КРЕДИТ
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИПОТЕЧНОГО ЖИЛИЩНОГО КРЕДИТА В РОССИИ*
Ю.С. КРУПНОВ,
кандидат экономических наук, главный научный сотрудник Научно-исследовательского института Центрального банка РФ
Подводя итог сказанному выше, можно сделать следующие основные выводы. Розничный ипотечный кредитный бизнес российских банков находится в зачаточном состоянии, а сама структура рынка ипотечных жилищных ссуд в России пока в значительной степени деформирована, несмотря на некоторую активизацию деятельности ряда отдельных отечественных банков по кредитованию жилищных потребностей россиян в последние годы. До сих пор банковское ипотечное жилищное кредитование распространено только в крупных российских городах. Большинство российских банков занимаются розничным ипотечным кредитным бизнесом «от случая к случаю» и так и не повернулось лицом к рядовому потребителю. Условия выдачи и погашения большинства видов ипотечного жилищного кредита, предлагаемых отечественными банкирами, рассчитаны преимущественно на тех людей, у которых материальный достаток в семьях выше среднего уровня. Возможности же доступа остальных рядовых россиян к ипотечным жилищным ссудам банков весьма ограниченны. По общему уровню развития розничных ипотечных кредитных услуг российские банки все больше отстают от банковских институтов не только экономически развитых стран, но и многих стран «третьего мира». Но пока далеко не все отечественные банки «горят желанием» интенсивно развивать операции, связанные с ипотечным кредитованием частного жилищного строительства, диверсифицировать свою деятельность в сфере розничного ипотечного кредитного бизнеса, по-настоящему закрепиться на рынке ипотечных жилищных ссуд, найти здесь свою нишу, внедрять в практику новые прогрессивные формы и методы предоставления населению указанных ссуд и спо-
* Окончание. Начало см. № 8 (176) 2005 г.
собы их обеспечения. Полноценный высокоразвитый рынок розничных ипотечных кредитных услуг российским банкам еще предстоит сформировать. В отличие от цивилизованных стран банковский ипотечный жилищный кредит, впрочем, как и собственно потребительский кредит, практически не играет никакой роли в социально-экономическом развитии современной России.
Законодательной и исполнительной ветвями государственной власти и Президентом РФ предпринимаются определенные меры, направленные на исправление крайне неблагополучного положения, сложившегося в сфере банковского ипотечного жилищного кредитования. В 1990-2000-х гг. Федеральным собранием России был принят ряд федеральных законов, закладывающих определенные предпосылки для развития в нашей стране отдельных видов банковского ипотечного жилищного кредита. Среди этих законодательных актов следует выделить Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»; Закон РФ от29.05.1992 № 2872-1 «О залоге»; Федеральный закон от 18.07.1995 № 108-ФЗ «О рекламе» (ст. 17 этого закона «Особенности рекламы финансовых, страховых, инвестиционных услуг и ценных бумаг» непосредственно касается потребителей как банковских заемщиков); от 15.06.1996 № 72-ФЗ «О товариществах собственников жилья»; от 17.06.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»; от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах»; от 21.07.1997 № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве»; от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»; от 16.07.1998 № Ю2-ФЗ«Об ипотеке»; Закон РФ от 29.07.1998 № 135-Ф3 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»; от 07.08.2001 № 117-ФЗ «О кредитных потребительс-
ких кооперативах граждан»; от 26.10.2002 № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", действие которого распространяется на все юридические лица, за исключением казенных предприятий, учреждений и политических партий, а также на всех граждан, включая индивидуальных предпринимателей; Закон РФ от 07.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»; от 07.07.2003 № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» и от 11.11.2003 № 152-ФЗ «Об ипотечных ценных бумагах». Статьей 446 Гражданского процессуального кодекса (ГПК) РФ, введенного в действие Федеральным законом от 14.11.2002 № 138-Ф3, определен перечень имущества, принадлежащего граж-данину-должнику на праве собственности, на которое не может быть обращено взыскание по исполнительному листу. Немаловажное значение для дальнейшего успешного развития в нашей стране ипотечного жилищного кредита имеют также принятые Федеральным Собранием РФ Земельный кодекс РФ, Семейный кодекс РФ и Семейный кодекс России. В п. 3 ст. 35 «Владение, пользование и распоряжение общим имуществом» Семейного кодекса РФ предусматривается, что для совершения одним из супругов сделки по распоряжению недвижимостью и сделки, требующей нотариального удостоверения и/или регистрации в установленном законом порядке, необходимо получить нотариально удостоверенное согласие другого супруга.
В развитие Федерального закона РФ от 24.12.1992 № 4218-1 «Об основах федеральной жилищной политики» (с последующими изменениями и дополнениями) были приняты:
постановление Совета Министров-Правительства РФ от 20.06.1993 № 595 «О Государственной целевой программе «Жилище»;
Указ Президента РФ от 24.12.1993 № 2281 «О разработке и внедрении внебюджетных форм инвестирования бюджетной сферы», в соответствии с которым было разработано Положение о жилищных кредитах, утвержденное Указом Президента РФ от 10.06.1994 № 1180 «О жилищных кредитах». Действие данного Положения распространяется на все отечественные коммерческие банки;
Указ Президента РФ от 10.06.1994 № 1182 « О выпуске и обращении жилищных сертификатов»;
Указ Президента РФ от 29.03.1996 № 430 «О государственной поддержке граждан в строительстве и приобретении жилья»;
Указ Президента РФ от 29.03.1996 № 431 «О новом этапе реализации Государственной целевой программы «Жилище»;
постановление Правительства РФ от 27.06.1996 «О федеральной целевой программе «Свой дом»;
«Положение о предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья», утвержденное постановлением Правительства РФ от 03.08.1996 № 937;
Федеральная целевая программа «Государственные жилищные сертификаты», утвержденная постановлением Правительства РФ от 20.01.1998 № 71, которой Указом Президента РФ от 28.01.1998 № 102 был придан статус президентской программы.
