Научная статья на тему 'Проблемы применения методологии управления проектами в вузе'

Проблемы применения методологии управления проектами в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1189
227
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ В ВУЗЕ / ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТОВ В ВУЗЕ / МЕТОДОЛОГИЯ ПРОЕКТНОГО УПРАВЛЕНИЯ / PROJECT MANAGEMENT IN UNIVERSITY / UNIVERSITY-SPECIFIC PROJECT MANAGEMENT ISSUES / PROJECT MANAGEMENT METHODOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Луговой Роман Анатольевич, Лысенко Екатерина Андреевна

Рассмотрены основные проблемы, возникающие при реализации проектов в вузе. Выявлена и обоснована необходимость адаптации методологии проектного управления в образовательном учреждении. Предлагается институционализировать процессы инициации, планирования и контроля реализации проектов на базе некоторого структурного подразделения вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

University-specific issues with project management methodology implementation

The major issues arising with a project implementation in a university are observed in this article. The rationale for the project management methodology customization for the university practice is provided. Authors suggest to institutionalize the project initiation, planning and control at the premises of certain structural unit of a university.

Текст научной работы на тему «Проблемы применения методологии управления проектами в вузе»

УДК 378

Луговой Роман Анатольевич Лысенко Екатерина Андреевна

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Россия. Владивосток

Проблемы применения методологии управления проектами в вузе

Рассмотрены основные проблемы, возникающие при реализации проектов в вузе. Выявлена и обоснована необходимость адаптации методологии проектного управления в образовательном учреждении. Предлагается институционализировать процессы инициации, планирования и контроля реализации проектов на базе некоторого структурного подразделения вуза.

Ключевые слова и словосочетания: управление проектами в вузе, проблемы реализации проектов в вузе, методология проектного управления.

В условиях высокой конкуренции на рынке образовательных услуг вузы стремятся обеспечить соответствие качества своей научно-образовательной деятельности требованиям клиентов и стейкхолдеров. Как следствие, современный вуз на постоянной основе создает новые продукты, повышает их качество, а также проводит внутренний реинжиниринг своих процессов с целью повышения их эффективности. Такие мероприятия существуют в рамках ограничений, а также обладают рядом характеристик, позволяющих называть такую деятельность проектом.

Необходимо отметить, что термин «проект» в вузе долгое время не употреблялся, несмотря на широкое распространение деятельности, формально относящейся к проектной. Однако методология управления проектами практически не применяется даже в крупных образовательных учреждениях России [5, 8]. Термины «проект», «управление проектами» в последнее время широко используются в различных сферах деятельности, в том числе образовательной.

Согласно стандарту PMBOK (Project Management Body of Knowledge) проект - это «временное предприятие, предназначенное для создания уникальных продуктов, услуг или результатов» [20].

63

Методология управления проектами представляет собой деятельность, направленную на эффективное достижение результатов путем применения различных инструментов и методов управления [16].

Обычно в числе характеристик проекта отмечают:

- наличие конкретных целей;

- уникальность набора процессов, способов их адаптации, используемых ресурсов, а также достигаемых проектом результатов;

- ограничения, которым должны удовлетворять результаты проекта (содержание, качество, сроки, ресурсы, стоимость) [23].

В современных вузах «Управление проектами» преподается как самостоятельная дисциплина, которая включена в учебные планы многих не только экономических, но и гуманитарных специальностей [4, 11, 13]. Вместо понятия «научное исследование», в вузе все чаще употребляют термин «научный проект». По мнению одних ученых, подмена понятий вызвана необходимостью достижения результатов в условиях ограничения времени и анализа затрат для их достижения [7, 16]. Другие говорят о том, что понятие «проект» прочно вошло в моду, поскольку добавляет весомости называемой им деятельности. Термин «проект» стал столь популярным, что им именуют практически любую заурядную деятельность [12, 17, 22], зачастую не отвечающую формальным критериям проекта. Специфика организационного устройства, производимых услуг, а также способов реализации процессов и функций [10] делает вуз интересным объектом для исследования с точки зрения адаптации и применения методов управления проектами. Несмотря на то, что методы проектного менеджмента с успехом применяются во многих отраслях экономики, специфика вуза обусловливает ряд проблем при применении данного подхода. Следует отметить, что проблемы практического применения методологии управления проектами, которые будут рассмотрены в статье, не являются универсальными и для деятельности некоторых вузов могут оказаться нехарактерными.

Успех проекта зависит от многих факторов, один из них - это плодотворная работа его команды. Результативность работы проектной команды напрямую зависит от эффективности управления человеческими ресурсами со стороны руководителя проекта. Являясь самостоятельной областью знаний управления проектами [20], управление человеческими ресурсами подразумевает под собой управление, планирование, набор и развитие команды проекта.

