Научная статья на тему 'Оценка экономической эффективности инновационных проектов в строительстве'

Оценка экономической эффективности инновационных проектов в строительстве Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1323
329
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ / СТРОИТЕЛЬСТВО / ИННОВАЦИОННЫЙ PROJECT / COST-PERFORMANCE / CONSTRUCTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гасанова Н. М.

Усовершенствована методика оценки экономической эффективности инновационных проектов в строительстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESTIMATION TO COST-PERFORMANCE INNOVACIONNYH PROJECT IN CONSTRUCTION

The Advanced methods of the estimation to cost-performance инновационных project in construction.

Текст научной работы на тему «Оценка экономической эффективности инновационных проектов в строительстве»

- согласие подчинённых с целями фирмы и их желанием участвовать в их достижении;

- уверенность, что автократическое решение руководителя получит поддержку у подчинённых;

- заинтересованность сотрудников в достижении цели;

- значение вероятности возникновения конфликта между подчинёнными при выборе альтернативы.

Хотя ни одна из ситуационных теорий не получила полного подтверждения в исследованиях, убеждение, что руководители должны выбирать стиль руководства согласно ситуации, не вызывает сомнений. Все вышеописанные модели ситуационного стиля руко-

водства, обращая главное внимание на воздействие внешних факторов, дополняют друг друга в понимании феномена руководства и имеют право на существование и использования руководством предприятий сферы услуг.

Литература:

1. Кальксдорф Э., Мельник М.В., Соляж Я и др. Анализ эффективности затрат на управление в производственно-хозяйственных организациях. -М.: Финансы м статистика, 1981.

2. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. -М.: Дело, 1993.

ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

Гасанова Н.М., к.э.н., докторант, Дагестанский государственный технический университет Усовершенствована методика оценки экономической эффективности инновационных проектов в строительстве. Ключевые слова: экономическая эффективность, инновационный проект, строительство.

ESTIMATION TO COST-PERFORMANCE INNOVACIONNYH PROJECT IN CONSTRUCTION

Gasanova N., k.e.n., doctoral candidate, Dagestanskiy state technical university The Advanced methods of the estimation to cost-performance инновационных project in construction.

Keywords: cost-performance, инновационный project, construction

Одной из актуальных проблем строительного производства является оценка экономической эффективности инновационных строительных проектов. Для оценки эффективности инновационного проекта сравнивают различные варианты проекта с точки зрения их при-быльности, стоимости и сроков реализации. В результате выбора наиболее эффективного проекта на продукцию, как правило, в течение всего жизнен-ного цикла будет держаться стабильный спрос, достаточный для назначения такой цены, которая обеспечит покрытие расходов на эксплуатацию и обслуживание объектов, выплату задол-женности и удовлетворение окупаемости капиталовложений[1].

На практике эффективность обычно оценивают с помощью анализа коммерческой эффективности различных вари-антов проекта, а также их бюджетной и народнохозяйственной эффективности (см. рис. 1).

Коммерческая (финансовая) эффективность, учитывает финансовые последствия реализации проекта для его непосредственных участников.

Бюджетная эффективность, отражает финансовые последствия реализации проекта для федерального, регионального и местного бюджетов.

Народнохозяйственная экономическая эффективность, учитывает затраты и результаты, связанные с реализацией проекта, выходящие за пред лы прямых финансовых интересов участников ин-

вестиционного проекта и допускающие стоимостное измерение.

Коммерческая эффективность (финансовое обоснование) проекта определяется соотношением финансовых затрат и результатов, обеспечивающих требуемую норму доходности, и рассчитывается как для проекта в целом, так и для отдельных участников с учетом их вкладов. При этом в качестве эффекта на каждом _]-шаге выступает поток реальных денег.

В рамках каждого 1 вида деятельности происходит приток П.ф и отток О.ф денежных средств. Обозначим разность между ними через Ф.(ЭД2]:

Ф.(£) = П.(£) - О.ф, где 1 =1,п, п- общее количество видов деятельности.

