Северцев Н.А., Неронов В.Ф., Ушакова Н.В., Тарасов А.А. ПРОБЛЕМЫ РАЗРАБОТКИ ИНТЕГРИРОВАННЫХ СИСТЕМ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА И ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА (МЕНЕДЖМЕНТА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ)
Анализ стандартов ГОСТ Р ИСО 9001-2001 и ГОСТ Р ИСО 14001-2007 показывает, что они базируются на общих методологических принципах и не зависят от области внедрения (отрасли промышленности). Заложенные в стандартах базовые принципы формирования систем управления (менеджмента) на предприятии достаточно универсальны. Данный факт определяет сходство элементной структуры систем менеджмента качества и экологического менеджмента.
Взаимосвязь элементных баз (требований) стандартов при создании и внедрении интегрированных систем менеджмента качества и экологического менеджмента (ИСМ) является сложным и принципиальным вопросом, поскольку от правильного определения, применения и внедрения (в т.ч. и в разной степени интегрирования) требований стандартов, зависит эффективность внедрения всей системы менеджмента в целом.
Опыт ряда консалтинговых организаций зачастую показывает сложную практическую стыкуемость требований стандартов в рамках общей системы менеджмента. Организации, специализирующиеся на консалтинге в области менеджмента качества, вынужденно внедряют требования ГОСТ Р ИСО 14001-2007. Обратная ситуация складывается при консалтинге организациями, специализирующимися в области экологического менеджмента .
Документация системы менеджмента, как правило, в такой ситуации является перегруженной и в значительной степени односторонней.
Использование системного подхода при создании и внедрении интегрированных систем менеджмента качества и экологического менеджмента (ИСМ) предполагает оптимальное описание элементов системы - как обобщение в рамках системы общих для стандартов требований (изложение общих, совместимых требований) , так и выделение отдельных элементов, отвечающих требованиям разных стандартов (раздельное изложение требований).
После выхода новой редакции ГОСТ Р ИСО 14001-2007 взаимосвязь (соответствие) элементов данного стандарта и стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2001 (определенная в самом стандарте 14001-2007, прил. Б) ста-
ла менее определенной, чем в старой версии.
Таким образом, консалтинговая организация, вынужденно принимает на себя ответственность за уровень (степень) интеграции двух стандартов. Обобщение опыта в этой области, могут помочь для поиска решений по интеграции систем менеджмента на двух стандартов.
Именно прикладное направление реализации требований стандартов менеджмента качества и экологического менеджмента требует детализированной систематизации этих требований в контексте создания общей (интегрированной) системы менеджмента.
Один из вариантов систематизации предлагается в настоящей работе. Подходы, рассмотренные ниже, носят общий характер и требуют в дальнейшем своего развития.
Требования стандартов (ГОСТ Р ИСО 9001-2001 и ГОСТ Р ИСО 14001-2007) целесообразно разбить на три
группы (группы интегрирования/ обобщения):
- идентичные (практически идентичные) - группа 1
- совместимые - группа 2
- раздельные - группа 3
Данное разделение является условным и в зависимости от специфики организации требования стандартов могут быть отнесены к разным группам. Однако такой подход позволяет применить достаточно простой и с нашей точки зрения эффективный инструментарий для формирования системы менеджмента.
Предлагаемое условное соотнесение требований стандартов к группам предлагается внести в существующее приложение Б стандарта ГОСТ Р ИСО 14001-2007. Ниже даются комментарии, связанные с отнесением основных элементов к той или иной группе.
Элементы систем менеджмента, такие как «Политика в области качества» («Экологическая политика»), «Цели в области качества» («Цели, задачи и программы»), "Управление документацией", "Управление записями", "Корректирующие и предупреждающие действия", "Анализ со стороны руководства", «Внутренние аудиты», практически идентичны в обоих стандартах (группа 1).
При формировании интегрированных систем менеджмента качества и экологического менеджмента в рамках данной группы требований следует учитывать разный объем требований, определяемых стандартами. Большей частью требования стандарта ГОСТ Р ИСО 14001-2007 в рамках данной группы поглощаются Системой менеджмента, разработанной в соответствии с требованиями стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2001 (либо дополняют ее).
Сказанное относится к элементам - "Управление записями", "Корректирующие и предупреждающие действия", "Анализ со стороны руководства", «Внутренние аудиты».
К этой группе можно отнести и раздел "Управление документацией".
Однако при этом следует учитывать, что соблюдение законодательных и других требований в ГОСТ Р ИСО 14001-2007 одна из обязательных процедур, причем отдельный пункт стандарта «Оценка соответствия», содержит отдельные требования по периодической оценке применимых законодательных требований.
