1.7. ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО ОГРАНИЧЕНИЯ СОЗДАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ
Аброськин Александр Владимирович, аспирант кафедры конституционного и муниципального права. Место учебы: Российский государственный социальный университет. E-mail: [email protected]
Аннотация: Для эффективного воздействия конституционно-правовых ограничений общественных организаций важно применять демократические принципы в обществе. Результат воздействия конституционно-правовых ограничений общественных организаций во многом зависит от того, насколько общественные организации будут отстаивать права, принадлежащие им по Конституции РФ, и использовать предоставленные правом возможности.
Анализ конституционного законодательства и юридической практики свидетельствует, что конституционно-правовые ограничения применяются посредством действия нормативных правовых актов. Все конкретные действия органов исполнительной и судебной власти, связанные с нарушением конституционно-правовых ограничений и предотвращением последствий, должны происходить в установленной процессуальной форме. Правоприменительные действия вне процессуальной формы эффективными быть не могут.
Ключевые слова: конституционно-правовые
ограничения, общественные объединения, конституционный контроль, нормативные правовые акты.
PROBLEM OF IMPLEMENTING CONSTITUTIONAL AND LEGAL RESTRICTIONS ON THE ESTABLISHMENT AND ACTIVITY OF PUBLIC ASSOCIATIONS
Abroskin Alexander Vladimirovich, postgraduate student at Constitutional and Municipal Law chair. Place of study: Russian State Social University. E-mail: [email protected]
Annotation: For the effective impact of constitutional and legal restrictions of public organizations is important to apply democratic principles in society. The result of the impact of constitutional and legal restrictions of public organizations largely depends on the extent to which public organizations will uphold the rights belonging to them under the Constitution of the Russian Federation, and use the provided the right opportunity. Analysis of constitutional law and legal practice shows that the constitutional and legal restrictions apply by Act regulations. All the specific actions of the Executive and the judiciary, associated with the violation of constitutional and legal constraints and the prevention of the consequences should be in the established procedure. Enforcement action outside the procedural forms cannot KByWeadVe. constitutional and legal constraints, public associations, constitutional control regulations.
Положение о высшей ценности человека, его прав и свобод, закрепленное в Конституции Российской Федерации 1993 года, является ключевым принципом деятельности государства и развития всей его правовой системы.
Однако переход этого конституционного положения из плоскости «декларации» в одну из форм реализации российского законодательства сопряжен со множеством противоречий. В достаточной степени актуально это положение и для реализации конституционного права каждого на объединение.
Конституция Российской Федерации, признавая идеологическое и политическое многообразие, развивает данные принципы путем установления запрета на создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни (ч. 5 ст. 13). Данные положения во многом корреспондируют с нормами ст. 55 Конституции Российской Федерации (основаниями ограничения прав). Однако, на наш взгляд ч. 5 ст. 13 является не ограничением права граждан на объединение, а его пределом.
Абсолютно все ограничения права, по сути, являются временными. Важно уточнить, что временность ограничений означает не то, что когда-нибудь право будет существовать без них. Временность означает, что характер и объем этих ограничений будет различаться в разные временные этапы. В свою очередь это зависит от потенциала того или иного права в конкретный исторический период.
Таким образом, можно с достаточной точностью утверждать, что для сдерживания негативного потенциала определенного права необходимо введение именно таких ограничений с определенным объемом жесткости, а не других. Исследуя правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации и Европейского суда по правам человека, можно отметить, что нередко данные судебные инстанции ссылаются на то, что ограничения права должны быть необходимыми для регулирования демократического общества. Учитывая, что общество является динамичным образованием, склонно к развитию и самосовершенствованию, то установленные в один исторический период ограничения права граждан на объединение будут неприменимы в ином временном промежутке.
Для того чтобы конституционно-правовые ограничения эффективно действовали, важно чтобы демократия в обществе была понята на массовом уровне и принята на государственном. Результат воздействия конституционно-правовых запретов и ограничений во многом зависит от того, насколько гражданами, должностными лицами будут отстаиваться права, принадлежащие им по Конституции РФ, и использоваться предоставленные правом возможности, заставляющие государство действовать в установленных нормами Конституции РФ пределах (границах), не предоставляя возможности ему выйти за границы его компетенции.
