о гражданских и политических правах — объективная необходимость, обусловленная не только тем, что правоконстатация — сложнейший процесс, но и комплексностью самой правозащитной работы.
Итак, роль и место конституционного права граждан на получение юридической помощи, на самозащиту в институте правозащитной деятельности, механизме его осуществления, с нашей точки зрения, есть эффективное средство надлежащей подготовки строителей будущего правового государства, ибо умение бороться с правонарушениями, защищать законные права, свободы и интересы правомерными способами, средствами и методами будет способствовать стремлению граждан управляться законами, правами, а не эмоциями.
литература
1. Боер В. М., Глущенко П. П., Сербин М. В. Правозащитная деятельность: современная теория и практика защиты прав, свобод и законных интересов граждан: учеб.-метод. пособие. М.: Юрист, 2014.
2. Рисдал Р. Проблемы защиты прав человека в объединенной Европе // Защита прав человека в современном мире. М., 1993. С. 120-123.
3. Мейер Я. Европейская конвенция прав человека // Права человека в истории человечества в современном мире. М., 1993. С. 138-149.
4. Туманов В. А. Материалы о рассмотрении дел в Европейском суде // Государство и право. 1993. С. 54-57.
УДК 349.3
Е. В. Воскресенская, Р. А. Абдулкеримов, И. В. Халилов 1
Проблемы правозащитной деятельности в сфере защиты прав инвалидов
E. V. Voskresenskaya, R. A. Abdulkerimov, I. V. Khalilov. Problems of human rights activities in the sphere of protection of rights of disabled person
В статье анализируются защита, поощрение и реализация прав инвалидов. Права инвалидов защищаются международными актами. Инвалиды — это самая незащищенная категория населения. Россия в 2013 г. ратифицировала Конвенцию ООН о правах инвалидов. Российское законодательство создает условия для жизни инвалидов в окружающей среде без ограничений. Под
The protection, encouragement and implementation of the rights of disabled people are analyzed in the article. The rights of disabled people are protected by the international acts. Disabled people are the most unprotected category of the population. Russia in 2013 ratified the Convention of the UN on the rights of disabled people. The Russian legislation creates conditions for
Елена Владимировна Воскресенская — директор Юридического института Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики, доктор юридических наук, доцент.
Рамис Агарагимович Абдулкеримов — аспирант Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики.
Илья Вазирович Халилов — аспирант Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики.
© Воскресенская Е. В., Абдулкеримов Р. А., Халилов И. В., 2017
правовым статусом инвалида следует понимать основанную на принципах социального государства систему прав, свобод инвалидов и обязанностей со стороны государства, законодательно закрепляемую в конституции и иных нормативных правовых актах. Нормы таких актов определяют специальный статус инвалидов, включающий дополнительные специальные права, исходя из степени ограничения физических возможностей, признаваемого в установленном порядке.
Авторы предлагают меры по совершенствованию социального права.
Ключевые слова: инвалид; инвалидность; права инвалидов; защита прав; Конвенция ООН о правах инвалидов; социальные права инвалидов; трудовые права инвалидов; право на образование; социальное государство.
Контактные данные: 190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44, лит. А; (812) 313-39-41; [email protected].
life of disabled people in the environment without restrictions. It is necessary to understand the system of the rights, freedoms of disabled people and obligations based on the principles of the social state from the state which is legislatively enshrined in the constitution and other regulatory legal acts as legal status of the disabled person. Regulations of such acts determine the special status of disabled people including the additional special rights proceeding from extent of the restriction of physical capacities recognized in accordance with the established procedure. Authors propose measures for improvement of the social right.
Keywords: disabled; disability; disability rights; protection of the rights; The UN Convention on the Rights of Persons with Disabilities; social rights of the disabled; labor rights of disabled persons; the right to education; the welfare state.
Contact details: Lermontovskiy Ave 44/A, St. Petersburg, Russian Federation, 190103; (812) 313-39-41; [email protected].
