УДК 331.5(045)
С.А. Шигильчева, Т.В. Задорова
ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ЗАНЯТОСТИ В РЕГИОНЕ
В статье приводятся результаты оценки ключевых показателей рынка труда в Чувашской Республике и раскрываются проблемы, с которыми сталкиваются региональные органы власти при реализации государственной политики в области занятости. В ходе исследования использовались различные методы: системный и сравнительный анализ, графический метод. На основе оценки состояния занятости и безработицы в Чувашской Республике были выявлены определённые проблемы на рынке труда. Во-первых, наличие естественной убыли населения, что оказывает неблагоприятное влияние на численность рабочей силы. Во-вторых, низкий уровень заработной платы в регионе приводит к росту механической убыли, особенно для сельских территорий. В условиях пандемии 2019 г. основные меры были направлены на избежание значительных колебаний численности безработных за счет предоставления организациям льготных кредитов в целях сохранения занятости. Оценивая реализацию политики в области занятости со стороны региональных органов, можно отметить, что в регионе произошло сокращение уровня безработицы и достижение показателей занятости докризисных значений. Однако в настоящее время возникают новые угрозы дисбаланса на рынке труда. Прежде всего они связаны с внедрением искусственного интеллекта, который внесет существенные трансформации во все аспекты трудовых отношений.
Ключевые слова: рынок труда, занятость, безработица, государственная политика, меры поддержки, регион, ключевые показатели рынка труда, рабочая сила.
DOI: 10.35634/2412-9593-2024-34-5-864-870
Занятость является важным объектом государственного регулирования, так как уровень занятости напрямую влияет на экономический рост, социальную стабильность и благополучие населения. Российский рынок труда переживает существенные изменения. В 2020-2021 гг. он трансформировался под влиянием пандемии СОУГО-19. Эта ситуация нанесла огромный удар по предпринимательству, особенно малому и среднему бизнесу [1], привела к изменению форм организации и условий труда, к таким вынужденным мерам, как сокращение рабочего времени (неполная занятость), дистанционная работа, отпуск с неопределенной продолжительностью, временные увольнения и сокращения, потеря работы и закрытие предприятий.
В общем, безработица является одним из неотъемлемых атрибутов экономического развития и характеризует нарушение рыночного равновесия на рынке труда. Безработное население не только не получает заработную плату, но и не может внести свой вклад в экономику, что приводит к снижению производительности труда и уровню жизни в целом. Высокий уровень безработицы обычно свидетельствует о трудностях в экономике и может быть вызван различными факторами, такими как экономический спад, изменения в структуре рынка труда, недостаток квалификации работников или неравномерное распределение рабочей силы. Низкий уровень безработицы может быть связан с высоким спросом на рабочую силу и благоприятными условиями на рынке труда. Однако низкое значение уровня безработных также может привести к повышению цен на труд и нехватке рабочей силы, что может оказать негативное влияние на экономику. На современном этапе в России наблюдается низкая безработица, уровень которой, согласно ожиданиям Минэкономразвития, в 2023-2026 гг. сохранится. Именно этот факт вызывает тревогу как экспертов, так и руководства страны. Низкий уровень безработицы обусловлен демографической ямой 1990-х годов, высокой смертностью населения из-за пандемии, мобилизацией и уходом людей на контрактную службу, релокацией сотрудников за рубеж и снижением количества мигрантов [2].
В России существуют ряд проблем на рынке труда, которые затрудняют создание благоприятной среды для развития экономики и занятости населения. К ним можно отнести диспропорции между составом рабочей силы по профессиям и уровню квалификации и структурой рабочих мест; недостаточное замещение молодежью стареющего населения; низкую производительность труда; низкий уровень заработной платы и его неравенство как между разными отраслями, так и регионами; широкое распространение практики неполной занятости; трудовая миграция из сельской местности и малых городов в мегаполисы; высокий уровень неформальной занятости (во втором квартале 2022 г. -
ЭКОНОМИКА И ПРАВО
2024. Т. 34, вып. 5
18,6 % от объема рабочей силы), которая сильнее всего распространена в небогатых регионах, характеризующихся напряжённостью на рынке труда, низкими доходами населения и высокой безработицей (например, во втором квартале 2022 г. в Чувашии он составил 26,6 %) [3]; снижение оплатоёмко-сти ВВП (отношение заработной платы к ВВП) с 49,7 % в 2010 г. до 45 % в 2020 г. В регионах усилилась нехватка кадров в 1Т-сфере, строительстве, сельском хозяйстве [4].