При этом приток фактических денег Ф^) определяется как сумма разностей между притоком и оттоком денежных средств от инвестиционной и операционной деятельности в каждом периоде осуществления проекта (на каждом шаге расчета):

= (П,® - О,©) + (П2© - О2©) = Ф,ю + Ф20). Показатели бюджетной эффективности отражают влияние результатов реализации проекта на доходы и расходы соответствующего (федерального, регионального или местного) бюджета. Основным показателем бюджетной эффективности, используемым для обоснования предусмотренных в проекте мер федеральной и региональной поддержки, является бюджетный эффект. Бюджетный эффект (Вг) для шага t осуществления проекта определяется как

Рис. 1. Схема взаимосвязи оценок эффективности инновационных проектов.

превышение дохода соответствующего бюджета фг) над расходами (Р*) в связи с осуществлением данного проекта:

в=ц - р

Интегральный бюджетный эффект В рассчитывается как сумма дисконтированных годовых бюджетных эффектов или как превышение интегральных доходов бюджета ф ) над интегральными бюджетными расходами (Р ).

Показатели народнохозяйственной экономической эффективности отражают эффективность проекта с точки зрения интересов народного хозяйства в целом, а также участвующих в осуществлении проекта регионов (субъектов Федерации), отраслей и организаций. При расчетах показателей народнохозяйственной экономической эффективности в состав результатов проекта включаются (в стоимостном выражении):

1.Конечные производственные результаты (выручка от реализации на внутреннем и внешнем рынке всей производственной продукции, кроме продукции, потребляемой российскими органи-зациями-участниками). Сюда же относится и выручка от продажи имущества и интеллектуальной собственности (лицензий на право использовать изобретения, ноу-хау и т.п.), создаваемой участниками в ходе осуществления проекта.

2.Социальные и экономические результаты, рассчитанные исходя из совместного воздействия всех участников проекта на здоровье населения, социальную и экологическую обстановку в регионах.

3.Прямые финансовые результаты.

4.Кредиты и займы иностранных государств, банков и фирм, поступления от импортных пошлин и т.п.

Наряду с техническими критериями выбора инновации инвесторы предъявляют экономические ограничения на инновационные процессы, стремясь обеспечить себе гарантию не только возврата вложенных средств, но и получения дохода. Немаловажным фактором, который инвесторы учитывают при принятии решений о финансировании инновации, является период, в течение которого будут возмещены понесенные расходы, а так же период, необходимый для получения расчетной прибыли.

Одним из самых простых и широко распространенных методов оценки эффективности инвестиций в инновационный проект является метод определения их срока окупаемости. Срок окупаемости Б определяется подсчетом числа лет, в течение которых инвестиции будут погашены за счет получаемого дохода (чистых денежных поступлений). При равномерном распределении денежных поступлений по годам срок окупаемости равен[2]:

Б = I / №,+ф,

где I - инвестиции в реализацию проекта;

G1, G2 - соответственно годовая амортизация и годовая чистая амортизация.

Если денежные доходы (прибыль) поступают по годам неравномерно, то срок окупаемости равен периоду времени (числу лет), за который суммарные чистые денежные поступления превысят величину инвестиций.

В общем виде срок окупаемости Б равен периоду времени, в течение которого:

]Ггк > I, к=1

где Рк - чистый денежный доход в год к, обусловленный инвестициями, рассчитывается как сумма годовой амортизации в к-й год и годовой чистой прибыли за к-й год;

I - объем инвестиций.

Однако рассмотренный метод определения срока окупаемости имеет ряд существенных недостатков:

-он не делает различия между проектами с одинаковой суммой общих денежных доходов, но с разным распределением доходов по годам;

-не учитывает доходов последних периодов, то есть периодов времени после погашения суммы инвестиций.

Другим достаточно простым методом оценки эффективности инвестиционных проектов является метод расчета коэффициента эффективности инвестиций. Этот коэффициент определяется путем деления среднегодовой прибыли на среднюю величину инвестиций. В расчет принимается среднегодовая чистая прибыль (балансовая прибыль за вычетом отчислений в бюджет). Средняя величина инвестиций выводится делением исходной величины инве-

стиций на два. Если по истечении срока анализируемого проекта предполагается наличие остаточной стоимости (срок проекта меньше срока амортизации оборудования, то есть не вся стоимость оборудования списана в течение срока проекта). То она должна быть исключена, т.е. коэффициент эффективности К равен:

К = Р / ( I - V), э

где Рс- среднегодовая чистая прибыль;

I - сумма инвестиций;

V- остаточная стоимость.

