УДК / UDC 631.15:338.436
ДЕТЕРМИНАНТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В РОССИИ
DETERMINANT PROBLEMS OF AGRICULTURAL DEVELOPMENT IN RUSSIA
Криничная Е.П., кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Krinichnaya E.P., Candidate of Economic Sciences, Senior Researcher ФГБНУ «Федеральный Ростовский аграрный научный центр», Ростовская область, Россия
Federal State Budget Scientific Institution «The Federal Agrarian Scientific Centre of Rostov», Rostov region, Russia
E-mail: [email protected]
Сложные и противоречивые условия новой экономической реальности, среди которых геополитические и геоэкономические изменения, характеризующиеся такими процессами, как глобализация, экологизация, ослабление курса национальной валюты, санкционная политика стран Запада, нестабильность внешнеполитической обстановки, оказывают негативное влияние на развитие сельского хозяйства в России. В связи с чем возникает необходимость установления ключевых детерминантных проблем, определяющих вектор развития сельскохозяйственной отрасли. В рамках проведенного научного исследования определены следующие ключевые детерминантные проблемы: недостаточность государственной поддержки и финансирования, несовершенство государственного регулирования, дефицит квалифицированных кадров, высокий уровень закредитованности сельскохозяйственных товаропроизводителей, наличие неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения, недостаточный уровень развития агрострахования, низкая инвестиционная привлекательность отрасли и ее зависимость от импорта семян и сельскохозяйственной техники. Обосновано, что за период социально-экономических преобразований объемы государственной поддержки развития сельского хозяйства не только увеличились, но и в несколько раз превысили налоговые поступления в федеральный бюджет, что можно рассматривать как импульс инвестиционного развития сельскохозяйственной отрасли. Теоретической основой научного исследования послужили труды отечественных ученых-экономистов, посвященные актуальным проблемам и перспективам развития сельскохозяйственной отрасли. Методический аппарат исследования основан на монографическом, аналитическом и статистико-экономическом методах. Установлено, что проблемы развития отечественной сельскохозяйственной отрасли и пути их решения взаимоувязаны. Определено, что ключевым инструментом выхода из сложившейся ситуации выступает система государственного стратегического планирования, которая реализуется посредством программного подхода. Механизмом реализации данного подхода выступает государственно-частное партнерство.
Ключевые слова: агропромышленный комплекс (АПК), сельскохозяйственные товаропроизводители, государственная поддержка, государственное регулирование, стратегическое планирование, неиспользуемые земли, семеноводство, селекция, агрострахование, государственно-частное партнерство.
The complex and contradictory conditions of the new economic reality, including geopolitical and geo-economic changes, characterized by such processes as globalization, greening, the weakening of the national currency, the sanctions policy of Western countries, and the instability of the foreign policy situation, have a negative impact on the development of agriculture in Russia. In this connection, there is a need to identify the key determinant problems that determine the vector of development of the agricultural sector. Within the framework of the conducted scientific research, the following key determinant problems were identified: insufficient state support and financing; imperfect state regulation; shortage of qualified personnel; high level of indebtedness of agricultural producers; the presence of unused agricultural land; insufficient level of development of agricultural insurance; low
investment attractiveness of the industry and its dependence on imports of seeds and agricultural machinery. It is proved that during the period of socio-economic transformations, the volume of state support for the development of agriculture not only increased, but also several times exceeded tax revenues to the federal budget, which can be considered as an impetus for the investment development of the agricultural sector. The theoretical basis of the scientific research was the works of domestic scientists-economists, devoted to the current problems and prospects of the agricultural industry. The methodological apparatus of the study is based on monographic, analytical and statistical-economic methods. It is established that the problems of the development of the domestic agricultural industry and the ways to solve them are interrelated. It is determined that the key tool for getting out of this situation is the system of state strategic planning, which is implemented through a program approach. The mechanism for implementing this approach is public-private partnership. Key words: agro-industrial complex (AIC), agricultural producers, state support, state regulation, strategic planning, unused land, seed farming, selection, agricultural insurance, public-private partnership.