Обращение к теме научной статьи связано с важнейшим вопросом, присутствующим сегодня в сфере правозащитной деятельности, особенно по отношению к такой социально незащищенной группе населения, как инвалиды. К актуальной проблеме для международного сообщества и для России относятся защита, поощрение и реализация прав инвалидов. По экспертным оценкам, «более миллиарда человек, или около 15% населения мира, живут с какой-либо формой инвалидности» [1, с. 8].
Международный правовой акт определяет, что «инвалиды — это лица с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями, которые при взаимодействии с различными барьерами могут мешать их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими» [2]. В каждом государстве инвалиды являются социально уязвимой группой и постоянно испытывают отрицательное отношение и адаптационные препятствия, которые не дают возможности им на равноправной основе успешно принимать участие в общественной жизни. Это осложняется и тем, что инвалиды в процессе осуществления своих прав зачастую сталкиваются со значительными нарушениями.
Международное сообщество и многие отдельные государства на протяжении нескольких десятилетий оставляли без внимания проблемы инвалидов. Защита прав инвалидов не рассматривалась как самостоятельный вопрос, а долгое время входила в состав единого национального вопроса, проблемы инвалидов решались многими странами исходя из первоочередных задач социальной политики, финансовых возможностей, отношения общества к правам человека и гражданина, к лицам, имеющим те или иные нарушения, связанные со здоровьем. Инвалидность на протяжении многих лет не относилась к правозащитной проблеме, а признавалась в большей части как совокупность проблем, связанных с оказанием медицинского обслуживания, помощи и реабилитации. Тем не менее, международное сообщество предпринимало суще-
ственные усилия по урегулирование комплексной проблемы социально незащищенного статуса инвалидов в социуме. Разрабатываются в XX в. международные договоры по правам человека, однако они учитывают только особенные нужды инвалидов, и тем самым не могут в значительной мере обеспечивать и защищать их права, а нормы рекомендательного характера, внесенные в специальные международно-правовые акты по социальной защите инвалидов, не могут в полном объеме гарантировать инвалидам полноценного участия в общественной жизни.
Сегодня ракурс первоочередных задач международного сотрудничества по защите инвалидов сильно сместился. Признание проблематики инвалидности и гарантий прав инвалидов на международном уровне, а также осознание мировым сообществом необходимости совершенствования взаимодействия государств в данной сфере социальных отношений произошло вследствие принятия Конвенции ООН о правах инвалидов [2; 16, с. 22] и Факультативного протокола к ней [3]. Указанные международные акты определили международные стандарты в сфере защиты прав рассматриваемой категории населения, закрепив их юридически императивный характер. Кроме этого, интересы и потребности инвалидов были учтены в 2013 г. Генеральной Ассамблеей ООН в перечне значимых мероприятий по осуществлению задач в сфере развития, обозначенных в Декларации тысячелетия ООН [4].
Проблемные вопросы поощрения и защиты прав рассматриваемой социально незащищенной категории населения, несмотря на предпринимаемые шаги в международном регулировании правового статуса инвалидов, актуальны и на сегодняшний день. Глобальные изменения, происходящие в настоящее время в мире, требуют переосмысления и переоценки международно-правовых ракурсов поощрения и защиты прав инвалидов, в том числе правового статуса инвалидов в обществе. В связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов в России осуществляется процесс приведения в соответствии с Конвенцией национального законодательства, подвергаются корректировке принципы государственной социальной политики в отношении защиты и обеспечения прав инвалидов. Правительством России на протяжении последних лет ведется планомерная работа по совершенствованию законодательства, направленная на улучшение положения инвалидов.
Различные точки зрения, используемые в науке международного права, на понимание терминов «инвалид» и «инвалидность», отражают научные подходы к понятию «инвалидность», которые представляют собой два способа взаимоотношений общества и такой категории населения: медицинский и социальный. Превалирование одного или другого способа взаимоотношений на определенном этапе развития государства находит отражение в закреплении понятий «инвалид» и «инвалидность» в международных документах. К концу XX в. акцент смещается с идеологии благотворительной деятельности и оказания медицинского содействия на признание равенства инвалидов с другими людьми и потребность изменения окружающей среды инвалидов в соответствии с их интересами. Кардинальный пересмотр точек зрения к определению дефиниций «инвалид» и «инвалидность» состоялся с принятием Конвенции о правах инвалидов, и она содержит императивные определения исследуемых понятий. В этом проявляется прогрессивное значение Конвенции по использованию динамичных конструктивных формулировок, что дает возможность государствам расширять категорию защищаемых лиц, совершенствовать внутреннее законодательство, учитывая изменения, происходящие в общественных воззрениях на данную проблематику.
