Научная статья на тему 'Особенности и основные тенденции развития высшей школы США'

Особенности и основные тенденции развития высшей школы США Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1237
178
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В США / СТРУКТУРА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ США / ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ / HIGHER EDUCATION IN THE USA / STRUCTURE OF THE USA HIGHER SCHOOL / TENDENCIES OF DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Беспалова Ольга Ивановна

Проводится ретроспективный анализ становления и развития системы высшего образования США. На основе выявления предпосылок на различных исторических этапах рассматривается социально-экономическая обусловленность, выделяются структурные особенности высшей школы США, главные тенденции развития высшего образования США на современном этапе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

There is given the retrospective analysis of establishment and development of the system of the USA higher school. Based on the premises at different historic stages there is considered the social and economic conditionality, marked out the structural peculiarities of the USA higher school. There are noted the main tendencies of development of the USA higher education at the modern stage.

Текст научной работы на тему «Особенности и основные тенденции развития высшей школы США»

1. Grem P.A. Amerika za shkolnoy partoy. Kak srednie shkolyi otvechayut menyayuschimsya potreb-nostyam natsii. M. : Izd. dom Vyissh. shk. ekonomiki, 2011.

2. America 2000: An Education Strategy. Wash. D.C., 1991.

3. Mondale S. School: The story of American Public Education, 2006.

4. Pulliam J. History of Education in America. NJ: Merrill, 2005.

Influence of reforms on the system of education in the USA

There are considered and analyzed the main laws and documents approved in the USA in the XX century ("Immigration Law", "Cardinal Principles of Secondary Education ", "Legal Defense and Educational Fund", "Life Adjustment Movement" and others) and shown its influence on development of the secondary and higher education in the USA.

Key words: XX century, education in the USA, reform, national association of education.

(Статья поступила в редакцию 06.01.2014)

о.И. беспалова

(Михайловка Волгоградской области)

ОСОБЕННОСТИ И ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ США

Проводится ретроспективный анализ становления и развития системы высшего образования США. На основе выявления предпосъток на различных исторических этапах рассматривается социально-экономическая обусловленность, выделяются структурные особенности высшей школы США, главные тенденции развития высшего образования США на современном этапе.

Ключевые слова: высшее образование в США, структура высшей школы США, тенденции развития.

Высшая школа представляет собой важный элемент национальной инновационной системы. В США развитие высшего образования связывается с инновационными процессами, происходящими в экономической и политической жизни страны. Поэтому рассмотре-

ние особенностей становления высшего образования позволит лучше понять закономерности этих процессов.

Современная американская система высшего образования представлена многоуровневой структурой. Высшая школа США включает широкий диапазон учебных заведений, отличающихся друг от друга своей историей, стоящими перед ними задачами, качеством и уровнем предоставляемого образования. Изучив исторический контекст становления высшего образования США, можно констатировать, что его плюралистический характер во многом объясняется историей страны. Как показало исследование, возникновение первых институтов высшего образования относится к XVII в. и связано с развитием английских колоний и инициативами отдельных деятелей, которые внесли значительный вклад в развитие высшей школы. Церковь также способствовала созданию колониальных колледжей. Многие вузы США были основаны конфессиями, однако на протяжении трех веков трансформировались в светские или полусветские высшие учебные заведения. Как уже было отмечено, колледжи в колониальный период создавались по частной инициативе. В настоящее время примерно 57% колледжей и университетов, принимающих на обучение 23% всех студентов, являются частными, среди которых большая часть - это наиболее престижные [1]. За последние 20 лет количество частных вузов в США возросло почти в 10 раз.

В колониальных сообществах большого значения высшему образованию не придавалось, что объясняется «меркантильной» политикой государства, которое отдавало приоритет получению прибыли и обогащению. Вопросы образования, в частности высшего, оставались в стороне. Однако развитие промышленности способствовало росту заинтересованности государства. Если полтора столетия своего существования американская система высшего образования развивалась как конгломерат частных (платных) вузов сообразно спросу на образование, а не социальному заказу, то с развитием мануфактур социальный заказ впервые изменяет облик образовательной системы.

