Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПРИ ВЫЯВЛЕНИИ ПРОТИВОПРАВНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ НА ОБЪЕКТАХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА'

ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПРИ ВЫЯВЛЕНИИ ПРОТИВОПРАВНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ НА ОБЪЕКТАХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
135
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ / АДМИНИСТРАТИВНОЕ НАКАЗАНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Позднякова Елена Васильевна

В статье проведен комплексный анализ правоприменительной практики, а также административного законодательства, предусматривающего административную ответственность несовершеннолетних за правонарушения на объектах железнодорожного транспорта. Определены недостатки правового регулирования и предложены пути по их совершенствованию

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Позднякова Елена Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF APPLICATION OF ADMINISTRATIVE LEGISLATION IN IDENTIFYING ILLEGAL BEHAVIOR OF MINORS AT RAILWAY TRANSPORT FACILITIES

The article provides a comprehensive analysis of law enforcement practice, as well as administrative legislation providing for the administrative responsibility of minors for offenses at railway transport facilities. The author identifies the shortcomings of legal regulation and suggests ways to improve them

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПРИ ВЫЯВЛЕНИИ ПРОТИВОПРАВНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ НА ОБЪЕКТАХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА»

Е. В. Позднякова,

кандидат юридических наук

ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПРИ ВЫЯВЛЕНИИ ПРОТИВОПРАВНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ НА ОБЪЕКТАХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

PROBLEMS OF APPLICATION OF ADMINISTRATIVE LEGISLATION IN IDENTIFYING ILLEGAL BEHAVIOR OF MINORS AT RAILWAY TRANSPORT FACILITIES

В статье проведен комплексный анализ правоприменительной практики, а также административного законодательства, предусматривающего административную ответственность несовершеннолетних за правонарушения на объектах железнодорожного транспорта. Определены недостатки правового регулирования и предложены пути по их совершенствованию.

The article provides a comprehensive analysis of law enforcement practice, as well as administrative legislation providing for the administrative responsibility of minors for offenses at railway transport facilities. The author identifies the shortcomings of legal regulation and suggests ways to improve them.

Железнодорожный транспорт России представляет собой один из крупнейших железнодорожных комплексов в мире и занимает важное место в транспортной логистике. Имея большую протяженность путей, высокую скорость, набираемую при перевозках, данный вид транспорта является наиболее травмоопасным. Общественные отношения, складывающиеся в сфере функционирования железнодорожного транспорта, требуют четкого нормативного правового регулирования и непрерывной правовой охраны со стороны государства.

Особого внимания как законодателя, так и правоприменителей требует противоправное поведение граждан на объектах железнодорожной транспортной инфраструктуры, так как оно может повлечь неотвратимые последствия в виде причинения вреда жизни и здоровья, а также имущественного ущерба. Несовершеннолетние в силу возраста неспособны в полной мере осознавать опасность такого рода противоправного по-

ведения, более того, риски, связанные с железнодорожным транспортом, их привлекают, и, стремясь доказать свою взрослость и храбрость, они могут совершать правонарушения, которые зачастую влекут тяжкие последствия.

Одним из способов решения проблемы, связанной с противоправным поведением несовершеннолетних на объектах железнодорожного транспорта, видится привлечение их к административной ответственности, так как она представляет собой действенный институт, направленный прежде всего на недопущение совершения новых правонарушений как самими правонарушителями, так и иными лицами.

Проведенный анализ главы 11 Кодекса об административных правонарушениях РФ (далее — КоАП РФ) [1], а также правоприменительной практики позволил определить наиболее часто встречающиеся административные правонарушения, которые совершают несовершеннолетние на объектах железнодорожного транспорта. Они представ-

лены на рисунке. Анализ правоприменительной практики проводился по данным Юго-Восточного линейного управления МВД России на транспорте, где только за 1 квартал 2021 года из 38 протоколов

в отношении несовершеннолетних, совершивших административные правонарушения, 18 были составлены по статье 11.1 КоАп РФ, 1 — по статье 11.15 КоАП РФ и 4 — по статье 11.17 КоАП РФ.

