УДК об
Г. А. Элиазян
Проблемы развития реставрации в Армении и пути их комплексного решения
В феврале 2023 г. по инициативе специалистов-реставраторов, занимающихся консервацией, реставрацией и охраной движимых памятников истории и культуры в Армении, была создана и начала свою деятельность Ассоциация реставраторов Армении (АРА) — общественная организация, президентом которой избрана заведующая реставрационным отделом Научно-исследовательского института древних рукописей имени Месропа Маштоца Гаяне Элиазян.
Подчеркивая качество и высокий уровень сохранения культурного наследия в Армении профессиональным сообществом, высоко оценивая роль консерваторов-реставраторов в этой области, своей основной целью организация считает анализ и оценку, фиксацию существующих профессиональных, научных, правовых вопросов в сфере консервации, реставрации и сохранения культурных ценностей в Армении. В частности, деятельность АРА посвящена подготовке специалистов-реставраторов в стране, разработке образовательных программ и их внедрению в университетскую систему, расширению и развитию профессиональной деятельности специалистов-реставраторов, а также повышению уровня их правовой и социальной защиты. Решение проблем, связанных с приобретением необходимых материалов и принадлежностей, технических средств для консервации, реставрации и сохранения культурных ценностей, тоже входит в сферу деятельности Ассоциации. Но наиболее актуальной является задача создания научно-технической базы и возможностей производства реставрационных материалов в стране.
АРА стремится быть площадкой профессиональной деятельности и дискуссий для всех организаций и частных лиц, работающих в области изучения, исследования, популяризации, реставрации, сохранения культурного наследия. Первым шагом ассоциации в этом направлении, при поддержке Министерства образования, науки, культуры и спорта Республики Армении, была организация масштабной выставки «Опережая время. Реставрация в Армении», посвященной искусству реставрации в Армении.
Задача выставки состояла в том, чтобы максимально подробно показать широкой публике профессиональные, этические, технические аспекты в области реставрации и разнообразие выполняемых работ.
В экспозиции представлен культурный срез почти в 5000 лет, иногда с попыткой провести параллели между разными эпохами, чтобы увидеть, какие общие черты могут связать Мецамор с ранним Средневековьем и так вплоть до эпохи Сарьяна. Для специалистов это прекрасная возможность провести аналитическое сравнение армянского искусства и эстетики разных эпох.
На выставке представлены экспонаты, отреставрированные специалистами различных учреждений культуры и музеев Армении за последние годы. Экспозиция охватывает широкий спектр жанров, включая живопись,
рукописное искусство и миниатюры, ковроделие и ювелирные, гончарные изделия и изделия из металла, текстиль и изделия из дерева.
Структуры, участвующие в выставке:
1) Научно-исследовательский институт древних рукописей им. Месропа Маштоца (Матенадаран);
2) Центр изучения историко-культурного наследия Армении;
3) Историко-археологический заповедник-музей «Эребуни»;
4) Музей истории Армении;
5) Национальная галерея Армении;
6) Национальный архив Армении;
7) Музеи Эчмиадзинского собора;
8) Служба охраны историко-культурных музеев-заповедников Армении.
Это первая попытка объединения в одной концепции нескольких реставрационных центров, которые представляют искусство реставрации древнейших артефактов.
Инициаторы идеи, учитывая содержание и функциональное предназначение места, рассматривали выставочные залы Матенадарана как выгодное экспозиционное пространство. Концепция выставки включала в себя демонстрацию поэтапной реставрации каждого образца, рабочего процесса, технических средств. В сопроводительных текстах представлена историческая значимость образца, специфика реставрационного процесса. В этом тоже есть символизм: организаторами выставки предпринята попытка показать публике диалог между реставратором и реставрируемым материалом.
В отличие от других подобных выставок, задача данной выставки состояла в том, чтобы представить реставратора как специалиста, включая его живое слово, наблюдения и опыт. Это было сделано с помощью видеофильма, который демонстрировался синхронно с экскурсиями, а также посредством организованных на базе Матенадарана встреч с реставраторами, работы, которых были представлены на выставке. Такой формат выставки оказался очень информативным и действенным, поскольку привлек внимание большого числа студентов и молодежи, еще не определившихся с выбором профессии.
