Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ АГРАРНОГО СЕКТОРА РОССИИ И ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИХ РЕШЕНИЯ'

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ АГРАРНОГО СЕКТОРА РОССИИ И ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИХ РЕШЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник аграрной науки
ВАК
AGRIS
RSCI
Область наук
Ключевые слова
аграрный сектор / государственное регулирование / государственная поддержка / ресурсы сельскохозяйственного производства / экономико-политические условия / селекционно-семеноводческая отрасль / многостороннее сотрудничество / логистика / экспорт / санкции / agrarian sector / state regulation / state support / agricultural production resources / economic and political conditions / breeding and seed production / multilateral cooperation / logistics / export / sanctions

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Криничная Е. П.

В рамках проведенного научного исследования осуществлена классификация негативных факторов развития аграрного сектора отечественной экономики, в соответствии с которой выделены группы проблем, связанные с государственным регулированием, использованием ресурсов сельскохозяйственного производства и обусловленные изменениями международных экономико-политических условий. В разрезе данных групп рассмотрены проблемы, характерные для сложившейся системы государственного регулирования отечественного АПК: фрагментарность стратегического планирования, несовершенства нормативно-правового регулирования, системы господдержки аграрной отрасли и рычагов (инструментов) государственного регулирования (льготного кредитования, страхования, налогообложения, государственно-частного партнерства, многостороннего сотрудничества государства, бизнеса, науки, образования и др.), а также связанные с кадровым обеспечением аграрного сектора, его технико-технологической оснащенностью, состоянием селекционно-семеноводческой отрасли, логистикой, рынками сбыта отечественной агропродукции, валютными рисками, наличием неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения, финансовым состоянием аграриев, сохраняющейся зависимостью от зарубежных поставок средств производства. Авторские исследования позволили предложить потенциальные направления решения проблем, которые могут быть использованы в практике государственного управления АПК, в том числе при разработке программ и стратегий развития аграрного сектора отечественной экономики. Отмечается, что отдельные точечные меры, направленные на преодоление тех или иных негативных тенденций развития агросектора, не всегда эффективны, а рассмотренные группы проблем взаимосвязаны между собой, в результате нерешенные проблемы одной группы могут приводить к возникновению проблем другой группы или усугублять их. Таким образом, при формировании государственной аграрной политики целесообразно использовать комплексный подход к решению данных проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF THE AGRARIAN SECTOR DEVELOPMENT IN RUSSIA AND POTENTIAL DIRECTIONS FOR THEIR SOLUTION

Within the framework of the conducted scientific research the classification of negative factors of development of the agrarian sector of the domestic economy is carried out, according to which groups of problems related to state regulation, use of agricultural production resources, and caused by changes in the international economic and political conditions are singled out. In the context of these groups, the problems typical for the current system of the state regulation in the domestic agro-industrial complex are considered: fragmentation of strategic planning, imperfections of legal and regulatory framework, the system of state support for the agrarian sector and levers (instruments) of state regulation (preferential lending, insurance, taxation, public-private partnership, multilateral cooperation between the state, business, science, education, etc.), as well as those related to staffing of the agricultural sector, its technical and technological equipment, the state of the breeding and seed production industry, logistics, markets for domestic agricultural products, currency risks, the presence of unused agricultural land, the financial condition of agrarians, and continued dependence on foreign supplies of means of production. The author's research allowed to propose potential directions for solving problems, which can be used in the practice of state management of the agro-industrial complex, including the development of programmes and strategies for the development of the agrarian sector of the domestic economy. It is noted that individual point measures aimed at overcoming certain negative trends in the development of the agricultural sector are not always effective, and the considered groups of problems are interrelated, as a result, unresolved problems of one group can lead to the emergence of problems of another group or exacerbate them. Thus, in the formation of state agrarian policy it is advisable to use a comprehensive approach to solving these problems.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ АГРАРНОГО СЕКТОРА РОССИИ И ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИХ РЕШЕНИЯ»

УДК / UDC 338.43:631.15

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ АГРАРНОГО СЕКТОРА РОССИИ И ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИХ РЕШЕНИЯ

PROBLEMS OF THE AGRARIAN SECTOR DEVELOPMENT IN RUSSIA AND POTENTIAL DIRECTIONS FOR THEIR SOLUTION

Криничная Е.П., кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Krinichnaya E.P., Candidate of Economic Sciences, Leading Researcher ФГБНУ «Федеральный Ростовский аграрный научный центр», п. Рассвет, Аксайский район, Ростовская область, Россия Federal State Budget Scientific Institution «Federal Rostov Agricultural Research Centre», Rassvet, Aksay district, Rostov region, Russia E-mail: [email protected]