Передвижение на поездах в необорудованных для этого местах (ч. 1 ст. 11.17 КоАП РФ)

Административные правонарушения на железнодорожном транспорте, наиболее часто совершаемые несовершеннолетними

I

Нарушение иных правил поведения на объектах железнодорожного транспорта (ч. 2, 3 ст. 11.17 КоАП РФ)

Порча имущества (ч. 1 ст.ст. 11.1, 11.15 КоАП РФ)

Виды последствий

Повлекшие гибель несовершеннолетнего

Повлекшие причинение вреда здоровью

Не повлекшие гибели или причинения вреда здоровью

Административной ответственности за нарушение подлежат несовершеннолетние в случае достижения ими возраста административной ответственности. Как справедливо отмечает С. Ф. Мазурин, административные правонарушения несовершеннолетних на железнодорожном транспорте представляют собой вид деликтов, характеризующихся существенным отличием от правонарушений, регистрируемых в территориальных органах внутренних дел: по особому характеру общественной опасности, по причинению значительного материального ущерба и преимущественному совершению их на объектах железнодорожного транспорта [2].

Одним из наиболее опасных видов противоправного поведения несовершеннолетних на объектах железнодорожного транспорта, который может повлечь тяжкие последствия, является передвижение несовершеннолетних на поездах в не оборудованных для этого местах, которое квалифицируется по ч. 1 статьи 11.17 КоАП РФ.

Практика такого передвижения возникла с момента появления рельсового транспорта и была широко распространена в первой половине XX века, однако на многих железных дорогах в той или иной мере сохранилась и в настоящее

время. На сегодняшний день проезд снаружи поездов имеет распространение во многих странах мира и практикуется преимущественно молодёжью и вольными путешественниками. В некоторых развивающихся странах Юго-Восточной Азии, Африки и Южной Америки в связи с хронической перегруженностью железнодорожного транспорта носит массовый характер.

В России выраженный рост «зацеперства» произошел летом 2010 года. В это время сформировалось организованное движение «трейн-серферов» («зацеперов»), приверженцы которого создали сайты в сети Интернет для обмена информацией о «трейнсерфинге» («зацепинге») и его пропаганды. В дальнейшем была проведена пропаганда проезда на крыше и снаружи поездов большими группами «зацеперов». Произошедший в связи с этим рост связанных с «зацепин-гом» несчастных случаев и связанных с ними публикаций в печати и на телевидении привели к широкой известности данного явления и к тому, что в России оно приняло массовый характер.

Это неформальное молодежное движение в большей мере характерно для больших городов, таких как Москва и Санкт-Петербург. Только в Москве и Московской области, по оценкам экс-

пертов, число «зацеперов» составляет до 20 тысяч человек. А статистика их гибели с каждым годом возрастает [2]. Как отмечают сотрудники Юго-Восточного линейного управления МВД России на транспорте, для иных городов и небольших населенных пунктов движение «трейнсерфинг» среди молодежи не является массовым, однако многие представители названного движения занимаются «трейнхоппингом», то есть проделывают значительный путь, передвигаясь на поездах дальнего следования в местах, специально для этого не оборудованных. Задача сотрудников линейных управлений и отделов на транспорте состоит в выявлении таких правонарушителей, снятии их с маршрута следования и оформлении необходимой документации. Особую массовость «трейнхоппинг» приобретает в летние месяцы, когда несовершеннолетние преодолевают значительные расстояния, желая бесплатно добраться до прибрежных районов.

«Зацеперы» размещают в сети Интернет различные ролики, на которых они занимаются «трейнсерфингом». Активно ведется пропаганда данного движения, призывы к массовым поездкам на заранее определенных объектах транспорта (обговариваются место, время сбора). В сети Интернет существует масса групп, сообществ, имеющих своих лидеров, которые и дают установку на совершение тех или иных противоправных действий на железнодорожном транспорте, разрабатывают различные правила езды «зацепом».

