1/2012
УДК 332.83
Э.Д. Дербишева
КГУСТА им. Н. Исанова
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
Рассмотрены состояние и проблемы, тормозящие развитие жилищного строительства в Кыргызской Республике, очерчены меры по их решению.
Ключевые слова: жилье, жилищное строительство, строительный комплекс, производство строительных материалов и конструкций, застройщики, финансирование жилищного строительства, градостроительная политика, регулирование, ипотека, накопительная система.
Ситуация с обеспечением населения республики жильем в настоящее время является довольно сложной. При этом устарела законодательная база по жилищному обеспечению граждан республики: до настоящего времени действует Жилищный Кодекс Киргизской ССР, введенный в действие Законом Киргизской ССР от 20 мая 1983 г. Тем временем большинство граждан, не имеющих собственного жилья и проживающих в ветхих и аварийных домах, не в состоянии самостоятельно приобрести или построить жилье.
По данным Национального статистического комитета республики, если в 1990 г. обеспеченность жильем в Кыргызстане составляла 12 м2, то в 2009 г. этот показатель равнялся 14,2 м2 на одного человека. Как видно из рис. 1, вплоть до 2008 г. средняя обеспеченность граждан жильем держалась на уровне примерно 12,5 м2. При этом в городской местности этот показатель достигает рекордного уровня в 18 м2, а в сельской местности — всего 11,9 м2. За все годы, начиная с 1990 г., этот показатель в сельской местности не поднимался выше 12,1 м2 [1].
14 13 12 11
10 -
12,7 12,6 р5
424_125_125_12,5_12,5_12,5_125_125_12,4
1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009
Рис. 1. Обеспеченность жильем (общая площадь, приходящаяся на 1 чел.), м2
Такое положение дел, на наш взгляд, связано с высокой рождаемостью и миграционными процессами в сельской местности. Даже внешние мигранты, подзаработав в ближнем и дальнем зарубежье, стараются приобретать или строить жилища в городах. Это говорит о насущной необходимости государства обратить внимание на комплексное развитие не только городов, но и сел в нашей республике.
В Кыргызстане объемы введенного жилья в последние годы имеют тенденцию к увеличению, но даже отмеченный в 2009 г. максимум в 840,1 тыс. м2, составляет всего 53,8 % от ввода жилья в 1990 г. (рис. 2).
1985 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009
2
Рис. 2. Объемы введенного в КР жилья за 1985—2009 гг., тыс. м
15
14,2
13,4
12,5 12,5
124
12,3
12,2
12
144
© Дербишева Е.Д., 2011
Экономика, управление и организация строительства
Со времени перехода на рыночные отношения наблюдается снижение эффективности работы строительных организаций и уровня их конкурентоспособности, что в первую очередь, обусловлено изношенностью и преобладанием морально устаревшей техники строительных организаций, недостаточностью квалифицированных кадров, а также отсутствием достаточных средств для развития. Среди действующих на 1 января 2010 г. 770 строительных организаций, только 64 организации находятся в государственной собственности, что составляет 8,3 % общего числа, в муниципальной собственности — 3 организации или 0,4 %, в частной собственности — 703 организации или 91,3 %. Среди подрядных организаций республики преобладают малые (с численностью до 50 работников) — 688, средних (с численностью до 200 работников) — 67, а крупных, где работает свыше 200 человек — всего 15 строительных организаций [2]. Проводимые в республике тендеры на реализацию крупных инвестиционных проектов, как правило, выигрывают зарубежные строительные компании, которые привлекают отечественные строительные организации и предприятия промышленности строительных материалов на крайне невыгодных условиях, часто в ущерб их интересам.
Высокая стоимость строительства тормозит развитие жилищного строительства, многие строительные материалы не производятся в республике, а импортируются из других стран, что приводит к удорожанию строительства, хотя наша республика располагает огромными запасами сырья для производства строительных материалов и конструкций. Практически все месторождения минеральных ресурсов для производства строительных материалов были разведаны и изучены в советский период. Но в настоящее время даже месторождения, уже подготовленные для промышленного освоения, не разрабатываются из-за того, что многие предприятия промышленности строительных материалов и конструкций не функционируют. Применяемые в настоящее время технологии строительного производства требуют развития отечественного производства цемента, гипса, сухих строительных смесей, лакокрасочных, эмульсионных материалов, современных стеновых и теплоизоляционных материалов. Хотя во всем мире отказываются от крупнопанельного домостроения, в наших условиях есть смысл возродить производство железобетонных изделий, что дает возможности в кратчайшие сроки строить многоэтажное жилье.
С переходом к рыночным отношениям неравномерность развития различных регионов, перекосы в миграционных процессах, отсутствие в большинстве городов и других населенных пунктах республики комплексных генеральных планов развития и регулирования застройки, приводящие к стагнации инженерной и транспортной инфраструктур, нарушению экологического баланса, становятся весьма острыми проблемами.
