УДК / UDC 378 О. И. Беспалова,
кандидат педагогических наук, соискатель ученой степени доктора педагогических наук, заместитель директора по научной работе, филиал ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социальнопедагогический университет», г. Михайловка, Волгоградской области, Россия, helga15post@yandex.ru
Olga Bespalova,
Ph. D. in Pedagogics, seeker of the doctorate academic degree, deputy director for scientific work, subsidiary institute of the Volgograd State Socio-Pedagogical University, Mikhaylovka, Volgograd region, Russia, helga15post@yandex.ru
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
PROBLEMS OF UNIVERSITY EDUCATION DEVELOPMENT IN RUSSIA AND ABROAD
Статья посвящена проблемам развития высшего образования за рубежом и в России, дается сравнительная оценка функционирования отечественных и американских университетов и их филиалов, поскольку в настоящее время в США, России и ряде других зарубежных стран развитие высшего образования связывается с филиалами. Однако если в США открытие филиалов в других странах рассматривается как тенденция инновационной деятельности, то в России сущность инновационных процессов в высшем образовании заключается не только в сокращении числа филиалов, но и создании научных и научно-образовательных центров путем объединения университетов. При этом как американским, так и российским вузам приходится решать схожие проблемы.
The article is devoted to problems of higher education development in Russia and abroad. It gives comparative assessment of American and Russian universities work and their subsidiary institutes as far as at present in the US, Russia and some other countries higher education development is associated with subsidiary institutes. Still, while in the US launching a new subsidiary institute overseas is regarded as innovation activity, in Russia the zest of innovation processes consists not only in decreasing the number of subsidiary institutes, but also in forming scientific and educational centers via unification of universities. At the same time both Russian and American universities have to deal with similar problems that are reviewed in the paper offered.
Ключевые слова: система высшего образования в США, развитие высшего образования, университетское образование, тенденции инновационного развития, филиалы.
Keywords: the system of higher education in the USA, development of higher education, university education, trends of innovative development, subsidiary institutes.
Реформирование образования в стране происходит с учетом мировых тенденций и зависит от уровня экономического развития страны. Например, в США с развитой экономикой и богатым инновационным опытом этот процесс носит закономерный характер. В Китае и Сингапуре инновационная деятельность в образовании сопряжена с интенсивным развитием экономики и значительным капиталовложением в образование, в России инновационные процессы также связывают с развитием отношений на мировом рынке. Ни одна образовательная система в условиях глобализации и интернационализации образования не может существовать изолированно. Однако, несмотря на мировые тенденции, результаты инновационной образовательной деятельности в разных странах значительно отличаются.
В предлагаемой статье речь пойдет об отечественных и американских университетах и их филиалах. Данная тема является очень актуальной как для отечественного, так и американского высшего образования, поскольку в настоящее время в США и России развитие высшего образования связывается с филиа-
лами. Наша задача состоит в рассмотрении государственной политики и направлений инновационной деятельности в отношении высших учебных заведений, в выявлении особенностей функционирования систем высшего образования России и США.
Так, рассматривая понятие «филиал» в педагогическом контексте, отметим, что в отечественной высшей школе под филиалом понимается обособленное структурное подразделение высшего учебного заведения, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее постоянно все его функции или их часть. Обучение в филиале проводится в соответствии с государственными образовательными стандартами и учебными планами и программами, действующими в университете. Выпускники филиалов, как правило, получают диплом государственного образца об окончании головного вуза.
