УДК 334.73.021 : 330.101 Воробьева Елена Геннадьевна
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики кооперации и предпринимательства
Саранского кооперативного института (филиала) Российского университета кооперации [email protected]
Пониматкина Людмила Александровна
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики кооперации и предпринимательства
Саранского кооперативного института (филиала) Российского университета кооперации [email protected]
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ «ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА» В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Vorobyova Elena Gennadyevna
PhD in Economics, Assistant Professor, Cooperation and Business Economics Department, Saransk Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation [email protected]
Ponimatkina Lyudmila Aleksandrovna
PhD in Economics, Assistant Professor, Cooperation and Business Economics Department, Saransk Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation [email protected]
THE PROBLEMS OF THE CONSUMER COOPERATION DEVELOPMENT IN CONDITIONS OF INFORMATION SOCIETY FORMATION IN THE RUSSIAN FEDERATION
Аннотация:
Статья посвящена анализу проблем современного развития российской потребительской кооперации, как одного из внутренних резервов повышения эффективности экономики в условиях формирования «информационного общества», что определяет ее актуальность. Проведенное исследование позволяет утверждать, что все существующие проблемы кооперации сегодня не являются непреодолимым препятствием для ее развития, а только стимулируют его. Предлагается группировка проблем; обосновывается необходимость возрождения потребительской кооперации путем информатизации и диверсификации с участием в формировании рынка информационно-коммуникационных технологий; востребованность ее в перспективе «информационного общества».
Ключевые слова:
проблемы, информационное общество, информатизация, потребительская кооперация, развитие, анализ, группировка, Россия.
Summary:
The article deals with the problems of current development of the consumer cooperation in Russia, as one of the internal resources increasing the economic efficiency in the conditions of information society formation, which determines the relevance of the research. The study shows, that all the existing problems of the cooperation don’t interfere with its development, and even create favourable conditions for it. The authors present a classification of the problems, and substantiate the necessity for revival of the consumer cooperatives by informatization and diversification, with application of information-communication technologies in the market development. The demand for the consumer cooperation in the information society is discussed in the study.
Keywords:
problems, information society, informatization, consumer cooperation, development, analysis, classification, Russia.
Человечество 22 июля 2000 г. сделало выбор в пользу построения глобального «информационного общества», основанного на всеобщем и повсеместном использовании информационнокоммуникационных технологий (далее - ИКТ) и достижении соответствующего уровня развития «человеческого капитала», обладающего высокой информационной культурой. Тогда лидерами стран «Большой Восьмерки» была подписана Окинавская хартия [1], определяющая основные направления развития общества и призванная активизировать научно-технический прогресс в рамках международного сообщества с помощью ИКТ.
С тех пор прошло вот уже 13 лет, а процессы информатизации протекают в России в соответствии с государственной программой Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 гг.)» [2] непросто и не безболезненно, практически во всех отраслях и сферах экономики. Это связано со многими факторами, определяющими из которых можно считать: недостаток финансовых ресурсов, специалистов в сфере информатизации, молодой и несформированный рынок ИКТ, а также низкий уровень информационной культуры у большинства населения страны [3]. Тем не менее, этот «процесс становления информационного общества <...> обуславливает экономические и технологические изменения и, следовательно, развитие экономики нового типа (“новой экономики”)» [4, с. 4].
Какова роль кооперации в «информационном обществе»? Нужна ли она в таком научнотехнически развитом обществе? Не исчезнет ли она совсем в связи с быстрыми темпами разруши-
тельной дезинтеграции в системе, и не будет ли восприниматься потомками как «уникальное явление прошлого столетия»? Действительно, в России сегодня можно констатировать стойкий спад кооперативного движения, а проблемы с каждым годом становятся все глубже [5; 6]. В связи с этим в современной России, готовящейся к созданию «информационного общества» анализ проблем современного развития потребительской кооперации представляется актуальным и своевременным. Ответам на эти вопросы и анализу существующих проблем современного развития потребительской кооперации в России с учетом глобализации и курса на «информационное общество» посвящается данная статья.