Промышленный прогресс заставил правительство активизировать государственную политику в сфере высшего образования. В связи с развитием экономики и быстрым ростом населения возникла потребность в новом поколении специалистов, способных организо-

© Беспалова О.И., 2014

вать производство, сельское хозяйство, обеспечить нужды здравоохранения и образования. Для удовлетворения насущной потребности в подготовке квалифицированных кадров для быстро растущей экономики страны были созданы колледжи и университеты нового типа (land grant colleges). Начало было положено законом Моррилла «О земельных грантах» (Morrill Act), принятым конгрессом в 1862 г. в разгар Гражданской войны между Севером и Югом, ставшей поворотным моментом в политической, социальной и расовой истории Америки.

Соединенные Штаты остро нуждались в квалифицированных администраторах, офицерах армии, технических специалистах, работниках сельского хозяйства, поэтому повышение доступности высших учебных заведений для детей промышленных рабочих и фермеров было на тот момент своевременным. Так, ко второй половине XIX в. в США была создана сеть государственных университетов, ориентированных на практическое образование. Этот вид вузов сыграл значительную роль в развитии высшего образования, его прагма-тизации и отходе от теории «свободного искусства», которой в вузах придерживались на протяжении многих лет.

Важно отметить, что производственные отношения определили доминирующие позиции частного сектора в американском высшем образовании. Его доминирование закрепил существенный фактор - участие крупных монополий. Укрупнение и консолидация промышленных компаний стимулировали дальнейший рост американской индустрии, крупного бизнеса и высшего образования. Рост населения, развитие монополий, интерес частных предпринимателей к развитию инновационных технологий, внедрению их в производство и развитию международных связей явились важными факторами в формировании и укрупнении высших учебных заведений, которые стали прототипами современных исследовательских университетов.

Чтобы сохранить высокие объемы производства, необходимы были технологическое новаторство, прогрессивные методы массового производства. Для развития инфраструктуры научных исследований крупные частные компании вкладывали значительные финансовые средства в развитие и укрупнение колледжей и университетов.

Не только экономические, но и политические факторы способствовали развитию высшего образования. Стремление удержать ли-

дерство среди других стран (Россия, Япония, Франция, Англия, Италия, ФРГ) послужило одним из важных факторов увеличения ассигнований на образование со стороны федерального правительства и правительств штатов, а также создания «мозговых центров», представленных сетью университетов, ориентированных на разработку внутренней и внешней политики страны.

В связи с интенсивным индустриальным развитием страны в конце XIX-начале XX в. в системе высшего образования США возникают двухгодичные младшие колледжи (Junior Colleges). Эти колледжи относятся к категории учебных заведений, дающих «послесреднее» образование. В эту систему входят также общинные (коммунальные) колледжи (community colleges) и технические институты (technical institutes).

Младшие колледжи дали возможность получить образование миллионам людей, не способных оплатить обучение в вузах (образование в государственных вузах хотя и было значительно дешевле частного, оставалось слишком дорогим для тех, кто не принадлежал к среднему классу). Так начался процесс «мас-совизации» американского высшего образования, на протяжении двух столетий остававшегося элитарным. К середине XX в. профессиональных двухгодичных колледжей в стране насчитывалось уже более 500. Функции младших колледжей заключались в помощи студентам в получении технической специальности или необходимых профессиональных навыков, а также в подготовке их к четырехгодичному колледжу. Кроме того, ежегодная плата за обучение в младших колледжах, как правило, была ниже, чем в четырехгодичных.

Появление в начале XX в. двухгодичных колледжей было вызвано потребностью промышленности, транспорта, торговли в специалистах с высшим образованием. В настоящее время данные учебные заведения являются наиболее динамичной частью высшего образования США.

Вторая мировая война (1939-1945 гг.) сильно повлияла на жизнь Соединенных Штатов. В послевоенный период четко определилось стремление государства к централизации руководства исследованиями и разработками, включая их прогнозирование, планирование, координацию и стимулирование. Основными исполнителями научно-теоретических работ стали университеты. Независимый взгляд на мировые проблемы приобрел особое значение. Политики нуждались в объективных и не-

предвзятых оценках состояния международных отношений и соотношения сил на международной арене. Именно к этому периоду относится создание финансируемых правительством «мозговых центров», которые занимают важную специфическую нишу в сфере научных исследований, образовательных и консалтинговых услуг, а также в процессе выработки политических решений.