Законодательная деятельность, представляющая одну из важнейших сторон деятельности государства, эффективна, если она базируется на определенных принципах1, таких как гласность, законность, гуманизм, научный характер, профессионализм, и путем выявления существенных потребностей в законодательном регулировании, разработки и своевременном издании
1 См.: Общая теория права/ под ред. Пиголкина А.С. М.,1996.;
Четверикова Л.В. Законодательная деятельность субъектов Рос-
сийской Федерации (опыт и проблемы): Дисс. канд. юрид. наук. Сыктывктар.,1992; Рубченко Н.А. Законодательная деятельность субъектов РФ: Дисс. канд. юрид. наук. Волгоград.,2001.
необходимых для общества законов, регламентирующих общественные отношения в различных сферах жизнедеятельности, способствует разрешению различных насущных проблем, стоящих перед российским обществом.
Очевидно, что издаваемые в государстве нормативные акты, содержащие запреты и ограничения, не в полной мере обеспечивают воздействие государства на основные сферы общественной жизни. Действию на практике конституционно-правовых запретов и ограничений порой мешает отсутствие нормативных актов и детальной проработки отдельных вопросов, противоречия, возникающие между старыми и новыми законами, содержащими запреты и ограничения. В связи с этим очень важно, чтобы принимаемые в обществе новые законы удачно вписывались в систему действующего российского законодательства не нарушая нормы Конституции РФ, в том числе и конституционноправовые запреты и ограничения.
Конституционно-правовые ограничения являются способами, которые задают направленность правового режима. В связи с чем, важно четко определять общие цели правового регулирования, а установление и использование конституционно-правовых запретов и ограничений соотносить с ними. Критерием определения эффективности конституционно-правовых запретов и ограничений в этой связи является их строгое соответствие целям принимаемого в государстве нормативного акта. Есть основания полагать, что меры запретительного и ограничительного характера должны использоваться в актах, принятых в обществе только с целью охраны, защиты основ конституционного строя прав и свобод человека и гражданина, соблюдения процессуальной формы и т.д.
Эффективность конституционно-правовых ограничений зависит и от высокой эффективности правоприменительной деятельности. В своей основе деятельность представляет собой специфическую человеческую форму активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование2. Деятельность, содержание которой составляет применение правовых норм, соответственно называется правоприменительной деятельностью.
Современное российское законодательство не содержит положений об установлении конституционности общественных объединений в порядке конституционного контроля. Однако довольно большое количество государств избрали специализированный орган конституционного контроля (орган конституционного правосудия или орган конституционного надзора) в качестве участника процесса устранения антиконституционных объединений: в одних странах конституционные суды проверяют конституционность решений о роспуске или приостановлении деятельности политических партий, вынесенные иными государственными органами (Словакия, Чехия), в других - решают вопрос о конституционности самих политических партий (Албания, Армения, Болгария, Грузия, Корея, Кабо-Верде, Молдова, Португалия, Румыния, ФРГ) .
Термины «применение права» и «правоприменительная деятельность» прочно завоевали свое место в современной правовой науке, так, по мнению многих
2 Философский энциклопедический словарь/ Гл. ред. Ильичев Л.Ф. и др.М., 1983.С. 151.
3 Юдин Ю.А. Политические партии и право в современном государстве. - М.: Издательская группа «ФОРУМ - ИНФРА-М», 1999. С. 33.
авторов, они выражают содержание конкретных органов государства4. Эти два понятия в правовой науке рассматриваются учеными, с одной стороны, как тождественные (В.К. Бабаев, Л.И. Спиридонов, А.Ф. Лер-данцев5) с другой, как требующие между собой разграничения (А.С. Пиголкин, В.М. Сырых, В.В. Лазарев6). Полагаем, не целесообразно отождествлять понятия «применения права» и «правоприменительная деятельность» так как первое включает второе. С этой позиции автор будет подходить к их рассмотрению в дальнейшем.