Введение. Сельское хозяйство является приоритетным сектором отечественной экономики, обеспечивающим национальную безопасность государства, достижение достаточно высокого уровня его экономического суверенитета, социально-экономическую стабильность в обществе и достойный уровень жизни населения. Несмотря на приоритетность развития и положительную динамику производства, в сельскохозяйственной отрасли нашей страны имеется большое количество нерешенных проблем.
Цель исследования - определение детерминантных проблем развития сельского хозяйства в России.
Условия, материалы и методы. Информационной базой научного исследования послужили публикации отечественных ученых, посвященные рассматриваемой тематике, данные официальных сайтов Федерального казначейства, Федеральной налоговой службы и Федеральной службы государственной статистики. При написании научной статьи применялись аналитический, монографический и статистико-экономический методы.
Результаты и обсуждение. Международной компанией Deloitte, оказывающей услуги в области аудита, консалтинга, финансового консультирования, управления рисками, налогообложения, был составлен рейтинг детерминантных проблем крупных предприятий АПК России в 2019 году. Основными проблемами были названы: недостаточность государственной поддержки и финансирования, несовершенство государственного регулирования, нехватка квалифицированных кадров. К числу прочих проблем были отнесены (в порядке убывания): высокая стоимость энергетических ресурсов, риск изменения цены на отраслевые биржевые товары, недостаточная платежеспособность населения, дефицит мощностей и производственно-технического потенциала, негибкость налоговой системы применительно к особенностям АПК (сезонность и др.), непривлекательность российского АПК для внешних инвесторов, коррупция, недостаточное проникновение высоких технологий, геополитические риски (продовольственное эмбарго России, санкции Европейского Союза (ЕС) и др.), недостаточная оптимизация логистических рисков, валютные риски (ослабление рубля) [1].
Относительно проблемы недостаточности государственной поддержки и финансирования, прежде всего, необходимо отметить следующее: в период с 2013 г. по 2018 г. доля расходов федерального бюджета на развитие сельскохозяйственного производства варьировалась от 1,21% до 1,65%, то есть не превышала даже 2,0%, тогда как в 1990 г. этот показатель составлял 23,2% (рис.1).
219,7
214,1
225,7
0,5
250
200 -
150 -
100 -
50 0 -
2013 2014 2015 2016 2017 2018
I I Расходы федерального бюджета на сельскохозяйственное производство, млрд. руб.
—I— Удельный вес расходов на сельскохозяйственное производство в общих расходах федерального бюджета, %
Рисунок 1 - Финансовое обеспечение сельскохозяйственного производства России в 2013-2018 гг. [2, 3]
С каждым годом расширяется перечень направлений господдержки и увеличиваются суммы необходимого для этих целей финансирования. Положительной тенденцией последних лет является превышение объемов государственной поддержки развития сельскохозяйственной отрасли над суммами налогов, сборов и обязательных платежей, изымаемых у сельскохозяйственных товаропроизводителей (табл.). Обратная тенденция, имевшая место ранее, в совокупности с неплатежеспобностью и беспрецедентной кредиторской задолженностью сельскохозяйственных товаропроизводителей приводила к их массовому банкротству.
Таблица - Уровни государственной поддержки и сельскохозяйственной отрасли в 2014-2019 гг. [4, 5]
налогообложения
Показатель Год
2014 2015 2016 2017 2018 2019
Государственная поддержка развития сельского хозяйства из федерального бюджета, млрд руб. 186,59 222,28 218,09 233,78 249,50 311,51
Объем налоговых поступлений в бюджетную систему РФ, млрд руб. 50,30 69,91 76,67 81,43 87,45 107,74
Соотношение государственной поддержки и налогов, раз 3,71 3,18 2,84 2,87 2,85 2,89
К проблемам несовершенства государственного регулирования отрасли следует отнести отсутствие сформировавшейся системы государственного стратегического планирования, способствующей сглаживанию амплитуды колебаний экономической активности в отраслях сельского хозяйства, неравномерности развития хозяйствующих субъектов и определяющей стратегические ориентиры повышения их конкурентоспособности на отечественном и мировом агропродовольственном рынках.
