Женетль С. З.
ПРОБЛЕМА ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЕЙ В ОТСРОЧКЕ ПРИЗЫВА НА ВОЕННУЮ СЛУЖБУ: НЕОБХОДИМЫ ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОН
21. ГРАЖДАНСКИМ ПРОЦЕСС, АРБИТРАЖНЫМ ПРОЦЕСС (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.15)
21.1. ПРОБЛЕМА ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЕЙ В ОТСРОЧКЕ ПРИЗЫВА НА ВОЕННУЮ СЛУЖБУ: НЕОБХОДИМЫ ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОН
Женетль Светлана Закошуовна, доктор юридических наук, профессор кафедры гражданского и административного судопроизводства
Место работы: Российский государственный университет правосудия (РГУП)
Аннотация: в статье анализируются вопросы, связанные с предоставлением отсрочки призывникам для продолжения непрерывного обучения, судебная практика, необходимость внести изменения в законодательство.
Ключевые слова: рассмотрение дел, равные права на образование, нормативное регулирование.
THE PROBLEM OF LAW ENFORCEMENT IN POSTPONING CONSCRIPTION: CHANGES IN THE LAW
Zhenetl Svetlana Z., Doctor of Law, professor of department of civil and administrative legal proceedings Place of employment: Russian State University of Justice (RSUJ)
Abstract: the article analyzes the issues related to the provision of deferral of recruits for continuing education, judicial practice, the need to amend the legislation.
Keywords: consideration of cases, equal rights to education, normative regulation.
Для защиты своих границ основная часть стран обеспечена армией: контрактной (профессиональной) или призывной. Существуют страны, у которых нет собственной армии, но это небольшие государства (Исландия, Гаити, Гренландия, Коста-Рика и Панама), не играющие значительной роли в мировой экономике. Виды армий и способы их комплектации в каждой стране складываются по-своему, в зависимости от условий, военной опасности, экономики и др. Притом в ряде стран превалирует добровольное комплектование, в части стран обязательное. В одних странах исторически сложилась исключительно контрактная система изначально, а в других - это полномасштабный призыв в армию (Китай, Израиль, Казахстан, Швейцария, Дания, Норвегия, Южная Корея, Венесуэла, Боливия, Мексика, Аргентина и Бразилия и др.). Существуют системы со смешанным порядком регулирования (Россия, Эстония, Греция, Австрия, Армения, Беларусь, Германия, Финляндия и др.), где есть сочетание призыва на военную службу и контрактной службы. Но есть и такие страны, в которых законодательно существует призыв в армию, но он приостановлен в мирное время. Таким образом, решен вопрос сохранения воинского учета, что обеспечивает базу потенциальных призывников на случай войны (Германии, Франции и др.)1.
Остановимся в своем исследовании на призывной армии, в связи с тем, что нас интересует вопрос предоставления отсрочки от военной службы для получения образования. Французский закон 1793 года о всеобщей воинской повинности (Levee en masse), принятый Конвентом через 4 года после Великой Французской революции считается основоположником призывной армии в современном её понимании. До революции армия ком-
1 http: //militarryarticle.ru/zarubeZhnoe-obozrenie/2009
плектовалась на основе найма и была полностью профессиональной. В ряде стран не сразу складывался способ формирования армии, что зависело от многих обстоятельств. В 21 веке во многих странах меняется отношение ко всеобщей воинской обязанности, и соответственно, изменился подход к формированию армии. В результате около 20 стран отказались от призыва на военную службу, а в последние 10 лет множество европейских стран перешли на контрактный принцип комплектования армии. Тенденция к переходу на профессиональную армию сохраняется и в настоящее время. Однако есть примеры отрицательной оценки такого опыта, в связи с чем ряд стран, ушедших от призывной армии, вернулись к прежней системе комплектования (США (1980 г.), Литва (в 2016 г.), Швеция (в 2017 г.)), а другие находятся в процессе обсуждения данного вопроса (Чехия, Латвия, Франция).
В России существует всеобщая воинская повинность2, а защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Здесь, в основном, существует призывная армия, однако 360 тысяч человек в год проходят военную службу на должностях солдат и сержантов по контракту. Запланированный переход к контрактной системе в России не осуществился.
