности муниципальных образований. Исходя из этого закона, местная власть в городах получила высокую степень самостоятельности в поиске способов решения своих проблем и выборе оптимального пути развития. Рыночные отношения, характерные для современного российского общества, задают новые пути формирования городского пространства. Крупные площади в городах выделяются под торговые центры, парковки, офисные комплексы, элитное жилье и т.д.; формируются новые стратегии дальнейшего развития, появляются новые площади, улицы и другие сооружения. По мере формирования современной городской

среды, увеличиваются цены на жилье. Современное городское развитие - глобальное переустройство территорий, с целью привлечения на них капиталов и извлечения прибыли.

На фоне глобальной конкуренции, «маркетинг территорий» зачастую оборачивается издержками для «рядовых» горожан, для которых территория выступает местом жительства: случается так, что «обкусываются» зеленые зоны, сносят памятники архитектуры, увеличиваются цены на жилье, повышаются налоги - и это далеко не весь перечень издержек, с которыми сталкиваются рядовые горожане, что в целом и является основным противоречием в проведении маркетинговой политике в крупных российских городах.

Согласно данным Левада-центра за июнь 2015 года, значительная часть россиян (50 %) заинтересована в том, чтобы власть была поставлена под контроль общества, однако подавляющее большинство жителей (74 %) признают, что никоим образом не могут повлиять на принятие решений в своем городе. Жители считают, что чиновники просто не допускают граждан до принятия важных решений (49 %) или утверждают, что люди слишком пассивны, чтобы контролировать власть (19 %).

Согласно опросу Фонда Общественное Мнение (ФОМ), проведенного в 2005 году, посвященному изучению мнения жителей России о местной власти, выяснилось: жители считают, что их городские (районные) руководители через власть реализуют прежде всего собственные интересы и интересы своего окружения (43 %). 22 % опрошенных полагают, что руководители следуют указаниям начальства «сверху». Только 15 % респондентов ответили, что вся работа городских руководителей построена на интересах их избирателей.

В аналитическом докладе исследования «Самые влиятельные люди - 2003», выполненном коллективом исследователей Института ситуационного анализа и новых технологий (ИСАНТ), охватившем 66 регионов Российской Федерации, посвященном выявлению лиц, оказывающих непосредственное влияние на принятие политических и экономических решений на региональном уровне, также была собрана информация об истоках этого влияния [4]. Исследователи пришли к выводу, что для регионов характерно массовое вхождение предпринимателей и значительный рост политического влияния бизнеса на принятие решений относительно городского развития в крупных городах России. Данное исследование позволяет утверждать, что произошло слияние политической и экономической элиты, которые, по сути дела, являются доминирующими акторами политики и экономики.

В настоящее время можно выделить следующие проблемы, к которым приводит реализация маркетинга территорий:

• Поляризация населения. Центр города дорожает, формируются новые элитные районы. В конечном итоге это приводит к тому, что территория становится просто недоступной для большинства горожан с низким доходом.

• Контрасты. В крупных городах новые дома здесь могут соседствовать с деревянными одно- и двухэтажными домами. Понятное дело, что повседневность жителей разных построек абсолютно отличается, отсюда могут возникать конфликты и противоречия.

• Увеличение стоимости жилья. Как уже было отмечено, формируются новые районы с высокой стоимостью за квадратный метр, тенденция ценового отрыва характерна не только для центра, цены могут повышаться и на других, менее привлекательных территориях.

Однако это далеко не все противоречия, характерные для маркетинга территорий в условиях современного российского общества. Данная модель развития во многих случаях является противоречивой. На наш взгляд, важные решения об изменении городского пространства должны обсуждаться в ходе публичных слушаний. Городское пространство оказывает воздействие на общественные отношения, тем самым влияет на самочувствие и установки граждан, которые зачастую приводят к конфликтам.

Литература

1. Официальные данные Федеральной службы государственной статистики. [Электронный ресурс].

URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 1.06.2016).

2. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации:

Федеральный закон от 06.10.2003 №131-Ф3 (в ред. от 29.12.2010) // СПС Гарант. [Электронный

ресурс]. URL: www.garant-park.ru/present (дата обращения: 1.06.2016).

3. Махрова А., Голубчиков О. Российский город в условиях капитализма: социальная трансформация

внутригородского пространства // Вестник Московского университета. Серия 5: География, 2012.