В рамках проведенного научного исследования осуществлена классификация негативных факторов развития аграрного сектора отечественной экономики, в соответствии с которой выделены группы проблем, связанные с государственным регулированием, использованием ресурсов сельскохозяйственного производства и обусловленные изменениями международных экономико-политических условий. В разрезе данных групп рассмотрены проблемы, характерные для сложившейся системы государственного регулирования отечественного АПК: фрагментарность стратегического планирования, несовершенства нормативно-правового регулирования, системы господдержки аграрной отрасли и рычагов (инструментов) государственного регулирования (льготного кредитования, страхования, налогообложения, государственно-частного партнерства, многостороннего сотрудничества государства, бизнеса, науки, образования и др.), а также связанные с кадровым обеспечением аграрного сектора, его технико-технологической оснащенностью, состоянием селекционно-семеноводческой отрасли, логистикой, рынками сбыта отечественной агропродукции, валютными рисками, наличием неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения, финансовым состоянием аграриев, сохраняющейся зависимостью от зарубежных поставок средств производства. Авторские исследования позволили предложить потенциальные направления решения проблем, которые могут быть использованы в практике государственного управления АПК, в том числе при разработке программ и стратегий развития аграрного сектора отечественной экономики. Отмечается, что отдельные точечные меры, направленные на преодоление тех или иных негативных тенденций развития агросектора, не всегда эффективны, а рассмотренные группы проблем взаимосвязаны между собой, в результате нерешенные проблемы одной группы могут приводить к возникновению проблем другой группы или усугублять их. Таким образом, при формировании государственной аграрной политики целесообразно использовать комплексный подход к решению данных проблем.

Ключевые слова: аграрный сектор, государственное регулирование, государственная поддержка, ресурсы сельскохозяйственного производства, экономико-политические условия, селекционно-семеноводческая отрасль, многостороннее сотрудничество, логистика, экспорт, санкции

Within the framework of the conducted scientific research the classification of negative factors of development of the agrarian sector of the domestic economy is carried out, according to which groups of problems related to state regulation, use of agricultural production resources, and caused by changes in the international economic and political conditions are singled out. In the context of these groups, the problems typical for the current system of the state regulation in the domestic agro-industrial complex are considered: fragmentation of strategic planning, imperfections of legal and regulatory framework, the system of state support for the agrarian sector and levers (instruments) of state regulation (preferential lending, insurance, taxation, public-private partnership, multilateral cooperation between the state, business, science, education, etc.), as well as those related to staffing of the agricultural sector, its technical and technological equipment, the state of the breeding and seed production industry, logistics, markets for domestic agricultural products, currency risks, the presence of unused agricultural land, the financial condition of agrarians, and continued dependence on foreign supplies of means of production. The author's research allowed to propose potential directions for solving problems, which can be used in the practice of state management of the agro-industrial complex, including the development of programmes and strategies for the development of the agrarian sector of the domestic

economy. It is noted that individual point measures aimed at overcoming certain negative trends in the development of the agricultural sector are not always effective, and the considered groups of problems are interrelated, as a result, unresolved problems of one group can lead to the emergence of problems of another group or exacerbate them. Thus, in the formation of state agrarian policy it is advisable to use a comprehensive approach to solving these problems.

Key words: agrarian sector, state regulation, state support, agricultural production resources, economic and political conditions, breeding and seed production, multilateral cooperation, logistics, export, sanctions

Введение. В результате осуществления экономических преобразований в России была сформирована многоукладная аграрная структура, включающая в себя такие категории производителей, как сельскохозяйственные организации, крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства граждан, рациональное сочетание которых позволило повысить эффективность и конкурентоспособность производства, укрепить продовольственную безопасность страны. Однако в современных реалиях нестабильность микро- и макроэкономических условий хозяйствования усиливает негативные факторы развития отечественного аграрного сектора и приводит к возникновению новых проблем, которые не позволяют в полной мере раскрыть его потенциал.

Цель исследования - изучение проблем развития аграрного сектора отечественной экономики в современных условиях хозяйствования и определение потенциальных направлений их решения.

Условия, материалы и методы. Исследование осуществлялось с применением методов системного изучения и обобщения данных, аналитического и монографического методов. Информационную базу научного изыскания составили данные Федеральной службы государственной статистики, ФГБНУ «Росинформагротех», консалтинговой компании «Яков и Партнеры», материалы из открытых интернет-источников и труды ученых по исследуемой проблематике.

Результаты и обсуждение. В рамках научного исследования обобщены, классифицированы (рис.) и рассмотрены актуальные проблемы развития аграрного сектора России, предложены возможные направления их решения, которые могут быть использованы в практике государственного управления АПК, в том числе при разработке программ и стратегий развития отечественного

агросектора._

_Проблемы развития отечественного аграрного сектора_

I. Государственное регулирование

Государственное стратегическое планирование

Нормативно-правовое регулирование

Направления и объемы государственной поддержки

Рычаги (инструменты) государственного регулирования: льготное кредитование, страхование, налогообложение, государственно-частное партнерство,

многостороннее сотрудничество государства, бизнеса, науки, образования и др._

II.Использование ресурсов сельскохозяйственного производства_

Кадровое обеспечение Техника и технологии

Селекция и семеноводство

Финансовое состояние сельскохозяйственных товаропроизводителей

Неиспользуемые земли сельскохозяйственного назначения_

III.Изменения международных экономико-политических условий_

Логистика__Рынки сбыта__Валютные риски

Сохраняющаяся зависимость от зарубежных поставок средств производства

Рисунок - Классификация проблем развития аграрного сектора России (составлено автором по материалам исследования)

