БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА
УДК 355.511.56
В.Б.Рондырев-Ильинский
Нижневартовск, Россия
ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ПОДГОТОВКИ ЛИЧНОГО СОСТАВА ГПС МЧС РОССИИ
Аннотация. Рассмотрены проблемные вопросы повышения профессионального уровня, мобильности, расширения спектра выполняемых работ и повышения их качества личным составом ГПС МЧС России за счет совершенствования системы профессиональной подготовки специалистов, организуемой в подразделениях ГПС МЧС России.
Ключевые слова: профессиональная подготовка; этапы обучения; системный подход; профессиональная
мобильность._________________________________
Сведения об авторе: Рондырев-Ильинский Владимир About the author: Rondirev-Ilyinsky Vladimir Boriso-Борисович, кандидат педагогических наук, старший vich, candidate of Pedagogy, senior lecturer of Geogra-преподаватель кафедры географии. phy department.
Место работы: Нижневартовский государственный Place of employment: Nizhnevartovsk State University
гуманитарный университет.____________________of Humanities._______________________________
Контактная информация: 628611, г. Нижневартовск, ул. Дзержинского, д. 11; тел. (3466)467031.
E-mail: osipi@list.ru
Динамичное развитие промышленности и иных сфер народного хозяйства, несомненно, способствует улучшению качества жизни, однако вместе с положительными моментами технический прогресс порождает изменения климата, делает чрезвычайно высоким риск возникновения пожаров и других чрезвычайных ситуаций.
Известно, что во многих регионах Российской Федерации основной и мобильной службой, готовой в кратчайшие сроки прибыть для оказания помощи населению, является пожарная охрана, поэтому специалисты противопожарной службы должны обладать системой общеотраслевых и частнопрофессиональных специальных знаний, умений и навыков по занимаемым ими должностям и соответствовать предъявляемым квалификационным требованиям.
Особенностью профессии пожарного является коллективная ответственность всех сотрудников за результат выполняемой работы в условиях повышенных психофизических нагрузок. Ошибки в результате непрофессионализма работника пожарной охраны могут привести к трагическим последствиям. Отсюда и особое отношение к профессиональной подготовке специалистов ГПС МЧС России.
Профессиональная подготовка личного состава ГПС МЧС России в широком смысле должна быть ориентирована на становление социально и профессионально активной личности, обладающей высокой компетентностью, социально и профессионально важными качествами, высоким уровнем самостоятельности и профессиональной мобильности. Также не менее важным фактором является формирование личности, способной к эффективной реализации себя в сфере будущей профессиональной деятельности, к осуществлению
V.B.Rondirev-Ilyinsky
Nizhnevartovsk, Russia
THE PROBLEMS OF SYSTEM APPROACH IMPLEMENTATION WHILE ORGANIZING PROFESSIONAL DEVELOPMENT TRAININGS IN EMERCOM STATE FIRE SERVICE DIVISIONS
Abstract. The article is concerned with problematic issues of professional development, mobility, spectrum broadening of work types and quality increase of performed tasks by means of professional delelopment trainings of staff organized in GPS of EMERCOM Russia divisions.
Key words: professional training; stages of learning; system approach; professional mobility.
и выполнению полного спектра профессиональных функций с учетом современных условий жизни.
Проанализировав и систематизировав собранный материал, мы делаем заключение о том, что профессиональная подготовка специалистов в системе ГПС МЧС России обладает всеми признаками многоуровневой системы [2, С.10] и охватывает организацию обучения от рядового до высшего командного состава.
Обучение на всех уровнях реализуется по программам, различным по содержанию, объему и срокам обучения. При этом в них обязательно должен присутствовать принцип концентризма.
Таким образом, на основе изучения существующей системы подготовки кадров для ГПС МЧС России мы предлагаем следующую структурную схему, состоящую из 3-х уровней (табл. 1) [1, 3, 4].