На основании постановления Правительства РФ от 26.06.1996 № 723 « О мерах по стабилизации экономического положения и развитию реформ в АПК» разработан Порядок предоставления гражданам РФ, нуждающимся в улучшении жилищных условий, средств из федерального бюджета на возвратной основе на строительство, реконструкцию или приобретение ими жилья на селе. Постановлением Правительства Москвы от 05.03.1996 № 201 были утверждены Положения о льготном кредитовании и финансировании жилищного строительства на основе целевых накопительных жилищных вкладов. Постановлением Правительства РФ от 26.08.1996 № 1010 «Об Агентстве по ипотечному жилищному кредитованию» (АИЖК) было принято решение о создании этого агентства в форме открытого акционерного общества (ОАО) с контрольным пакетом акций, принадлежащим государству. В настоящее время уставный капитал АИЖС составляет 80 млн руб. Постановлением Правительства РФ от 18.02.1998 № 219 были утверждены Правила ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В феврале 1998 г. вышло постановление Правительства РФ № 248 «Об установлении максимального размера платы за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним и за предоставление информации о зарегистрированных правах». В конце августа 2001 г. Правительством РФ были утверждены Правила предоставления государственных гарантий по заимствованиям АИЖК. После выхода Указа Президента РФ от 28.02.1996 «О дополнительных мерах по развитию ипотечного кредитования» в России была создана Федеральная комиссия по недвижимому имуществу и оценке недвижимости, которая обеспечивает ведение Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Постанов-
лением Правительства РФ от 11.01.2000 была утверждена Концепция развития системы ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации, на основе которой могут разрабатываться и приниматься региональные ипотечные программы. В конце 2000 г. Центральный банк РФ подготовил Положение от 03.10.2000 № 122-П «О порядке предоставления Банком России кредитов банкам, обеспеченных залогом и поручительствами». В этом Положении, в частности, предусмотрено, что ипотечные облигации, исполнение обязательств по которым обеспечено государственной гарантией Российской Федерации, могут приниматься Банком России в обеспечение кредитов, предоставляемых отечественным коммерческим банкам в порядке их централизованного рефинансирования.
На конец 2004 г. в Государственной Думе РФ рассматривался пакет из 27 законопроектов, направленных на дальнейшее совершенствование отечественного ипотечного законодательства и формирование в стране рынка доступного жилья. Среди них — новые проекты Жилищного кодекса РФ и Градостроительного кодекса РФ, проекты федеральных законов о внесении изменений и дополнений в Гражданский кодекс РФ и Гражданский процессуальный кодекс РФ, в федеральные законы «Об ипотеке (залоге недвижимости)», «Об ипотечных ценных бумагах», «О банкротстве кредитных организаций», законодательные поправки в области налогообложения ипотечных операций и др. В конце апреля 2004 г. Минюст России зарегистрировал инструкцию Банка России «Об обязательных нормативах кредитных организаций, выпускающих ипотечные ценные бумаги».
В дополнение к этому считали бы необходимым осуществить в комплексе следующие организационно-экономические и правовые мероприятия, направленные на ускоренное сбалансированное развитие в России банковского ипотечного жилищного кредита.
1. Безотлагательно разработать и принять столь необходимые и долгожданные общефедеральные законы о кооперативном и индивидуальном жилищном, гаражном и дачном строительстве9, об
4 Вплоть до начала 1990-х гг. типовые уставы всех этих кооперативов (товариществ) граждан утверждались Советами Министров союзных республик.
10 Каримуллин Р.И. Права и обязанности сторон кредитного договора по российскому и германскому праву. М.: «Статут», 2001. С. 71.
11 Вплоть до начала 1990-х гг. типовые уставы всех этих кооперативов (товариществ) граждан утверждались Советами Министров союзных республик.
обязательной регистрации индивидуальных жилых домов и квартир, о художественных промыслах и народных ремеслах, об ипотечных банках, о небанковских специализированных институтах ипотечного жилищного кредита — строительных обществах, строительных сберегательных кассах, ссу-досберегательных ассоциациях, ипотечных и трастовых компаниях, о финансовых компаниях (домах) и ломбардах, о холдинговых группах (в том числе и банковских), о кредитной кооперации, о потребительском, ипотечном жилищном, гаражном и дачном кредите, о ростовщичестве, о секь-юритизации ипотечных жилищных ссуд, потребительских займов и других активов коммерческих банков, о страховании паев (вкладов) членов кредитных потребительских кооперативов, о кредитных бюро (агентствах) и о кредитных досье (историях) физических и юридических лиц. Такие национальные законы, регулирующие экономические отношения коммерческих банков с домашними хозяйствами по поводу предоставления им потребительских и ипотечных ссуд, давно существуют в цивилизованных странах.
Сейчас в России действует Федеральный закон «О защите прав потребителей», статьи которого применяются и к договорам на оказание финансовых услуг, в том числе и к договорам о предоставлении кредитов для личных нужд граждан. Однако некоторые российские юристы справедливо указывают на то, что этот закон слабо учитывает специфику кредитных договоров банков с частными лицами и почти не содержит положений, которые предусматриваются специальными законами других стран о потребительском кредитовании10.
Возможно, что для кредитно-финансовой поддержки малого предпринимательства в России следовало бы разработать и принять отдельный федеральный закон, регулирующий деятельность специальных банковских институтов по кредитованию частных лиц, профессионально занимающихся различными народными ремеслами и художественными промыслами, разрешив этим лицам создавать специальные кредитные кооперативы ремесленников (банки).
Стоило бы также заново разработать и утвердить в установленном порядке примерные (типовые) уставы жилищно-, гаражно- и дачно-строи-тельного кооперативов, кредитного потребительского кооператива, товарищества собственников жилья (кондоминиума) и садово-огороднического кооператива (товарищества) населения11. Такие ти-повые уставы явились бы хорошим подспорьем для
действующих и вновь создаваемых некоммерческих объединений граждан.
2. Представляется, что уже сейчас Внешторгбанк РФ, Россельхозбанк, Сбербанк РФ и другие наиболее крупные отечественные банки вполне могли бы предоставлять средне- и долгосрочные ссуды ЖСК и товариществам собственников жилья (кондоминиумам) не только на строительство одно-, двух- и многоквартирных жилых домов, но также и на затраты, связанные с реконструкцией, модернизацией и капитальным ремонтом кооперативного и частного жилищного фонда, надстройкой этажей во многоквартирных жилых домах, заменой старых лифтов на новые, установкой новых лифтов в тех жилых многоэтажных домах, где эти лифты пока отсутствуют, улучшением теплоизоляции жилых домов, приобретением специального тепло-, энерго-, водо- и газосберега-ющего оборудования. К сожалению, накопленные ЖСК амортизационные отчисления в значительной своей части обесценились и пока не могут покрыть всех этих расходов, связанных с простым воспроизводством кооперативного жилищного фонда.
