ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ
УДК 330.322.5 + 332.62
Проблемы привлечения инвестиций на современном этапе развития Москвы1
С. Н. Дацко1,2
1 Национальный исследовательский университет «МИЭТ»
2 Московская торгово-промышленная палата
Приведен обстоятельный анализ причин, снижающих привлекательность инвестиций в столичные предприятия малого и среднего бизнеса. Обоснована недальновидность и принципиальная ошибочность современной налоговой политики по отношению к малому предпринимательству в сфере торговли, в частности расчета кадастровой стоимости нежилых помещений на основе рыночной стоимости жилья. Даны конкретные предложения по улучшению инвестиционного климата и повышению эффективности научно-практических разработок в столице.
Ключевые слова: городская инновационная система; инвестиционная привлекательность; фонды финансирования инновационной деятельности; налоговая среда; кадастровая стоимость нежилых помещений.
В целях привлечения инвестиций инновационная политика власти Москвы должна обеспечить решение основной задачи: создать благоприятные условия для развития предпринимательской деятельности. Это подразумевает организацию инновационной системы, способной к массовому созданию и освоению инноваций. Требование массовости обусловливает новые подходы к инновационной политике: административные методы управления инновациями неэффективны, необходимо плодотворное, доверительное взаимодействие власти и креативного предпринимательства.
В Москве сосредоточено 65 % ученых (докторов и кандидатов наук) и 60 % научно-технического потенциала всей России. Но при столь огромных интеллектуальных ресурсах удельный вес Москвы в создании передовых технологий по России в целом не превышает 15 %, а доля нашей страны в мировом производстве высокотехнологичной продукции — всего 0,2 % (для сравнения: доля Японии, с той же численностью населения, — 15—16 %). По оценкам ООО «Роснано» и АФК «Система», в 2010 г. доля российского производства микроэлектроники в мировом объеме составляла менее 1 % [1]. К сожалению, на сегодняшний день пропорция не изменилась.
1 Статья сформирована на основе доклада автора 05.06.2014 на выездном заседании президиума Московской торгово-промышленной палаты в префектуре Зеленограда в присутствии заместителя мэра Москвы Н. А. Сергуниной и министра Правительства Москвы, руководителя Департамента по науке, промышленной политике и предпринимательству А. Г. Комиссарова.
© Дацко С. Н.
Организационно-экономические аспекты инновационного развития
Помимо недофинансирования, упоминаемого всеми и всегда, есть еще одна серьезная причина этого: фактическая разрозненность изысканий, отсутствие единой междисциплинарной концепции, объединяющей инновационные исследования и разработки в комплексную программу.
Сегодня крайне актуально ускорить трансформацию научно-технических разработок в практические результаты и экономические достижения. В целях организации и координации инновационной деятельности необходимо сформировать интерактивную независимую цепочку: Правительство Москвы — Московская торгово-промышленная палата — Зеленоградский округ и определить персональных координаторов и экспертов такого взаимодействия.
Трем названным структурам предстоит разработать и реализовать на практике актуальные формы государственной поддержки, обеспечивающие благоприятную, конкурентоспособную, привлекательную среду для развития инновационной деятельности в Зеленограде, создать инновационную инфраструктуру, в том числе инновационные фонды для финансирования инновационной деятельности. Так, мы предлагаем крупнейшей общественной организации предпринимателей столицы, Московской торгово-промышленной палате, при поддержке Банка Москвы сформировать Зеленоградский целевой венчурный фонд.
Однако чтобы начать двигаться вперед, необходимо освободить локомотив от тормозов. По нашему мнению, главным тормозом развития не только инновационной деятельности, но и обычного трудового предпринимательства на сегодняшний день является система налогов и арендных платежей за землю и нежилые помещения, т. е. налоговая среда.
Президент России В. В. Путин в ходе одного из заседаний Совета по науке, технологиям и образованию, в частности, обратил внимание на необходимость «создания благоприятных налоговых условий для финансирования инновационной деятельности» [2]. Иными словами, налоги должны стимулировать развитие, а не душить предпринимательство. В июне 2014 г. во время рабочей поездки в Астрахань Владимир Владимирович еще раз подчеркнул этот тезис.