Зачастую такого рода развлечения, как «трейн-серфинг», ведут к печальным последствиям. Так, 4 августа 2019 года 18-летний юноша ради эффектного кадра и бахвальства перед сообществом лишился жизни. Три тысячи вольт буквально испепелили молодого человека. Пламя заметили проводники и остановили поезд. «При осмотре подвижного состава на крыше 12 вагона обнаружено тело жителя Подмосковья 2001 года рождения, при котором имелись специальные средства для занятия так называемым зацепингом» [3], — сообщила представитель Московского межрегионального следственного управления на транспорте Елена Марковская. И такие случаи далеко не единичны.

Действия несовершеннолетних «трейнсерфин-гистов» и «зацеперов», связанные с опасным незаконным передвижением на поездах в не оборудованных для этого местах, квалифицируются по части 1 статьи 11.17 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за посадку или высадку граждан на ходу поезда либо проезд на подножках, крыше вагонов или в других не приспособленных для проезда пассажиров местах, а равно самовольную без надобности остановку поезда либо самовольный проезд в грузовом поезде.

Однако, несмотря на опасность последствий, которые могут наступить в результате таких неправомерных действий, санкция указанной статьи предусматривает наложение на правонарушителя штрафа в размере 100 рублей. Представляется, что данные вид и размер наказания за столь опасные

правонарушения не позволяют в полной мере достичь целей административного наказания, предусмотренного статьей 3.1 КоАП РФ. Кроме того, как отмечают правоприменители, в среде «заце-перов» даже считается престижным быть привлеченным к административной ответственности.

Кроме того, зачастую имеет место вовлечение несовершеннолетнего в занятие опасным «трейн-серфингом», что может повлечь получение серьезных травм или гибель несовершеннолетнего. В соответствии со статьей 4.3 КоАП РФ факт вовлечения несовершеннолетнего в противоправную деятельность должен быть расценен как отягчающее обстоятельство, однако, учитывая степень опасности такого рода противоправной деятельности, как передвижение на поездах в не оборудованных для этого местах, считаем целесообразным введение ответственности за вовлечение несовершеннолетних в такое опасное занятие в отдельном составе.

Представляется, что вовлечение несовершеннолетних может быть двух видов: фактическое вовлечение, т.е. совместные поездки на поездах, помощь в закупке необходимого оборудования и т.д., и виртуальное вовлечение. На современном этапе развития общества, в условиях повсеместного увлечения молодежи социальными сетями, получает широкое распространение размещение в сети Интернет различных роликов, фото и видео, содержащих информацию о занятии «трейнсерфингом». Такие материалы негативно воздействуют на несовершеннолетних, зачастую содержат призывы к смертельному увлечению и могут повлечь серьезные последствия. Полагаем, что это и есть факт виртуального вовлечения несовершеннолетних в занятие опасной противоправной деятельностью.

В сложившейся ситуации вполне обоснованным будет внесение предложений об ужесточении административной ответственности по статье 11.17 КоАП РФ, учитывая тяжесть возможных последствий в результате совершенных правонарушений.

Кроме того, современные реалии требуют реакции как законодателя, так и правоприменителя, и обращения внимания на факты вовлечения несовершеннолетних в противоправную деятельность, связанную с посадкой или высадкой граждан на ходу поезда либо проездом на подножках, крыше вагонов или в других не приспособленных для проезда пассажиров местах. Как свидетельствует практика, лица, вовлекающие несовершеннолетних в столь опасные занятия, на сегодняшний день либо вообще не привлекаются к ответственности, либо претерпевают незначительные лишения в результате наложения административного наказания. Представляется целесообразным внесение изменений в статью 11.17 КоАП РФ и дополнение ее частью 1.1, в которой необходимо предусмотреть административное наказание за вовлечение несовершеннолетнего в совершение действий, связанных с посадкой или высадкой

граждан на ходу поезда либо проездом на подножках, крыше вагонов или в других не приспособленных для проезда пассажиров местах.

Ужесточение ответственности за указанные противоправные действия не является единственным инструментом в борьбе с движением «трейн-серфинга». Важное значение имеет своевременность выявления противоправного поведения в целях предотвращения возможных тяжелых последствий.

