УДК 37.047
Е. Ю. Валитова
ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ В ТЕХНИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ
Анализируется актуальный уровень профессионального самоопределения у студентов гуманитарных и технических институтов Национального исследовательского Томского политехнического университета, предложены педагогические условия, позитивно влияющие на формирование профессионального самоопределения будущих специалистов.
Ключевые слова: профессиональное самоопределение, конкурентоспособность, деятельностный подход, уровень профессионального самоопределения, педагогические условия.
Одной из первостепенных задач высшей школы является создание педагогических условий для формирования будущих специалистов, готовых к решению профессиональных задач. Профессиональная готовность выпускника складывается не только из соответствующих знаний и умений, она включает в себя еще и такой трудноуловимый и в то же время очень важный компонент, как профессиональное самоопределение, т. е. осознанная, устойчивая, вошедшая в структуру личности позитивная установка на выбранную профессию и идентификация себя как представителя этой профессии. Самоопределение в профессии и перспективы трудоустройства определяют профессиональное будущее подготовленных в вузе специалистов.
В настоящее время требования работодателей к молодым специалистам - выпускникам вузов достаточно высоки. В условиях нестабильного и постоянно изменяющегося рынка труда постоянно изменяется уровень запросов со стороны предприя-тий-работодателей. Среди них готовность расти и развиваться в профессии, стремление работать в инновационном режиме, коммуникативные способности и умение работать в команде и т. д. Работодателей интересуют личностные компетенции молодых специалистов и опыт прохождения производственной практики, которая приравнивается к первому опыту работы, а также наличие удостоверений по рабочим профессиям. Высокая конкуренция на современном рынке труда требует от молодого специалиста не только обладания определенными профессиональными компетенциями, но и сформированной системой профессионально-ценностных ориентаций, осознанной, четкой позиции относительно своего профессионального будущего.
Н. С. Пряжников выделяет следующие типы профессионального самоопределения [1]:
1) самоопределение в конкретных трудовых функциях, операциях, когда человек существенно ограничен рамками своей деятельности, но здесь возможны настоящее мастерство и нахождение определенных смыслов труда;
2) самоопределение в рамках определенного трудового процесса, где возможности самореализации несколько расширяются, однако рамки дея-
тельности еще недостаточны для более полноценного самопроявления и саморазвития;
3) самоопределение в рамках специальности, которая позволяет человеку выбирать не только конкретные места работы, но и различные организации при сохранении своей основной специальности;
4) самоопределение в профессии позволяет человеку маневрировать в рамках смежных специальностей.
На этапе обучения профессиональное самоопределение может быть связано с выбором профессиональных ролей в рамках уже выбранной специальности и дальнейшим выбором места работы.
Содержанием активного профессионального самоопределения выступают процессы самопознания (осознание собственных профессиональных интересов, склонностей, предпочтений, личностных особенностей, способных повлиять на развитие себя как профессионала), самооценивания (сравнение результатов самопознания с имеющимся представлением о профессиональных требованиях, выдвигаемых со стороны выбираемой профессии) и саморазвития (целенаправленное формирование в себе таких качеств, которые необходимы для успешного выполнения будущей профессиональной деятельности).
Критериями профессионального самоопределения студента выступают:
- мотивационный - характер мотивации и активности учащихся, осознание личной и общественной значимости будущей профессии, связь профессиональных интересов с ценностными ориентациями, стремление студента быть человеком культуры, компетентным профессионалом;
- когнитивный - степень представления учащихся об индивидуальных психофизиологических качествах, степень ознакомления с содержанием профессиональной деятельности, степень информированности учащихся об общих и специальных профессионально важных качествах личности в данной профессиональной сфере деятельности, степень представления о своем месте в профессиональном сообществе, способах поиска работы и состоянии рынка труда и др.;
- деятельностный - студент умеет выделить виды учебной деятельности, которые влияют на его профессиональное самоопределение, выбрать виды профессиональной деятельности, которые соответствуют его интересам, личностным качествам, мотивационно-ценностным характеристикам собственной структуры личности, соотнести свои способности профессиональной деятельности с нормой профессиональной культуры «потенциального работодателя» и др.;
- эмоционально-оценочный - студент испытывает положительные эмоции, адекватно оценивает процесс профессионального самоопределения.
Приведенный набор критериев позволяет определить динамику профессионального самоопределения, которая проявляется, по нашему мнению, в следующих уровнях: высокий (уровень культуры), средний (приближенный к норме культуре), допустимый (не противоречащий в целом норме культуре), низкий (не соответствующий норме культуры).