Закономерно возникает вопрос при осуществлении исследования проблемных вопросов прав инвалидов о содержании такой правовой категории, как «права инвалидов». Считаем, что права инвалидов — это не специфические права, присущие только инвалидам. Данная правовая категория означает обязанности государства по обеспечению, развитию и защите имеющихся прав человека с учетом особенных потребностей инвалидов.
Анализ внутренних нормативных правовых актов позволил сделать вывод, что основные международные соглашения в сфере обеспечения и защиты прав человека по отношению к инвалидам принимаются во внимание не в полном объеме, и при составлении государствами национальных докладов перед ООН о соблюдении прав инвалидов и сегодня не рассматривают инвалидность в качестве особенного ракурса предоставления информации.
Принятие Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» [5] кардинальным образом поменяло подходы к разрешению проблемных вопросов, связанных с инвалидностью. Нормативная правовая регламентация правового статуса инвалидов согласно международным нормам и современным представлениями об инвалидности как о социальной проблеме позволяет утверждать, что произошли значительные изменения в теоретико-методических и практических подходах к концепции реабилитационного процесса. Одним из важнейших направлений является формирование комплекса многопрофильной реабилитации, которая позволяет решать вопросы интегрирования в общество людей с ограниченными возможностями.
С 1 января 2016 г. вступил в силу Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» [6], установивший правовые механизмы для поэтапного создания для инвалидов безбарьерной среды. Закон определил императивные правила для выполнения всеми собственниками недвижимых объектов и поставщиками услуг установленных законом требований по созданию инвалидам равных условий для жизни. Закон запрещает дискриминацию по признаку инвалидности.
Принятыми подзаконными актами создана правовая база для существенного увеличения границ, связанных с защитой прав инвалидов. С этой целью принято 36 нормативных правовых актов Правительства России и федеральных министерств. Определены порядок обеспечения доступности объектов, услуг и оказания помощи инвалидам во всех сферах их жизнедеятельности. В рамках приведения регионального законодательства в соответствие с Федеральным законом от 1 декабря 2014 г. № 419-ФЗ в 2015-2016 гг. принято 715 законодательных актов о внесении изменений в отдельные региональные законы, регулирующие правоотношения по предоставлению населению услуг в различных сферах.
Распоряжением Правительства России от 31 августа 2016 г. № 1839-р утверждена Концепция развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 г. [7]. Концепция призвана сформировать единые подходы к ранней помощи и объединить усилия различных ведомств (здравоохранения, образования, социальной защиты) с учетом накопленного регионами опыта и лучших практик.
С 2011 г. реализуется Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» [8], которая по решению Правительства России в 2015 г. продлена на период до 2020 г. Если в 2011-2012 гг. участниками программы были только три пилотных региона — Республика Татарстан, Саратовская и Тверская области, то в 2013 г. — 12 регионов, в 2014 г. — 75 регионов, в 2015 — 71 регион, в 2016 г. — 81 регион [9].
С целью неукоснительного выполнения Конвенции и требований законодательства Российской Федерации о доступности для инвалидов объектов и услуг Минтрудом России подготовлен и Правительством России внесен в Государственную Думу законопроект об установлении системы контроля и надзора за их соблюдением и наделении для этого контрольно-надзорными полномочиями соответствующих федеральных и региональных органов исполнительной власти.
Например, на федеральном уровне Ространснадзор будет контролировать выполнение требований доступности для инвалидов в сфере воздушного, автомобильного, городского наземного электрического и внутреннего водного транспорта, Росздравнадзор — в сфере здравоохранения и лекарственного обеспечения, Рособрнадзор — в образовательных организациях, Роструд — в учреждениях занятости и социальной защиты, Роскомнадзор — в сфере связи и информации.