Применение данного инструмента государственного регулирования аграрного сектора экономики должно носить системный характер и включать в себя микро- и макроэкономический аспекты. Формирование научной платформы стратегического планирования должно основываться на теоретико-методологических подходах к изучению экономических кризисов, обеспечивающих стабилизацию устойчивого развития экономических систем, потенциал и масштабность которых соответствует отечественной агропродовольственной системе. Необходимо отметить, что существующая на
данный момент совокупность разработанных и действующих государственных программ является лишь фрагментом системы государственного планирования, который без системного стратегического характера вносит определенные диспропорции в развитие сельскохозяйственной отрасли [6].
Третьей наиболее серьезной детерминантной проблемой развития современного сельского хозяйства является нехватка высокомпетентных специалистов. Невысокий уровень оплаты труда является одним из главных факторов, оказывающих негативное влияние на кадровый состав в сельскохозяйственной отрасли. Ежегодный рост оплаты труда работников данной отрасли не обеспечивает улучшения их реального благосостояния. Так, в период с 2014 г. по 2019 г., сопровождающийся серьезными инфляционными потрясениями в стране, увеличение среднемесячной заработной платы работников в 1,8 раза с 17 724 руб. до 31 728 руб. составило лишь 66,28% к среднероссийскому уровню оплаты труда (рис. 2).
65,54 65,64 66,28
70 54,54 57,95 59,26
50 ,-
2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г.
Соотношение зарплаты в с/х отрасли к среднероссийском уровню, %
Рисунок 2 - Соотношение среднемесячной заработной платы работников сельскохозяйственной отрасли к среднероссийскому уровню в 2014-2019 гг. [7]
Таким образом, негативные тенденции, связанные с материальным стимулированием труда в сельском хозяйстве, отрицательно сказываются на качественных и количественных составляющих кадрового потенциала отрасли. В сентябре-октябре 2019 года агентство по подбору персонала Kontakt InterSearch Russia провело исследование, которое показало, что в аграрном секторе нашей страны, в первую очередь, не хватает главных инженеров, так ответили 71% респондентов. Также был отмечен значительный дефицит управленческих кадров в животноводстве, растениеводстве и в целом по сельскому хозяйству, на что указали 45,0%; 57,0% и 43,0% опрошенных. По-прежнему высокой остается потребность в таких специалистах, как главный ветеринарный врач, главный (ведущий) агроном, главный зоотехник. Их востребованность по ответам участников опроса составила 32,0%; 29,0% и 18,0% соответственно. Сложившаяся ситуация объясняется как нежеланием молодых высококвалифицированных специалистов возвращаться в село (так полагают 59,0% респондентов), так и отсутствием профессиональных знаний у специалистов, проживающих в регионах функционирования сельскохозяйственных организаций, данный факт подтвердили 69,0% респондентов [8].
По-прежнему высокий уровень закредитованности сельскохозяйственных товаропроизводителей является серьезной проблемой для ведения процесса расширенного воспроизводства. Ежегодно увеличиваются объемы задолженности сельскохозяйственных организаций по кредитам банков и займам (рис. 3). За период 2013-2018 гг. суммарная задолженность сельскохозяйственных организаций возросла с 1 597,1 млрд руб. до 2 241,4 млрд руб. или в 1,4 раза. При этом задолженность по кредитам и займам в структуре суммарной задолженности по обязательствам в отдельные годы исследуемого периода превышала 75,0%.
2500 1500 500 -500
1597,1 1689,8
1956,6
2005,3
1932,3
2013 г.
2014 г.
2015 г.
2016 г.
2017 г.
□ Задолженность по кредитам банков и займам -• Суммарная задолженность по обязательствам
2241,4
1 1 1211,7 1 1 1260,9 | I 1420,9 | | 1477,1 | 1 1413,6 1692,7
2018 г.
Рисунок 3 - Динамика суммарной задолженности сельскохозяйственных организаций по обязательствам в 2013-2018 гг., млрд рублей [9, 10]
Земля является одним из главных факторов производства, от ее рационального использования зависят качество получаемой продукции, конечные результаты финансово-хозяйственной деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей, благосостояние жителей сельской местности. В связи с этим большое значение имеет вовлечение в активный экономический оборот неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения. Согласно Докладу о состоянии и использовании земель сельскохозяйственного назначения Российской Федерации в 2018 году по состоянию на 1 января 2019 г. площадь неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения составила 43,98 млн. га, в том числе, площадь неиспользуемых угодий - 33,08 млн. га [11].
