СПОРТИВНОЕ ПРАВО
SPORTS LAW
УДК 796:34(47) ББК Х401.12(2,Рос)
ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В. Д. Иванов, В. З. Смирнова, М. А. Райн
Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия
Предложена оценка уровня правового регулирования отношений, возникающих в сфере физической культуры и спорта в Российской Федерации. Обнаружена проблема недостаточного регулирования данных отношений, необходимость устранения пробелов в действующем законодательстве, единого и точного толкования и понимания законов. Проведённое исследование позволяет сделать вывод, что необходимо устранить существующие пробелы в законодательстве Российской Федерации, конкретизировать некоторые статьи в данной сфере.
Ключевые слова: законодательство в сфере физической культуры и спорта, правовое регулирование, физкультурно-спортивное движение, целевая программа, нормативный правовой акт, федеральное законодательство.
С момента прекращения существования СССР как субъекта международных отношений и государства в целом прошло 26 лет. И за это время сфера физической культуры в целом и спорта в частности подверглась серьёзным изменениям. В основном это коснулось структуры государственных и общественных органов управления, их полномочий и функций. Неоднократно проводилась реорганизация федерального органа управления физической культуры и спорта.
Изучение развития физической культуры и спорта в период становления правовой системы Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что в отечественной теории и практике происходило произвольное и самостоятельное трактование основных терминов, понятий и определений в сфере физической культуры, что в итоге привело к значительным разночтениям в интерпретации данных понятий и определений.
Данную проблему смог решить принятый Федеральный закон от 29 апреля 1999 г. № 80-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» [2]. Принятие данного закона было вызвано необходимостью корректировки в становле-
нии правовых и экономических основ деятельности различных физкультурно-спортивных организаций и объединений, определения основного перечня принципов государственной политики в области физической культуры и спорта, определения места государственных органов по обеспечению развития спорта в Российской Федерации. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» дал единые и однозначные определения основным понятиям, используемым в данной сфере, в частности таким, как физическое воспитание, спорт, физическая культура, олимпийское движение, физкультурно-спортивная организация, спортсмен, спортивные и спортивно-технические сооружения, и т. д.
Именно указанный закон смог заложить фундаментальные основы правового регулирования физической культуры и спорта в Российской Федерации. Создание закона стало вполне очевидным продолжением нововведений в сфере физической культуры и спорта, которые были первоначально зафиксированы в Основах. В законе были отражены основные пути развития физкультурно-спортивного движения и спортивных организаци-
ях, разрешены наиболее важные вопросы и проблемы организации и управления. Физкультурно-спортивное движение рассматривается в законе как сфера социальной деятельности, которая нуждается в эффективной и оперативной системе управления, планировании, правовом регулировании и поддержке со стороны государства [5-7].
В современной России развитие физической культуры и спорта является важнейшей функцией государства, именно от степени развития данной сферы зависит нормальное физическое и умственное развитие человека, общества, формируется здоровый образ жизни нации, совершенствуется двигательная активность индивида в целом.
Но невозможно развитие физической культуры и спорта на уровне государства без должного правового регулирования, совершенствования и активного правотворчества со стороны законодателя.
Законодательство, регулирующее физическую культуру и спорт, состоит из Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, законов и иных нормативных правовых актов высших органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, локальных нормативных актов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации [1-4].
Рассматривая правовое регулирование развития физической культуры и спорта на современном этапе, следует в первую очередь обратить внимание на Конституцию РФ, которая является основным законом, регулирующем физическую культуру и спорт.
Данное утверждение подтверждается ч. 2 ст. 41 Конституции РФ; в ней провозглашается, что в России финансируются различные федеральные программы, направленные на охрану и укрепление здоровья населения, поощряется деятельность, способствующая развитию физической культуры и спорта. При этом ч. 1 ст. 72 Конституции РФ относит регулирование вопросов в области физической культуры и спорта к совместному ведению Российской Федерации и её субъектов [1-3].
Кандидат юридических наук, доцент кафедры административного и уголовного права Поволжского института управления им. П. А. Сто-
лыпина М. Г. Вулах утверждал, что именно второе из приведённых конституционных положений в совокупности с нормами ч. 2 ст. 76 Конституции РФ, устанавливающей, что по предметам совместного ведения России и её субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации, предопределили структуру законодательства о физической культуре и спорте [5].
