УДК 378 ББК 74.580 К 88
Л.Н. Кубашичева
Доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и педагогических технологий Адыгейского государственного университета; E-mail: [email protected]
РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ Я-КОНЦЕПЦИИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ
(Рецензирована)
Аннотация. Статья раскрывает стратегию и направление развития профессиональной Я-концепции будущих педагогов, содержит авторский взгляд на организацию образовательной деятельности студентов по овладению регулятивными умениями средствами тренинговых технологий.
Ключевые слова: регулятивные умения, тренинговые технологии, развитие
профессиональной Я-концепции.
L.N. Kubashicheva
Doctor of Pedagogy, Professor of Pedagogy and Pedagogical Technology Department, Adyghe State University; E-mail: [email protected]
DEVELOPMENT OF THE PROFESSIONAL I-CONCEPT IN THE FUTURE TEACHERS
Abstract. The paper discloses the strategy and a direction of development of the professional I-concept in the future teachers. The work contains the author's view on the organization of educational activity of students in mastering regulatory abilities by means of training technologies.
Keywords: regulatory abilities, training technologies, development of the professional I-concept.
Модернизация российской системы образования привела к смене методологических, идеологических и профессиональных приоритетов в образовании, возникновению и распространению новой, постиндустриальной образовательной философии и новых образовательных ценностей, мощной волне инноваций, охватывающей образовательные системы всех уровней.
В современных условиях подготовка специалистов с высоким уровнем профессионализма и разностороннего личностного развития, способных к непрерывному самосовершенствованию, постоянному пополнению знаний не только о профессиональной деятельности, но и знаний о себе, о своем образе «Я» является одной из центральных задач вуза.
Современная педагогическая реальность определяет содержание теории и практики формирования и развития личностных и профессиональных качеств будущего педагога как субъекта педагогического процесса. Важно при этом иметь в виду, что субъектная проблематика начинает занимать одно из центральных мест в теоретико-прикладных исследованиях о человеке, в изучении психолого-педагогических механизмов личностного и профессионального развития.
Развитие профессиональной Я-концепции студентов в образовательном процессе вуза
- это взаимодействие двух развернутых во времени процессов: внутренне
детерминированного личностно-профессионального развития (самодвижения, в котором порождаются и реализуются потребности, мотивы, цели, задачи) и внешнего, по отношению к личности студента и к процессу его обучения. Идея развития профессиональной Я-концепции будущих педагогов заключается в том, что обучающийся рассматривается как носитель активности, индивидуального, субъектного опыта, стремящегося к раскрытию,
реализации и развертыванию своих внутренних потенциалов (гносеологического, аксиологического, коммуникативного, творческого).
Изучение научных источников показывает, что к настоящему времени мало разработана и изучена проблема развития Я-концепции будущих педагогов в системе высшего образования. Исследования данной проблемы с точки зрения развития способности к самопознанию, самоуправлению, самосовершенствованию и творческой самореализации в их интегрированном виде, характеризующих развивающуюся личность, сделаны В.И. Андреевым (1998), В.А. Вединяпиной (1998), А.И. Кочетовым (2000) и др. Так, А.И. Кочетов в своих исследованиях рассматривает Я-концепцию как системообразующий фактор становления творческой личности, формирования Я-концепции на основе поведенческих и нравственных качеств личности. [1].
Сущностная характеристика Я-концепции отражена в психологическом словаре следующим образом: «Я-концепция - относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит своё взаимодействие с другими людьми и относится к себе»» [2, с. 494]. Я-концепция - целостный процесс, хотя и не лишенный внутренних противоречий между Я-реальным и Я-идеальным» [3]. Я-концепция - важный структурный элемент психологического облика личности, складывающегоя в общении и деятельности, это идеальная представленность индивида в себе как в другом [4].
Анализ сущностных характеристик Я-концепции позволяет в качестве основных функций студента выделить следующее: самопознание (рефлексивная мыследеятельность, осознание себя самостоятельной личностью), самореализация (выявление и раскрытие своих сущностных сил), самооценка (сопоставление потенциала, стратегии, процесса и результата своей и других в учебно-профессиональной деятельности), самодетерминация (формирование ценностных представлений о себе), саморегуляция (управление собственным развитием).
