Научная статья на тему 'Методические рекомендации по оценке стоимости наград'

Методические рекомендации по оценке стоимости наград Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1120
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДОЛОГИЯ ОЦЕНКИ СТОИМОСТИ НАГРАД / ОСОБЕННОСТИ ОБОРОТА НАГРАД / НАГРАДЫ КАК МАТЕРИАЛЬНЫЕ ПРЕДМЕТЫ / ТОРГОВЛЯ НАГРАДАМИ / METHODOLOGY FOR ASSESSING THE COST OF AWARDS / FEATURES OF THE TURNOVER OF AWARDS / AWARDS AS MATERIAL ITEMS / TRADE IN AWARDS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Щепотьев Александр Викторович

Автор статьи анализирует положения нормативных правовых актов, регулирующих сферу гражданского оборота наград, в том числе наградного оружия. Рассматривает принципы и основные подходы к оценке наград, свободное обращение которых запрещено и разрешено. Делает вывод о том, что в настоящее время нормативное правовое регулирование и научно обоснованная методология оценки стоимости наград слабо развиты в нашей стране и предлагает методические рекомендации по оценке наград.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODICAL RECOMMENDATIONS FOR VALUATION OF AWARDS

The author of the article analyzes the provisions of normative legal acts regulating the sphere of civil circulation of awards, including premium weapons. He considers principles and basic approaches to the evaluation of awards, free circulation of which is prohibited and permitted. Concludes that at present, the normative legal regulation and scientifically based methodology for assessing the cost of awards is poorly developed in our country and offers methodological recommendations for the evaluation of awards.

Текст научной работы на тему «Методические рекомендации по оценке стоимости наград»

 Методические рекомендации по оценке стоимости наград

А.В. Щепотьев генеральный директор ООО «Консалтинговая группа «Новая Парадигма», член саморегулируемой организации аудиторов «Ассоциация «Содружество» дипломированный оценщик, член межрегиональной саморегулируемой некоммерческой организации «Общество профессиональных экспертов и оценщиков», доцент, кандидат экономических наук (г. Тула)

Александр Викторович Щепотьев, [email protected]

В продолжение темы оценки стоимости наград как особого объекта гражданского оборота в этой статье предложены рекомендации по оценке их стоимости.

Награды - особый объект гражданского оборота. Это обусловлено тем, что в наградах наиболее значимым является статус награды, а не ее материализованная сторона (лист бумаги (кортона), медаль, нагрудный знак, орден, кубок, статуэтка и т. д.). Необходимо отметить, что в российском законодательстве имеются прямо предусмотренные ограничения на куплю-продажу, обмен или иной оборот таких объектов. Такой запрет относится к государственным наградами, государственным премиям (и их материальным носителям), отдельным иным наградам.

Также имеет свою специфику оборот наградного оружия (холодного, огнестрельного и боеприпасов к нему). Эти ограничения обусловлены нормами Федерального закона от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ «Об оружии», статьей 222 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ), а также иными нормативными правовыми актами. Мы не будем детально анализировать вопросы оценки стоимости наградного оружия, поскольку это - тема самостоятельного исследования.

В России действует Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», в соответствии со статьей 1 которого к экстремистской деятельности (экстре-

мизму) относится «пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций».

С точки зрения наград и их оборота к ограничению, предусмотренному этим законом, может относиться оборот наград фашистской Германии, стран гитлеровской коалиции, которые могут быть найдены на местах боев поисковыми отрядами, храниться у ветеранов Великой Отечественной войны как военные трофеи, находиться в экспозиции музея в качестве атрибутов и символики побежденных во Второй Мировой войне стран и т. д. Демонстрирование или публичная экспозиция наград стран гитлеровской коалиции может иметь культурные, воспитательные или патриотические цели, однако правоохранительными органами или общественными организациями подобные действия могут быть восприняты как нарушение «буквы закона».