При осуществлении этих процессов руководитель проекта в вузе может столкнуться с рядом проблем, среди которых можно выделить следующие:

- отсутствие необходимых компетенций у исполнителей;

64

- роль, которую играет сотрудник в команде, не соответствует его должностному положению в организации;

- приоритет основной деятельности над работой в проекте;

- принудительное включение исполнителей в проект;

- отсутствие четкого разделения ответственностей в команде;

- нечеткая постановка задач и целей;

- конфликты внутри команды проекта;

В вузе исполнители и руководители проектов - это научно-педагогические работники (НПР). Как правило, сотрудники вуза являются «узкими специалистами» в своей предметной области. Имея глубокие знания в сфере своей профессиональной деятельности, НПР, зачастую играя роль руководителя проекта, не обладают достаточными управленческими навыками из-за нехватки знаний и отсутствия практики в области менеджмента [3].

Среди НПР имеет место так называемая профессиональная деформация педагога [2]: мнение преподавателя не подвержено сомнению, он не привык работать в команде, не любит собрания и не желает зависеть от своих коллег по работе [14]. Также, будучи руководителем структурного подразделения, работник не обязательно является руководителем в проекте. Все эти аспекты могут приводить к конфликтам внутри команды, что отрицательно сказывается на выполняемой работе. Как правило, руководители проектов из числа НПР формально относятся к таким процессами, как ресурсное и календарное планирование проекта и последующий контроль его реализации. Это происходит по двум причинам.

Первая, как говорилось выше, заключается в излишней самоуверенности руководителя в собственной компетенции как менеджера проекта. Согласно А.О. Грудзинскому, «многие представители «технологического процесса» отождествляют свою высокую квалификацию в «производстве» (то есть в науке и образовании) с квалификацией в области менеджмента и практическим умением руководить» [7].

При планировании менеджеру необходимо определить основные параметры проекта, обосновав его цель, оценив продолжительность работ и потребность в ресурсах, а также учесть возможные отклонения при реальном его исполнении. Отсюда вторая причина нежелания планировать и осуществлять постоянный контроль хода проекта - необходимость ведения отчетности перед руководством по заявленным результатам.

Стоит отметить, что выполнение работ по проекту нередко является дополнительной задачей помимо основной деятельности НПР в вузе, что приводит к необходимости эффективной организации их рабочего времени. Вместе с тем такая дополнительная работа далеко не всегда оплачивается

65

отдельно, что существенно влияет на мотивацию исполнителя и, соответственно, на качество полученного результата и сроки его получения.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что проекты, реализуемые в вузе, подвержены большим рискам из-за специфики проектных команд. Управление рисками, в свою очередь, является отдельной областью знаний [20], требующей квалификации и опыта для ее практического применения. Но, как уже упоминалось, исполнители проектов в вузе - это ученые, чаще всего не обладающие специальными навыками.

Говоря о работах в проекте, мы часто подразумеваем результат, который должен быть получен по их окончании. Возникает проблема оценки результатов [16] проектных работ в вузе, другими словами, научной деятельности. Таковыми в основном являются научные статьи, монографии, методические материалы, рекомендации и пособия. Все это не имеет той материальной формы, которая есть у продуктов, к примеру, производственной сферы. Считается, что оценка таких результатов возможна при помощи экспертов [15]. Также С.И. Паринов говорит о том, что для объективной оценки необходимо, чтобы результаты научных исследований были доступны научному сообществу для максимального пользования благодаря открытому доступу, называемому «онлайновая наукометрия» [18].

НПР вузов все больше внимания уделяют внедрению результатов своих научных разработок: происходит коммерциализация научных результатов, что, по мнению А.О. Грудзинского, является необходимостью для вуза в современных условиях рынка. «Одной из главных проблем по-прежнему остаётся низкий уровень востребованности результатов «вузовской науки» в промышленности и социальной сфере, а также внедрения результатов в образовательный процесс и развития исследовательской и опытно-экспериментальной базы вузов» [16]. Многие исследователи проектного управления говорят о том, что применение методов проектного менеджмента позволит извлечь максимум преимуществ от реализации проектов и укрепить позиции вуза на рынке образовательных услуг за счет быстрой адаптации к изменениям внешней среды, повышения качества и конкурентоспособности выпускников [1, 6, 9, 16]. Также применение проектного подхода обеспечит то, к чему сводится современная политика государства по отношению к образовательным учреждениям: приток денежных средств и дополнительный заработок для НПР вуза [21].

Таким образом, вопрос об адаптации методов проектного управления к вузу остается актуальным в современных условиях, а практическое применение методологии управления проектами в вузе является сложной задачей, поскольку требует изменений методов и стиля работы сотрудников [19]. Специфика таких исполнителей не позволяет применять стандартные методы проектного управления и требует их адаптации к образовательному учреждению.

66

Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что для повышения эффективности реализации проектов в вузе необходимо на регулярной основе реализовывать процессы командообразования, распределения полномочий и ответственности, планирования и последующего контроля, а также оценки полученных результатов. В связи с этим целесообразно институционализировать перечисленные процессы на базе некоторого нового или существующего структурного подразделения, которое, являясь ресурсным центром в части методологии управления проектами, сможет централизованно администрировать процессы инициации, планирования, реализации и завершения проектов, согласовывать распределение материальных и трудовых ресурсов между проектами, осуществлять технологическое сопровождение и контроль при помощи специализированных информационных систем, вести архивы проектов и, возможно, брать на себя функцию управления отдельными проектами.

