Научная статья на тему 'Проблемы реализации государственной промышленной политики в условиях импортозамещения'

Проблемы реализации государственной промышленной политики в условиях импортозамещения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
131
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА / ПРОМЫШЛЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / САНКЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пода Дмитрий Викторович, Андрющенко Ольга Геннадьевна

В данной статье раскрываются особенности государственной промышленной политики и проблемы её реализации в условиях импортозамещения и антироссийских санкций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Пода Дмитрий Викторович, Андрющенко Ольга Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы реализации государственной промышленной политики в условиях импортозамещения»

УДК 338.45.01

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ В УСЛОВИЯХ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ Пода Дмитрий Викторович, студент (e-mail: [email protected]) Андрющенко Ольга Геннадьевна, д.э.н., профессор (e-mail: [email protected]) Новочеркасский инженерно-мелиоративный институт ДонГАУ,

г.Новочеркасск, Россия

В данной статье раскрываются особенности государственной промышленной политики и проблемы её реализации в условиях импортозаме-щения и антироссийских санкций.

Ключевые слова: государственная промышленная политика, промышленные предприятия, импортозамещение, санкции.

Промышленная политика — важнейшая составляющая экономической политики в целом. Ее значение определяется ролью промышленности в социально-экономическом развитии общества. В самом общем виде промышленная политика — это создание рамочных условий хозяйственной деятельности в ведущей отрасли реального сектора — промышленности.^]

Из всего многообразия моделей промышленной политики можно выделить два основных типа.

Западно-европейский тип делает основной упор на структурную политику и предполагает постепенное улучшение, корректировку существующей структуры путем поощрения перспективных отраслей и сворачивания убыточных отраслей. Этот тип промышленной политики обязан своим существованием высокодиверсифицированному характеру экономической структуры крупных западноевропейских государств.

Другой тип промышленной политики - «восточноазиатский» - направлен на концентрированную поддержку высокотехнологичных отраслей, поэтому его еще можно назвать «технологическим». В основе этого типа промышленной политики лежит идея о том, что в современных условиях рост зависит в первую очередь от освоения научно-технических достижений (инноваций).

При проведении промышленной политики используют:

- прямые государственные инвестиции;

- субсидии;

- налоговые и другие финансовые рычаги.

Важное место в инструментарии промышленной политики занимают также следующие факторы:

- поддержание конкурентной среды, стимулирующее повышение эффективности производства и инновационную активность компаний;

- формирование широких организационно-экономических сетей, обеспечивающих создание, освоение и распространение новых продуктов и технологий. Такие сети получили название «национальные системы инновации».^]

В условиях антироссийских санкций и курса правительства на импорто-замещение предприятия промышленного сектора экономики сталкиваются с различными проблемами.

Импортозамещающая политика нацелена на ускоренное развитие собственного производства, протекционизм. Но при такой промышленной политике возможно техническое и технологическое отставание. Наиболее приемлема в российских условиях инновационная модель промышленной политики. Она потребует огромных средств, но выход на передовые рубежи без этого невозможен.

На данный момент потери российской экономики от санкций, по оценке ряда экспертов, в течение 2014-2017 гг. составят около $170 млрд. На официальном уровне сумма фактических потерь оценивается в $20-25 млрд. ВВП России в 2015 году снизилось на 3,5-4%, околонулевая динамика этого показателя ожидалась в 2016 году.[4]

Имеющаяся статистика в денежном выражении действительно подтверждает значительное сокращение импорта и экспорта за 2015-2016 год - на 43,2% и 35% соответственно. Вместе с тем наблюдалось и существенное сокращение импорта по некоторым важным для нашей страны группам товаров пищевой и химической промышленности.

Санкции поставили Россию перед необходимостью устранить появившиеся дисбалансы между потребностями населения и уровнем производства. Этого удалось добиться путем масштабного субсидирования реального сектора экономики и структурных изменений. В результате уже спустя год была решена основная задача - увеличено производство пищевых продуктов. Также была заложена основа для дальнейшего промышленного развития. В частности, был дан старт ряду проектов в важных для импор-тозамещения отраслях, а выход ряда запущенных ранее предприятий на производственную мощность обеспечил рост химической промышленности в 2015 году.

Но самое главное заключается в том, что импортозамещение, проводившееся ранее разрознено путем вливания огромных средств в госкорпорации, наконец стало государственной политикой, направленной на всестороннее развитие в том числе и предприятий с частным капиталом.

Стало очевидным, что принятие антироссийских санкций во многом определяется именно зависимостью российских производителей товаров и услуг от различных западных поставок (рис. 1).

Рисунок 1. Импортозависимые отрасли российской промышленности

(составлено авторами)[6].

Реиндустриализация должна основываться на эффективной государственной промышленной политике. Данная экономическая реформа требует масштабных инвестиций. И здесь возникает проблема источников финансирования замещения импортной продукции в сложившихся условиях "санкционной" войны.

На фондовом рынке США стоимость таких облигаций (муниципальных, корпоративных, ипотечных) по номиналу эквивалентна 66% ВВП, в России — 0,2% ВВП. Аналогичная ситуация и с субфедеральными облигациями — соответственно 24 и 0,6% ВВП. К сожалению, подобные инвестиционные инструменты, распространённые за рубежом, в российской экономике не востребованы.

