Научная статья на тему 'Проблемы правового регулирования наследования государственных наград, почетных и памятных знаков'

Проблемы правового регулирования наследования государственных наград, почетных и памятных знаков Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1111
184
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО / НАСЛЕДОВАНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ИМУЩЕСТВА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАГРАДА / ОБЪЕКТ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЙ / ПРИЗНАКИ КЛАССИФИКАЦИИ ВЕЩЕЙ / НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ БЛАГА / CIVIL LAW / INHERITANCE OF CERTAIN TYPES OF PROPERTY / THE STATE AWARD / THE SUBJECT OF CIVIL LEGAL RELATIONS / THE CLASSIFICATION OF SIGNS OF THINGS / INTANGIBLE BENEFITS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тимошин Ю. В.

Представлено исследование правового регулирования наследования государственных наград, почетных и памятных знаков. Проведен подробный анализ современного состояния законодательства о наследовании государственных наград, почетных и памятных знаков. Предложено научное определение государственной награды как объекта гражданских правоотношений. Статья представляет практический интерес и может быть использована в учебном процессе в высших образовательных учреждениях юридического профиля, а также в работе по дальнейшему совершенствованию законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEMS OF LEGAL REGULATION OF INHERITANCE OF STATE AWARDS, HONORARY AND COMMEMORATIVE PLATES

This paper is devoted to the study of legal regulation of inheritance of state awards, honorary and commemorative plates. In it the author conducts a detailed analysis of the current state of the law on inheritance of state awards, honorary and commemorative plates. It offers a scientific definition of «state awards» as the subject of civil legal relations. This article contains a number of conclusions and proposals that are practical and can be used in the learning process in higher educational institutions of the legal profile, as well as to further improve the existing legislation.

Текст научной работы на тему «Проблемы правового регулирования наследования государственных наград, почетных и памятных знаков»

ния чести и достоинства личности. Признание лица виновным в совершении преступления только в случае доказывания его вины в порядке, установленном законом, и после вступления в законную силу приговора суда обеспечивает, во-первых, верховенство судебной власти, а во-вторых, оно направлено на сохранение доброго имени граждан, в отношении которых еще не вынесен обвинительный приговор.

Таким образом, уважение чести и достоинства личности, как принцип уголовного судопроизводства, не реализуется в своих положениях изолированно, он тесно связан и взаимодействует со многими принципами уголовного процесса. Четкая взаимосвязь уважения чести и достоинства личности прослеживается и с такими принципами, как: неприкосновенность жилища, тайна переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, свобода оценки доказательств и т.п. Только реализация указанных принципов во взаимосвязи обеспечивает должный уровень защиты прав и законных интересов личности в сфере уголовного судопроизводства.

1 Далее - УПК.

2 См.: ГуськоваА.П. К вопросу о понятиях «охрана», «защита», используемых в российском уголовном судопроизводстве // Новый уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в действии: Сб. науч. ст. / Под ред. А.П. Гусько-вой. Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 2003. С. 5-6.

3 См.: Проценко В. Критерий систематизации принципов уголовного судопроизводства // Российская юстиция. 2005. № 1-2. С. 87.

4 См.: Добровольская Т.Н. Принципы советского уголовного процесса (Вопросы теории и практики). М.: Юридич. литература, 1971. С. 39.

5 См.: ЯкубМ.Л. О принципах советского уголовного процесса // Социалистическая законность. 1951. № 8. С. 34.

6 Уголовный процесс: Учебик / Под общ. ред. В.М. Лебедева. М., 2003. С. 53.

7 См.: Верещагина А.В. Конструктивные дефекты нормы ч.3 ст. 7 УПК РФ // Российская юстиция. 2005. № 9. С. 22.

8 См.: Москалькова Т.Н. Этика уголовно-процессуального доказывания (стадия предварительного расследования). М.: Спарк, 1996. С. 47.