В каждой стране, где есть призыв на военную службу, существуют свои особенности, правила, традиции и, соответственно, устанавливаются критерии возраста и срока призыва, ограничений, правила предоставления отсрочек от военной службы.
Так, в Казахстане призыву к военной службе в армии сроком на 1 год подлежат мужчины от 18 до 27 (29) лет, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья и
2 Конституция Российской Федерации, ст. 59 п. 1,2
не получившие отсрочки по уважительным причинам, в том числе в связи с учебой.
Китай, комплектует армию призывниками в возрасте от 18 до 22, пригодных по состоянию здоровья, срок службы самый большой - от 5 до 12 лет, с предоставлением отсрочки в связи с учебой.
В Турции (ст. 72 Конституции) призывают мужчин в возрасте от 19 до 40 лет и более, а срок службы зависит от образования и предпочтения: 12 месяцев рядовыми, с незаконченным образованием, по выбору: 12 месяцев службы офицером или 6 месяцев, но рядовым. Практикуются отсрочки в связи с дальнейшим поступлением в магистратуру и получением докторской степени вплоть до 34 лет.
В Австрии призыву подлежат все мужчины до 35 лет сроком на 6 месяцев. Но служба в армии может быть заменена на альтернативную гражданскую по желанию призывника.
В Южной Корее мужчин призывают с 18 лет до 31 года сроком на 24 месяца. В Северной Корее имеет место призыв сроком на 10 лет.
В Норвегии предусмотрена обязательная служба в армии для мужчин и женщин сроком 19 месяцев, и также существует отсрочка.
В России несение службы и защита Отечества является конституционной обязанностью гражданина Российской Федерации и регулируется Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 № 53-ФЗ3 (далее - Закон № 53-ФЗ). Военному призыву подлежат все граждане Российской Федерации мужского пола с 18 до 27 лет, проживающие на территории России, не освобожденные от исполнения воинской обязанности и не отбывающие наказание в виде лишения свободы и должны пройти военную сроком 1 год или гражданскую службу сроком от 18 до 22 месяцев. Призыв осуществляется согласно Положению «О призыве на военную службу граждан Российской Федерации»4
Вопрос о временном или полном освобождении от военной службы, предоставления отсрочки от призыва в каждой стране решается по-разному5. Однако общим можно назвать одно: в законах всех стран существует широкий круг оснований, по которым можно получить отсрочку от призыва, в том числе для продолжения обучения. Так, например, в Южной Корее студентам предоставляется отсрочка, а единственной возможностью полностью избежать призыва являются медицинские противопоказания.
В Турции, к примеру, гибкая система отсрочек: студенты могут не идти в армию до 28 лет, а граждане, имеющие учёную степень - до 35 лет, живущие за рубежом - до 38 лет.
В Казахстане отсрочка от призыва предоставляется гражданам решением призывной комиссии по семейным обстоятельствам до их изменений, по состоянию здоровья на срок до 1 года, а по причине продолжения образования получают на период обучения.
В Мексике тоже существуют отсрочки для студентов, граждан, живущих за рубежом или отбывающих тюремное заключение в год, когда им исполняется 18, и для
3 Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 № 53-ФЭ (ред. от 07.03.2018)// СПС Кон-сультантПлюс
4 Постановление Правительства РФ от 11 ноября 2006 г. № 663 (в ред. постановлений от 20.05.2014 № 465, от 30.09.2017 № 1196) //СПС КонсультантПлюс
5 Википедия: отсрочка - в военном деле, установленная зако-
ном временная мера по освобождению от призыва на военную службу.
тех, кто должен содержать семью.
В Бразилии освобождены от воинской службы единственные сыновья в семье, единственные кормильцы в семье, сироты, те, чье место жительства не попадает ни в одну из зон призыва, священники или признанные негодными по медицинским причинам, также существуют отсрочки от военной службы по различным основаниям, в том числе для продолжения обучения. Аналогичное в порядке призыва на военную службу с разными интерпретациями имеет место и в других странах.
Таким образом, из широкого круга оснований следует выделить общее: предоставление отсрочки от призыва на военную службу для граждан, получающих профессиональное образование, в том числе высшее образование предусмотрены во всех странах.
