СОЦИАЛЬНО-
ГУМАНИТАРНОЕ
ОБРАЗОВАНИЕ
В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
Аннотация. В работе анализируются сущность, место и роль социально-гуманитарного образования в современном обществе. Предлагается структура, содержание и объем блока социально-гуманитарных дисциплин, необходимых для изучения в высшей школе. Даются рекомендации по его реализации в учебно-воспитательном процессе.
Ключевые слова: социально-гуманитарное образование, социально-гуманитарный блок дисциплин, образовательные технологии, учебно-воспитательный процесс.
УДК: 37.01:167/168
Александр Куиш,
старший научный сотрудник Центра философско-методологических и междисциплинарных исследований Института философии НАН Беларуси, кандидат философских наук, доцент
Современному обществу свойственен широкий спектр социальных, личностных, политических, техногенных, экологических проблем. Пребывая в состоянии постмодерна, оно зачастую не может четко определить приоритеты и направления своего развития, выстроить систему целей и задач, выработать шкалу ценностей, эффективно противодействовать опасностям и рискам, к которым можно отнести такие, как международный терроризм, информационная безопасность, социальные и личностные конфликты, техногенные аварии и катастрофы и др.
Решение этих проблем - насущная задача общества, но, как показывает исторический опыт, оно не может быть осуществлено лишь с помощью естественных и технических наук, зачастую приоритет здесь принадлежит наукам социально-гуманитарным. Именно они призваны сыграть одну из главных ролей в формировании определенного рода культуры личности и общества, разработать модели позитивно-конструктивной духовности, создать новые методы и технологии, способные обеспечить полноценное функционирование духовной и материальной сфер государства и человека, противостоять перечисленным угрозам. У общества, обладающего современным научно-практическим
| №4 (194) | Апрель 2019 | НАУКА И ИННОВАЦИИ 51
социально-гуманитарным знанием, существенно больше шансов в эффективной регуляции социальных и личностных отношений, совершенствовании социальных механизмов, развитии личности, предупреждении и разрешении различного рода конфликтов и угроз. Поэтому приоритетом для современного общества должно стать активное расширение социально-гуманитарного знания, совершенствование образования и самообразования, просвещения. Отметим также, что вопросам духовного, личностного, социального роста учащихся значительное внимание уделяется в основном документе, регулирующем деятельность отечественной системы образования, - Кодексе об образовании [1].
Со времени обретения нашей страной независимости социально-гуманитарные науки в высшей школе находятся в постоянном изменении. Причем если на первоначальном этапе они занимали адекватное положение и развивались, то с 2006 г. начались процессы серьезного сокращения их объема и изменения структуры, что привело в конечном итоге в 2012 г. к созданию Концепции оптимизации содержания, структуры и объема социально-гуманитарных дисциплин в учреждениях высшего образования [2]. Согласно этому документу, количество аудиторных часов для 5-летнего обучения сократилось до 340 часов (для 4-летнего - до 272 часов), а компоновка учебного материала осуществляется в виде четырех искусственно созданных модулей, в рамках которых объединяются следующие дисциплины: «философия - основы психологии и педагогики», «экономическая теория -социология», «основы идеологии
белорусского государства - политология», «история Беларуси - 1-2 предмета по выбору».
Трудности, с которыми столкнулись участники образовательного процесса, вызванные внедрением Концепции, вынуждают научно-педагогическое сообщество, аппарат управления образованием искать новые пути совершенствования социально-гуманитарного образования. В связи с этим нами предлагаются некоторые концептуальные решения и на их основе -модель блока социально-гуманитарных дисциплин, которая, как представляется автору, является тем минимальным социально-гуманитарным знанием, которым должен обладать современный молодой специалист для решения профессиональных, социальных и личностных задач, а также рекомендации по ее реализации.
Основываясь на мнении различных исследователей [3-6], социально-гуманитарное образование можно определить как систему учебных и воспитательных мероприятий, направленных на формирование и развитие у учащихся социальных, личностных и профессиональных качеств. Оно должно базироваться на определенных принципах: носить развивающий личность характер, формировать ее творческий потенциал; быть системным и целостным; основываться на национальной культуре, философии, идеологии; обладать воспитательными возможностями; иметь практическую направленность и др.
