Научная статья на тему 'Правовое обеспечение участников дорожного движения:проблемы, способствующие совершениюдорожно-транспортных происшествий'

Правовое обеспечение участников дорожного движения:проблемы, способствующие совершениюдорожно-транспортных происшествий Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
67
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / КВАЛИФИКАЦИЯ / ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЕ ПРОИСШЕСТВИЕ / ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY / TRAFFIC REGULATIONS / QUALIFICATIONS / TRAFFIC ACCIDENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Коломейцев Григорий Святославович

Данная статья отражает правовые условия, позволяющие правильно квалифицировать административные правонарушения в сфере безопасности дорожного движения. Кроме того, автор решает вопрос о толковании норм, определяющих правила поведения участников дорожного движения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL SUPPORT ROAD: Problems contributing to the commission of ROAD ACCIDENT

This article reflects the legal conditions which allow you to qualify administrative violations in the field of road safety. The author also addresses the question of the interpretation of the rules governing the rules of behavior of road users.

Текст научной работы на тему «Правовое обеспечение участников дорожного движения:проблемы, способствующие совершениюдорожно-транспортных происшествий»

В Российской Федерации последнее десятилетие характеризуется высокими темпами автомобилизации. За данный период парк автомототранспортных средств (АМТС) увеличился более чем на 9 %. В настоящее время на 1000 россиян приходится 350 единиц всех видов автотранспорта. В 2008 г. в стране было зарегистрировано 3 млн новых автомобилей, в настоящее время в России более 39 млн транспортных средств. Произошел резкий скачок роста количества автотранспорта на дорогах страны. Количество регистраций значительно увеличилось и достигло своего пика. Очевидно, что ни законодательство, ни нормативные документы «не успевают» за потоком людей, желающих приобрести автомобиль. По прогнозу Федерального дорожного агентства, в 2015 г. численность транспортных средств России составит 48,4 млн единиц.

Правовая охрана безопасности движения, дальнейшее совершенствование соответствующих правовых норм в целях усиления заключенного в них профилактического потенциала предполагают использование современных достижений в организации движения, техническом состоянии транспортных средств, изучении физиологических и психологических возможностей лиц, управляющих транспортными средствами, и других участников дорожного движения, от которых также зависят безопасность других людей и собственная безопасность в условиях непрерывно усложняющейся дорожной обстановки. Это особенно важно учитывать при разработке и совершенствовании различных правил эксплуатации, технического обслуживания транспорта и дорог и иных правил безопасности движения, нарушение которых при определенных условиях влечет юридическую ответственность.

Правила дорожного движения в основном формализованы. Однако не следует полагать, что можно полностью исключить оценочный критерий поведения водителя. Он, руководствуясь ПДД, действует в активной среде, образуемой как транспортными средствами под управлением других водителей, так и пешеходами, велосипедистами и т.п. Его всегда подстерегает возможность возникновения аварийной ситуации. Так, даже выбор достаточно высокой и в то же время безопасной скорости не может быть сформулирован категорически для каждой из многочисленных ситуаций. ПДД предусматривают определенные «формальные» требования по ограничению скоростей для городского движения 60 км/час и в целом по стране, и на отдельных участках дорог с помощью установления дорожных знаков. Однако обязанность выбора безопасной скорости в пределах этих ограничений ложится на водителя, который действует в переменном режиме в быстро меняющейся обстановке, влияющей на выбор скорости.

При составлении ПДД, регулирующих поведение людей при эксплуатации автотехники, не уделялось внимания точности формулировки. Важнейшие для подразделений дознания ГИБДД статьи Правил допускали различное и даже произвольное толкование. Так, согласно п. 11 ПДД водитель должен так учитывать и оценивать дорожную обстановку, чтобы выбранная им скорость движения во всех случаях обеспечивала замедление или остановку транспортного средства. Если водитель не останавливал транспорт и не избегал наступления вредных последствий, то тем самым он нарушал требования ПДД. Органы дознания ГИБДД не могли подходить к оценке действий водителя с таких позиций и во всех случаях считать причиной происшествия превышение скорости. Предпринимались попытки определять безопасную скорость движения. Между тем абстрактной безопасной скорости движения не существует. Допустим, водитель вел машину со скоростью 40 км/час. Расчеты показали, что наезда не произошло бы при скорости 30 км/час. В процессе ознакомления с делами об административных правонарушениях удалось подобрать материалы, в которых скорость, обеспечивающая безопасность движения, постоянно снижалась. Рассуждая подобным образом, следует признать, что скорость, обеспечивающая безопасность движения, равна нулю. Дорожнотранспортные происшествия совершаются при любой скорости: и при 15, и при 10 км/час в садовых обществах, где узкие аллеи и плохая видимость из-за посадок деревьев. Органы дознания ГИБДД вынуждены были ставить перед экспертом вопрос: какая скорость обеспечивала бы безопасность движения. Расчеты проводились односторонне: определялся нижний предел скорости, при которой

имелась техническая возможность избежать наступления вредных последствий, и не устанавливался высший предел.

Оценка должна быть полной и всесторонней. Факты неправильной оценки действий водителя все еще встречаются в правоприменительной практике. Вместо объективного и всестороннего анализа доказательств в их совокупности отдельные следователи и суды исходят как бы от противного: вредные последствия наступили, следовательно, водитель нарушил правила движения. Сделать вывод о нарушении ПДД можно только после полного восстановления фактических обстоятельств, относящихся к дорожной обстановке, действий потерпевшего и других лиц. Нельзя говорить о нарушении, пока не будет с помощью автотехнической экспертизы доказана вина водителя в нарушении ПДД.

Правовая квалификация действий водителя зависит от того, соответствовали ли они требованиям ПДД, и если нарушения были допущены, то находились ли они в причинно-следственной связи с ДТП и наступившими последствиями. Когда отклоняющееся поведение третьих лиц сопровождалось нарушением ПДД, то налицо смешанная вина: вина двух водителей или водителя и пешехода либо водителя и пассажира и т.д.

Ясность и научная обоснованность формулировок норм в Правилах дорожного движения - залог правильного понимания и применения уголовно-правовых и административных норм об ответственности за нарушение ПДД.

Даже самые совершенные правила не в состоянии предусмотреть всех возможных действий, опасных для движения. Лицо, производящее дознание, должно не только хорошо разбираться в содержании отдельных статей, но и проводить их сравнение. Сопоставление различных технических требований позволяет дать правильную юридическую оценку действиям участников ДТП. Юридический анализ статей ПДД важен и для определения того, какие из них нарушены умышленно и какие по неосторожности. Обилие технических терминов, названий узлов и механизмов нередко отталкивает работников следствия и суда от анализа нормативного материала. Полагая, что это область, требующая специальных познаний, они не пытаются уяснить даже элементарных понятий, обусловливающих оценку доказательств. В настоящее время сложилась такая ситуация, что адвокатский корпус, состоящий из бывших следователей и работников автоэкспертиз, стоит выше дознавателей ГИБДД, которые целиком и полностью полагаются на заключение экспертов. Поэтому наблюдается рост прекращенных уголовных дел и дел об административных правонарушениях по линии ДТП.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.