Проблемы профессионального самоопределения на этапе обучения в вузах затронуты в публикациях ряда авторов. В частности, выделены такие показатели, как устойчивость установки на избранную профессию [2-4], определенность и конкретность профессиональных планов на будущее в основном в контексте мотивационных составляющих выбора будущего места работы [2-5], удовлетворенность своей профессиональной подготовкой и нацеленность на выбор работы в соответствии с полученной в вузе специальностью [2, 6]. По результатам выполненных исследований можно отметить, что в процессе обучения и практической деятельности процесс формирования образа выбранной человеком профессии начинает сопрягаться с рядом социально-психологических процессов: осознания, осмысления, оценки и поведения, происходит осознание личностью своих индивидуальных психологических свойств и особенностей, затем осознание профессионально значимых свойств, способностей, возможностей и интересов, протекает процесс осмысления отношения человека к будущей профессии, а следовательно, изменяются основные показатели профессионального самоопределения студентов. В то же время результаты работ [2-6] показали, что уровень выраженности профессионального самоопределения на этапе профессионального образования в вузе недостаточен и требует создания условий, способствующих развитию профессионального самоопределения студентов.
В рамках проблемы профессионального самоопределения студенческой молодежи необходимо рассматривать этот процесс также и с точки зрения деятельностного подхода. Только через деятельность происходит вхождение молодого человека в профессиональную жизнь, выбор, по сути, буду-
щей позиции в социальной структуре общества, что и является сущностной характеристикой профессионального самоопределения. Основным видом деятельности студента, по мнению ряда социологов, является учебно-профессиональная деятельность, т. е. овладение знаниями, приобретение навыков профессиональной подготовки и их реализация на практике.
В этой связи представляет интерес деятельностный критерий профессионального самоопределения студентов вузов, который определен, с нашей точки зрения, следующими компонентами:
- возможность в процессе обучения видеть и выделять различные виды деятельности, способные повлиять на профессиональное самоопределение;
- способность идентифицировать себя с будущей профессиональной деятельностью, увидеть в учебной деятельности ситуации, благоприятные для проведения «проб себя» как будущего профессионала;
- способность выбрать виды профессиональной деятельности, которые соответствуют его интересам и личностным качествам.
Значимость проведенного исследования проблем профессионального самоопределения студентов Томского политехнического университета (ТПУ) состоит в определении уровня профессионального самоопределения студентов технических специальностей в контексте определения будущего вида профессиональной инженерной деятельности. Ранее исследования проводились с выпускниками гуманитарных, экономических, педагогических, медицинских специальностей подготовки ВПО и если затрагивали будущую профессиональную деятельность, то специфика ее соответствовала профилю профессиональной подготовки.
С целью определения наиболее значимых видов деятельности студентов, влияющих на развитие их профессионального самоопределения, а также основных мотивов, влияющих на выбор будущего места работы, проведено социологическое исследование, в котором приняли участие 1095 студентов ТПУ Основную часть опрошенных респондентов составили выпускники (82 % от их общего количества).
В ходе опроса студентам было предложено определить:
- виды учебной деятельности, которые, по мнению студентов, способствуют их профессиональному развитию;
- вид профессиональной деятельности, в котором они хотели бы профессионально развиваться и добиться наибольших результатов;
- значимые факторы, определяющие выбор будущего места работы.
Студентам было предложено оценить виды деятельности, которые могут оказать влияние на про-
фессиональное самоопределение студентов во время обучения в вузе, поскольку первое вхождение человека в профессию происходит именно здесь. Среди них были названы: производственная практика; овладение рабочей профессией во время обучения в вузе; международная стажировка; изучение теоретических основ профессии; оплачиваемая работа, совмещенная с учебой; дополнительное профессиональное образование. Результаты представлены на рис. 1.
Рис. 1. Выборка основных видов деятельности, влияющих на профессиональное самоопределение студентов: 1 - производственная практика; 2 - дополнительное профессиональное образование; 3 -международная стажировка; 4 - оплачиваемая работа, совмещенная с учебой; 5 - изучение теортических основ профессии
Наиболее значимым видом деятельности, влияющим на профессиональное самоопределение студентов, оказалась производственная практика, оценку в 5 баллов ей дали 64 % респондентов. Производственная практика представлена как компонент включения студента в процесс самостоятельной профессиональной деятельности и карьерного роста, она обеспечивает возможность профессионального самоопределения и дает возможность сформировать цели будущей профессиональной деятельности. Производственная практика имеет целью личностно-профессиональное становление будущего специалиста, направлена на освоение им содержания основ будущей профессиональной деятельности. В процессе прохождения практики студент попадает в то профессиональное пространство, в котором происходит осмысление себя как профессионала и выбор наиболее подходящих профессиональных позиций, происходит начальное формирование своих профессиональных планов и стратегий.