Большинство ученых-экономистов сходятся во мнении, что первопричиной неиспользования земель в нашей стране были и продолжают оставаться финансово-экономические причины: низкая привлекательность агробизнеса для частных инвесторов, недостаточная господдержка, тяжелое финансово-экономическое положение сельскохозяйственных товаропроизводителей и, как следствие, отсутствие необходимых финансовых средств для приобретения сельскохозяйственной техники, покупки посевного и посадочного материала, удобрений, средств защиты растений от болезней и вредителей.
Серьезной детерминантной проблемой, сдерживающей развитие деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей, является зависимость отрасли от импорта сельскохозяйственной техники и семян. Так, доля импортных тракторов в 2018 году составила 68,8%, зерноуборочных и кормоуборочных комбайнов - 23,0% и 21,6% соответственно [12].
Семена являются начальным звеном технологической цепочки, от которого зависит не только урожай, но и эффективность всего сельскохозяйственного производства. Отсутствие необходимой базы для развития отечественной селекции и семеноводства (квалифицированные кадры, современное оборудование, оснащенные лаборатории) делает Россию уязвимой к обострению внешнеполитической обстановки и увеличивает ее отставание от других стран в развитии ключевых направлений науки будущего. В 2019 году доля используемых в России семян отечественной селекции составила 62,7%, в то время как, согласно новому параметру Доктрины продовольственной безопасности данный показатель должен быть не менее 75%. Хуже всего обстояли дела с семенами сахарной свеклы - всего 0,6% от общего объема высеянных семян данной агрокультуры приходилось на отечественные семена. Низкий уровень обеспеченности отмечен по семенному картофелю - 9,7%, подсолнечнику - 26,5%, яровому рапсу - 31,7% [13].
В настоящее время в нашей стране большую часть семеноводческих и селекционных центров составляют государственные учреждения в отличие от стран - лидеров инновационного развития, в которых данные организации являются прибыльным бизнесом. Экономическая нестабильность, высокие инвестиционные риски, слабый кадровый потенциал, несовершенство законодательной базы в области интеллектуальной собственности и коммерциализации результатов исследований являются важнейшими причинами, которые тормозят развитие бизнеса, в котором используются результаты интеллектуальной деятельности.
Во многих регионах нашей страны семеноводческие хозяйства были ликвидированы в связи с неблагоприятными климатическими условиями и отсутствием необходимого финансирования. В связи с этим актуальным вопросом является стимулирование развития семеноводческих хозяйств посредством использования таких финансово-экономических инструментов, как софинансирование кредитов и предоставление государственных гарантий, налоговые льготы, оказание грантовой помощи. Особое значение имеет создание в различных регионах нашей страны селекционных центров, которые непосредственно занимались бы адаптацией семян к конкретным климатическим условиям того или иного региона и разработкой инноваций в данной сфере. Ряд исследователей полагают необходимым создание единых селекционно-семеноводческих региональных центров, целью которых должно стать сопровождение договорных отношений между создателями и потребителями на принципах франчайзинга [14, 15].
Немаловажной хронической детерминантной проблемой является недостаточный уровень развития агрострахования, призванного поддерживать процесс расширенного воспроизводства, защищать имущественные интересы сельскохозяйственных товаропроизводителей и выполнять другие социально-экономические задачи.
Проведенное исследование показало, что в сельском хозяйстве России агрострахование не получило широкого распространения по ряду причин:
1. Низкий спрос на страхование со стороны сельскохозяйственных товаропроизводителей в связи с существующим недоверием к страховым организациям, высокой стоимостью страхования, сложностью получения субсидий и заключения договоров страхования, тяжелым финансовым состоянием, неразвитостью страховой культуры, отсутствием доступной, постоянной информации об имеющихся возможностях страховой защиты, наличием жестких требований по соблюдению правил агротехники, проведению уборки урожая в оптимальные сроки и использованию сертифицированных семян.
2. Недостаточность предложений со стороны страховых организаций в связи со сложностью процедур оформления и получения господдержки сельскохозяйственными товаропроизводителями, отсутствием эффективных механизмов защиты прав и интересов аграриев в отношениях со страховщиками.