На региональном уровне предусматривается установление уполномоченным органом контрольно-надзорных полномочий в сферах социального обслуживания; услуг легкового такси; доступности региональных объектов культуры; регионального жилищного надзора; регионального строительного надзора. Реализация данных мер направлена на улучшение условий интеграции в общественную жизнь не только инвалидов, но и большого круга маломобильных граждан.
Федеральным законом от 1 декабря 2014 г. № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов» также установлена необходимость формирования и ведения федерального реестра инвалидов. Оператором федерального реестра определен Пенсионный фонд России. Для формирования федерального реестра разработана информационная система, которая предусматривает для каждого инвалида доступ к личному кабинету. В нем будет отражаться информация о денежных выплатах, мерах социальной поддержки инвалида, о ходе реализации его индивидуальной программы реабилитации.
Система обеспечит создание единого информационного ресурса, который позволяет как самим инвалидам, так и различным заинтересованным органам власти и организациям пользоваться достоверными и актуальными сведениями. На первом этапе работы реестра, с 1 января 2017 г., в нем будут содержаться сведения, находящиеся в информационных системах федеральных учреждений медико-социальной экспертизы, ПФР, ФСС России, Роструда, Минздрава России, Минобрнауки России. Остальные сведения будут размещаться начиная с 1 января 2018 г.
В 2016 г. объем средств федерального бюджета на мероприятия по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации составил 29,3 млрд руб. Аналогичный объем финансирования сохранен и в 2017 г. Уровень обеспеченности инвалидов техническими средствами реабилитации, по оценкам Минтруда России, в 2016 г. будет не ниже уровня 2015 г., равного 86,6%.
Главнейшим элементом, характеризующим нашу страну как социальное государство и являющимся основой социальной политики, считается единая государственная система социального обеспечения граждан России. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 7) [10] «наличие системы социального обеспечения служит гарантией конституционного права граждан на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, а также потери кормильца» [11, с. 14-15]. Сущность рассматриваемой системы проявляется в наличии правового статуса инвалидов.
Под таким статусом следует понимать основанную на принципах социального государства систему прав, свобод инвалидов и обязанностей со стороны государства, законодательно закрепляемую в конституции и иных нормативных правовых актах. Нормы таких актов определяют специальный статус инвалидов, включающий дополнительные специальные права, исходя из степени ограничения физических возможностей, признаваемого в установленном порядке.
Проблема правового статуса инвалидов очевидна. «Без всестороннего и глубокого анализа данной проблематики невозможно построить комплекс эффективных мер по улучшению жизнедеятельности инвалидов, а также разработать нормативные правовые акты, дающие возможность инвалидам быть полноправными членами общественной жизни» [12, с. 155].
Социально-ориентированным государством является такой инструмент, связанный тесным образом с защитой прав и свобод лиц с ограниченными возможностями. Этот правовой инструмент ориентирован на решение социальных задач по реабилитации инвалидов, создание условий для включения их в полной мере в общественную жизнь. Любому государству необходимо пройти долгий и кропотливый путь, связанный с изменением отношения в обществе к инвалидам, но уже можно сказать, что в современной России появился новый курс, свидетельствующий о качественно новом уровне осознания проблематики инвалидов. За базу современного осознания проблематики инвалидов принята принципиально новая концепция инвалидности, согласно которой под инвалидом понимается лицо, имеющее некоторые ограничения в жизнедеятельности, а не только временное ограничение или утрату трудоспособности. В связи с вышесказанным обществом признается социальное происхождение проблематики инвалидности, и это означает, что государство находит и вырабатывает методы ее разрешения или смягчения последствий, ориентированные на взаимодействие с различными общественными структурами. Россия, как определено в Конституции, как социальное государство создает юридический механизм защиты прав инвалидов, средством которого является разработка реабилитационного подхода к проблематике инвалидности, разработка государством различных интеграционных программ по использованию потенциала инвалидов, внедрение реабилитационных программ и технологий, в том числе на уровне общественных организаций.
Одним из элементов правового статуса инвалидов является специальная правосубъектность. Она связана с порядком юридического закрепления наличия инвалидности, что создает возможность приобретения специальных прав (льгот) для инвалидов. Предоставляемые льготы отражают преимущества инвалидов в отличие от прав, установленных для всех граждан, либо предназначаются исключительно для инвалидов (или отдельных их категорий).