Также существует еще одна немаловажная проблема. По результатам опроса, выполненного Институтом экономической политики им. Егора Гайдара, большая часть руководителей промышленных предприятий (57%) заявили, что не смогут или не планируют переходить на отечественные машины и оборудование, сырье и материалы. На импортозамещение пойдет только треть производителей. Наибольший рост закупок отечественного оборудования и сырья возможен в металлургии — более 50% респондентов. В пищевой индустрии импортозамещение возможно на 35% предприятий, в машиностроении — на 33%, в лесной промышленности — на 26%, в легкой промышленности и стройиндустрии — менее 10% [3].

Кроме перехода с продукции, попавшей под санкции, в условиях выборочных географических ограничений возможен переход и на продукцию других стран-производителей. Такой вариант представляется реальным

примерно 15% российских промышленных предприятий. Самым массовым он будет в химической, лесной и пищевой промышленности. В каждой из этих отраслей переключиться на продукцию «несанкционных» стран готовы по 22% предприятий. Металлурги смогут найти там нужные машины и сырье только в 5% случаев [3].

Причины столь прозаичного отношения предпринимателей к возможностям импортозамещения просты. Они опасаются, что в результате снизится качество и вырастут цены.

Смена географии закупок будет иметь определенные и негативные последствия для качества продукции новых поставщиков. Менее 1% (точнее — почти 0%) российских предприятий рассчитывают на повышение качества нового оборудования и сырья. Российская промышленность (62%), в лучшем случае, надеется на сохранение уровня качества при такой вынужденной замене поставщиков [3].

Ожидают предприятия и другого негативного результата взаимных санкций — роста цен на продукцию новых поставщиков. Подобные прогнозы зарегистрированы у 30% предприятий. Однако большинство (41%) российских производителей все же надеются сохранить закупочные цены без изменений, а 11% — даже снизить их.

Самый массовый рост цен ожидается в пищевой промышленности (57% предприятий), лесной промышленности (43%), легкой промышленности (40%) и машиностроении (35%). А в металлургии, наоборот, ожиданий снижения цен больше, чем ожиданий их роста (но при самом массовом снижении качества) [3].

Таким образом, для преодоления негативных тенденций в промышленном развитии регионов страны требуется активизация институциональных и экономических методов и инструментов, в том числе государственно-частного партнерства, призванных повысить эффективность реализации промышленной политики, повысить конкурентные позиции отечественных товаропроизводителей на мировом рынке, усилить согласованность интересов общества, власти и бизнеса [7,8].

Таким образом, модернизация социально-экономического развития России и ее регионов во многом определяются потенциалом стратегий и программ отраслевого развития в промышленном секторе и формированием эффективной промышленной политики. Только активная деятельность всех сторон, участвующих в обеспечении стабильной работы реального сектора экономики позволит существенно погасить деструктивные последствия экономических санкций, помочь предприятиям и организациям сохранить имеющийся производственный и кадровый потенциал, обеспечить достаточное и своевременное поступление средств в бюджеты всех уровней.

Список литературы

1. Импортозамещение — дело тонкое [Электронный ресурс] // Российская газета «Экономика и жизнь». 2015. URL: http://www.eg-online.ru/article/261057/ (дата обращения: 29.01.2017 г.).

2. Промышленность не готова к работе на отечественном оборудовании [Электронный ресурс] // Российская газета «Экономика и жизнь». 2015. URL: / (дата обращения: 29.01.2017 г.).

3. Результаты опроса руководителей промышленных предприятий [Электронный ресурс] // Институт экономической политики им. Егора Гайдара. URL: http://www.iep.ru/ru.html / (дата обращения: 29.01.2017г.)

4. Содержание промышленной политики и инструменты ее проведения [Электронный ресурс] // URL: http:// http://studme.org/1151040924696/ ekonomika/ soderzhanie_ promyshlennoy_ politiki_instrumenty_provedeniya(дата обращения: 29.01.2017г.)

5. Типы и инструменты промышленной политики[Электронный ресурс] // URL: http://eclib.net/27/32.html (дата обращения: 29.01.2017г.)

6. Импортозамещение: хотеть недостаточно [Электронный ресурс] // Российская газета «Экономика и жизнь». 2015. URL: http://www.eg-online.ru/article/261445/ (дата обращения: 29.01.2017 г.).

7. Андрющенко О.Г. Эффективная стратегия промышленного развития в системе факторов модернизации региональной экономики //Экономика и предпринимательство, 2012. - № 4 (27). - С. 32-35

8. Андрющенко О.Г. Вертикальные и горизонтальные формы интеграции инновационно-инвестиционного потенциала участников сетевых структур в регионе //Гуманитарные и социально-экономические науки, 2005. - №4. - с. 76-80

Andryushchenko Olga Gennadevna, Doctor of Economics, Professor, Novocherkassk engineering-land reclamation Institute of Don State Agrarian University, Novocherkassk, Russia

Poda Dmitry Viktrovich, student

Novocherkassk engineering-land reclamation Institute of Don State Agrarian University, Novocherkassk, Russia

THE PROBLEMS OF REALIZATION OF THE STATE INDUSTRIAL POLICY IN THE CONTEXT OF THE IMPORT SUBSTITUTION

Abstract. This article describes the features of the state industrial policy and the problems of its realization in the conditions of import substitution and anti-Russian sanctions.

Key words: state industrial policy, industrial enterprises, import substitution, sanctions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.