I. Гэсударственное регулирование.

Гэсударственное стратегическое планирование. В системе государственного регулирования сельскохозяйственного производства недостаточно проработаны научно-методологические основы стратегического планирования. В нормативно-правовых актах, определяющих фундаментальную базу системы государственного стратегического планирования, не нашли отражения аспекты территориального планирования аграрного производства, что приводит к количественному обоснованию целевых показателей госпрограмм на основе субъективных оценок, не учитываются планы территориального развития субъектов РФ, возникают разногласия относительно достижения показателей, наблюдаются значительная дифференциация регионов по уровню их социально-экономического развития и расширение областей депрессивных сельских территорий. Элементы системы государственного стратегического планирования (планы, прогнозы, программы, проекты) носят фрагментарный характер и применяются разрозненно, что противоречит теории и методологии экономического планирования, в современных же условиях планирование должно носить системный характер, включать в себя макро- и микроэкономические аспекты.

Осуществление территориального планирования развития аграрного сектора на принципах проектного подхода (уровень предприятий, районный, региональный и федеральный уровни), включающего в себя ключевые элементы системы стратегического планирования (концепции, стратегии, прогнозы, программы и проекты) позволит активизировать деятельность органов государственной власти, руководителей и специалистов сельхозорганизаций в усилении мотивации последних в реализации программ развития аграрного сектора экономики и будет способствовать наиболее эффективному распределению бюджетных средств, достижению сбалансированности ресурсного обеспечения госпрограмм и усилению их целевой направленности [1].

Нормативно-правовое регулирование. Происходящая в последние годы трансформация аграрной экономики, обусловленная изменениями как внешних, так и внутренних условий функционирования, привела к необходимости внесения изменений в нормативно-правовые акты, прямо или опосредованно регулирующие сельскохозяйственную деятельность и развитие отечественного АПК. В том числе требуется корректировка нормативно-правовой базы в области государственно-частного партнерства и многостороннего сотрудничества государства, бизнеса, науки и образования, инвестиционной деятельности, земельных отношений, защиты интеллектуальных прав, коммерциализации научных исследований, регулирования деятельности сельскохозяйственных кооперативов. Данная корректировка позволит выстроить гибкую систему нормативно-правового регулирования, адаптированную к новым условиям хозяйствования субъектов агробизнеса.

Направления и объемы государственной поддержки. Государственная поддержка аграрного сектора в России направлена в большей степени на развитие крупнотоварных сельскохозяйственных организаций, а меры поддержки малых форм хозяйствования не позволяют оперативно решать вопросы, связанные с обеспечением продовольственной безопасности и рационального потребления продовольствия населением [2], что требует повышения доступности господдержки для всех категорий сельхозтоваропроизводителей, а также увеличения ее объемов. В условиях

инфляционного повышения цен на топливно-энергетические ресурсы, комплектующие, семена и посадочный материал, средства защиты растений, импортные технологии целесообразно установление фиксированного процента расходов на развитие сельского хозяйства в общей структуре бюджета -неустойчивая динамика господдержки сдерживает решение задач развития аграрного сектора и в целом негативно влияет на результативность проводимой агропродовольственной политики.

Необходима разработка новых программ поддержки, отвечающих возникающим геополитическим вызовам, изменениям в социальной и экономической сферах. Большое значение имеет преодоление разрыва в уровне поддержки инновационного развития отечественного АПК по сравнению с высокоразвитыми аграрными странами - конкурентами России на мировом агропродовольственном рынке посредством переориентации бюджетных расходов на развитие данного направления. Актуальным является вопрос увеличения бюджетного финансирования развития сельскохозяйственной кооперации, благодаря которой малый и средний агробизнес может решать широкий спектр проблем, связанных с приобретением сырья, оборудования, техники, хранением, транспортировкой и сбытом продукции.

Рычаги (инструменты) государственного регулирования: льготное кредитование, страхование, налогообложение, государственно-частное партнерство, многостороннее сотрудничество государства, бизнеса, науки, образования и др. Льготное кредитование является важным инструментом государственного регулирования, однако существуют проблемы, снижающие его эффективность: необходимость формирования и предоставления аграриями значительного объема документов в кредитные учреждения; высокие требования к заемщикам из числа субъектов малого предпринимательства; несвоевременное выделение бюджетных траншей и длительный период утверждения заявок; ограниченный список техники, которую можно приобрести по программе льготного кредитования; при предоставлении краткосрочных кредитов не учитываются сезонность производства и получение прибыли сельхозтоваропроизводителями [3].Таким образом, развитие льготного кредитования требует упрощения процедуры оформления и предоставления заемных средств, расширения списка целевого использования кредитов, сокращения количества участников процесса распределения и доведения денежных средств до получателей.