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НАСЛЕДОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НАГРАД, ПОЧЕТНЫХ И ПАМЯТНЫХ ЗНАКОВ

Ю.В. ТИМОШИН, соискатель негосударственного некоммерческого образовательного учреждения высшего профессионального

образования «Гуманитарный институт»

Аннотация. Представлено исследование правового регулирования наследования государственных наград, почетных и памятных знаков. Проведен подробный анализ современного состояния законодательства о наследовании государственных наград, почетных и памятных знаков. Предложено научное определение государственной награды как объекта гражданских правоотношений. Статья представляет практический интерес и может быть использована в учебном процессе в высших образовательных учреждениях юридического профиля, а также в работе по дальнейшему совершенствованию законодательства.

Ключевые слова: гражданское право, наследование отдельных видов имущества, государственная награда, объект гражданских правоотношений, признаки классификации вещей, нематериальные блага.

THE PROBLEMS OF LEGAL REGULATION OF INHERITANCE OF STATE AWARDS, HONORARY AND COMMEMORATIVE PLATES

Y.V. TIMOSHIN,

aspirant Nonstate non-profit educational institution of higher vocational education «Humanities Institute»

Annotation. This paper is devoted to the study of legal regulation of inheritance of state awards, honorary and commemorative plates. In it the author conducts a detailed analysis of the current state of the law on inheritance of state awards, honorary and commemorative plates. It offers a scientific definition of «state awards» as the subject of civil legal relations. This article contains a number of conclusions and proposals that are practical and can be used in the learning process in higher educational institutions of the legal profile, as well as to further improve the existing legislation.

Key words: civil law, inheritance of certain types of property, the state award, the subject of civil legal relations, the classification of signs of things, intangible benefits.

Произошедшие в последние годы общественно-экономические перемены привели к пересмотру основ наследственного права, включая государственные награды, почетные и памятные знаки, которые долгое время находились вне гражданского оборота. Впервые государственные награды, почетные и памятные знаки как объекты гражданских прав были закреплены в ст. 1185 «Наследование государственных наград, почетных и памятных знаков» ГК, что позволяет рассматривать их в качестве объектов имущественного оборота и распространить на них нормы гражданского законодательства.

Ранее исследуемые правовые отношения носили государственно-правовой характер и были лишены имущественного элемента, а сами государственные награды, почетные и памятные знаки не считались имуществом в гражданско-правовом смысле этого слова. В настоящее время они признаны полноценными объектами гражданских правоотношений, пусть с определенными ограничениями и оговорками, но включенными в имущественный оборот.

Институт наследования государственных наград, почетных и памятных знаков введен в гражданское законодательство относительно недавно. Этим и объясняется отсутствие специальной литературы по теме исследования, а также судебной и нотариальной практики. Современная отечественная правовая наука сводится к комментаторству позитивного права, причем, как отмечает Д.А. Керимов, к «плохому комментаторству плохого законодательства, беспомощному обобщению беспомощной правоприменительной практики». По его оценке, тотальный кризис общества повлек за собой глубокий упадок и в право-ведении1.

Анализ правовых актов по наследованию государственных наград, почетных и памятных знаков позволяет разделить приведенную точку зрения и указать на противоречия.

Одним из противоречий в законодательстве о государственных наградах России и ГК в сфере правового регулирования их наследования является вопрос о правомерности отсылок положений, содержащихся в ст. 1185 ГК, к законодательству о государственных наградах России при разделении государственных наград на две группы, в зависимости от того, распространяется на них законодательство о государственных наградах России или нет. В юридической литературе бытует мнение, что основным нормативным актом о государственных наградах является Положение о государственных наградах РФ, утвержденное Указом Президента РФ от 2 марта 1994 г. № 442 (далее — Положение)2. С этим утверждением можно согласиться с определенной долей условности по следующим основаниям.