В России отсрочка от призыва на военную службу в связи с обучением в осуществляющей образовательную деятельность организации является предусмотренной законом гарантией конституционного права на образование. В то же время, отсрочка, это установленный законом порядок укомплектования Вооруженных Сил Российской Федерации, т.к. само предоставление отсрочки не означает освобождения от военной службы по призыву, является временным переносом обязанностей гражданина участвовать в обеспечении обороны страны и безопасности государства. Перечень лиц, которые освобождаются от исполнения воинской обязанности, приведен в статьях 23 и 24 Федеральном законе «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998г. № 53-ФЗ, предусматривающем основные формы реализации части 1, 2 статьи 59 Конституции Российской Федерации. В законе установлен ряд медицинских оснований, позволяющих полностью освободить от службы либо отсрочить эту повинность. Наряду с этим, предоставляется отсрочка по ряду причин, среди которых: прохождение обучения, наличие нескольких детей или ребенка-инвалида, статус единственного кормильца семьи или депутата Государственной Думы, отсрочка может иметь место при наличии ученой степени, в случае гибели родственника во время прохождения военной службы, из-за ранения, полученного в процессе прохождения военной службы.
В настоящее время по призыву в Вооруженных ^лах России проходит службу более 240 тысяч человек. Как правило, в один призыв на военную службу привлекают от 128 до 135 тысяч молодых людей. Призыв проводится ежегодно дважды: весенний с 1 апреля по 15 июля и осенний в период с 1 октября по 31 декабря. Призыв в другие сроки предусмотрен для:
- граждан, проживающих в отдельных районах Крайнего Севера или отдельных местностях, приравненных к ним;
- граждан, проживающих в сельской местности и непосредственно занятых на посевных и уборочных работах;
- педагогических работников образовательных учреждений.
Исполнение гражданами воинской обязанности обеспечивают органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности и их должностные лица в пределах своей компетенции. Государство предоставило каждому право защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом, в том числе путем обжалования в судебном порядке решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц в порядке статьи 218 КАС РФ, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препят-
Женетль С. З.
ПРОБЛЕМА ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЕЙ В ОТСРОЧКЕ ПРИЗЫВА НА ВОЕННУЮ СЛУЖБУ: НЕОБХОДИМЫ ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОН
ствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или незаконно возложены какие-либо обязанности.
Решение о призыве на военную службу принимается только призывной комиссией. Право обжалования в суд решений призывной комиссии закреплено также п. 7 закона о военной службе и ст. 15 Федерального закона от 25 июля 2002 г. №113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе»6 Решение может быть обжаловано через призывную комиссию в течение трех месяцев со дня принятия или через суд. При использовании первого варианта жалоба должна быть рассмотрена в течение пяти рабочих дней со дня ее поступления в призывную комиссию. В случае обжалования гражданином решения призывной комиссии в суде его выполнение приостанавливается до вступления в законную силу решения суда, а административный иск должен быть рассмотрен в месячный срок.
Основания для обращения в суд самые различные, и анализировать их в объеме одной статьи невозможно, поэтому остановимся на одном, наиболее частом основании обращения в суд призывников, о чем свидетельствует судебная практика - это оспаривании решений призывной комиссии об отказе в предоставлении отсрочки для продолжения обучения после бакалавриата. Причиной отказа в предоставлении отсрочки в военной службе в обозначенной ситуации, как правило, является получение путем непрерывного обучения высшего образования способом предоставления отсрочки от призыва. Призывные комиссии, а также и суды не всегда имеют одинаковый подход к проблеме. А проблема заключается в том, что реализуя право на получение образования последующего вида и уровня, т.е. магистратуры, один призывник вынужден обратиться в призывную комиссию за предоставлением отсрочки в третий раз, а другой только второй раз. Как правило, призывные комиссии отказывают предоставить третью отсрочку по мотивам того, что бакалавриат является полноценным высшим образованием, исходя из Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», возможность получения которого государство обязывается обеспечить, предусматривая предоставление отсрочки. Аналогичная мотивировка отказа в удовлетворении исков призывников при оспаривании решений призывных комиссий наблюдается во многих судебных актах.
