УДК 343.8 ББК Х409.13
ЕВ. НЕЧАЕВА
КРИТЕРИИ ОСТАВЛЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ В СЛЕДСТВЕННОМ ИЗОЛЯТОРЕ И ИХ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ
Ключевые слова: исполнение уголовных наказаний, лишение свободы, следственные изоляторы, осужденные, хозяйственное обслуживание.
Научному анализу подвергается комплекс вопросов, связанных с критериями отбора и порядком оставления осужденных в следственном изоляторе. Доказывается необходимость их корректировки в целях полноценного и эффективного функционирования данного института. Обосновывается целесообразность дифференциации условий оставления осужденных в СИЗО в зависимости от формы выражения этих условий в законе на основные и дополнительные. Автор доказывает важность рассмотрения максимального количества этих условий и закрепления их в ст. 77 Уголовно-исполнительного кодекса РФ. Юридическим основанием оставления осужденных в СИЗО для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию должно стать решение суда, основанное на представлении начальника СИЗО, что также требует законодательного закрепления. Предложена новая редакция ст. 77 УИК РФ, положения которой должны стать специальными нормами, позволяющими СИЗО полноценно и эффективно функционировать в процессе реализации исполнения наказания в виде лишения свободы.
E. NECHAEVA CRITERIA FOR PLACING THE CONVICTS IN A PRETRIAL DETENTION CENTRE AND THEIR DIFFERENTIATION
Key words: execution of criminal penalties, imprisonment, pretrial detention centres, the convicts, economic management.
Complex of issues related to selection criteria and the procedure of leaving the convicts in pre-trial detention centres are subject to scientific analysis in the article. The need of their adjust-mentfor valuable and effective functioning of this institution is being proved. The expediency of differentiation of the convicts placing conditions in pretrial detention centers depending on the form of these conditions' expression in the law as primary and secondary is substantiated. The author proves the importance of considering the maximum number of these conditions and their capturing in article 77 of the Penal Execution Code of the Russian Federation. The legal groundfor placing the convicts in a retrial detention center for performing economic activities should be a court decision based on submitting a keeper's representation which requires legislative approval as well. A new version of Article 77 of the Penal Execution Code is offered, the provisions of which should become special rules that allow a pretrial detention center to function fully and effectively in penalty execution as imprisonment.
Исполнение уголовного наказания в виде лишения свободы в следственных изоляторах (далее - СИЗО) является особым направлением деятельности исправительных учреждений. Практика исполнения уголовных наказаний показывает, что оно достаточно широко применяется наряду с другими мерами наказания. В настоящее время в Российской Федерации функционирует свыше 218 СИЗО, где содержится 111,1 тыс. подозреваемых, обвиняемых и осужденных [6]. Осужденные, оставленные для хозяйственного обслуживания СИЗО, занимают в их числе существенную долю и составляют 10-11 тыс. осужденных.
Следственный изолятор представляет собой учреждение закрытого типа, в отличие от исправительной колонии. Подследственные объективно не способны
выполнять функции по хозяйственному обслуживанию, поскольку они содержатся в запираемых камерах, не могут свободно передвигаться по территории изолятора, поэтому для хозяйственного обслуживания СИЗО привлекаются осужденные. Кроме того, на данную работу весьма сложно найти вольнонаемных работников. Причинами являются низкая заработная плата, непрестижность, определенная опасность данного вида трудовой деятельности и др.
Данное обстоятельство актуализирует потребность в исследовании комплекса вопросов, связанных с критериями отбора и порядком оставления осужденных к лишению свободы в СИЗО. Контингент отбывающих наказание в СИЗО имеет ряд особенностей. Особенностью, обусловленной спецификой данного учреждения, является то, что осужденные находятся в непосредственном контакте с лицами, заключенными под стражу, т.е. находятся в условиях повышенной степени репрессивности.
К особенностям, обусловленным требованиями, предъявляемыми к кандидатам на оставление в СИЗО для работ по хозяйственному обслуживанию, относятся те, что прямо изложены в уголовно-исполнительном законодательстве, и те, которые обозначились практикой применения данной формы исполнения наказания. К последним относятся: невысокая социальная опасность осужденных, положительная характеристика. Критерии оставления осужденных в СИЗО идентичны тем, которые предусмотрены для тюрем, поэтому условия, рассматриваемые в статье, в полной мере распространяются и на тюрьмы.
