ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА УЧАЩИХСЯ И СТУДЕНТОВ НА ОТСРОЧКУ ОТ ПРИЗЫВА НА ВОЕННУЮ СЛУЖБУ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
© Кичалюк О.Н.*, Шишкалов С.В.*
Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал)
Донского государственного технического университета, г. Шахты
Данная статья посвящена исследованию права на отсрочку от службы в армии учащихся школ, студентов техникумов и вузов, а также проблеме соблюдения законности военкоматами в процессе призыва на военную службу граждан РФ.
Ключевые слова отсрочка, военная служба, армия, образование.
В соответствии со ст. 59 Конституции Российской Федерации на всех российских граждан мужского пола возлагается конституционная обязанность по защите Отечества. Однако любой гражданин, подлежащий призыву на военную службу, может на законном основании воспользоваться отсрочкой от призыва, например при поступлении в учебное заведение профессионального образования, имеющее государственную аккредитацию, реализуя при этом конституционное право на образование, гарантированное ч. 1 ст. 43 Основного закона РФ [1].
Для большинства молодых людей и их близких «служба в армии» - это пугающая неизвестность. Тем не менее, на наш взгляд, армейская служба способствует не только повышению чувства патриотизма и укреплению физического потенциала юноши, но и позволяет приобщиться к истории вооруженных сил, получить навыки обращения с огнестрельным оружием и выживания в экстремальных условиях.
Основополагающим нормативным актом, регулирующим порядок прохождения военной службы, является Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе» [2]. В нем изложен исчерпывающий перечень оснований, предоставляющих молодому человеку отсрочку от призыва, одним из которых является отсрочка от службы в армии по учебе.
В соответствии с п. 2 ст. 24 Закона о воинской обязанности, граждане, обучающиеся по очной форме обучения в образовательной организации по программам среднего общего образования (в школе), имеют право на отсрочку от призыва в армию в период освоения указанных образовательных
* Заведующий кафедрой Конституционного и муниципального права, кандидат юридических наук, доцент.
* Студент 2 курса направления «Юриспруденция».
программ. По завершении освоения основной образовательной программы среднего общего образования (11 классов школы), они получают право на отсрочку до 1 октября года прохождения государственной итоговой аттестации (ЕГЭ). Следует отметить, что, если после окончания школы юноше исполняется восемнадцать лет, а ему во время летней призывной комиссии приходит повестка, то, конечно, она незаконна.
У многих родителей, столкнувшиеся с такими трудностями как ЕГЭ, необходимостью обращаться к репетиторам после окончания ребенка 9 классов, возникают сомнения по поводу того, стоит ли продолжать ему обучение в общеобразовательной школе и идти в десятый класс, либо отправить ребенка в техникум или колледж, чтобы получить не только основное общее образование, но и профессию. Особенно это актуально для жителей отдаленных сел и деревень. Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации», если Вы поступили на очную форму обучения в образовательное учреждение по программам начального или среднего профессионального образования (в техникум или колледж) и при этом на момент поступления не получили среднего полного общего образования (закончили девять классов, а не одиннадцать), Вам должны предоставить отсрочку от армии до достижения Вами 20 лет на срок обучения, но не более нормативных сроков освоения программ [3]. Конечно, при соблюдении определенных условий, инициировать предоставление отсрочки обязано заинтересованное лицо, а не военкомат.
Для получения отсрочки от армии студент колледжа очной формы обучения не должен иметь полного общего образования (11 классов) на момент поступления, не достичь возраста 20 лет (по достижении 20 лет - призывник лишается права на отсрочку от армии, обучаясь в колледже или техникуме), не воспользоваться ранее своим правом на отсрочку. Кроме того, он должен обучаться исключительно по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе.
Призывная комиссия обязана предоставить такому студенту отсрочку, если он предъявил соответствующую справку из образовательной организации, прошел медицинское освидетельствование для определения категории годности к военной службе, и явился в военный комиссариат на заседание призывной комиссии для оглашения решения о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу.
Учеба в вузе была и остается показателем престижа, однако многие высшие учебные заведения функционируют только на коммерческой основе, а на некоторые направления подготовки и специальности бюджетных мест просто не выделяется. Тем не менее, если вуз имеет государственную аккредитацию, студент, обучающийся в нем даже на коммерческой основе, имеет право на отсрочку от армии.