В США высшие учебные заведения данного типа функционируют и за рубежом. Общепринятого определения филиала зарубежного университета не существует. Нет и официального, и полного списков всех филиалов, существующих в мире или отдельных регионах. Роза Беккер, старший научный сотрудник обсерватории «Высшее образование без границ», под зарубежным филиалом университета понимает оффшорное высшее учебное заведение, которое находится в оперативном управлении головного вуза или является партнером в совместном предприятии (законодательство ряда стран требует, чтобы зарубежный вуз имел в качестве партнера местное образовательное учреждение). Успешно завершив полную программу курса, не покидая родной страны, выпускники получают диплом зарубежного университета [1]. Традиционный филиал характеризуется наличием определенных средств обслуживания преподавателей и студентов (библиотека, общежитие для студентов, места досуга и отдыха), материальной базы для проведения научных исследований и набором учебных курсов и программ. Самыми популярными являются бизнес-менеджмент и информационные технологии, требующие относительно небольших стартовых затрат и пользующиеся спросом во всем мире.
Инициатива создания филиала не всегда исходит от головного университета. Все чаще она принадлежит правительству или крупной организации принимающей стороны, которые готовы оказать финансовую поддержку этому учреждению. Например, Объединенные Арабские Эмираты смогли привлечь больше зару-
бежных партнеров, чем любая другая страна, в частности благодаря нефтяному богатству, которое дало возможность оказать финансовую помощь и предложить дополнительную поддержку (экономические зоны, свободные от налогов) зарубежным вузам для создания своих филиалов.
Как отмечает Филип Г. Альтбах, известный ученый в области высшего образования, профессор, стипендиат профессуры Монана, директор центра международного высшего образования Бостонского колледжа, филиалы кампусов, т. е. зарубежных университетов, во всем мире растут «как грибы после дождя» [2]. Данная тенденция выделяется также в исследованиях, посвященных инновационному развитию высшего образования в Америке, Дэвида Дж. Стали, директора Центра Голдберг в Университете штата Огайо, и Дениса А. Тринкл, проректора и главного научного сотрудника колледжа Харрисон. Исследователи видят перспективы развития высшей школы в США в партнерстве со странами-конкурентами, обмене опытом и создании собственных филиалов в других странах [3].
Согласно статистике, приведенной Розой Беккер, с сентября 2006 года количество филиалов кампусов зарубежных университетов в мире увеличилось на 43 % и достигло 162. Тем временем все больше стран вовлекается в этот процесс. Доминируют по-прежнему американские учебные заведения и по количеству открытых филиалов, и по темпам их роста. За США следует Австралия (14 филиалов), Великобритания (13 филиалов), Франция и Индия (11 филиалов у каждой страны) [1].
Среди принимающих стран, в которых открываются филиалы, бесспорным лидером являются Объединенные Арабские Эмираты. В этой стране размещена одна четвертая часть всех существующих в мире филиалов зарубежных вузов. Две трети этих кампусов сосредоточены в международном академическом городке Дубая. Ведущее место этой страны во многом определяется высоким спросом со стороны студентов и желанием страны создать экономику, основанную на знаниях, и ограничить свою зависимость от экспорта нефти. Китай находится на втором месте среди стран, создающих филиалы зарубежных вузов на своей территории.
Необходимо отметить тенденцию увеличения числа филиалов зарубежных кампусов, однако точную статистику их количества привести трудно, поскольку известны не единичные случаи, когда они закрывались.
Представляется целесообразным рас-
смотреть причины, по которым филиалы зарубежных вузов становятся неконкурентными на рынке образовательных услуг и утрачивают свою значимость.
Ситуация последних лет характеризуется повышением спроса на массовое и элитное образование. Так, в США, например, появились учебные заведения нового типа, такие как виртуальные университеты [4]. Для студентов привлекательным фактором виртуальных вузов является возможность получить высшее образование, не покидая дома и семьи, т. к. учебный процесс в этих учебных заведениях осуществляется исключительно через интерактивные технологии.
Спрос на элитное образование объясняется потребностью получить качественное образование, в котором современное общество нуждается по субъективным (стремление к улучшению своего социального статуса и развитию личности) или объективным причинам (предпочтение работодателей выпускникам с дипломом об окончании престижного университета). В результате большое количество студентов отправляется учиться за границу, а в странах, где качество обучения в местных вузах воспринимается как низкое, востребованы филиалы зарубежных университетов.
