Научная статья на тему 'Проблемы развития и государственной поддержки малого предпринимательства в СКФО'

Проблемы развития и государственной поддержки малого предпринимательства в СКФО Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
130
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / ГОСПОДДЕРЖКА МАЛОГО БИЗНЕСА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы развития и государственной поддержки малого предпринимательства в СКФО»

Галаева Анастасия Николаевна

Студентка филиала Московского государственного университета приборосторения и информатики г. Ставрополь

Любенкова Антонина Сергеевна

Студентка ФГБОУ ВПО ГУМРФ им. адмирала С.О. Макарова г. Санкт-Петербург

Любенкова Елена Петровна

К.э.н., доцент Филиал ФГБОУ ВПО МГУПИ

г. Ставрополь

Ключевые слова: показатели развития малого предпринимательства, господдержка малого бизнеса.

Galayeva A.N., Lyubenkova A.S., Lyubenkova E.P. Problems of development and state support of small business in the North Caucasian federal district

Abstract: In article the assessment of a condition and tendencies of development of small business in subjects of North Caucasus federal district in comparison with other territorial subjects of the Russian Federation is given and measures of the state support of small business at federal and regional levels are considered. Key words: indicators of development of small business, state support of small business.

Мировой опыт свидетельствует о том, что эффективность функционирования экономической системы в значительной степени зависит от оптимального сочетания в ней малого, среднего и крупного бизнеса. При сохранении относительно устойчивого соотношения между различными группами компаний примерно с 70-х гг. прослеживается тенденция к смене лидерства в качественном структурном преобразовании экономической системы, которое все больше переходит от крупных фирм к малому бизнесу. Современная российская действительность формирует малый бизнес в нашей стране. На самом деле вести бизнес в России не так легко. Номинально власти поддерживают малый бизнес, предлагают программы развития, а на деле зачастую государство выстраивает немало преград его развитию. Явную поддержку малому бизнесу в нашей стране оказывает Президент, Правительство и федеральные органы власти. Однако роль местных властей в развитии малого бизнеса чаще всего негативная. В первую очередь из-за оказываемого давления контрольных процедурных функций. Получается парадоксальная ситуация, когда уровень власти, который ближе всего к малому бизнесу, менее всего настроен на содействие его развитию. Попробуем разобраться почему сложилась такая ситуация и как ее можно попытаться решить.

Успешное социально-экономическое развитие Российской Федерации и регионов напрямую зависит от уровня, темпов роста и развития малого и среднего предпринимательства, его эффективного сотрудничества с органами государственной власти. По итогам 2012 года по сравнению с 2011 годом в целом по стране наблюдался рост основных показателей развития малого предпринимательства. На 1 января 2013 года количество зарегистрированных малых предприятий в целом по России увеличилось по сравнению с 1 января 2012 года на 8,7%, среднесписочная численность занятых на малых предприятиях выросла на 0,6%, а удельный вес работников малых предприятий в общей среднесписочной численности занятых достиг уровня 22,6%. Объем оборота малых предприятий вырос на 3,8% (с поправкой на ИПЦ оборот, напротив, уменьшился на 2,4%), рост инвестиций в основной капитал на малых предприятиях составил 20,9% (с поправкой на ИПЦ инвестиции в основной капитал выросли на 13,7%). [1, с.19]

Итоги деятельности малых предприятий в 2012 году в региональном разрезе можно рассматривать как позитивные. В 69 регионах увеличилось количество зарегистрированных малых предприятий в расчете на 100 тыс. жителей; увеличение среднесписочной численности занятых на малых предприятиях отмечено в 49 регионах, объемов оборота (с учетом ИПЦ) - в 59 регионах;

Проблемы развития и государственной поддержки малого предпринимательства в СКФО

Аннотация: В статье дана оценка состояния и тенденций развития малого бизнеса в субъектах СКФО в сравнении с другими субъектами РФ и рассмотрены меры государственной поддержки малого бизнеса на федеральном и региональном уровнях.