3. Установить в законодательном порядке, что сметная стоимость строительства и реконструкции кооперативных жилых домов определяется по нормам, ценам и в порядке, установленным для муниципального жилищного строительства. В СССР кооперативное жилищное строительство было приравнено в этом отношении к государственному жилищному строительству. На первых порах эта экономическая мера могла бы хоть как-то противодействовать чрезмерному экономически необоснованному росту сметной стоимости вновь сооружаемых кооперативных жилых домов, облегчить доступ ЖСК к банковским долгосрочным жилищным ссудам и снизить финансовую нагрузку на членов самих ЖСК.
4. Разрешить местным органам власти продавать в рассрочку жилые дома и квартиры, возводимые в рамках планов муниципального жилищного строительства, вновь создаваемым ЖСК, товариществам собственников жилья (кондоминиумам) и отдельным гражданам РФ, изъявившим желание приобрести в собственность эти дома и квартиры. Примерно такая же практика продажи населению жилья в кредит существовала в СССР.
5. В законодательном порядке возложить на Россельхозбанк и Сбербанк РФ как финансовых агентов правительства функции по финансированию и долгосрочному кредитованию капитальных вложений ЖСК, ГСК, ДСК и садово-огородничес-ких товариществ населения.
6. В. целях дальнейшего развития институциональной структуры ипотечного кредита в России следует безотлагательно проработать вопрос о возможности и целесообразности создания восьми федеральных смешанных ипотечных банков — по числу федеральных округов, которые занимались бы инвестиционным кредитованием промышленных, сельскохозяйственных, коммунальных и других деловых предприятий реального сектора национальной экономики (включая строительство грузовых и пассажирских морских и речных судов), а также муниципального, кооперативного и индивидуального жилищного строительства, индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица, крестьянских (фермерских) и подсобных личных хозяйств россиян.
Зарубежный опыт свидетельствует, что такие «универсальные» ипотечные банки, чья операционная деятельность глубже диверсифицирована, являются более жизнеспособными и устойчивыми в финансово-экономическом отношении, чем узкоспециализированные ипотечные банки, в функции которых входит лишь кредитование и финансирование, например частного жилищного строительства или одних фермерских хозяйств. И видимо, не случайно, в Германии большинство ипотечных банков предоставляют долгосрочные кредиты не только для финансирования жилищного строительства и модернизации жилых зданий, но также и для финансирования капитальных вложений отраслей промышленности и сельского хозяйства страны. Другим ключевым направлением деятельности немецких ипотечных банков является предоставление коммунальных кредитов Федерации, отдельным землям и муниципалитетам, а также прочим корпорациям и учреждениям публичного права. В Канаде ипотечные банки кредитуют и финансируют не только частное жилищное строительство, но и сельское хозяйство. В Великобритании и США также наблюдается процесс все большей диверсификации деятельности строительных обществ и ссудосбе-регательных ассоциаций, «уделом» которых издавна было ипотечное жилищное кредитование. В странах Азии и Латинской Америки основной функцией ипотечных банков является кредитование земельной собственности, жилищного и отчасти промышленного строительства. Без создания института ипотечных банков ипотечный кредит, в том числе и жилищный, врядли сможет успешно развиваться в России. Одни российские коммерческие банки, по определению, не могут быть основными игроками на рынке ипотечных ссуд, предоставляемых деловым пред-
приятиям и частным лицам под залог коммерческой и жилой недвижимости.
7. Самого пристального внимания со стороны российских банкиров заслуживает опыт их зарубежных коллег в части организации более широкого приема от граждан срочных и сберегательных вкладов различного целевого назначения с последующим предоставлением их владельцам кратко-, средне- и долгосрочных ссуд на кооперативное и индивидуальное жилищное, гаражное и дачное строительство, в том числе и на приобретение передвижных жилых домов (трейлеров), строительство надворных (хозяйственных) построек, капитальный ремонт гаражей, дач, хозяйственных построек, приобретение, строительство и ремонт садовых домиков, освоение и благоустройство земельных участков, осуществление индивидуальной предпринимательской и трудовой деятельности (без образования юридического лица), а также для создания и ведения крестьянского (фермерского) и личного подсобного хозяйства, профессионального занятия народными ремеслами и художественными промыслами. Все эти виды банковских частных вкладов и кредитов имеют у нас неплохие перспективы. Достаточно сказать, что в современной России одних только садоводов и огородников насчитывается около 40 млн человек. Почти 30 млн россиян являются автолюбителями. При этом российское государство, по-видимому, должно оказывать более весомую кредитно-финансовую поддержку таким специальным системам целевых, срочных и жилищно-сберегательных вкладов населения, выплачивая частным вкладчикам по их вкладам депозитные проценты в повышенных размерах, строительные сберегательные премии (дотации), и освобождать процентные доходы по указанным вкладам от налогообложения, как это широко практикуется, например, в Великобритании, Германии, Израиле и во Франции.
Широкое внедрение в отечественную практику таких целевых, срочных и жилищно-сберегательных вкладов населения способствовало бы развитию активных операций российских банков по ипотечному жилищному кредитованию, укреплению ресурсно-депозитной базы и долгосрочного ресурсного потенциала наших банков, более широкому привлечению на обслуживание в банки новых частных клиентов, а также позволило бы эффективнее сдерживать дальнейший рост наиболее динамичных денежных агрегатов МО и М1 и несколько замедлить скорость обращения денег внутри страны.
8. В связи с большой изношенностью и плохой благоустроенностью индивидуального жилищного фонда, отсутствием во многих частных жилых домах элементарных коммунально-бытовых удобств Внешторгбанку РФ, Россельхозбанку, Сбербанку РФ и другим отечественным банкам следовало бы возобновить предоставление россиянам среднесрочных ссуд на затраты, связанные с капитальным ремонтом и газификацией индивидуальных жилых домов, присоединением их к коммунальными сетям водопровода и канализации, включая приобретение автономных газовых нагревателей и поквартирных отопительных газовых аппаратов. Сейчас такие инвестиции в модернизацию жилья требуют наличия у граждан довольно значительных сумм денег. В 2002 г. в Московской области присоединение одного частного жилого дома только к внутриквартальным сетям газопровода обходилось домовладельцу в 5-6 тыс. руб., а по-квартирный отопительный газовый аппарат стоил 2 тыс. руб. Но, как уже отмечалось, средний уровень денежных доходов многих россиян невысокий, и поэтому многие наши соотечественники пока располагают весьма скромными собственными денежными средствами, которых явно недостаточно для повышения уровня комфортабельности частных жилых домов. Между тем за рубежом модернизация жилых домов и квартир частными лицами с привлечением банковского ипотечного кредита очень широко распространена. Такая же практика в области инвестиционного кредитования владельцев частных жилых домов была и в СССР, где ссуды на капитальный ремонт, газификацию индивидуальных жилых домов и присоединение их к коммунальным сетям водопровода и канализации выдавались банками гражданам на срок до 5 лет. Расширение круга объектов ипотечного жилищного кредита способствовало бы большей диверсификации кредитных вложений в сектор национальных домашних хозяйств и увеличению общего объема банковских операционных доходов, укреплению доходной базы российских банков.