Содержание социально-гуманитарного образования определяется потребностями современного общества и человека. Согласно этим потребностям формируется набор, объем и содержание
дисциплин, изучаемых в высшей школе. В структуре соцгумблока отражены статус и место преподаваемых предметов, от нее зависят способы их реализации в учебно-воспитательном процессе; методы контроля и оценки знаний обучаемых.
Дисциплины соцгумблока следует классифицировать согласно их статусу: обязательные, обязательные по выбору и дополнительные по выбору. Первые входят в учебный план для всех специальностей и изучаются всеми студентами в полном объеме по учебным программам Министерства образования. Из обязательных дисциплин по выбору, предложенных учебным планом Ученого совета вуза или факультета, слушатели выбирают определенное количество предметов, которые изучаются по учебным программам Министерства образования. Дополнительными дисциплинами по выбору являются спецкурсы и факультативы. Спецкурсы разрабатываются в вузе преподавателями, имеющими соответствующую квалификацию, утверждаются на Ученом совете университета или факультета и используются в рамках времени, отведенного учебным планом. Как правило, они предполагают углубленное изучение той или иной специальности. Факультативные дисциплины вводятся в учебный процесс при наличии необходимого количества желающих их посещать, проводятся вне плановой учебной нагрузки и могут быть платными. Факультативы по большей части носят развивающий личность характер, направлены на расширение кругозора, удовлетворение интересов студентов.
АРХИТЕКТУРА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Количество часов
Наименование дисциплины
Аудит. С/р Итого
К обязательным дисциплинам относятся фундаментальные (или базовые) и прикладные (или функциональные). Основной составляющей социально-гуманитарного образования должны выступать предметы, имеющие фундаментальный характер и служащие основанием духовного образования личности. Это философия, которая дает общностное и сущностное знание о мире, природе, человеке, обществе, и культурология, в рамках которой определяются типы видения человеком мира и способы его деятельности. Они должны задавать направление и характер социально-гуманитарного образования, поэтому им следует отвести объем, необходимый для реализации их потенциала и привести в соответствие с основными методическими требованиями.
С учетом базовых дисциплин формируется система прикладных (или функциональных) дисциплин, призванных дать знания о различных аспектах бытия общества и человека. Это гражданское образование, социология, политология, экономика, право, этика, методология научного познания. Именно эти предметы отвечают за социализацию личности, вооружают ее познавательным потенциалом, дают основы знаний о ключевых сферах жизнедеятельности общества.
Обратим внимание на курс «Гражданское образование», отсутствующий в ныне действующем в Беларуси блоке социально-гуманитарных дисциплин, но имеющийся в системе образования некоторых зарубежных стран. В него могут входить основы государственного и социального устройства общества, его цели и задачи, идеологические
Философия
68
36
104
Культурология 52 24 76
Гражданское образование 34 20 54
Социология 34 18 52
Политология 34 20 54
Основы экономики 52 28 80
Основы права 34 18 52
Этика 34 20 54
Методология научного познания 34 24 58
Дисциплины по выбору (5 дисциплин): логика, основы религии и свободомыслия, эстетика, экологическая философия, конфликтология, философия науки и техники, основы педагогики и психологии, основы теории управления, права человека, хозяйственное право, история государства и др. 170 80 250
Всего: 546 288 834
к.
установки, особенности функционирования, роль и способы деятельности в нем личности. В нынешнем соцгумблоке эту роль в определенной степени выполняют идеология, история, другие предметы. Однако они, в силу своей специфики и разрозненности, не позволяют в должной мере сформировать у обучающихся гражданственность и патриотизм. Представляется,что новая дисциплина смогла бы решать широкий спектр задач, направленных на развитие этих и других качеств личности. В связи
с этим целесообразно вынести на обсуждение необходимость введения данной дисциплины в систему социально-гуманитарного образования.
Следует также сказать несколько слов и о курсе «Методология научного познания». Он практически не использовался в системе высшего образования и, как правило, читается магистрантам и аспирантам в научно-исследовательском контексте. Однако современные реалии жизни, требования единого европейского пространства высшего образования,
http://innOSfera.by | №4 (194) | Апрель 2019 | НАУКА И ИННОВАЦИИ 53
в которое мы вступили в 2015 г., делают его актуальным. Собственно говоря, это одно из главных отличий отечественного образования, базой которого традиционно являлось получение суммы знаний, умений и навыков, от современного европейского, которое по большей части призвано дать студенту основы знаний по предмету и методологию и методику их дальнейшего получения и развития.
