Проблемы уголовно-исполнительного права
YAK 343.81 A O. ZUBOVA*
EEK 67.409.021 3-91
ISSUES OF LEGAL REGULATION OF SENTENCE SERVING IN DETENTION CENTER
Аннотация: в статье рассматриваются вопросы правового регулированияисполнения лишения свободы в следственном изоляторе в отношении лиц, чей срок наказания не превышает 6 месяцев, анализируются нормативные правовые акты по рассматриваемой проблеме.
Ключевые слова: краткосрочноелишение свободы, осужденные исполнениенаказания, следственные изоляторы, законодательстве, исправительныеучреждения
Annotation: the article is devoted to legal regulation of sentence serving in detention center concerning prisoners, whose sentence does not exceed 6 months, to the analysis of normative and legal acts.
Key words: short-term sentence, prisoners, sentence serving, detention centers, legislation, penal institutions.
Изменения, внесенные в ч. 1 ст. 74 Уголовно-исполнительного кодекса( УИК РФ), закрепили за следственными изоляторами (СИЗО) дополнительную функцию по исполнению наказания в виде лишения свободы в отношении лиц, осужденных к указанной мере АЛЕВТИНА государственного принуждения на срок, не превыша-ОЛЕГОВНА ющий 6 месяцев. Это новое направление их деятель-
ности, основанное на праве данной категории осуж-ЗУБОВА денных быть оставленными в СИЗО с их письменно-
го согласия для отбывания наказания. В результате появилась еще одна категория лиц, помимо осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, которая может отбывать лишение свободы в следственном изоляторе.
Данные обстоятельства вызвали необходимость об-ПPOБЛЕМD, ратиться к проблеме правового регулирования указан-nPABOBOrO ного процесса.
Р р i-w ПМРҐ'ШЛІ-ІМСІ Нормы, составляющие правовую основу регулиро-
вания исполнения лишения свободы в следственном ИСПOЛНЕНИЯ ЛИШЕНИЯ изоляторе, содержатся в различных законах и ведом-
ГДПКППкІ ственных нормативных актах, поэтому наиболее правильно дать анализ настоящей проблеме как элемен-ВСЛЕДСТВЕННOМ ту системы исходя из положений теории права о клас-ИЗOЛЯТOPЕ сификации нормативных правовых актов.
По мнению Н.И. Матузова и А.В. Малько, национальное законодательство можно классифицировать по юридической силе1. Именно такой критерий лег в основу изучения нами правовых основ исполнения лишения свободы в следственном изоляторе.
Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, законы и иные правовые акты не должны противоречить главному закону государства. В ней нет прямого ---------------- указания на отношения, которые мы исследуем. Од* Адъюнкт кафедры уголовно-исполнительногоправа (Самарский юридический институт ФСИН России).
E-mail: [email protected].
нако согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ нормы и принципы международного права и международные договоры являются составной частью правовой системы России и, если наблюдается конкуренция норм национального и международного законодательства, главенствующая роль отдается последним. Так, ст. 8, 85 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными2 содержат рекомендации по раздельному содержанию подследственных и осужденных. Кроме того, в соответствии с 8-м принципом Свода принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме3, надлежит создавать разные условия содержания для задержанных лиц и находящихся в заключении. Указанное требование довольно сложно обеспечить в рамках одного учреждения, что подтверждается результатами нашего исследования. Дело в том, что законодательство допускает содержание в СИЗО подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, а также осужденных, чей срок наказания не превышает 6 месяцев. По степени изоляции и ряду других условий процедура их содержания в СИЗО практически ничем не отличается. В этом, на наш взгляд, проявляется определенное несоответствие российского законодательства международному, что, в свою очередь, не отвечает и требованиям Основного Закона страны - Конституции РФ.
По юридической силе федеральные законы представляют собой основные нормативные правовые акты, определяющие правовое положение осужденных к лишению свободы, статус органов и учреждений, исполняющих этот вид наказания, их функции и ответственность.
Как известно, нормы уголовно-исполнительного законодательствауточняют систему исправительных учреждений (ИУ), закрепленную в Уголовном кодексе РФ (УК РФ) (ст. 56, 58). Однако дополнения, внесенные в уголовно-исполнительное законодательство Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. № 161-ФЗ «О приведении Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и других законодательных актов в соответствие с Федеральным законом “О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации”» несколько усилили противоречия в правовом выражении понятия лишения свободы. Это проявилось в том, что норма ч. 1 ст. 74 УИК РФ отводит особое место в исполнении лишения свободы следственным изоляторам уголовно-исполнительной системы. Как было отмечено, теперь на них возложено выполнение функции исправительных уч-
реждений в отношении осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, а также в отношении осужденных на срок не свыше 6 месяцев, оставленных в следственных изоляторах с их согласия.
Следует заметить, что нормы ст. 56, 58 УК РФ, закрепившие систему исправительных учреждений и уголовно-правовую дифференциацию осужденных к лишению свободы по видам ИУ и режимам, установленным в них, ни прямо, ни косвенно не указывают на то, что этот вид наказания могут исполнять и следственные изоляторы. Более того, право определять вид исправи -тельного учреждения для исполнения наказания в виде лишения свободы, является прерогативой суда, который должен руководствоваться материальной нормой уголовного закона. Таким образом, норма ч. 1 ст. 74 УИК РФ противоречит принципу «предмета» правового регулирования, так как затрагивает сферу материальных правовых отношений. Материальные нормы, по определению вида исправительного учреждения и его изменения - предмет содержания уголовно-правовых отношений, а процедурный регламент этого вопроса - область регулирования уголовно-исполнительного законодательства.