Во второй половине XX в. развитие высшего образования являлось прерогативой федерального правительства, что было обусловлено не только экономическими, но политическими причинами, в том числе в сфере международных отношений. Стремление удержать лидерство в мире, особенно в конкуренции с Советским Союзом, прорывные успехи которого были связаны с запуском искусственного спутника (1957 г.), послужило одним из важных факторов увеличения ассигнований на образование как по линии федерального правительства, так и по линии штатов.

В настоящее время система высшего образования США разнообразна и неоднородна по структуре и содержанию в силу особенностей исторического развития и инновационных процессов. Нами были определены типы и особенности развития высших учебных заведений, которые легли в основу традиционной классификации. В этой классификации вузы распределяются по способу финансирования (государственный и частный секторы); виду предоставляемых образовательных услуг (некоммерческие учебные заведения, созданные с целью предоставления образования, и коммерческие, созданные учредителями с целью получения ими от образовательной деятельности еще и финансовой прибыли); уровням образования (младшие двухгодичные колледжи, предоставляющие общеобразовательный уровень, старшие четырехгодичные колледжи, осуществляющие общую и специальную подготовку; университеты, присваивающие профессиональную квалификацию, академическую и научную степени); направлениям подготовки (исследовательские и неисследовательские).

Мнения о классификации институтов высшего образования в США различаются. одни ученые полагают, что отличительной чертой американской системы высшего образования является то, что при всей долгой истории, масштабах и множественности факторов, обусловливающих ее развитие, она оказывается достаточно однородной и слабодифференцирован-

ной (Д.Б. Джонстоун). Другие считают, что система высшего образования в США разнообразна и неоднородна по структуре (А.Н. Кар-ташевич, С.А. Носкова, Т.И. Скикевич).

Анализ современной образовательной ситуации показывает, что особенностями структуры высшего образования в современных условиях являются ее расширение и появление учебных заведений нового типа. Так, компьютеризация, охватившая все стороны деятельности системы высшего образования страны, привела к созданию вузов нового типа - виртуальных университетов. Учебный процесс в этих учебных заведениях осуществляется исключительно через интерактивные технологии, что является удобной формой получения высшего образования для тех, кто живет далеко от ближайшего университета или не имеет возможности присутствовать на традиционных лекциях и семинарах в связи с тяжелым заболеванием, а также из-за большой занятости на основной работе. Привлекательной стороной виртуальных вузов является также низкая стоимость: в то время как в частном вузе 4-летний срок обучения может стоить более 100 тыс., а в государственном - около 60 тыс. долл. Непоследним аргументом в пользу виртуального вуза является и то, что студентам не нужно тратить время на то, чтобы добраться до кампуса. Виртуальное обучение особенно приветствуется женщинами-матерями, отвечает также нуждам резервистов и военных.

В США открытие филиалов также является современной тенденцией расширения структуры высшего образования. Высшие учебные заведения данного типа функционируют за рубежом. Общепринятого определения зарубежного филиала университета не существует. Нет и официального и полного списка всех филиалов, существующих в мире или отдельных регионах. Р. Беккер [3], старший научный сотрудник обсерватории «Высшее образование без границ», под зарубежным филиалом университета понимает оффшорное высшее учебное заведение, которое находится в оперативном управлении головного вуза или является партнером в совместном предприятии (законодательство ряда стран требует, чтобы зарубежный вуз имел в качестве партнера местное образовательное учреждение). Успешно завершив полную программу курса, не покидая родной страны, выпускники получают диплом зарубежного университета. В целом необходимо отметить тенденцию увеличения числа филиалов зарубежных кампусов, однако точную статистику привести трудно,

поскольку не единичны случаи, когда они закрывались.