Структурные сдвиги оказывают непосредственное влияние на состояние занятости и безработицы, доходов и в целом уровень жизни населения. Поэтому в таких условиях ключевую роль играет государственная политика, направленная на обеспечение занятости, которая в настоящее время реализуется в рамках федеральных проектов «Содействие занятости» национального проекта «Демография» и «Цифровое государственное управление» национального проекта «Цифровая экономика Российской Федерации». Государственная политика занятости населения в регионе, создавая правовые и экономические условия функционирования регионального рынка труда, способствует его эффективному развитию, воздействуя на его различные параметры: уровень занятости и регистрируемой безработицы, структуру рабочих мест, дефицит трудовых ресурсов, оплату труда. По способам реализации она подразделяется на активную и пассивную. Активная политика занятости представляет собой комплекс мер, направленных на содействие трудоустройству населения и снижение уровня безработицы. Она предполагает использование различных инструментов и программ, которые помогают повысить конкурентоспособность безработных и облегчить их доступ к рынку труда. Меры, которые составляют активную политику занятости, включают:
- обучение и переподготовку безработных (проведение курсов и тренингов по новым технологиям и профессиям);
- предоставление финансовой поддержки для малого бизнеса и предпринимательства. Это направление может включать выделение субсидий и льготных кредитов, а также консультационную поддержку;
- содействие при трудоустройстве (организация ярмарок вакансий, содействие в составлении резюме и подготовке к интервью);
- создание рабочих мест в общественном секторе, в частности, финансирование государственных программ, направленных на развитие социальной инфраструктуры и услуг.
Цель активной политики занятости состоит не только в сокращении уровня безработицы, но и улучшении качества занятости, содействии повышению доходов населения и развитию экономики в целом.
Пассивная политика занятости - это подход к регулированию рынка труда, при котором государство осуществляет меры, направленные на социальную защиту безработных и компенсацию их потерь до получения новой работы. Она предполагает, что рынок труда должен регулироваться самостоятельно, без вмешательства со стороны государства. Основным инструментом пассивной политики занятости являются пособия по безработице. Такие пособия выплачиваются безработным гражданам, чтобы они могли обеспечить себе минимальный уровень дохода в период поиска новой работы. Пассивная политика занятости имеет свои недостатки. Она может привести к длительной безработице и ухудшению навыков и квалификации работников. Кроме того, пособия по безработице могут стать основным источником дохода для некоторых граждан, что может подорвать мотивацию к поиску новой работы. Поэтому, чтобы достичь эффективности в регулировании рынка труда, необходимо комбинировать пассивную и активную политики занятости. Инструментами реализации государственной политики занятости выступает целый комплекс методов, основными из которых являются законодательные, административные, экономические, организационные и информационные.
В России с 2013 г. реализуется государственная программа «Содействие занятости населения», которая поделена на 2 этапа. Первый этап проходил с 2013 г. по 2021 г., второй - с 2022 г. по 2030 г. Согласно госпрограмме, политика в сфере содействия занятости населения ориентирована на создание в долгосрочной перспективе правовых, экономических и институциональных условий, способствующих развитию гибкого, эффективно функционирующего рынка труда, повышению качества рабочей силы и мотивации к труду. Ключевым индикатором эффективности госпрограммы выступает уровень регистрируемой безработицы, который к 2030 г. должен составлять не более 1 %.
Для достижения поставленной цели государством реализуются мероприятия в рамках федеральных проектов:
1. «Содействие занятости» национального проекта «Демография» за счет профессионального обучения и дополнительного профессионального образования отдельных категорий граждан; повышения эффективности службы занятости населения; перераспределения рабочей силы между регионами страны; развития механизма независимой оценки профессиональных квалификаций.
2. «Цифровое государственное управление» национального проекта «Цифровая экономика Российской Федерации» за счет создания электронных сервисов предоставления госуслуг в формате «одного окна» в сфере труда и занятости, расширения аналитических возможностей о трудоустройстве выпускников, внедрения электронного документооборота в сфере трудовых отношений.
