Научная статья на тему 'Проблемы развития реставрации в Армении и пути их комплексного решения'

Проблемы развития реставрации в Армении и пути их комплексного решения Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
1
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
реставрация / консервация / ассоциация / выставка / реставрационная бумага / рукописи / памятники культуры / restoration / conservation / association / exhibition / restoration paper / manuscripts / cultural monuments

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Элиазян Гаяне Араратовна

В статье рассмотрены вопросы сохранности памятников мировой культуры, являющиеся в наше время весьма актуальными. Проблема сохранности национального наследия особенно остра в Армении, стране с древней культурой, с многочисленными артефактами, требующими изучения и сохранения. Пути решения проблем реставрации многогранны и требуют консолидации всех специалистов, занимающихся консервацией и реставрацией памятников культуры. С этой целью в Армении в 2023 г. была создана Ассоциация реставраторов Армении (АРА), задачей которой является содействие развитию профессиональной деятельности специалистов-реставраторов, повышению уровня их правовой и социальной защищенности, созданию научнотехнической базы в профильных учреждениях. В качестве первых шагов в популяризации деятельности специалистов-реставраторов АРА организовала выставку «Опережая время. Реставрация в Армении». Ее главной целью было показать важность научной реставрации в современном обществе, заключающейся в профессиональном грамотном подходе к консервации памятников культуры, обеспечивающем их дальнейшее существование без разрушений и передачу памяти прошлого потомкам. Сейчас Ассоциация включает в свою деятельность содействие работам реставраторов рукописного наследия в разработке малого производства реставрационной бумаги.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Элиазян Гаяне Араратовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Problems of Restoration Development in Armenia and their Comprehensive Solutions

The issues of preservation of world culture monuments are especially relevant in the context of the current historical situation. The problems of preserving the national heritage are exceptionally pressing in Armenia, one of the oldest cultures in the world with numerous artifacts that require care and research. Solutions to the problems in the field of restoration are versatile and require the consolidation of all specialists involved in the conservation and restoration of cultural heritage. For this purpose, the Association of Restorers of Armenia was established in 2023, which aims at promoting the development of professional activities of restorers, increasing the level of their legal and social protection, and creating of science and technology infrastructure in specialized institutions. As a first step in popularizing the activities of restorers ARA has organized the exhibition Facing the Past for the Future: Restoration in Armenia. The main objective of the exhibition was to show the importance of scientific restoration in modern society, which involves a professional and competent approach to conservation of cultural heritage ensuring the cultural monuments’ continued existence without the risk of destruction, and passing on the memory of the past to the future generations. Currently the Association provides assistance to restorers of written heritage in the development of a small-scale production of restoration paper.

Текст научной работы на тему «Проблемы развития реставрации в Армении и пути их комплексного решения»

УДК об

Г. А. Элиазян

Проблемы развития реставрации в Армении и пути их комплексного решения

В феврале 2023 г. по инициативе специалистов-реставраторов, занимающихся консервацией, реставрацией и охраной движимых памятников истории и культуры в Армении, была создана и начала свою деятельность Ассоциация реставраторов Армении (АРА) — общественная организация, президентом которой избрана заведующая реставрационным отделом Научно-исследовательского института древних рукописей имени Месропа Маштоца Гаяне Элиазян.

Подчеркивая качество и высокий уровень сохранения культурного наследия в Армении профессиональным сообществом, высоко оценивая роль консерваторов-реставраторов в этой области, своей основной целью организация считает анализ и оценку, фиксацию существующих профессиональных, научных, правовых вопросов в сфере консервации, реставрации и сохранения культурных ценностей в Армении. В частности, деятельность АРА посвящена подготовке специалистов-реставраторов в стране, разработке образовательных программ и их внедрению в университетскую систему, расширению и развитию профессиональной деятельности специалистов-реставраторов, а также повышению уровня их правовой и социальной защиты. Решение проблем, связанных с приобретением необходимых материалов и принадлежностей, технических средств для консервации, реставрации и сохранения культурных ценностей, тоже входит в сферу деятельности Ассоциации. Но наиболее актуальной является задача создания научно-технической базы и возможностей производства реставрационных материалов в стране.

АРА стремится быть площадкой профессиональной деятельности и дискуссий для всех организаций и частных лиц, работающих в области изучения, исследования, популяризации, реставрации, сохранения культурного наследия. Первым шагом ассоциации в этом направлении, при поддержке Министерства образования, науки, культуры и спорта Республики Армении, была организация масштабной выставки «Опережая время. Реставрация в Армении», посвященной искусству реставрации в Армении.

Задача выставки состояла в том, чтобы максимально подробно показать широкой публике профессиональные, этические, технические аспекты в области реставрации и разнообразие выполняемых работ.

В экспозиции представлен культурный срез почти в 5000 лет, иногда с попыткой провести параллели между разными эпохами, чтобы увидеть, какие общие черты могут связать Мецамор с ранним Средневековьем и так вплоть до эпохи Сарьяна. Для специалистов это прекрасная возможность провести аналитическое сравнение армянского искусства и эстетики разных эпох.

На выставке представлены экспонаты, отреставрированные специалистами различных учреждений культуры и музеев Армении за последние годы. Экспозиция охватывает широкий спектр жанров, включая живопись,

рукописное искусство и миниатюры, ковроделие и ювелирные, гончарные изделия и изделия из металла, текстиль и изделия из дерева.