инвестиций в основной капитал на малых предприятиях (с учетом ИПЦ) - в 56 регионах. [1, с.8]. Ниже приведены тенденции развития малых предприятий в СКФО и дана сравнительная характеристика округа и его субъектов в сравнении с другими регионами и субъектами Российской Федерации в 2012 году.

По состоянию на 1 января 2013 года во всех федеральных округах Российской Федерации отмечается рост количества малых предприятий, как в абсолютных значениях, так и в пересчете на 100 тыс. жителей. В среднем по России на 100 тыс. жителей приходится 1395,9 малых предприятий. В Северо-Кавказском федеральном округе на каждые 100 тыс. жителей приходится 530,6 малых предприятий региона (38,0% от среднероссийского уровня), что на 5,7% или 25,8 единиц больше, чем на 1 января 2012 года. [1, с.7] Из них значительная часть сосредоточена в торговле и в наиболее значимых секторах экономики Северо-Кавказского федерального округа - строительстве, агропромышленном комплексе и туризме. Наиболее значительный рост числа малых предприятий отмечен в Республике Северная Осетия-Алания (на 176,2 ед.), количество малых предприятий на 100 тыс. жителей сократилось в Чеченской Республике (на 60,6 ед.). [1, с.8] По итогам 2012 года среднесписочная численность занятых на малых предприятиях в целом по стране выросла на 0,6% по сравнению с показателем прошлого года и составила 10481,1 тыс. человек. Удельный вес работников малых предприятий в общей среднесписочной численности занятых за этот период увеличился на 0,6 п.п. и составил 22,6%. [1, с.9] Количество занятых на малых предприятиях выросло в большинстве федеральных округов. Наибольший рост отмечен в Северо-Кавказском федеральном округе (на 5,9%) и Приволжском федеральном округе (на 3,0%). При этом доля работников малых предприятий в общей среднесписочной численности занятых в рассматриваемых округах выросла на 1,0 п.п. и 0,8 п.п. соответственно. [1, с.9] Лидерами по темпам роста числа занятых на малых предприятиях являются Чеченская Республика (показатель вырос на 66,4%) и Чукотский АО (на 53,6%), среднее увеличение показателя зафиксировано в Ставропольском крае (на 5,9%), Кабардино-Балкарской Республике (на 5,4%), Республике Дагестан (на 5,4%). Наиболее значительное сокращение числа занятых на малых предприятиях отмечено в Карачаево-Черкесской Республике (на 14,3%).[1, с.10]

Общий объем оборота малых предприятий в Российской Федерации за 2012 год составил 23465,9 млрд. рублей, что лишь на 3,8% выше показателя 2011 года (с учетом ИПЦ оборот малых предприятий сократился на 2,4%). Лидером по темпам роста показателя стала Чеченская Республика (на 61,8%), значительный рост показателя зафиксирован в Республике Ингушетия (на 17,4%). [1, с.11]

Снижение оборота малых предприятий в 2012 году с учетом ИПЦ отмечено в 24 регионах. В частности, сокращение объема оборота малых предприятий произошло в Республике Северная Осетия-Алания (на 16,6%), Карачаево-Черкесской Республике (на 13,4%), Республике Дагестан (на 3,2%).

Рост оборота малых предприятий с учетом ИПЦ наблюдается в большинстве федеральных округов. Наиболее значительный рост показателя отмечен в Приволжском федеральном округе (на 9,4%), Северо-Кавказском федеральном округе (на 7,2%) и Южном федеральном округе (на 5,3%). Объем инвестиций в основной капитал на малых предприятиях в 2012 году в целом по РФ составил 521545,0 млн. рублей, что на 20,9% выше показателя 2011 года (с учетом индекса потребительских цен рост инвестиций в основной капитал составил 13,7%).[1, с.12]