Обязательные дисциплины по выбору - логика, основы религии и свободомыслия, эстетика, экологическая философия, конфликтология, философия науки и техники, основы педагогики и психологии, основы теории управления, права человека, хозяйственное право, история государства и др. - призваны оказывать влияние на формирование компетенций выпускников, связанных с их интересами, особенностями социальной, профессиональной и индивидуальной деятельности. Из них советами вузов, факультетов или самими студентами выбирается 4-5 дисциплин.
Особое внимание следует обратить на сопряженность всех предметов внутри социально-гуманитарного блока, поскольку часто они рассогласованы между собой, что приводит в одних случаях к повторениям одного и того же материала в разных курсах, и следовательно, к непродуктивной трате учебного времени, а в других, - к пробелам в знаниях студентов. Все дисциплины должны быть хорошо увязаны по содержанию, внутренней структуре, объемам, практической направленности, проблематике. Каждый курс должен выполнять свою собственную функцию
и дополнять собой другие предметы. Это приведет к системности, стройности и единству социально-гуманитарного знания, повышению эффективности его преподавания. Социально-гуманитарный блок, как показывает теория и практика, может быть эффективно реализован в рамках 550-600 аудиторных часов. Примерная продолжительность учебных занятий по предметам представлена в таблице.
Главная проблема отечественного социально-гуманитарного образования не только в малом количестве учебных часов, которое отведено на изучение необходимых предметов, а в их содержании и способах преподавания. Практически в каждой дисциплине превалирует теоретический и далеко отстоящий от реальной жизни и насущных потребностей человека и общества, мало востребованный материал. К тому же он преподается в традиционной академической манере, без привязки к жизненным и социальным реалиям и, что еще хуже, без инструментов решения стоящих перед человеком и обществом проблем и задач. В связи с этим необходимо обратить основное внимание на составление учебных программ, практику изложения социально-гуманитарных дисциплин,
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Кодекс Республики Беларусь об образовании от 13.01.2011 г. №243-3 // http: // kodeksy.by/kodeks-ob-obrazovanii.
2. Концепция оптимизации содержания, структуры и объема социально-гуманитарных дисциплин в учреждениях высшего образования. Приказ министра образования Республики Беларусь от 22.03.2012 г. №194 // http://www.uoipd.by/files/files/fakultet-ekonomiki-i-biznesa/ normativy-i-standarty/doc-min-obr/Koncepcija-optimizacii-cikla-SGD.pdfhttp://www.uoipd.by/files/files/fakultet-ekonomiki-i-biznesa/normativy-i-stan da rty/doc-min-obr/Konce pcija-optimizacii-cikl a-SG D.pdf.
3. Кузьмитович Е. С. Гуманистическая мировоззренческая культура как ценность современной цивилизации / Е. С. Кузьмитович. - Минск, 2011.
4. Инновации в образовательном процессе: методологические, теоретические и дисциплинарные аспекты / общ. ред. Н. В. Гусева, Е. А.Колос. - Усть-Каменогорск-Москва, 2013-2014.
5. Гершунский Б. С. Философия образования для XXI века / Б. С. Гершунский. - М., 2002.
6. Куиш А. Л. Философско-теоретические основания системы социально-гуманитарного образования высшей школы / А. Л. Куиш // Фило-софско-методологические проблемы социального познания: материалы Респ. философ. чтений, Минск, 20 нояб. 2008 г. / редкол.: Дем-чук М. И. [и др.] - Минск, 2009. С. 124-132.
направленную на формирование у студентов умений и навыков применимости получаемых знаний в реальной жизни.
Социально-гуманитарное знание в современном социуме, живущем в условиях демократии, особенно актуально, поскольку каждый человек принимает активное участие в его функционировании, и от уровня его социально-гуманитарной подготовки зависит качество принимаемых им решений и способы его деятельности. Развитая личность обладает осознанным пониманием своего жизненного предназначения, позитивным восприятием реальности, активной гражданской позицией, что составляет основу социальной стабильности и экономического роста. Узкая специализация неуместна, поскольку приводит к возможным манипуляциям сознанием человека, не всегда взвешенным его решениям, непродуманным поступкам. Поэтому представители научно-педагогического сообщества должны активно отстаивать позиции социально-гуманитарного образования, повышать его статус, эффективность, престиж среди остальных учебных дисциплин, прилагать максимальные усилия для его развития и совершенствования на всех уровнях системы образования.
http://innosfera.by/2019/04/high_school