Научная статья на тему 'Проблемы преподавания гуманитарных наук в техническом вузе (ценностное измерение инженерного образования)'

Проблемы преподавания гуманитарных наук в техническом вузе (ценностное измерение инженерного образования) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1080
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ценности и смыслы
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЕФОРМА ОБРАЗОВАНИЯ / ЦЕННОСТНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ / СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ / ТЕХНИЧЕСКОЕ (ИНЖЕНЕРНОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ / TECHNICAL (ENGINEERING) EDUCATION / EDUCATION REFORM / VALUE OF EDUCATION / SOCIAL AND HUMANITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кочеткова Людмила Николаевна

Статья посвящена выявлению аксиологического значения высшего образования и роли социально-гуманитарных дисциплин в процессе формирования ценностных ориентиров и установок. В условиях реформы образования в России эта проблема приобретает все более актуальный характер. На основе результатов социологического исследования, проведенного в техническом университете, показано, что сокращение количества часов на гуманитарные дисциплины противоречит как потребностям студентов, осознающим неразрывную связь между получением инженерного образования и необходимостью познания социальной действительности, так и потребностям всего общества в поисках общегражданской идентичности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of teaching humanities in a technical college (The Value Dimension of Engineering Education)

The article is devoted to the valuable importance of education and the role of social sciences and humanitarian disciplines in the process of forming of values and attitudes. In terms of education reform in Russia, this problem is becoming more relevant and topical in nature. The author basing on the results of a sociological study conducted at the Technical University shows that reducing the number of hours on the Humanities is contrary both to the needs of students, realizing the inextricable link between the receipt of engineering education and the need for knowledge of social reality, and the needs of society in search of general civil identity.

Текст научной работы на тему «Проблемы преподавания гуманитарных наук в техническом вузе (ценностное измерение инженерного образования)»

ТРИ «М»: МЕТОДОЛОГИЯ —МЕТОДИКА—МЕТОД

Проблемы преподавания гуманитарных наук в техническом вузе

(ценностное измерение инженерного образования)

Статья посвящена выявлению аксиологического значения высшего образования и роли социально-гуманитарных дисциплин в процессе формирования ценностных ориентиров и установок. В условиях реформы образования в России эта проблема приобретает все более актуальный характер. На основе результатов социологического исследования, проведенного в техническом университете, Л.Н. Кочеткова показано, что сокращение количества часов на гуманитарные дисциплины противоречит как потребностям студентов, осознающим неразрывную связь между получением инженерного образования и необходимостью познания социальной действительности, так и потребностям всего общества в поисках общегражданской идентичности.

Ключевые слова: реформа образования, ценностное значение образования, социально-гуманитарные дисциплины, техническое (инженерное) образование.

Система и структура современного российского образования переживают очередной период реформирования. Целями реформы, по заявлению её инициаторов, являются: 1) синхронизация отечественной системы образования в соответствии с Болонским процессом, 2) подготовка кадров для модернизации экономики России и 3) повышение качества образования за счет углубления специализации и профессиональной направленности процесса обучения молодых специалистов. Достигнуть поставленных задач предполагается, в том числе, и за счет сокращения, а зачастую и исключения, в непрофильных вузах предметов социально-гуманитарного цикла [1, а 12]. К сожалению, этот процесс уже начался и становится практически необратимым.

В 2009—11 гг. творческим коллективом кафедры философии, социологии и политологии МИ-РЭА (технического университета) в составе доцента Никитиной Е.А., доцента Федоровой Л.Г., доцента Тихоновой С.В. под руководством доцента Кочетковой Л.Н. было проведено вертикальное социологическое исследование отношения студентов МИРЭА

© Кочеткова Л.Н., 2011

к преподаванию гуманитарных дисциплин, показавшее уровень мотивации, ожиданий, интереса и усвоения данных предметов в рамках получения инженерного образования.

В данном социологическом исследовании приняло участие 240 студентов, обучающихся на факультетах электроники, кибернетики, информационных технологий. Студентам, изучающим философию (2 курс), социологию (3 курс), политологию (4 курс), культурологию (1 курс) было предложено ответить на вопросы следующей анкеты:

1. Какие цели Вы преследуете, обучаясь в МИРЭА? (выберите один вариант):

A) получить базовое образование, которое может пригодиться в любой сфере жизнедеятельности современного общества;

Б) стать инженером и работать по специальности;

B) образование, как таковое, не нужно, а нужен диплом как необходимая формальность;

Г) возможность избежать службы в армии.

2. По Вашему мнению, для чего изучаются в техническом вузе такие предметы, как философия, социология, политология, культурология, история культуры России:? (выберите один или несколько вариантов):

A) предусмотрено программой;

Б) дают необходимые знания, которые пригодятся в дальнейшей работе;

B) расширяют кругозор, но не имеют практического значения;

Г) формируют мировоззрение и гражданскую позицию;

Д) не нужны.