Полученный коэффициент эффективности инвестиций целесообразно сравнить с коэффициентом эффективности Э всего капитала предприятия, который можно рассчитать на основе данных баланса по формуле:

Эк= Ро/^ где Р - общая чистая прибыль;

I - общая сумма вложенных средств.

Недостаток метода заключается в том, что он не учитывает временной составляющей прибыли.

В определенной степени недостатки рассмотренных выше двух методов оценки эффективности ограничивают степень распространения и применения методов, основанных на принципах дисконтирования денежных потоков, суть которых сводится к сопоставлению величины инвестиций с общей суммой приведенных (дисконтированных) будущих поступлений.

Инвестиции I в течение ряда лет п приносят определенный годовой доход, соответственно Р,, Р2 , Рп. Но, как известно, одна и

та же денежная сумма за счет инфляционных процессов имеет разную ценность в будущем и настоящем - на финансовых рынках любые деньги, как правило, завтра дешевле, чем сегодня. Таким образом, доходы, разнесенные по разным периодам времени, необходимо упорядочить, привести к единой принятой, например, текущей временной оценке, поскольку величина инвестиций также имеет текущую оценку. Строительному предприятию целесообразно сравнить величину инвестиций не просто с будущими доходами, а с накопленной величиной дисконтированных, приведенных к оценке сегодняшнего дня, будущих доходов.

Используя формулы, связывающие настоящую и будущую стоимость денежных средств, можно получить формулу для определения дисконтированной будущей стоимости денежных поступлений, генерируемых в разные годы рассматриваемыми инвестициями:

Рк

(1 + r)

5k

где р /к и Рк - соответственно годовой доход и приведенный (дисконтированный) годовой доход, приносимый инвестициями в к-й год;

г - желаемый ежегодный процент, по которому возвращаются средства.

Накопленную величину дисконтированных доходов следует сравнивать с величиной инвестиций. Общая накопленная величина дисконтированных доходов за п лет будет равна сумме соответствующих дисконтированных платежей:

р' =1

Pk

к=1

(1 + r)

5k

Разность между общей накопленной величиной дисконтированных доходов и первоначальными инвестициями составляет чистую текущую стоимость Н (чистый приведенный эффект):

Н= Р* - I.

к

Таким образом, если чистая текущая стоимость положительна, то инвестиционный проект следует принять, если отрицательна -отвергнуть. В случае если чистая текущая стоимость равна нулю, проект нельзя оценить ни как прибыльный, ни как убыточный, при этом необходимо использовать другие методы сравнения.

Применение метода чистой текущей стоимости, несмотря на трудности связанных с ним расчетов, более предпочтительно, нежели применение метода оценки срока окупаемости и эффективности инвестиций, поскольку учитывает временные составляющие денежных потоков. Этот метод позволяет рассчитывать и сравнивать не только абсолютные (чистую текущую стоимость), но и от-

носительные показатели, к которым относится рентабельность инвестиций:

R = Р\ / I.

и к

Очевидно, что если рентабельность больше единицы, то проект следует принять, если меньше единицы - отвергнуть.

Принятие решений по инвестированию осложняется различными факторами: вид инвестиций, стоимость инвестиционного проекта, множественность доступных проектов, ограниченность финансовых ресурсов, риск и тому подобное. Очевидно, что решения должны приниматься в условиях, когда имеется ряд альтернативных или взаимно независимых проектов. В этом случае необходимо сделать выбор одного или нескольких проектов, основываясь на каких-то критериях.

Принятие решений инвестиционного характера, как и любой другой вид управленческой деятельности, основывается на использовании различных формализованных и неформализованных методов. Какого-то универсального метода, пригодного для всех случаев жизни, не существует.