3. Расплывчатая и противоречивая нормативно-правовая база, определяющая порядок урегулирования убытков и правил ущерба, способствующая развитию «серых» схем в этой сфере.
4. Недостаточное внимание к агрострахованию со стороны государственных органов (задержки в выплатах, отсутствие развитой линейки страховых продуктов и др.).
5. Низкий уровень использования в сфере агрострахования инновационных технологий. Например, применение дистанционного зондирования позволило бы сделать максимально прозрачными правоотношения по договорам страхования урожая сельскохозяйственных культур [16, 17].
Проблема инвестирования, по-прежнему, остается одной из детерминантных в развитии отечественного АПК. Низкая доходность значительного числа сельскохозяйственных товаропроизводителей делает их непривлекательными для инвесторов, наибольший интерес у которых вызывают приоритетные сферы, на развитие которых выделяются субсидии (свиноводство, семеноводство, тепличное овощеводство и др.). К факторам, сдерживающим инновационное развитие, можно отнести: недостаток собственных средств у сельскохозяйственных товаропроизводителей, дефицит государственной поддержки, недоступность коммерческих заемных средств, высокие затраты и длительные сроки окупаемости инвестиций, отсутствие квалифицированных кадров. В экономически развитых странах прирост ВВП обеспечивается за счет внедрения в производство инноваций и достижений науки, в России сельское хозяйство в большей степени продолжает использовать традиционные, более затратные технологии, которые не позволяют увеличивать конкурентоспособность продукции [18].
В условиях макроэкономической нестабильности и ограниченности финансирования решение детерминантных проблем развития сельскохозяйственной отрасли возможно благодаря активному взаимодействию государственного и частного капиталов на принципах государственно-частного партнерства (ГЧП). Одним из механизмов ГЧП является программно-целевой подход. В частности, на решение проблемы зависимости отрасли от импорта семян направлены подпрограммы по развитию селекции и семеноводства картофеля и сахарной свеклы Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017-2025 годы. Решение проблемы неиспользования сельскохозяйственных земель предусматривает Государственная программа эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса РФ, проект которой был разработан Минсельхозом России. Лизинг, как инструмент обновления материально-технического обеспечения отрасли, позволяет снизить зависимость от импорта сельскохозяйственной техники. В рамках развития ГЧП в регионах нашей страны необходимо разработать механизмы взаимодействия научных, образовательных учреждений и сельскохозяйственных товаропроизводителей, трансформации рыночных отношений экономических субъектов друг с другом и развития инновационной инфраструктуры.
Выводы. Проблемы развития сельского хозяйства связаны между собой. Так, дефицит квалифицированных кадров сдерживает инновационное развитие сельскохозяйственной отрасли, в свою очередь, низкая привлекательность агробизнеса для частных инвесторов является одной из причин вывода земель из сельскохозяйственного оборота. Возможности преодоления большинства детерминантных проблем развития сельского хозяйства напрямую зависят от решения таких ключевых проблем, как недостаточность государственной поддержки и несовершенство государственного регулирования. Несмотря на то, что в настоящее время в нашей стране реализуется целый комплекс мер, направленных на ускоренное развитие отрасли, ежегодно увеличиваются расходы федерального бюджета на поддержку сельского хозяйства, по-прежнему масштабы государственной помощи аграрному сектору экономики являются не достаточными, что приводит к обострению существующих детерминантных проблем. В среднесрочной перспективе их решение должно основываться на ключевых инструментах государственного управления отраслью, центральным из которых является планирование, при этом важная роль должна отводиться развитию государственно-частного партнерства.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Обзор рынка сельского хозяйства. М.: АО «Делойт и Туш СНГ», 2019. 46 с.
2. Официальный сайт Федерального казначейства (Казначейства России) // URL:https://roskazna.gov.ru/ispolnenie-byudzhetov/federalnyjbyudzhet/ illyustrirovannoe-informatsionnoe-izdanie-ispolnenie-federalnogo-byudzheta-i-byudzhetov-byudzhetnoy-/ (дата обращения: 02.11.2020).