Вопросы востребованности и общественной необходимости оценки наград были подробно рассмотрены в статьях «Награды как особый объект гражданского оборота и предмет оценки» [4] и «Понятие «рыночная стоимость при ограничении свободного обращения» при оценке наград» [5].

В статье [5] подробно описывалось, в каких ситуациях может быть востребовано

определение стоимости наград, в том числе свободное обращение которых ограничено российским законодательством. Здесь же мы акцентируем внимание на двух случаях, поскольку, по нашему мнению, с учетом сложившихся взаимоотношений в обществе наиболее частыми и востребованными является оценка наград при их наследовании и взаимодействии музеев при обмене предметами из музейных фондов:

1) определение стоимости государственных наград при наследовании (физическими и юридическими лицами) с целью определения величины уплаты налогов. Государственные награды, на которые не распространяется законодательство о государственных наградах, входят в состав наследства и наследуются на общих основаниях. Согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 сентября 2010 года № 1099 «О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации» юбилейные медали Российской Федерации, награды, учреждаемые федеральными органами государственной власти и иными федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, общественными и религиозными объединениями, не являются государственными наградами Российской Федерации. В пункте 72 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» отмечено, что «в состав наследства входят и наследуются на общих основаниях все принадлежавшие наследодателю государственные награды, почетные, памятные и иные знаки, которые не входят в государственную наградную систему Российской Федерации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.11.2010 № 1099 «О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации. ... Государственные награды Российской Федерации, установленные Положением о государственных наградах Российской

Федерации, утвержденным названным Указом Президента Российской Федерации, которых был удостоен наследодатель, не входят в состав наследства (пункт 1 статьи 1185 ГГК РФ)»;

2) определение стоимости наград для учета, использования и отражения в регистрах бухгалтерского учета, оформлении документации и т. д., в том числе для музеев. Необходимость и востребованность учета и оценки наград для этих целей подтверждается наличием целого ряда соответствующих нормативных правовых актов, например: Федеральный закон от 26 мая 1996 года № 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» (ст. 6. Государственный учет музейных предметов и музейных коллекций, в том числе включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации), постановление Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1998 года № 179 «Об утверждении Положений о Музейном фонде Российской Федерации, о Государственном каталоге Музейного фонда Российской Федерации, о лицензировании деятельности музеев в Российской Федерации».

Потребность в экспертизе и оценке наград, имеющих культурную или историческую ценность, отмечается в ряде нормативных правовых актов.

Так, например, в письме Государственной налоговой службы Российской Федерации от 3 февраля 1993 года № ВЗ-6-04/62 «О местных налогах, сборах, пошлине и неналоговых платежах» говорится, что «ордена и медали могут иметь историческую, художественную или иную культурную ценность. Поэтому они должны быть подвергнуты экспертизе специальной комиссией. При этом ордена и медали, содержащие драгоценные металлы и драгоценные камни, должны направляться в Комитет драгметаллов при Минфине РФ или музейные учреждения. Предметы, признанные комиссией имеющими историческую, художественную или культурную ценность, переда-

ются безвозмездно музеям, библиотекам, архивам или иным учреждениям.

Что касается орденов и медалей умерших награжденных, то в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 февраля 1977 года № 5168-1Х они могут оставаться в семьях - как память применительно к гражданскому законодательству о порядке наследования или с согласия наследников могут быть переданы музеям. Если у умершего нет наследников, то ордена и медали возвращаются в Президиум Верховного Совета».

Аналогичная по сути норма содержится и в пункте 50 Указа Президента Российской Федерации от 7 сентября 2010 года № 1099 «О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации», согласно которому «в случае смерти награжденного лица государственные награды и документы к ним хранятся у наследников. При отсутствии наследников государственные награды и документы к ним подлежат возврату в Администрацию Президента Российской Федерации.

По решению Комиссии государственные награды и документы к ним умершего награжденного лица или лица, награжденного посмертно, могут быть переданы государственным или муниципальным музеям на постоянное хранение и для экспонирования с согласия наследников и при наличии ходатайства музея, поддержанного органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в ведении которого находятся вопросы сохранения культурного наследия, или по ходатайству федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находится музей.