При таком подходе среди актуальных проблем теории целостной личности оказываются вопросы, связанные с Я-концепцией, развивающейся личностью, ценностными ориентациями, ее психологической защитой и психическим здоровьем.
В связи с этим нужно подчеркнуть, что современность характеризуется прогрессивными изменениями условий жизни общества и окружающей среды, ростом интенсивности нервно-психической деятельности человека, требующей небывало высокий уровень психической пластичности и адаптивности. Человек в известных пределах сравнительно свободно приспосабливается к меняющимся условиям жизни, однако у него всегда имеются дополнительные внутренние резервы.
Профессия педагога, как никакая другая, нуждается в психологической помощи и поддержке, поскольку педагогическая профессия - напряженный труд, где есть необходимость снятия стресса, управления собой, регуляции взаимодействия в конкретных педагогических и социальных ситуациях.
Будущему педагогу необходимо научиться «работать» не только с привычными для педагогической деятельности понятиями (воспитание и обучение, их цели, принципы, содержание и методы), но также с категориями, придающими этим понятиям углубленный гуманистический смысл: «личностное творчество», «свобода», «культура взаимодействия и взаимопонимания», «творческое сотрудничество», «самоорганизация», «педагогическая поддержка саморазвития». Как отмечает Е.В. Крутых, такие качества, как четкость и ясность жизненных целей, высокая работоспособность, целеустремленность, решительность, выдержка и самообладание, инициативность и самостоятельность, творческое отношение к деятельности, способность принимать решения, способность к сотрудничеству, общительность и другие должны формироваться у современных студентов. Эти качества лежат в основе профессионального развития, построенного на принципе саморазвития, творческой самореализации [5].
В образовательном процессе вуза важной задачей является психологическая и
практическая подготовка студентов к дальнейшему самообразованию и саморазвитию; развитие сущностных сил и способностей, необходимых ему на сложном жизненном пути. В связи с этим развитие Я-концепции предполагает гармонизацию внутреннего мира с внешним, т.е. реализацию проблем «рассогласования».
Личность студента находится в состоянии самостроительства собственно профессиональной Я-концепции, что невозможно без определения целей саморазвития, самореализации как регулятива активности и продуктивности развития личности. Большую роль играет самостоятельная постановка целей в процессе самовоспитания. Она знаменует собой начало принципиально нового этапа в развитии личности и становится возможной лишь при достаточно высоком уровне самосознания. Формирование способности к целеполаганию и достижению поставленных целей является, в свою очередь, важной педагогической целью.
У известного русского учёного-педагога, философа, публициста С.И. Гессена цели образования осмысливаются с очень интересной позиции. «Над целями образования мы не задумываемся именно потому, что эти цели представляются нам очевидными, они слишком близки нам, обманывают нас своей видимой несомненностью. Потому-то они нелегко уловимы, с таким трудом поддаются формулировке. Однако очевидное не значит несомненное. Именно очевидное часто кроет в себе трудные проблемы, требующие особо тщательного исследования» [6, с. 25]. Цели образования выражают потребности общества, из целей вытекают задачи, адекватные потенциалу развития на данном этапе онтогенеза.
В исследовании Р.Р. Бибриха и И.А. Васильева показано, что в ходе вузовского обучения у студентов происходит изменение взаимодействия учебных целей и мотивов, в ходе которого формируются внутренние мотивы учебной деятельности, в частности, познавательные и профессиональные. Важнейшим фактором интенсификации этого процесса оказалась возможность самостоятельной постановки учебных целей студентами.
Выбор цели, как стратегического ориентира, определяется потребностью личности в саморазвитии и самосовершенствовании, необходимостью знаний целей, подцелей, соотнесение целей в практической деятельности, которые, в свою очередь, способствуют лучшему осознанию будущей профессиональной деятельности.