Нормы, регулировавшие оставление осужденных в СИЗО для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, неоднократно менялись в сторону расширения круга лиц, оставляемых в следственных изоляторах [1-3].
В первой редакции Уголовно-исполнительного кодекса РФ к ним относились «лица, впервые осужденные к лишению свободы на срок не свыше пяти лет, которым отбывание наказания назначено в исправительных колониях общего режима...»1. Однако Федеральным законом от 3 апреля 2006 г. «О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Фе-дерации»2 были внесены изменения. Часть из них напрямую коснулась критериев оставления осужденных в СИЗО и тюрьмах. В соответствии с новой редакцией ст. 77 УИК РФ в следственном изоляторе или тюрьме в исключительных случаях могут быть оставлены лица, осужденные к лишению свободы, ранее не отбывавшие лишение свободы, которым отбывание наказания назначено в исправительной колонии общего режима. Законодатель закрепил возможность оставления в СИЗО осужденных, ранее не отбывавших лишение свободы, а не впервые осужденных, как это было в прежде. Другим отличием от предыдущей редакции этой статьи явилось положение о том, что отныне в СИЗО могут быть оставлены осужденные, совершившие тяжкие преступле-
1 Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 г. № 1-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 2, 13 янв. Ст. 198.
2 О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации: Фед. закон от 03.04.2006 г. № 46-ФЗ // Рос. газета. Фед. выпуск. 2006. № 4036, 6 апр.
ния независимо от срока наказания, назначенного судом. Таким образом, появилась возможность применения положений ст. 77 УИК РФ к более широкому кругу лиц. С одной стороны, это значительно упрощает процедуру оставления в СИЗО. С другой стороны, закон разрешает оставлять там более опасных преступников, в том числе совершивших тяжкие преступления, а срок наказания за которые может достигать 10 лет лишения свободы. Очевидно, что данные обстоятельства обуславливают определенные сложности в процессе организации исполнения наказания в СИЗО, поскольку такие осужденные не обладают устойчивостью к противоправным действиям, они могут пойти на установление преступных связей с подследственными и т.д.
Как видим, отличия рассмотренных норм, регулирующих оставление осужденных в СИЗО для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, проявляются лишь в основаниях принятия такого решения. Уголовно-исполнительный кодекс расширяет число осужденных, которые могут быть оставлены для подобных работ, устанавливая два основных критерия: отсутствие факта отбывания наказания ранее, причем теперь без указания срока наказания (ИТК - на срок не свыше трех лет за тяжкие преступления, УИК в первоначальной редакции - на срок не свыше пяти лет), и назначение отбывания наказания в исправительной колонии общего режима. При этом прямо не указывается категории совершаемого преступления, установленные в ст. 15 Уголовного кодекса Российской Федерации, как это было в ИТК РСФСР.
Считаем, критерии оставления осужденных в СИЗО или тюрьме для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию нуждаются в конкретных формулировках и должны исходить из практической деятельности СИЗО. Прежнее и действующее уголовно-исполнительное законодательства называют разное количество таких условий в диапазоне от двух до пяти. Но в принципе называются одни и те же. Данное обстоятельство побуждает рассмотреть и сформулировать максимально дифференцированное число этих условий. В основу выработки этих условий должны быть положены два важных требования. Во-первых, к числу таких условий должны быть отнесены лишь те, при отсутствии которых лицо не может быть оставлено в СИЗО, т.е. условия, необходимые для применения ст. 77 УИК РФ. Во-вторых, рассмотрение максимального количества условий, что дает больше гарантий объективного, правильного решения вопроса об оставлении осужденного в СИЗО для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию.
На наш взгляд, в зависимости от формы выражения данных условий в законе их целесообразно дифференцировать на основные и дополнительные.