9. Важнейшей предпосылкой успешного развития банковского ипотечного жилищного кредита в России является активизация государственной политики в области регулирования денежных доходов населения, что, в частности, предполагает переход в масштабе всей нашей страны на такую прогрессивную форму оплаты наемного персонала, как минимальная заработная плата за один час рабочего времени. Необходимость этого мотивируется следующими аргументами. В 1990-х- начале
2000-х гг. реальные денежные доходы многих россиян были намного ниже по сравнению с соответствующими доходами жителей стран-членов Европейского союза (ЕС), США и даже многих стран "третьего мира". Так, в 2000 г. средняя месячная заработная плата одного россиянина составляла около 2,1 тыс. руб., или $70, в 2001 г. - 3,2тыс. рублей, или приблизительно $100, а в 2002 г. — 4 785 руб., или $150. Между тем еще в 1992 г. средняя заработная плата работников различных профессий в США составляла у мужчин $35 711 и у женщин $24 009 (в расчете на год на одного работника)12. В Германии среднемесячная заработная плата одного работающего составляет 1 300-1 400 евро13. В 2002 г. в Чехии среднемесячная заработная плата равнялась $400, в Польше — $500, а в Венгрии этот показатель был еще выше14. Причем размер ежемесячной минимальной заработной платы россиян значительно отстает от их прожиточного минимума. Что же касается среднего размера пенсии россиянина, то он был еще меньше. Например, в феврале 2002 г. средний размер его пенсии был равен 1 370 руб. В Германии же мужчины и женщины, выходящие на пенсию по старости, во всех федеральных землях, включая новые восточные земли, получают пенсию в размере 2 тыс. марок. Во Франции размер пособия по безработице достигает $ 1 000.
Приходится с горечью констатировать, что у нас глубоко укоренилась позорнейшая нецивилизованная широкомасштабная практика массовых задержек выплаты начисленной пенсии и заработной платы, когда пенсионеры, рабочие, инженерно-технические работники и служащие, по существу, предоставляют вынужденный бессрочный кредит государству и работодателям. Так, на 1 мая 2001 г. суммарная просроченная задолженность по заработной плате в России составляла 32,43 млрд руб. Из этой суммы 27,708 млрд руб. приходилось на задолженность по заработной плате, образовавшуюся у предприятий из-за недостатка собственных денежных средств, и 4,722 млрд руб. на долги по заработной плате, обусловленные недофинан-
12 Суриков А.Е. Доходы населения. Опыт количественных измерений. М.: Финансы и статистика, 2000. С. 33.
13 Аргументы и факты. 2003 (июль). № 26. С. 6.
14 Аргументы и факты. 2002 (декабрь). № 51. С. 6.
15 Независимая газета. 2001. 23 мая. С. 4.
16 Независимая газета. 2001. 19 октября. С. 3.
17 Профиль. 2003. № 1 (13 января); Известия. 2003. 25янв. С. 5.
18 Коммерсант. 2003. № 213. 21 нояб. С. 14.
19 Коммерсант. 2004. №12/П. 26 янв. С. 14.
20 Санько В. О ком заботится наше правительство? //НГ — Политэкономия. 2000 (26 сентября). № 12. С. 10.
21 Там же.
сированием из бюджетов всех уровней15. На 1 октября 2001 г. суммарная задолженность по заработной плате определилась в размере 34,174 млрд руб., втом числе предприятий — 29,645 млрд руб. и бюджетов всех уровней — 4,529 млрд руб.16 На 1 декабря 2002 г. просроченная задолженность по заработной плате достигла 36,3 млрд руб., а на 1 января
2003 г. - 30,575 млрд руб.17. На 1 ноября 2003 г. суммарная просроченная задолженность по заработной плате составила 30,244 млрд руб., в том числе предприятий — 27,419 млрд руб.18. На 1 января
2004 г. просрочка по зарплате составляла 24,43 млрд руб., в том числе предприятий — 22,17 млрд руб.19. Таким образом, в стране постоянно подрываются устои расширенного воспроизводства национальной рабочей силы.
Правда, определенная часть начисляемой заработной платы по-прежнему выплачивается у нас многим наемным работникам скрытно наличными рублями или долларами США, т.е. "в конвертах", "черным налом", или по так называемым "серым схемам", что не позволяет российским банкам видеть реальные денежные доходы частных лиц как потенциальных заемщиков. И все же сейчас значительная часть российского населения живет за чертой бедности. По расчетам специалистов Института социально-экономических проблем народонаселения РАН, доля бедных людей в России составляет около 35%20. Независимые российские эксперты не без оснований оспаривают эти данные, считая их существенно заниженными. При этом они ссылаются на недавно опубликованный доклад ООН, согласно которому к категории бедных людей относятся граждане той или иной страны, получающие менее $2 в сутки. По мнению независимых экспертов, самые простые расчеты показывают, что общее число бедных россиян составляет около 100 млн человек, или более 70%, а не 34%, как считает официальная российская статистика"21. "Просто богатых" россиян сейчас насчитывается порядка 5%. Средний же класс в современной России еще очень тонок и только формируется. Конечно, здесь следует сделать определенные поправки на денежные доходы россиян от теневой экономики, неучитываемые в полной мере официальной российской статистикой. Но и тогда средний уровень совокупных денежных доходов большинства россиян, видимо, увеличится незначительно по сравнению с указанным стандартом ООН. Главными факторами бедности россиян являются безработица и число детей в семьях. В 2003 г. в России насчитывалось 26 млн безработных,
т.е. фактически каждый третий россиянин трудоспособного возраста не имел постоянной работы.