Несмотря на то, что механизм агрострахования в нашей стране совершенствуется, становится более гибким, направленным на обеспечение большей доступности к страховым услугам, со стороны аграриев сохраняется невысокий спрос на услуги агрострахования ввиду недоверия к страховым организациям, недостатка финансовых средств, имеющихся сложностей при заключении договоров страхования, отсутствия доступной и постоянной информации о возможностях страховой защиты, наличия жестких требований по соблюдению правил агротехники и др., что требует создания стимулов, побуждающих сельхозтоваропроизводителей к использованию страховых механизмов для защиты своих производственных рисков, в том числе посредством разработки дополнительных программ страхования, расширения перечня рисков и возможности страхования отдельных рисков (актуальными являются: страхование потери урожая от повреждения дикими животными, гибели поголовья сельхозживотных от противоправных действий третьих лиц, рисков снижения качества плодовой продукции, страхование по индексу

урожайности [4]), предоставления возможностей для получения возмещений по упрощенной схеме и в ускоренные сроки. Также необходимо увеличивать объемы государственных гарантий по страхованию рисков в сельскохозяйственной отрасли.

Постоянного совершенствования исходя из новых условий хозяйствования требует налоговая политика государства. Поскольку в настоящее время для развития аграрного сектора отечественной экономики большое значение имеет расширение использования прогрессивных технологий в производстве актуальным является внедрение стимулирующих механизмов в процесс налогообложения в отношении тех сельхозтоваропроизводителей, которые осуществляют технико-технологическую модернизацию, влекущую за собой значительные расходы.

Развитию государственного-частного партнерства (далее - ГЧП) и многостороннего сотрудничества государства, бизнеса, науки, образования препятствуют: неосведомленность частного бизнеса и научных, образовательных учреждений друг о друге и о преимуществах взаимодействия; различия в системах ценностей, приоритетов, мотивации к сотрудничеству, целей, подходов к деятельности; коммуникативные барьеры при организации взаимодействия; низкий уровень доверия между сторонами; трудности в управлении совместной деятельностью; недостаточно благоприятные для взаимодействия институциональные условия [5].

Для развития государственно-частного партнерства и многостороннего сотрудничества необходимы следующие условия:

- формирование непротиворечивой нормативно-правовой базы для полноценного внедрения и эффективной реализации механизма ГЧП, обеспечивающей, в частности, четкое законодательное регламентирование гарантий прав частных инвесторов;

- повышение осведомленности о возможностях ГЧП и преимуществах многостороннего сотрудничества, в том числе посредством проведения различных предпринимательских выставок с предложениями участия в тех или иных проектах;

- обеспечение высокого уровня открытости и прозрачности отношений ГЧП и многостороннего сотрудничества;

- повышение заинтересованности частных партнеров в реализации проектов, например, за счет введения особых мер их поддержки в зависимости от объема инвестиций;

- снижение административных барьеров для осуществления ГЧП;

- повышение квалификации сотрудников, курирующих управление и развитие сферы ГЧП, посредством обучения на курсах повышения квалификации, посещения вебинаров, семинаров, участия в работе экспертных площадок.

II. Использование ресурсов сельскохозяйственного производства.

Кадровое обеспечение. В данной области большое значение имеет повышение уровня заработной платы сельских тружеников - в 2023 г. среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников по виду экономической деятельности «Растениеводство и животноводство, охота и предоставление соответствующих услуг в этих областях» составила 48 840 руб. - 65,2 % от среднемесячной заработной платы в целом по экономике - 74 854 руб. [6]. Создание благоприятных условий на сельских территориях -обеспечение доступа к качественным бытовым, медицинским, образовательным услугам, развитие социальной и культурно-досуговой инфраструктуры позволит

снизить отток молодого населения в города и привлечь высококвалифицированных специалистов в АПК [7].

Техника и технологии. В отечественной отрасли сельского хозяйства наблюдаются: высокий уровень изношенности машинно-тракторного парка, неустойчивая динамика спроса на основные виды сельскохозяйственной техники, зависимость от импорта ее зарубежных образцов, которая обусловлена как неполным спектром техники, выпускаемой на внутреннем рынке, так и осознанным выбором аграриев в пользу зарубежной продукции, исходя из критериев ее качества и характеристик. При этом сельхозтоваропроизводители на протяжении долгих лет закупали тракторы больших классов в странах, разорвавших или заморозивших отношения с Россией после введения санкций. Лучше складывается ситуация с тракторами меньших классов, парк которых можно восполнять за счет заключения контрактов с поставщиками из дружественных стран.

В условиях дефицита зарубежных образцов сельскохозяйственной техники и отсутствия у ряда аграриев финансовой возможности для обновления машинно-тракторного парка на сокращение затрат на приобретение и эксплуатацию техники может быть направлена практика ее совместного использования, обеспечивающая налаженное взаимодействие между сельхозтоваропроизводителями, имеющими свободную технику, а также рабочую силу, и аграриями, у которых наблюдается дефицит тех или иных образцов сельхозтехники и/или рабочей силы. Однако развитие и распространение данной практики в нашей стране требует оказания государственной поддержки как посредством предоставления субсидий, так и проведения информационной политики, направленной на популяризацию идеи совместного использования сельскохозяйственной техники.

Для цифровизации отечественной аграрной отрасли характерны такие проблемы, как: ограниченный охват мероприятий в сфере цифровизации -малый и средний агробизнес практически не внедряет цифровые технологии, проводят цифровизацию в основном крупные вертикально интегрированные агрохолдинги, при этом цифровизация осуществляется в сферах, требующих больших операционных затрат, в связи с чем потенциал цифровых преобразований не может раскрыться в полной мере; нехватка специалистов, умеющих работать с цифровыми технологиями; фокус цифровых государственных решений на контроль аграриев, а не на развитие [8].