Рассмотрим ситуацию в Зеленограде. Территориально округ удален от Москвы, вокруг него Московская область, в том числе Химки (по направлению к столице).
Разумеется, чем ближе земельный участок к Москве, тем он привлекательнее с точки зрения экономической эффективности. Однако в Зеленограде с 2013 г. стоимость 1 кв. м земли составляет в среднем 23—25 тыс. руб., тогда как в Химках — 4,5 тыс. руб. (территория под ТК «Гранд»), в пос. Андреевка — 1 тыс. руб. (под ги-пермаркетом «Ашан»), вдоль Ленинградского шоссе — 7 тыс. руб. (строение 71г, ТЦ «METRO») и 444 руб. (66-й км, ТК «Твой Дом» в «Крокус Сити»).
Особенно больно ударил по малому бизнесу вводимый налог на имущество из расчета кадастровой стоимости. В Зеленограде кадастровая стоимость нежилых помещений запредельно высока и совершенно несопоставима с их рыночной стоимостью, поскольку рассчитана исходя из рыночной стоимости жилья. Например, нежилое здание на территории округа, 1969 г. постройки, с мягкой кровлей и стеклянными витринами, оценено по кадастровой стоимости в 495 млн руб., что абсолютно несправедливо и нимало не способствует развитию предпринимательства. В такой ситуации не может быть речи ни о конкурентоспособности, ни, соответственно, об инвестиционной привлекательности.
В Зеленоградском административном округе фактически действуют примерно 7 тыс. предприятий малого бизнеса, в том числе ИП. В 2013 г. закрылись около 800 из них — юридические лица и ИП. Впервые подавляющее большинство покинувших
Дацко С. Н.
бизнес — реально работавшие прежде предприятия. По самым скромным подсчетам, несколько тысяч человек оказались жертвами структурной безработицы. В конце 2014 — 2015 гг. не заставят себя ждать роковые последствия шоковой терапии кадастровой стоимостью нежилых помещений.
Чем обосновывается столь предвзятая налоговая политика? Распространенное мнение о том, что торговлю, как говорится, «не грех и поприжать», на наш взгляд, несостоятельно. Торговля — вид предпринимательской деятельности, естественное и логическое завершение производственного процесса. Любая производственная деятельность ориентируется на востребованность продукции, сбыт, торговлю в самом широком ее проявлении — от товаров военного назначения до гражданских, бытовых. Очевидные примеры этого на макроуровне — авиасалоны в России (МАКС) или во Франции (Ле-Бурже), представляющие собой не что иное, как выставку-продажу по образцам. Если удается продать продукцию по представленным образцам, этим можно только гордиться.
В сфере ВПК, в силу ее специфики, реализацией готовой продукции занимается подразделение в структуре завода или объединения. Однако в отношении гражданской продукции для населения подобная структура торговли неэффективна, она не привлекает покупателей. Телевизоры, телефоны, мебель не продают в цеховых помещениях, для их сбыта необходима развитая, современная инфраструктура продвижения товаров к потребителю, т. е. инновационная торговля.
В Зеленограде хорошие перспективы для подготовки большого количества специалистов и управленцев в области инновационной деятельности создает союз вузовской науки и малого бизнеса, в том числе базовые кафедры Национального исследовательского университета «МИЭТ» на предприятиях промышленности и торговли. Это ли не инновации?..
В целях благоприятствования массовому созданию и освоению инноваций необходимо поощрять преференциями все виды инновационного предпринимательства. Принципиально заблуждаются те, кто считает возможным всемерно поощрять производство, но одновременно возлагать непосильное бремя налогов на торговлю. Это недальновидно, поскольку неизбежным бумеранговым эффектом искусственного разрыва цепочки производство — сбыт станут ухудшение покупательной способности, снижение конкурентоспособности и, как следствие, деградация производства вместо развития.