Акт о принятии государственных наград на постоянное хранение и для экспонирования направляется музеем в Администрацию Президента Российской Федерации».

Возвращаясь к вопросу об оценке наград, отметим, что с учетом их основополагающих квалификационных признаков отдельными исследователями даются различные системы классификаций наград,

Однако единого мнения по этому вопросу нет. В статье [5] нами была предложена классификация наград с точки зрения возможности их свободного обращения (награды, свободное обращение которых запрещено и награды, свободное обращение которых не запрещено).

Награды могут присуждаться за спортивные достижения, культурно-массовые выступления, победу в различных конкурсах, высокие достижения в различных сферах деятельности, разработку и внедрение новых технологий, изобретений, многолетний труд, общественную деятельность и т. д.

Разными исследователями могут предлагаться различные классификационные признаки, различные классификации (с более или менее узкой детализацией). Но если рассматривать награды с точки зрения их гражданского оборота, то деление (классификацию) можно сузить до категорий «можно» и «нельзя», детализируя каждую с нужным уровнем глубины.

Теперь проанализируем, о каком виде стоимости при оценке наград может идти речь.

Что касается наград, свободное обращение которых не запрещено, целесообразно определять их рыночную стоимость. В отдельных случаях, например, когда речь идет о легитимной реализации наград в короткие сроки (предполагается реализация в короткие сроки залога имущества в целях обеспечения обязательства; продавец по каким-либо причинам желает или вынужден реализовать награды быстро; продавец не намерен заниматься процессом изучения рынка и т. д.), разумно определять ликвидационную стоимость наград.

Понятие ликвидационной стоимости в оценочной сфере деятельности раскрыто в Законе об оценочной деятельности, приказах Министерства экономического развития Российской Федерации от 20 мая 2015 года № 298 «Об утверждении Федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости (ФСО № 2)», от 17 ноября 2016 года № 721 «Об утверждении Федерально-

го стандарта оценки «Определение ликвидационной стоимости (ФСО № 12)» и других нормативных правовых документах.

Исходя из сложившейся практики определения ликвидационной стоимости наград скидка от величины рыночной стоимости может достигать 30-50 процентов.

Необходимо отметить, что награды как материальные вещи ценны для коллекционеров, музейных объединений, учреждений культуры, архивов и иных организаций, которые связаны с историей, культурой и т. д.

К сожалению, для многих людей награды представляют ценность лишь как стоимость драгоценного металла и драгоценных камней, если такая награда изготовлена из них. Многие люди, в руки которых попала награда, рассматривают ее как объект некоторого обогащения и предполагают продать этот предмет.

Некий рынок наград сформирован в коллекционном сообществе. Причем для обеспечения нужд коллекционного рынка функционируют аукционные дома, магазины или предприниматели, специализирующиеся на купле-продажи антиквариата, монет, бон, марок, наград и т. д. Субъектов, которые «по-настоящему» оценивают награды как историческую, фалеристическую или коллекционную ценность, относительно немного.

Говоря об оценке наград, целесообразно рассмотреть вопрос об их комплектности, а именно:

• непосредственно материальное воплощение награды (медаль, орден, бланк грамоты или благодарности, кубок, статуэтка и т. п.);

• наградные документы (например орденская книжка, удостоверение, выписка из протокола, решения о награждении);

• упаковка награды (футляр, коробочка соответствующих размеров, папка для бумаги соответствующего формата и т. д.).

При рассмотрении наград как предмета оценки также необходимо учитывать лицо,

которое подписала наградной документ. Этот аспект влияет на стоимость награды так же, как автограф известного (или не очень известного) политического или общественного деятеля соответствующего уровня. Конечно, подпись на юбилейные или памятные медали (государственные, региональных органов власти, общественных организаций и т. д.) наносится на наградной документ типографским способом. Однако вероятность того, что на наградные документы немассового характера поставлена подпись самостоятельно, собственноручно соответствующим уполномоченным лицом, достаточна высокая. Стоимость автографа известного человека (в данном случае на наградном документе) напрямую зависит от его роли в обществе и культурной жизни страны или мира. Кроме того, стоимость будет колебаться в зависимости от того, жив или умер человек, поставивший свою подпись.

