УДК 331
Семенова А.В. к.ю.н.
доцент
кафедра служебного и трудового права Поволжский институт управления имени П.А. Столыпина
Российская Федерация, Саратов
ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА ИНОСТРАННЫХ РАБОТНИКОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Аннотация: миграционная политика России является одной из наиболее сложных и спорных тем, с которой сталкивается государство в настоящее время. Это связано как с текущими факторами, такими как отток значительного числа граждан России за рубеж в 2022-2023 гг., так серьезным фактором, действующим задолго до озвученного периода -глобализацией мира и ростом международной миграции. Как известно, трудовая миграция является одним из значимых видов миграции населения в целом, вместе с тем данный вопрос имеет определенные сложности правоприменительного толка. В статье автор рассматривает основные проблемы правового регулирования труда иностранных граждан в Российской Федерации.
Ключевые слова: миграционная политика, труд иностранных граждан, квотирование рабочих мест, иностранные работники
Semenova A. V. Candidate of Law, Associate Professor of the Department of Service and Labor Law Volga Region Institute of Management named after P.A. Stolypin
PROBLEMS OF LEGAL REGULATION OF THE WORK OF FOREIGN WORKERS IN MODERN CONDITIONS
Abstract: Russia's migration policy is one of the most complex and controversial issues that the state is currently facing. This is due both to current factors, such as the outflow of a significant number of Russian citizens abroad in 2022-2023, and to a serious factor operating long before the announced period -the globalization of the world and the growth of international migration. As you know, labor migration is one of the significant types of migration of the population as a whole, however, this issue has certain law enforcement difficulties. In the article, the author examines the main problems of legal regulation of the work of foreign citizens in the Russian Federation.
Keywords: migration policy, labor of foreign citizens, job quotas
В настоящий момент Российская Федерация претерпевает серьезные изменения, сказывающиеся на всех аспектах ее существования и деятельности, в том числе на миграции населения. Происходящие в Российской Федерации миграционные процессы неизбежно требуют корректировки миграционной политики. В подтверждение данного тезиса можно отметить, что 12 мая 2023 года Президент РФ Владимир Путин подписал указ об изменениях в Концепцию миграционной политики России на 2019-2025 годы. В документе, опубликованном на официальном сайте правовой информации, содержится пункт, согласно которому Правительство Российской Федерации должно принять дополнительные меры для создания в стране привлекательных условий для жизни, чтобы меньше россиян уезжали за границу. «В 2022 году под влиянием изменившихся социально-экономических условий увеличился миграционный отток населения России за рубеж. В связи с этим требуется принятие дополнительных мер по созданию привлекательных финансовых, социальных и иных механизмов сохранения человеческого капитала».
Государственная миграционная политика Российской Федерации представляет собой сложный комплекс мер и направлений, осуществление которых требует сотрудничества множества государственных органов на различных уровнях. Учитывая многонациональность и религиозное многообразие России, ее привлекательность для международных мигрантов, а также географическую обширность и неравномерное развитие регионов, реализация государственной миграционной политики сталкивается с рядом сложностей. Это создает трудности в оценке степени реализации миграционной политики на региональном уровне, а также в отслеживании взаимодействия различных уровней власти по вопросам миграции в Российской Федерации в целом.
Миграционная политика России - одна из наиболее сложных и спорных тем, с которой сталкивается государство в настоящее время. Это связано как с текущими факторами, такими как отток значительного числа граждан России за рубеж в 2022-2023 гг., так серьезным фактором, действующим задолго до озвученного периода - глобализацией мира и ростом международной миграции.
Как известно, трудовая миграция является одним из значимых видов миграции населения в целом, вместе с тем данный вопрос имеет определенные сложности правоприменительного толка.
По данным Росстата в Российскую Федерацию с целью осуществления трудовой деятельности в 2023 году всего въехало 15 477 848 иностранных граждан и лиц без гражданства. Из них с целью трудоустройства - 4 512 370 человек, что по сравнению с 2022 годом больше на 1 023 114 человек7.
7
Росстат официальный сайт // https://docs.yandex.ru/docs/view?url=ya-
browser%3A%2F%2F4DT1uXEPRrJRXШFoewmHTKGCPTF-
axxohBnF0 JXWNpWgwUskj41AM7iVKC4yП9vRk743KdXkBcWObCCPyr7RcvafpVTjfbOЮUsmp962maA2 DnCtvBckScFVNmDAAxFHF4k6TqtSbAhCa2MY8g%3D%3D%3Fsign%3D10x-Y -
Основной поток иностранной рабочей силы в Российскую Федерацию приходится из стран СНГ - в 2023 году данная цифра составила 4 362 196 человек.
Правовую основу, регулирующую труд иностранных граждан в Российской Федерации составляют Конституция РФ, Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан», Трудовой кодекс РФ.
В силу части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры России являются составной частью ее правовой системы и обладают высшей юридической силой по отношению к федеральным законам. Данная норма также содержится в части 1 статьи 10 Трудового кодекса РФ.
Ряд международных договоров Российской Федерации с иностранными государствами закрепляет положения о трудовых отношениях в данных странах. Так, например, между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики заключено Соглашение о временной трудовой деятельности граждан Российской Федерации в Китайской Народной Республике и граждан Китайской Народной Республики в Российской Федерации (Пекин, 3 ноября 2000 г.); в Соглашении между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан стороны договорились о порядке и условиях взаимодействия по осуществлению организованного набора и привлечения граждан Республики Узбекистан для осуществления временной трудовой деятельности в Российской Федерации (Москва, 5 апреля 2017 г.).