Во-первых, анализ законодательства позволяет сделать вывод о том, что лишь шесть из всех существующих в настоящее время российских наград со-

гласно Конституции РФ на законных основаниях могут называться государственными — звание Героя Российской Федерации3, медаль «Защитнику Свободной России»4, медаль «50 лет Победы в Великой Отечественной войне» (см. Закон РФ от 7 июля 1993 г. № 5336-1 «Об учреждении юбилейной медали «50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.») и три почетных звания «Летчик-космонавт Российской Федерации», «Заслуженный военный летчик Российской Федерации», «Заслуженный военный штурман Российской Федерации» (см. Закон РФ от 20 марта 1992 г. № 2555-1 «Об установлении почетных званий «Летчик-космонавт Российской Федерации», «Заслуженный военный летчик Российской Федерации», «Заслуженный военный штурман Российской Федерации»). Только они учреждены законами в отличие от других, которые предусмотрены указами Президента РФ в нарушение Конституции РФ (Президент РФ награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает почетные звания Российской Федерации — ст. 89 Конституции РФ).

Следует согласиться с мнением Б.С. Эбзеева о том, что «...учреждение государственных наград, как и почетных званий, являющихся разновидностью государственных наград, — полномочие федерального законодателя, а не Президента. Если в 1994 г. «указное» регулирование данной сферы отношений было вполне оправдано относительной неразвитостью правовой системы и пробельностью законодательства, то его сохранение в настоящее время едва ли можно считать отвечающим требованиям Конституции»5.

Во-вторых, следует согласиться с мнением Е.А. Суханова о том, что любые, содержащиеся в нормах ГК отсылки к «закону» (или «законодательству») означают отсылки только к федеральному закону6. Это правило выбрано законодателем не случайно. С его помощью не только подчеркивается различие в юридической силе гражданско-правовых актов, но и устанавливаются ограничения подзаконного нормотворчества в сфере гражданского права.

Законодательство о государственных наградах противоречиво и вызывает больше вопросов, чем ответов. Целый ряд формулировок, которые в нем содержатся, не соответствуют требованиям юридической техники. Да и сама ст. 1185 ГК, по мнению Ю.К. Толстого, далека от совершенства7. Как считает М.В. Телюки-на, «.очень важно установление перечня наград, на которые распространяется законодательство РФ о государственных наградах, а также определение порядка их передачи конкретным субъектам. Из действующего Положения на поставленные (и другие) вопросы ответов не следует. Безусловно, ст. 1185 ГК РФ и законодательство, принятое к моменту введения ее в действие, должны быть усовершенствованы и приведены в соответствие друг с другом»8.

Еще одной проблемой в сфере правового регулирования наследования государственных наград, требу-

ющей своего разрешения, является отсутствие в ГК легального определения государственных наград, почетных и памятных знаков как объектов гражданских прав, хотя они фактически присутствуют в гражданском обороте.

Необходимо разработать определение о понятии государственной награды в гражданско-правовом смысле. В качестве основы можно предложить следующее определение: «государственная награда — это материальный объект (движимая вещь), имеющий четко определенную форму, выраженную в виде ордена, медали, знака отличия, нагрудного знака, который носит строго персонифицированный характер, имеет индивидуальный номер и государственную регистрацию, закрепленные в документах, удостоверяющих награждение гражданина, способен удовлетворять его моральные и материальные потребности, а также выступать объектом в гражданском обороте».

При таком подходе государственные награды будут отвечать признакам вещи, так как они:

Ф несомненно, представляют собой материальные объекты, имеют четко определенную вещественную символическую форму, выраженную в виде ордена, медали, знака отличия, нагрудного знака. Примером может служить описание медали «Золотая Звезда» (см. Закон РФ от 20 марта 1992 г. № 2553-1 «Об установлении звания Героя Российской Федерации и учреждении знака особого отличия — медали «Золотая Звезда»). Она представляет собой пятиконечную звезду с гладкими двугранными лучами на лицевой стороне. Длина луча — 15 мм. Оборотная сторона медали имеет гладкую поверхность и ограничена по контуру выступающим тонким ободком. На оборотной стороне в центре медали расположена надпись выпуклыми буквами: «Герой России». Размер букв 2—4 мм. В верхнем луче — номер медали высотой в 1 мм. Медаль при помощи ушка и кольца соединяется с металлической позолоченной колодкой, представляющей собой прямоугольную пластинку высотой 15 мм и шириной 19,5 мм, с рамками в верхней и нижней частях. Вдоль основания колодочки идут прорези, внутренняя ее часть обтянута муаровой трехцветной лентой в соответствии с расцветкой Государственного флага РФ. Колодочка имеет на оборотной стороне нарезной штифт с гайкой для прикрепления медали к одежде. Медаль золотая, весом 21,5 г;