Положительная динамика объема инвестиций в основной капитал на малых предприятиях с учетом ИПЦ наблюдается во всех федеральных округах, наибольший рост отмечен в Центральном федеральном округе (показатель вырос на 19,1%) и в Северо-Кавказском федеральном округе (на 19,0%). [1, с.13] К лидерам по темпам роста показателя относятся: Республика Калмыкия (показатель вырос в 3,4 раза), Республика Северная Осетия-Алания (в 3,1 раза). Сильное увеличение показателя отмечено в Республике Ингушетия (на 82,1%). Наибольшее сокращение объема инвестиций в основной капитал на малых предприятиях с учетом ИПЦ наблюдается в 9 регионах, в числе которых Карачаево-Черкесская Республика (на 80,8%).[1, с.14] В отдельных регионах инвестиции в рассматриваемых периодах не осуществлялись, либо их объемы оказывались малы, в связи с чем Федеральная служба государственной статистики не включала их в статистические сводки, где значения показателя агрегированы по млн. рублей (Чеченская Республика). [1, с.13]

Таким образом, по результатам прошедшего года положительная динамика всех четырех показателей отмечена в 24 регионах. [1, с.15] К сожалению, субъекты СКФО не попали в их число. В Республике Ингушетия и Ставропольском крае отмечена положительная динамика трех показателей.

В республиках Дагестан, Северная Осетия-Алания и Чеченской Республике отмечена положительная динамика только двух показателей, в Карачаево-Черкесской Республике положительная динамика характерна лишь для одного показателя - количество малых предприятий. Отрицательная динамика всех четырех показателей ни в одном из регионов не выявлена.

Господдержка малого бизнеса является одной из важнейших задач, которая стоит перед правительством Российской Федерации. По мнению многих специалистов, частный бизнес должен стать своеобразным локомотивом для российской экономики, с помощью которого более активно начнут развиваться различные направления экономики, что существенно увеличит поступления в местные и государственные бюджеты, а также поможет решить целый ряд социальных проблем. На современном этапе развития в России сложилась разветвленная система мер государственной и общественной поддержки малого предпринимательства. Она способна оказывать малому бизнесу те услуги, в которых он нуждается, прежде всего: бизнес - образование и подготовка кадров, услуги агентств и фондов по поддержке малого предпринимательства, а так же услуги бизнес-инкубаторов и технологических парков. Для развития частного предпринимательства во многих регионах нашей страны также создаются ассоциации помощи частному бизнесу, которые ориентированы на оказание помощи начинающим частным предпринимателям. Также господдержка малого бизнеса заключается в разработке различных программ содействия развитию малого предпринимательства, с помощью которых начинающий бизнесмен может получить кредит на льготных условиях или различные виды грантов, которые могут быть направлены на развитие предприятия.[2]

Далее рассмотрим основные барьеры и проблемы развития малых форм предпринимательства в России и возможные пути их преодоления. Одной из важнейших проблем, с которой сталкиваются многие бизнесмены, является выплата налогов. За последние несколько лет существенно изменялись как ставки, так и формы налоговых отчетов, что нередко приводит к неразберихе при работе предприятия. Следовательно, прежде всего, необходимо принятие прозрачного законодательства, на основании которого смогут работать предприниматели.

Еще одной проблемой, которую необходимо решить на государственном уровне, является упрощение процедуры регистрации предприятия и уменьшение количества проверок со стороны различных органов, которые нередко приводят к даче взяток со стороны бизнесменов. В настоящее время средний размер взятки в нашей стране составляет более миллиона рублей, что приводит не только к развитию коррупции, но и к существенным проблемам при развитии предпринимательства. Несмотря на принятие целого ряда мер, связанных с упрощением регистрации предпринимателей, а также противодействием коррупции, многие бизнесмены до сих пор жалуются на притеснения со стороны различных органов государственной и местной власти.

Одной из наиболее острых проблем, с которой сталкиваются начинающие предприниматели, является поиск денежных средств, необходимых для открытия или развития собственного бизнеса.

Программа поддержки малого бизнеса в 2013 году действует в различных регионах нашей страны. Как правило, на реализацию данной программы выделяются значительные средства, но далеко не всегда предприниматели обращаются за получением грантов или кредитов на развитие малого бизнеса. Во всех регионах СКФО, за исключением Ставропольского края, снизились объемы финансирования в рамках программ поддержки малого предпринимательства, как из федерального, так и из региональных бюджетов (см. табл. 1.).

