УДК 159.923
ББК 88.840 К 88 Л.Н. Кубашичева
Доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и педагогических технологий Адыгейского государственного университета; E-mail: [email protected]
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗА «Я» СТАРШЕКЛАССНИКОВ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
(Рецензирована)
Аннотация. Социальная и культурная роль сельской национальной школы в воспитании целостной личности в условиях свертывания социокультурной сферы села очень важна. В процессе становления личности недооценивание влияния других источников на её внутренний мир приводит к нивелированию ценностных ориентаций. Способность к обогащению мировоззренческой позиции личности и возможность использования образа «Я» в той степени, в какой человек познаёт и углубляет представление о себе, определяют активность личности и обеспечивают формирование установок на процессы её саморазвития, самоактуализации.
Ключевые слова: сельская национальная школа, образ «Я», Я-концепция, целостность личности, самооценка, саморазвитие.
L.N. Kubashicheva
Doctor of Pedagogy, Professor of Pedagogy and Pedagogical Technologies Department, Adyghe State University; E-mail: [email protected]
CHALLENGES IN "I" IMAGE DEVELOPMENT IN SENIORS AT RURAL NATIONAL SCHOOL
Abstract. The social and cultural role of rural national school in education of the integral personality in the conditions of the folding the sociocultural sphere of the village is very important. In the course of formation of the personality, underestimating the influence of other sources on the inner world leads to leveling of value orientations. Ability to enrichment of a world outlook of the personality and possibility of use of the "I" image in that degree, in what the person learns and deepens the idea of himself, defines activity of the personality and provides formation of attitudes on processes of self-development and selfactualization.
Keywords: rural national school, "I" image, I-concept, integrity of the personality, self-assessment, self-development.
Актуальность исследования. Педагогическая теория - своеобразная стратегия педагогической деятельности, оценивающая изменения культуры, социальных потребностей общества и предлагающая новые решения воспитательных проблем, новые подходы к организации жизни и деятельности воспитанников, их отношения к миру и к самим себе.
Современное российское общество предъявляет более высокие требования к результатам обучения и воспитания школьников, вследствие чего педагогическая теория и практика обогащаются новыми подходами к развитию воспитательно-образовательного пространства сельской школы. Введение Государственных образовательных стандартов нового поколения, выдвижение национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» стали следствием понимания этого.
Осознавая, что переходность современной эпохи ставит психолого-педагогические науки в чрезвычайно сложную ситуацию из-за отсутствия общенациональной идеи, несформированности в обществе целей образования, идеалов образованного человека, педагогическому сообществу необходимо разрабатывать стратегию действий, реализующих
данную проблему. Д.И. Фельдштейн по этому поводу отмечает: «Конвергенция, духовная интеграция, сотрудничество и взаимопонимание в глубоком осмыслении реальной действительности, в способности вырабатывать, четкую, научно обоснованную действенную стратегию - единственно возможный путь выживания и прогрессивного развития человеческого сообщества. И в этом плане проблемы организации образования становятся важнейшим компонентом развития общества, обеспечивая цель подготовки реального субъекта этого развития» [1, с. 2].
Современная сельская школа пытается с большей или меньшей активностью отвечать вызовам времени, изменяя содержание и способы своей работы по подготовке школьников к жизни. Она нуждается в особом внимании и в особой поддержке в ситуации, когда особенно обострились несоответствия и противоречия между:
- повышением социальной и культурной роли сельской национальной школы в условиях свертывания социокультурной сферы села и падением престижа педагогического труда;
- потребностями сельской национальной школы в инновационной деятельности, обеспечивающей её выживание и развитие, и отсутствием современной нормативно-правовой базы функционирования инновационных программ в образовательном учреждении;
- недостаточностью педагогических находок прошлого века для изменившегося мира и человека в нём и ограниченностью организационных форм воспитательной деятельности, недооцениванием влияния других источников на внутренний мир, нравственную позицию личности, становление человеческой сущности и отношение человека к самому себе;
- потребностями использования различных подходов по формированию у учащихся сельской национальной школы представления о многообразии культур в мире и России и отсутствием концепции воспитания позитивного отношения к культурным различиям, обеспечивающим феномен гражданственности.
