УДК 34
Гупалова Елена Юрьевна Gupalova Elena Yurievna
Студент Student
Белгородский государственный университет Belgorod State University
ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ С УЧАСТИЕМ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН
PROBLEMS OF LEGAL REGULATION OF LABOR RELATIONS
WITH THE PARTICIPATION OF FOREIGN CITIZENS
Аннотация: Статья посвящена рассмотрению трудового законодательства в рамках международного частного права. На основе анализа действующих нормативно-правовых актов выработан возможный вариант устранения пробелов в правовом регулировании трудовых отношений с участием иностранных граждан.
Abstract: This article is devoted to the consideration of labor legislation in the framework of private international law. Based on the analysis of the current regulatory legal acts, a possible option has been developed to eliminate gaps in the legal regulation of labor relations with the participation of foreign citizens.
Ключевые слова: трудовое законодательство, иностранный гражданин, трудовые отношения, коллизионная норма.
Key words: labor legislation, foreign citizen, labor relations, conflict of laws
rule.
На сегодняшний день все активнее и активнее развиваются торговые отношения между странами, создаются международные компании. В этой связи увеличивается число случаев, когда привлекаются специалисты как российского, так и зарубежного рынка труда для осуществления различной деятельности. Поэтому является необходимым проанализировать текущее состояние правового
регулирования трудовых отношений, в которых одним из субъектов выступает иностранный гражданин.
Существующие трудовые отношения с участием иностранцев в науке условно делят на три группы:
1) В зависимости от субъектного состава можно выделить отношения с участием работника - гражданина РФ и работодателя -гражданина другого государства и наоборот.
2) По объекту отношения делятся в зависимости от места осуществления трудовой деятельности. Так, выделяют отношения, возникающие на территории России и отношения, возникающие на территории иного государства
3) Также выделяют отношения, связанные с установлением юридического факта, например, подтверждение трудового стажа на территории иностранного государства.
Важно отметить, что трудовые отношения носят и частноправовой, и публичный характер. Двойственность природы трудовых отношений обусловлена необходимостью соблюдения баланса интересов работников и работодателей. Поэтому эффективное правовое регулирование в сфере трудовых отношений возможно при наличии прочной законодательной базы.
Международные акты являются неотъемлемой частью системы источников международного частного трудового права. Международная организация труда (далее по тексту - МОТ), является одновременно правозащитной и правотворческой организацией в сфере охраны трудовых и социальных прав. Принятые Международной организацией труда конвенции устанавливают общие принципы и стандарты охраны труда. Россией было ратифицировано большинство конвенций МОТ, запрещающих принудительный труд,
провозглашающих равенство труда женщин и мужчин, закрепляющих право создавать профессиональные союзы и многие другие.
Помимо конвенций МОТ также существует большое количество договоров, заключенных между Российской Федерацией и иностранными государствами. Данные двусторонние и многосторонние соглашения направлены на урегулирование вопросов, связанных с трудоустройством физических лиц на работу. Как правило, соглашения устанавливают правила приема на работу в различных организациях.
Например, Постановление Правительства РФ от 25.07.2000 № 557 «О подписании Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о временной трудовой деятельности граждан Российской Федерации в Китайской Народной Республике и граждан Китайской Народной Республики в Российской Федерации» [6] призвано урегулировать отношения между государствами в области охраны труда граждан обеих стран.
На национальном уровне ключевым законодательным актом в рассматриваемой сфере является Трудовой кодекс Российской Федерации [2]. В отличие от других кодифицированных актов, он не содержит норм, восполняющих в полной мере пробелы в коллизионно-правовом регулировании отношений в сфере труда, осложненных иностранным элементом. Вместо этого данный нормативно-правовой акт закрепляет исключительно общие положения, согласно которым трудовое законодательство распространяется в том числе и на иностранцев, а также на лиц без гражданства, если они осуществляют свою деятельность на территории России.
Такой пробел в законодательстве выглядит довольно странно, особенно с учетом того, что некоторые другие кодифицированные акты содержат положения, регулирующие отношения, в которых присутствует иностранный элемент. Так, Семейный кодекс содержит целый раздел, который направлен на регулирование семейных отношений, в которых одним из субъектов выступает иностранец, речь идет о положениях раздела VII [3].