Положительным опытом является создание в социальной сети сотрудниками ОДН Юго-Восточного линейного управления МВД России на транспорте группы мониторинга по выявлению информации, которая может причинить вред здоровью детей либо их развитию. Так, в первом квартале 2021 года в результате проведенного мониторинга было выявлено 46 страниц (56 420 подписчиков): 19 инстаграм-аккаунтов с пропагандой «зацепинга», «трейнхоппинга» (17 583 подписчи-

ков); 11 УоиТиЪе-каналов с пропагандой «зацепинга», «трейнхоппинга» (17 202 подписчиков); 16 групп «ВКонтакте»: 14 — суицидальной наклонности, 2 — с пропагандой «трейнхоппинга» (21 635 подписчика).

В заключение необходимо отметить, что в последние годы проблема противоправного поведения несовершеннолетних на объектах железнодорожного транспорта приобретает все большее значение. Железная дорога представляет собой объект повышенной опасности, и любое незначительное, на первый взгляд, нарушение правил поведения на ней может привести к трагедии, причём как для самого нарушителя, так и для людей, пользующихся услугами железнодорожного транспорта. В связи со значимостью обозначенной проблемы особую актуальность приобретают вопросы, связанные с разработкой комплекса мер, направленных на недопущение такого рода нарушений и ужесточение ответственности за них.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (в ред. от 05.04.2021) // Собрание законодательства РФ. — 2002. — № 1. — Ч. 1. — Ст. 1.

2. Мазурин С. Ф. Административные правонарушения несовершеннолетних на транспорте: состояние, тенденции и предупреждение органами внутренних дел : организационо-правовой аспект : авто-реф. дис. канд. юрид. наук. — СПб, 1997. — С. 7.

3. О направлении Методических рекомендаций : письмо Минобрнауки от 24.05.2017 № 07-2732 // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 20.04.2021).

4. На крыше скоростного «Сапсана» погиб так называемый «зацепер» : выпуск новостей от 05.08.2019 [Электронный ресурс]. — URL: https://1tv-ru.turbopagrs.org/1tv.ru/s/news/2019-08-05/369901

REFERENCES

1. Kodeks Rossiyskoy Federatsii ob administra-tivnyih pravonarusheniyah ot 30.12.2001 # 195-FZ (v red. ot 05.04.2021) // Sobranie zakonodatelstva RF. — 2002. — # 1. — Ch. 1. — St. 1.

2. Mazurin S. F. Administrativnyie pravonaru-sheniya nesovershennoletnih na transporte: sos-toyanie, tendentsii i preduprezhdenie organami vnu-trennih del : organizatsiono-pravovoy aspekt : avtoref. dis. kand. yurid. nauk. — SPb, 1997. — S. 7.

3. O napravlenii Metodicheskih rekomendatsiy : pismo Minobrnauki ot 24.05.2017 # 07-2732 // SPS «KonsultantPlyus» (data obrascheniya: 20.04.2021).

4. Na kryishe skorostnogo «Sapsana» pogib tak nazyivaemyiy «zatseper» : vyipusk novostey ot 05.08.2019 [Elektronnyiy resurs]. — URL: https://1tv-ru.turbopages.org/1tv.ru/s/news/2019-08-05/369901

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Позднякова Елена Васильевна. Доцент кафедры административного права. Кандидат юридических наук. Воронежский институт МВД России. E-mail: [email protected]

Россия, 394065, Воронеж, проспект Патриотов, 53. Тел. (473) 200-52-94.

Pozdnyakova Elena Vasilevna. Associate Professor of the chair of Administrative Law. Candidate of Law. Voronezh Institute of the Ministry of the Interior of Russia. E-mail: [email protected]

Work address: Russia, 394065, Voronezh, Prospect Patriotov, 53. Tel (473) 200-52-94.

Ключевые слова: несовершеннолетние; административные правонарушения; административное наказание.

Key words: minors; administrative offenses; administrative punishment. УДК 342.9

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.