В стандарте ГОСТ Р ИСО 9001-2001 данное требование присутствует опосредованно, как требование заказчика (ссылки в договоре, в т.ч. опосредованные, на соблюдение нормативно-правовых документов) , либо как требование соблюдения законодательных требований - , заявленной самой организацией
В системах менеджмента качества используются методы входного контроля поступающих на предприятие сырья и материалов, которые могут применяться для составления экологического баланса производственного процесса в системе экологического менеджмента.
Общими являются также методы операционного контроля, контроля оборудования и требования к устройствам для мониторинга, измерений и т. п., а также их техническое, метрологическое, организационное, кадровое обеспечение.
К первой группе целесообразно также отнести элементы, которые в одном из стандартов не являются обязательными требованиями, но могут быть рассмотрены организацией как положительные и включены в систему менеджмента. Например - требования к процессному подходу, требования к экологическим Программам («Цели, задачи и программы»).
Отметим, что формирование Целей и мероприятий в области качества (Программ качества) целесообразно проводить с учетом требований к Программам экологического менеджмента.
Обобщение требований стандартов данной группы не представляет особой сложности, и характер (формат) ИСМ при их реализации в значительной степени определяется спецификой организации и качеством принимаемых ответственными лицами решений.
Выполнение требований третьей группы при формировании интегрированных систем менеджмента также не вызывает затруднений. К данной группе относятся, в первую очередь, требования ГОСТа Р ИСО 14001-2007
(п. 4.3.1. «Экологические аспекты», п. 4.4.7 «Готовность к нештатным ситуациям, авариям и ответные
действия» и др.). На практике реализация таких требований заключается в разработке отдельных документов интегрированных систем менеджмента.
При рассмотрении третьей группы необходимо учитывать также, что отдельные требования могут быть совмещены с другими требованиями, общими для двух стандартов и рассматриваться в рамках общей процедуры (требования п. 4.5.2.1 «Оценка соответствия» могут быть совмещены с требованиями «Анализа со стороны руководства», общими для двух стандартов).
Соблюдение специфических требований ГОСТа Р ИСО 9001-2001 (обязательные документированные процедуры), как правило, также не вызывает затруднений, поскольку они (требования ГОСТа Р ИСО 9001-2001) включают в себя (поглощают) требования ГОСТа Р ИСО 14001-2007.
Сложней стоит вопрос о совмещении требований второй группы.
В рамках настоящей работы мы не рассматриваем аспектов формирования данной группы, а только приводим решения по выделению всех требований в те или иные группы. Ниже представлена таблица из стандарта ГОСТа Р ИСО 14001-2007 (прил. Б 2 «Соответствие между ИСО 9001-2001 и ИСО 14001-2004») с предлагаемыми решениями по категорированию совместимости требований стандартов.
Следующим шагом должно стать, несомненно, последовательное и более аргументированное разбиение требований на группы, включая комментарии, которые позволили бы пользователям принять более адекватные решения при формировании интегрированных систем менеджмента.
ИСО 9001 :2000 (МК) Группа и комметарии ИСО 14001:2004 (ЭМ)
Система менеджмента качества (заголовок) 4 - 4 Требования к системе экологического менеджмента (заголовок)
Общие требования 4.1 Группа 1 (требования ИСО 14001 Поглашаются ИСО 9001 4.1 Общие требования
Требования к документации (заголовок) 4.2 Группа 2 П. 4.2 ЭМ интегриреутся в п.5.1; 5.3; 8.5.1 МК, вкл.. тревания природоохранного законодательства 4.2 Экологическая политика
Общие положения 4.2.1 Группа 1 4.4.4 Документация
Руководство по качеству 4.2.2 Группа 3 - -
Управление документацией 4.2.3 Группа 1 4.4.5 Управление документацией
Управление записями 4.2.4 Группа 1 4.5.4 Управление записями
Группа 3 Косвенно касается пп 5.2,7,1, 7.2.2 Требуется отдельный документ 4.3.1 Экологические аспекты