Таким образом, инвалидность является первопричиной, с которой тесным образом связано место правового статуса инвалида в системе правового статуса физического лица. Факт инвалидности удостоверяется согласно требованиям закона, что сочетается с принадлежностью к конкретной категории субъектов права социального обеспечения. Это предопределяет содержание правового статуса инвалидов. Признаками самого понятия инвалидности можно назвать определенные законом критерии ограничения жизнедеятельности, они же одновременно характеризуют правовой статус инвалидов.
Правовой статус инвалидов, по нашему мнению, является комплексным правовым институтом. Во-первых, это подтверждается тем, что нормы, входящие в рассматриваемый правовой институт, касаются реализации функций
социального государства, то есть общие нормы социальной защиты инвалидов. Во-вторых, в него включаются и нормы, определяющие РФ как суверенное государство, то есть нормы специальной направленности, по защите особой категории граждан — инвалидов. В-третьих, нормами данного комплексного правового института урегулированы общественный и правовой статус инвалидов. Это связано с тем, что необходимо направлять законодательство в сфере защиты прав инвалидов на реализацию таких целей, как: ликвидация или полное возмещение ограничений в жизни инвалидов, вызванных стойким расстройством функций организма; поддержание социального статуса инвалидов; помощь в достижении материальной независимости и социальной приспособленности инвалидов.
В комплексный правовой институт «правовой статус инвалидов» входят многообразные права, которыми наделены инвалиды. Эти права классифицируются по группам исходя из сущности и ценности отражаемых в них потребностей. По рассматриваемому критерию можно выделить следующие группы прав: по социально-трудовой реабилитации; по медицинской реабилитации; по материальному обеспечению и обслуживанию. Суть выделения указанных групп состоит в том, что целевая направленность и исключительное предназначение их для инвалидов в совокупности образуют основополагающие и характеризующие элементы правового статуса инвалидов.
Несмотря на достижения последних пяти лет, законодательство в области защиты права инвалидов нуждается в дальнейшем совершенствовании. С целью обеспечения надлежащего уровня жизни инвалидов предлагаем внести следующие изменения в социальное законодательство РФ. Так, назрела необходимость принять единый нормативный правовой акт, представляющий базу для права социального обеспечения. Это позволит детально регламентировать правовой статус инвалида, закрепить принцип равных прав инвалидов и иных граждан, запретить дискриминацию граждан по причине инвалидности во взаимоотношениях с государственными органами власти и органами местного самоуправления, в сфере труда, в образовательных отношениях, в местах общественного пользования и др. Считаем актуальными разработку и рассмотрение законопроекта «Об инвалидах». Законопроект при детальной проработке не будет повторять положения действующих законов, а углубит правовые механизмы защиты прав инвалидов и их реализацию.
Предлагаем включить в компетенцию субъектов Российской Федерации из-за наличия сформированной правовой базы субъектов РФ по проблематике социальной защиты (реабилитации) инвалидов правовые вопросы действия механизма в сфере социальной защиты (реабилитации) инвалидов, организации и осуществления финансирования различных региональных реабилитационных мероприятий на территориях субъектов Российской Федерации. При этом следует учитывать социально-экономические, климатические и иные особенности в дополнение к федеральному перечню мероприятий по реабилитации, предоставлению технических средств реабилитации и услуг в отношении инвалидов. Система Федерального закона «О социальной защите инвалидов» не содержит норм, определяющих компетенцию органов местного самоуправления в области социальной защиты инвалидов.