В результате инновацион-ной деятельности рождаются новые идеи, новые и усо-вершенствованные продукты, новые или усовер-шенст-вованные технологические процессы, появляются новые формы организации и управления различными сферами экономики и ее структурами.

Результаты инновационной деятельности выражают-ся в виде инновационной продукции, которая может иметь конкретную вещественную форму или иную другую форму (например «ноу-хау»).

Создатели новшеств приобретают на них авторские и смежные с ними права. Возникает такое юридическое понятие, как интеллектуальная собственность. Данное понятие предусмотрено Конвенцией, учредившей Все-мирную организацию интеллектуальной собственности в 1967 г. Задача Всемирной организации интел-лектуаль-ной собственности состоит в содействии ее охране. В России законодательная охрана интеллектуальной собственности гарантирована Конституцией Россий-ской Федерации (ст. 44).

Инновационная продукция должна обладать индиви-дуализа-цией. В Гражданском кодексе Российской Феде-рации (ст. 138) установлено такое средство индивидуа-лизации продукции — товарный знак. В Законе Российской Федерации «О товарных зна-ках, знаках обслуживания и наименованиях мест проис-хождения товара» дается следующее определение:

«Товарный знак и знак обслуживания (далее — товар-ный знак ТЗ) — это обозначения, способные отличать соответственно товары и услуги одних юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг (далее товаров) других юридических или физических лиц». То-варным знаком может быть оригинальное графическое изображение, сочетание цифр, букв и т.п.

Право на использование товарных знаков получают посредством их регистрации. Во всем мире товарные знаки применяются и защищаются. Товарные знаки играют важную роль как для производителей и продавцов, так и для покупателей нов-шеств. Они указывают, кто несет ответственность за определенный товар.

Однородная продукция может выпускаться разными производителями, распространяться разными продав-цами. Причем и производители, и продавцы могут иметь свои товарные знаки. Именно товарный знак служит ориентиром, основанием при выборе товара. Ес-ли покупатель будет удовлетворен приобретенным това-ром, в дальнейшем он будет руководствоваться товар-ным знаком.

Товарный знак выполняет следующие функции[3]:

- служит ориентиром при выборе товара;

- указывает на наличие соответствующего качества товара;

- выделяет товар из однородных товаров других производителей;

- показывает источник происхождения товара, так как информация о владельцах товарных знаков внесена в реестр товарных знаков, зарегистрированных в Па-тентном ведомстве;

- рекламирует товар, так как обеспечивает произ-водителю известность, что стимулирует и сохраняет спрос на товары;

- позволяет производителю или продавцу занять определенное положение на рынке благодаря призна-нию товарного знака.

Товарный знак входит в состав нематериальных акти-вов, является предметом лицензионных соглашений и объектом охраны промышленной собственности (состав-ной частью интеллектуальной собственности).

Результатом инновационной деятельности являются и ноу-хау («знаю, как»), которые представляют собой полностью или частич-

но конфиденциальные знания, опыт, навыки, включающие сведения технического, экономического, административного, финансового и иного характера. Использование «ноу-хау» обеспечивает определенные преимущества и коммерческую выгоду лицу, их получившему.

«Ноу-хау» могут быть незапатентованные техноло-гические знания и процессы, практический опыт, мето-ды, способы и навыки по проектированию, расчетам, строительству и производству изделий; проведению на-учных исследований и разработок. Кроме этого составы и рецепты материалов, веществ и др., а также опыт в области ди-зайна, маркетинга, управления, экономики, финансов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Следствием инновационной деятельности являются новые художественно-конструкторские (дизайнерские) решения внешнего вида изделия — промышленные об-разцы. Промышленные образцы отражают единство техниче-ских, функциональных и эстетических свойств изделия, входят в состав нематериальных активов, являются предметом лицензионных соглашений и объектом охра--ны промышленной собственности.

Права на изобретения, товарные знаки и другие ре-зультаты инновационной деятельности оформляются лицензией.

Материальные результаты инновационной деятель-ности выступают в виде созданных и освоенных новых машин, оборудования, аппаратов, приборов и средств автоматизации. Созданные и освоенные образцы машин, оборудо-вания, аппаратов, приборов и средств автоматизации делятся на новые, модернизированные и модифициро-ванные.

