Проблемы развития санаторно-курортного и туристско-рекреационного комплекса Кавказских минеральных вод
Нагоев Алим Бесланович Доктор экономических наук Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова
Аннотация
Реформирование российской экономики привело к появлению негативных тенденций функционирования санаторно-оздоровительных организаций. Прекратило существование общегосударственная система реализации санаторно-оздоровительных услуг. Перед санаторно-курортными учреждениями встала задача по адаптации к условиям рыночных отношений. Отсутствие нормативно-законодательных актов способствовало развитию стихийного процесса приватизации и акционирования санаториев, что разрушило систему функционирования и снижение финансирования санаторно-курортного комплекса, и поставило перед ними ряд проблем, без решения которых невозможно их эффективное функционирование.
Ключевые слова: рекреация, туризм, рекреационный комплекс,
инфраструктура туризма
Problems of development of a sanatorium and tourist complex of the Caucasian
mineral waters
The abstract
Reforming of the Russian economy has led to occurrence of negative tendencies of functioning of the sanatorno-improving organizations. Has stopped existence nation-wide system of realization of sanatorno-improving services. Before resort establishments there was a problem on adaptation to conditions of market relations. Absence of acts promoted development of spontaneous process of privatization that has destroyed system of functioning and decrease in financing of a resort complex, and has put before them a number of problems without which decision their effective functioning is impossible.
Keywords: a recreation, tourism, a recreational complex, tourism
infrastructure
Общеизвестно, что туристско-рекреационная индустрия, являясь одним из наиболее динамичных секторов мировой экономики, оказывает стимулирующее воздействие на развитие ключевых отраслей (транспорт и связь, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления), оцениваемое значимым мультипликативным эффектом, который выступает катализатором социально-экономического развития, прямо и косвенно способствует повышению качества жизни населения.
Современное развитие мирового сообщества, связанное с инновационными преобразованиями в организации труда и досуга, привело к новому пониманию не только структуры, но, в первую очередь, общественной значимости рекреационного туризма, его роли в воспроизводстве человеческого потенциала.
Туризм, в том числе и рекреационный, является одной из наиболее доходных и интенсивно развивающихся отраслей мирового хозяйства. К началу третьего тысячелетия на долю международного туризма приходилось 8% общего объема мирового экспорта и 30-35% мировой торговли услугами. Общие расходы на внутренний и международный туризм составляют 12% мирового национального продукта. Например, в 2003 году европейские страны по оценкам Всемирной туристской организации (ВТО) в целом получили от туризма 476,0 млрд. долларов США (57% мирового дохода от индустрии туризма). По этим же данным, доходность средств, вложенных в развитие туризма, составляет 1:4,8, т.е., один рубль дает доход в 4,8 рубля, что делает туризм рентабельной отраслью1.
Ранее государство осуществляло единую политику развития санаторно-курортного комплекса, которая была рассчитана на массового потребителя, при этом массовость достигалась хорошо отработанной системой финансирования. Финансирование развития санаторно-курортного
1 О туризме в России. Регионы России. Северный Кавказ - Режим доступа: http://www.russiatourism.ru/ 03.09.2011
комплекса осуществлялось как за счет госбюджета, так и за счет фондов предприятий и других нецентрализованных источников.
В последние десятилетия реформирование российской экономики привело к изменению организационно-правовых форм собственности санаторно-оздоровительных организаций. Прекратило существование общегосударственная система реализации санаторно-оздоровительных услуг. Перед санаторно-курортными учреждениями встала непростая задача по адаптации к условиям рыночных отношений, многие учреждения отрасли оказались неготовыми к наступившим преобразованиям. Отсутствие основополагающих государственно нормативно-законодательных актов способствовало развитию стихийного процесса приватизации и акционирования санаториев, которое разрушило систему функционирования и снижение финансирования санаторно-курортного комплекса 2.
Необходимость повышения эффективности рекреационной сферы с учетом общественно-политических и социальных тенденций становится в новых условиях задачей государственной важности. Значимость рекреационной деятельности на уровне отдельного индивида, группы и общества в целом сформулирована во многих программных документах государственного уровня. Являясь одной из важнейших отраслей социальной сферы, рекреация выступает, по существу, социокультурным инструментом в реализации политики государства.