Считается, что университеты, имеющие высокий рейтинг, способны обеспечить качественным «товаром» рынкок образовательных услуг, т. е. знаниями, умениями и навыками соответствующего уровня. Продавец образовательной услуги обучает потребителя и подкрепляет полученное образование дипломом.
Филип Г. Альтбах в своей статье «Почему филиалы зарубежных университетов могут быть нежизнеспособны?» [5] дает честную оценку филиалам зарубежных кампусов. Автор отмечает, что за несколькими редкими исключениями это не настоящие университеты. Они невелики, довольно специализированы, ведут подготовку по ограниченному кругу специальностей, востребованных на местном рынке. За исключением нескольких стран Аравийского залива, Сингапура и некоторых других мест, где щедрые хозяева обеспечивают все условия и инфраструктуру, филиалы кампусов имеют спартанский вид, напоминая скорее филиал офиса, а не учебное заведение [1].
Необходимым условием при создании и функционировании устойчивого и стабильного филиала является наличие определенных средств обслуживания преподавателей и студентов (библиотека, общежитие для студентов, места досуга и отдыха), материальной базы для
проведения научных исследований, набор учебных курсов и программ. Серьезной проблемой является приглашение профессорско-преподавательского состава из головного вуза из-за территориальной отдаленности. Поэтому курсы обычно читаются в виде интенсивных модулей. Если головным вузом является американский университет, то обычно предпринимаются попытки принять в качестве преподавателей американцев, живущих в стране, где открывается филиал, или местных жителей, обучавшихся или работавших в США. Руководство и сотрудники филиала могут не являться представителями головного вуза.
Возможности привлечь профессуру из головного кампуса ограничены. Опытные преподаватели, которые активно занимаются исследовательской деятельностью, не склонны бросать работу, особенно если она связана с научными исследованиями. Молодые преподаватели опасаются, что работа за границей не будет содействовать их карьере. К этим опасениям примешиваются семейные вопросы. В связи с этим количество преподавателей, желающих покинуть страну, чтобы работать в филиале, ограничено.
В этом отношении филиалы не выдерживают никакого сравнения с головным университетом. То же самое касается материальнотехнической базы, программ и специальностей. Филиалы, как правило, предлагают ограниченное количество программ - обычно в областях, привлекающих потоки абитуриентов, требующих минимальную инфраструктуру и относительно низкую плату за обучение.
Еще одним важным показателем является уровень обучения в филиале, который должен соответствовать уровню головного вуза. Студенты должны отвечать всем тем параметрам, которые определяются строгим отбором и качеством в головном вузе и контролируются аккредитующими агентствами. Учитывая реальные условия функционирования многих филиалов, обеспечить соответствующий уровень представляется затруднительным.
Поскольку местные вузы совершенствуются, а количество зарубежных филиалов увеличивается, у местных студентов есть большие возможности выбора. Поэтому филиалы сталкиваются с проблемой нехватки студентов.
Филиалы отечественных университетов в настоящий момент также испытывают определенные трудности, что связано с рядом причин демографического и социально-профессионального характера.
Интенсивное развитие филиалов в отече-
ственном высшем образовании пришлось на вторую половину 90-х годов XX в., что привело к перепроизводству специалистов с высшим образованием по ряду направлений в течение последних лет [5]. К тому же, как отмечают исследователи, сегодня среди молодежи затруднен профессиональный рост и достойное вознаграждение за труд, поэтому в большинстве случаев молодые люди вынуждены часто работать не по специальности и часто без высшего образования [6]. Данные причины относятся к социально-профессиональной сфере.
Многие вузы нашей страны переживают последствия демографического кризиса. Численность выпускников школ постоянно снижается, поэтому вузы (не говоря уже о филиалах] стали бороться за каждого абитуриента. Согласно статистике, численность студентов российских вузов к 2013 году составит 4,2 миллиона человек, снизившись более чем на 40 % по отношению к количеству студентов в 2009 году (7,4 миллиона человек) [7].