Непроработанность этих проблем на уровне воспитательного идеала и системы общих целей образования и неудовлетворительное их решение в содержании организации учебновоспитательной работы чреваты накоплением социальных противоречий и являются показателем неадекватности школы её объективным социокультурным задачам.
Образование в социально-экономических условиях села выступает в качестве органического компонента жизненных отношений человека к миру, в итоге возрастает значение человекообразующей функции образования в саморазвитии личности. Развитие образа «Я» школьника сельской национальной школы в повседневной его жизни в образовательно-воспитательном пространстве предполагает обеспечение развития рефлексивных способностей человека к самопознанию, саморазвитию. Образование, с одной стороны, обогащает отношения человека с миром, а с другой - создаёт предпосылки для его саморазвития. Способность к обогащению предметной деятельности возможна в той степени, в какой человек познает и углубляет представление о своем «Я», именно самоанализ определяет активность личности.
Как научное понятие «образ «Я»» вошло в обиход специальной литературы сравнительно недавно, хотя это не означает, что оно ранее не изучалось. В 50-х годах ХХ века внимание западной научной общественности к проблематике человеческого «Я» и его уникальности резко возросло. Эта проблема заняла центральное место в так называемом гуманистическом или феноменологическом направлении западной психологии, представленном работами Р. Бернса, У! Джеймса, А. Маслоу, К. Роджерса, З. Фрейда, Э. Фромма, В. Франкла и других, которые выступили с абстрактно-антропологических, внеисторических позиций в понимании индивида и его личностного развития, обратившись к изучению собственно человеческих проявлений (эмоций, чувств, установок и т.п.).
Основной разработчик проблемы Р. Бернс определил Я-концепцию как совокупность всех представлений индивида о себе, сопряжённых с их оценкой. Описательную составляющую Я-концепции он предложил называть образом «Я» или картиной «Я». Составляющую, связанную с отношением к себе или к отдельным своим качествам, он называет самооценкой или принятием себя. Я-концепция, по Р Бернсу, в сущности,
определяет не только то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на своё деятельное начало и свои возможности в будущем. Однако расширенное толкование этого понятия лишает выводы конкретности, не позволяет достаточно содержательно охарактеризовать происходящие изменения в образе «Я». Р Бернс считает, что термин «образ «Я»» нередко употребляется в литературе как синоним Я-концепции, в чём он не совсем согласен и отмечает, что образ «Я» недостаточно передаёт динамический, оценочный, эмоциональный характер представлений о себе, что образ «Я» соответствует или отражает первую статистическую когнитивную составляющую Я-концепции [2].
Образ «Я» личности - это некое фундаментальное свойство человека, проявляющееся в его «способности занимать определенную позицию», быть «носителем сознания» (С.Л. Рубинштейн), выступать субъектом собственной жизни и событийности с другими личностями (В.И. Слободчиков), проявлять «надситуативную активность» (В.А. Петровский), находиться в диалоге с миром (Г.А. Ковалев), реализовывать себя в поступке (М.М. Бахтин) и др. Образ «Я» - некая целостность, являющаяся основанием всех остальных его свойств: когнитивных, эмоционально-волевых, поведенческих, обеспечивающих
социальный опыт человека, который обретается в его жизнедеятельности. Образ «Я» формируется субъектной деятельностью личности в контексте личностных смыслов и индивидуальности.
Осмысление развития образа «Я» школьников педагогическим коллективом в условиях сельской национальной школы требует повышения внимания ко всем граням личности школьника, которые можно развернуть вовне, но в той мере, в которой личность способна каждый момент жизни обеспечить самоорганизацию собственной жизнедеятельности. В самом деле, задатки, способности, базовые потребности, особенности морфологического строения, во многом обусловливающие ход развития, существуют объективно. Не менее существенно субъективное отношение к ним самого школьника, связанное с системой ценностей, уровнем самосознания, жизненными притязаниями и т.д. Именно отношения способны увеличить или уменьшить его потенциал развития, данный от природы (П.И. Пидкасистый), а субъективная реальность обеспечивает формирование активности по отношению к собственному развитию (И.А. Колесникова).
