Научная статья на тему 'Проблемы разработки, внедрения и сертификации систем менеджмента качества в полиграфии'

Проблемы разработки, внедрения и сертификации систем менеджмента качества в полиграфии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1071
248
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА / МЕЖДУНАРОДНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ / СЕРТИФИКАЦИЯ СИСТЕМ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА / СТАНДАРТ ИСО 9001 / ПОЛИГРАФИЯ / ПРИНТ-МЕДИАОРГАНИЗАЦИЯ / QUALITY MANAGEMENT / INTERNATIONAL ORGANIZATION FOR STANDARDIZATION / CERTIFICATION OF SYSTEMS OF QUALITY MANAGEMENT / ISO 9001 STANDARD / POLYGRAPHY / PRINTMEDIA ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Катанаева М. А.

В статье рассматриваются актуальные проблемы, связанные с разработкой систем менеджмента качества в соответствии со стандартом ИСО 9001 как в целом в мире, так и в российских организациях. А также анализируются основные причины необоснованно низкого интереса к разработке, внедрению и сертификации систем менеджмента качества отечественных полиграфических предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of development, introduction and certification of systems of quality management in polygraphy

In article the actual problems connected with development of systems of quality management according to the ISO 9001 standard as in general in the world, and in the Russian organizations are considered. And also the main reasons for unreasonably low interest in development, introduction and certification of systems of quality management of the domestic printing enterprises are analyzed.

Текст научной работы на тему «Проблемы разработки, внедрения и сертификации систем менеджмента качества в полиграфии»

УДК 658.5

Проблемы разработки, внедрения и сертификации систем менеджмента качества в полиграфии

М.А. Катанаева

Московский государственный университет печати имени Ивана Федорова 127550, Москва, ул. Прянишникова, 2А e-mail: [email protected]

В статье рассматриваются актуальные проблемы, связанные с разработкой систем менеджмента качества в соответствии со стандартом ИСО 9001 как в целом в мире, так и в российских организациях. А также анализируются основные причины необоснованно низкого интереса к разработке, внедрению и сертификации систем менеджмента качества отечественных полиграфических предприятий.

Ключевые слова: менеджмент качества, международная организация по стандартизации, сертификация систем менеджмента качества, стандарт ИСО 9001, полиграфия, принтмедиаорганизация.

В развитии мировой экономики наблюдается усиление тенденции к глобализации - углублению хозяйственных связей между государствами и крайнему ужесточению конкуренции. Исследования, проводимые специалистами международных экономических институтов, свидетельствуют о том, что занять устойчивые позиции на рынке могут только производители высококачественной продукции, которая, в условиях насыщенного рынка и преобладающей неценовой конкуренции является главным фактором успеха.

Стандарт ISO 9001 «Системы менеджмента качества. Требования» универсален и признан практически всеми странами мира. Это

74

объясняется тем, что стандарт содержит требования к системе менеджмента организаций по критерию качества, определяет уровень доверия со стороны потребителей, устанавливает стандарт, исходя из которого, можно сравнить компании с точки зрения процессов управления [1].

Международная организация по стандартизации (ISO -International Organizationfor Standardization) проводит ежегодное исследование результатов применения данных стандартов по всему миру «The ISO Survey»[3].

Согласно проведенным исследованиям, в 2007 г. в 170 странах мира по стандарту ISO 9001 было сертифицировано около миллиона систем менеджмента качества (СМК): в Китае - 143 823, Италии -98 028, Японии - 53 771, Испании - 47 445, Великобритании - 45 612 .

Россия в начале 2000-х гг. значительно отставала от мировых тенденций по внедрению СМК. Так, в 2005 г. по ISO 9001 было сертифицировано лишь 4 883 российских организаций, в 2006 г. их число увеличилось только на 11,4 % и достигло значения 5437, в 2007 г. 11 527 отечественных организаций имели сертификаты на СМК [3].

В 2011 г. в очередном отчете ISO была приведена статистика о числе выданных сертификатов в мире (рис. 1, а) и в отдельных странах (рис.1,б). В отчете говорится, что количество сертификатов соответствия стандарту ISO 9001 на начало 2010 г. превысило миллион. Число выданных сертификатов по данным на декабрь 2010 г. составило уже 1 118 510.