Ф носят строго персонифицированный характер: ими награждаются конкретные граждане и, более того, за конкретную выдающуюся заслугу(ги) перед государством. Награжденному вручается не только сама награда, но и документы, удостоверяющие факт его награждения. Так, лицам, удостоенным государственных наград, вместе с государственной наградой вручаются: Герою Российской Федерации — грамота Героя Российской Федерации, книжка Героя Российской Федерации, проездной билет и книжка талонов на право получения бесплатного проездного билета;

другим награжденным — удостоверение к государственной награде (п. 4 Инструкции о порядке вручения орденов, медалей, знаков отличия, нагрудных знаков к почетным званиям РФ, утвержденной распоряжением Президента РФ от 3 апреля 1997 г. № 96-рп);

Ф способны непосредственно удовлетворять материальные потребности гражданина путем предоставления награжденному прав, льгот и преимуществ имущественного (в том числе денежного) характера. Об этом, в частности, свидетельствует п. 1 ст. 1.1 «Право на льготы» Закона РФ от 15 января 1993 г. № 4301-1 «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров Ордена Славы», где закреплено положение о том, что «граждане, удостоенные званий Героя Советского Союза, Героя Российской Федерации или являющиеся полными кавалерами ордена Славы, имеют право на льготы, предусмотренные статьями 2—9 настоящего Закона, или на ежемесячную денежную выплату в порядке и размере, предусмотренных статьей 9.1 настоящего Закона, и льготы, предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи».

Как и всякую вещь, государственные награды можно классифицировать и по другим признакам, например:

Ф по оборотоспособности (ст. 129 ГК) государственные награды могут быть вещами либо изъятыми из гражданского оборота, либо ограниченными в гражданском обороте. Это следует из классификации государственных наград, закрепленной в ст. 1185. В п. 1 ст. 1185 государственные награды определены как изъятые из гражданского оборота вещи, хотя они могут передаваться другим лицам, но не по гражданско-правовым основаниям, а в ином порядке (см. пп. 12, 19 Положения). В п. 2 ст. 1185 ГК государственные награды выступают как ограниченные в гражданском обороте вещи. Их ограниченность в обороте заключается в том, что, во-первых, право собственности на них переходит только в порядке, установленном законодательством; во-вторых, они как объекты гражданских правоотношений могут переходить в собственность только среди ограниченного круга лиц (наследников) и не могут быть предметом договора купли-продажи;

Ф по естественным свойствам (ст. 130 ГК) государственные награды являются движимыми вещами, так как движимыми вещами признаются любые вещи, не отнесенные законом к недвижимости (п. 2 ст. 130);

Ф по способам юридической индивидуализации государственные награды являются индивидуально-определенными вещами, так как имеют конкретные, только им присущие характеристики и отличительные по содержанию признаки (например, Указом Президента РФ от 11 апреля 1992 г. знак особого отличия — медаль «Золотая Звезда» № 1 вручена летчику-космонавту С.К. Крикалеву). Государственные награды по возможности раздела без изменения

первоначального назначения (ст. 133 ГК) являются неделимыми вещами, так как невозможно разделить государственную награду на части. Так, если отделить звезду от колодочки знака особого отличия — медали «Золотая Звезда», то по отдельности и звезда, и колодочка не будут соответствовать описанию знака особого отличия — медали «Золотая Звезда» и потеряют свое первоначальное назначение;

Ф по степени сохранения потребительских качеств в процессе использования государственные награды являются непотребляемыми вещами, так как при использовании изнашиваются (амортизируются) постепенно, частично, в течение определенного длительного времени (от времени металл медали тускнеет, ткань на колодке медали выцветает и т.п.).