Однако на сегодняшний день туристско-рекреационная сфера в нашей стране малоэффективна: инфраструктура изношена и медленно
реконструируется, в регионах слабо развиты условия для развития рынка санаторно-оздоровительных услуг, преобладают монополизм и устаревшие методы управления, как результат - высокая цена путевок при низком сервисе.
2 Поисеев И.И. Устойчивое развитие Севера. Новосибирск, изд-во «Наука», Сибирская издательская фирма РАН, 1999. С. 47-53.
Поэтому первая проблема и направление развития туристско-рекреационной сферы в регионах - это обеспечение доступности рекреационных услуг для населения. Вторая - это развитие туризма, повышение эффективности и конкурентоспособности туристско-рекреационных комплексов регионов. Работа по этим направлениям включает в себя создание современной туристической индустрии и развитие ее инфраструктуры. Необходимо разработать системную методологию, поддерживающую функции и процессы управления развитием региональных туристско-рекреационных комплексов, начиная от целеполагания, сбора и анализа информации, прогнозирования и планирования конъюнктуры макросреды, заканчивая выработкой управляющих воздействий и регулирующих процедур.
К настоящему времени в силу исторически сложившегося многолетнего антропогенного давления на природные лечебные ресурсы в регионе сформированы серьезные экологические проблемы. Еще в советский период в результате загрязнения грунтовых вод продуктами
жизнедеятельности на отдельных участках месторождений имели место факты загрязнения минеральных вод, формирующихся вблизи дневной поверхности. Некоторые из источников по санитарно-гигиеническим
соображениям были закрыты. Имеются факты нарушения природоохранного режима на территории зон горно-санитарной охраны курорта, в большей части связанные с высокой плотностью проживания, в том числе на особо охраняемых природных территориях (водоохранных зонах, зонах
формирования минеральных вод).
Проблемы санаторно-курортного комплекса. Существует значительное отставание курортов КМВ по уровню развития курортно-туристской инфраструктуры. При этом, речь идет не только о материально-технической базе (собственно инфраструктуре), но и о степени удовлетворения этой инфраструктурой культурно-досуговых потребностей отдыхающих. В частности, материально-техническая база многих учреждений комплекса
морально и физически устарела, недостаточный уровень развития инфраструктуры многих курортов, невысокий уровень обслуживания больных в ряде здравниц, имеет место самозахват участков территорий курортов и курортных местностей под частное строительство и нецелевое использование курортных земель, ослабление контроля за использованием природных лечебных ресурсов приводит к нерациональному расходованию ценнейших месторождений минеральных вод и лечебных грязей, с позиции современности высока актуальность разработки новых технологий и методик санаторно-курортного лечения и оздоровления пациентов с различными сроками пребывания на курорте, программ оценки их эффективности и качества, значительно сократилось проведение научно-исследовательских и производственных работ в области разведки и использования природных лечебных ресурсов, разработки и внедрения в практику современного технологического оборудования.
В регионе велика доля теневой экономики, что сдерживает рост налоговых поступлений. Крупными корпорациями проводится стратегия трансфертного ценообразования по "выводу" прибыли за пределы региона и минимизации налоговых платежей, уплачиваемых в региональный и муниципальные бюджеты. Медленно развивается инфраструктура как производственная, так и финансовых рынков. Ее несовершенство задает высокий уровень трансакционных издержек в экономике, препятствует слаженности и эффективности взаимодействия отдельных частей рыночного механизма. Недостаточно привлекательных объектов для инвестирования -предприятий, обладающих высоким потенциалом роста, собственники которых заинтересованы в привлечении инвесторов; низка активность стратегических инвесторов вследствие недостаточной информированности об инвестиционных возможностях региона; ограничен доступ к кредитным ресурсам и другим инструментам долгосрочного финансирования.
Одной из проблем в социальной сфере в том числе и демографии характеризуются тем, что за последние 15 лет в регион КМВ перебрались
около 200 тыс. чел. Миграционный приток обостряет социальные проблемы: бедность, занятость, обеспечение жильем и социальной инфраструктурой, на основе чего формируется и нарастает ксенофобия, особенно в отношении кавказских народов. Система социальной защиты населения региона КМВ испытывает серьезные проблемы с выполнением своих функций из-за недостаточного финансирования, плохого оснащения оргтехникой, компьютерами, программным обеспечением, недостатка квалифицированных кадров, отсутствием в ряде населенных пунктов стационарных учреждений социального обслуживания.
