1.2. ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА КАЖДОГО НА СВОБОДУ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ, ВЫБОР МЕСТА ПРЕБЫВАНИЯ И ЖИТЕЛЬСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Герасимов Павел Юрьевич, аспирант. Место учебы: Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
Аннотация: статья посвящена рассмотрению проблемы реализации права каждого на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в контексте сложности регулирования миграционных процессов в современной России. Подробно анализируя российское законодательство, автор обозначает наиболее актуальные вопросы, существующие в системе правового института исследования права на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства, и предлагает пути их решения.
Ключевые слова: выбор, жительство, передвижение, свобода
PROBLEMS OF REALIZATION OF THE RIGHT OF EVERYONE ON A FREEDOM OF MOVEMENT, A CHOICE OF A PLACE OF STAY AND A RESIDENCE IN MODERN RUSSIA
Gerasimov Pavel Jurievich, postgraduate student. Place of study: The Russian President Academy of National Economy and Public Administration.
Annotation: Article is devoted consideration of a problem of realization of the right of everyone on a freedom of movement, a choice of a place of stay and a residence in a context of complexity of regulation of migratory processes in modern Russia. In detail analyzing the Russian legislation, the author designates most the pressing questions existing in system of legal institute of research of the right to a freedom of movement, a choice of a place of stay and a residence, and offers ways of their decision.
Keywords: choice, residence, movement, freedom.
Конституционное закрепление право на свободу передвижения, выбор места и пребывания и жительства в современной России и его дальнейшая конкретизация в законодательстве явились зримым воплощением демократических преобразований. Данное право является существенным элементом свободы личности, оно не только теснейшим образом связано с другими правами и свободами, но в ряде случаев является необходимым условием для их реализации. Право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства не было закреплено ни в одной из советских конституций.
Во времена СССР это естественное право человека жестко регламентировалось подзаконными актами, в основе которых лежал институт прописки. Более того, существенное ограничение права на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства использовалось властью для столь же жесткой регламентации других социально-экономических и политических прав и свобод.
В условиях демократического развития, которому следует современная Россия, любое незаконное и чрезмерное ограничение права на свободу передвижения ведет к неизбежному ограничению других связанных с ним прав и свобод [1]. Напротив, должное
законодательное обеспечение этого права и механизмов его реализации влечет за собой всестороннее укрепление правового статуса личности, повышает уверенность человека в своих силах, создает широкие возможности для удовлетворения его интересов и потребностей в самореализации.
Надо особо подчеркнуть, что хотя современная доктрина прав человека не предполагает приоритетности какого-либо из них, однако с точки зрения теоретического исследования нелишне отметить, что право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства фактически выступает в качестве исходного мерила свободы индивида. Именно физическая свобода, связанная с возможностью беспрепятственного передвижения и выбора места жительства лежит в основе других степеней свободы индивида.
Свобода всегда и везде, прежде всего, ассоциировалась и ассоциируется со свободой физической, т.е. со свободой передвижения, выбора места пребывания и жительства. Недаром на заре демократических преобразований в современной России первыми проявлениями свободы стало разрушение железного занавеса и появление возможности у граждан по своей воле пересекать пределы страны, выезжая за границу.
Декларирование того или иного субъективного права далеко не всегда автоматически ведет к его реализации. В плане обеспечения свободы передвижения, выбора места пребывания и жительства такой механизм в современной России начал создаваться уже накануне принятия современной Конституции РФ. Его основой стал Закон РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации».
К сожалению, современная практика еще далека от совершенства. Сложившийся к настоящему времени порядок регистрации граждан по месту пребывания и жительства все еще содержит не всегда обоснованные элементы излишней регламентации, что противоречит существу современного конституционного права на свободу передвижения, места пребывания и жительства. Такого рода излишние регламенты имеют место не только в федеральном законодательстве, но и в законодательстве субъектов РФ. В целом практика обязательной регистрации по месту пребывания и жительства с ограниченными и довольно короткими сроками осуществления соответствующих процедур, да еще с обеспечительными мерами в форме специальной административной ответственности весьма сильно напоминает прежнюю систему советской прописки.
Во многих случаях проблемы реализации права каждого на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства имеют основой сложности регулирования миграционных процессов, в русло которых постепенно переместились вопросы обеспечения и регулирования этого права. В этой связи следует подчеркнуть, что соответствующие государственные службы, занимающиеся вопросами миграции, ориентированы на государственное управление миграционными процессами, что связано с целенаправленными воздействиями на миграцию и различных категорий мигрантов для решения тех или иных государственных задач.
Такое положение дел с позиций составляющего одну из основ конституционного строя России права каждого на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства представляется недопустимым. Известно, что с точки зрения международного права данное
РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА КАЖДОГО
Герасимов П. Ю.
право может и должно регулироваться внутренним законодательством [2]. Однако это вовсе не означает, что такое регулирование должно вести к выщелачиванию самой сути субъективного права, представляющего собой свободу в соответствующей сфере общественных отношений.