В известной мере низкий уровень денежных доходов подавляющего большинства россиян связан и с отсутствием в нашей стране такой прогрессивной формы оплаты труда наемного персонала, как минимальная заработная плата за один час рабочего времени. Сегодня эта форма оплаты труда, защищающая наемных работников от эксплуатации и обеспечивающая им приемлемый уровень жизни, широко используется во всем цивилизованном мире, в том числе и в постсоциалистических странах, например в Чехии. В США минимальная оплата труда наемного персонала была введена еще в 1920-х гг., и в настоящее время ее размер колеблется в пределах от 7 до 11 дол. в час; в Греции она составляет около $5. Хотя Конституцией РФ гражданам гарантируется право на достойную заработную плату, минимальная почасовая оплата труда наемных работников у нас до сих пор нигде официально не введена. По некоторым расчетам, в современной России номинальная ставка почасовой оплаты труда составляет всего лишь $0,422. Но, по подсчетам экспертов ООН, размер минимальной оплаты труда ниже $3 в час недопустим, поскольку приводит к разрушению трудового потенциала национальной экономики23. Поэтому вполне закономерно, что в 2003 г. Россия заняла 63-е место в мире (между Маврикием и Колумбией) по индексу развития человеческого потенциала (ИРЧП), учитывающему размер ВВП и денежных доходов на душу населения, уровень образования, продолжительность жизни новорожденных и некоторые другие социально-экономические факторы. Год назад по этому показателю Россия была на 60-м, в 2001 г. — на 55-м и в 2000 г. — на 62-м месте24.
Учитывая изложенные выше обстоятельства, следовало бы включить в Конституцию РФ и в Трудовой кодекс РФ юридическую норму, предусматривающую повсеместно постепенное, скажем, в течение 10-15лет, введение в России минимального размера почасовой оплаты труда наемных работников. При этом целесообразно исходить из экономических расчетов специалистов Государственной Думы
22 Ведомости. 2002. 29 апр. С. А4.
23 Известия. 2000. 9 апр. С.4; Коммерсант. 2001. № 61. 7 апр. С. 3.
24 Коммерсант. 2003. № 135. 1 авг. С. 11.
25 Советская Россия. 2001. 11 окт. С. 3.
26 Цылина Г.А. Ипотека: жилье в кредит. М.: Экономика, 2001. С. 47.
27 Захаров B.C. Потребительский кредит в СССР. М.: Финансы и статистика, 1986. С. 17.
РФ, которые обосновали возможность и необходимость безотлагательного увеличения размера ежемесячной заработной платы в 5-6 раз, а ежемесячной пенсии — как минимум в 2 раза25. Введение в России системы минимальной почасовой оплаты труда наемных работников будет способствовать более полной реализации конституционного права россиян на получение достойного вознаграждения за свой труд, решению проблемы борьбы с бедностью и усилению транспарентности (прозрачности) денежных доходов россиян, что имеет немаловажное значение для отечественных банков как основных дебиторов и кредиторов национальных домашних хозяйств.
10. В связи с крайне низким уровнем денежных доходов основных слоев нашего общества, целесообразно облегчить доступ рядовых россиян к банковским ипотечным жилищным ссудам, увеличив их предельный срок до 25 — 30 лет. Именно на такой продолжительный срок предоставляется ипотечный жилищный кредит населению коммерческими банками Великобритании, Германии, США, Франции, многих развивающихся стран и стран с переходной к рынку экономикой, например Латвии. В Швейцарии существует так называемый «переходящий по наследству» ипотечный жилищный кредит, который выдается сроком на 100 лет26. Российские же банки обычно дают частным лицам аналогичные ссуды максимум на 10 — 15 лет.
Интересно, что в период нэпа долгосрочные целевые ссуды жилищной кооперации первоначально выдавались Цекомбанком на срок не свыше 10 лет, а ссуды на ремонт и строительство жилых помещений — до 25 лет с продлением для рабочих кооперативов до 40 лет. В последующем ЖСК получали через систему коммунальных банков ссуды в размере до 90% сметной стоимости строительства жилых домов на срок до 60 лет27. В конце 1980-х гг. Сбербанк СССР выдавал гражданам ссуды на строительство индивидуальных жилых домов с надворными постройками в сельской местности на срок до 50 лет, а в городах и поселках городского типа — на срок до 25 лет. На такой же предельный срок предоставлялся тогда и кредит ЖСК.
11. В неотложном порядке необходимо разработать общегосударственную систему льготного долгосрочного кредитования российских семей, имеющих низкие денежные доходы и слабо защищенных в социальном плане, на строительство и модернизацию кооперативных и индивидуальных жилых домов и квартир. Зарубежный и отчасти отечественный опыт показывают, что исключительно
рыночные условия выдачи и погашения жилищных ссуд для таких семей не подходят. В рамках этой системы льготного кредитования российское государство могло бы взять на себя обязательства о предоставлении малообеспеченным социальным слоям населения ссуд на более длительные сроки под пониженные процентные ставки и/или об их частичном субсидировании.
Закономерно, что специальные системы льготного долгосрочного кредитования строительства жилых домов (квартир) для малообеспеченных слоев населения давно уже функционируют во многих цивилизованных странах. В Германии, например, лица со скромными денежными доходами имеют право на получение льготной жилищной ссуды первой или второй необходимости. Льготные ссуды первого типа предназначаются для лиц с низкими доходами. Эти ссуды являются беспроцентными и сопровождаются выплатой субсидий либо владельцу, вступающему в право собственности с целью проживания в приобретенном жилище, либо приобретателю, который собирается сдавать жилье внаем и обязуется в этом случае полностью довести субсидии до нанимателей жилья. Кроме того, указанными ссудами могут прямо или косвенно воспользоваться семьи с доходами ниже предельного уровня, размер которого пересматривается каждый год федеральными землями. Льготные ссуды второй необходимости предоставляются лицам со средними доходами, размер которых не должен превышать упомянутого выше предельного уровня более чем в 1,4 раза. Это ссуды с бонификацией и с отсроченным погашением процентов. На практике именно средства отдельных федеральных земель Германии являются основным источником этих льготных жилищных ссуд, составляя 2/3 их общего объема, так как Федерация фактически оказывает соответствующую кредитную помощь семьям лишь при вступлении их в право частной собственности нажилье. В Италии институты земельного кредита с 1978 г. предоставляют определенным категориям населения льготные жилищные ссуды на срок не более 25 лет. Размер этих ссуд достигает 100% расходов, связанных с приобретением жилья. Процентные ставки по ссудам снижаются в зависимости от тех сумм денежных средств, которыми располагают индивидуальные заемщики. Помощь же государства состоит в том, что оно субсидирует процентные ставки по жилищным ссудам, покрывая разницу по отношению к базовой процентной ставке, пересматриваемой раз в два года. Во Франции существуют льготные жилищные ссуды, предназначаемые для финан-
сирования вступления в право частной собственности семей со скромными доходами. Эти ссуды выдаются семьям, приобретающим жилье, с учетом их жилищных условий и финансовых возможностей при обязательном соблюдении установленных пределов цен на приобретаемое жилье. В отношении стоимости приобретаемого жилья указанные выше семьи, как и квартиросъемщики, в отношении квартплаты имеют право на получение персональной жилищной помощи. Предельный срок таких жилищных ссуд составляет, как правило, 20 лет, а процентная ставка по ним может быть фиксированной или плавающей.