Таблица 1
Структура многоуровневой профессиональной подготовки специалистов в системе ГПС МЧС РФ
Ьй уровень — подготовка специалистов младшего состава — МНС
ВИДЫ ПОДГОТОВКИ
Специальное первоначальное обучение 1-й этап — индивидуальное обучение по месту службы 2-й этап — курсовое обучение Подготовка личного состава Специальная подготовка по должности Стажировка Повышение квалификации и переподготовка Самостоя- тельная учеба
ДОЛЖНОСТНЫЕ КАТЕГОРИИ И СРОКИ ОБУЧЕНИЯ
Пожарные-спасатели — 3,5 мес. Водители — 2 мес. Радиотелефонисты — 2 мес. Для всех категорий (10 мес. ежегодно) ПНК, КО, вод, Р/Т (2 дня по 8 ч. ежегодно) Для всех категорий (от 5 дней до 1 мес.) Для всех категорий кроме пожарных (от 5 дней до 3-х мес.) Для всех категорий (10 мес. ежегодно)
П-й уровень — подготовка специалистов среднего и старшего состава — СНС и Ст.НС
ВИДЫ ПОДГОТОВКИ
Высшие учебные заведения Средние специальные учебные заведения Курсы подготовки СНС Стажи- ровка Перепод- готовка Служебная подготовка Повышение квалифика- ции Самостоя- тельная учеба
СРОКИ ОБУЧЕНИЯ
Очное, заочное (5—6 лет) Очное, заочное (3—4 года) Очное (1 год) от 5 дней до 1 мес. Для лиц из других отраслей. Очное (3 мес.) 10 мес. в уч. году от 5 дней до 1 мес. 12 мес. в уч. году
Ш-й уровень — подготовка специалистов старшего и высшего состава, а также научно-технических работников — послевузовское образование
ВИДЫ ПОДГОТОВКИ
Докторантура Адъюнктура, аспирантура Факультет подготовки руководящих кадров Высшие академические курсы повышения квалификации Служебная подготовка Стажи- ровка Самостоя- тельная учеба
Заочное (3—4 года) Очное, заочное (3—4 года) Очное (2 года) Очное (1—2 мес.) 10 мес. в уч.году от 5 дней до 1 мес. 12 мес. в уч.году
Также мы выяснили, что профессиональная подготовка личного состава ГПС МЧС России на II и III уровнях осуществляется профессиональными специалистами на штатной основе, а на I уровне сотрудниками пожарных частей на нештатной основе, что неизменно сказывается на её качестве.
Существующая практика подготовки специалистов имеет значительные издержки и несоответствия как в содержании учебного процесса, так и в целевой ориентации специалистов ГПС МЧС России. Зачастую при обучении они недополучают знания и умения, необходимые для исполнения служебных обязанностей в полном объеме.
Нам представляется, что снятие противоречий между темпами научно-технического прогресса, повышением требований к уровню подготовки кадров для ГПС МЧС России и инерцией существующего образовательного механизма возможно лишь путем выстраивания системного и целенаправленного на всех этапах процесса профессиональной подготовки личного состава ГПС МЧС России. В связи с этим, на наш взгляд, первоочередными задачами в совершенствовании системы подготовки являются:
1. Оптимизация структуры организации профессиональной подготовки.
2. Совершенствование процесса подготовки на всех её уровнях.
3. Создание условий для повышения качества профессиональной подготовки.
4. Интеграции образовательных программ профессиональной подготовки пожарных и спасателей.
Научно доказано, что правильно выстроенная система обучения позволяет повысить уровень профессионализма каждого специалиста в отдельности и всего подразделения в целом.
Подводя итоги, отметим, что для разрешения сложившихся в системе профессиональной подготовки ГПС МЧС России противоречий потребуется реализация целого комплекса мероприятий, включающего структурирование, переработку учебно-методического комплекса, педагогических технологий, а также внедрение системного подхода в процесс профессиональной подготовки специалистов ГПС МЧС России на всех её уровнях. При этом считаем, что первоочередной и приоритетной задачей должно стать формирование высококвалифицированного специалиста-профессионала, способного самостоятельно выполнять весь спектр основных задач, с учетом его индивидуальных особенностей и способностей к дальнейшему саморазвитию и расширению профессиональной мобильности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Матвеев Н.А. Организация системы послевузовского профессионального образования в ГПС МЧС России // Снижение риска гибели людей при пожарах: Материалы XXIII научно-практической конференции. М., 2003. Ч. 3. С. 305—309.
2. Никитина Н.Н., Железнякова О.М., Петухов М.А. Основы профессионально-педагогической деятельности: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. М., 2002. С. 10.
3. Программа подготовки личного состава подразделений Государственной противопожарной службы МЧС России от 29.12.2003 г.
4. Романенко М. Концепция кадровой политики МЧС России // Гражданская защита. 2002. № 1. С. 20—21.
5. Троянский П. Вопросы улучшения подготовки пожарных // Огнеборец. 1982. Т. 38. № 7.
6. Федеральный закон от 21.12.1994 г. «О пожарной безопасности» № 69-ФЗ.