Однако проблемы правоприменительной практики и государственного управления не могут служить причиной отказа от подлинного демократического содержания провозглашенных Конституцией РФ и основанных на международно-правовых актах прав и свобод, в том числе права каждого на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства. Иными словами, созданный в настоящее время организационно-правовой механизм реализации этого прав далек от совершенства, что свидетельствует об актуальности его специального анализа с позиций конституционного права с учетом специфики современного этапа развития страны.
В этой связи следует особо подчеркнуть, что в настоящее время Россия встала перед необходимостью очередной, но теперь уже основанной на демократических ценностях модернизации всех сторон жизни общества и государства и переходу к постиндустриальному инновационному развитию. Выбранные стратегические ориентиры предполагают наполнение новым содержанием основополагающих прав и свобод человека.
Следует также отметить, что исследования последних лет, в которых рассматривается право на свободу передвижения, осуществляются главным образом в рамках изучения и регулирования миграции и миграционных процессов. Интересующее же нас право в центр соответствующих работ не ставится. Да и сама миграция, как уже отмечалось, рассматривается преимущественно в плане ее регулирования и государственного управления миграционными процессами. Понятно, что здесь доминирует позиция и потребности эффективной деятельности правоприменителей, а не обладателей закрепленных Конституцией РФ фундаментальных субъективных прав человека и потребности в их неуклонной реализации.
Условно говоря, миграционный подход к проблеме реализации права на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства зиждется так сказать на государственно-управленческой парадигме и исходит из целесообразности существования тех или иных видов и явлений миграции. В отличие от него конституционно-правовой подход, который, должен доминировать в условиях правового государства, исходит из безусловного признания самоценности гарантированных Основным законом субъективных прав.
Здесь собственные потребности государственноуправленческой практики должны реализовываться лишь настолько, насколько это отвечает интересам человека и гражданина, а не соображениям целесообразности, которые формируются в органах исполнительной власти. В любом цели и задачи ее органов должны быть подчинены первоочередной задаче обеспечения неуклонной и полноценной реализации субъективных прав, включая право каждого на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства [3].
Без физической свободы людей не может быть полноценной свободы в других областях жизни, а без комплексного обеспечения всей совокупности составляющих основы конституционного строя РФ субъективных прав все благие пожелания о демократической
модернизации и современном постиндустриальном инновационном развитии нашей страны останутся лишь очередными политическими декларациями, как это и было до сих пор.
Конституционные ценности далеко не всегда отвечают интересам повседневной правоприменительной практики и особенно тогда, когда речь идет о проблемных, высококоррумпированных и криминогенных процессах, в число которых, безусловно, входят миграционные процессы.
Ситуация в этой сфере весьма сложная и неоднозначная. Однако это не может служить основанием для неоправданного ограничения конституционных прав и свобод, тем более, что это противоречит базовому политическому курсу на модернизацию страны.
Комплексное конституционно-правовое исследования права на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на основе новых требований, которые диктуются современной ситуацией, должно способствовать разрешению накопившихся в этой сфере неясностей и противоречий, создавая предпосылки для дальнейшего всестороннего и разноотраслевого исследования данной проблемы.
Список литературы:
1. Петров С.М. Юридическое измерение прав человека // Представительная власть - XXI век. - 2009. -№ 5-6.
2. Тиунов О.И. Всеобщая декларация прав человека в нормах международного и конституционного права // Журнал российского права. - 2009. - № 2.
3. Чекачкова Г.Н. Гарантии осуществления прав человека в современной России // Закон и право. - 2010. - № 6.
The list of references:
1. Petrov S.M. Legal measurement of human rights // The Representative power - the XXI-st century. - 2009. -№ 5-6.
2. Tiunov O.I. The general declaration of human rights in norms international and a constitutional law // Magazine of the Russian right. - 2009. - № 2.
3. Chekachkova G.N. Guarantees of realisation of human rights in modern Russia // The Law and the right. -2010. - № 6.
Рецензия
Статья написана на актуальную в современных условиях тему, связанную с анализом конституционного закрепления права на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в современной России и его конкретизации в современном законодательстве. Интерес к данному вопросу обозначен рядом проблем, связанных с реализацией права каждого на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в контексте сложности регулирования миграционных процессов в современной России.
Практическую значимость представляет вывод автора о том, что сложившийся к настоящему времени порядок регистрации граждан по месту пребывания и жительства все еще содержит не всегда обоснованные элементы излишней регламентации, что противоречит существу современного конституционного права на свободу передвиже -ния, места пребывания и жительства.
Все вышесказанное позволяет положительно оценить содержание рецензируемой статьи и рекомендовать ее к публикации в научном издании.
Кандидат юридических наук, консультант Фонда развития науки и поддержки молодых ученых Г.Н. Щедролюбо-ва