1. Бабенко Е.И. Проектная деятельность университета на основе стратегического анализа / Е.И. Бабенко, Е.П. Загороднова // Ars administrandi (Искусство управления). - 2011. - №4. - С.29 - 35.

2. Безносов С.П. Профессиональная деформация личности / С.П. Безно-сов. - СПб.: Речь, 2004. - 272 с.

3. Беляев Д.А. Особенности управления экономическими процессами в вузе / Д.А. Беляев // Ученый совет. - 2007. - № 3. - С. 49 -54.

4. Вазим А.А. Управление проектами: раб. программа, метод. указ. по выполнению курс. раб. и контр. задания для студентов спец. 080502 / А.А. Вазим; Томск. политехи. ун-т, каф. экономики природных ресурсов. - Томск, 2009. - 16 с.

5. Говорков А.С. Организация проектного подхода при реализации научных проектов в вузе / А.С. Говорков // Информационная среда вуза XXI в.: тез. докл. научн.-практ. конф. (Петрозаводск, 21-25 сентября 2009 г.). - Петрозаводск, 2009. - С. 50 - 52.

6. Говорков А.С. Применение проектного управления при реализации комплексных проектов университета / А.С. Говорков // Университетское управление. - 2011. - № 3. - С. 45 - 49.

7. Грудзинский А.О. Концепция проектно-ориентированного университета / А.О. Грудзинский // Университетское управление. - 2003. -№ 3(26). - С. 24 - 37.

8. Дульзон A.A. Управление проектами: учеб. пособие / А.А. Дульзон; Национальный исследовательский Томск. политехн. ун-т. - 3-е изд., перераб. и доп. - Томск, 2010. - 334 с.

9. Дурицына Р.Ф. Опыт проектного управления на Дальнем Востоке / Р.Ф. Дурицына // Управление проектами. - 2005. - №1. - С.73 - 82.

67

10. Жукова Т.Н. Методы и формы проектного управления высшим учебным заведением: автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 / Т.Н. Жукова. - СПб., 2001. - 20 с.

11. Загеева Л.А. Управление проектами: раб. программа для студентов спец. 080200.62 / Л.А. Загеева; Липецк. гос. техн. ун-т, каф. менеджмента. - Липецк, 2011. - 17 с.

12. Кронгауз М.А. Русский язык на грани нервного срыва / М.А. Кронгауз. - М.: Знак: Языки славянских культур, 2007. - 232 с.

13. Мазур И.И. Управление проектами: учеб. пособие / И.И. Мазур, В.Д. Шапиро, Н.Г. Ольдерогге. - 2-е изд. - М.: Омега-Л, 2004. - 664 с.

14. Минцберг Г. Структура в кулаке: создание эффективной организации / Г. Минцберг; пер. с англ.; под ред. Ю.Н. Каптуревского. - СПб.: Питер, 2004. - 512 с.

15. Национальная экономика: учебник / ред. В.А. Шульги [и др.]. - М.: Рос. экон. акад., 2002. - 592 с.

16. Новиков Д.А. Модели и механизмы управления научными проектами в вузах / Д.А. Новиков, А.Л. Суханов. - М.: Институт управления образованием РАО, 2005. - 80 с.

17. Новиков В.И. Новый словарь модных слов / В.И. Новиков. - М.: АСТ-Пресс, 2011. - 24 с.

18. Паринов С.И. Новый подход к оценке результатов научно-исследовательской деятельности [Электронный ресурс] / С.И. Паринов. Режим доступа: http://socionet.m/pub.xml?h=RePEc:ms:mqijxk:20.

19. Подколзина М.А. Применение проектного подхода в деятельности корпоративного университета / М.А. Подколзина, Н.В. Ечкалова // Современные проблемы фундаментальных и прикладных наук. Ч. XI. Информационные бизнес-системы: тез. докл. науч. конф. (Москва, 24 -29 ноября 2010 г.). - М., 2010. - С. 99 -100.

20. PMBOK® 4th edition - 2008 / Руководство к Своду знаний по управлению проектами: американский национальный стандарт. - 4-е изд. -Pennsylvania: Project Management Institute (PMI), 2008. - 464 с.

21. Рыжкова И.В. Международный проект как инновационная форма деятельности современного университета / И.В. Рыжкова // Изв. РГПУ им. А.И. Герцена. - 2009. - №87. - С. 149-159.

22. Сперанская А.Н. Мода на слова как привычка массового поражения / А.Н. Сперанская // Новая университетская жизнь. - 2011. -№15(099). - С. 14.

23. ISO 21500:2012 Руководство по менеджменту проектирования [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://iso21500.ru/.

68

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.