Основными условиями оставления осужденных в следственном изоляторе или тюрьме для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию должны стать специально предусмотренные в уголовно-исполнительном законодательстве условия:
1) исключительность случаев оставления осужденных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию СИЗО и тюрем;
2) срок наказания;
3) отсутствие факта отбывания лишения свободы ранее;
4) вид исправительного учреждения;
5) наличие соответствующего распоряжения начальника;
6) волеизъявление осужденного, выраженное в письменной форме.
Проанализируем каждое из этих условий.
Исключительность случаев оставления осужденных в СИЗО означает, что данная норма не распространяется абсолютно на всех осужденных, удовлетворяющих требованиям ст. 77 УИК РФ, оно не может быть поточным. Оставление осужденного к лишению свободы в СИЗО должно обуславливаться необходимостью выполнения хозяйственных работ и сложностью использования на них вольнонаемных работников.
Срок наказания. Ранее для оставления в СИЗО в качестве хозобслуги требовалось, чтобы срок наказания за совершенное преступление не превышал пяти лет. Теперь это условие из ст. 77 УИК исключено. Однако, на наш взгляд, наличие в законе указания на срок лишения свободы в качестве препятствия к оставлению в СИЗО было целесообразно. Ныне по смыслу ст. 77 УИК РФ в СИЗО могут быть оставлены осужденные к лишению свободы за тяжкие преступления к десяти годам лишения свободы, если они ранее не отбывали лишение свободы. Данное обстоятельство может привести к ряду негативных последствий, поскольку осужденные к большим срокам наказания за совершение тяжких преступлений представляют определенную опасность. Решением данной проблемы могло бы быть установление в законе в качестве условия оставления осужденных в СИЗО - осуждение к лишению свободы на определенный срок (усредненный), а именно на срок не свыше 7 лет. Это могло бы стать определенным фильтром, позволяющим формировать отряд хозобслуги только из числа менее опасных осужденных.
Отсутствие факта отбывания лишения свободы ранее. УИК РФ закрепляет правило, согласно которому для хозяйственного обслуживания СИЗО оставляются лишь осужденные, ранее не отбывавшие лишение свободы. Учет данного условия обуславливается наличием криминального опыта у лиц, ранее отбывающих лишение свободы, их запущенностью в социально нравственном отношении по отношению к ранее не отбывавшим лишение свободы осужденным.
Вид исправительного учреждения, назначенного судом. Статья 77 УИК РФ прямо указывает на то, что в СИЗО оставляются только лица, осужденные отбывать наказание в виде лишения свободы в исправительных колониях общего режима. Условия отбывания лишения свободы в СИЗО, по мнению законодателя, соответствуют условиям отбывания наказания в колонии общего режима.
Наличие соответствующего распоряжения начальника следственного изолятора. Юридическим документом, в соответствии с которым осужденный оставляется для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, является приказ начальника СИЗО. Нельзя не отметить, что в данной ситуации возникает противоречие между правоприменительными актами разного уровня: приго-
вором суда и приказом начальника СИЗО. В соответствии с уголовным законодательством суд определяет вид исправительного учреждения, где должен отбывать лишение свободы осужденный, решение это фиксируется в приговоре суда. В соответствии с конституционным принципом обязательности судебных решений приговор суда подлежит обязательному исполнению, а обратное ведет к определенным правовым последствиям. Таким образом, приказ начальника СИЗО противоречит судебному решению в части назначения вида исправительного учреждения и не может иметь юридической силы.
Обращаем внимание на то, что решение об оставлении осужденных в СИЗО для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию предлагается принимать судам, как того требует ч. 5 ст. 78 УИК РФ, поскольку по факту меняется вид исправительного учреждения. А основанием принятия решения судом должно стать представление начальника СИЗО, в котором дается характеристика осужденного.
Волеизъявление осужденного, выраженное в письменной форме, отражает процедурные правила, связанные с порядком оставления осужденного для хозяйственного обслуживания СИЗО. Такой порядок играет не только формальную роль, он является также определенной гарантией соблюдения прав осужденного.