Термин «правоприменительная деятельность» находит свое отражение во многих трудах. Например, Л.И. Спиридонов определяет его как «подведение отдельных жизненных случаев под общее правило поведения - юридическую норму»7. Р.Х. Макуев понимает под ним «деятельность определенных субъектов по примерке и применению правовых норм к возникшему отношению или группе отношений» . В.А.Сапун отмечает, что «правоприменительная деятельность представляет особый способ реализации права, сопровождающийся предельно строгим и точным использованием процессуально-процедурных средств, направленных на разрешение конкретного юридического дела»9. Но в большинстве случаев в теории права под правоприменительной деятельностью понимается «властная деятельность государственных органов и должностных лиц, осуществляемая в целях принятия специальных решений, направленных на возникновение, изменение или прекращение конкретных правоотношений»10. А применение права трактуется как властная деятельность компетентных органов и лиц по подготовке и принятию индивидуального решения по юридическому
делу на основе юридических фактов и конкретных
11
правовых норм» .
Применение конституционно-правовых ограничений осуществляется органами исполнительной власти Российской Федерации. Это положение подтверждено
4 См.: Лазарев В.В.Теория государства и права (Актуальные проблемы). М., 1992.С.81-111; Гойман В.И. Механизм обеспечения законности в современных условиях//Советское государство и право.1991.№12.С.18; Заводская Л.И. Теоретические вопросы применения права//Теория права: новые идеи. Вып. 1 .М., 1991 .С. 81.
5 См.: Теория государства и права: Учебник / Под ред. Бабаева В.К.М. 1999.С. 452;Свдридонов Л.И.Теория государства и права. М., 1996.С.119;Черданцев А.Ф. Теория государства и права. Екатеринбург, 1997.С.113.
См.: Пиголкин А.С. Общая теория государства и права. М., 1995.С.226; Сырых В.М.Теория государства и права: Учебник для вузов. М., 1995.С.256; Лазарев В.В.Общая теория права и государства. М., 1999.С. 259.
7 Спиридонов Л.И. Теория государства и права. СПБ., 1995 .С. 228.
8 Макуев Р.Х. Правоприменительная деятельность милиции (теорико - правовое исследование): Автореф. дисс. докт. юрид. наук. М., 1994. С. 17.
9 Сапун В.А. Механизм реализации советского права // Правоведение. 1988. №1, С.5.
10 Попов В.В. Обыкновение правоприменительной деятельности: Аатореф. дисс. канд. юрид. наук. Волгоград.2000; Самощенко И.С., Кузнецов И.Н. Правоприменение в советском государстве. М., 1985; Александров А. А. Применение норм советского социалистического права. М., 1988.
11 Алексеев С.С. Дюрягин И.А. Функции применения пра-ва//Правоведение.1972,№2,С.25.; Дюрягин И.А. Применение норм советского права. Свердловск, 1973. С. 31; Сырых В.М. Теория государства и права. М.,1998; Вопленко Н.Н. Основные способы применения советского права//Актуальные проблемы юридического процесса в общенародном государстве/Под ред. Э.А. Пушнина. Ярославль, 1980.С. 29.
разделами 6 - 10 Уголовного кодекса РФ12 и разделом 2 гл.5,6,7.8 КоАП РФ13. Кроме того, анализ конституционно-правовых запретов и ограничений, закрепленных в ч.2 ст.20, ч.2 ст.22, ст.25, ч.3 ст.35 Конституции РФ, показывает, что их применение осуществляется также судами. Опираясь на вышесказанное, можно говорить о том, что применение конституционно-правовых запретов и ограничений - это властная деятельность исполнительных и судебных органов власти, имеющая своей целью, реализацию конституционно-правовых запретов и ограничений в связи с установлением Конституцией РФ границ дозволенного поведения в обществе и привлечение нарушителей к ответственности в случае их несоблюдения.
Особенностью применения конституционноправовых ограничений является то, что изданные на их основе правоприменительные акты обладают повышенной социальной значимостью, проявляющейся в направленности на защиту основополагающих основ конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина, и обеспечены государственным принуждением. Они издаются от имени государства как в целях предупреждения, профилактики, так и в связи с совершением правонарушений и в большинстве случаев носят императивный характер.