Инструментом реализации государственной политики в области содействия занятости населения в Чувашской Республике выступает госпрограмма Чувашской Республики «Содействие занятости населения». Она нацелена на формирование правовых и экономических условий, способствующих эффективному развитию регионального рынка труда. В задачи госпрограммы Чувашской Республики входит защита трудовых прав граждан и от безработицы, повышение эффективности регулирования процессов использования трудовых ресурсов в регионе и внедрение культуры безопасного труда [5]. Госпрограмма Чувашской Республики реализуется до 2035 г. в три этапа. В настоящее время проходит первый этап - с 2019 г. по 2025 г. Второй этап предусмотрен с 2026 г. по 2030 г. Третий этап охватит 2031-2035 гг. Ключевые индикаторы госпрограммы Чувашской Республики в сфере занятости предусматривают в регионе снижение уровня безработицы по методологии МОТ с 4,9 % в 2019 г. до 3,5 % в 2035 г., уровня регистрируемой безработицы - с 0,73 до 0,55 %, удельного веса работников, занятых во вредных или опасных условиях труда - с 39 до 37 %, численности граждан, зарегистрированных в органах службы занятости - с 4,37 до 4,2 тыс. человек. Коэффициент напряженности на рынке труда сохранится на протяжении 2019-2035 гг. на уровне 0,5. Реализация госпрограммы Чувашской Республики «Содействие занятости населения» позволит сократить разрыв между уровнем общей и регистрируемой безработицы; повысит эффективность государственного управления и качество услуг в области содействия занятости населения, а также культуру безопасного труда [6]. В рамках национального проекта «Демография» в Чувашской Республике в 2022 г. начата работа по модернизации служб занятости. К началу 2024 г. в республике будет создана единая структура кадровых центров под брендом «Работа России».
Количественные и качественные изменения на региональном рынке труда выступают индикаторами эффективности мер государственной политики содействия занятости населения. При этом следует учитывать, что отрицательное влияние на рынок труда Чувашской Республики оказывает ежегодное сокращение численности населения, которая на 1 января 2023 г. составила 1173,2 тыс. чел., в том числе доля городского населения - 64,3 %, доля сельского - 35,7 %. За 2022 г. численность населения сократилась на 10,7 тыс. чел., или на 0,9 % (рис/ 1).
1400 - 1 9ПП -1223,4 1217,8 1207,9 1183,9 1173,2 Численность населения, тыс.человек
1000 800 - 770,7 771,9 768,9 758,1 754,4 Городское население,
тыс.человек
600 - -452,7 445,9 438,9 425,8 418,7
400 ■ Сельское население,
200 0 тыс.человек
01.01.2019 01.01.2020 01.01.2021 01.01.2022 01.01.2023
Рис. 1. Изменение численности населения Чувашской Республики на начало 2019-2023 гг.
Источник: [7]
Естественная убыль населения оказывает неблагоприятное давление на численность рабочей силы (занятое и безработное население Чувашии в возрасте от 15 лет и старше), которая ежегодно сокращается [8]. Численность рабочей силы в регионе по итогам 2022 г. составила 594,5 тыс. человек. Уровень участия в рабочей силе на протяжении 2019-2022 гг. держится на уровне 60-61 %, что ниже, чем в среднем по России за 2022 г. (62,3 %) (рис. 2).
ЭКОНОМИКА И ПРАВО
2024. Т. 34, вып. 5
750 700 650 600 550 500
60,4
60,4
61,1
61,2
608,3
604,4
608,4
594,5
60
55
50
Численность рабочей силы, тыс.человек
Уровень участия в рабочей силе, %
2019
2020
2021
2022
Рис. 2 Динамика численности рабочей силы (от 15 лет и старше) в Чувашской Республике и уровень участия в рабочей силе (%) в 2019-2022 гг. Источник: [7]
Увеличение численности занятого населения в регионе на протяжении 2021-2023 гг. указывает на эффективность мер поддержки занятости. По итогам 1 квартала 2023 г. число занятых в экономике Чувашии составило 578,5 тыс. человек, по отношению к 2020 г. оно увеличилось на 10,8 тыс. чел., или на 1,9 %. При этом число безработных сократилось с 36,6 тыс. человек в 2020 г. до 14,9 тыс. человек в 1 квартале 2023 г., или на 59,3 %. (рис. 3).
800,0 600,0 400,0 200,0 0,0
580,0
567,7
562,6
575,2
^^ 28,3 ^^ 36,6 ^^ 21,3 ^^ 19,2
Занятые в экономике, тыс.человек
Безработные, тыс.человек
2019 2020 2021 2022
Рис. 3 Динамика занятых в экономике и безработных в Чувашской Республике в 2019-2022 гг.
Источник: [7]
В результате удельный вес безработного населения в составе экономически активного населения снизился с 6,1 % в 2020 г. до 2,5 % в 1 квартале 2023 г. (рис. 4). Удельный вес занятого населения в 1 квартале 2023 г. составил 97,5 %.