К примеру, генеральный план г. Бишкек, предполагавший строительство на свободных участках, комплексное развитие инженерной и транспортной инфраструктуры, создание целых жилых массивов и архитектурных ансамблей и др., был разработан еще в 1971 г. Этот генплан был утвержден Правительством КР только в 2007 г. и рассчитан до 2025 г.
Беспорядочное строительство жилых домов и коммерческих объектов без учета генплана и проектов детальной планировки привело к тому, что вокруг города образовалось 47 новых жилых массивов, многие из которых в генплане не предусматривались. Обслуживание этих массивов дает дополнительную нагрузку на имеющуюся инженерную инфраструктуру, которая была рассчитана на город всего с полумиллионным населением (по разным оценкам, в настоящее время в столице проживает от 1 до 1,5 млн чел.).
При возведении большинства жилищ не разрабатывалась проектная документация, поэтому они, как правило, не отвечают строительным нормам, в частности, требованиям сейсмостойкости. Застройщики, ссылаясь на отсутствие утвержденного генплана города в основном осуществляли точечное строительство без учета детальной планировки и проектов застройки (кварталов, микрорайонов). Это привело к отходу от
правил архитектурной композиции в решении архитектурных комплексов, типов зданий, очередности строительства или реконструкции, функционального использования, инженерного оборудования, благоустройства территории, организации транспортного обслуживания и т.д.
Но самое главное, жилищное строительство республики находится в состоянии спада, обусловленного отсутствием достаточных источников финансирования, высокой стоимостью строительства, отсутствия действенных мер со стороны государства для стимулирования жилищного строительства.
Основными проблемами в сфере финансирования жилищного строительства являются: ограниченный объем бюджетных ресурсов, направляемых в жилищное строительство; низкий уровень доходов населения и неразвитость системы кредитования приобретения жилья, сопровождающийся недостаточной степенью доверия граждан к участникам жилищного рынка и банковской системе. Существует множество проблем, которые тормозят развитие ипотечного жилищного кредитования в нашей республике. Это высокие проценты (20...24 %) и малые сроки кредитования (до 7...9 лет), необходимость участия собственным капиталом не менее 30.40 % от стоимости приобретаемой недвижимости, недостаточность кредитных ресурсов банков и нестабильность банковской системы республики, неразвитость рынка ценных бумаг, нестабильность политической ситуации в республике.
Таким образом, в целом можно выделить следующие проблемы строительной отрасли в нашей республике, влияющие на состояние жилищного строительства:
устаревшая физически и морально материально-техническая база строительного комплекса, устаревшие технологии строительного производства, не дающие возможность качественного возведения объектов;
применение в строительном производстве, в преобладающей части, завозных строительных материалов и конструкций, отсутствие единой методологической базы по расценкам на СМР, ведущих к удорожанию стоимости строительства;
недостаточность или отсутствие контроля качества в строительных организациях и недостаточный государственный архитектурно-строительный надзор за производством строительных работ, обусловливающих низкий уровень качества возводимых объектов, не отвечающих требованиям безопасности и надежности, а также нарушение правил градостроительства;
отсутствие свободных территорий для осуществления жилищного строительства, к примеру, в г. Бишкек оставшиеся участки теперь могут быть предоставлены только для многоэтажного строительства.
проблемы финансирования жилищного строительства, как из-за недостаточности бюджетного финансирования, так и низких доходов населения и непроработанности механизмов по привлечения средств населения для решения жилищной проблемы.
Для развития жилищного строительства мы считаем необходимым создание предпосылок для увеличения темпов и повышения качества строительства жилья. Это требует комплексного подхода к решению назревших проблем в жилищном строительстве, определяемых множеством факторов и условий. 1. В области градостроительной политики:
в рамках генпланов городов (населенных пунктов) необходимо строго соблюдать все нормы и процедуры по правовому зонированию и детальной планировке;
содействовать развитию отечественной архитектуры и проектирования, обеспечивающих качественное и профессиональное градостроительное сопровождение деятельности, повышению комфортности жилья за счет типологического разнообразия жилых домов, применения экономичных и экологичных строительных материалов и конструкций;
содействовать снижению стоимости строительства массового жилья путем разработки типовых и экономичных проектов, отвечающих современным требованиям архитектуры и градостроительства.
Экономика, управление и организация строительства
2. В области развития потенциала строительных организаций — необходимо обеспечить высокую конкурентоспособность строительных компаний путем:
создания системы эффективного менеджмента строительных компаний посредством разработки грамотной стратегии управления, внедрения системы менеджмента качества СМР;
обновления материально-технической базы и технического перевооружения строительных организаций за счет лизинга и привлечения инвестиций, а также создания и целевого использования амортизационных фондов;
создания условий для честной и добросовестной конкуренции среди строительных компаний, совершенствование государственного регулирования деятельности строительного комплекса;
создания условий для льготного кредитования застройщиков жилья для обеспечения их оборотными средствами для окончания строительства в заданные сроки и с высоким качеством.