В будущем силами ассоциации планируется издание иллюстрированного каталога с научными статьями о реставрации экспонатов и научными исследованиями.
Таким образом, можно сформулировать основные цели ассоциации:
1. Подчеркнуть роль реставрации в жизни страны.
2. Создать базу для профессионального объединения реставраторов.
3. Способствовать созданию и развитию отсутствующего на данный момент обучения реставрационному искусству в вузах страны.
4. Использовать возможности выставок для создания условий взаимного сотрудничества с международными специалистами в данной области.
Реставрация и консервация
Отсутствие реставрационных материалов в стране создает определенные трудности в повседневной работе реставраторов. В настоящее время есть немало специальных материалов и оборудования, позволяющих привести реставрационные работы в соответствие с современными требованиями, без которых они не могут быть конкурентоспособными и без которых не может быть гарантирована дальнейшая сохранность рукописей.
Армения имеет богатое древнее рукописное наследие. Рукописи уникальны не только как редчайшие образцы средневекового искусства, но и как образцы, содержащие технологические секреты, позволившие веками сохранять рукописные тексты и миниатюры. Однако армянские рукописи, разбросанные по миру из-за миграций армян, имеют множество проблем.
Научно-исследовательский институт древних рукописей имени Месропа Маштоца является одним из крупнейших хранилищ средневековых армянских рукописей и книг в мире. Ему поручено сохранять, восстанавливать, воспроизводить, покупать, каталогизировать, публиковать и распространять этот ценнейший фонд рукописного наследия. Но для этого необходимы специальные реставрационные бумаги, импортируемые почти всеми странами из Японии.
Японская реставрационная бумага производится из особых сортов растений и пользуется большим спросом во всем мире как самая качественная. В то же время цена такой бумаги очень высока, особенно для Армении, т. к. к номинальной цене прибавляются еще затраты на ввоз бумаги. Поэтому в рамках ассоциации предпринята попытка разработки технологии изготовления реставрационной бумаги из растений, произрастающих на Армянском нагорье, поскольку некоторые древесные породы армянской шелковицы (тутовника) могут полностью заменить сырье японской бумаги и стать основой для получения местной бумаги для реставрации. С этой целью в реставрационном отделе Матенадарана в 2018-2019 гг. были организованы мастер-классы по получению реставрационной бумаги, которые провел Гангольф Ульбрихт
из Германии, имеющий специальную мастерскую в Берлине1. Организация малого производства бумаги на базе Матенадарана облегчит реставраторам вопрос выбора различных типов бумаги. Указанное обстоятельство чрезвычайно важно для решения проблемы реставрации рукописных коллекций Матенадарана и всех профильных учреждений Армении.
Исследования состава бумаги средневековых армянских рукописей выявили определенную закономерность в составах бумаг, использованных в различных скрипториях и на территории Армении, и в других странах.
Как показали исследования состава бумаги армянских средневековых рукописей методом Герцберга [1], а также под микроскопом Dino light Dino Light AD 411377 3T-12 V (R4) (1,3 мегапиксель), она в основном состоит из волокон хлопка и пеньки.
Предварительные испытания физико-механических свойств (предел прочности, относительное удлинение) реставрационных бумаг, полученных на пилотной установке, продемонстрировали удовлетворительный результат, а экспериментальные реставрационные работы с помощью полученной бумаги — высокую сочетаемость средневековой бумаги с новой.
Однако организация производства реставрационной бумаги требует определенных вложений, которые не решить только силами Матенадарана, и Ассоциация реставраторов Армении как в данном случае, так и вообще рассматривает возможности поддержки проектов, направленных на развитие реставрационной науки и создания материально-технической базы реставрационных центров в республике.
Итак, все созданное человечеством постоянно нуждается в реставрации, поэтому ныне особенно важна консолидация всех структур, так или иначе участвующих в сохранности культурно-исторического наследия.
Литература
1. GOST 7505-85 Paper and board. Methods for determination of fibrous composition. 2019.
1 URL: https://papiergangolfulbricht.com/en/studio/ (дата обращения: 26.10.2023).