В ч. 4 ст. 15 Конституции РФ указано: «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью её правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». Из этого следует, что нормативно-правовые акты, принятые определёнными международными органами, и международные договоры Российской Федерации входят в систему правового регулирования физической культуры и спорта [1].
Ключевой программой развития физической культуры и спорта на государственном уровне является федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы». Цель реализации данной программы — создание условий, обеспечивающих возможность для граждан страны вести здоровый образ жизни, систематически заниматься физической культурой и спортом, получить доступ к развитой спортивной инфраструктуре, а также повысить конкурентоспособность российского спорта [4].
Также в программе определены основные задачи, стоящие перед государством, в частности создание новой, более совершенной национальной системы физкультурно-спортивного воспитания населения, реализация комплекса мер по пропаганде физической культуры и спорта, совершенствование системы физического воспитания различных категорий и групп населения и др. Стоит обратить внимание на целевые ориентиры и ожидаемые результаты реализации федеральной программы: увеличение количества граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности населения в Российской Федерации: на первом этапе — с 15,9 % в 2008 г. до 30 % в 2015 г. и на втором этапе — до 40 % в 2020 г.; увеличение доли обучающихся и студентов, систематически занимающихся физической культурой и спортом,
В. Д. Иванов, В. З. Смирнова, М. А. Райн
в общей численности данной категории населения: на первом этапе — с 34,5 до 60 % и на втором этапе — до 80 %; увеличение доли граждан, занимающихся в специализированных спортивных учреждениях, в общей численности данной возрастной категории: на первом этапе — с 20,2 до 35 % и на втором этапе — до 50 % и т. д. [4].
Ключевое значение в развитии физической культуры и спорта в Российской Федерации имеет предусмотренное в Федеральном законе от 4 декабря 2007 г. № 329-Ф3 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» закрепление более 450 полномочий Правительства РФ за иными федеральными органами исполнительной власти, в число которых входят полномочия в сфере пенсионного обеспечения, строительства, охраны здоровья граждан, спорта, организации культурно-массовых мероприятий и т. п. [3]. Это в конечном счёте приводит к более детальному регулированию развития физической культуры и спорта в субъектах и муниципальных образованиях. Издание нормативно-правовых актов в сфере физической культуры осуществляется не только Правительством РФ, но и уполномоченными на то органами государственной власти в пределах компетенции данного органа.
Необходимо обратить внимание и на такой, не менее важный источник регулирования отношений в области физической культуры и спорта в Российской Федерации, как корпоративные нормативные акты физкультурно-спортивных организаций и объединений, принимаемые в порядке, предусмотренном учредительными документами данных организаций и в соответствии с действующим федеральным и региональным законодательством.
Данное требование является ключевым, так как никакие нормативные акты не должны противоречить Конституции РФ и федеральному законодательству. На современном этапе развития и совершенствования правового регулирования, корпоративные нормы, принимаемые спортивными организациями, занимают своё особое место. Данные нормы регулируют отношения в весьма узкой сфере, и в связи с этим детальнее закрепляют должное поведение участников отношений в сфере физической культуры и спорта. Наибольшее развитие и распространение получила система корпоративных нормативных актов, которые регулируют отношения, возникающие в сфере именно профессионального спорта. К источникам правово-
го регулирования отношений в сфере физической культуры и спорта относятся также соглашения, которые заключаются федеральными органами исполнительной власти с различными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Таким образом, можно сделать вывод, что принятие Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» не стало завершающим этапом нормотворческой деятельности государства сфере физической культуры и спорта. Данный закон лишь конкретизировал определённый моменты и неточности в понимании федерального законодательства о физической культуре и спорте, но не решил все проблемы, стоящие перед государством. Необходимо дальнейшее активное совершенствование данного закона и других нормативных правовых актов в данной сфере, учитывая современные потребности и происходящие изменения в обществе и государстве. Но если же рассматривать значение Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» в правовой системе России, то следует отметить, что принятие данного закона и сопряжённого с ним законодательства, включая федеральную целевую программу «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы», является важным шагом вперёд. Дальнейшее совершенствование и развитие правового регулирования является одной из ключевых задач Российской Федерации.
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.).
2. Федеральный закон от 29 апреля 1999 г. № 80-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».
3. Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ (ред. от 22 нояб. 2016 г.) «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 22 нояб. 2016 г.).
4. Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы».
5. Вулах, М. Г. Проблемы совершенствования российского спортивного законодательства / М. Г. Вулах // Вестн. Волж. ун-та им. В. Н. Татищева. — 2010. — № 3. — С. 2-5.
6. Красовский, С. Я. К вопросу о правовом регулировании физической культуры и спорта / С. Я. Красовский // Вестн. Юж.-Урал. гос. ун-та. — 2013. — № 4. — С. 1-2.
7. Скоблин, И. Т. Особенности применения зако- Федерации» / И. Т. Скоблин. — М. : Ника, 2013. — на «О физической культуре и спорте в Российской 320 с.
Поступила в редакцию 13 марта 2017 г.
Для цитирования: Иванов, В. Д. Проблемы правового регулирования физической культуры и спорта в Российской Федерации / В. Д. Иванов, В. З. Смирнова, М. А. Райн // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. — 2017. — Т. 2, № 2. — С. 108-111.
Сведения об авторах
Иванов Валентин Дмитриевич — кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания и спорта, Челябинский государственный университет. Челябинск, Россия. [email protected]
Смирнова Венера Зайнуловна — старший преподаватель кафедры физического воспитания и спорта, Челябинский государственный университет. Челябинск, Россия. [email protected]
Райн Максим Андреевич — студент 3-го курса Институт права, Челябинский государственный университет. Челябинск, Россия. [email protected]
PHYSICAL CULTURE. SPORT. TOURISM. MOTOR RECREATION
2017, vol. 2, no. 2, pp. 108-111.
Problems of Legal Regulation of Physical Culture and Sports in the Russian Federation
V.D. Ivanov1, V.Z. Smirnov2, M.A. Ryan3
Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia [email protected]; [email protected];[email protected]
In this article the assessment of level of legal regulation of relations arising in the sphere of physical culture and sports in the Russian Federation. Discovered the problem of insufficient regulation of these relations, the need to address gaps in the current legislation, a single and precise interpretation and understanding of the law. This study allows to conclude that it is necessary to eliminate existing gaps in the legislation of the Russian Federation, to specify some articles in this field.
Keywords: legislation in the sphere of physical culture and sports, legal regulation of physical culture and sports movement, target programs, regulatory legal act, the Federal legislation.
References
1. Konstitutsiya Rossiyskoy Federatsii (prinyata vsenarodnyim golosovaniem 12.12.1993 [The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote 12.12.1993]. (In Russ.).
2. Federal'nyy zakon ot 29.04.1999 g. № 80-FZ «O fizicheskoy kul'ture i sporte v Rossiyskoy Federatsii» [Federal law dated 1999, 29 Apil, no. 80-®3 "On Physical Culture and Sport in the Russian Federation"]. (In Russ.).
3. Federal'nyy zakon ot 4.12.2007 № 329-FZ (red. ot 22.11.2016 g.) «O fizicheskoy kul'ture i sporte v Rossiyskoy Federatsii» [Federal law dated 2007, 4 December, no. 329-®3 "On Physical Culture and Sport in the Russian Federation"]. (In Russ.).
4. Federal'naya tselevaya programma «Razvitiye fizicheskoy kul'tury i sporta v Rossiyskoy Federatsii na 2016-2020 gody» [The Federal Targeted Programme
"Development of Physical Culture and Sports in the Russian Federation for 2016-2020"]. (In Russ.).
5. Vulakh M.G. Problemy sovershenstvovaniya ros-siyskogo sportivnogo zakonodatel'stva [Problems of Improvement of Russian Sport Legislation]. Vestnik Volzhs-kogo universiteta imeni V.N. Tatischeva [Bulletin of the Volga University. V.N. Tatishcheva], 2010, no. 3, pp. 2-5. (In Russ.).
6. Krasovskiy S.Ya. K voprosu o pravovom regu-lirovanii fizicheskoy kul'tury i sporta [The Question of the Legal Regulation of Physical Culture and Sport]. Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the South Ural State University], 2013, no. 4, pp. 1-2. (In Russ.).
7. Skoblin I.T. Osobennosti primeneniya zakona «Ofizicheskoy kul'ture i sporte v Rossiyskoy Federatsii [The Application of the Law "On Physical Culture and Sport in the Russian Federation"]. Moscow, 2013. 320 p. (In Russ.).