Поскольку рассмотренные условия должны быть закреплены в законе, необходимо внести некоторые изменения и дополнения в ст. 77 УИК РФ. В связи с этим предлагается новая редакция указанной статьи следующего содержания:
«Ст. 77. Оставление осужденных к лишению свободы в следственном изоляторе или тюрьме для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию:
1. В исключительных случаях лица, осужденные к лишению свободы на срок не более 7 лет, ранее не отбывавшие лишение свободы, которым отбывание наказания назначено в исправительной колонии общего режима, могут быть оставлены в следственном изоляторе или тюрьме для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию.
2. Осужденные для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию оставляются по решению суда, основанному на представлении начальника следственного изолятора или тюрьмы, с учетом их положительной характеристики и профессиональной пригодности при наличии согласия осужденного в письменной форме.
3. Осужденные, оставленные в следственном изоляторе или тюрьме для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, содержатся в незапи-раемых общих камерах отдельно от иных лиц на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом для исправительных колоний общего режима, и пользуются правом ежедневной прогулки продолжительностью два часа».
К дополнительным условиям, по нашему мнению, должны быть отнесены условия, прямо не определенные законом, но вытекающие из его содержания. К ним необходимо отнести:
1) степень тяжести совершенного преступления;
2) форму вины;
3) место отбывания лишения свободы;
4) наличие потребности в рабочей силе для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию СИЗО;
5) профессиональная пригодность осужденного;
6) положительная характеристика осужденного.
Степень тяжести совершенного преступления. Безусловно, необходимо учитывать и степень тяжести совершенного преступления. По смыслу норм закона, в СИЗО могут быть оставлены мужчины, осужденные за тяжкие преступления, и женщины, осужденные за совершение тяжких и особо тяжких преступлений, в том числе при любом виде рецидива (согласно п. «б» ч. 1 ст. 58 УК РФ), хотя, опять-таки, прямое закрепление этого положения в ст. 77 УИК РФ отсутствует. Учет категории преступления имеет практическое значение при отборе осужденных в отряд по хозяйственному обслуживанию СИЗО. Необходимо четко определить степень тяжести совершенного преступления, с указанием в ст. 77 УИК РФ только тяжких преступлений, исключая оставление в СИЗО осужденных женщин за особо тяжкие преступления и при рецидиве. Кроме того, как правильно отмечает С. А. Лаверычева, «в СИЗО могут отбывать наказание как мужчины, так и женщины, причем осужденные женщины привлекаются к работам по хозяйственному обслуживанию не только в следственных изоляторах, рассчитанных исключительно для лиц женского пола, но и в тех, где содержатся мужчины. В свою очередь, мужчин можно привлекать к хозобслуживанию в «женских» изоляторах, где они выполняют тяжелую физическую либо требующую узкой квалификации работу (сварочные, сантехнические и др.)» [5]. Это явное нарушение требований ст. 80 УИК РФ о раздельном содержании мужчин и женщин в одном исправительном учреждении.
Форма вины. Из положений ч. 2 ст. 15 и ч. 1 ст. 58 УК РФ следует, что в СИЗО могут отбывать лишение свободы в качестве хозяйственной обслуги осужденные как за умышленные преступления, так и за совершенные по неосторожности. Из ее содержания вытекает, что за преступления, совершенные по неосторожности, максимальный срок наказания не превышает двух лет и с учетом обстоятельств совершения преступления и личности виновного суд может назначить указанным лицам отбывание наказания в исправительных колониях общего режима с указанием мотивов принятого решения.
Место отбывания лишения свободы. Данное условие определяет, что осужденные, которым было предложено отбывать лишение свободы в СИЗО для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, должны оставляться в том СИЗО, где они содержались до вступления приговора в законную силу. Это создает благоприятные предпосылки для исправления осужденного, поскольку условия нахождения в СИЗО стали для него привычными.
Наличие потребности в рабочей силе для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию следственного изолятора. Необходимость выполнения работ по хозяйственному обслуживанию СИЗО осужденными вызвана невозможностью возложения таких работ на подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления. Они объективно не способны выполнять функции
по хозяйственному обслуживанию. При отсутствии такой необходимости или же в случае появления возможности замены осужденных вольнонаемными работниками, по нашему мнению, следует вовсе отказаться от данной формы отбывания лишения свободы.