Для примера приведем следующие данные. Автограф или подпись на документе (в том числе наградном) В.И. Ленина (оставившего огромный след в истории человечества как первый руководитель государства советского профиля) может стоить 3-7 миллионов рублей. Автограф Президента Российской Федерации В.В. Путина, по различным оценкам, может стоить 50-700 тысяч рублей. Эти сведения легко найти в открытых источниках информации.

Теперь проанализируем применение подходов к оценке наград.

Затратный подход

Применение затратного подхода к оценке наград будет базироваться на стоимости материала, из которого сделана награда, работы дизайнера (медальера, разработчика дизайна и т. д.), определяемая с учетом тиража выпуска наград, а также на стоимости изготовления награды.

Применение методов оценки затратного подхода может быть обосновано при оценке наград современных общественных и

коммерческих организаций, наград в виде кубков, статуэток и т. д. Для раритетных наград, выпуск которых давно не осуществляется, применение затратного подхода малоприменимо и не очень эффективно. Таким образом, при оценке наград затратный подход не имеет главенствующего значения, но он может быть использован для определения нижнего значения величины стоимости награды.

Стоимость награды не может быть ниже стоимости драгоценного или полудрагоценного металла (например серебро, золото, платина), из которого она сделана. Этот принцип может быть обоснованными (и применяется) для наград, имеющих массовый выпуск.

Затратный подход при оценке стоимости наград может быть использован с более высокой степенью точности при наличии информации о расходах и трудозатратах на разработку дизайна, производственный выпуск наград с учетом накладных расходов производителя и т. д. Такая информация малодоступна, и ее получение в ходе оценки будет затруднительно. Именно поэтому применение затратного подхода к оценке наград, вероятно, будет не в полной мере объективно. Вместе с тем использование методов затратного подхода позволит определить минимальное значение стоимости награды (не ниже, чем на ее изготовление). Также они могут быть применены для оценки современных наград, в том числе общественных или коммерческих организаций, массовых тиражей наград (особенно юбилейных и памятных) местных или региональных органов власти.

Для понимания минимального значения (исходя из стоимости драгоценных и полудрагоценных металлов, из которых сделана награда) величины стоимости награды необходимо проанализировать ее массу и сплав.

Информацию о составе металлов в награде можно получить из открытых источников. Как вариант, можно руководствоваться приказом Министерства культуры СССР от

15 декабря 1987 года № 513 «Об инструкции по учету и хранению музейных ценностей из драгоценных металлов и драгоценных камней, находящихся в государственных музеях СССР», в котором имеется раздел «Содержание драгоценных металлов в орденах, медалях и нагрудных знаков СССР». Несмотря на то, что документ утратил силу, данные о весе драгоценных металлов в орденах, медалях и нагрудных знаков СССР указаны в нем достоверные.

Рассмотрение наград с точки зрения наличия в них драгоценных металлов не является «справедливым» с исторической, патриотической или духовной точек зрения. Однако необходимо иметь в виду, что сами награды (как материальные объекты) не несут в себе какого-либо функционала и ценны как награды лишь для очень ограниченного круга лиц. Соответственно, для многих слоев населения подобные награды могут быть ценны только как несколько граммов драгоценного металла, и в наградах, выпуск которых был достаточно массовым, может быть оценен (как минимальное значение величины оценки) только драгоценный металл, содержащийся в них. Исходя из этого некоторые награды, выпущенные многомиллионными тиражами, не содержащие драгоценных металлов, имеют очень низкую стоимость, которую можно соизмерить со стоимостью обычных «детских» значков.

Как мы уже отмечали, применение затратного подхода целесообразно и оправдано к оценке наград современных общественных и коммерческих организаций (стоимость подобных наград в рамках затратного подхода будет сводиться к затратам на их производство).