Считаем необходимым совершенствование порядка начисления пенсий по инвалидности, введение показателей, лежащих в основе для исчисления пенсий всем категориям инвалидов, что должно повлечь обеспечение достойного уровня жизни. Значимым будет и дополнение пенсионного законодательства Российской Федерации нормой, позволяющей увеличивать размер пенсии инвалида исходя
из количества иждивенцев, находящихся на его попечении. В соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2000 г. № 122-ФЗ «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации» [13] отменено правило, что специальные рабочие места для инвалидов финансируются за счет бюджетных средств, поэтому возникла необходимость принять эффективные меры по разработке механизма создания условий для инвалидов, связанных с получением требуемых умений, профессий, навыков. Все перечисленное необходимо для самостоятельной трудовой деятельности на рынке труда. На сегодняшний день затруднена реабилитация людей с ограниченными возможностями, так как исключена реализация льготной финансово-кредитной политики, касающейся специализированных хозяйствующих субъектов, применяющих труд инвалидов, общественных объединений инвалидов, что ранее являлось гарантией трудовой занятости инвалидов.
Правоприменительная практика показала, что нуждаются в более четкой регламентации правовые механизмы, заложенные в Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» [5], касающиеся занятости инвалидов, так как многочисленная часть инвалидов, получивших трудовые рекомендации, претерпевает сложности при трудоустройстве. Не производится квотирование рабочих мест для замещения должностей инвалидами во многих регионах Российской Федерации. На законодательном уровне необходимо очертить круг органов государственной власти, несущих ответственность за внедрение на практике механизмов социальной защиты инвалидов, решить вопрос о нормативно-правовом закреплении обязанностей органов государственной власти в создании необходимых условий к доступу инвалидов без препятствий к различным инфраструктурам инженерной, транспортной и социальной направленности, по пригодности транспортных средств, средств связи, информации и иных социальных объектов к возможностям инвалидов.
Целесообразно предложить изменения в Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании» [14], связанные с обеспечением права на образование лиц с физическими ограничениями здоровья, а именно направленные на закрепление права детей такой социальной группы на получение коррек-ционной адаптации в любом возрасте; создающие механизмы особых условий для обучения и воспитания лиц с физическими ограничениями здоровья в различных по типам образовательных учреждениях; вводящие финансовую обязанность бюджетов субъектов Российской Федерации нести дополнительно расходы, предопределенные особенностями обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе затраты на создание специальных условий для их обучения и воспитания, на содержание обучающихся в образовательных учреждениях [15, с. 160].
Целесообразно, по мнению авторов, возвратиться к порядку определения группы инвалидности, а не применять понятие «степень утраты трудоспособности», так как инвалиды разных степеней на практике получают более легкую степень ограничения способности к труду. На практике распространены ситуации, в которых фактически нетрудоспособные инвалиды признаются трудоспособными, и, как следствие, уменьшается размер пенсии по инвалидности. Одновременно для инвалидов резко усложняется возможность для устройства по трудовому договору, так как было отменено обязательное квотирование для их занятости в субъектах малого и среднего бизнеса, а также исключены из законодательства штрафные санкции за нарушение этой квоты. Сегодня организации малого и среднего бизнеса имеют возможность на законных основаниях не нанимать на работу инвалидов. Таки образом, уничтожена система трудоустройства инвалидов,
которая только стала развиваться. В ходе исследования нормативной правовой базы по рассматриваемой проблематике авторы пришли к выводу, что нормами отечественного права в недостаточной степени урегулированы отношения в области системы превентивных мер в отношении инвалидности, информационного освещения решения проблематики инвалидности и инвалидов, создания и функционирования организационного механизма социальной защиты лиц, взявших на себя заботу об инвалидах.
Предложение на международном уровне состоит в том, что следует дополнить Конвенцию о правах инвалидов специальными нормами, обеспечивающими гарантии принятия решений о помещении инвалидов с нарушениями психического здоровья в специализированное психиатрическое учреждение только на основании судебного решения. Необходимо закрепить права таких инвалидов на защиту интересов через представителя, на информацию о характере и протекании заболевания, лечебных методах, используемых лекарственных препаратах; регламентировать обязанность государств по созданию независимого надзора за специализированными учреждениями, в которых содержатся лица с нарушениями психического здоровья.
литература
1. Всемирная программа действий в отношении инвалидов» (принята Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 03.12.1982 № 37/52) // Всемирная программа действий в отношении инвалидов. Нью-Йорк: Организация Объединенных Наций, 1983. С. 1-61.