В личностно-ориентированном подходе к образовательно-воспитательной деятельности сельской школы развитие образа «Я» предстаёт как деятельность, в которой особая роль принадлежит педагогической поддержке и помощи в процессе самоорганизации и саморазвития личности. Диагностика образа «Я» предстаёт как средство понимания ребенка как своеобразного текста, с которым легко работать и учителю, и семье.
С целью выявления характеристик образа «Я» нами были обследованы в рамках проекта «Развитие образа «Я» старшеклассников в условиях сельской национальной школы» студенты первого курса Адыгейского государственного университета в сентябре 2013 г., чтобы представить картину развития образа «Я» обучающихся в сельских национальных школах Адыгеи. В исследовании участвовали 36 респондентов.
Исходя из цели нашего проектного исследования, для изучения психологических особенностей образа «Я» нами были использованы следующие методики: диагностическая методика В.И. Андреева «Оценка трудолюбия и работоспособности», которая помогла выявить уровень трудолюбия и работоспособности как одного из элементов когнитивной части образа «Я» личности; тест «Самооценка волевой регуляции» С.С. Гриншпуна, которая помогла выявить уровень формирования самооценки как одного из главных элементов Я-концепции личности; тест В.И. Андреева «Оценка способности к саморазвитию и самообразованию», который помог выявить стремление обучающихся к саморазвитию и самообразованию как одного из элементов эмоционально-волевой сферы старшеклассника
[3].
Нами были обработаны результаты тестирования по методике В.И. Андреева «Оценка трудолюбия и работоспособности» и выделены четыре уровня трудолюбия: низкий, средний, выше среднего, высокий, объединившие сходные показатели. Получены следующие
результаты: высокий уровень показали 12,2% респондентов, выше среднего - 20,4%, средний уровень - 46,2%, низкий уровень - 21, 2% респондентов.
Проведенное исследование показало, что уровень процессов трудолюбия и работоспособности личности выпускников сельской национальной школы по своим критериальным показателям не может удовлетворять, так как именно умение трудиться в сельских условиях - важная ценностная характеристика. Результаты исследования таких особенностей развития образа «Я», как трудолюбие и работоспособность, обеспечивающих субъективную деятельность, в основе которой находится осмысление и осознание собственных действий и их организация, подтвердили необходимость качественного изменения образа «Я» личности при условии систематического органичного включения её в реализацию процессов самоизменения.
Несмотря на то, что сознание ориентировано во внешний мир, а самосознание -внутрь человеческой психики, можно говорить о том, что и сознание, и самосознание призваны совершенствовать основное и главное предназначение человека - его внешнюю созидательную, преобразующую деятельность. И если сознание, познавая мир, делает более гибким, целесообразным и эффективным внешненаправленную деятельность, то самосознание, обращённое внутрь физической и психической сущности человека, стремится повысить продуктивность и надёжность человека как системы, действующей в предметном мире. Именно поэтому совершенствование человека как самоорганизующейся и самопрограммирующейся личности возможно только при одном условии - непременном развитии самосознания и развитого уровня трудолюбия.
Результаты тестирования по методике «Самооценка волевой регуляции» позволили нам выделить также четыре уровня самооценки волевой регуляции: низкий, средний, выше среднего, высокий. Объединив сходные показатели, мы получили следующее: высокий уровень самооценки волевой регуляции проявили 26,5% опрашиваемых, выше среднего -26,5%, средний уровень -34,8 % (адекватная самооценка), ниже среднего - 12,2% респондентов.
Самооценка может быть адекватной, завышенной и заниженной. При явно завышенной самооценке человек:
а) приобретает комплекс превосходства («я самый правильный»), имеет идеализированное представление: о себе, о своих способностях и возможностях, о своей значимости для дела и для окружающих людей;
б) истолковывает свои слабые стороны как сильные, выдавая обычные агрессивность и упрямство за волю и решительность;
в) становится недосягаемым для других, «душевно глухим», теряет обратную связь с окружающими, не прислушивается к чужому мнению;
г) экстернален, свой неуспех связывает с внешними факторами, чужими происками, кознями, обстоятельствами - с чем угодно, но не с собой;
д) к критической оценке себя со стороны других относится с явным недоверием, относя всё это к придиркам и зависти;
е) как правило, ставит перед собой невыполнимые цели;
ж) имеет уровень притязаний, превышающий его реальные возможности;
з) легко приобретает такие черты, как высокомерие, зазнайство, неуживчивость, стремление к превосходству, грубости, агрессивности.