В 2011 г. было выдано 1 111 698 сертификатов соответствия ISO 9001, что почти на 7 тыс. меньше, чем в 2010 г. Это составляет примерно 1% от общего числа выданных сертификатов. Сравнение отчетов «The ISO Survey» за 2010 и 2011 гг. дает основание говорить о том, что впервые в истории действия стандарта ISO 9001 (за исключением 2003 г.) наблюдается снижение объемов сертификации.

Причем, отрицательная динамика наблюдается на Ближнем Востоке, в Центральной, Южной Азии, где спад популярности начался уже в 2010 г. В Африке, Азии, Америке, Австралии, Новой Зеландии рост числа сертификатов, начиная с 2006 г. остановился или сменился падением (рис. 1, б).

Европейские компании потеряли интерес к сертификации СМК в 2011 г. В этот год в Европе было выдано только 492 000 сертификатов ISO 9001, что на 37 792 сертификата меньше, или на 7% ниже показателей 2010 г. Более того, количество выданных в 2011 г. в Европе сертификатов не достигло даже уровня 2009 г. Меньший интерес к ISO 9001 в 2010 г. проявили такие страны Европы как: Испания, Франция, Германия, Великобритания, Швейцария, Турция, Венгрия, Чехия и др. И только в Италии и Румынии наблюдался прирост.

Что касается России, то здесь динамика соответствует общеевропейской. В 2010 г. Россия входила в тройку мировых лидеров по

75

LOUOTKI -

4 WHWO

IB ^nu/birumn АЛШ : ; : : j

А Иентр/Южная Америка __\ -j j L~.i...

• Северная Америка V АктрШ4/Нон« Г'

1еллм.1 ия 1-

2

<J JU*HI

^ *Т с Г' Ж ? р — fr «Г С f* * 7

?^USH§isl§!S5!

б

Годи

Рис. 1. Динамика количества выданных сертификатов

а

числу выданных сертификатов и была второй по годовому приросту после Китая. (В России число сертифицированных СМК организаций в 2010 г. достигло значения 62 265).

По результатам 2011 г. наша страна уже не входит в десятку лучших. В 2011 г. российские компании получили всего 12663 сертификата, что почти в пять раз меньше, а в 2012 г. в России выдано еще меньше сертификатов - 12 491.

В опубликованном отчете ISO за 2013 г. в целом в мире продемонстрирован небольшой, всего на 3%, но все-таки рост числа сертификатов на СМК по сравнению с 2012 г. (табл. 1).

По результатам 2011 г. Китай, Италия и Япония стали мировыми лидерами по выдаче сертификатов, а в 2013 г. в тройке стран-ли-деров Японию сменила Германия. Но, несмотря на общие положительные тенденции, наметившиеся в мире, число сертификатов, выданных в России, стало меньше, чем было в 2012 г. (табл. 2).

76

Таблица 1

Показатели по стандарту ИСО 9001 в 2013 г.

Стандарт 2012 г. 2013 г. Прирост, ед. Прирост,%

ИСО 9001 1 096 987 1 129 446 32 459 3

Таблица 2

Страны-лидеры по числу сертификатов ISO 9001

Страна 2012 г. 2013 г.

Китай 333 870 337 033

Италия 136 991 160 966

Германия 51 701 56 303

Япония 50 339 45 990

Великобритания 44 670 44 585

Испания 59 418 42 632

Индия 26 000 40 848

США 26 177 34 869

Франция 29 198 29 598

Бразилия 25 791 22 128

Россия 12 491 10 984

Подведем итог приведенной статистике и попробуем дать ответ на вопрос, чем вызвано снижение интереса к стандарту ISO 9001.

Стандарт 9001 внедрили и получили сертификат на СМК около миллиона организаций в мире. При этом около 50-60% из них не получили ожидаемых результатов с точки зрения достижения целей в области качества продукции, т.е. по существу внедрили систему формально. По оценкам ряда отечественных и зарубежных специалистов эта цифра доходит до 80%! Что же мешает организациям? Что является причиной, препятствующей им эффективно применять эти стандарты?