100,0 80,0 60,0 40,0 20,0 0,0
95,3
93,9
96,4
96,8
^^ 4,7 ^^ 6,1 ^^ 3,6 ^^ 3,2
Занятые в экономике, %
Безработные, %
2019
2020
2021
2022
Рис. 4 Структура рабочей силы в Чувашской Республике в разрезе занятых в экономике и безработных в 2019-2022 гг., %. Источник: [7]
В среднем по Приволжскому федеральному округу в 1 квартале 2023 г. уровень безработицы составил 2,8 %, а по России - 3,5 %. Среди регионов Приволжского федерального округа у Чувашии один из самых низких показателей. Наивысший уровень безработицы в 1 квартале 2023 г. наблюдался в Кировской области (3,8 %) и Республике Марий Эл (3,8 %). Структура занятого населения по видам экономической деятельности в 2022 г. в Чувашии показывает, что наибольшая доля приходится на обрабатывающие производства - 18 %, торговлю и ремонт автотранспортных средств и мотоциклов - 15,7 % и строительство - 15,2 %.
Помимо общей безработицы в России ведется учет официально зарегистрированных безработных, являющихся базой для формирования показателя официальной безработицы. Наибольшее количество безработных в Чувашской Республике в 2022 г. встало на регистрационный учет в марте-
апреле. С мая по сентябрь ежемесячно на учет вставали более 1,3 тыс. человек. Наибольшее количество безработных, снятых с учета, пришлось на август-сентябрь 2022 г., что указывает на адаптацию экономики региона к внешним шокам. На конец 1 квартала 2023 г. зарегистрировано 4326 безработных, из них 3341 получают пособия, что составляет 77,2 %.
Уровень регистрируемой безработицы по отношению к численности рабочей силы в мае 2023 г. составил 0,71 %, коэффициент напряженности на рынке труда - 0,31. Следовательно, на одного соискателя приходится 3 вакансии, что свидетельствует о росте предложения на рынке труда. Отметим, что значение коэффициента напряженности в июле 2020 г. достигало 1,9, то есть на региональном рынке труда присутствовал существенный дисбаланс.
РИА Рейтинг ежегодно проводит рейтинг регионов Российской Федерации по уровню безработицы, в котором Чувашская Республика по итогам четвертого квартала 2022 г. заняла 14 место с уровнем безработицы по МОТ в 2,7 %, что ниже среднего показателя по России, который составил 3,7 % [9]. Следует отметить, что в 2020 г. Чувашия в этом рейтинге занимала 43 место с уровнем безработицы в 6,1 %, что указывает на эффективность мер государственной поддержки регионального рынка труда в последние годы. По Приволжскому федеральному округу лучшие позиции занимает Республика Татарстан (5 место по России) - 2,2 %, Самарская область (11 место) - 2,4 %.
Оценка уровня заработной платы по регионам Приволжского федерального округа выявила низкие позиции Чувашии в рейтинге. В 1 квартале 2023 г. Чувашия заняла 10 место, а среднемесячная начисленная заработная плата работников организаций составила 42899 руб. В среднем по Приволжскому федеральному округу этот показатель был равен 47757 руб., по России - 64475 руб. Отметим при этом, что с 2020 г. позиции республики улучшены с 14 до 10 места. Самые высокие заработные платы в производственном секторе экономики региона на производстве компьютеров, электронных и оптических изделий - 77,6 тыс. руб., на производстве машин и оборудования, не включенных в другие группировки и производстве электронного оборудования - 56,4 тыс. руб., в производстве металлургическом - 55 тыс. руб. Самые низкие зарплаты в производстве одежды - 21 тыс. руб.
Благодаря проводимому комплексу мер в регионе удалось предотвратить социальную напряженность и сохранить стабильность в сфере занятости. В общей сложности малым и средним предприятиям, крупному бизнесу, населению было предоставлено более 260 мер поддержки, направленных на стабилизацию ситуации и улучшение условий деятельности [10]. С целью снижения напряженности на рынке труда, обусловленную пандемией коронавируса, в регионе применялись такие меры, как увеличение пособий по безработице, предоставление льготных кредитов в целях сохранения занятости для предприятий малого и среднего бизнеса. В результате это позволило сдержать падение занятости и рост безработицы, однако не смогло остановить снижение оплаты труда и сокращение рабочего времени. Именно снижение издержек на рабочую силу позволило организациям сохранить занятость и избежать резкого изменения уровня безработицы. В последующем комплекс мер по поддержке занятости населения способствовал восстановлению численности работающего населения до допандемийных значений.