Не следует забывать, что во всем мире малый бизнес призван организовывать рабочие места, а не наполнять госбюджет налогами. Именно поэтому в развитых странах доля малого бизнеса в ВВП составляет до 70 %, а в России — менее 18 % и продолжает сокращаться. Пополняя бюджет за счет затягивания петли налогов на шее малого предпринимательства, государство совершает стратегическую ошибку: доверие бизнеса к власти утрачивается, главной задачей становится элементарное выживание, при котором теряют актуальность инновации и инвестиции. Малый бизнес активно переходит в теневой сектор экономики, меняется менталитет определенной части предпринимателей: они больше не стыдятся не платить налоги. Это и есть стратегический проигрыш, и допускать его нельзя.
В качестве первостепенных мер, реализация которых, по нашему мнению, существенно повысит привлекательность финансовых вложений в инновационный Зеленоградский округ и эффективность научно-прикладных исследований, предлагаем следующие конкретные мероприятия:
1) рекомендовать Правительству Москвы в качестве пилотного проекта (на 3—5 лет) пересмотреть ставки арендной платы и кадастровую стоимость земельных участков в Зеленограде, установив их на уровне первого полугодия 2012 г.
Организационно-экономические аспекты инновационного развития с последующим ежегодным увеличением на 10 % в течение проектного периода, а для земельных участков с многоцелевым назначением ввести средневзвешенную ставку арендной платы вместо действующей сегодня максимально возможной;
2) на период действия пилотного проекта установить в Зеленоградском округе мораторий на введение налога на имущество, рассчитываемого по кадастровой стоимости, при этом собственно кадастровую стоимость нежилых помещений в Зеленограде максимально приблизить к рыночной;
3) создать новый институт управления на основе интерактивного взаимодействия Правительства Москвы, Московской торгово-промышленной палаты и Зеленоградского округа; главной его задачей должна стать объективная оценка уровня достижений и эффективности, выдача рекомендаций по актуальным формам государственной поддержки, обеспечивающим конкурентоспособную, привлекательную среду для инновационного развития Зеленограда;
4) Московской торгово-промышленной палате при поддержке Банка Москвы сформировать Зеленоградский целевой венчурный фонд, направленный на адресную поддержку инноваций, в соответствии с рекомендациями независимых координаторов — экспертов;
5) обратиться в Правительство Москвы с предложением поддержать развитие системы государственных технопарков, где в течение 5—7 лет (после бизнес-инкубаторов) предприниматели окрепнут и доведут свое дело до стадии производства (к примеру, в Восточной коммунальной зоне ЗелАО, на Специализированной территории малого предпринимательства, есть возможность разместить до 20 тыс. кв. м производственных площадей под государственный технопарк);
6) вынести на рассмотрение Правительства Москвы предложение распространить преференции ОЭЗ до границ всего Зеленоградского административного округа, поскольку такая трансформация позволит на деле сформировать городскую инновационную систему, способную к широкому созданию и освоению инноваций.
Проводником реализации этих мер может стать Московская торгово-промышленная палата, объединяющая свыше 3500 столичных предпринимателей.
Литература
1. Оганесян Т., Рыцарева Е. Десять в двенадцатой степени / Подгот. при участии Г. Костиной // РОСНАНО [Электронный ресурс]. 2010. 8 ноября. URL: http://www.rusnano.com/about/press-centre/ media/75912 (дата обращения: 10.10.2014).
2. Путин В. В. Заключительное слово на заседании Совета при Президенте по науке, технологиям и образованию // Президент России: [интернет-представительство] [Электронный ресурс]. 2006. 17 октября. URL: http://archive.kremlin.ru/appears/2006/10/17/1904_type63378_112639.shtml (дата обращения: 10.10.2014).
Дацко Сергей Николаевич — доктор экономических наук, профессор, заведующий базовой кафедрой предпринимательства факультета (института) экономики, управления и права (ИнЭУП) МИЭТ, член правления Московской торгово-промышленной палаты. E-mail: [email protected]