Современные образовательные программы не позволяют аграрным вузам выпускать специалистов, которые обладали бы необходимыми ^-знаниями, в то же время выпускникам в области ^-технологий не хватает компетенций в сфере аграрного производства. Таким образом, требуется совершенствование системы подготовки / переподготовки кадров для АПК, создающих ноу-хау и готовых внедрять на практике современные технологии. К формированию образовательных программ целесообразно привлекать руководителей и специалистов аграрных формирований, активно внедряющих в производственный процесс инновационные разработки. Необходимо развитие целевой подготовки в вузах с прохождением студентами производственных практик и дальнейшим трудоустройством в организациях, которые активно используют элементы цифровизации [3].

Селекция и семеноводство. Селекционно-семеноводческой отрасли в нашей стране присущи проблемы, связанные с материально-техническим, финансовым, кадровым обеспечением, нормативно-правовым регулированием,

качеством семян и их использованием, в том числе: устаревшая материально-техническая база учреждений, занимающихся селекцией и семеноводством, нехватка молодых квалифицированных кадров, недостаточный уровень финансирования научных разработок, несовершенство законодательной базы в области интеллектуальной собственности и коммерциализации результатов научных исследований, существование теневых рынков импортных и неидентифицируемых семян, использование в промышленных масштабах небольшого числа семян из допущенных к использованию на территории страны, недостаточная поддержка частных селекционных центров, у которых также ограничен доступ к генетическим ресурсам для создания новых сортов и гибридов.

Важнейшими условиями активизации развития селекции и семеноводства являются увеличение объемов государственной поддержки и совершенствование форм ее предоставления по таким направлениям, как: субсидирование строительства частных центров промышленного производства семян; увеличение объемов бюджетной поддержки научно-исследовательских работ по выведению новых высококонкурентных сортов семян; субсидирование закупок высокотехнологичного лабораторного оборудования, приборов, инструментов, аппаратов, используемых для проведения исследований, испытаний, качественных и количественных анализов, программного обеспечения для автоматизации селекционного процесса; предоставление налоговых льгот организациям, занимающимся развитием селекции и семеноводства; поддержка селекционных стартапов, в том числе предоставление грантов частным селекционным компаниям [5].

Другими направлениями развития селекционно-семеноводческой отрасли являются:

1.Активное взаимодействие частного и государственного капиталов на принципах государственно-частного партнерства, развитие многостороннего сотрудничества государства, агробизнеса, образовательных и научных учреждений.

2.Продвижение разработок селекционно-семеноводческой отрасли на отечественном рынке посредством: информирования российских аграриев о разработках отрасли, в том числе через развитие специализированного маркетплейса (витрины товаров) для производителей и потребителей продукции отечественных селекции и генетики на базе экосистемы Россельхозбанка «Свое Фермерство»; усиления кооперации государственных и коммерческих структур по продвижению семян на рынок; развития маркетинга семян сортов и гибридов отечественной селекции, популяризации их использования, в том числе через выделение субсидий на поддержку рекламы российских брендов; увеличения количества демонстрационных площадок с посевами отечественной и иностранной селекции, позволяющих потенциальным покупателям увидеть достоинства российских селекционных разработок.

Финансовое состояние сельскохозяйственных товаропроизводителей. Недостаток финансовых ресурсов заставляет сельхозтоваропроизводителей, в особенности представителей малых форм хозяйствования, упрощать аграрные технологии: экономить на удобрениях, средствах защиты растений, технике, что негативно отражается на продуктивности производства. На улучшение финансового состояния аграриев могут быть направлены такие меры, как: обеспечение большего доступа сельхозтоваропроизводителей к льготному кредитованию и другим мерам господдержки, смягчение условий

предоставления им грантовой поддержки, снижение административного регулирования.

Неиспользуемые земли сельскохозяйственного назначения. По состоянию на 01.01.2023 г. площадь неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения в Российской Федерации составила 43,32 млн га - 11,4 % общей площади земель данной категории в стране, при этом большая часть неиспользуемых земель не разграничена, не поставлена на кадастровый учет и не прошла регистрацию [9]. Деградация неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения (появление переувлажненных, залесенных, закустаренных земель и др.) приводит к возрастанию объемов и стоимости их освоения, появлению невозвратных земель. Так, затраты на вовлечение в экономический оборот земель, не использовавшихся более 30 лет, равны затратам на освоение земель, ранее никогда не применявшимся при осуществлении сельскохозяйственной деятельности [10].

На вовлечение в оборот земель сельскохозяйственного назначения могут быть направлены следующие меры:

1 .Оценка состояния и качественных характеристик неиспользуемых земель, повышение достоверности и увеличение полноты информации о состоянии сельскохозяйственных земель и их использовании, совершенствование информационных систем в области мониторинга земель, автоматизация процессов сбора и обработки информации.

2. Активизация совместной работы Минсельхоза России и органов местного самоуправления по постановке на государственный кадастровый учет земельных участков из неразграниченной государственной собственности и по изъятию сельхозземель, не используемых по назначению.