Профессиональная пригодность осужденного. Данное условие, хотя прямо не указано в законе, вытекает из его содержания. Работа по хозяйственному обслуживанию СИЗО требует наличия у осужденных определенной квалификации. Например, «к выполнению работ на пищеблоке, в столярных, слесарных мастерских могут привлекаться только те осужденные, которые имеют соответствующую квалификацию. К иным видам работ (мытье посуды, резка хлеба, уборка территории и т. д.) могут привлекаться лица, не имеющие никакой специальности» [5]. Поэтому при оставлении в следственном изоляторе должны учитываться профессиональные знания и образование.
Положительная характеристика осужденного. Лица, занятые на хозяйственных работах, помимо наличия профессии и навыков, должны обладать определенными иммунитетом, не быть подверженным отрицательному воздействию преступников, содержащихся в СИЗО и тюрьмах, иметь для этого устойчивую позицию и жизненный опыт [4].
Таким образом, в отряд хозобслуги могут быть зачислены только лица, находившиеся в СИЗО в качестве подследственных, так как администрации уже известны определенные жизненные установки осужденных. Характер поведения осужденного в период пребывания в СИЗО под стражей законом непосредственно не соотносится с возможностью его оставления в этом учреждении, однако на практике администрация СИЗО оставляет только положительно характеризующихся осужденных, т.е. отличающихся хорошим поведением.
Наличие указанных условий в определенной мере предполагает, что осужденный не будет представлять общественной опасности и не окажет негативное влияние на оперативную обстановку в СИЗО.
Нами охвачен отдельный круг вопросов, подлежащих изучению и в перспективе законодательному закреплению.
Литература
1. Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1970. № 51. Ст. 1220.
2. Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1983. № 10. Ст. 319.
3. Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1987. № 43. Ст. 1501.
4. Комментарий к уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации и Минимальным стандартным правилам обращения с заключенными / под общ. ред. П.Г. Мищенкова. М.: Экспертное бюро, 1997. С. 267.
5. Лаверычева С.А. К вопросу об исполнении наказания следственными изоляторами // Вестник Самарского юридического института. 2016. № 1(19). С. 39-41.
6. Статистические данные // Федеральная служба исполнения наказаний: офиц. сайт. URL: http://xn--h1akkl.xn--p1ai/statistics (дата обращения: 01.10.2016).
References
1. Vedomosti Verkhovnogo Soveta Rossiiskoi Sovetskoi Federativnoi Sotsialisticheskoi Res-publiki [Bulletin of the Supreme Soviet of the Russian Federation], 1970, no. 51.
2. Vedomosti Verkhovnogo Soveta Rossiiskoi Sovetskoi Federativnoi Sotsialisticheskoi Res-publiki [Bulletin of the Supreme Soviet of the Russian Federation], 1983, no. 10.
3. Vedomosti Verkhovnogo Soveta Rossiiskoi Sovetskoi Federativnoi Sotsialisticheskoi Res-publiki [Bulletin of the Supreme Soviet of the Russian Federation], 1987, no. 43.
4. Mishchenkov P.G., ed. Kommentarii k ugolovno-ispolnitel'nomu kodeksu Rossiiskoi Fede-ratsii i Minimal'nym standartnym pravilam obrashcheniya s zaklyuchennymi [Comment on the Criminal Executive Code of the Russian Federation and the Minimum standard rules of prisoners' treatment]. Moscow, Ekspertnoe byuro Publ., 1997, pp. 267.
5. Laverycheva S.A. K voprosu ob ispolnenii nakazaniya sledstvennymi izolyatorami [On the question of enforcement of sentences remand prison]. Vestnik Samarskogo yuridicheskogo institute [Vestnik of Samara State University], 2016, no. 1(19), pp. 39-41.
6. Statisticheskie dannye [Statistical Data]. Federal'naya sluzhba ispolneniya nakazanii Ros-sii: of its. sait. [The official website of the FCEP of Russia. Statistical data]. Available at: http://xn--h1akkl.xn--p1ai/statistics (Accessed 2016, Oct. 1).
НЕЧАЕВА ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА - кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).
NECHAEVA ELENA - Candidate of Legal Sciences, Associate Professor, Associate Professor of Criminal Law Department, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.