3. Specifics of agricultural sector state support: domestic and foreign experience / M. Kholodova, M. Kabanenko, T. Kushnarenko, L. Dubrova, R. Bulatova // E3s Web of Conferences 175, 13004 (2020). DOI: 10.1051/e3sconf/202017513005.
4. Официальный сайт Федеральной налоговой службы // URL: https://www.nalog.ru/rn48/related_activities/statistics_and_analytics/forms/ (дата обращения: 02.11.2020).
5. Национальный доклад о ходе и результатах реализации в 2019 году Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия // URL:http://mcx.gov.ru/upload/iblock/98a/98af7d467b718d07d5f138d4fe96eb6d.pdf (дата обращения: 14.10.2020).
6. Холодова М.А. Государственное планирование как инструмент поступательного развития сельского хозяйства // Аграрный вестник Урала. 2020. № 8 (199). С. 90-98. DOI: 10.32417/1997-4868-2020-199-8-90-98.
7. Официальный сайт Росстата // URL: http://www.gks.ru (дата обращения: 26.05.2020).
8. Ганенко И. Самая востребованная аграрная профессия в регионах - главный инженер // URL: http://www.agroinvestor.ru/regions/news/32883-samaya-vostrebovannaya-agrarnaya-professiya-v-regionakh/ (дата обращения: 15.09.2020).
9. Сельское хозяйство, охота и охотничье хозяйство, лесоводство в России. 2015: Стат.сб. / Росстат. M.: 2015. 201 c.
10. Сельское хозяйство в России. 2019: Стат.сб. / Росстат. M.: 2019. 91 c.
11. Доклад о состоянии и использовании земель сельскохозяйственного назначения Российской Федерации в 2018 году. М.: ФГБНУ «Росинформагротех», 2020. 340 с.
12. Рынок сельскохозяйственных машин - 2019 // URL: https://dcenter. hse. ru/data/2019/12/23/1525051005/Рынок%20сельскохозяйственных%20м ai±iHH-2019.pdf (дата обращения: 03.08.2020).
13. Кулистикова Т. Доля российских семян на рынке составляет менее 63% // URL:https://www.agroinvestor.ru/markets/news/33208-dolya-rossiyskikh-semyan-na-rynke-sostavlyaet-menee-63/ (дата обращения: 28.09.2020).
14. Делициева Л.Н., Безпалов В.В. Современные условия реализации государственных программ поддержки сельского хозяйства в условиях политики импортозамещения // Наука сегодня: факты, тенденции, прогнозы: материалы Междунар. науч.-практ. конф. Вологда, 2017. С. 89-93.
15. Зюкин Д.А. Поддержка развития селекции и семеноводства в России как элемента становления инновационной аграрной экономики // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. 2019. № 9. С.173-180.
16. Власов В.А., Жаворонок Ю.Ю. Агрострахование как одно из основных эффективных направлений государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства // Аграрное и земельное право. 2019. № 3 (171). С. 42-46.
17. Дзагоева A.A. Проблема страхования в сельском хозяйстве // Научные труды студентов Горского государственного аграрного университета «Студенческая наука - агропромышленному комплексу». Владикавказ, 2020. С. 336-338.
18. Современные тенденции и проблемы развития сельского хозяйства / Н.Г. Вождаева, И.В. Волков, В.А. Козлов, A.B. Павлов // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2019. № 2 (27). Т. 8. С. 103-108. DOI: 10.26140/anie-2019-0802-0024.
REFERENCES
1. Obzor rynka selskogo khozyaystva. M.: AO «Deloyt i Tush SNG», 2019. 46 s.
2. Ofitsialnyy sayt Federalnogo kaznacheystva (Kaznacheystva Rossii) // URL:https://roskazna.gov.ru/ispolnenie-byudzhetov/federalnyjbyudzhet/ illyustrirovannoe-informatsionnoe-izdanie-ispolnenie-federalnogo-byudzheta-i-byudzhetov-byudzhetnoy-/ (data obrashcheniya: 02.11.2020).
3. Specifics of agricultural sector state support: domestic and foreign experience / M. Kholodova, M. Kabanenko, T. Kushnarenko, L. Dubrova, R. Bulatova // E3s Web of Conferences 175, 13004 (2020). DOI: 10.1051/e3sconf/202017513005.