Несмотря на некоторое увеличение совокупного объема деятельности потребительской кооперации России за 5 лет (с 2007 по 2011 г.) [7], а также, на присущий многим ученым оптимизм, следует отметить, что все долгосрочные тенденции развития - с отрицательными значениями. Так, анализ современного развития потребительской кооперации России на протяжении последних 10 лет (с 2002 по 2012 г.) это доказывает. Например, сокращение численности пайщиков за этот период на 10 млн чел., то есть 1 млн чел. в среднем в год [8, с. 32]. Из общей численности организаций, зарегистрированных на 01.01.2013 г. только 1,75 % зарегистрированы как потребительские кооперативы [9]. «За последние 10 лет среднегодовая численность работников в потребительской кооперации сократилась в 1,7 раза, количество розничных торговых предприятий (магазинов) - в 1,9 раз, предприятий общепита - в 1,4 раза, овощехранилищ - в 5,3 раза, приемно-заготовительных пунктов - в 2 раза, промышленных предприятий (цехов) - в 1,2 раза» [10, с. 450].
При молчаливом согласии государства произошла прямая приватизация собственности потребительской кооперации. Кооперативная организация постепенно превращается в обычное коммерческое предприятие. Не реанимирует ситуацию даже диверсификация деятельности, о которой говорится больше, чем эффект, который она дает в силу своих ограниченных масштабов применения. Еще следует отметить сокращение количества организаций потребительской кооперации, входящих в состав Центросоюза: за 2008-2010 гг. в среднем в год на 200 организаций (если в 2008 г. их насчитывалось 3 299, то в 2010 г. - 2 902, что меньше почти на 400 [11]). Также имеет место перекос в сторону розничной торговли в отраслевой структуре; неравномерность развития по регионам и т.д.
Все это указывает на необходимость кардинальных перемен на концептуальном уровне, на уровне смены парадигмы развития российской потребительской кооперации. Не случайно, в последнее время стали появляться новые работы, направленные на ее совершенствование и развитие.
Анализ современных проблем развития потребительской кооперации в России в условиях подготовки к «информационному обществу» позволил сгруппировать основные из них по принципу «уровень решения» в следующие группы: макроэкономический (на уровне всей экономики), мезоэко-номический (внутриотраслевые, внутрисистемные проблемы), микроэкономический (действующие на уровне предприятия) уровни. Таким образом, в эпоху создания «информационного общества» основными проблемами развития современной потребительской кооперации в России являются следующие (таблица 1).
Как видно из таблицы, большая часть всех проблем (65 %) приходится на мезоуровень (мы выделяем 23 пункта), на втором месте - макроэкономический уровень - составляет 25 % (9 пунктов), уровень предприятия - микроуровень - насчитывает всего 4 пункта (или 10 %). Таким образом, решение большинства проблем потребкооперации находится на мезоуровне, то есть являются внутрисистемными. В связи с этим нужно отметить большую роль Центросоюза в решении данных проблем, а также в его диалоге с органами власти, представителями бизнеса и населением.
Все существующие проблемы сегодня не являются непреодолимым препятствием для развития потребительской кооперации, а только стимулируют его, заставляют совершенствовать подходы и методы организации и функционирования. Так, В.Г. Егоров пишет: «Исторический опыт развития кооперации на российской почве свидетельствует о глубокой укорененности коллективной организации в социуме, российской ментальности и культурной традиции, что, безусловно, составляет весомый ресурс современного возрождения кооперативного сектора» [13]. Для этого необходимо совершенствовать экономическую теорию, разрабатывать новые ее положения в части кооперации - экономическую теорию кооперативного движения «информационного общества», с которой можно будет начинать возрождение системы потребительской кооперации, модернизированной и востребованной, в контексте развития «информационного общества». На сегодняшний момент создание развитого рынка ИКТ в стране - одно из условий готовности к глобальному информационному обществу. Рынок, как известно, обеспечивается наличием как предложения объекта купли-продажи (товаров и услуг), - в данном случае, ИКТ, так и спроса на него. Спрос обеспечивается информационной культурой населения и руководителей предприятий, а предложение - производством ИКТ.