Требуют решения проблемы связанные с территориальным развитием и в частности транспортной и инженерной инфраструктуры. Отсутствует схема территориального планирования региона КМВ, которая необходима для обеспечения целостного развития территории особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации, рационального использования земельных ресурсов, транспортного и инженерного обеспечения, благоустройства, определения основных направлений градостроительной политики. Административное обособление городов Кавказских Минеральных Вод противоречит реально сложившейся экологоградостроительной обстановки.
Что касается транспортной и инженерной инфраструктуры, то на данный момент аэропорт "Минеральные Воды" не соответствует общеевропейским стандартам. Более, чем на 30% своей протяженности, параметры федеральных дорог не соответствуют достигнутому уровню интенсивности движения. Аналогичная ситуация с региональными и муниципальными автодорогами. Давно не осуществлялось строительство новых железных дорог на входах в регион КМВ для связи с наиболее развитыми регионами и центрами европейской части России, с курортами Черноморского побережья Краснодарского края и с крупнейшими городскими центрами побережья Каспийского моря
Таким образом, в целом наблюдается положительная динамика роста численности рекреантов как в целом по стране, так и, в регионе, улучшения использования коечного фонда. Вместе с тем, для исследуемых регионов характерны специфические особенности развития регионального рекреационного комплекса. Фирмы, к примеру, занятые эксплуатацией рекреационных структур в Приэльбрусье, Домбае, Теберде и Архызе, очень слабы как финансово, так и организационно, не способны ни масштабно инвестировать, ни обеспечить соответствующий уровень сервиса.
В регионах наблюдается высокая доля неконтролируемого госорганами оборота рекреационных услуг.
При рассмотрении нормативно-правовой базы и приоритетов государственного регулирования обнаруживается, что: не выделены
уровневые приоритеты (на федеральном, региональном и муниципальном уровнях); не заявлена приоритетность отраслей; отсутствуют критерии приоритетности; не указаны временные диапазоны приоритетности; не выделено кадровое, финансовое и информационное обеспечение; не определены ответственность и сроки выхода нормативно - правовых документов, раскрывающих приоритетность; не определен контролирующий орган по направлениям приоритетности.
Существуют факторы, препятствующие увеличению дохода санаторнотуристского комплекса регионов Юга России, к числу которых можно отнести: недостаточную государственную поддержку рекреации как сферы экономики; несовершенство системы учета и статистической отчетности; экономическую нестабильность; криминогенную ситуацию и несовершенную систему обеспечения безопасности, защиты личности и собственности; снижение уровня жизни населения, разрушение действовавшей ранее системы реализации путевок через профсоюзы и фонды социального страхования; недостаточное освещение рекреационных возможностей регионов в российских средствах массовой информации.
Рекреационная сфера может активизировать развитие исследуемых региональных экономик. Вместе с тем, нельзя забывать о антропогенных нагрузках на биосферу, вызванных развитием этой, может быть, относительно экологически чистой, но не экологически безущербной, отрасли. Существуют нормы антропогенной нагрузки для различных биогеоценезов в различных зонах страны. Однако, в реальности им мало следуют, вследствие чего рекреационное обслуживание негативно влияет на экологическое состояние природных комплексов регионов. С другой стороны развитие рекреационного бизнеса будет способствовать росту доходов и обеспечит существенную занятость населения этих субъектов.
Библиографический список
1. О туризме в России. Регионы России. Северный Кавказ - Режим доступа: http://www.russiatourism.ru/ 03.09.2011
2. Поисеев И.И. Устойчивое развитие Севера. Новосибирск, изд-во «Наука», Сибирская издательская фирма РАН, 1999. С. 47-53.
The bibliographic
1. About tourism in Russia. Regions of Russia. The North Caucasus - an access Mode: http://www.russiatourism.ru/ 03.09.2011
2. Poiseev I.I.sustainable development of the North. Novosibirsk, "Science", the Siberian book-publishing firm of the Russian Academy of Sciences, 1999. р. 4753.