Адекватность самооценки определяется соотношением двух противоположных психических процессов в человеке:
а) познавательного, способствующего адекватности;
б) защитного, действующего в направлении, обратном действительности [2].
При явно заниженной самооценке человек:
а) обладает преимущественно тревожным, застревающим, типом, что и составляет психологическую базу такой самооценки;
б) как правило, не уверен в себе, застенчив, нерешителен, чрезмерно осторожен;
в) более остро нуждается в поддержке и одобрении окружающих, зависит от них;
г) слишком требователен к себе, окружающим, чрезмерно самокритичен, что приводит нередко к замкнутости, зависти, подозрительности;
д) имеет характерный внешний вид: голова чуть втянута в плечи, походка нерешительная, как бы вкрадчивая, при разговоре часто глаза отводит в сторону [2].
Защитный процесс объясняется тем, что в любом человеке заложено чувство самосохранения, которое в ситуациях самооценки действует в направлении самооправдания своего поведения и самозащиты внутреннего психологического комфорта.
Тест В.И. Андреева «Оценка способности к саморазвитию и самообразованию» включает 18 вопросов, каждый из которых имеет три варианта ответов. В свою очередь, каждый вариант ответа оценивается соответствующим баллом. По суммарному количеству баллов определялся уровень способности к саморазвитию и самообразованию. Нами были обработаны результаты тестирования и выделены пять уровней способности к саморазвитию и самообразованию: низкий, ниже среднего, средний, выше среднего, высокий. Были получены следующие результаты: высокий уровень способности к саморазвитию и самообразованию проявили 4% респондентов, выше среднего - 6%, средний уровень - 21%, ниже среднего - 50%, низкий уровень - 19% опрошенных.
Активность субъекта вызывается, прежде всего, потребностью в самореализации - в труде, любви, спорте и т.д. - и реализуется с помощью ориентации на собственные способности, возможности, мотивы. Поэтому в «Я-образе» ведущее место начинает занимать дифференцирующая (отличие от других) образующая «Я-концепции». Основой самоотношения становится потребность в самоактуализации. Осмысление и осознание собственных действий и их анализ подтверждают возможность качественного изменения образа «Я» личности при условии систематического органичного включения в процессы самореализации и саморазвития.
Таким образом, в целом хотелось бы отметить, что в современной сельской школе недостаточно проводится работа по развитию образа «Я» старшеклассников. В связи с этим всё актуальней становится потребность в системной организации педагогического процесса развития образа «Я» в сельской школе и создании психолого-педагогических условий для раскрытия внутреннего потенциала личности на основе изменения Я-концепции. Становится очевидной необходимость формирования ценностного отношения к своему образу «Я», способности к самопознанию, самоанализу и рефлексии. Образовательный процесс требует обновления не только содержания обучения, но и технологий самоизменения, самореализации личности. Необходимо дальнейшее развитие данного направления, создание коррекционной программы и проведение тренинговой работы со старшеклассниками с целью развития их образа «Я».
Данное обстоятельство требует осмысления концептуальных подходов при проектировании развития образа «Я» старшеклассников сельской национальной школы.
Примечания:
1. Фельдштейн Д.И. Проблемы психолого-педагогических наук в пространственно-временной ситуации 21 века: доклад на общем собрании РАО. М., 2012. С. 2.
2. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986. 422 с.
3. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1998. Кн. 2. 317 с.
References:
1. Feldstein D.I. Problems of psychological and pedagogical sciences in a spatio-temporal situation of the 21 century: the report in the RAO general meeting. M., 2012. P. 2.
2. Berns R. Development of the self-concept and education. M.: Progress, 1986. 422 pp.
3. Andreyev V.I. Pedagogy of creative self-development. The innovation course. Kazan: Kazan un-ty publishing house, 1998. Book 2. 317 pp.