- Ответственность руководства (заголовок) 5 Группа 3 Косвенно касается пп 5.2,7,2.1, 7.2.2 4.3.2 Закрнодательные и другие требования
Обязательства руководства 5.1 Группа 1 4.2 4.4.1 Экологическая политика Ресурсы, функциональные обязанности, ответственность и полномочия
Ориентация на потребителя 5.2 Группа 1 4.3.1 4.3.2 4.6 Экологические аспекты Законодательные и другие требования Анализ со стороны руководства
Политика в области качества 5.3 Группа 1 4.2 Экологическая политика
Планирование 5.4 Группа 1 4.3 Планирование
Цели в области качества 5.4.1 Группа 1 П. 4.3.3 ЭМ интегриреутся в п.5.4.1 МК, вкл.. тревания природоохранного законодательства 4.3.3 Цели, задачи и программа(ы)
Планирование создания и развития системы менеджмента качества 5.4.2 Группа 1 4.3.3 Цели, задачи и программа(ы)
Ответственность, полномочия и обмен информацией (заголовок) 5.5
Ответственность и полномочия 5.5.1 Группа 1 4.4.1 Ресурсы, функциональные обязанности, ответственность и полномочия
Представитель руководства 5.5.2 Группа 1 4.4.1 Ресурсы, функциональные обязанности, ответственность и полномочия
Внутренний обмен информацией 5.5.3 Группа 1 4.4.3 Обмен информацией
Анализ со стороны руководства 5.6 (требования ИСО 14001 Поглашаются ИСО 9001) 4.6 Анализ со стороны руководства
Менеджмент ресурсов (заголовок) 6 - - -
Обеспечение ресурсами 6.1 Группа 1 4.4.1 Ресурсы, функциональные обязанности, ответственность и полномочия
Человеческие ресурсы (заголовок) 6.2 Группа 1 4,4.2 Компетентность, подготовка и осведомленность
Инфраструктура 6.3 Группа 1 4.4.1 Ресурсы, функциональные обязанности, ответственность и полномочия
Производственная среда 6.4 Группа 3 - -
Процессы жизненного цикла продукции 7 - 4.4 Внедрение и функционирование
Планирование процессов жизненного цикла продукции 7.1 4.4.6 Управление операциями
Процессы, связанные с потребителями (заголовок) 7.2
Определение требований, относящихся к продукции 7.2.1 Группа 1 4.3.1 4.3.2 4.4.6 Экологические аспекты Законодательные и другие требования Управление операциями
Анализ требований, относящихся к продукции 7.2.2 Группа 1 4.3.1 4.4.6 Экологические аспекты Управление операциями
Связь с потребителями 7.2.3 Группа 1 4.4.3 Обмен информацией
Проектирование и разработка 7.3 Группа 2 4.4.6 Управление операциями
Закупки (заголовок) 7.4 Группа 2 4.46 Управление операциями
Производство и обслуживание (заголовок) 7.5 - - -
Управление производством и обслуживанием 7.5.1 Группа2 4.4.6 Управление операциями
Валидация процессов производства и обслуживания 7.5.2 Группа2 4.4.6 Управление операциями
Идентификация и прожи-ваемость 7.5.3 Группа 3- - -
Собственность потребителей 7.5.4 Группа 3- - -
Сохранение соответствия продукции 7.5.5 Группа2 4.4.6 Управление операциями
Управление устройствами для мониторинга и измерений 7.6 Группа1 4.5.1 Мониторинг и измерения
Измерение, анализ и улучшение (заголовок) 8 4.5 Контроль
Общие положения 8.1 Группа1 4.5.1 Мониторинг и измерения
Мониторинг и измерение (заголовок) 8.2 - - -
Удовлетворенность потребителей 8.2.1 Группа 3
Внутренние аудиты (проверки) 8.2.2 Группа1 4.5.5 Внутренний аудит
Мониторинг и измерение процессов 8.2.3 Группа1 4.5.1 4.5.2 Мониторинг и измерения Оценка соответствия
Мониторинг и измерение продукции 8.2.4 Группа1 4.5.1 4.5.2 Мониторинг и измерения Оценка соответствия
Управление несоответствующей продукцией 8.3 Группа1 4.4.7 4.5.3 Подготовленность к нештатным ситуациям, авариям и ответные действия Несоответствия, корректирующие и предупреждающие действия
Анализ данных 8.4 Группа1 4.5.1 Мониторинг и измерение
Улучшение (заголовок) 8.5 - - -
Постоянное улучшение 8.5.1 Группа1 4.2 4.3.3 4.6 Экологическая политика Цели, задачи и программа(ы) Анализ со стороны руководства
Корректирующие действия 8.5.2 Группа1 4.5.3 Несоответствия, корректирующие и предупреждающие действия
Предупреждающие действия 8.5.3 Группа1 4.5.3 Несоответствия, корректирующие и предупреждающие действия
ЛИТЕРАТУРА
1. ГОСТ Р ИСО 9001-2001. Системы менеджмента качества.Требования
2. ГОСТ Р ИСО 14001-2007. СИСТЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА. Требования и руководство по применению