Генеральный директор ОАО «ВНИИС» (Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации) В.Г. Версан рассуждает на эту тему в своей статье «Кризис в стандартизации систем менеджмента. Причины. Пути выхода» [2,4]. Эксперт считает, и авторы согласны с его мнением, что, сам факт внедрения СМК в большинстве случаев рассматривается как единовременная акция - получение сертификата. Впоследствии, руководители организаций не предусматривают на постоянной и систематической основе осуществлять меры по поддержанию и развитию СМК с целью обеспечения ее устойчивого

77

функционирования. Также долю ответственности за неудачные внедрения СМК Версан возлагает и на участие руководителей в этом проекте. Он считает, что они не играют в нем лидирующей роли, а это один из принципов менеджмента качества и необходимое условие стандарта ISO 9001. В работу также не вовлечены большинство линейных руководителей и функциональных подразделений организации и, соответственно, их обязанности и ответственности в области СМК не отражены в их должностных инструкциях и положениях. Еще одна причина, по мнению специалиста, кроется в том, что процессы принятия решений в рамках СМК, и прежде всего высшим руководством, не согласованы с процессами принятия решений по всем другим аспектам и критериям деятельности организации.

Что касается полиграфии, то отечественные типографии не проявляют высокого интереса к разработке, внедрению и сертификации СМК. Типографий с сертифицированной СМК по ISO 9001 в России совсем немного. И все они разбросаны по разным городам. Вот тот небольшой список сертифицированных российских типографий по ISO 9001, что удалось составить на основе анализа информации их официальных сайтов: «Московская типография», «Гознак», ЗАО полиграфический комплекс «Руст-Пресс» (г. Москва), подмосковные типографии: «Сити Принт», «Экстра-М» и «Первый полиграфический комбинат», ООО «Типография «ПЕЧАТНЯ» г. Санкт-Петербург, нижегородская типография «РИДО»,новосибирская «Харменс», казанская «Образцовая», «Тверской полиграфический комбинат».

По словам генерального директора типографии «Харменс» Ю.А. Верещагина значимость СМК в полиграфии заключается в том, что требования к качеству и срокам изготовления на этом рынке очень высокие, особенно на рынке упаковки для пищевой, кондитерской, фармацевтической и других видов деятельности. А ошибки, приводящие к браку из-за больших тиражей, стоят дорого [5].

Действительно, потребность в сертификации СМК по ISO 9001 часто возникает у типографий, из-за того, что возможные ошибки в производстве влекут за собой ощутимые убытки. А эффективно действующая СМК не только способствует динамичному развитию типографии, является основным критерием выбора для наиболее требовательных клиентов, но и позволяет существенно снизить показатели брака в полиграфическом производстве (в 10-15 раз). Так в результате успешного внедрения СМК показатели брака в типографии «Харменс» были снижены в 11,5 раз, и до сих пор процент брака в компании самый низкий по отрасли.

Также к неоспоримым достоинствам можно отнести и то, что сертификат на соответствие стандарту ISO 9001 означает соответствие типографии международному уровню. А в процессе сертификации и

78

проведении инспекционных аудитов в период действия сертификата определяются основные области для улучшений и совершенствований бизнес-процессов организации. Также наличие сертификата означает использование качественного сырья, например, бумаги из легальной древесины, сертифицированного офсетного материала и т.д. Современная СМК, как инструмент оптимизации производственных процессов, позволяет выявлять резервы повышения производительности и снижения времени исполнения заказов.

Таким образом, в полиграфических организациях имеются все предпосылки для широкого внедрения современных эффективных СМК. Принципы и методы менеджмента качества в полиграфии актуальны, перспективны и представляют интерес для бизнеса.

В чем же тогда заключается причина сложности внедрения современных методов менеджмента качества российскими полиграфистами?

Во-первых, отметим особенности полиграфии как вида деятельности:

• сложный и многоэтапный технологический процесс;

• большое количество технологически повторяющихся зака-зов(газеты, журналы, серийные книги, беловая, упаковочная, этикеточная продукция);

• наличие для большинства операций разработанных и утвержденных технических требований к качеству полиграфических работ;

• сотрудничество, как правило, не с конечным потребителем печатной продукции, а с издательствами и рекламными агентствами;

• наличие у крупных и средних типографий постоянных поставщиков и заказчиков.

1. Несмотря на то, что разработка и внедрение СМК приносит пользу, прежде всего, самой организации, большинство руководителей инициируют начало этих работ только после выдвижения требований со стороны рынка. Например, заказчик, одним из требований в условиях контракта выдвигает наличие сертифицированной СМК. Поэтому наиболее часто сертифицируют свои СМК организации, работающие не на внутреннем, а на внешнем рынке, где сертификат - это пропуск на международный рынок и обязательное условие заключения контракта. Но объем российского экспорта в полиграфии слишком мал, чтобы являться стимулом к сертификации СМК.