Если уровень применения конституционно-правовых ограничений является одним из критериев эффективности их действия, то для детального изучения вопроса эффективности действия конституционно-правовых запретов и ограничений необходимо рассмотреть механизм их применения. В характеристике механизма применения конституционно-правовых запретов и ограничений мы должны исходить из того, что правоприменитель вмешивается в ход реализации запретов и ограничений только в следующих случаях: когда есть спор о наличии или мере субъективных прав и юридических обязанностей (в том числе при определении наказания на нарушение конституционно-правового запрета или ограничения); при необходимости определить момент действия и факт прекращения чьих-либо прав или обязанностей; если надо осуществить предусмотренный законом контроль за правильностью приобретения прав и возложения обязанностей; оказать содействие, принудить к реализации конституционно-правовых запретов и ограничений, возложить ответственность - таковы задачи субъектов правоприменения, т.е. государственных органов власти, принимающих властные решения.
Определенная последовательность совершения действий в ходе правоприменения дает основание говорить о трех его стадиях: установлении фактических обстоятельств дела; установлении юридической основы дела; решении дела14.
Существуют исследователи, которые по-иному выделяют стадии применения права. «Первая стадия -установление фактических обстоятельств юридического дела, вторая - выбор и анализ правовой нормы, подлежащей применению, третья - принятие решения по юридическому делу и его документальное оформление. Первые две стадии являются подготовитель-
12 «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 07.03.2011) // «Собрание законодательства РФ» 17.06.1996, N 25, ст. 2954.
13 «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 21.04.2011) // «Собрание законодательства РФ» 00.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.
14 Лазарев В.В. Эффективность правоприменительных актов.
Казань. 1975. С.98.
ными, третья - заключительной основной. На третьей стадии принимается властное решение - акт применения права»15.
Отметим еще одну важную особенность применения конституционно-правовых запретов и ограничений -это то, что они применяются органами исполнительной и судебной власти. Применение конституционноправовых запретов и ограничений - сложный процесс, связанный с особыми приемами решения юридических дел, требующий наличия специальных знаний, навыков, затрагивающий ряд вопросов профессиональной деятельности юристов. Оно должно базироваться на принципе законности,16 т.е. должно осуществляться только на основе норм Конституции РФ и в пределах установленных законом полномочий органов.
Необходимость применения конституционноправовых ограничений органами исполнительной и судебной власти определяется природой и характером регулируемых ими общественных отношений. Их применение необходимо только в случаях совершения правонарушений, связанных с их нарушением, и для привлечения виновных к юридической ответственности.
Таким образом, эффективность применения конституционно-правовых ограничений зависит, во-первых, от точности установления фактических обстоятельств, необходимых для надлежащего регулирования конституционно-правовыми запретами и ограничениями различных общественных отношений, а, во-вторых, правильности вынесения решения органами исполнительной и судебной власти по конкретному нарушению конституционно-правового запрета или ограничения.
Анализ конституционного законодательства и практики правоприменения свидетельствует, что конституционно-правовые ограничения применяются посредством действия нормативных правовых актов.
Все конкретные действия органов исполнительной и судебной власти, связанные с нарушением конституционно-правовых ограничений и предотвращением последствий, должны происходить в установленной процессуальной форме. Правоприменительные действия вне процессуальной формы эффективными быть не могут.
Можно выделить три основные причины, в результате которых эффективность действия конституционноправовых ограничений снижается по вине правоприменителей - исполнительных и судебных органов власти.
невыполнение исполнительными и судебными органами власти тех запретов и ограничений, которые закреплены в Конституции РФ. Ни один конституционноправовой запрет не будет действовать эффективно, если он будет игнорироваться правоприменителем.
превышение органами исполнительной и судебной власти полномочий, предоставленных им Конституцией РФ и российским законодательством. превышение правоприменителем полномочий, предоставленных ему законом, снижает эффективность действия конституционно-правовых запретов и ограничений. При этом не играют роди мотивы, которыми руководствовались правоприменители. Это могут быть как корыст-
15 Проблемы общей теории государства и права. Под ред. Нер-сесяица B.C. М., 1999. С.250.См. также: Казимирчук В.П. Право и методы его изучения, М., 1965. С.200.
16 Черняк Б.А. Законность в организации и деятельности органов государственного управления: Автореф. дисс. канд. юрид. наук. Воронеж.,2003. С.24.