3. Какие гуманитарные предметы являются наиболее необходимыми в процессе образования современного инженера? (выберите один или несколько вариантов):

A) философия;

Б) социология;

B) политология;

Г) культурология;

Д) история культуры России.

4. Данные предметы нужны потому, что: (выберите один или несколько вариантов):

A) расширяют представления о научной картине мира и методах научного познания;

Б) дают представления об обществе, в котором живет и работает современный человек;

B) формируют мировоззрение и ценностные установки;

Г) формируют гражданскую позицию по актуальным проблемам общественной жизни;

Д) дают культурную идентификацию, представление о месте России в современном мире.

5. Насколько Ваши ожидания оправдываются в процессе изучения социально-гуманитарных дисциплин в МИРЭА? (оцените от 1 до 10, где 1 —

полностью не оправдываются, а 10 — полностью оправдываются):

A) расширяют представления о научной картине мира и методах научного познания_______________

Б) дают представления об обществе, в котором живет и работает современный человек_______________

B) формируют мировоззрение и ценностные установки_______________

Г) формируют гражданскую позицию по актуальным проблемам общественной жизни_______________

Д) дают культурную идентификацию, представление о месте России в современном мире_______________

6. Как улучшить преподавание социально-гуманитарных дисциплин в МИРЭА?

A) ввести новые дисциплины, (какие?_________________________________)

Б) ничего не менять;

B) заменить преподавателей;

Г) сократить количество гуманитарных предметов (укажите, какие необходимо убрать?____________________________________________________)

Д) заменить все гуманитарные предметы единым интегрированным курсом.

7. Какие формы отчетности Вы считаете наиболее правильными?

A) написание реферата и его защита;

Б) зачет в виде теста;

B) устный зачет или экзамен;

Г) предметы гуманитарного цикла должны изучаться факультативно без отчетности.

8. Как Вы относитесь к новым формам обучения: лекциям-презентациям, лекциям по скайпу, общению с преподавателем через интернет и т. д.?

А) положительно;

Б) отрицательно.

В результате обработки данных были получены следующие результаты.

Цели получения образования в МИРЭА (техническом университете)

22%

■ 35% — Получить базовое образование, которое пригодится в любой сфере деятельности общества в 31 % — Стать инженером и работать по специальности ° 22% — Получить диплом о высшем образовании 0 12% — Избежать службы в армии

Необходимость изучения гуманитарных дисциплин в техническом вузе (по мнению студентов)

37%

□ 20% — являются частью программы обучения

о 13% — дают необходимые знания, которые будут полезны в работе ш 37% — расширяют кругозор, но не имеют практической значимости

□ 22% — формируют мировоззрение и гражданскую позицию в 8% — не нужны

Какие из гуманитарных дисциплин необходимы для образования современного инженера

■ 22% — философия в 26% — социология а 18% — политология

в 16% — культурология О 22% — история культуры России

Гуманитарные дисциплины необходимы потому, что:

□ 21% — расширяют представление о научной картине мира и методах научного познания ° 32% — дают представление о современном российском обществе 1=1 26% — формируют мировоззрение и ценностные установки личности т 9% — формируют гражданскую позицию по актуальным проблемам общественной жизни П 13% — дают представление о месте России в современном мире

Отношение студентов к применению информационных технологий

На основе обобщения и интерпретации полученных данных можно сделать следующие выводы:

1. Большинство студентов (35%) мотивировано получить хорошее базовое образование, которое позволило бы им занять достойное место в современной социальной структуре. К сожалению, работать по инженерной специальности, приобретаемой в процессе обучения, предполагает только одна треть опрошенных.

Это ставит вопрос о востребованности и популярности профессии инженера в нашем обществе. Кроме того, практически разрушается миф о том, что получение высшего образования рассматривается студентами только как возможность избежать службы в армии или получить диплом о высшем образовании. Подавляющее меньшинство респондентов (12%) выбрало данный ответ в качестве приоритета. Таким образом, молодое поколение сознательно нацелено на получение высшего образования, связывая с ним дальнейшие перспективы своей жизнедеятельности.

2. Большинство опрошенных студентов (37%) признает необходимость изучения гуманитарных дисциплин для расширения кругозора, не видя в них какой-либо практической значимости. Только 13% опрошенных считают, что знания, полученные в процессе изучения гуманитарных дисциплин, пригодятся в дальнейшей работе. Каждый пятый студент (22%) считает, что социально-гуманитарные дисциплины в процессе обучения формируют мировоззрение и гражданскую позицию. В этом плане преподавателям гуманитарных дисциплин необходимо сделать соответствующие выводы и акцентировать мировоззренческую, ценностную составляющую преподаваемых

дисциплин, связывая именно с этим практическое значение гуманитарного знания. Другими словами, практическая значимость изучения гуманитарных наук заключается именно в формировании мировоззрения, в умении видеть и оценивать современные процессы, в осознании базовых общественных ценностей и принципов, на которые должен опираться в своей деятельности активный молодой человек. В этом аспекте студенты не должны испытывать скепсис относительно отсутствия практического значения социально-гуманитарных наук. Необходимо отметить, что только 8% респондентов считают социально-гуманитарные дисциплины ненужными в процессе получения технического образования, что свидетельствует о том, что абсолютное большинство студентов заинтересовано в изучении гуманитарных предметов и считает их неотъемлемой частью своего профессионального образования.