В целях устранения отмеченного противоречия, видимо, следует внести в ч. 1 ст. 56 УК РФ соответствующие дополнения, предусматривающие возможность исполнения следственными изоляторами наказания в виде лишения свободы.
В ч. 9 ст. 16 УИК РФ закреплены виды исправительных учреждений, призванных исполнять лишение свободы, и указывается на то, что СИЗО могут исполнять наказание в виде лишения свободы только в отношении лиц, перечисленных в ст. 77 УИК РФ, то есть осужденных, оставленных для работ по хозяйственному обслуживанию. Вместе с тем ч. 1 ст. 74 УИК РФ расширяет круг лиц, которые могут отбывать наказание в следственных изоляторах, что явно не согласуется с соответствующими нормами УИК РФ. Устранение противоречия необходимо, так как оно затрагивает права и интересы осужденных.
Часть 1 ст. 56 УК РФ не определяет СИЗО в качестве учреждения, наделенного правом исполнять лишение свободы. Указанная норма закрепляет понятие лишения свободы, а также виды исправительных учреждений, которые должны исполнять это наказание. Следовательно, по приговору суда осужденные должны отбывать лишение свободы только в этих учреждениях, так как лишь суд наделен правом определять степень изоляции осужденных и режим
Проблемы уголовно-исполнительного права
Проблемы уголовно-исполнительного права
отбывания наказания. Эти требования отражены в ст. 58 УК РФ.
Как правило, за преступления небольшой и средней тяжести отбывание лишения свободы должно назначаться в соответствии с п. «а» ч. 1 ст. 58 УК РФ в колонии-поселении, а за тяжкие преступления - в ИК общего режима (п. «б» ч. 1 ст. 58 УК РФ). В колониях-поселениях осужденные не подвергаются изоляции, а в ИК общего режима она носит общий характер, то есть обеспечивается путем содержания осужденных под охраной в специализированном учреждении (принудительное их удержание в конкретном месте). В исправительной колонии общего режима (строгого и частично особого режима) осужденные лишь условно изолированы - проживают поотряд-но большими группами. Организация их трудане-редко предполагает совместное и нередко ослабленное контролирование их общения и поведения. В результате организация их содержания в исправительной колонии обусловливает наличие определенного уровня свободы поведения осужденных, а также более широкое общение, в том числе с персоналом, родственниками и иными лицами в процессе организации их труда.
В условиях строгой изоляции в СИЗО практически невозможно создать условия полусво-боды для осужденных, которая обеспечивается им в колониях-поселениях, и контролируемой свободы в ИК закрытого типа.
Помимо лиц, отбывающих краткосрочное лишение свободы, в СИЗО отбывают наказание осужденные, оставленные для выполнения работ по хозяйственномуобслуживанию. Они содержатся в незапираемых общих камерах отдельно от иных лиц в условиях, предусмотренных для исправительных колоний общего режима (ч. 3 ст. 77 УИК РФ). Однако в полном объеме такие условия в СИЗО воспроизвести невозможно. Следовательно, осужденным к лишению свободы, вопреки судебномуприговору в условиях отбывания наказания в СИЗО, обеспечиваются более суровые условия и ограничение их прав.
Часть 4 ст. 58 УК РФ и ч. 5 ст. 78 УИК РФ регламентируют, что изменение вида исправительного учреждения устанавливается только
судом, но ч. 2 ст. 77 УИК РФ закрепляет порядок, согласно которому в следственном изоляторе на основании решения его начальника могут быть оставлены осужденные для отбывания наказания. В целях единообразного понимания и применения положенийУК РФ и УИК РФ следует нормативно закрепить за судами право принимать решение об оставлении осужденных в следственном изоляторе по основаниям, предусмотренным в ч. 1 ст. 74 УИК РФ4. Это необходимо сделать, чтобы исключить возможность изменения условий отбывания лишения свободы осужденному администрацией СИЗО при принятии решения о его оставлении в данном учреждении5.
Полагаем, что оставление осужденных в СИЗО заключается в следующей процедуре. Администрация следственного изолятора должна письменно разъяснять подследственным основания и порядок отбывания лишения свободы в СИЗО. Необходимо, чтобы в уголовное дело приобщалась справка о разъяснении подсудимому такого права.
При рассмотрении дела в суде и постановлении обвинительного приговора с назначением наказания в виде лишения свободы на срок до 6 месяцев суд должен уточнить мнение осужденного по поводу отбывания наказания в СИЗО. Заявление о его согласии или отказе заносится в протокол судебногозаседания. При наличии такого согласия суд в приговоре должен указать, что учреждением для отбывания лишения свободы может быть либо исправительная колония соответствующего вида режима, либо СИЗО. Только на основании такого приговора осужденный отбывает наказание в виде лишения свободы в следственном изоляторе.
После вступления в законную силу приговора суда осужденный должен подать заявление в администрацию с просьбой оставить его отбывать наказание в следственном изоляторе.
В целях реализации права суда определять возможность оставления осужденных отбывать лишение свободы в следственном изоляторе, видимо, следуетвнести изменения в ст. 58 УК РФ, ст. 77 УИК РФ, в УПК РФ.
1 См.: МатузовН.И., МалькоА.В. Теория государстваи права: учебник М., 2002. С. 290-291.
2 См.: Минимальные стандартные правила обращения с заключенными// Сов. юстиция. 1992. N° 2. С. 19.
3 См.: Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме // Там же. № 6. С. 20.
4 См.: Маликов Б.З., Маковик Р. С., Бессараб Н.Р. Изоляция личности - правовая категория и форма государственного принуждения: монография. Самара, 2007. С. 104.
5 См.: РатьковА.Н. Категорийностьпреступлений и уголовно-исполнительное прав // Материалы III Рос. науч -метод, конф. Сочи, 2002. С. 146-147.