3. В области развития промышленности строительных материалов и производства строительных конструкций:
обновление и повышение технической оснащенности предприятий, производящих строительные материалы и конструкции за счет привлечения инвестиций и развития системы лизинга техники и оборудования;
изыскание средств (как государственных, так и частных инвесторов) для добычи и подготовки перспективных месторождений минеральных ресурсов для производства строительных материалов к промышленному освоению и разработке;
внедрения прогрессивных технологий производства продукции с высокими качественными характеристиками, способных конкурировать с завозимой продукцией;
стимулирования исследовательских разработок, ориентированных на создание новых видов и прогрессивных технологий по производству строительных материалов путем включения в финансируемые государственные программы;
рационального использования минеральных природных ресурсов, внедрение безотходных технологий и использование в производстве техногенных отходов промышленности.
4. В области финансирования жилищного строительства:
значительное место в системе финансирования теперь должно отводиться внебюджетным источникам, прежде всего средствам частных инвесторов (в том числе и населения), привлекаемым для строительства жилья:
необходимо развивать ипотечное жилищное кредитование посредством укрепления банковской системы и рынка ценных бумаг (выпуска жилищных облигаций и сертификатов);
широко внедрять практику привлечения сбережений населения путем накопительной системы финансирования строительства жилья.
Как видно из вышеизложенного, проблемы развития жилищного строительства в республике имеют множественный и сложный характер, поэтому требуется комплексный и системный подход. Особенно это касается мер со стороны государственного регулирования градостроительства, поддержки предприятий и организаций строительного комплекса и изыскания новых путей финансирования жилищного строительства. Но, нужно отметить, что самой важной предпосылкой для решения проблем жилищного строительства является политическая стабильность в республике.
Библиографический список
1. Годовая публикация Национального статистического комитета КР «Уровень жизни населения Кыргызской Республики 2005—2009». Бишкек, 2010.
2. Годовая публикация Национального статистического комитета КР «Инвестиции в Кыргызской Республике 2005—2009. Бишкек, 2010.
3. Минеральные ресурсы неметаллических полезных ископаемых Кыргызской Республики. Строительные материалы : справочник. Бишкек, 1996. С. 5—8.
Поступила в редакцию в декабре 2011 г.
Об авторе: Дербишева Эльмира Дупеновна — кандидат экономических наук, доцент, зав. кафедрой менеджмента, Кыргызский государственный университет строительства, транспорта и архитектуры имени Н. Исанова, Кыргызская Республика, г. Бишкек, ул. Малдыбаева 34в., +7-0312-54-95-63, [email protected].
Для цитирования: Дербишева Э.Д. Проблемы развития жилищного строительства в Кыргызской Республике // Вестник МГСУ. 2012. № 1. С. 144—148.
E.D. Derbisheva
PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF HOUSING CONSTRUCTION IN KYRGYZ REPUBLIC
The condition and the problems, braking housing construction development in Kyrgyz Republic are considered in article and measures under their decision are outlined.
Key words: habitation, housing construction, a building complex, manufacture of building materials and designs, builders, housing construction financing, town-planning policy, regulation, a mortgage, stow system.
Reference
1. Godovaja publikacija Nacional'nogo statisticheskogo komiteta KR «Uroven' zhizni naselenija Kyr-gyzskoj Respubliki 2005—2009» [The annual publication of National statistical committee KR «the Standard of living of the population of Kyrgyz Republic 2005—2009»]. Bishkek, 2010.
2. Godovaja publikacija Nacional'nogo statisticheskogo komiteta KR «Investicii v Kyr-gyzskoj Res-publike 2005—2009» [The annual publication of National statistical committee Kyrgyz Republic «Investments into Kyrgyz Republic 2005—2009"]. Bishkek, 2010.
3. Mineral'nye resursy nemetallicheskih poleznyh iskopaemyh Kyrgyzskoj Respubliki [Directory «Mineral resources of nonmetallic minerals of Kyrgyz Republic]. Stroitel'nye materialy : spravochnik [Building materials]. Bishkek, 1996, Pp. 5—8.
A b o u t a u t h o r: Derbisheva Elmira Dupenovna — Candidate (Ph.D) of Economic Sciences, Do-cent, Managing chair Management, Kyrghyz State University of Building, Transport and Architecture of a name of N. Isanova, [email protected].
F o r c i t a t i o n: Derbisheva Je.D. Problemy razvitija zhilishhnogo stroitel'stva v Kyrgyzskoj respublike [Problems of development of housing construction in Kyrgyz Republic]. Vestnik MGSU [Proceedings of the Moscow State University of Civil Engineering], 2012, no 1, Pp. 144—148.