3. Тот факт, что большинство опрошенных студентов на первое место среди гуманитарных наук ставят социологию (26%) (философия (22%), политология (18%), культурология (16%), история культуры России (18%)), говорит о востребованности современных знаний об обществе, о четком понимании тесной взаимосвязи между профессиональной деятельностью человека и теми социальными условиями, в которых она осуществляется.

4. Изучая достаточное количество гуманитарных предметов, большинство студентов предпочитает их сохранить, а не сократить. Также вполне определенно высказывается мнение (22% респондентов) о возможности создания единого гуманитарного интегративного курса, который давал бы не разрозненные представления о человеке и обществе, а вырабатывал бы единый целостный подход к изучению социальной реальности.

5. Безусловно, студенты технического вуза приветствуют внедрение информационных технологий в процесс образования (84%). Это ставит вопрос о соответствующей квалификации преподавателей социально-гуманитарных дисциплин.

Таким образом, главный вывод заключается в том, что гуманитарные дисциплины не являются и не воспринимаются студентами технического вуза как нечто чуждое и ненужное. Напротив, интерес к этим дисциплинам большой, потребность в социально-гуманитарных знаниях студентами осознается, а там, где есть спрос на знание, должно быть и соответствующее предложение.

Однако полученные данные говорят о том, что студенты не полностью удовлетворены тем, как преподаются гуманитарные дисциплины в конкретном вузе. Их ожидания и потребности реализуются в лучшем случае наполовину (примерно 5 баллов из 10). В связи с этим возникает парадокс, который заключается в том, что в условиях планомерного сокращения часов на гуманитарные дисциплины, оправдать ожидания студентов становится практически невозможно.

Полученные в ходе нашего социологического исследования результаты позволяют сделать и более общие выводы, касающиеся проблем очередной реформы российского образования. Уже стало традицией, что любая практическая проблема оправдывается отсутствием «специалистов», кото-

рые могут её разрешить и добиться успеха в современной глобальной экономике. Ситуация тем более удивительна, что по количеству студентов на 10.000 человек населения в 2009 году Россия занимала с цифрой 523 твердое первое место, опережая США с их 454 студентами, Южную Корею с её 417 студентами и все остальные развитые страны мира [2, с. 124]. При этом низкий уровень отечественной системы образования как будто очевиден для всех. И связано это не с тем, что современные студенты мало изучают математику или сопромат. Представляется, что существенным изъяном системы высшего образования является полная утрата ценностного измерения процесса обучения молодежи. С уходом государственной идеологии из системы среднего и высшего образования возникла ситуация, при которой и школа, и вузы стали воспроизводить глубоко архаичные модели поведения и ценности.

Этим отчасти, на наш взгляд, объясняется то странное желание упростить содержание образования, которое лежит в основе новых образовательных стандартов. Однако авторам и адептам реформы образования необходимо помнить, что образование является одним из факторов формирования новой социально-политической общности — российский народ, в основе конституирования которого находится согласие общественного сознания вокруг определенных ценностей. Если наша система образования сможет начать формировать у активной молодежи (студентов) приверженность таким ценностям, как свобода, патриотизм, достоинство личности, активное гражданское участие, солидарность и т. п., только тогда начнутся серьезные изменения и политике, и в экономике.

Российские вузы и российская интеллигенция традиционно видели свою задачу не только в служении делу науки, но и в решении задачи просвещения нашего многонационального народа. Сокращая же и упрощая гуманитарное образование в технических вузах, которые сегодня призваны быть в авангарде экономического развития (вспомним проект Сколково), чиновники от образования забывают, что никакое инновационное развитие невозможно в современном обществе без соответствующих ценностных предпосылок, которые вырабатываются и прививаются в процессе изучения социально-гуманитарных дисциплин, ведь именно эти дисциплины в процессе образования раскрывают значение этого развития для общества и человека. К сожалению, создающийся аксиологический вакуум быстро заполняется не только гламурными образами с телевидения, но и, как показали недавние события на Манежной площади в Москве, совсем другими антигуманными «ценностями».

Литература

1. Привалов А. О широкой дискуссии. //Эксперт. — 2011. — №6.

2. Федюкин И. Образование. Как ускорить темпы формирования человеческого капитала. //Форбс. — 2011. — №1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.