Несколько слов необходимо сказать об оценке муляжей наград. Муляжи редких и ценных наград изготавливаются для использования в фильмах, спектаклях, экспозициях на выставках, а их оригиналы могут храниться в музейных фондах. Соответственно, оценка муляжей наград обоснована принципами затратного подхода.

Причем для их изготовления, как правило, не используют драгоценные металлы. Таким образом, стоимость муляжей наград в рамках затратного подхода будет сводиться к затратам на их производство.

Доходный подход

Говоря о доходном подходе к оценке наград, отметим, что этот подход неприменим или малоприменим. Сами награды смогут приносить доход с низкой долей вероятности. Конечно, музейный комплекс, в музейных фондах которого находятся различные награды, например награды конкретного лица, которому посвящена деятельность музея, может быть самоокупаемым и приносить некоторые экономические выгоды. Однако возможность приносить экономические выгоды будет относиться ко всему музейному комплексу, ко всем экспонатам, а не к одной отдельно взятой награде. Выделить долю (вес) награды в общей массе всего музейного комплекса достаточно сложно, поэтому использование доходного подхода при оценке затрат нецелесообразно и неэффективно.

Сравнительный подход

Наиболее распространенным при оценке наград является сравнительный подход. Нелишним будет повторить, что в нашей стране награды можно разделить на награды, свободное обращение которых запрещено, и награды, свободное обращение которых не запрещено.

Что касается наград, свободное обращение которых не запрещено, то с учетом тенденций рынка антиквариата и фалеристики, успешной организации и деятельности аукционных домов, исходя из научных изысканий, профильной литературы, в том числе каталогов наград, можно сделать вывод о том, что применение сравнительного подхода к оценке наград будет наиболее обоснованным и эффективным. В нашей стране выпущено большое коли-

чество каталогов различных эпох (дореволюционного периода, советского периода, периода современной России), справочной литературы, журналов, ценников (которые актуализируются специализированными организациями в этой сфере деятельности один-два раза в год). В интернете также размещается информация о ценах на награды. Целенаправленная деятельность по распространению информации о наградах, размещение цен на них способствуют поддержанию интереса к наградам и, как следствие, развитию спроса и предложения на них. С одной стороны, доступность и открытость информации о наградах формирует интерес к их коллекционированию, с другой - люди, чьи родственники, имеющие награды, умерли, не выбросят их как не представляющие функциональной стоимости предметы, а продадут в специализированные магазины, занимающиеся скупкой антиквариата. Таким образом, информированность о наградах способствует развитию коллекционирования и сохранению исторического и культурного наследия нашей страны.

Награды, свободное обращение которых не запрещено, например награды федеральных органов государственной власти (министерств, ведомств Российской Федерации), награды органов власти субъектов Российской Федерации (награды и поощрения губернаторов, дум субъектов Российской Федерации, правительств субъектов Российской Федерации и т. д.), достаточно часто являются объектами купли-продажи в коллекционных кругах, информация (каталожные цены) о стоимости таких наград доступна и открыта. По этой причине применение сравнительного подхода к оценке таких наград оправдано, целесообразно и относительно нетрудоемко для оценщика.

Говоря о наградах, свободное обращение которых запрещено, отметим, что законодательством Российской Федерации их свободный оборот не предусмотрен.

Согласно пункту 12 Положения о государственных наградах Российской Феде-

рации (см. [8]) незаконное приобретение или сбыт, подделка, незаконное ношение государственных наград Российской Федерации и государственных наград СССР, учреждение или изготовление знаков, имеющих схожее название или внешнее сходство, влекут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. В частности, уголовная ответственность предусмотрена за приобретение или сбыт официальных документов и государственных наград (статья 324 УК РФ), а также их подделку (статья 327 УК РФ). Привлечь к ответственности правоохранительные органы могут вменяемых физических лиц, достигших шестнадцатилетнего возраста.