Согласно ст. 134 ГК одни государственные награды могут иметь признаки простых вещей (например, орден Мужества), а другие — сложных. Примером сложной вещи является орден Святого апостола Андрея Первозванного (см. Указ Президента РФ от 1 июля 1998 г. № 757 «О восстановлении ордена Святого апостола Андрея Первозванного»). Орден имеет знак, звезду, орденскую цепь и орденскую ленту, т.е. представляет собой совокупность разнородных предметов, связанных общим назначением. При этом ни один из предметов, входящих в состав ордена, не играет роли главной вещи по отношению к остальным.

Исходя из положений ст. 135 ГК (по юридическому значению) государственные награды можно классифицировать на главные вещи и принадлежности (например, государственная награда медаль «За отвагу» — главная вещь, а футляр (коробочка) от этой медали — принадлежность).

Государственные награды неразрывно связаны с таким объектом гражданских правоотношений, как нематериальные блага (ст. 150 ГК), содержание которых проявляется с пребыванием гражданина в социальной среде и которые принадлежат ему в силу закона. К числу таких нематериальных благ относятся честь, достоинство и деловая репутация. Они явно проявляются в момент награждения гражданина государственной наградой — высшей формой поощрения граждан за выдающиеся заслуги перед государством, когда у награжденного в ответ происходит повышение личной самооценки и осознание своих качеств, способностей и стремлений в связи с награждением.

Нематериальные блага имеют исключительно моральный аспект, не поддающийся какой-либо материализации по количеству или качеству. Нематериальные блага как объекты гражданских правоотношений подлежат защите от посягательств иных лиц. В зависимости от существа нарушенного нематериального блага и характера последствий этого нарушения применяются способы защиты, закрепленные ст. 12 ГК.

Еще одной проблемой правового регулирования наследования государственных наград является то, что ГК хотя и содержит гл. 65, посвященную насле-

дованию отдельных видов имущества, в том числе государственных наград, почетных и памятных знаков, которая определяет их оборотоспособность, содержание и границы права собственности, а также устанавливает, что наследники государственных наград, почетных и памятных знаков свободно осуществляют права владения, пользования и распоряжения ими, если это не противоречит законодательству о государственных наградах и не нарушает прав и законных интересов третьих лиц, но не определяет, в какой момент возникает основание права собственности на государственные награды у наследника умершего лица, награжденного государственными наградами, на которые распространяется действие законодательства о государственных наградах.

Согласно п. 12 Положения государственные награды и документы к ним лиц, награжденных посмертно, передаются для хранения как память одному из супругов, отцу, матери, сыну или дочери (наследникам). В случае смерти награжденных государственные награды и документы к ним остаются у наследников (см. Указ Президента РФ от 2 марта 1994 г. № 442 «О государственных наградах Российской Федерации»). Но поскольку законом обязанность по хранению не возлагается на их наследников, то государственные награды, на которые распространяется действие законодательства о государственных наградах, после смерти наследников награжденного лица — хранителей его наград теряют свой особый мемориальный статус и могут наследоваться на общих основаниях. А значит, такие наследники приобретают право собственности на государственные награды, на которые распространяется действие законодательства о государственных наградах.

И последнее — вопросы оценки стоимости государственных наград, почетных и памятных знаков. Какими законодательными нормами следует руководствоваться судам при определении рыночной стоимости государственных наград при разрешении наследственных споров? По мнению А.Ф. Ефимова, «когда наследников несколько, то между ними не исключены споры о праве каждого на получение части или всех наград умершего лица. При их разрешении важно, чтобы суды руководствовались не нормами наследственного права, а законодательством о государственных наградах. Нормативно этот вопрос в достаточной степени не урегулирован; сформулировано лишь общее положение о том, что награды и документы к ним остаются у наследников либо передаются им как акт памяти умершего. Видимо, приоритеты в достижении этой цели и должны быть положены в основу решения суда при разбирательстве такого рода споров. Соответственно не может быть присуждена денежная либо иная компенсация другим наследникам с лица, которому награды переданы по решению суда, несмотря на то что те или иные из них могут иметь значительную ценность, а в дальнейшем и пе-