3. Расширение участия муниципальных районов в программе по вовлечению в оборот и комплексной мелиорации земель сельскохозяйственного назначения.

III. Изменения международных экономико-политических условий.

Логистика. Для логистики в отрасли сельского хозяйства были характерны такие проблемы, как: территориальная удаленность производителей агропродукции от логистических центров и основных путей сообщения; низкий технико-технологический уровень грузовых терминалов, складских помещений, логистических центров; дефицит терминально-логистической инфраструктуры и складских мощностей, износ (моральный, физический) подвижного состава транспорта и его неэффективное использование; слабое развитие транспортной инфраструктуры в ряде регионов страны, особенно автомобильных дорог; несбалансированность производственной и перерабатывающей сфер АПК, влекущая за собой значительные потери продукции, в том числе на этапах хранения и транспортировки.

К существующим ранее проблемам после усиления санкционного давления добавились новые:

- значительный рост стоимости доставки грузов, перемещаемых как внутри страны, так и за ее пределами, и увеличение сроков доставки в связи с ограничениями на воздушном и водном транспорте, возникшими сложностями с перевозкой грузов автомобильным транспортом, увеличением нагрузки на железнодорожную сеть;

- необходимость поиска альтернативных путей доставки агропродукции и необходимых для ведения сельскохозяйственной деятельности средств

производства в связи с уходом с отечественного рынка многих транспортных компаний, занимающихся перевозками;

- значительное сокращение количества банков, через которые можно осуществлять переводы за границу, при этом многие зарубежные банки отказываются принимать платежи из России, что усложняет расчеты, из-за нестабильности валютного курса возникает необходимость осуществлять оплату грузов по завышенным ценам, а при осуществлении расчетов с посредниками возникают дополнительная транзакция и двойная конвертация;

- логистика через третьи страны увеличивает расходы по оплате всех необходимых таможенных платежей [11,12].

На решение проблем логистики могут быть направлены такие меры, как: создание совместных предприятий в странах ЕАЭС и использование их терминалов для организации товарных потоков; бюджетные инвестиции в развитие транспортной инфраструктуры, особенно на Дальнем Востоке и в Сибири, в связи с переориентацией на азиатские рынки; господдержка отечественных логистических компаний - предоставление субсидий, налоговых льгот, льготных кредитов с нулевой процентной ставкой на ограниченный срок и др.; создание новых современных логистических центров, повышение технико-технологической оснащенности ранее построенных центров, соединение их транспортными коридорами, позволяющими сократить время доставки и снизить стоимость перевозок; строительство и развитие высокотехнологичных логистических центров районного масштаба, территориально приближенных к фермерским полям и огородам, что позволит малым формам агрохозяйствования расширить каналы сбыта сельхозпродукции; логистический аутсорсинг (контрактная логистика) - полная передача логистических задач сторонним профессиональным игрокам или передача какой-то части логистической операции (фрагментарный аутсорсинг).

Рынки сбыта. В условиях введения беспрецедентных мер санкционных ограничений и усиления конкурентной борьбы привычные для российских экспортеров рынки сбыта агропродукции стали не доступны, и возникла необходимость в освоении новых рынков, однако многие из них не имеют доступных логистических решений, в связи с чем необходимо выстраивать новые маршруты и обеспечивать доступ к тем странам, которые заинтересованы в покупке российской продукции [13]. На развитие рынков сбыта также могут быть направлены:

1 .Формирование эффективной системы кооперации малых форм хозяйствования, занимающих значительный удельный вес в производстве таких экспортно-ориентированных культур, как подсолнечник и зерновые, которая позволяет решать проблемы, связанные с переработкой, хранением, фасовкой, упаковкой, транспортировкой и маркетингом сельскохозяйственной продукции.

2. Развитие, направленной на установление деловых контактов и связей с потенциальными партнерами.

3. Информационно-консультационная поддержка, включающая проведение маркетинговых исследований рынка, обучающих мероприятий, оказание юридических консультаций.

4. Создание особых экономических зон со специальным режимом таможенного регулирования.

5. Дальнейшее развитие сети сельхозатташе. Ключевые задачи атташе по АПК - расширение возможностей для российских экспортеров и представление

интересов нашей страны при дипломатическом взаимодействии с зарубежными партнерами.

6. Дальнейшая государственная поддержка участников внешнеэкономической деятельности (налоговые льготы, экспортное кредитование, предоставление государственных гарантий экспортерам, страхование экспортной деятельности).

7. Развитие интеграционного взаимодействия в рамках таких объединений, как ШОС, БРИКС, ЕАЭС и др., в том числе посредством снижения тарифных и технических барьеров.

Валютные риски. Из-за нестабильности валютного курса происходит изменение реальной стоимости покупаемых средств производства, которая по факту может существенно отличаться от ожидаемой. В сложившихся условиях целесообразны: проведение организациями-покупателями иностранной продукции (сырья, оборудования, сельскохозяйственной техники и др.) мониторинга курса иностранных валют, страхование валютных рисков, включение в договоры поставок особых пунктов, обеспечивающих гибкость в отношении условий платежей и направленных на нивелирование рисков сторон, связанных с колебаниями курсов валют.