Т. 5, № 2. С. 26-31.

4. Визгалов Д. В. Маркетинг города / Визгалов Д. В. М.: Фонд «Институт экономики города», 2008. 116 с.

5. Самые влиятельные люди России - 2003: сборник статей / отв. ред. О. В. Гаман-Голутвина. М: ИСАНТ, 2004. 696 с.

6. Сачук Т. В. Территориальный маркетинг / Сачук Т. В. СПб.: Питер, 2009. 368 с.

7. Molotch H. The City as a Growth Machine // American Journal of Sociology, 1976. Vol. 82. № 2. P. 309-335.

The impact of sanctions on the banking system of Russia Mkrtchian D.

Влияние санкций на банковскую систему России Мкртчян Д. К.

Мкртчян Диана Камоевна /Mkrtchian Diana — студент, кафедра финансовых рынков и финансового инжиниринга, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва

Аннотация: в статье рассматривается влияние и роль западных санкций на банковскую систему России. От того, как развиваются банковские структуры и каково их финансовое состояние, во многом зависит стабильное развитие реального сектора экономики. Банки, как основной элемент банковской системы, взаимодействуют и развиваются как единый организм, способный быстро реагировать на изменения.

Abstract: this article examines the impact and the role of Western sanctions on the banking system of Russia. From how to develop the banking industry and what their financial situation depends largely on the stable development of the real economy. Banks, as a core element of the banking system, interact and evolve as a single organism, able to respond quickly to changes.

Ключевые слова: банковская система, банки, западные санкции, внешние шоки, курс валют. Keywords: the banking system, the banks, the Western sanctions, external shocks, exchange rates.

В современном мире банковская система занимает центральное место в экономическом развитии государств. От того, как развиваются банковские структуры и каково их финансовое состояние, во многом зависит стабильное развитие реального сектора экономики.

Ни для кого не секрет, что санкции Запада отрицательно сказались на банковском секторе России. И именно с санкциями связаны многочисленные проблемы российских банков. Санкционную активность против России начали Соединенные Штаты Америки, после того как Крым заявил о желании провести референдум по поводу присоединения к РФ.

В июле прошлого года были введены санкции в отношении российских банков с государственным участием, запретив инвесторам США и ЕС приобретать ценные бумаги этих кредитных организаций, акции и облигации со сроком обращения свыше 90 дней. Им будет закрыт доступ на финансовые рынки США, а другие операции в ЕС этим банкам будут не запрещены. Также были введены некие ограничения на предоставление займов и инвестиционных услуг для таких российских банков, как «Сбербанк России», «ВТБ», «Газпромбанк», «Внешэкономбанк», «Россельхозбанк» и «Банк Москвы» [1].

Как следует из официальной публикации Евросоюза, доступ к рынкам капитала ЕС перекрыт «юридическим лицам, зарегистрированным за пределами Евросоюза», более 50% прав собственности на которые принадлежит фигурантам «черного списка».

Таким образом, в зоне повышенного риска находятся компании, которые ведут свою деятельность за рубежом. Это отразилось на оценке российскими банками их финансовой устойчивости. Для них в большей степени усложнился процесс получения кредитов [2]. Еще большие проблемы возникли у банков и компаний, имеющих иностранные займы. Из 242 млрд. долларов, выданных российским компаниям и банкам, почти половина заканчивается в течение ближайших 12 месяцев. Даже крупные банки (например, ВТБ) имеют сложности в этой сфере, что же говорить о менее крупных банках. Многие из них будут вынуждены обратиться к внутреннему кредитному рынку, а это неминуемо вызовет дальнейшее увеличение стоимости кредитных ресурсов, которое отразится на всех заемщиках. Значительное число действующих инвестиционных проектов из-за высокой стоимости ресурсов будут остановлены, а новые точно не появятся.

Сбербанк так же, как и весь российский банковский сектор, в новых условиях высокой геополитической напряженности в полной мере ощущает влияние санкций и изучает возможности внутреннего рынка заимствований, как заявил глава банка Герман Греф [3]. В Газпромбанке уже заявили, что санкции США не влияют на деятельность Газпромбанка. «Данные ограничения не влияют на деятельность ГПБ, банк работает в обычном режиме», - заявляют в ГПБ. ВТБ в июле 2014 успешно

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.