Так, например, требования гражданина Р. о признании незаконным решения призывной комиссии поселения Воскресенское в г. Москве N 22-1/32 от 16 июня 2014 г. об отказе в предоставлении отсрочки и решения № 10-1/21 от 13 мая 2015 г. о призыве на военную службу, решением Щербинского районного суда г. Москвы от 28 октября 2015 года были оставлены без удовлетворения
Судебная коллегия апелляционной инстанции, оставляя без изменения данное решение, как и суд первой инстанции, исходила из того, что Р. реализовал предоставленное ему право на получение отсрочки от призыва на военную службу в 2014 года до 2017 года в связи с очной формой обучения в РГИ МЭИ-ФЕСТО, имеющем государственную аккредитацию. Поскольку Р. был отчислен из учебного заведения за академическую неуспеваемость, а по результатам медицинского освидетельствования Решением призывной комиссии № 10-1/21 от 13 мая 2015 года признан годным к военной службе с незначительными ограничениями (категория Б-3), то был
6 Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе»// СПС КонсультантПлюс
призван на военную службу. Судебная коллегия сделала акцент на том, что согласно подпункта «а» пункта 2 статьи 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» право на отсрочку от призыва на военную службу сохраняется за гражданином, восстановившимся в той же образовательной организации (за исключением граждан, восстановившихся в образовательных организациях после отчисления по инициативе образовательной организации), если срок, на который гражданину была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу для обучения в данной образовательной организации, не увеличивается, а в данном случае срок обучения увеличился до 31 августа 2018 года7
Примерно такой же вывод был сделан Пресненским районным судом г. Москвы по административному иску К. к Военному комиссариату по Тверскому району, полагавшему, что имеет право на предоставление отсрочки от призыва на военную службу в связи с получением высшего образования по программе магистратуры в рамках непрерывного получения высшего образования. Отказывая К. в иске, суд исходил из того, что отсрочка от призыва на военную службу предоставляется только один раз, а К. уже воспользовался им дважды - на период обучения в средней школе и на период обучения по программе бакалавриата.
Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда отменила решение Пресненского районного суда и вынесла новое решение, удовлетворив требования К., мотивируя тем, что закон не допускает предоставление в одну призывную кампанию двух отсрочек по различным основаниям, а учитывая, что первая отсрочка от призыва в 2012 г. была предоставлена К. по абз. 7 пп. «а» п. 2 ст. 24 Закона № 53-ФЗ, то на него распространяется право на получение отсрочки от призыва на военную службу для обучения по программе магистратуры8
Однако нельзя обойти вниманием и другие судебные акты, иллюстрирующие противоположный вывод суда. Так, решением районного суда от 08.02.2018 года удовлетворены административные исковые требования гражданина М. к призывной комиссии Тамбовской области о признании незаконным решения призывной комиссии от 04.12.2017 года по следующим основаниям. М. состоит на воинском учете в Военном комиссариате Тамбовского района, в 2012 году он был зачислен на 1 курс ФГБОУ Во «Тамбовский государственный технический университет» (далее - ТГТУ), по программе бакалавриата ему была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу до 31.08.2016. В связи с поступлением на программу подготовки магистров в ТГТУ по очной форме обучения в 2016 году ему вновь была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу до 01.10.2018 года. Однако призывной комиссией Тамбовской области 04.12.2017 года отменено решение призывной комиссии Тамбовского района о предоставлении отсрочки от призыва, и М. вызван в военный комиссариат на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, что им и оспаривалось.
Отказывая в удовлетворении апелляционной жалобы
7 Дело № 33а-16724/2016. Апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 6.09. 2016 г.
8Дело № 33а-2807/2017. Апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 10.08.2017 г.
9 Дело № 33а-1478. Архив Тамбовского областного суда. 2017 г.
Военному комиссариату Тамбовской области, судебная коллегия указала, что предоставление такой отсрочки доказывает, что она содействует гражданам в получении образования, поскольку позволяет гражданам выполнить образовательные программы в непрерывном обучении.
О сути отсрочки указывалось в Постановлении Конституционного Суда РФ от 21 октября 1999 года № 13-П «По делу о проверке конституционности положений абзаца первого пп. «а» п. 2 ст. 24 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». В нем имеется позиция о том, что «решая задачу подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием, уровень которой отвечает государственным образовательным стандартам, образовательными учреждениями различных организационно-правовых форм, с одной стороны, и в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства предусматривая в современных условиях укомплектование Вооруженных Сил Российской Федерации путем призыва на военную службу, с другой стороны, законодатель вправе установить различный порядок исполнения воинской обязанности для подлежащих призыву граждан, обучающихся в высших учебных заведениях».