реходить по наследству без каких-либо изъятий»9. Но это мнение противоречит ст. 1115 ГК, где говорится, что при отсутствии недвижимого имущества местом открытия наследства является место нахождения движимого имущества или его наиболее ценной части. Ценность имущества определяется исходя из его рыночной стоимости.

Немаловажным в правовом регулировании наследования государственных наград является вопрос, как определяется стоимость государственных наград, почетных и памятных знаков при выдаче свидетельства о праве на наследство для установления размера государственной пошлины за совершение нотариальных действий.

Таким образом, правовое регулирование наследования государственных наград, почетных и памятных знаков имеет ряд существенных пробелов и требует совершенствования законодательства в этой области. Проблемы могли бы быть разрешены путем принятия Федерального закона «О государственных наградах Российской Федерации» и внесения соответствующих дополнений в нормы ГК.

Литература

1. Киселева О.М. Поощрение как метод правового регулирования: Автореф. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2000.

2. Дуэль В.М. Государственные награды в российском праве (проблемы теории и практики): Автореф. ... канд. юрид. наук. М., 2005.

3. Трофимов Е.В. Государственные награды в Российской Федерации (правовые аспекты): Моногр. Хабаровск, 2007.

4. Белоцеркович Д.В., Полянский И.А. Государственные награды субъектов Российской Федерации (административно -правовое регулирование): Моногр. Хабаровск, 2007.

5. Керимов Д.А. О предмете и функциях философии права // Теория государства и права. Философия права: Мат-лы конф. Йошкар-Ола, 1999. С. 4.

6. Гуев А.Н. Постатейный комментарий к части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации. М., 2002 (ком. к ст. 1185).

7. Кушер Ю.Л. Государственные символы и награды Российской Федерации. М., 1999. С. 93.

8. Мурашов Г.А. Титулы, чины, награды. СПб., 2004.

9. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. В.Д. Зорькина, Л.В. Лазарева. М., 2009.

10. Гражданское право: В 4 т.: Учебник / Отв. ред. Е.А. Суханов. - М., 2007. Т 1. С. 96.

11. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть третья (постатейный) / И.В. Елисеев [и др.]; под ред. А.П. Сергеева. 2-е изд., перераб. и доп. — М., 2005.

12. Телюкина М.В. Комментарий к разделу V Гражданского кодекса Российской Федерации // Законодательство и экономика. 2002. № 8.

13. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть третья (постатейный) / Отв. ред. Н.И. Марышева, К.Б. Ярошенко. — М., 2004.

1 См.: Керимов Д.А. О предмете и функциях философии права // Теория государства и права. Философия права: мат-лы конф. Йошкар-Ола, 1999. С. 4.

2 См.: Гуев АН. Постатейный комментарий к части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации. М., 2002 (ком. к ст. 1185).

3 См.: Кушер Ю.Л. Государственные символы и награды Российской Федерации. М., 1999. С. 93.

4 См.: Мурашов Г.А. Титулы, чины, награды. — СПб.,

2004.

5 Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. В.Д. Зорькина, Л.В. Лазарева. М., 2009.

6 См.: Гражданское право: В 4 т.: Учебник / Отв. ред. Е.А. Суханов. М., 2007. Т. 1. С. 96.

7 См.: Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть третья (постатейный) / И.В. Елисеев [и др.]; под ред. А.П. Сергеева. 2-е изд., перераб. и доп. М.,

2005.

8 Телюкина М.В. Комментарий к разделу V Гражданского кодекса Российской Федерации // Законодательство и экономика. 2202. № 8.

9 Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть третья (постатейный) / Отв. ред. Н.И. Ма-рышева, К.Б. Ярошенко. — М., 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.