Сохраняющаяся зависимость от зарубежных поставок средств производства. В отрасли растениеводства сохраняется высокая зависимость от импорта семян и средств защиты растений, в животноводстве - от поставок генетического материала, вакцин, ветеринарных препаратов, кормовых добавок и витаминов. Поставки данных средств производства критически важны для обеспечения деятельности сельхозтоваропроизводителей [14]. На преодоление данной зависимости может быть направлена переориентация бюджетного финансирования с направлений, связанных с расширением сельскохозяйственного производства, на программы по обеспечению аграриев необходимыми средствами производства, и увеличение лимитов бюджетных обязательств, выделяемых на проведение их импортозамещения.

Выводы. Рассмотренные группы проблем взаимосвязаны между собой. Так, изменения международных экономико-политических условий оказывают непосредственное влияние на ресурсное обеспечение аграрного сектора, что выражается, например, через ограничения на поставки сельскохозяйственной техники, комплектующих, посадочного материала. Таким образом, нерешенные проблемы одной группы могут привести к возникновению новых проблем другой группы либо усилить их, в связи с этим целесообразно не принятие отдельных точечных мер по их преодолению, которые не всегда эффективны, а использование комплексного подхода к решению проблем агросектора, в том числе по направлениям, предложенным в рамках проведенного научного исследования.

БИБЛИОГРАФИЯ

1.Холодова М.А. Государственное планирование как инструмент поступательного развития сельского хозяйства // Аграрный вестник Урала. 2020. № 8 (199). С. 90-98. DOI: 10.32417/19974868-2020-199-8-90-98

2. Ушачев И.Г., Колесников A.B., Здоровец Ю.И. Состояние и стратегические направления развития агропродовольственной и экспортной политики России // АПК: экономика, управление. 2022. № 10. С.3-21. DOI: 10.33305/2210-3

3.Агропромышленный сектор России: современные тенденции и проблемы развития: монография / А.И. Клименко, О.В. Исаева, В.В. Кузнецов, Е.П. Криничная; ФГБНУ ФРАНЦ. -Ростов н/Д; Таганрог: Изд-во Южного федерального университета, 2022. - 138 с.

4.На круглом столе НСА обсудили перспективы развития агрострахования // URL: https://chr.plus.rbc.ru/news/63907cfc7a8aa93d6f5ece4c (дата обращения: 02.09.2024)

5. Концепция адаптации различных форм хозяйствования в сельском хозяйстве РФ к новым технологическим и мирохозяйственным укладам: монография / О.В. Исаева, Е.П. Криничная, Л.Н. Усенко; ФГБНУ ФРАНЦ. - Ростов н/Д; Таганрог: Изд-во Южного федерального университета, 2022. - 106 с. DOI: 10.34924/FRARC.2022.17.67.001

6.0фициальный сайт Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации // URL: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 05.09.2024)

7.Методологические положения по обоснованию направлений развития сельских территорий сельскохозяйственных районов на основании диверсификации сельской экономики в условиях цивилизационных трансформаций: монография / C.B. Подгорская, Т.А. Мирошниченко, Г.А. Бахматова. - пос. Рассвет: ФГБНУ ФРАНЦ: Изд-во «АзовПринт», 2021 -112 с. DOI: 10.34924/FRARC.2021.31.95.001

8.Шендерюк О., Чемашкин Ф., Ветошкин С., Могилюк В. Цифровизация АПК России: проблемы и предлагаемые решения / Исследование / Публикации / Яков и Партнеры // URL: https://yakov.partners/upload/iMock/6df/0e2w6ekg9n1w7l2c5dseb168olwmncf9/TSifrovizatsiya-APK-Rossii.-Problemy-i-predlagaemye-resheniya.pdf (дата обращения: 09.09.2024)

9.Доклад о состоянии и использовании земель сельскохозяйственного назначения Российской Федерации в 2022 году. - М.: ФГБНУ «Росинформагротех», 2023. - 372 с.

Ю.Семочкин В.Н., Шаров П.И., Шадманов М.Р., Зименкова К.А. Проблема неиспользуемых земель в Российской Федерации и пути ее решения // Московский экономический журнал. 2020. № 3. DOI: 10.24411/2413-046Х-2020-10154 // URL: https://qje.su/nauki-o-zemle/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-3-2020-22/ (дата обращения: 12.09.2024)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Организационно-экономический механизм адаптации различных форм хозяйствования в сельском хозяйстве к новым технологическим укладам и интеграционным процессам: монография / О.В. Исаева, Л.Н. Усенко, Е.П. Криничная; ФГБНУ ФРАНЦ. - Ростов н/Д; Таганрог: Изд-во Южного федерального университета, 2023. - 121 с. DOI: 10.34924/FRARC.2023.24.68.001

12. Вариантов поставок из Европы все меньше: что происходит в логистике спустя год санкций // URL: https://journal.tinkoff.ru/logistics-2023/ (дата обращения: 16.09.2024)

13. В условиях западных санкций привычные рынки сбыта стали недоступны // URL: https://www.kommersant.ru/doc/5736121 (дата обращения: 18.09.2024)