74
ЗАКОННОСТЬ И ПРАВОПОРЯДОК В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
С учетом новелл Закона об образовании, предполагающего многоуровневый подход к освоению образовательных программ, отсрочку от призыва вправе получить студенты на время обучения, но не свыше нормативных сроков освоения основных образовательных программ, обучающиеся:
1) по программам бакалавриата, если они не имеют диплом бакалавра, специалиста или магистра;
2) программам специалитета, если они не имеют диплом бакалавра, специалиста или магистра;
3) программам магистратуры, если они не имеют диплом специалиста или магистра и поступили в указанные образовательные организации в год получения квалификации (степени) «бакалавр».
Выпускники специалитета или магистратуры вправе продолжить обучение в образовательных организациях и научных организациях по имеющим государственную аккредитацию программам подготовки научно-педа-готических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программам ординатуры или программам ассистентуры-стажировки. В период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных соответствующими образовательными стандартами сроков получения высшего образования -подготовки кадров высшей квалификации, и на время защиты квалификационной работы (диссертации), но не более одного года после завершения обучения по соответствующей образовательной программе высшего образования, аспиранты имеют право на отсрочку от службы в вооруженных силах.
Несмотря на то, что в законе четко прописаны основания предоставления отсрочки и основания ее отказа, местные военкоматы иногда злоупотребляют своим правом. Как показывает практика, одной из лазеек для военкоматов является обучение будущего призывника в учреждениях среднего профессионального образования (СПО). Молодые люди, окончившие, к примеру, техникум, используют свое право на отсрочку, если на момент окончания учебного заведения им уже есть 18 лет. Совершеннолетие, согласно законодательству, является основанием для призыва лиц мужского пола в ряды Российской армии, поэтому выпускник техникума отправится служить. Но как быть в том случае, когда на момент получения диплома о СПО юноше еще нет 18 лет? По логике вещей он вправе по своему желанию поступить в вуз, и военкомат не должен его призывать. Злоупотребляя своими полномочиями, военкоматы, возможно, умышленно неверно трактуют п. «а» ч. 2 ст. 24 Закона о воинской обязанности ... о предоставлении отсрочки по учебе, зачастую аргументируя это тем, что у лица уже есть одно образование, и отсрочка ему не положена. Причем это происходит независимо от того, использовал ли молодой человек свое право на отсрочку или нет, достиг ли призывного возраста на момент окончания СПО и так далее.
По всей видимости, как нам кажется, понимая закон превратно, либо не «замечая» его положений, военкоматы неправомерно забирают в армию юношей для того, чтобы избежать определенных трудностей с призывом.
Поэтому, с целью пресечения подобных недоразумений призывникам и их родителям целесообразно повышать уровень своего правосознания и правовой культуры, детально изучая нормативно-правовые акты, регулирующие порядок призыва на военную службу в Вооруженные силы Российской Федерации.
Список литературы:
1. Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от
05.02.2014 г. № 2-ФКЗ, от 27.07.2014 г. № 11-ФКЗ) // СПС КонсультантПлюс (дата обращения 11 января 2015 г.).
2. Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-Ф3 (ред. от 22.12.2014 г.) «О воинской обязанности и военной службе» (с изм. и доп., вступ. в силу с
03.01.2015 г.) // СПС КонсультантПлюс (дата обращения 15 января 2015 г.).
3. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 (ред. от 31.12.2014 г.) «Об образовании в Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс (дата обращения 15 января 2015 г.).
ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ. ДЕСКРИПТИВНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
© Литвинов А.М.*
Российская правовая академия Министерства юстиции Российской Федерации, г. Москва
В статье проанализированы актуальные изменения статьи 95 Конституции РФ, связанные с процедурой формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Автором рассмотрен институт назначения Президентом Российской Федерации не более десяти процентов от общего числа состава Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, а так же зарубежный опыт по данному вопросу.
Ключевые слова парламентаризм, разделение властей, Конституция РФ, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
Практика развития мирового парламентаризма показывает, что наличие в государстве двухпалатного парламента, одна из палат которого представляет интересы всего населения страны, а другая - интересы отдельных территорий государства, является характерной чертой крупных демократических государств.
* Помощник депутата Государственной Думы по работе в Государственной Думе.