Структуры, участвующие в выставке:

1) Научно-исследовательский институт древних рукописей им. Месропа Маштоца (Матенадаран);

2) Центр изучения историко-культурного наследия Армении;

3) Историко-археологический заповедник-музей «Эребуни»;

4) Музей истории Армении;

5) Национальная галерея Армении;

6) Национальный архив Армении;

7) Музеи Эчмиадзинского собора;

8) Служба охраны историко-культурных музеев-заповедников Армении.

Это первая попытка объединения в одной концепции нескольких реставрационных центров, которые представляют искусство реставрации древнейших артефактов.

Инициаторы идеи, учитывая содержание и функциональное предназначение места, рассматривали выставочные залы Матенадарана как выгодное экспозиционное пространство. Концепция выставки включала в себя демонстрацию поэтапной реставрации каждого образца, рабочего процесса, технических средств. В сопроводительных текстах представлена историческая значимость образца, специфика реставрационного процесса. В этом тоже есть символизм: организаторами выставки предпринята попытка показать публике диалог между реставратором и реставрируемым материалом.

В отличие от других подобных выставок, задача данной выставки состояла в том, чтобы представить реставратора как специалиста, включая его живое слово, наблюдения и опыт. Это было сделано с помощью видеофильма, который демонстрировался синхронно с экскурсиями, а также посредством организованных на базе Матенадарана встреч с реставраторами, работы, которых были представлены на выставке. Такой формат выставки оказался очень информативным и действенным, поскольку привлек внимание большого числа студентов и молодежи, еще не определившихся с выбором профессии.

В будущем силами ассоциации планируется издание иллюстрированного каталога с научными статьями о реставрации экспонатов и научными исследованиями.

Таким образом, можно сформулировать основные цели ассоциации:

1. Подчеркнуть роль реставрации в жизни страны.

2. Создать базу для профессионального объединения реставраторов.

3. Способствовать созданию и развитию отсутствующего на данный момент обучения реставрационному искусству в вузах страны.

4. Использовать возможности выставок для создания условий взаимного сотрудничества с международными специалистами в данной области.

Реставрация и консервация

Отсутствие реставрационных материалов в стране создает определенные трудности в повседневной работе реставраторов. В настоящее время есть немало специальных материалов и оборудования, позволяющих привести реставрационные работы в соответствие с современными требованиями, без которых они не могут быть конкурентоспособными и без которых не может быть гарантирована дальнейшая сохранность рукописей.

Армения имеет богатое древнее рукописное наследие. Рукописи уникальны не только как редчайшие образцы средневекового искусства, но и как образцы, содержащие технологические секреты, позволившие веками сохранять рукописные тексты и миниатюры. Однако армянские рукописи, разбросанные по миру из-за миграций армян, имеют множество проблем.

Научно-исследовательский институт древних рукописей имени Месропа Маштоца является одним из крупнейших хранилищ средневековых армянских рукописей и книг в мире. Ему поручено сохранять, восстанавливать, воспроизводить, покупать, каталогизировать, публиковать и распространять этот ценнейший фонд рукописного наследия. Но для этого необходимы специальные реставрационные бумаги, импортируемые почти всеми странами из Японии.

Японская реставрационная бумага производится из особых сортов растений и пользуется большим спросом во всем мире как самая качественная. В то же время цена такой бумаги очень высока, особенно для Армении, т. к. к номинальной цене прибавляются еще затраты на ввоз бумаги. Поэтому в рамках ассоциации предпринята попытка разработки технологии изготовления реставрационной бумаги из растений, произрастающих на Армянском нагорье, поскольку некоторые древесные породы армянской шелковицы (тутовника) могут полностью заменить сырье японской бумаги и стать основой для получения местной бумаги для реставрации. С этой целью в реставрационном отделе Матенадарана в 2018-2019 гг. были организованы мастер-классы по получению реставрационной бумаги, которые провел Гангольф Ульбрихт

из Германии, имеющий специальную мастерскую в Берлине1. Организация малого производства бумаги на базе Матенадарана облегчит реставраторам вопрос выбора различных типов бумаги. Указанное обстоятельство чрезвычайно важно для решения проблемы реставрации рукописных коллекций Матенадарана и всех профильных учреждений Армении.

Исследования состава бумаги средневековых армянских рукописей выявили определенную закономерность в составах бумаг, использованных в различных скрипториях и на территории Армении, и в других странах.

Как показали исследования состава бумаги армянских средневековых рукописей методом Герцберга [1], а также под микроскопом Dino light Dino Light AD 411377 3T-12 V (R4) (1,3 мегапиксель), она в основном состоит из волокон хлопка и пеньки.

Предварительные испытания физико-механических свойств (предел прочности, относительное удлинение) реставрационных бумаг, полученных на пилотной установке, продемонстрировали удовлетворительный результат, а экспериментальные реставрационные работы с помощью полученной бумаги — высокую сочетаемость средневековой бумаги с новой.

Однако организация производства реставрационной бумаги требует определенных вложений, которые не решить только силами Матенадарана, и Ассоциация реставраторов Армении как в данном случае, так и вообще рассматривает возможности поддержки проектов, направленных на развитие реставрационной науки и создания материально-технической базы реставрационных центров в республике.

Итак, все созданное человечеством постоянно нуждается в реставрации, поэтому ныне особенно важна консолидация всех структур, так или иначе участвующих в сохранности культурно-исторического наследия.

Литература

1. GOST 7505-85 Paper and board. Methods for determination of fibrous composition. 2019.

1 URL: https://papiergangolfulbricht.com/en/studio/ (дата обращения: 26.10.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.