Таблица 1.

Финансирование программ поддержки малого бизнеса в СКФО

Субъект СКФО Количество реализуемых программ Финансирование программ, тыс. руб.

из федерального бюджета из бюджета субъекта РФ

2012 год 2013 год 2012 год 2013 год

Кабардино-Балкарская Республика 3 349 862 137 764 87 465 34 441

Карачаево-Черкесская Республика 3 153 192 - 38 298 -

Республика Дагестан 3 570 581 440 385 142 645 110 096

Республика Ингушетия 3 458 542 289 100 114 636 72 275

Республика Северная Осетия-Алания 5 395 894 213 731 98 974 53 433

Ставропольский край 4 642 570 695 000 160 643 173 750

Чеченская Республика 4 741 438 406 822 185 360 101 706

В соответствии с данной программой любой начинающий предприниматель может получить грант или субсидию на развитие малого бизнеса. Данный вид материальной помощи составляет небольшую сумму, поэтому многие предприниматели предпочитают не обращаться в государственные органы для получения данного вида поддержки. В крупных российских городах данной суммы не хватит на аренду помещения на длительный срок или приобретение оборудования, необходимого для производства товаров или предоставления услуг.

Еще одним направлением программы поддержки малого бизнеса является предоставление крупных субсидий предприятиям, которые занимаются определенными видами деятельности. Размер материальной помощи в данном случае может составлять несколько миллионов рублей. Как правило, подобные субсидии или гранты предоставляются компаниям, занимающимся инновационными разработками, предоставлением услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства, организации детских садов и других социально значимых программ для определенных регионов нашей страны. Сумма предоставляемой материальной помощи может зависеть от региона, в котором работает предприятие, так как местные власти принимают решение о субсидировании наиболее важных направлений коммерческой деятельности.

Для того чтобы получить субсидию или грант в соответствии с программой поддержки малого бизнеса, необходимо предоставить стандартный пакет документов в специализированные организации, занимающиеся предоставлением субсидий малому бизнесу. Как правило, в данный пакет документов входит бизнес-план, в котором предприниматель должен описать каким образом он планирует потратить полученные денежные средства. Кроме того, при получении гранта на открытие или развитие малого бизнеса, предприниматель должен представить отчет о тратах полученных денежных средств. Все вышеперечисленное не способствует активизации малого предпринимательства в СКФО и обращению начинающих бизнесменов за получением грантов или кредитов на развитие бизнеса.

В заключение хотелось бы отметить, что малое предпринимательство относится к системам, которые обладают функцией саморазвития, но ему нужен импульс для активизации данного процесса. Региональные органы власти должны активно стимулировать развитие малого бизнеса путем проведения различных мероприятий. «Для формирования благоприятной предпринимательской среды в регионе необходимо выполнение определённых условий, объективно влияющих на процесс развития предпринимательской деятельности и характеризующих качество предпринимательской среды.» [3, с.194] Необходимо осуществлять регулирование бизнеса на определенных территориях широким кругом узкоспециализированных проектов, которые будут приоритетными точками развития с тем, чтобы в каждом экономически отстающем регионе многонационального мезорегиона в итоге произошли прогрессивные структурные перемены. [4]

Список использованной литературы

1. Сайдуллаев Ф.С. Динамика развития малого предпринимательства в регионах России в 2012 году. Ежеквартальный информационно-аналитический доклад. - М.: АНО «НИСИПП». - Апрель 2013. - 33с.

2. Луковцева А.К. Современное состояние инновационного малого и среднего предпринимательства в России // РППЭ, ISSN 1812-7096, 2011, №1(27), с.207-213

3. Абдуллаева З.З. Благоприятная предпринимательская среда в регионе России // РППЭ, ISSN 1812-7096, 2011, №4(30), с.192-198

4. Автономов В.С., Багомедов М.А., Розинская Н.А. Особенности структурных перемен в экономике многонационального региона//Вопросы структуризации экономики. 2001. №5. С. 5-13.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.