14. Влияние санкций на сельское хозяйство // Животноводство России - научно-практический журнал для руководителей и специалистов АПК // URL: https://zzr.ru/article/vliyanie-sankciy-na-selskoe-khozyaystvo (дата обращения: 20.09.2024)

REFERENCES

1.Kholodova M.A. Gosudarstvennoe planirovanie kak instrument postupatelnogo razvitiya selskogo khozyaystva // Agrarnyy vestnik Urala. 2020. № 8 (199). S. 90-98. DOI: 10.32417/1997-4868-2020199-8-90-98

2. Ushachev I.G., Kolesnikov A.V., Zdorovets Yu.I. Sostoyanie i strategicheskie napravleniya razvitiya agroprodovolstvennoy i eksportnoy politiki Rossii // APK: ekonomika, upravlenie. 2022. № 10. S.3-21. DOI: 10.33305/2210-3

3.Agropromyshlennyy sektor Rossii: sovremennye tendentsii i problemy razvitiya: monografiya / A.I. Klimenko, O.V. Isaeva, V.V. Kuznetsov, Ye.P. Krinichnaya; FGBNU FRANTs. - Rostov n/D; Taganrog: Izd-vo Yuzhnogo federalnogo universiteta, 2022. - 138 s.

4.Na kruglom stole NSA obsudili perspektivy razvitiya agrostrakhovaniya // URL: https://chr.plus.rbc.ru/news/63907cfc7a8aa93d6f5ece4c (data obrashcheniya: 02.09.2024)

5. Kontseptsiya adaptatsii razlichnykh form khozyaystvovaniya v selskom khozyaystve RF k novym tekhnologicheskim i mirokhozyaystvennym ukladam: monografiya / O.V. Isaeva, Ye.P. Krinichnaya, L.N. Usenko; FGBNU FRANTs. - Rostov n/D; Taganrog: Izd-vo Yuzhnogo federalnogo universiteta, 2022. - 106 s. DOI: 10.34924/FRARC.2022.17.67.001

6.Ofitsialnyy sayt Federalnoy sluzhby gosudarstvennoy statistiki Rossiyskoy Federatsii // URL: https://rosstat.gov.ru/ (data obrashcheniya: 05.09.2024)

7.Metodologicheskie polozheniya po obosnovaniyu napravleniy razvitiya selskikh territoriy selskokhozyaystvennykh rayonov na osnovanii diversifikatsii selskoy ekonomiki v usloviyakh tsivilizatsionnykh transformatsiy: monografiya / S.V. Podgorskaya, T.A. Miroshnichenko, G.A. Bakhmatova. - pos. Rassvet: FGBNU FRANTs: Izd-vo «AzovPrint», 2021 - 112 s. DOI: 10.34924/FRARC.2021.31.95.001

8.Shenderyuk O., Chemashkin F., Vetoshkin S., Mogilyuk V. Tsifrovizatsiya APK Rossii: problemy i predlagaemye resheniya / Issledovanie / Publikatsii / Yakov i Partnery // URL: https://yakov.partners/upload/iblock/6df/0e2w6ekg9n1w7l2c5dseb168olwmncf9/TSifrovizatsiya-APK-Rossii.-Problemy-i-predlagaemye-resheniya.pdf (data obrashcheniya: 09.09.2024)

9.Doklad o sostoyanii i ispolzovanii zemel selskokhozyaystvennogo naznacheniya Rossiyskoy Federatsii v 2022 godu. - M.: FGBNU «Rosinformagrotekh», 2023. - 372 s.

10.Semochkin V.N., Sharov P.I., Shadmanov M.R., Zimenkova K.A. Problema neispolzuemykh zemel v Rossiyskoy Federatsii i puti ee resheniya // Moskovskiy ekonomicheskiy zhurnal. 2020. № 3. DOI: 10.24411/2413-046Kh-2020-10154 // URL: https://qje.su/nauki-o-zemle/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-3-2020-22/ (data obrashcheniya: 12.09.2024)

11. Organizatsionno-ekonomicheskiy mekhanizm adaptatsii razlichnykh form khozyaystvovaniya v selskom khozyaystve k novym tekhnologicheskim ukladam i integratsionnym protsessam: monografiya / O.V. Isaeva, L.N. Usenko, Ye.P. Krinichnaya; FGBNU FRANTs. - Rostov n/D; Taganrog: Izd-vo Yuzhnogo federalnogo universiteta, 2023. - 121 s. DOI: 10.34924/FRARC.2023.24.68.001

12. Variantov postavok iz Yevropy vse menshe: chto proiskhodit v logistike spustya god sanktsiy // URL: https://journal.tinkoff.ru/logistics-2023/ (data obrashcheniya: 16.09.2024)

13. V usloviyakh zapadnykh sanktsiy privychnye rynki sbyta stali nedostupny // URL: https://www.kommersant.ru/doc/5736121 (data obrashcheniya: 18.09.2024)

14. Vliyanie sanktsiy na selskoe khozyaystvo // Zhivotnovodstvo Rossii - nauchno-prakticheskiy zhurnal dlya rukovoditeley i spetsialistov APK // URL: https://zzr.ru/article/vliyanie-sankciy-na-selskoe-khozyaystvo (data obrashcheniya: 20.09.2024)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.