Именно поэтому при оценке государственных наград, свободное обращение которых запрещено, необходимо определять не рыночную стоимость, а рыночную стоимость при ограничении свободного обращения. Оценщик должен понимать цели и задачи оценки подобных наград, сделать в отчете об оценке соответствующие оговорки и ограничения. Для этого в отчете об оценке предусмотрены соответствующие разделы, например «термины и понятия», «ограничивающие условия» и т. д.

Как уже указывалось, в подобных случаях целесообразно использовать термин «рыночная стоимость при ограничении свободного обращения».

Рыночную стоимость при ограничении свободного обращения также целесообразно использовать при определении компенсации за утраченное имущество в случае, когда собственник объекта оценки не предполагал или не планировал лишиться этого объекта оценки, но был вынужден это сделать. В этом случае применение такой экономической категории, как определение рыночной стоимости при ограничении свободного обращения, вполне обосновано и аргументировано.

Рассмотрим некоторые аспекты применения сравнительного подхода при оценке наград.

Мы уже говорили о том, что большинство государственных наград, наград федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов Российской Федерации каталогизировано. Как правило, в каталогах, справочных прайс-листах указываются наименования наград, годы выпуска, тиражи выпуска, типы выпусков (разновидности, включая разновидности по элементам изображений), степени наград (если имеются), интервалы номеров наград (для наград, имеющих номера), стоимость.

По номерам наград, как правило, можно определить год выпуска, год награждения, в отдельных случаях можно выявить (через архивы) личность награжденного и т. д.

Стоимость обычно указывается в долларах США (условных единицах) с разбивкой по категориям и учетом типа, разновидности, года выпуска, сохранности награды.

Обычно в каталогах приводятся цены на предметы высшей степени сохранности. Если степень сохранности ниже, то при оценке необходимо использовать дисконт (скидку) на снижение качества предмета из-за низкой степени сохранности.

Низкая степень сохранности, а точнее изъяны в физическом состоянии наград, обусловлена множеством факторов. Отметим, что на некоторых наградах имеются царапины, отбитая эмаль (часть эмали), потертости и иные существенные «потери» качества. Эти аспекты существенно влияют на итоговое значение стоимости. В каталогах наград обычно не указываются цены по категориям сохранности. Подобная градация активно используется в каталогах монет. В таких каталогах значатся от двух-трех до пяти - семи категорий сохранности монет (с указанием цен на каждую категорию). По аналогии с такими принципами оценки монет можно рассчитать величину скидки от цены при оценке наград.

Отметим, что с соответствующими наградными документами стоимость наград выше на 3-7 процентов.

Конечно, награды выдающихся и легендарных личностей, оставивших большой след в истории страны, мира, будут стоить значительно больше, чем аналогичные награды, условно говоря, малоизвестных личностей. При оценке наград известных личностей (например маршалов, генералов, народных артистов, известных политиков) необходимо учитывать и этот фактор. Здесь, по мнению автора, необходимо опираться на анализ тенденций, сложившихся (в той или иной мере) при формировании рынка на личные предметы известных личностей. Оценка таких, условно говоря, уникальных вещей - еще более сложный процесс, чем оценка наград. Это отдельная тема в оценочной деятельности, требующая глубокой и всесторонней проработки.

Заключение

Приведенные методические рекомендации по оценке наград позволят грамотно и аргументировано проводить их оценку. Специфика рынка предметов коллекционирования, в том числе наград, состоит в том, что зачастую взаимоотношения между покупателем и продавцом складываются при отсутствии открытой информации о совершаемых сделках. В отдельных ситуациях люди скрывают от окружающих интерес к приобретению предметов коллекционирования, не афишируют этот факт. Это обусловлено вопросами безопасности. Если люди, желающие продать или приобрести предмет коллекционирования, в том числе награды, не обладают информацией об истинной стоимости предмета (с учетом редкости по типам производства, годам вручения, номерам наград (в случае их наличия), то они могут существенно ошибиться в цене сделки, совершив ее в размере, отличающемся в несколько раз от действительной рыночной стоимости предмета. Таким образом, из-за неосведомленности одной стороны сделки другая сторона с целью получения более высокой выгоды от сделки может предложить несведущей стороне

цену, которая будет существенно отличаться от действительной рыночной стоимости. Если, например, примерную стоимость квартир, автомобилей знают подавляющее большинство людей, то в нюансах стоимости наград разбирается лишь небольшой процент людей, занимающихся этими вопросами вплотную.