Эффективность инновационной деятельности мож-но оценить через конкурентоспособность новой про-дукции, успешное представление ее на внутреннем и внешнем рынках.

Результаты инновационной деятельности на внут-реннем и внешнем рынках могут быть представлены путем передачи научно-технических знаний и опыта для оказания научно-технических услуг, новых технологий.

Рассмотрим некоторые аспекты, связанные с выходом на лицензионный рынок.

Передача технологий может происходить как в пре-делах одной страны, так и на международном уровне.

Лицензионная торговля представляет собой основную форму международной торговли. Она охватывает сделки с «ноу-хау», с патентами на изобретения. Кроме того, возможны лицензии на передачу прав использования патентов без соответствующего «ноу-хау». Одним из факторов быстрого развития лицензион-ной торговли является высокая доходность лицензион-ных операций. Это объясняется и тем, что они менее рискованны по сравнению с прямым инвестированием.

Результаты инновационной деятельности, являю-щиеся объектом лицензионных сделок и нелицензион-ной продажи «ноу-хау»,

— это специфический товар ми-рового рынка.

Такой товар, как технология, нужно рассматривать с учетом:

- потребительной стоимости;

- стоимости труда по ее созданию;

- процесса потребления технологических знаний.

Технологические знания являются нематериальным продуктом,

его полезность не определяется формой ма-териального носителя (техническая документация, опыт и т.п.). Она заключается в создании условий для повы-шения эффективности производства, выпуска новых видов продукции и ускорения ее реализации.

Каждое новое техническое решение, относящееся к производству, является уникальным и неповторимым. Поэтому каждый отдельный технологический товар нельзя непосредственно связывать с другим товаром, хотя последний может относиться к той же отрасли производства. Сравнивать технологии можно только через полезный эффект от их использования.

Затраты труда на производство нематериального продукта отличаются от затрат труда на производство материальных носителей знаний. Прежде всего, труд по созданию новой технологии как один из видов научного труда носит творческий характер. Затраты труда по соз-данию технологии отличаются от затрат труда по ее не-посредственному внедрению в производство. Последние включают работы по проектированию и строительству предприятий, обучение персонала, организацию и управление и др.

Специфика потребительной стоимости и труда по созданию технологии предопределяет особенности по-требления этого товара. Технологические знания ис-пользуются в производственном процессе, однако, ха-рактер их потребления обусловливает то, что

труд по созданию технологических знаний не переносится на продукт предприятия, который создается с помощью этих знаний.

На использование технологии влияют:

- темпы устаревания технологии и замены ее но-вой, более совершенной;

- скорость распространения данных технологий, что обусловливает исчезновение дополнительного дохо-да лицензиата.

Все изложенное выше влияет на формирование цен на лицензии, «ноу-хау».

На величину дополнительной прибыли лицензиата влияют:

- производственный риск;

- коммерческий риск;

- конкуренция со стороны альтернативных техно-логий.

Производственный риск связан с тем, что предпри-ятие лицензиата не реализует тех показателей, которые планируются в соответствии с данной лицензией или «ноу-хау». Вероятность производственного риска зави-сит от степени готовности новой технологии.

Коммерческий риск при приобретении лицензии и «ноу-хау» возникает в силу того, что лицензиат не все-гда может реализовать

произведенную продукцию и, следовательно, не обязательно получит расчетную сум-му дополнительной прибыли.

Базой международной торговли лицензиями и «ноу-хау» является патентная деятельность стран — экспор-теров технологии. Ведущая роль в патентовании изо-бретений принадлежит промышленно развитым стра-нам. Первое место по числу заявок на патенты и вы-данных патентов занимает Япония, второе — США. Промышленно развитые страны являются привлека-тельным рынком технологий[4].

Литература:

1. Синавина В. С. Оценка эффективности и достоверности хозяйственной деятельности. - М.: Экономика, 1991.

2. Финансовое управление компанией. / Общ. ред. Е. В. Кузнецовой. - М.: Фонд “Правовая культура”, 1995.