Проведенный анализ состояния регионального рынка труда Чувашии позволил выявить два ключевых фактора, сдерживающих его развитие:
Во-первых, демографический - естественная убыль населения оказывает неблагоприятное влияние на численность рабочей силы;
Во-вторых, экономический - низкий уровень заработной платы в Чувашии приводит к росту миграционного оттока в мегаполисы (г. Москва, г. Казань). Эта проблема особенно актуальна в сельской местности, где наблюдается дефицит вакансий с достойными условиями и оплатой труда. Кроме этого, можно отметить наличие высокого уровня неформальной занятости, которая сильнее всего распространена в небогатых районах с напряженной ситуацией на рынке труда, низкими доходами населения и высокой безработицей. Во втором квартале 2022 г. в Чувашии он составил 26,6 %.
Таким образом, благодаря реализации мер государственной политики в области содействия занятости в Чувашской Республике произошло сокращение уровня безработицы в регионе, рост занятых, несмотря на сокращение численности рабочей силы. Этого удалось достичь за счет высокой эффективности работы службы занятости, которая смогла трудоустроить 80,5 % обратившихся, значительно повысила качество обслуживания участников рынка труда за счет внедрения новых принципов работы - клиентоцентричность, проактивность и индивидуальный подход к жизненным ситуациям граждан и бизнес-ситуациям работодателей, а также цифровизации взаимодействия за счет совершенствования сервисов цифровой платформы «Работа России».
ЭКОНОМИКА И ПРАВО
2024. Т. 34, вып. 5
Важную роль в сохранении занятости населения Чувашии сыграли меры активной политики занятости в части финансового обеспечения затрат на частичную оплату труда при организации общественных работ; затрат на частичную оплату труда и материально-техническое оснащение при организации временного трудоустройства работников организаций, находящихся под риском увольнения; затрат на организацию профессионального обучения и дополнительного профессионального образования работников промышленных предприятий, находящихся под риском увольнения.
Региональный рынок труда пока еще находится в сложных условиях. Главной проблемой останется недостаток трудовых ресурсов, нехватка кадров в сфере высоких технологий и рабочих профессиях. На основе результатов исследования определены необходимые мероприятия для сохранения стабильной ситуации на региональном рынке труда:
1. Создание новых производств и увеличение количества рабочих мест, особенно высокотехнологичных. В Чувашии есть потенциал для этого в промышленном производстве, строительстве, сельском хозяйстве.
2. Активная государственная поддержка инвестиционных проектов повышения уровня автоматизации производства;
3. Дальнейшее повышение качества работы службы занятости как ключевого партнера предприятий по подбору и укомплектованию их кадрами;
4. Профессиональная подготовка квалифицированных рабочих кадров с учетом потребности в специалистах для отдельных сфер экономики региона, а также принимая во внимание такой фактор, как цифровизация экономики и внедрение искусственного интеллекта;
5. Продолжение мер поддержки работников, находящихся под риском увольнения и безработных, за счет частичного возмещения работодателям расходов на оплату труда работников, организацию общественных работ, переобучения, повышение квалификации работников предприятий в целях поддержки занятости и повышения эффективности рынка труда, роста производительности труда;
6. Социально-экономическое развитие сельской местности в целях создания рабочих мест на селе.
7. Поддержка дистанционной занятости как отдельной формы участия в труде, создание необходимой нормативной базы в этой сфере, что в результате должно быть нацелено на снижение миграционного оттока IT-специалистов.
8. Компенсация сокращения трудовых ресурсов за счет повышения занятости женщин и инвалидов, более полного использования трудового потенциала лиц предпенсионного и младшего пенсионного возраста.
При реализации государственной политики в области занятости следует учитывать, что возникают новые угрозы дисбаланса на рынке труда в будущем. Прежде всего, это искусственный интеллект, который внесет существенные трансформации во все аспекты трудовых отношений. Внедрение искусственного интеллекта является неотъемлемой частью наступающего будущего [11]. Все больше компаний интегрируют автоматизацию и искусственный интеллект в бизнес-процессы. В России этому способствует запрос со стороны как бизнеса, так и государства, объявившего курс на цифрови-зацию. Все это требует от органов власти прогнозирования трансформации рынка труда и выработки вариантов развития и инструментов реагирования на эти изменения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Шигильчева С.А., Задорова Т.В., Христофорова А.В. Меры государственной поддержки малого бизнеса в 2020-2021 годах // Вестник Чебоксарского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. 2021. № 4(27). С. 17-29.