В выборке по подразделениям производственная практика представлена следующим образом: наивысшую оценку этому виду деятельности дали студенты института природных ресурсов (ИПР) (средний балл - 4,6). Если провести параллель между результатами прохождения производственных практик за 2013 г., можно отметить, что 83 % студентов проходят производственную практику
на производстве, а, в частности, студенты ИПР в 93 % случаев проходят практику именно на предприятиях.
При оценке роли овладения рабочей профессией во время обучения в вузе как одного из факторов, способствующих профессиональному самоопределению, этот вид деятельности также получил достаточно высокую оценку (в среднем по ТПУ 4,3 балла). Студенты осознают необходимость приобретения рабочих профессий, способствующих расширению собственных возможностей как в плане профессионального самосознания, так и в плане будущего трудоустройства. Следует отметить, что ежегодно растет число студентов ТПУ, получивших образование по рабочим специальностям как во время прохождения практик, так и совмещая с учебой в вузе. Предприятия-работодатели выдвигают особые требования к студентам, направляемым на похождение практик, и к выпускникам при трудоустройстве. Одним из них является наличие свидетельства о получении рабочей профессии. К таким предприятиям относятся в основном предприятия добывающей, перерабатывающей и энергетической отраслей экономики.
Достаточно высокая оценка (средний балл по ТПУ - 4,0) студентами такого аспекта, как «изучение теоретических основ профессии», говорит о том, что в целом образовательное пространство, методы, формы и организация обучения в вузе способствуют формированию и развитию профессионального самоопределения выпускников ТПУ.
При оценке такого вида деятельности, как «оплачиваемая работа совмещенная с учебой», выше среднего (3,9 балла) оценка была дана студентами институтами природных ресурсов (ИПР), института социально-гуманитарных технологий (ИСГТ), физико-технического института (ФТИ). В наши дни феномен «работающего студента», для которого основным видом деятельности является уже не только учеба в вузе, но и работа, уже не редкость. Работа, совмещенная с учебой, позволяет студентам не только заработать дополнительные деньги, но и получить опыт работы, что поможет в дальнейшем трудоустройстве, познакомиться с несколькими видами работ, испытать себя в них и выбрать ту работу, которая более всего подходит на роль постоянной после окончания обучения в вузе. По результатам трудоустройства выпускников ТПУ 2013 г. в целом 12 % выпускников уже имеют работу на момент проведения распределения. В частности, среди выпускников ИПР - 11 %, ИСГТ - 23 %, института кибернетики (ИК) и института неразрушающего контроля (ИНК) по 22 % от общего количества уже работают на момент выпуска из вуза.
Дополнительное профессиональное образование в контексте профессионального самоопределе-
ния студентов получило относительно низкую оценку со стороны студентов ТПУ (в среднем - 3,6 балла). Оно является неким «подспорьем» при выходе выпускников вузов на рынок труда и делает их более конкурентоспособными при трудоустройстве. Так, к примеру, студенты ИПР получают дополнительное образование на курсах языковой подготовки, а также по направлениям «Экономика» или «Менеджмент». В целом по ТПУ невысокий показатель этот вид деятельности получил потому, что студенты информированы о высокой востребованности выпускников со стороны работодателей и желают профессионально расти и развиваться в области получаемых знаний по полученной в вузе специальности.
При оценке роли стажировок в отношении профессионального самоопределения студентов ТПУ достаточно высоко оценили его студенты института международного образования и языковой коммуникации (ИМОЯК). Международные стажировки являются важными и значимыми с точки зрения освоения иностранных языков, а для студентов остальных институтов этот показатель невысок. В среднем по ТПУ он составил 3,6 балла.
Далее студентам было предложено выбрать вид профессиональной деятельности, в котором они хотели бы профессионально развиваться и добиться наибольших результатов. В выборе студентами предпочтительных видов профессиональной деятельности приоритеты были расставлены следующим образом (рис. 2):
- административно-управленческая деятельность - 32 % (от общего числа опрошенных);
- оперативно-производственная деятельность -21 %;
- проектно-конструкторская деятельность - 21 %;
- предпринимательская деятельность - 13 %;
- научно-исследовательская - 13 %.