Таблица 1 - Группировка проблем современного развития потребительской кооперации в РФ в условиях формирования «информационного общества»______________________
№ п/п Проблемы развития
1. Макроэкономический уровень (на уровне всей экономики)
1.1. Проблема взаимодействия и гармонизации экономических интересов государства, местных властей и потребительской кооперации
1.2. Недооценка роли развития потребительской кооперации, ее потенциала
1.3. Государство не воспринимает потребительскую кооперацию как потенциально эффективного равноправного делового партнера (как во многих зарубежных странах)
1.4. Неравномерность развития по регионам
1.5. Неэффективность отраслевой структуры системы в целом
1.6. Коммерциализация организаций потребительской кооперации
1.7. Вынужденная конкуренция с частником, делающего «накрутку» до 40-50 % на свой товар
1.8. Низкие доходы сельского населения (кооперация до 80 % обслуживает село)
1.9. Неразвитость инфраструктуры, в том числе кооперативной
2. Мезоэкономический уровень (внутрисистемные проблемы)
2.1. Отсталость теоретической базы кооперации
2.2. Несовершенство нормативно-правового регулирования
2.3. Возникновение и усиление дезинтеграционных процессов
2.4. Утрата экономических, транспортных, финансовых, информационных связей
2.5. Недостаток навыков хозяйственного самоуправления у сельских жителей, отсутствие у них знаний о роли и значимости кооперативов
2.6. Неподготовленность руководителей и специалистов в кооперативных объединениях
2.7. Отсутствие стратегического управления со стороны потребсоюзов
2.8. Неразвитость системы рыночной информированности
2.9. Несогласованность интересов участников кооперативных объединений
2.10. Низкий уровень квалификации кадров в условиях рыночной экономики; низкое качество подготовки кооперативных кадров
2.11. Отсутствует сотрудничество потребительских обществ с вузами по подготовке квалифицированных кадров
2.12. Устойчивое сокращение численности пайщиков
2.13. Недостаточное взаимодействие с сельскохозяйственными кооперативами, с личными подсобными хозяйствами в организации цепочки от поля до прилавка в сельском хозяйстве [12]
2.14. Устаревание кадров, низкие зарплаты (в 2,5 раза ниже, чем по экономике в целом)
2.15. Слабое вовлечение молодежи в трудоустройстве в организациях потребительской кооперации
2.16. Недостаточная диверсификация деятельности, в частности, не все реализованы возможности в сфере услуг, забытых производств и кустарных промыслов
2.17. Недоразвитие и слабая организация заготовительной деятельности
2.18. Разинтегрированность в вопросах логистики, единой системы товарного обеспечения
2.19. Отсутствие интеграции в виде кластеров, торговых оптово-розничных сетей и т.п.
2.20. Недостаточное оснащение хозяйственной деятельности средствами ИКТ
2.21. Низкий уровень инновационной составляющей в деятельности организаций потребительской кооперации
2.22. Отсутствие единой ИТ-платформы для кооперативных организаций, которая бы способствовала быстрому распространению инновационных процессов
2.23. Отсутствие мониторинга в вопросах развития инноваций в кооперативном секторе и обмена опытом по этим вопросам
3. Микроэкономический уровень (действующие на уровне предприятия)
3.1. Слабая материально-техническая база
3.2. Низкая информационная обеспеченность
3.3. Не используются современные способы торговли, такие как: электронная торговля, интернет-магазин
3.4. Низкоэффективная деятельность
Потребительская кооперация, в условиях формирования «информационного общества», идя в ногу со временем, должна обеспечивать ликвидацию информационной безграмотности своих работников, прежде всего, пайщиков, и техническое оснащение хозяйственных процессов современными IT-продуктами. В связи с этим, Центросоюзу поручено разработать и перейти на единую автоматизированную IT-платформу для торговых предприятий [14].