12. Расширить для физических лиц — граждан РФ перечень имущественных налоговых вычетов при определении налогооблагаемой базы, предусмотренных второй (специальной) частью действующего Налогового кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 29.12.2000 № 166-ФЗ). В соответствии со ст. 220 Налогового кодекса РФ для физических лиц установлена льгота по налогу на доходы физических лиц в виде имущественного налогового вычета в сумме, направленной на погашение процентов по ипотечным кредитам, полученным налогоплательщиками в банках РФ и фактически израсходованным ими на новое строительство или приобретение на территории РФ жилого дома либо квартиры. В связи с крайне низким уровнем жизни и денежных доходов большинства россиян следовало бы распространить практику применения данного имущественного налогового вычета и на проценты по ссудам, выдаваемым банками нашим соотечественникам на капитальный ремонт и газификацию индивидуальных жилых домов (квартир) и присоединение их к коммунальным сетям водопровода и канализации, на приобретение товаров длительного пользования российского производства, на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности (без образования юридического лица) и индивидуальной трудовой деятельности, включая занятия народными ремеслами и художественными промыслами, а также на покупку сельскохозяйственной и иной техники, оборудования, транспортных средств, свиней, крупного и мелкого рогатого скота в рамках ведения россиянами личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйств.
До 1986 г. гражданам США при расчете налогооблагаемой базы разрешались вычеты процентов по всем потребительским ссудам, погашаемым в рассрочку, включая ссуды под залог жилых домов заемщиков. Данная налоговая льгота способствовала снижению реальной стоимости розничных кредитных услуг, росту спроса американцев на потреби-
тельские ссуды банков и увеличению их клиентской базы. В конечном же счете все это стимулировало платежеспособный спрос американских домашних хозяйств на товары и услуги широкого потребления, особенно длительного пользования, производимые отечественными предприятиями, и таким образом содействовало росту всей американской экономики. И только Закон о налоговой реформе США 1986 г. предусмотрел отмену при расчете налогооблагаемой базы вычетов процентов по всем потребительским ссудам, кроме ссуд под залог жилых домов28. А ведь по уровню получаемых совокупных денежных доходов американцы и до 1986 г. выглядели просто «богачами» по сравнению с жителями России.
13. Рекомендовать отечественным коммерческим банкам модифицировать залоговую политику, проводимую ими в процессе кредитования индивидуальных заемщиков на жилищное строительство, в направлении большей диверсификации форм и видов запрашиваемого от заемщиков кредитного обеспечения. Сейчас наши банки при предоставлении ипотечного жилищного кредита чаще всего требуют от частных клиентов предоставления в залог недвижимого имущества (жилых домов), соответствующих гарантий от работодателей или поручительств со стороны других состоятельных физических лиц. Думается, однако, что российские коммерческие банки и страховые компании могли бы наладить более тесное сотрудничество для более широкого внедрения в отечественную практику так называемого кредитного страхования жизни физических лиц. На Западе это страхование, являющееся разновидностью страхования физических лиц на случай их смерти, получило очень широкое распространение. Там банк или ссудная касса, выдавая кредит лицам, приобретающим в рассрочку жилые дома или товары длительного пользования, одновременно страхует этих ссудополучателей посредством продажи им страховых полисов. Если же застрахованный умирает, не успев погасить полученной ссуды, то его кредитная задолженность возмещается кредитором из соответствующей страховой суммы. Таким образом, страховые полисы становятся инструментом обеспечения потребительских ссуд банков. За рубежом этот способ погашения ипотечного жилищного кредита очень распространен.
Параллельно отечественным страховым ком-
28 Роуз Питер С. Банковский менеджмент / Пер. с англ. М.: Дело, 1997. С. 276.
м Селюков В.К., Гончаров С.Г. Управление рисками. Ипотечная сфера. М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2001. С. 39.
паниям и коммерческим банкам, наверное, стоило бы возродить практику страхования выдаваемых потребительских и ипотечных жилищных ссуд, существовавшую у нас до финансового кризиса августа 1998 г. Этот способ снижения банковских кредитных рисков широко применяется зарубежными ипотечными и коммерческими банками и иными институтами ипотечного жилищного кредита.
Вполне могли бы отечественные банки применять и такую форму обеспечения ипотечных жилищных ссуд, как залог денежных средств, вносимых индивидуальными заемщиками на отдельные (специальные) счета в банках. Такая кредитная практика есть, например, в США, где существует ипотечный жилищный кредит с залоговым счетом (pledged account mortgage). Этот ипотечный жилищный кредит стал результатом синтеза ипотек с равномерными и растущими платежами. В рамках данной кредитной схемы заемщик предварительно размещает на специальном счете в банке некоторую денежную сумму (часть или весь платеж), которая и служит обеспечением ипотеки. Денежные средства, числящиеся на указанном банковском счете, имеют строго целевое назначение и могут быть использованы только для погашения ранее выданного ипотечного кредита. Если заемщик осуществляет платеж, который меньше, чем требуемый в случае ипотеки с равномерными платежами, то разница покрывается за счет ранее заложенных денежных средств. В итоге кредитор получает ту же самую сумму дол га, которую он получил в случае предоставления клиенту ипотечной ссуды с равномерными платежами29. Пока же залог денежных средств на депозитных счетах используется отечественными банкирами в качестве ссудного обеспечения в основном при краткосрочном кредитовании корпоративной клиентуры. Хотя отечественный рынок корпоративных акций развит очень слабо, капитализация и емкость его невелики, акции многих нашихделовых предприятий малопривлекательны, недостаточно надежны и обладают низкой ликвидностью и доходностью, тем не менее российским банкам надо, по возможности, развивать и операции по кредитованию затрат физических лиц на приобретение наиболее надежных корпоративных акций, например Газпрома, нефтяных компаний и Сбербанка России. Опыт коммерческих банков и строительных обществ Великобритании свидетельствует, что эти ценные бумаги, находящиеся на руках у населения, также могут быть средством обеспечения вновь выдаваемого банковского ипотечного жилищного кредита.