Отметим, что в рамках настоящего исследования к понятию «награды» можно отнести и иные фалеристические предметы, например знаки отличия, символы власти и т. п. К примеру, воинские знаки отличия, знаки об окончании учебных заведений, нагрудные знаки различных организаций в прямом смысле слова не являются наградами или поощрениями, но на них распространяются все приведенные нами выводы и умозаключения.

Конечно, вопрос торговли наградами, помимо правовых и оценочных аспектов, может иметь и моральные, и духовные аспекты. Многие награды - это результат высоких достижений, многолетней работы, службы и т. д.

Наличие в российском законодательстве запрета на свободный оборот наград может привести к тому, что после смерти награжденного его награды будут выброшены, утилизированы родственниками, не знающими их истинную культурную, историческую и материальную ценность. К сожалению, не во всех семьях сильны традиции сохранения информации о предках и их заслугах.

Законодателю целесообразно внести изменения в нормативные правовые акты, регламентирующие обращение наград, направить усилия на формирование единой информационной базы данных по наградам с целью создания единого информационного пространства в отношении наград федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов Российской Федерации и т. д. (подробнее см. [15]). Наличие легитимных механизмов оценки и продажи всех видов наград позволит сохранить историю и культуру страны.

ЛИТЕРАТУРА

1. Об оружии : Федеральный закон от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ.

2. Уголовный кодекс Российской Федерации : Федеральный закон от 13 июня 1996 года № 63-ФЗ.

3. О противодействии экстремистской деятельности : Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ.

4. Щепотьев А. В. Награды как особый объект гражданского оборота и предмет оценки // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2017. № 10.

5. Щепотьев А. В. Понятие «рыночная стоимость при ограничении свободного обращения» при оценке наград // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2017. № 11.

6. О местных налогах, сборах, пошлине и неналоговых платежах : письмо Государственной налоговой службы Российской Федерации от 3 февраля 1993 года № ВЗ-6-04/62.

7. Об орденах и медалях СССР умерших награжденных : Указ Президиума Верховного Совета СССР от 15 февраля 1977 года № 5168-1Х.

8. О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации» (вместе с «Положением о государственных наградах Российской Федерации», «Статутами орденов Российской Федерации, положениями о знаках отличия Российской Федерации, медалях Российской Федерации, почетных званиях Российской Федерации, описаниями названных государственных наград Российской Федерации и нагрудных знаков к почетным званиям Российской Федерации») : Указ Президента Россий-

ской Федерации от 7 сентября 2010 года № 1099.

9. О судебной практике по делам о наследовании : постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года № 9.

10. О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации : Федеральный закон от 26 мая 1996 года № 54-ФЗ.

11. Об утверждении Положений о Музейном фонде Российской Федерации, о Государственном каталоге Музейного фонда Российской Федерации, о лицензировании деятельности музеев в Российской Федерации : постановление Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1998 года № 179.

12. Об утверждении Федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости (ФСО № 2)» : приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 20 мая 2015 года № 298.

13. Об утверждении Федерального стандарта оценки «Определение ликвидационной стоимости (ФСО № 12)» : приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 17 ноября 2016 года № 721.

14. Об инструкции по учету и хранению музейных ценностей из драгоценных металлов и драгоценных камней, находящихся в государственных музеях СССР : приказ Министерства культуры СССР от 1 5 декабря 1987 года № 513.

15. Щепотьев А. В. Совершенствование наградной системы федеральных органов государственной власти Российской Федерации: монография. М. : Юстицинформ, 2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.