На современном этапе развития культуры образования востребован педагог, вооруженный прогрессивной гуманной психолого-педагогической теорией, сформированный как творец собственной активности, создающий новые культурные ценности в своей профессиональной деятельности, акцентирующий внимание на здоровье воспитанника и усиление его Я-концепции, равно как и усиление собственной Я-концепции.
Известно, что педагогическая профессия - напряженный труд, в итоге которого могут быть нервные потрясения, срывы и стрессы. Очевиден факт: вузовское обучение должно быть построено не только на знаниевой базе, но и на развитии и формировании определенных умений и навыков, направленных на релаксацию организма, саморегуляцию психического состояния, саморазвитие и в этом направлении.
На этапе вузовской подготовки создание определенных психолого-педагогических условий направлено на разрешение противоречий, возникающих в индивидуальном сознании между эталоном личности профессионала и образом своего внутреннего, уже существующего Я.
В условиях профессиональной подготовки будущих педагогов личностноориентированный подход к обучению студентов реализуется на основе разработанных тренинговых технологий. В процессе обучения у студентов средствами тренинговых технологий формируются регулятивные умения, и активизируется процесс развития профессиональной Я-концепции.
В течение 21 дня обучения тренинговые технологии распределились по формированию уровня развития регулятивных умений и развития профессиональной Я-концепции по трем блокам.
Блоки обозначаются римскими цифрами - I, II, III и т.д.
I. Шгры - упражнения - ИУЬ ИУ2, ИУ3 и т.д. (7 дней);
II. Тренинговые упражнения - ТУЬ ТУ2, ТУ3 и т.д. (7 дней);
III. Язык жестов и телодвижений - Яь Я2, Я3 и т.д. (7 дней);
Первый блок включает игры-упражнения по регуляции эмоциональной сферы Я-концепции.
Второй и третий блок включает тренинговые технологии по изменению регуляции Я-концепции с изучением языка жестов и телодвижений (кинесики) субъектами педагогического процесса и контроль.
Проведение обучения тренинговым технологиям требует значительного усилия со стороны преподавателя, максимальной мобилизации интеллектуальных и эмоциональных ресурсов, постоянного процесса обновления знаний, то есть активизации процессов самообразования и саморазвития, и очень важен процесс формирования мотивационноценностного отношения студентов к процессу профессиональной подготовки и развитию профессиональной Я-концепции [7].
Обеспечить возможность решения выдвинутой задачи можно в том случае, если за годы обучения в вузе студент превратится из объекта обучения в субъект развития Я-концепции, у него будет сформирован индивидуальный опыт профессиональной деятельности, опыт самостоятельной работы по обновлению и совершенствованию знаний, опыт формирования регулятивных умений. Субъект (студент) - это самоутверждающаяся, самореализующаяся в образовательном процессе вуза личность, способная к эффективной самоорганизации и саморегуляции действий и поступков. Профессиональная Я-концепция -это системное качество личности студента, овладевающего разнообразными новыми видами и формами деятельности и социальных отношений, обладающего индивидуальным комплексом личностно-психологических функций, которые определяют и отражают результативность осуществляемой деятельности студентом. Одновременно развиваясь в ней и детерминируя её сущностную и интегральную характеристику - общую способность к осознанному, самостоятельному, целенаправленному, саморегулируемому преобразованию исходных качеств, студент преобразовывает их в профессионально важные качества. Субъектность развития Я-концепции будущих педагогов осуществлялась на двух уровнях -репродуктивном и продуктивном.
На первом уровне в основном применялись репродуктивные методы обеспечения воспитания: опрос, повторение, объяснение и т.д., где студент в большей мере выступает объектом педагогического воздействия, приобретая умения и навыки, обеспечивающие успешность его дальнейшего обучения, способность воспроизведения и применения полученных теоретических и практических знаний. Особое внимание на репродуктивном уровне обучения уделяется формированию потребностей, интересов и профессионально значимых мотивов. Успех овладения знаниями в разных видах деятельности зависит от индивидуальных особенностей студентов. На втором уровне студенты пользовались творческими методами решения задач: проблемные, поисковые, эвристические.