Более широкая диверсификация отечественными банками форм и видов обеспечения выдаваемых ипотечных жилищных ссуд в значительной мере способствовала бы снижению общего уровня соответствующих кредитных рисков и облегчению доступа рядовых россиян к этим ссудам.
14. Заслуживает внимания зарубежный опыт создания и функционирования жилищно-строительных кооперативов, которым во многих цивилизованных странах предоставлено право эмитировать собственные акции в целях привлечения денежных ресурсов, необходимых для кооперативного строительства жилых домов и квартир. По нашему мнению, указанные акции ЖСК вместе с самими вновь построенными кооперативными жилыми домами и соответствующими земельными участками могут стать в России весьма надежным средством обеспечения банковского долгосрочного кооперативного жилищного кредита. Одновременно эта экономическая мера способствовала бы дальнейшему развитию национального рынка корпоративных ценных бумаг и диверсификации набора инструментов, используемых на отечественном фондовом рынке.
15. Ускорить проработку по линии Госстроя России вопроса о возможности и целесообразности введения в стране системы обязательного (окладного) страхования индивидуальных домов и квартир в товариществах собственников жилья на случай пожаров, наводнений, землетрясений, оползней и других стихийных бедствий. Понашемумнению, такое имущественное страхование должно быть обязательным в тех случаях, когда индивидуальные жилые дома и квартиры были приобретены, построены или капитально отремонтированы россиянами с привлечением банковского частного кредита. На Западе страхование частного жилья, приобретаемого физическими лицами за счет ипотечного жилищного кредита, является одним из важнейших необходимых условий его получения. И видимо, неслучайно, что в СССР все индивидуальные жилые дома, построенные и/или капитально отремонтированные гражданами за счет собственныхденежных средств и с помощью банковского кредита, подлежали окладному страхованию. Поэтому до начала кредитования строительства частных жилых домов учреждения советских банков направляли специальные извещения органам Госстраха о необходимости страхования этих домов. В случае же гибели индивидуальных жилыхдомов врезуль-тате пожаров или иных природных катаклизмов причитающееся индивидуальным заемщикам страховое возмещение направлялось органами Госстраха непосредственно на погашение задолженности по ссудам,
выданным банками на строительство и капитальный ремонт указанных домов. Этим самым значительно снижался ипотечный кредитный риск, возникавший у отечественных банков в силу различных форс-мажорных обстоятельств.
16. Предусматривать в годовых денежных программах Банка России по отдельной строке прогнозный показатель, характеризующий прирост (снижение) задолженности по всем видам банковского ипотечного жилищного и потребительского кредита на соответствующий год, включая ссуды ЖСК, ГСК, ДСК и членам товариществ собственников жилья.
17. В законодательном порядке определить и установить Сбербанку России предельно минимальную долю специализированных активов, которые он должен постоянно держать в форме ипотечных жилищных ссуд. У ссудосберегательных ассоциаций (ССА) США, являющихся основными поставщиками населению ипотечных жилищных ссуд, обязательная доля таких специализированных активов — основных и неосновных — составляет 65%. При этом под основными активами ССА подразумеваются ссуды на покупку, строительство и улучшение жилья, ссуды на покупку акций строительных компаний (home-equity loans), ценных бумаг под залог недвижимости и векселей, выпущенных определенными правительственными организациями — Федеральной корпорацией страхования депозитов, Федеральной корпорацией страхования ссудосберегательных ассоциаций (Fédéral Savings and Loan Insurance Corporation, FSLIC) и Уполномоченной корпорацией по доверительному управлению (Resolution Trust Corporation, RTC). Неосновные же активы ССА должны состоять из ипотечных жилищных ссуд со сроком действия до 90 дней; отдельных инвестиций в обслуживающие корпорации (service corporations); инвестиций в низкодоходные жилищные проекты, общественные здания и малый бизнес в низкодоходных районах займов на личные и образовательные цели.
18. Устанавливать Внешторгбанку РФ, Рос-сельхозбанку и другим крупным отечественным коммерческим банкам, находящимся под контролем государства, на каждый год специальные квоты (лимиты) ипотечного жилищного и потребительского кредитования городского и сельского населения, включая ссуды ЖСК, ГСК и ДСК.
19. Рекомендовать отечественным деловым предприятиям реального и финансового секторов экономики шире предоставлять своим сотрудникам льготные ссуды (под пониженные проценты, с бонификацией процентных ставок) для уплаты
первоначального взноса собственных денежных средств, необходимого для вступления в члены ЖСК, приобретения и модернизации жилых домов и квартир, а также оказывать своим работникам более значительную материальную помощь в погашении банковских кооперативных и индивидуальных жилищных ссуд. Аналогичная частная кредитная практика существует во многих экономически развитых и развивающихся странах. Была она и в СССР.
Желательно предусмотреть в бухгалтерской (финансовой) отчетности предприятий и банков специальные показатели, характеризующие объемы выдачи и погашения ипотечных жилищных ссуд и потребительских ссуд, предоставляемых этими хозяйствующими субъектами собственному персоналу, а также остатки задолженности по таким частным ссудам.
20. В законодательном порядке возложить на вновь созданную Федеральную службу финансовых рынков, подведомственную Министерству финансов РФ, функции надзора и контроля за работой действующих и вновь создаваемых в установленном порядке кредитных потребительских кооперативов россиян, как это сделано в таких странах, как, например, США и Чехия.
21. Ввести по линии Банка России регулярную статистическую отчетность об объемах выдачи и погашения ссуд, предоставляемых отечественными банками россиянам на кооперативное и индивидуальное жилищное, гаражное и дачное строительство, включая приобретение передвижных жилых домов (трейлеров), строительство надворных (хозяйственных) построек, капитальный ремонт и газификацию индивидуальных жилых домов, квартир и присоединение их к коммунальным сетям водопровода и канализации, капитальный ремонт дач, гаражей, надворных (хозяйственных) построек, приобретение, строительство, ремонт садовых домиков, освоение и благоустройство земельных участков, а также об остатках срочной и просроченной задолженности по банковскому ипотечному кредиту (с распределением этих частных ссуд по их основным видам и срокам). В основу указанной статистической отчетности могут быть положены данные банковского бухгалтерского баланса и оборотной ведомости по счетам бухгалтерского учета кредитных организаций (форма № 101), в которой ежемесячно отражаются обороты по всем балансовым и забалансовым счетам второго порядка. Примерно такая же банковская статистическая отчетность по видам жилищного кредита существует во многих цивилизованных странах, например в Великобритании, Германии и
США. В СССР банки ежемесячно составляли специальный статистический отчет по форме № 741 «О долгосрочном кредитовании колхозов, предприятий, организаций и населения» (в разрезе отдельных народнохозяйственных комплексов, отраслей и подотраслей народного хозяйства, категорий заемщиков, кредитуемых объектов и мероприятий). По-видимому, все это связано с наличием у ипотечного жилищного кредита целого ряда специфических черт и высоким уровнем рискованности проведения этих активных кредитных операций банков. Закономерно, что на Западе ипотечный жилищный кредит, выдаваемый банками частным лицам на приобретение, строительство или модернизацию жилищ, обычно отражается в статистической отчетности в отдельной строке.