Как отмечает Ф.Г. Альтбах, известный ученый в области высшего образования, профессор, стипендиат профессуры Монана, директор Центра международного высшего образования Бостонского колледжа, филиалы кампусов (зарубежных университетов) во всем мире растут «как грибы после дождя» [2]. Данная тенденция выделяется также в посвященных инновационному развитию высшего образования в Америке исследованиях Д.Дж. Стали, директора Центра Голдберга в Университете штата Огайо, и Д.А. Тринкла, проректора и главного научного сотрудника колледжа Харрисона. Исследователи видят перспективы развития высшей школы в США в партнерстве со странами-конкурентами, обмене опытом и создании собственных филиалов в других странах [4].

Связь с корпорациями заложила основу для усиления дифференциации институтов высшего образования. Создание колледжей и университетов, осуществляющих профессиональную подготовку для крупных корпораций, таких как “Xerox PARC”, “McDonalds”, позволит обеспечить кадрами эти компании и удовлетворить спрос абитуриентов и их родителей, а также государства, нацеленного на реализацию многообразных экономических, социальных и духовно-культурных целей.

Как отмечают Д.Дж. Стали и Д.А. Тринкл, в ближайшие годы будет наблюдаться еще большая сегментация, которая объясняется тем, что крупные компании заинтересованы в высококвалифицированных кадрах и нацелены на поддержание талантливых исследователей, интегрирующих науку, инновации и рынок труда.

Подводя итог вышесказанному, необходимо отметить, что развитие высшего образования в США происходило под влиянием экономического и политического факторов. Производственные отношения определили доминирующие позиции частного сектора в американском высшем образовании. Его доминирование закрепил существенный фактор - участие крупных монополий. Укрупнение и консолидация промышленных компаний стимулировали дальнейший рост американской индустрии, крупного бизнеса и высшего образования. Рост населения, развитие монополий, интерес частных предпринимателей к инновационным технологиям, внедрению их в производство и развитию международных связей явились важными фак-

торами в формировании и дифференциации высших учебных заведений.

литература

1. Алтунина В.В. Государственное и частное образование: мировой опыт и российские реалии // Высшее образование сегодня. 2011. №4.

2. Альтбах Ф. Есть ли будущее у зарубежных университетов? [Электронный ресурс]. URL: http://www.ihe.nkaoko.kz/archive (дата обращения:

25.10.2013).

3. Бекер Р. Филиалы зарубежных университетов: новые тенденции и направления [Электронный ресурс]. URL: http://www.ihe.nkaoko.kz/archive (дата обращения: 25.10.2013).

4. Staley D.J., Trincle D.A. The Changing Landscape of Higher Education [Электронный ресурс]. URL: www.educause.edu (дата обращения:

11.12.2013).

5. Последствия финансового кризиса для высшего образования США [Электронный ресурс]. URL: http://www.ihe.nkaoko.kz/archive (дата обращения: 23.10.2013).

* * *

1. Altunina V.V. Gosudarstvennoe i chastnoe obrazovanie: mirovoy opyit i rossiyskie realii // Vyisshee obrazovanie segodnya. 2011. №4.

2. Altbah F. Est li buduschee u zarubezhnyih uni-versitetov? [Elektronnyiy resurs]. URL: http://www. ihe.nkaoko.kz/archive (data obrascheniya: 25.10.2013).

3. Beker R. Filialyi zarubezhnyih universitetov: novyie tendentsii i napravleniya [Elektronnyiy resurs]. URL: http://www.ihe.nkaoko.kz/archive (data obra-scheniya: 25.10.2013).

4. Staley D.J., Trincle D.A. The Changing Landscape of Higher Education [Elektronnyiy resurs]. URL: www.educause.edu (data obrascheniya: 11.12.2013).

5. Posledstviya finansovogo krizisa dlya vyis-shego obrazovaniya SShA [Elektronnyiy resurs]. URL: http://www.ihe.nkaoko.kz/archive (data obrascheniya:

23.10.2013).

Peculiarities and basic tendencies of development of the USA higher school

There is given the retrospective analysis of establishment and development of the system of the USA higher school. Based on the premises at different historic stages there is considered the social and economic conditionality, marked out the structural peculiarities of the USA higher school. There are noted the main tendencies of development of the USA higher education at the modern stage.

Key words: higher education in the USA, structure of the USA higher school, tendencies of development.

(Статья поступила в редакцию 10.01.2014)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.