Приведенные дела демонстрируют совершенно разные подходы, как призывных комиссий, так и судов в понимании одних и тех же правовых норм относительно предоставляемой законом отсрочки. Таким образом, практика иллюстрирует отсутствие единообразного подхода, единых выводов и мотивации. Необходимость обеспечить единство правоприменительной практики по спорному вопросу признают все субъекты, так или иначе соприкасающиеся с данной проблемой.
Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 21.10.1999 № 13-П выражена правовая позиция, что предоставление отсрочки не освобождает от военной службы по призыву, а сама отсрочка включена в порядок реализации конституционной обязанности по несению этой службы для граждан определенных категорий; по окончании периода отсрочки эти лица подлежат призыву; требование об исполнении воинской обязанности распространяется на граждан, обучающихся по очной форме обучения и подлежащих призыву.
Вместе с тем, следует заметить, что указанное Постановление Конституционного Суда РФ было принято при несколько другой системе получения высшего образования, когда не существовало бакалавриата, магистратуры, аспирантуры, т.е. последовательных этапов образования.
Исходя из смысла ст.10 Федерального закона от 29 декабря 2012 № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»10 обучение по программам бакалавриата, специалиста или магистратуры относится к высшему образованию. В соответствии со статей 19 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации все равны перед законом и судом; государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств, в связи с чем, предоставление отсрочки от службы по призыву по пп. «а» п. 2 ст. 24 Закона № 53-ФЗ не может зависеть от количества предоставленных отсрочек от призыва на военную службу.
Между тем, из приведенных примеров усматривается
неравенство в праве для прохождения следующего этапа обучения, программы магистратуры, притом не по вине тех лиц, которым 18 лет исполнилось в общеобразовательном учебном заведении, и обратившимся за отсрочкой в призыве от военной службы чаще других, чтобы закончить школу.
Возражения призывных комиссий, о том, что бакалавриат является высшим образованием, а магистратура, это второе высшее образование, возможность получения которого государство не гарантировало, имеет под собой определенную логику. Но существуют определенные ограничения в приеме на работу, например, в прокуратуру, в суд с образованием бакалавра, а отсюда, отсутствие равных возможностей при трудоустройстве.
Таким образом, вывод напрашивается один. Доступ к образованию одного уровня у призывников должен быть единым, вне зависимости от обстоятельств начала получения знаний в школе или даты совершеннолетия до окончания обучения в среднем образовательном учреждении (школе).
И наконец-то, многолетний спор стал предметом рассмотрения Конституционного Суда по жалобе П. Спиридонова и запроса Бугульминского городского суда Республики Татарстан. Дело о проверке конституционности положений подпункта «а» пункта 2 статьи 24 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» назначено к рассмотрению в открытом заседании Конституционного Суда и вполне вероятно, что обозначенный спор найдет свое окончательное решение. Но это только одна из проблем, с которыми призывники часто обращаются в суд. Другим предметом рассмотрения судов, достойной внимания, является вопрос о признании не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований и выдача справки формы № 1/у, вместо военного билета; вопросы, связанные с порядком оповещения призывников; вопросы, связанные с заменой военной службы на альтернативную и т.д. Исследование всех указанных проблем не является задачей данной статьи, но существование такого количества их позволяют возникнуть вопросу, не пора ли пересмотреть все нормативные акты, определяющие военную службу и адаптировать к новым условиям, с изменениям в других, связанных с ним законах.
Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 82%.
Список литературы:
1. Конституция Российской Федерации
2. Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 № 53-ФЗ (ред. от 07.03.2018)
3. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе»
4. Федерального закона от 29 декабря 2012 № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
5. Постановление Правительства РФ от 11 ноября 2006 г. № 663 (в ред. от 20.05.2014 № 465, от 30.09.2017 № 1196)
6. http: //militarryarticle.ru/zarubeZhnoe-obozrenie/2009
7. Дело № 33а-16724/2016. Архив Московского городского суда. 2016 г.
8. Дело № 33а-2807/2017. Архив Московского городского суда. 2017 г.
9. Дело № 33а-1478. Архив Тамбовского областного суда. 2017 г.
10 Федерального закона от 29 декабря 2012 № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»//СПС КонсультантПлюс