Рис. 2. Диаграмма выбора вида трудовой деятельности, в котором студенты склонны реализовать себя: 1 - административно-управленческая деятельность; 2 - оперативно-производственная; 3 -проектно-конструкторская деятельность; 4 - предпринимательская;
5 - научно-исследовательская
Как видно, 32 % студентов отдают предпочтение административно-управленческому виду деятельности, в то время как современный рынок труда не предлагает выпускникам вузов административно-управленческие позиции при трудоустройстве. Проектно-конструкторская и оперативнопроизводственная виды деятельности были выбраны практически половиной опрошенных выпускников, что соответствует итогам распределения выпускников и основным направлениям деятельности тех предприятий, на которые они трудоустроились. Важно также отметить, что научно-исследовательской деятельности отдают предпочтение лишь 13 % опрошенных студентов ТПУ. Студенты 1-го и 2-го курсов зачастую с трудом отвечали на этот вопрос, выбирая сразу несколько вариантов. Возможной причиной служит тот факт, что у студентов начальных курсов еще нет опыта «пробы себя» в различных областях профессиональной деятельности и им сложно выбрать именно ту из них, в которой они будут наиболее успешны.
Рассмотрим, как изменяется этот показатель в выборке по институтам. Студенты энергетического института (ЭНИН) отдают предпочтение оперативно-производственной деятельности, на втором месте - административно-управленческая и проектно-конструкторская, и в меньшей степени они ориентируются на предпринимательскую и научно-исследовательскую деятельность. Картина выбора видов профессиональной деятельности примерно соответствует результатам трудоустройства выпускников. То же самое можно отметить и в отношении выпускников ФТИ, ИНК и ИСГТ. Виды деятельности, выделяемые выпускниками из общего списка, здесь уже другие, но они в большинстве своем соответствуют специфике деятельности тех предприятий, на которые трудоустраиваются выпускники. Сложнее ситуация выглядит при анализе выбора предпочтений выпускников института физики высоких технологий (ИФВТ) и ИПР. Большинство студентов выбирают административноуправленческий вид деятельности, а согласно результатам трудоустройства основная часть выпускников начинает строить свою карьеру в оперативно-производственной, проектно-конструкторской и научно-исследовательской деятельности.
На момент окончания обучения в вузе перед студентами стоит проблема реализации своих профессиональных планов и намерений. На данном этапе ведущим фактором профессионального самоопределения выступает рынок труда и профессий: в отличие от первого курса пятикурсники осмысливают свой выбор не с точки зрения соответствия своим личным интересам и склонностям, а в большей мере с точки зрения востребованности специальности и условий, которые предлагает вы-
пускникам рынок труда. Необходимость выбора (поиска) конкретного места работы и одновременно ограничение возможности этого выбора потребностями рынка в специалистах актуализируют ценности-приоритеты (вопросы: «Что для меня важнее: работа по специальности или высокая зарплата?»).
При выборе определяющих факторов в выборе места работы оценка выглядит следующим образом:
- возможность карьерного роста - 4,7;
- уровень заработной платы - 4,7;
- возможность приобретения нового опыта и знаний - 4,4;
- социальные условия - 4,4;
- интеллектуальный уровень обязанностей - 4,3;
- престиж компании - 4,0;
- возможность работы по совместительству - 3,0.
Данные представлены в виде диаграммы на рис. 3.
5
Рис. 3. Оценка факторов, влияющих на выбор места работы: 1 -уровень заработной платы; 2 - возможность карьерного роста; 3 -возможность приобретения новых знаний и опыта; 4 - социальные условия; 5 - интеллектуальный уровень обязанностей; 6 - престиж компании; 7 - возможность работы по совместительству
Наибольшей оценкой отмечены «уровень заработной платы» и «возможность карьерного роста», что указывает на развитие внешней мотивации в отношении выбора профессии. Если учитывать, что в первом вопросе при определении видов деятельности, в которых студенты намерены добиться наибольшего успеха, оказалась административноуправленческая деятельность, можно отметить нацеленность студентов на вертикальное построение карьеры и продвижение по служебной лестнице. Невысокую оценку получили такие факторы, как «интеллектуальный уровень обязанностей» и «возможность приобретения нового опыта и знаний», что говорит о недостаточном уровне внутренней мотивации у студентов, неготовности будущих специалистов строить свою профессиональную карьеру, расширяя границы опыта и новых знаний.
Основными позициями, определяющими уровень профессионального самоопределения студентов, следует считать: идентификацию себя как специалиста в данной профессиональной области; устойчивость установки на избранную профессию; удовлетворенность своей профессиональной подготовкой; определенность и конкретность профес-
сиональных планов на будущее; активность в достижении намеченных профессиональных целей.
Как в исследованиях [2-6], так и по результатам опроса студентов ТПУ можем судить о недостаточном уровне профессионального самоопределения многих студентов, который был проявлен в следующих аспектах:
• Студенты затрудняются идентифицировать себя в отношении различных видов профессиональной деятельности и выбрать наиболее успешный для себя вид деятельности.