Спасительный курс на диверсификацию может набрать новые обороты благодаря участию российской потребительской кооперации в процессах информатизации, в частности, в формировании рынка IT-отрасли по примеру кооператоров США. Там в состав Союза кооператоров США (CFA) входят телекоммуникационные кооперативы, «обеспечивающие электроэнергией и телефонной связью более чем 30 млн чел. теле- и радио услугами по конкурентным ценам; электроэнергетические
кооперативы, созданные гражданами Америки в штатах, где отсутствуют должные энергетические услуги; телефонные кооперативы, обеспечивающие сельских жителей Америки телекоммуникационными услугами, которые по качеству сопоставимы с услугами, предоставляемыми городским жителям, по разумной цене.» [15].
Требование времени - перестройка российской потребительской кооперации в процессе подготовки к «информационному обществу». Процессы информатизации общества и его кооперирование должны идти параллельно, дополнять друг друга, это оба проблемные, но необходимые для развития «общества будущего» процессы. Кооперация в России всегда останется востребованной, и эта востребованность будет только возрастать, однако, она нуждается в перестройке на демократических принципах, на принципах саморегуляции, отвергая все попытки использовать «кооперативную вывеску» с целью получения от государства преференции в предпринимательской деятельности [16].
Сегодня потребительская кооперация нуждается в современных средствах ИКТ, внедрении инновационных средств и методов, технологий современного менеджмента (кооперативный франчайзинг, бенчмаркинг и т.п.), торговой деятельности, рекламы и организации товароснабжения. Для осуществления этого необходимы средства новых пайщиков, которые будут работать в новых, хорошо оборудованных современных магазинах и за достойную зарплату, в составе которой скидки, бонусы на собственную продукцию и услуги. Необходимо увеличивать численность пайщиков кооперативных организаций. Кооперативные организации должны участвовать в интеграции, соблюдая внутрисистемный принцип: «В единстве - наша сила».
Будущему информатизированному обществу нужна такая же «информатизированная кооперация». Это и другие положения должна учитывать новая Концепция развития потребительской кооперации Российской Федерации, разработанная на долгосрочную перспективу. Она должна быть нацелена на преодоление всех проблем, с которыми сталкивается российская потребительская кооперация в своем развитии на пути к «информационному обществу».
Ссылки:
1. Окинавская хартия глобального информационного общества. 11Р1_: http://www.iis.ru/library/okinawa/charter.ru.html (дата обращения: 10.01.2014).
2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 г. № 1815-р «О государственной программе Российской Федерации “Информационное общество (2011-2020 годы)”».
3. Стратегия развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014-2020 гг. и на перспективу до 2025 г., утвержденная распоряжением Правительства РФ от 01.11.2013 г. № 2036-р.
4. Зинина Л.И. и другие. Развитие информационного общества. Саранск, 2010. 196 с.
5. Концепция развития потребительской кооперации до 2015 г. // Деловой вестник. 2008. № 4. С. 25.
6. Воробьева Е.Г., Пониматкина Л.А. Современное развитие организаций системы потребительской кооперации
Мордовпотребсоюза в Республике Мордовия // Теория и практика общественного развития. 2013. № 4. 11^1.:
http://www.teoria-practica.ru/-4-2013/economics/vorobyova-ponimatkina.pdf (дата обращения: 25.01.2014).
7. Воробьева Е.Г., Плеханова Е.А. Совершенствование отраслевой структуры потребительской кооперации системы Мордовпотребсоюза Республики Мордовия // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. 2013. № 3.
8. Ежегодный отчет комитета ТПП РФ по развитию потребительского рынка (итоги 2011 г. и перспективы 2012 г.). М., 2012.
9. Доклад «Социально-экономическое положение России». 11Р1_: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/ rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1140086922125 (дата обращения: 25.01.2014).
10. Егоров В.Г. Кооперация в современной России. СПб., 2013. 608 с.
11. Там же. С. 458.
12. Там же. С. 463.
13. Воробьева Е.Г., Ананьев М.А. Развитие организационно-экономического механизма взаимоотношений в системе агропромышленной кооперации: моногр. Саранск, 2010. 196 с.
14. Во главу угла - эффективность. 11Р1_: http://www.rus.coop/press_center/media_reports/detail.php?ID=116 (дата обращения: 24.03.2013).
15. Егоров В.Г. Указ. соч. С. 448.
16. Там же.