2. Конвенция ООН о правах инвалидов: принята Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 г. № 61/106 // Собрание законодательства РФ. 2013. 11 февраля. № 6. Ст. 468.
3. Факультативный протокол к Конвенции о правах инвалидов (Нью-Йорк, 13 декабря 2006 г.) [Электронный ресурс]. URL: http://cdep.ru/mps/02-08-02.html (дата обращения: 22.02.2017).
4. Декларация тысячелетия ООН [Электронный ресурс]: принята резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 8 сентября 2000 г. № 55/2. URL: http://www.un.org/ru/documents/ decl_covn/declaration/summitdecl.shtml (дата обращения: 22.02.2017).
5. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: Федеральный закон от
24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ (ред. от 28.11.2015, с изм. от 14.12.2015) // Российская газета. 1995. 2 декабря.
6. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов: Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. № 419-ФЗ (ред. от 29.12.2015) // Собрание законодательства РФ. 2014. 8 декабря. № 49. Ч. VI. Ст. 6928.
7. Об утверждении Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года: Распоряжение Правительства РФ от 31 августа 2016 г. № 1839-р // Собрание законодательства РФ. 2016. 12 сентября. № 37. Ст. 5510.
8. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы: Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2015 г. № 1297 (ред. от 24.01.2017) // Собрание законодательства РФ. 2015. 7 декабря. № 49. Ст. 6987.
9. Официальные данные Министерства труда и социального развития «Итоги года: социальная защита инвалидов» [Электронный ресурс]: обзор от 29 декабря 2016 г. URL: http://www.rosmintrud.ru/social/invalid-defence/362/ (дата обращения: 22.02.2017).
10. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Российская газета. 1993.
25 декабря.
11. Салагай О. О. Некоторые международно-правовые и сравнительно-правовые аспекты дееспособности лиц, страдающих психическими заболеваниями // Медицинское право. 2010.№ 1. С. 12-18.
12. Международная и внутригосударственная защита прав человека: учебник / под ред. Р. М. Валеева. М.: Статут, 2011. 830 с.
13. О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации: Федеральный закон от 7 августа 2000 г. № 122-ФЗ (ред. от 29.12.2012) // Российская газета. 2000. 11 августа.
14. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015) // Российская газета. 2012. 31 декабря.
15. Полубинская С. В. Международно-правовые гарантии прав лиц с психическими расстройствами // Международное право и международные организации. 2013. № 4. С. 145-168.
16. Овсюк А. М. Конвенция ООН о правах инвалидов — важный договор для защиты уязвимых групп населения // Юрист-международник. 2007. № 3. С. 20-26.
УДК 355.02
А. А. Агабабян i
Правовые аспекты военно-политического сотрудничества россии и Армении в контексте организации договора о коллективной безопасности
A. A. Agababyan. Legal aspects of a military and political cooperation of Russia and Armenia in the context of the Collective Security Treaty
Organization (CSTO)
Автор статьи рассматривает основные этапы формирования Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), ее функции, стратегию, проблемы целей и единства, работу по урегулированию различных конфликтов и развитие доктриналь-но-правовой основы миротворчества. В статье показано, как уже на начальном этапе существования Республика Армения связала вопросы обеспечения собственной национальной безопасности с системой коллективной безопасности при доминирующем участии Российской Федерации. Внешнеполитическая многовекторность в области охраны границ и обеспечения военной безопасности РА обусловлена принципом ком-плементарности. Армения в обозримом будущем не намерена подавать заявку на
The author considers the main stages of forming of the Collective Security Treaty Organization (CSTO), its function, strategy, problems of the purposes and unity, work on settlement of various conflicts and development of the doctrinal legal basis of peacemaking. In article it is shown how at the initial stage of existence the Republic of Armenia has connected questions of ensuring own national security with the system of collective security with the dominating participation of the Russian Federation. The multi-vector of foreign policy in the field of protection of borders and ensuring military safety of RA is caused by the principle of a complementarity. Armenia in the near future will not intend to submit the application for membership in NATO and is aimed to follow strict-
Армен Артурович Агабабян — аспирант Института философии, социологии и права Национальной академии наук Республики Армения (Республика Армения, г. Ереван). © Агабабян А. А., 2017