• Несоответствие приоритетных для студентов областей будущей профессиональной деятельности и реальной ситуации на рынке труда.
• Невысокий уровень внутренней мотивации при выборе видов профессиональной деятельности и будущего места работы.
Выявленные трудности профессионального самоопределения студентов показывают необходимость проведения целенаправленной, пролонгированной работы, направленной на оптимизацию процесса профессионального самоопределения студентов. Вузу необходимо, но недостаточно давать общетеоретические и специальные знания, не менее важно обеспечить будущих профессионалов специальной подготовкой по профессиональному самоопределению, создать условия, в которых у студентов была бы возможность определить направленность своего профессионального будущего. Этап профессионального обучения должен способствовать активному освоению выбранной сферы профессиональной деятельности. Этот выбор реализуется через развитие практико-ориентиро-ванного подхода в обучении при создании системы психолого-педагогического сопровождения студентов, нацеленной на:
- формирование способности принимать на себя ответственность за собственную профессиональную судьбу;
- развитие статуса профессиональной идентичности, который отражается в формировании личностных и профессиональных целей, в умении принимать решения и планировать собственное профессиональное развитие в рамках получения профессии в вузе;
- получение необходимых знаний о тенденциях развития современного рынка, о востребованности выпускников вузов, об условиях, которые предлагают работодатели молодым специалистам - выпускникам вузов;
- получение знаний и развитие навыков поиска работы и трудоустройства, повышение уровня социальной адаптивности, позволяющей человеку в любой социальной и профессиональной ситуации находить оптимальный способ поведения, обеспечивающий ему решение необходимых задач.
Список литературы
1. Пряжников Н. С. Психологический смысл труда. М.: Ин-т практ. психологии, 1997. 352 с.
2. Проблемы профессионального самоопределения молодежи: Анализ ценностных ориентаций и профессиональных стратегий. Информационно-аналитический отчет по материалам социологического исследования (2010-2011 гг.). Екатеринбург.
3. Тихонов Э. А. Формирование профессионального самоопределения студентов колледжа в системе дистанционного образования: учеб. пособие. Ишим: Изд-во ИГПИ, 2001. 66 с.
4. Федорова Ю. А. Профессиональное самоопределение студентов высшей школы // Педагогическое образование в России. 2011. № 1.
5. Колесникова Т. А. Особенности мотивации профессионального самоопределения студентов технических и гуманитарных специальностей технического вуза // Известия гос. пед. ун-та им. А. И. Герцена. СПб., 2008. № 76-2. С. 132-138.
6. Толстолес Е. С. Специфика формирования и структура профессионального самоопределения личности в процессе обучения (на примере студентов-медиков) // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2013. Вып. 11 (139). С. 113-117.
Валитова Е. Ю., инженер, аспирант.
Национальный исследовательский Томский политехнический университет.
Пр. Ленина, 30, г. Томск, Россия, 634050.
E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 25.10.2013.
E. Yu. Valitova
PROBLEMS OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF STUDENTS AT TECHNICAL UNIVERSITY
The article analyses the current level of professional self-determination of the students studying at the humanitarian and technical institutes of the National Research Tomsk Polytechnic University. Pedagogical conditions that have positive influence on the formation of self-determination of future specialists are suggested.
Keywords: professional self-determination, competitiveness, activity approach, level of professional selfdetermination, pedagogical conditions.
References
1. Pryazhnikov N. S. Psychological sense of the labour. Moscow, Institut prakticheskoy psikhologii Publ., 1997. 352 p. (in Russian).
2. Problems of professional self-determination of the youth: Analysis of value orientations and professional strategies. Analytical report on the materials of sociological research (2010-2011). Ekaterinburg. (in Russian).
3. Tikhonov E. A. Formation of professional self-determination of college students in the system of distance education: Educational manual. Ishim, Izd-vo IGPI Publ., 2001. 66 p. (in Russian).
4. Fedorova Yu. A. Professional self-determination of students of higher school. Pedagogical education in Russia, 2011, no. 1. (in Russian).
5. Kolesnikova T. A. Features of motivation professional self-determination of students of engineering and humanitarian specialties in technical University. Izvestiya of State Pedagogical University of A. I. Herzen. St. Petersburg, 2008, no. 76-2, pp. 132-138 (in Russian).
6. Tolstoles E. S. Specifics of formation and structure of professional identity of the person in training (on example of medical students). Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2013, no. 11 (139), pp. 113-117 (In Russian).
National research Tomsk Polytechnic University.
Pr. Lenina, 30, Tomsk, Russia, 634050.
E-mail: [email protected]