К сожалению, на сегодняшний день не урегулирован вопрос трудовых отношений российских работодателей с иностранными гражданами и лицами без гражданства, работающих за пределами территории Российской Федерации. Исключение составляют только дипломатические и иные представительства. Сложность в реализации взаимодействия с иностранными государствами по вопросам международной трудовой миграции возникает в последнее время в связи с отказом в оказании правовой помощи некоторыми иностранными государствами. Так, например, в 2024 году Латвия, Канада и Швейцария полностью отказались предоставлять правовую помощь России8. В связи с проведением специальной военной операции на Украине Международная организация труда (МОТ) приостановила техническое сотрудничество с Россией.9
Следует учитывать, что условия реализации права на труд иностранных граждан в Российской Федерации не одинаков. Дифференцированный подход
WuEtB7NokYtq8fYe0jgqYgJWFUMdklJWj 8гЕ%3Э&патс=Би1 пнцг 2023.xlsx&nosw= 1 (дата обращения: 10.11.2024).
8 Официальный сайт Генеральной прокуратуры РФ // Щр8://ерр. аспргое. gov.ru/web/gprf/mass-media/news?item=98370353 (дата обращения: 28.12.2024)
9 Международная организация труда объявила о приостановке технического сотрудничества с РФ // https://tass.m/mezMunarodnava-paшrama/Ш58635?utm source=vxnews&utm medium=desktop (дата обращения: 26.12.2024)
зависит от гражданской принадлежности иностранного работника (например, гражданам Белоруссии, Казахстана, Кыргызстана, Армении не требуется получение разрешения на работу в Российской Федерации в силу заключенного Соглашения), возраста иностранного работника и режима его пребывания на территории Российской Федерации.
Так, для иностранных работников, пребывающих на территорию РФ в порядке получения визы, установлена система квотирования рабочих мест. Правовую основу установления допустимой доли иностранных работников в различных отраслях экономики предусматривает п. 5 ст. 18.1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Его цель заключается в поддержание оптимального баланса трудовых ресурсов. Ежегодно Постановлением Правительства РФ утверждается необходимое количество квот. Так, в 2025 году квота, на привлечение квалифицированных иностранных работников, прибывающих в Россию на основании визы, установлена в размере 234,9 тыс. разрешений. Из них 93,8% от общей квоты - это квалифицированные рабочие для промышленных предприятий и инфраструктурных проектов10.
Например, в Саратовскую область в 2025 году ожидается прибытие 2005 иностранных работников, из них 2000 работников будут задействованы на швейном предприятии имеющие только начально образование11. Следовательно, справедливо возникает вопрос об уровне квалификации и социализации данных работников в конкретном субъекте. Проживать данные работники буду в общежитии. Учитывая, что квалифицированные иностранные работники, въезжающее по рабочей визе, трудятся непосредственно в тех компаниях, которые пригласили работника и оформили квоту под него, ответственность за их социализацию на наш взгляд так же должна ложиться на работодателя.
Таким образом, механизм квотирования позволяет обеспечивать «закрепление» работника за работодателем. Квалификация таких работников является одним из условий подтверждения квоты. Постановлением Правительства Российской Федерации утверждены правила распределения квоты на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в Российской Федерации комиссиями, формируемыми в субъектах Российской Федерации.12
10 Официальный сайт Министерства труда и социального развития РФ // https://mintrud.gov.ru/employment/migration/648(дата обращения: 26.12.2024)
11 Приказ Минтруда России № 680 от 9 декабря 2024 г. // https://mintrud.gov.ru/docs/mintrud/orders/2942(дата обращения: 26.12.2024)
12 Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2020 г. № 2345 (ред. 24.03.2023) «Об утверждении Правил определения, корректировки и перераспределения между субъектами Российской Федерации квоты на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в Российской Федерации, установления и использования ее резерва и Правил распределения квоты на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в Российской Федерации комиссиями, формируемыми в субъектах Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс
Согласно данным Правилам комиссия при принятии решения о выделении квоты либо об отказе в ее выделении по заявке-анкете руководствуется девятью критериями оценки иностранного гражданина. Среди которых есть подпункт об обучении не менее одного года по очной или очно-заочной форме в государственной образовательной организации высшего образования, государственной профессиональной образовательной организации или государственной научной организации, расположенных на территории Российской Федерации, по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам.
Считаем целесообразным внести изменения в подпункт «б» пункта 4 указанных Правил увеличив срок обучения с одного года до трех лет. Данное увеличение срока обучения оправдано с точки зрения социальной адаптации и интеграции предполагаемого иностранного работника на территории Российской Федерации. Поскольку процесс обучения предполагает не только освоение учебных дисциплин по искомой специальности, но и воспитательный процесс, изучение истории, культуры, традиционных и духовных ценностей, а также основ законодательства России. Таким образом, будущий иностранный работник легче адаптируется к российскому рынку труда.
Использованные источники:
1) Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета. 1993. № 237. 26 дек.; Российская газета. 2020. № 55. 16 мар.
2) Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197- ФЗ (ред. от 13.12.2024) // СПС КонсультантПлюс
3) Постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2020 г. № 2345 (ред. 24.03.2023) «Об утверждении Правил определения, корректировки и перераспределения между субъектами Российской Федерации квоты на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в Российской Федерации, установления и использования ее резерва и Правил распределения квоты на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в Российской Федерации комиссиями, формируемыми в субъектах Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс
4) Приказ Минтруда России № 680 от 9 декабря 2024 г. // https://mintrud.gov.ru/docs/mintrud/orders/2942 (дата обращения: 26.12.2024)