3. Швец М.Ю. Прогнозирование инвестиционной политики -путь к экономической безопасности России и ее регионов // Экономика строительства, № 4, 2001.

4. Маритани Масанори. Современная технология и экономическое развитие Японии. - М.: Экономика, 1986

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ СТРОИТЕЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ

Давыдов В.Г., зав.каф. д.э.н., профессор, Абдулова З.Ш., аспирант, Дагестанский государственный технический университет

Анализируются основные направления развития систем управления качеством строительной продукции. Предложена ситуационная система управления качеством продукции.

Ключевые слова: качество строительной продукции, управление качеством, ситуационная система управления.

DEVELOPMENT PROBLEMS OF MANAGEMENT METHODS QUALITY OF BUILDING PRODUCTION

Davidov V., Managing chair, the Doctor of Economics, the professor, Abdulova Z. The post-graduate student,

The Dagestan state technical university

The basic directions of development of control systems are analyzed by quality of building production. The situational control system of quality of production is offered.

Keywords: quality of building production, quality management, a situational control system.

Для реализации эффективных принципов регулирования качества строительной продукции необходимы соответствующие механизмы управления. Применительно к системному управлению качеством основной такой механизм определяется совокупностью организационных и экономических компонентов и звеньев, обеспечивающих согласованное, взаимосвязанное и взаимодействующее функционирование всех элементов системы управления качеством для достижения целей управления. В первую очередь данный механизм должен обеспечивать выработку и реализацию эффективных, целенаправленных управляющих воздействий с учетом многообразных условий и элементов, от которых зависит качество.

Для построения механизмов формирования системы управления качеством и ее реализации следует иметь в виду, что управление качеством заключается в решении основных задач которые, с учетом требований, предъявляемых к системам управления качеством, можно сформулировать следующим образом[1]:

1) обеспечение качественной технической документацией, удовлетворяющей как техническим, так и экономическим аспектам качества строительной продукции;

2) контроль над выполнением установленных требований и норм реализации подрядных проектов, в соответствии с требованиями технической документации;

3) выявление и устранение причин несоответствия качества производимой товарной продукции заданным требованиям на ранних стадиях выполнения строительно-монтажных работ, с определением и наказанием виновников возникновения брака;

4) управление процессом повышения качества и выполнения подрядных работ при минимальных затратах.

Для решения задач первого типа следует разработать общую концепцию обеспечения качества. При этом рассмотренные ранее теоретические основы обеспечения качества строительной продукции тре-

буют тщательного обоснования, продуманного использования и определения целесообразного уровня качества подрядных проектов, а также установление стоимости их реализации в соответствии с ценой рыночного спроса. Это связано с тем, что завышение требований приводит к потере прибылей, а занижение требований - к потере репутации и рынков сбыта (заказчиков подрядных проектов). Для выполнения этой функции необходимо:

1.1) исследовать потребности в проектах различного вида, имеющих различные стоимости, проанализировать жалобы (если они имеются) заказчиков по уже сданным в эксплуатацию проектам, определить на этой основе необходимый уровень качества. Учитывая специфику строительного производства, требования к качеству реализации каждого подрядного проекта могут согласовываться (за счет использования различных отделочных материалов) непосредственно с заказчиками;

1.2) определить вероятный разброс характеристик продукции от заданных значений в производстве путем наблюдений, выявить причины возникновения разброса параметров и провести анализ возможностей предприятия по их устранению;

1.3) добиться, чтобы приемлемый уровень качества был задан ясно и недвусмысленно, исходя из необходимого уровня качества (см.п.1.1);

1.4) проверить чертежи, техническую документацию на материалы и технологические процессы, требования к качеству, чтобы убедиться, что вся эта документация в комплексе задает изготовителю приемлемый уровень качества в соответствии с п. 1.3;

1.5) разработать методы технического и неразрушающего контроля и испытаний, необходимые для достижения приемлемого уровня качества в процессе реализации проекта.

Второй класс задач обычно входит в обязанности ОТК, однако функцию контроля качества в идеальном случае должен осуществлять независимый орган. Для реализации этой функции необходимо:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.