4. Ofitsialnyy sayt Federalnoy nalogovoy sluzhby // URL: https://www.nalog.ru/rn48/related_activities/statistics_and_analytics/forms/ (data obrashcheniya: 02.11.2020).
5. Natsionalnyy doklad o khode i rezultatakh realizatsii v 2019 godu Gosudarstvennoy programmy razvitiya selskogo khozyaystva i regulirovaniya rynkov selskokhozyaystvennoy produktsii, syrya i prodovolstviya // URL:http://mcx.gov.ru/upload/iblock/98a/ 98af7d467b718d07d5f138d4fe96eb6d.pdf (data obrashcheniya: 14.10.2020).
6. Kholodova M.A. Gosudarstvennoe planirovanie kak instrument postupatelnogo razvitiya selskogo khozyaystva // Agrarnyy vestnik Urala. 2020. № 8 (199). S. 90-98. DOI: 10.32417/1997-4868-2020-199-8-90-98.
7. Ofitsialnyy sayt Rosstata // URL: http://www.gks.ru (data obrashcheniya: 26.05.2020).
8. Ganenko I. Samaya vostrebovannaya agrarnaya professiya v regionakh - glavnyy inzhener // URL: http://www. ag roi nvestor. ru/reg ions/news/32883-sam aya-vostrebovan naya-agrarnaya-professiya-v-regionakh/ (data obrashcheniya: 15.09.2020).
9. Selskoe khozyaystvo, okhota i okhotniche khozyaystvo, lesovodstvo v Rossii. 2015: Stat.sb. / Rosstat. M.: 2015. 201 c.
10. Selskoe khozyaystvo v Rossii. 2019: Stat.sb. / Rosstat. M.: 2019. 91 c.
11. Doklad o sostoyanii i ispolzovanii zemel selskokhozyaystvennogo naznacheniya Rossiyskoy Federatsii v 2018 godu. M.: FGBNU «Rosinformagrotekh», 2020. 340 s.
12. Rynok selskokhozyaystvennykh mashin - 2019 // URL: https://dcenter. hse. ru/data/2019/12/23/1525051005/Rynok%20selskokhozyaystvennykh%20 mashin-2019.pdf (data obrashcheniya: 03.08.2020).
13. Kulistikova T. Dolya rossiyskikh semyan na rynke sostavlyaet menee 63% // URL:https://www.agroinvestor.ru/markets/news/33208-dolya-rossiyskikh-semyan-na-rynke-sostavlyaet-menee-63/ (data obrashcheniya: 28.09.2020).
14. Delitsieva L.N., Bezpalov V.V. Sovremennye usloviya realizatsii gosudarstvennykh programm podderzhki selskogo khozyaystva v usloviyakh politiki importozameshcheniya // Nauka segodnya: fakty, tendentsii, prognozy: materialy Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. Vologda, 2017. S. 89-93.
15. Zyukin D.A. Podderzhka razvitiya selektsii i semenovodstva v Rossii kak elementa stanovleniya innovatsionnoy agrarnoy ekonomiki // Vestnik Kurskoy gosudarstvennoy selskokhozyaystvennoy akademii. 2019. № 9. S.173-180.
16. Vlasov V.A., Zhavoronok Yu.Yu. Agrostrakhovanie kak odno iz osnovnykh effektivnykh napravleniy gosudarstvennoy podderzhki v sfere razvitiya selskogo khozyaystva // Agrarnoe i zemelnoe pravo. 2019. № 3 (171). S. 42-46.
17. Dzagoeva A.A. Problema strakhovaniya v selskom khozyaystve // Nauchnye trudy studentov Gorskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta «Studencheskaya nauka -agropromyshlennomu kompleksu». Vladikavkaz, 2020. S. 336-338.
18. Sovremennye tendentsii i problemy razvitiya selskogo khozyaystva / N.G. Vozhdaeva, I.V. Volkov, V.A. Kozlov, A.V. Pavlov // Azimut nauchnykh issledovaniy: ekonomika i upravlenie. 2019. № 2 (27). T. 8. S. 103-108. DOI: 10.26140/anie-2019-0802-0024.