Использовались методы, способствующие развитию творческого мышления. На этих занятиях студенты привлекались к обсуждениям, дискуссиям, анализу и др., создавались условия для развития у студентов способности к дискурсивному мышлению. В процессе развития профессиональной Я-концепции будущих педагогов ведущее место занимают методы и приемы, направленные на саморазвитие субъекта учения, активизацию самостоятельной работы студентов при выполнении всех видов деятельности, особое внимание уделялось педагогической рефлексии, саморефлексии, критическому анализу её результатов, умению находить и предлагать варианты решений задач. Освоенная на предыдущем уровне деятельность позволяла студентам продуцировать собственный индивидуальный опыт, направленность на профессиональный труд и саморазвитие.
Предложенные уровни связаны между собой, подчинены задачам и логике учебновоспитательного процесса и обеспечивают развитие профессиональной Я-концепции и её регулятивных систем средствами тренинговых технологий.
Тренинговые технологии явились основой решения психолого-педагогических проблем развития профессиональной Я-концепции в образовательном процессе вуза, которые базировались на идее саморегуляции и самоорганизации и повышении уровня актуального личностно-профессионального развития. Основой реализации тренинговых технологий явились:
- мониторинг личностно-профессионального развития студентов, что предполагало содержательное описание детерминант образа «Я»;
- овладение субъектными механизмами регуляции личностно-профессионального развития (волевой саморегуляции и самодетерминации);
- разделение академической учебной группы на мобильные подгруппы, составляемые из студентов с одинаковым уровнем выраженности личностно-психологических составляющих.
Таким образом, тренинговые технологии как средство развития профессиональной Я-концепии студентов в образовательном процессе вуза способствуют самореализации, саморегуляции и гармонизации личностного и профессионального «Я» в целостной Я-концепции.
Итоговые общие положения развития Я-концепции будущих педагогов в образовательном процессе вуза следующие: личностная ориентация образовательного процесса в вузе; умение преодолевать сложившиеся стереотипы, открытость новому; органическое сочетание различных методов, форм и средств обучения инновационного и традиционного характера. Развитие профессиональной Я-концепции студентов и её системная организация в образовательном процессе вуза способны обеспечить развитие как процесс самодвижения, основанного на самопознании, активности, инициативе, с одной стороны, обучения и воспитания как целенаправленного управления личностно профессиональным развитием студента - с другой.
Адекватность учебно-воспитательного процесса выявленным особенностям каждого студента будет способствовать превращению внутриличностного потенциала в реальные профессионально значимые качества будущих педагогов.
Примечания:
1. Кочетов А.И. Теория формирования личности. Минск, 1998. 293 с.
2. Психология: словарь. М.: Политиздат, 1990. С. 494.
3. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитания / пер. с англ. общ. ред. Н.Ф. Пилиповского. М.: Прогресс, 1986. 421 с.
4. Кон И.С. Открытие Я. М.: Политиздат, 1978. 243 с.
5. Крутых Е.В. Субъектность в профессиональном становлении студентов // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. 2010. Вып. 4 (68). С. 77.
6. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию: учеб. пособие для вузов. М.: Школа-Пресс, 1995. С. 25.
7. Игры, обучение, тренинг / под ред. В.А. Петрусинского. М.: Новая школа, 1998. 543 с.
References:
1. Kochetov A.I. Theory of personality formation. Minsk, 1998. 293 pp.
2. Psychology: a dictionary. M.: Politizdat, 1990. P. 494.
3. Burns R. The development of self-contcept and education / transl. from English, ed. by N.F. Pilipovsky. M.: Progress, 1986. 421 pp.
4. Kon I.S. The discovery of self. M.: Politizdat, 1978. 243 pp.
5. Krutykh E.V. Subjectiveness in the professional formation of students // The Bulletin of the Adyghe State University. Series «Pedagogy and Psychology». 2010. Issue 4 (68). P. 77.
6. Gessen S.I. The Fundamentals of Pedagogy. Introduction to Applied Philosophy: a manual for higher schools. M.: Shkola-Press, 1995. P. 25.
7. Games, teaching, training / ed. by V.A. Petrusinsky. M.: Novaya shkola, 1998. 543 pp.