Экономический кризис привел как отечественные, так и американские вузы к финансовым убыткам и поставил их перед необходимостью сокращать бюджеты. При этом слабым звеном оказались филиалы.
Помимо перечисленных трудностей, существует проблема профессиональной подготовки. Направление государственной политики четко выражается в объеме бюджетного финансирования вузов. Так, согласно указу Президента РФ «О проведении мониторинга федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования», в настоящее время проводится оценка эффективности деятельности государственных вузов. Целью мониторинга является формирование статистических и аналитических материалов для последующего принятия решений о группе неэффективных вузов и филиалов, подлежащих реорганизации. В связи с этим разрабатывается программа их присоединения к более сильным учебным заведениям. Филиалы вузов или маленькие вузы, которые не могут обеспечить качественного обучения студентов, будут в рамках реорганизации присоединены к более сильным университетам, хорошо зарекомендовавшим себя на поприще обучения квалифицированных специалистов. Очищение системы высшего образования от «псевдовузов», как ожидается, позволит увеличить финансирование «выживших» и повысить зарплату преподавателям [8].
Филиалы многих российских вузов решают также проблему нехватки в профессорско-
преподавательском составе штатных остепененных кадров, а именно профессоров и кандидатов наук.
Как видно, перечисленные трудности в отечественном высшем образовании перекликаются с ситуацией в филиалах зарубежных вузов, которая была обозначена в ходе данного исследования. Напрашивается вывод о том, что перспективность филиалов высших учебных заведений носит сомнительный характер как в нашей стране, так и за рубежом. Как отмечает Филип Г. Альтбах, сейчас филиалы представляют собой «писк моды», но могут стать и ловушкой, которая причинит непоправимый ущерб академической репутации, приведет к финансовым потерям и, конечно, окажет плохую услугу студентам [1].
В заключение хотелось бы отметить, что инновационное развитие высшего образования в США и России связывается в определенной степени с филиалами только в противоположных векторах. Если в США открытие филиалов в других странах рассматривается как тенденция инновационной деятельности, то в России сущность инновационных процессов в высшем образовании заключается не только в их сокращении, но и создании научных и научнообразовательных центров путем объединения университетов. При этом как американским, так и российским вузам приходится решать схожие проблемы, связанные с функционированием их филиалов.
1. Беккер Р. Филиалы зарубежных университетов: новые тенденции и направления [Электронный ресурс]. -URL: http://www.ihe.nkaoko.kz/archive/ (дата обращения:
05.09.2012).
2. Альтбах Ф. Есть ли будущее у зарубежных университетов? [Электронный ресурс]. - URL: http://www.ihe. nkaoko.kz/archive/ (дата обращения: 05.09.20l2).
3. David J. Staley and Dennis A. Trincle The Changing Landscape of Higher Education [Электронный ресурс]. - URL: www.educause.edu (дата обращения: 10.07.20l2).
4. Дмитриев Г. Д. Анатомия американского университета. - М.: Народное образование, 2005. - 224 с.
5. Альтбах Ф. Почему филиалы зарубежных университетов могут быть нежизнеспособны? [Электронный ресурс]. - URL http://ihe.nkaoko.kz/archive/25/294/ (дата обращения: 05.09.2012).
5. Деева Н. Н. Факторы трудоустройства молодых специалистов // Образование и общество. - 2012. - № 2 (73). - С. 78.
6. Озерникова Т. Г. Принуждение к труду и вынужденная мотивация в современной России. - Иркутск, 2006. -240 с.
7. Население России [Электронный ресурс]. - URL: http://ru.wikipedia.org/w/index.php? (дата обращения:
10.07.2012).
8. Минобразования к марту определится с числом вузов, которые будут закрыты [Электронный ресурс]. - URL: mon.gov.ru (дата обращения: 05.09.2012).
9. О проведении мониторинга вузов [Электронный ресурс]. - URL: mon.gov.ru (дата обращения: 05.09.2012).