Что касается требований со стороны клиентов, то в настоящее время потребители-заказчики полиграфических работ пока не заинтересованы платить за гарантированное качество повышенную цену. И уровень цены оказывается часто более важным, чем уровень качества.

79

Отраслевое регулирование в полиграфии также практически отсутствует - на сегодня ни одна организация не имеет полномочий обязать полиграфические организации сертифицировать свои СМК (как например, в пищевой промышленности).

В связи с вышеперечисленным можно сказать, что на российском рынке внешняя среда не стимулирует принтмедиаиндустрию к разработке и сертификации СМК.

2. В начале1990-х г.в нашей стране образовалось множество малых предприятий, в том числе и полиграфических с высокой рентабельностью. А в крупных типографиях тиражи упали в десятки раз. В этот период у типографий не стало возможности для своевременного переоснащения своего производства. Сегодня типографии с устаревшим оборудованием и инфраструктурой вынуждены брать недорогие заказы: одноцветные газеты, книги на газетной бумаге, сканворды и т.п. Рентабельность у таких организаций мала, а небольшой размер заработной платы обусловливает низкий уровень квалификации работников. Естественно, в сложившейся ситуации на внедрение СМК у типографий нет соответствующих ресурсов.

У новых принтмедиаорганизаций, открытых после 1990-х гг., тоже нет особого интереса к СМК, т.к. современная высокотехнологичная типография занимает свою рыночную нишу, и на ее услуги всегда имеется повышенный спрос. И пока новое оборудование позволяет обеспечивать качество на достаточном высоком уровне без дополнительных усилий, проблема СМК представляется неактуальной.

3. Развитию СМК активно препятствует стихийный рынок посреднической деятельности. Такая деятельность сегодня доходна, так как не требует больших затрат. При этом посредническая деятельность ведет к разбалансированию конкурентной среды. Создаются предпосылки для повышения конкурентоспособности организаций, использующих нерыночные методы ведения бизнеса, снижается вероятность выбора типографии заказчиком в зависимости от ее реальной конкурентоспособности (цены, качества, сроков).

Таким образом, можно констатировать, что в настоящее время имеется ряд объективных причин, препятствующих активному внедрению СМК как в целом в российских организациях, так и в принтмедиабизнесе.

И причина здесь не в том, что СМК не способна быть эффективной, а в том, что отсутствует культура формирования СМК, к которой нельзя относиться, по словам Э. Деминга, как к «пудингу быстрого приготовления» и ждать при этом сиюминутного эффекта. Необходимо использовать трактовку японского бизнеса — «выращивать» систему менеджмента качества, постоянно ее поддерживать в рабочем состоянии и развивать для устойчивого функционирования организации [6].

80

Написав документированные процедуры, стандарты и регламенты и не создав действующей системы мониторинга, измерения и улучшения качества продукции, процессов, удовлетворенности потребителей, не стоит надеяться, что СМК будет работать в автоматическом режиме.

Руководители должны стать лидерами этого процесса, активно вовлекать в управление качеством коллектив, добиваться, чтобы СМК стала делом каждого работника. Только при этом условии может быть достигнут необходимый результат.

Библиографический список

1. Постюшков А.В. Оценочный менеджмент. Формирование стратегии хозяйствующих субъектов в условиях рынка. - М.: Изд-во Фаир-Пресс, 2004. - 272 с.

2. Версан В.Г. Стандарты ИСО серии 9000 - закономерность развития // Стандарты и качество. - 2008. - № 1.

3. The ISO Survey. [Электронный ресурс]. URL: http:// www.iso.org/iso/iso-survey (дата обращения 14.05.2015).

4. Версан В.Г. Кризис в стандартизации систем менеджмента. Причины. Пути выхода [Электронный ресурс].URL:http: // www.vniis.ru/ publications/detail/1462 (дата обращения 15.05.2015).

5. Типография «Харменс» подтвердила сертификат системы менеджмента качества. [Электронный ресурс]. URL: http://www.agency-siam.ru/poligrafiya/pgnews/195 (дата обращения 14.05.2015).

6. Деминг Э. Выход из кризиса: Новая парадигма управления людьми, системами и процессами. - М.: Альпина Паблишер, - 2014. -C. 103-142.

81

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.