ные интересы отдельных должностных лиц, так и неправильное понимание ими служебного долга.
неправильное применение исполнительными и судебными органами государственной власти конституционно-правовых запретов и ограничений. Как правило, вышеуказанные нарушения происходят вследствие недостаточной подготовленности должностных лиц.
Вышеприведенные примеры подтверждают предположение о том, что даже идеально сформулированный конституционно-правовой запрет или ограничение не сможет эффективно действовать, то есть оказывать на общественные отношения положительное воздействие, если правоприменитель будет допускать подобные ошибки.
Полностью обоснованным представляется мнение о том, что при реализации должностным лицом возложенных на него властных полномочий, оценке его фактических действий существенную роль играют не только правовые, но и нравственные, моральные качества. Социологические исследования убедительно показывают прямое и непосредственное влияние уровня нравственности должностных лиц на общественную оценку государства, его способность решать поставленные перед ним цели, а также на социальное настроение общества. Моральные качества имеют социальную ценность не сами по себе, а в той мере, в которой они находят проявление в деятельности должностного лица и принимаемых им решениях. Поэтому при завершении социальной оценки правоприменения используется, критерий, позволяющий выявить результаты этой деятельности, ее способность влиять на существующие общественные отношения. В социологии в качестве такого критерия чаще всего рассматривают эффективность правоприменительной деятельности17.
Список литературы:
1. Юдин Ю.А. Политические партии и право в современном государстве. - М.: Издательская группа
«ФОРУМ - ИНФРА-М», 1999.
2. Лазарев В.В.Теория государства и права (Актуальные проблемы). M., 1992.
3. Сырых В.М.Теория государства и права: Учебник для вузов. M., 2001.
4. Попов В.В. Обыкновение правоприменительной деятельности: Аатореф. дисс. канд. юрид. наук. Волгоград, 2000.
5. Проблемы общей теории государства и права. Под ред. Нерсесяица B.C. М., 1999.
6. Черняк Б.А. Законность в организации и деятельности органов государственного управления: Автореф. дисс. канд. юрид. наук. Воронеж, 2003.
7. Социология права./Под ред. Сырых В.М. М., 2001.
Literature list:
1. Yudin Y.A. Political parties and right in a modern state. - Moscow: Publishing Group "FORUM - INFRA-M", 1998.
2. Lazarev V.V. Theory of State and Law (Current problems). M., 1992.
3. Sirih V.M. Theory of State and Law: A Textbook for universities. M.
4. Popov V.V. Wont enforcement: Aatoref. diss. cand. Juridical. Science. Volgograd.2000.
5. Problems of the general theory of law. Ed. Nersesyaitsa B.C. Moscow, 1999.
6. Chernyak B.A. The legitimacy of the organization and functioning of public administration: Author. diss. cand. Juridical. Science. Voronezh, 2003.
7. Sociology of law. / Ed. Sirih V.M. M., 2001.
Рецензия
на статью: " Проблемы реализации конституционноправового ограничения создания и деятельности общественных объединений" аспиранта Аброськина Александра Владимировича
Статья Аброськина А.В. посвящена важным и проблемным вопросам, возникающим при реализации конституционно-правового ограничения в процессе создания и деятельности общественных объединений.
Актуальность данной статьи не вызывает сомнения, поскольку вопрос, касающийся ограничения права граждан на объединение относится к наболевшим проблемами современного общества.
Автором проведена серьезная работа по определению различных мнений и подходов к вопросу ограничения права на объединение, на основе которых сделаны собственные выводы. Немаловажным является и то, что Аброськин А.В. предлагает пути решения проблемы, выработаны конкретные предложения, которые могут положительно повлиять на сложившуюся ситуацию.
Научная статья Аброськина А.В. "Проблемы реализации конституционно-правового ограничения создания и деятельности общественных объединений" соответствует всем требованиям, предъявляемым к работам такого рода. Данная статья может быть рекомендована к публикации.
профессор кафедры конституционного и муниципального права РГСУ д.ю.н. ВишняковВ.Г.
17 Социология права./Под ред. Сырых В.М. М., 2001. С.215. 40