22. Восстановить действовавшие в банках СССР годовую бухгалтерскую отчетность (ведомость № 6) о задолженности колхозов, совхозов, предприятий, организаций, ЖСК и населения по долгосрочным и краткосрочным ссудам в распределении их по срокам погашения, а также полугодовой и годовой статистический отчет о долгосрочном кредитовании кооперативного и индивидуального жилищного строительства и вводе в действие жилых домов (форма № 742). Данные бухгалтерской и статистической отчетности по формам № 6, 741 и 742 нужны российским банкам для составления бизнес-планов и контроля за их выполнением, текущего и перспективного прогнозирования входящих и исходящих денежных потоков и оценки эффективности розничных потребительских и ипотечных кредитных услуг.
23. Предусмотреть в действующем плане счетов бухгалтерского учета российских банков специальные балансовые счета второго порядка для ведения раздельного аналитического учета частных ипотечных ссуд в распределении по их основным видам: займы на кооперативное и индивидуальное жилищное, гаражное и дачное строительство. Ведение таких обособленных ссудных счетов также значительно облегчило бы составление отечественными банками статистической и бухгалтерской отчетности о потребительском и ипотечном жилищном кредитовании национальных домашних хозяйств.
24. Внедрить по линии Банка России постоянно действующую систему мониторинга размеров, условий, сроков и процентных ставок по ипотечным жилищным и потребительским ссудам, предоставляемым отечественными банками россиянам. Подобная система мониторинга давно и эффективно действует, например, в ФРС США. Результаты мониторинга банковского ипотечного
жилищного и потребительского кредита широко используются ФРС в процессе составления прогнозов развития национальной экономики, а также при разработке своей монетарной политики. Дойче Бун-десбанк также регулярно проводит обследования национального банковского рынка розничных потребительских и ипотечных кредитных услуг.
25. Назрела необходимость в разработке по линии Банка России общих Методических рекомендаций об организации работы коммерческих банков по кредитованию и финансированию кооперативного и индивидуального жилищного, гаражного и дачного строительства. Неотъемлемой составной частью указанных Методических рекомендаций, наверное, должна стать методика оценки банковских рисков по всем этим банковским частным ссудам. В настоящее время большинство отечественных банков, за исключением Сбербанка России, не имеют серьезного опыта в части организации ипотечного жилищного кредитования домашних хозяйств. Не так уж и много в российских банках первоклассных специалистов, в совершенстве владеющих вопросами промышленной, сельскохозяйственной и жилищной ипотеки. Отечественные высшие и средние учебные заведения, включая банковские колледжи Банка России, до сих пор практически не готовят для нашей банковской системы специалистов такого профиля. Ка-кой-либо солидной учебно-методической и справочной литературы по данному вопросу у нас тоже, по существу, нет. Нельзя больше игнорировать и то обстоятельство, что отношения банков с населением по поводу ипотечного жилищного и потребительского кредитования по своей природе очень специфичны. И видимо, неслучайно, британские коммерческие банки и строительные общества давно разработали Кодекс добросовестной банковской практики (Banking code) и Кодекс практики жилищного кредитования (The Mortgage code). Так, Кодекс добросовестной банковской практики является юридическим документом, которому добровольно следуют коммерческие банки и строительные общества в отношениях со своей частной клиентурой — физическими лицами в Соединенном Королевстве. Он устанавливает минимальные стандарты добросовестной банковской практики, которыми руководствуются присоединившиеся к нему коммерческие банки и строительные общества. Такой же правовой характер носит и Кодекс практики
30 См. подробнее об этих английских банковских кодексах: Вишневский A.A. Банковское право Англии. М.: СТАТУТ, 2000. С. 261-279, 280-296.
жилищного кредитования, которому добровольно следуют заимодавцы и посредники по ипотечным жилищным ссудам в своих отношениях с частными клиентами в Великобритании30. В целом, эти английские банковские кодексы несколько напоминают Общие условия сделок германских банков и Общие условия сделок немецких сберегательных касс, но носят более общий характер.
26. В целях упрощения бухгалтерской и расчет-но-аналитической работы в отечественных коммерческих банках, снижения нагрузки на их кредитный и учетно-операционный персонал было бы целесообразно разработать по линии Банка России специальные таблицы для определения размеров аннуитетных платежей по средне- и долгосрочным потребительским и ипотечным жилищным ссудам, погашаемым индивидуальными заемщиками в рассрочку. На Западе такие таблицы широко используются многими коммерческими банками при кредитовании населения. Длительное время эти таблицы применялись и учреждениями Стройбанка СССР, а до него - учреждениями Промбанка СССР.
27. Ввести по линии Госкомстата России годовую статистическую отчетность об общем числе городских и сельских ЖСК, товариществ собственников жилья (кондоминиумов), ГСК, ДСК и са-дово-огородническихтовариществ (кооперативов) населения, объемах ввода в эксплуатацию этими категориями частных застройщиков основных непроизводственных фондов и об общей (полезной) площади в кооперативных жилых домах, гаражах, дачах и в садовых домиках.
Ускоренное сбалансированное развитие банковского кооперативного и индивидуального жилищного кредита будет способствовать ускорению темпов социально-экономического развития России, усилению деловой активности в отечественном строительном комплексе, повышению коэффициента загрузки производственных мощностей российских предприятий промышленности строительных материалов и подрядных строительных компаний, увеличению реального платежеспособного спроса россиян на инвестиционные товары и услуги, обеспечению большей финансовой устойчивости и диверсификации кредитной деятельности наших коммерческих банков. Немаловажную роль может сыграть банковский жилищный кредит в деле реконструкции и модернизации кооперативного и индивидуального жилого фонда России, физический и моральный износ которого уже давно достиг критической точки, а также в решении жилищной проблемы в стране.