2. Рынок труда в России: современные тенденции. URL: https://vc.ru/hr/670919-rynok-truda-v-rossii-sovremennye-tendencii (дата обращения 30.09.2023)
3. Количество занятых в неформальном секторе россиян во втором квартале 2022 года. URL: https://finexpertiza.ru/press-service/researches/2022/zanyatost-sokratilas/ (дата обращения 30.09.2023)
4. Кадровый голод и локальная безработица: что ждет рынок труда в 2023 году. URL: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2023/01/18/959434-kadrovii-golod-i-lokalnaya-bezrabotitsa (дата обращения 30.09.2023)
5. О государственной программе Чувашской Республики «Содействие занятости населения»: Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 03.12.2018 № 489, с изменениями от 22.04.2020 № 209.
URL: https://mintrud.cap.ru/action/obespechenie-deyateljnosti/regionaljnie-programmi/gosudarstvennaya-
programma-chuvashskoj-respubliki/489?ysclid=lnfyjjky7r423126500 (дата обращения 30.09.2023)
6. Принята государственная программа Чувашской Республики «Содействие занятости населения». URL: https://cheboksari.bezformata.com/listnews/chuvashskoj-respubliki-sodejstvie-zanyatosti/71318730/ (дата обращения 30.09.2023)
7. Федеральная служба государственной статистики. URL: https://rosstat.gov.ru/labor_market_ employment_salaries (дата обращения 30.09.2023)
8. Шигильчева С.А. Государственное регулирование рынка труда Чувашской Республики в современных условиях // Вестник Чебоксарского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. 2021. № 1(24). С. 4-20.
9. Рейтинг российских регионов по уровню безработицы. URL: https://ria.ru/20230227/bezrabotitsa-1853624257.html (дата обращения 30.09.2023)
10. Задолженность по заработной плате в Чувашии сократилась на 87 процентов. URL: https://cheboksari. bezformata.com/listnews/zadolzhennost-po-zarabotnoy-plate-v-chuvashii/112634108/(дата обращения 30.09.2023)
11. Заманская Е.А., Липис Е.А. Влияние технологий искусственного интеллекта на рынок труда // Современные проблемы инновационной экономики. 2023. № 9. С. 124-129.
Поступила в редакцию 27.10.2023
Шигильчева Светлана Анатольевна, кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой экономики и менеджмента E-mail: [email protected]
Задорова Татьяна Витальевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента
Чебоксарский филиал ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства
и государственной службы при Президенте Российской Федерации»
428034, Россия, Чувашская Республика, г. Чебоксары, просп. Максима Горького, 5
S.A. Shigilcheva, T.V. Zadorova
PROBLEMS OF IMPLEMENTATION OF STATE POLICY IN EMPLOYMENT AT THE REGIONAL LEVEL
DOI: 10.35634/2412-9593-2024-34-5-864-870
The article presents the results of the assessment of key indicators of the labor market in the Chuvash Republic and reveals the problems faced by regional authorities in the implementation of state policy in the field of employment. Various methods were used in the course of the study: system and comparative analysis, graphical method. Based on the assessment of the state of employment and unemployment in the Chuvash Republic, certain problems in the labor market were identified. Firstly, the presence of a natural population decline, which has an adverse effect on the size of the workforce. Secondly, the low level of wages in the region leads to an increase in mechanical loss, especially for rural areas. In the context of the 2019 pandemic, the main measures were aimed at avoiding significant fluctuations in the number of unemployed by providing preferential loans to organizations in order to maintain employment. Assessing the implementation of the employment policy by the regional authorities, it can be noted that the unemployment rate has decreased in the region and employment indicators have reached pre-crisis values. However, new threats of an imbalance in the labor market are currently emerging. First of all, they are connected with the introduction of artificial intelligence, which will make significant transformations in all aspects of labor relations.
Keywords: labor market, employment, unemployment, state policy, support measures, region, key labor market indicators, labor force.
Received 27.10.2023
Shigilcheva S.A., Candidate of Economics, Associate Professor, Head of the Department of Economics and Management E-mail: [email protected]
Zadorova T.V., Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of Economics and Management E-mail: [email protected]
Cheboksary branch of The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration Prosp. Maksima Gor'kjgo, Cheboksary, Russia, 428034