Другим примером является Кодекс торгового мореплавания. Пункт второй статьи 416 КТМ РФ предусматривает интересующее нас положение, которое закрепляет, что если стороны не выбрали применимое к отношениям право, то привязкой, позволяющей определить применимое право к отношениям, является флаг судна [4]. В случае не совпадения места регистрации судна и используемого флага, последний все равно используется в качестве привязки [7].
Необходимо учитывать, что одним из важных факторов выбора трудового договора являются условия труда. В данном случае подразумевается, что соглашение никоим образом не должно приводить к отступлению от условий труда в неблагоприятную для работника сторону. При этом за основу берутся положения об условиях труда того государства, правом которого должны регулироваться трудовые отношения при отсутствии соглашения сторон о подлежащем применению праве.
Говоря о национальном регулировании нельзя не затронуть Федеральный закон № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Данный нормативно-правовой акт позволяет устранить часть спорных моментов, связанных с отсутствием в кодифицированном акте трудовых норм, касающихся иностранцев [8]. Статья 13 Федерального закона № 115-ФЗ закрепляет очень важное положение, позволяющее иностранцам самостоятельно
определять свою трудовую деятельность [5]. Практически отсутствуют какие-либо ограничения, за исключением установленных законом. Данная норма аналогична с положениями Конституции РФ о свободе труда. Однако есть изъятия.
Закон устанавливает ограничения и запреты иностранным гражданам заниматься определенной деятельностью. Наиболее ярким примером является ситуация с государственной службой: гражданин иностранного государства не вправе занимать должность судьи, прокурора, следователя, а также быть назначенным на государственную и муниципальную службу. Целью этих ограничений является, прежде всего, обеспечение безопасности государства, защита его интересов.
В зарубежном законодательстве установлена привязка к месту осуществления трудовой деятельности, то есть применяется закон страны, в которой работник фактически исполняет свои трудовые функции. Данное правило было закреплено в Римской конвенции 1980 года о праве, применимом к договорным обязательствам [1]. Но также существуют иные коллизионные привязки, например, личный закон работодателя или место заключения трудового договора.
Спорным остается вопрос о применении принципа автономии воли в сфере регулирования трудовых отношений. Например, в Германии, Великобритании, Канаде и ряде других стран закон допускает выбор применяемого права. Российский же законодатель закрепил возможность выбора права только в ст. 416 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации [4] в отношении членов экипажа судна. Иных норм, позволяющих обеспечить выбор применяемого права, в сфере труда, в российском законодательстве не предусмотрено.
Отсюда возникает необходимость в более детальном урегулировании рассматриваемых трудовых отношений. Одним из возможных способов решения проблемы урегулирования таких отношений может стать внесение изменений в Трудовой кодекс РФ, которые бы закрепили новые коллизионные нормы. При этом главная задача таких изменений - восполнить пробел в международном частном трудовом праве. Наиболее целесообразным было бы предусмотреть закрепление принципа автономии воли, предоставить возможность работнику и работодателю определить право страны, которое будет применяться к трудовым отношениям. Однако такие изменения требуют длительных обсуждений и разработки соответствующего проекта, но открываемые перспективы позволят лучшим образом регулировать рассмотренные в работе общественные отношения.
Библиографический список:
1. Конвенция о праве, применимом к договорным обязательствам> [англ.] (Вместе с <Протоколом>, <Совместными заявлениями>) (Заключена в г. Риме 19.06.1980) (с изм. от 17.06.2008) // СПС КонсультантПлюс
2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 22.11.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.11.2021) // СПС КонсультантПлюс
3. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 02.07.2021) // СПС КонсультантПлюс
4. Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 № 81-ФЗ (ред. от 11.06.2021) // СПС КонсультантПлюс
5. Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25.07.2002 № 115-ФЗ (последняя редакция) // СПС КонсультантПлюс
6. Постановление Правительства РФ от 25.07.2000 № 557 «О подписании Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о временной трудовой деятельности граждан Российской Федерации в Китайской Народной Республике и граждан Китайской Народной Республики в Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс
7. Решение Железнодорожного районного суда г. Ростова-на-Дону от 29.05.2020 г. по делу № 2-2972/2019 [Электронный ресурс] URL: https://sudact.ru/regular/doc/zKyBaDO2XeHw (дата обращения 20.12.2021)
8. Когониа, Р. Д. Проблемы коллизионно-правового регулирования трудовых отношений, осложненных иностранным элементом, в РФ / Р. Д. Когониа. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 18 (360). — С. 405-409. — URL: https://moluch.ru/archive/360/80544/ (дата обращения: 03.12.2021)